Непростая операция малошумной U35 в зоне ответственности ВМФ России. Миссия с дальним прицелом

45

Как известно, для большинства отечественных и зарубежных военных экспертов и обозревателей информация о начале перехода анаэробной дизель-электрической подводной лодки U35 (S185) проекта 212A ВМС Германии из акватории Балтийского моря в Центральное и Восточное Средиземноморье так и не стала предметом пристального внимания, не говоря уже об отсутствии каких-либо дальнейших попыток осуществления детального экспертного анализа вероятных целей развёртывания данной субмарины в столь критически важном (с оперативно-стратегической точки зрения) регионе Южно-Европейского и Ближневосточного условных театров военных действий.

Участие сверхмалошумной U35 в военно-морской операции IRINI по воспрепятствованию поставок вооружений сторонам ливийского конфликта является отличным прикрытием истинных задач данной субмарины в Средиземноморском регионе


И удивляться данному обстоятельству абсолютно не стоит, ведь поверхностные взоры рядовой обозревательской аудитории десятков новостных изданий, а также военных экспертов, с головой погрузившихся в прогнозирование вероятных компенсационных военно-политических мер Пентагона после эпохального фиаско Объединённых ВС НАТО в военной кампании на территории Афганистана, был в одночасье прикован к наиболее удобоваримой и не требующей тщательной оценки официальной версии, озвученной осведомлённым источником в пресс-службе оборонного ведомства ФРГ.



Так, согласно данным последнего, ключевой и единственной целью передислокации анаэробной ДЭПЛ U35 в акваторию Средиземного моря является не что иное, как осуществление гидроакустической разведки подводного и надводного пространств на ближних и дальних подступах к побережью Ливии на предмет появления надводных кораблей, ныряющих и полупогруженных катеров, а также малоразмерных ПЛ, обеспечивающих военно-техническую поддержку военизированных формирований Правительства национального согласия (ПНС), а также подразделений Ливийской национальной армии Халифы Хафтара.

Осуществление экипажем немецкой U35 данного спектра задач аргументируется необходимостью расширения и интенсификации военно-морской операции Объединённых ВМС Евросоюза (EUNAVFOR) IRINI, предусмотренной проектом резолюции Совбеза ООН о введении эмбарго на поставку любых типов вооружений сторонам ливийского конфликта.

Между тем практически любому военному эксперту, обладающему даже поверхностными представлениями о тактико-технических параметрах подлежащих развёртыванию в данном регионе средств гидроакустической, радиолокационной и оптико-электронной разведки ВМС и ВВС Германии, Франции, Италии и Испании (надводного и воздушного базирования), должен быть вполне очевиден следующий факт.

Для эффективного мониторинга подводного и надводного пространств в Центральном Средиземноморье хватило бы задействования пары противолодочных самолётов P-3C «Orion» (либо одиночного MQ-9B «Sky/Sea Guardian» с периодом барражирования над разведываемым районом порядка 30–40 часов или БПЛА стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки RQ-4E «Euro Hawk»), а также одного фрегата класса «Sachsen» (Тип F124) или «Horizon».

Осуществив тщательное ознакомление с соответствующими отечественными и зарубежными военно-техническими интернет-изданиями военно-морского профиля, можно детально оценить тактико-технические преимущества режимов работы сантиметровых бортовых прицельно-поисковых радаров AN/APY-137(V)5 противолодочных самолётов P-3C «Orion», а также турельной многодиапазонной БРЛС Х-диапазона «SeaVue», являющейся специализированной модификацией «орионовской» AN/APY-137(V)5 и предназначенной для программно-аппаратной адаптации к применению в БРЭО и СУВ ударно-разведывательного БПЛА MQ-9B «Sky/Sea Guardian».

Обладая возможностью функционирования в режиме обращённой синтезированной апертуры (ISAR) и пеленгования движущихся поверхностных объектов (GMTI), вышеуказанные РЛС способны обнаруживать, классифицировать и идентифицировать (методом формирования радиолокационных 3D-изображений фотографического качества) любые надводные, полупогруженные и подводные средства доставки вооружения на Ливийский ТВД в радиусе 150–200 км; не говоря уже о более высокэнергетических и помехозащищённых АФАР-радарах AN/ZPY-2, установленных на разведывательных БПЛА семейства RQ-4E «Euro Hawk» (модификация RQ-4B для военно-воздушных сил европейских государств-членов/партнёров НАТО).

Данная информация может быть в одночасье дополнена координатами обнаруженных надводных/подводных транспортов, полученными высокочувствительными внутрикорпусными ГАК DSQS-24B STN «Atlas» одного из немецких фрегатов класса «Саксония», либо ГАК TMS 4110CL одного из фрегатов класса «Горизонт» ВМС Италии/Франции.

Стало быть, задействование в данной операции ещё и немецкой малошумной ДЭПЛ U35 является целиком и полностью контрпродуктивным и экономически нецелесообразным решением Минобороны ФРГ.

Что же является одной из первостепенных задач экипажа U35 ВМС Германии в акватории Средиземного моря?


Между тем, учитывая уникальные тактико-технические параметры субмарин проекта 212А ВМС Германии, а также анонсированное неделей ранее компетентным источником в судостроительной отрасли России доведение группировки малошумных ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка» (носителей двух-трёх десятков СКР 3М14К и противолодочных ракет 91Р1 семейства «Калибр-ПЛ») в восточной части акватории Средиземного моря до 5 единиц, истинные цели развёртывания немецкой U35 в Средиземноморском регионе начинают просматриваться куда более отчетливо.

Располагая уникальной гибридной энергетической установкой на базе дизель-генераторного блока с серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями, а также анаэробной воздухонезависимой энергетической ВНЭУ на основе протон-обменных водородно-кислородных электрохимических генераторов, ДЭПЛ типа 212А может похвастаться способностью оперирования в подводном режиме на протяжении порядка 20 дней (без вскрытия собственного местоположения для мультиспектральных оптико-электронных модулей, интегрированных в элементную базу прицельно-поисковых комплексов «Новелла-П-38» противолодочных самолётов Ил-38Н).

В ту же очередь, корпус из маломагнитной стали с подводным водоизмещением не более 1 900 тонн (в 2 раза меньше, нежели у пр. 636.3) способствует реализации двух ключевых оперативно-тактических преимуществ немецкой U35.

Во-первых, значительному снижению вероятности её обнаружения посредством детекторов магнитных аномалий, установленных на противолодочных самолётах Ил-38Н и Ту-142М3.

Во-вторых, заметному снижению акустической сигнатуры немецкой U35 (до 35–45 дБ), обеспечивающему сокращение дистанции её пеленгования посредством пассивных ненаправленных и направленных радиогидроакустических буёв РГБ-41 и РГБ-48 из «снаряжения» Ил-38Н до 7–20 км (первой ближней зоны акустической освещённости).

Заметно уменьшится и дальность обнаружения U35 внутрикорпусными гидроакустическими комплексами МГК-400ЭМ «Рубикон-М» подлодок пр. 636.3 «Варшавянка», что будет особо отчётливо проявляться в случае реализации экипажем немецкой субмарины режима «подкрадывания» со скоростью 3–5 узлов.

Экипаж же немецкой субмарины, напротив, будет располагать возможностью как детального анализа «акустических портретов», так и любых манёвров наших «Варшавянок» в акватории Средиземного моря в интересах командования ОВМС НАТО.

Ведь штатные дизель-электрические ЭУ, вынуждающие экипажи «Варшавянок» каждые 18–20 часов подниматься к поверхности для подзарядки батарей в режиме РДП, будут мгновенно пеленговаться комплексом пассивной гидроакустической разведки AN5039A1, а также низкочастотной ГАС на базе гибкой протяженной буксируемой антенны TAS-3, являющейся аналогом нашей «Виньетки-ЭМ».

На этом фоне программа проектирования отечественной ВНЭУ для ДЭПЛ класса «Лада» (на базе риформинга дизельного топлива), способной обеспечить последним должный уровень скрытности, к сожалению, пребывает в режиме затяжной пробуксовки.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 сентября 2021 03:53
    Спасибо. Было крайне интересно прочитать.
    1. +5
      18 сентября 2021 05:21
      Арон, вы сделали мою ночь)) laughing
      1. -22
        18 сентября 2021 06:54
        На этом фоне программа проектирования отечественной ВНЭУ для ДЭПЛ класса «Лада» (на базе риформинга дизельного топлива), способной обеспечить последним должный уровень скрытности, к сожалению, пребывает в режиме затяжной пробуксовки.


        Ничё... Сделаем yes Да так , что - "Ух-х !" , на зависть другим.
    2. +4
      18 сентября 2021 10:49
      Нормальный автор написал нормальную статью, причём сделал в ней нетривиальный вывод. Хорошо если четверть статей схожего уровня на ВО публикуется.
      1. +6
        18 сентября 2021 12:45
        Вывод не то чтобы нетривиальный. Вполне себе очевидный. Просто у нас как-то не принято про такие вещи писать.
        1. +3
          18 сентября 2021 13:04
          Цитата: Весеннийпух
          Вывод не то чтобы нетривиальный. Вполне себе очевидный.

          Вполне очевидный для человека понимающего и следящего за темой. Я, к примеру, вообще не в курсе был похода немецкой лодки.
          Цитата: Весеннийпух
          Просто у нас как-то не принято про такие вещи писать.
          Просто многие авторы не осилят такой анализ, а большинство статей и вовсе новостные, без малейшего анализа.
          1. +7
            18 сентября 2021 19:56
            Кстати сейчас в Японии начались крупнейшие за 30 лет сухопутные учения, на ВО по-моему об этом ни слова.

            В Японии стартовали общенациональные учения сухопутных войск

            Сообщается, что последний раз такие маневры проводились в 1993 году. На этот раз в учениях примут участие около 100 тыс. военнослужащих, 20 тыс. единиц техники и 120 самолетов. Также к маневрам присоединится один десантный корабль ВМС США.

            Японские власти отмечают, что учения проходят в соответствии с программой национальной обороны, принятой в 2019 году. Они призваны показать зарубежным государствам, что Япония готова отстаивать свои интересы в Тихом океане.

            Подробности: https://regnum.ru/news/polit/3370460.html
            Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
      2. -12
        18 сентября 2021 23:04
        Должен вас господа разочаровать, насчет автора, бо беседовал с очень засекреченным контр-адмиралом( мне нужна была серьёзная консультация), так вот беседа сия происходила лет эдак пять назад, как раз по поводу вот этих лодок с ВНЭУ. Есть у нас и завод, которые колбасит водородные элементы для ПЛ - построили и прекрасно фунциклирует, и установка есть, и лодку построили, да давно. И раз про это не пишут, значит так надо.
        1. +5
          19 сентября 2021 05:30
          Маз если это всё правда то это очень круто, только не понятно почему тогда наши об этом молчат, ведь ВНЭУ это уже далеко не "ноу-хау", ну и одной лодки думаю маловато будет
  2. +18
    18 сентября 2021 05:24
    Мне вот вообще непонятно, почему все, упоминая Варшавянку, тут же с упоением произносят - "черная дыра..."
    Ну, дыра. Пока дизель не включила.
    В мире за последнее время столько всего придумано. А тут все черная дыра по технологии 100-летней давности.
    1. +12
      18 сентября 2021 08:13
      Цитата: mmaxx
      Мне вот вообще непонятно, почему все, упоминая Варшавянку, тут же с упоением произносят - "черная дыра..."

      Журналисты, сэр...
      1. +1
        18 сентября 2021 17:10
        В тему фраза...
    2. 0
      19 сентября 2021 23:40
      А вы уверены что лодки первой серии и то,что сейчас сходит со стапелей имеют одинаковые характеристики по шуму,вооружению... и так далее ? )
      Модернизация вообще то проходит постоянно.
    3. 0
      20 сентября 2021 17:11
      Это значит, что темно будет как у негра... если не всплыть вовремя... Но, наверное, не все так плохо. Я почему-то верю, что это хорошие лодки.
  3. +19
    18 сентября 2021 05:45
    В подражание И.Ильфу и Е.Петрову и их незабвенному Никифору Ляпис-Трубецкому
    Даманцев был хороший парень
    Статью о лодках написал
    Как он названиями шпарил
    Но вряд ли что в них понимал
    1. +1
      18 сентября 2021 06:47
      Цитата: Нафаня из дивана
      Как он названиями шпарил
      Но вряд ли что в них понимал

      Есть такая буква, во всяком случае для меня. Хорошо бы каждую статью сопровождать ссылками начиная от "Зарубежное военное обозрение" до "Материально-техническое обеспечение ВС РФ". А то часто приходится самому искать чтобы разобраться, особенно с сокращениях laughing
  4. +9
    18 сентября 2021 06:36
    Даманцев в своём стиле.

    А что мешает натовским противолодочным самолётам засечь варшавянку если ей всё равно раз в сутки всплывать приходится?
    1. -1
      19 сентября 2021 00:17
      Акустический портрет самолет не снимет.
      1. +5
        19 сентября 2021 03:18
        Гидроакустические буи всё снимут. Да и вообще имхо портрет 636.3 для НАТО давно известен.
  5. 0
    18 сентября 2021 07:21
    Даманцев. Этим все сказано. Есть подозрение, что свои "шедевры" данный "автор" строчит из психического учереждения принудительного лечения...
  6. +3
    18 сентября 2021 08:11
    Да уж!
    Даманцев - такой Даманцев...
    Обилие "военных слов" и аббревиатур, разные цифры, надерганные
    из различных источников, "многозначительные" выводы, и домыслы,
    домыслы, домыслы...
    1. +13
      18 сентября 2021 12:48
      Цитата: Bez 310
      Обилие "военных слов" и аббревиатур, разные цифры, надерганные
      из различных источников, "многозначительные" выводы, и домыслы,
      домыслы, домыслы...

      Бец, hi
      Разреши мои 5 копеек положить на алтарь "критиканства" (не критики ради, а улучшения для). Я немного конкретизирую твои ощущения от прочитанного.
      Итак.
      1. U35 поперлась в Средиземку не потому, что там "скопилось" аж 5 наших 636.3 (нужно заметить, что 2 из них -- "проходящие" с Балтики на ТОФ), а потому, что Бундес марине по планам НАТО осваивают этот МТВД. И это следствие того, что Штаты переключаются на АТР все более противодействуя растущему флоту НОАК КНР.
      2. Автор "за уши" притянул маломагнитность ПК U35 к ее г/а незаметности (снижению уровня собственных шумов до 35-45 дБ). Лучше бы вспомнил про зализанные обводы ЛК, сделанного из стеклопластика (композита). Здесь и форма (идеально ламинантное обтекание потока) и содержание (поглощение энергии посылок ГАС) соответствовали бы утверждению... А так -- "пузырь в нос" bully
      3. Автор, упоминая о наших РГАБ, ну-у-у очень погорячился с Д обнаружения на них НАПЛ тип 212А... Как говорили в старину: -- " Урежьте осетра наполовину!" (А то и поделите на 3 части -- не ошибетесь!)
      4. С тактикой ПЛ у Даманцева тоже не все в порядке. Получается,что хитрющие дойчеры "подкрадываются" к нашим 636.3 на 3-5 уз... А те беззаботно, этак, глиссируют на пределе своих скоростных возможностей! Так не бывает. Режим хода выбирается из оценки обстановки по условиям выполнения задачи, в том числе и наличия сил ПЛО в районе. А если ты знаешь, что возможна встреча с 212 проектом, то и выводы делаются соответствующие, и обеспечение заказывается нехилое... Это так, к слову.
      5. Автору следовало быть несколько поскромнее при сравнении ГПБА. Это наша Виньетка пытается стать "аналогом" ТАS-3, родичи которого появились несколько раньше нашей ГАС.
      Это в качестве "критиканства" и 5 коп. по теме "В подводном царстве мрак и тишина"(с).
      АГА.
      1. +2
        18 сентября 2021 13:54
        Цитата: Удав КАА
        РГАБ

        РГБ - (1,16, 55, 41, ...), но только РГБ!
        Разбирать в статьях Даманцева все его "шалости"
        я не могу, это выше моих сил. Я старый человек...
        1. +7
          18 сентября 2021 14:26
          Цитата: Bez 310
          но только РГБ!

          Бец, РГБ у нас шифруется как "реактивные глубинные бомбы", ну, к примеру, РГБ-60 от РБУ 6000. Поэтому нас учили, чтобы различать их от акустических буев, добавлять букву "А" -- для ясности. Исключительно поэтому, а не "корысти ради"...
          АГА.
          1. 0
            18 сентября 2021 14:54
            Цитата: Удав КАА
            РГБ у нас шифруется как "реактивные глубинные бомбы"

            А у нас, и в МО, РГБ - радиогидроакустический
            буй, и нас учили не перевирать аббревиатуры.
            Для примера:
            1. +1
              18 сентября 2021 15:05
              Цитата: Bez 310
              А у нас, и в МО, РГБ - радиогидроакустический
              буй,

              В крыжополе тоже много чудного, ОДНАКО!
              Индекс пусковой установки «Смерч-2»
              Индекс бомбы РГБ-60
              Калибр, мм 212
              Число стволов 12
              Дальность стрельбы, м 6000 м
              Это даже ВИКИ знает. А меня этому учили еще в 70-х годах прошлого века(!) И надо сказать, учили на совесть...
              1. +1
                18 сентября 2021 15:35
                Цитата: Удав КАА
                А меня этому учили еще в 70-х годах прошлого века(!) И надо сказать, учили на совесть...

                И меня...
        2. +1
          24 сентября 2021 13:01
          .Я старый человек...


          Я старый солдат и не знаю слов любви... .(с)
  7. -1
    18 сентября 2021 08:48
    Я когда читаю такие типо аналитические статьи, мне кажется, что какой то Даманцев, граматней чем аналитики МО, не смешите мои тапки
  8. -6
    18 сентября 2021 14:22
    Ага и при следующем доковании на борту ПЛ,они увидят непристойное русское слово из трех букв,или турецкое,которое будет наверно подлиннее.Можно алжирское, на крайняк египетское.
  9. 0
    18 сентября 2021 16:16
    Не совсем понял, а разве нахождение в подводном положении ещё может быть эффективным средством маскировки? И разве всевозможные сигнатуры наших кораблей все ещё отсутствуют у вражеских разведок?
    1. 0
      19 сентября 2021 12:11
      Для небольших пассивных беспилотников и роботов - очень даже.
      Их, правда, никто специально не тралит (т. е. нигде в мире ещё не строят специализированных под роботов тральщиков) и они попадаются случайно и нечасто.
      Да и сигнатуры, в будущем, для такой техники будут малополезны, так как их тогда начнут собирать конвейерно из инженерных "кубиков", постоянно меняя и стандартные компоненты и уникальный обвес.
  10. +2
    18 сентября 2021 17:14
    А так... И почему б немцам и не послать свою лодку в этот суп с клецками? Там много всего сейчас плавает. Потренируются подводники. На ком не важно. НаБалтике и Северном море такого разнообразия кораблей нет.
  11. +4
    18 сентября 2021 19:14
    вышеуказанные РЛС способны обнаруживать, классифицировать и идентифицировать (методом формирования радиолокационных 3D-изображений фотографического качества) любые надводные, полупогруженные и подводные средства

    РЛС воздушного базирования создаёт 3Д изображения подводных объектов?!
  12. +3
    18 сентября 2021 21:48
    Многа букв для вырвжения двух мыслей.
    1. Немцы идут следить за нашими лодками.
    2. У нас все плохо по ВНЭУ.
    1. 0
      19 сентября 2021 03:29
      Счас вообще в тренде перспектива чистых электрходов. С батареями пока затык.
      1. +1
        19 сентября 2021 11:52
        Думаю, что проблема не столько с батареями, сколько с пониманием того, что если электрические составляющие ЭУ откажут, то без дизеля - капут. А впихнуть и необхрдимую на 30 суток батарею и дизель габприты не позволяют. Как то так.
  13. 0
    20 сентября 2021 17:29
    Не, ну посыл очевиден. В свете неминуемой атаки на Иран (это будет 100%), очевидно, трафик

    В желанном отблеске Сансары
    Вертолет стандартный старый
    Не поет, закрыл свой рот
    Виртуозный полиглот.
    Лабрадор, Гибралтар,
    Начинается пожар.

    Тире Израиль требует всесторонней поддержки блока. Ну а Варшавянки они хорошие, они секретные, их беречь надо и руками не трогать.