Баллада о танкетке: танкетка Мартеля

50

Танкетка «Моррис-Мартель» Mk.I. Рис. А. Шепса

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга;
Откровения Иоанна Богослова, 6:4

История бронетанковой техники. Всегда было так и будет в дальнейшем, что некий человек видит дальше других и понимает больше, чем другие. А ещё, если он хорошо разбирается в технике, то он вполне может создать и нечто такое, что потом превращается в тренд и даёт целое направление развитию промышленности или военного дела. В Англии таким человеком был сэр Жиффар Ле Кен Мартель.

Во время Первой мировой войны и сразу после неё он служил в Королевской инженерной службе. В этот период он активно участвовал в разработке танков и… мостов. Но самой первой его разработкой был… легкий одноместный танк. То есть, если у англичан были проблемы с определением, кто же является «отцом» их танков, то в отношении танкетки нет никаких разногласий. Её отцом был именно он!




Мартель за рулём четырехгусеничного вездехода, который он построил у себя дома во время службы в Индии

Майор Мартель начал работу над своей машиной в январе 1925 года. Он проанализировал события Великой войны и пришёл к убеждению, что главная проблема сейчас заключается в том, чтобы защитить пехотинца и дать ему возможность продвигаться вперёд, обладая при этом достаточной огневой мощью, чтобы уничтожать врага. Так и появился танк, однако у Мартеля были свои мысли на этот счёт.

Он считал, что танк объединил несколько солдат в одну большую движущуюся цель, а большая цель это всегда хуже, чем маленькая. По его мнению, были два возможных варианта защиты движущихся целей на поле боя. Смысл первого варианта заключался в том, чтобы за счёт высокой скорости и маневренности уклоняться от выстрелов противника. Другой вариант заключался в резком увеличении броневой защиты танка. Причём Мартель считал последний вариант вполне возможным с инженерной точки зрения. Однако, находясь на службе в послевоенной британской армии, испытывавшей постоянную нехватку денежных средств, он понимал, что недостаток финансирования помешает реализации этого плана. Ведь для постройки большого танка с тяжелой бронёй потребовались бы мощные двигатели, что несомненно должно было бы увеличить его стоимость до уровня, значительно превышающего сумму, которую Казначейство могло профинансировать.

И тогда Мартель предложил третий путь. Что, если превратить танк в нечто маленькое, отдав приоритет в его создании самому минималистическому дизайну? Создав одноместный танк, невосприимчивый к огню стрелкового оружия противника и вооруженный ручным пулеметом, британские бронетанковые подразделения смогли бы значительно превзойти по численности любое из противотанковых средств противника. Точно так же малый размер позволял значительно упростить и удешевить создание такой машины с хорошими характеристиками подвижности, а также затруднить её обнаружение на поле боя.

Баллада о танкетке: танкетка Мартеля
Танкетка Мартеля на одного человека

В итоге он начал разрабатывать проект машины совершенно нового класса, которые он назвал «Танкеткой». А уже в феврале 1925 года он начал её строительство у себя в гараже.

Прототип танкетки Мартеля изготовлен из дерева и окрашен в серый цвет. На более поздних моделях большие задние колеса были заменены колесами меньшего размера с цельнорезиновыми шинами.

Прототип одноместной танкетки приводился в движение бензиновым двигателем «Максвелл» мощностью 20 л.с., установленным в передней части машины и соединённым с осью, взятой от автомобиля «Форд». Гусеницы и подвеска были приобретены у компании «Роадлес Тракшн ЛТД», а большие задние колеса со спицами взяты от старого грузовика «Федерал». Корпус был сделан из дерева, но Мартель постарался добавить внутрь дополнительный балласт, примерно равный весу брони. Работа была завершена в августе, а первые испытания выявили некоторые незначительные проблемы, такие как слишком слабая амортизация задних колес.

В то время майор Мартель жил в коттедже Браун в Кемберли. А в этом городе располагался штабной колледж британской армии. Однажды днём капитан Б. Лидделл-Харт, который в нём работал, прогуливался по сельской местности, и… наткнулся на Мартеля, который обкатывал свой самодельный танк. Он стоял ошеломлённый и смотрел, как тот уверенно передвигается по пересечённой местности. Вернувшись домой, он написал статью для «Дайли Телеграф». Эта статья, опубликованная 28 августа 1925 года, привлекла к этой идее внимание всего мира.

«Удивление сменилось трепетом, когда этот солдат двадцатого века на своем механическом устройстве выбрался с дороги на почти перпендикулярный берег высотой не менее четырех футов и мчался по полосе грубого дрока со скоростью, с которой ни человек, ни всадник не стал бы пытаться пересечь такой участок земли. Затем он так резко повернул, что это вызвало бы зависть у любого лондонского таксиста. А потом он направился к небольшому, но довольно крутому холму, и взобрался на него со скоростью 6-7 миль в час, а затем продолжил свой путь через лесопосадку, которую лошадь или вьючный мул едва могли бы преодолеть.»

Почти все британские танки до этого времени были большими и относительно тихоходными машинами. Здесь, перед капитаном Лидделл-Хартом, стоял танк, который, по его словам, размером был с лошадь, но с подвижностью, её превосходящей. Танк имел амбразуру, из которой можно было стрелять из стрелкового оружия, например, ручного пулемета. И машина ему так понравилась, что он предложил Мартелю показать её курсантам своего колледжа.

Итогом этих демонстраций стало то, что военное министерство заказало Мартелю две такие машины. В качестве производителя тот предложил фирму «Моррис Коммершиал Моторс LTD». Благодаря этому обе машины получили фирменный двигатель мощностью 16 л.с. Причём из двух танкеток, которые будут изготовлены, одна имела одноместный корпус, а другая – двухместный. Ну и понятно, что у двухместного варианта корпус был несколько шире. А вот шасси были идентичными в обоих случаях.

Кроме того, специалисты фирмы подумали, что шасси без бронированного корпуса можно будет продавать отдельно как тягач. Таким образом, когда шасси сходило с конвейера, на него можно было поставить бронированный корпус, рассчитанный на одного или на двух человек, либо установить тракторный кузов. Такая схема теоретически могла принести значительную прибыль.

Но оказалось, что шасси было совершенно непригодным для использования в качестве трактора, так что этот хитрый план ни к чему не привёл. Причина кроется, скорее всего, в разных функциях тракторов и танков. Трактору требуется способность тянуть такие объекты, как плуги и прицепы, а танкетке – скорость и маневренность. Таким образом, коробка передач трактора должна работать при совершенно иных нагрузках, чем коробка передач у танкетки.


Ходовая часть танкетки Мартеля

Первая машина, одноместная, была построена в феврале 1926 года, её корпус был изготовлен из низкоуглеродистой стали толщиной 8 мм. При взвешивании он оказался на 1 тонну больше его прогнозируемого веса в 2 тонны. Чтобы уменьшить этот вес, было разработано модернизированное шасси, а также уменьшена толщина брони до 6 мм. Испытания на местности показали, что вес в 3 тонны не представлял большую проблему, поэтому толщина брони была вновь увеличена до 8 мм, что соответствовало броне тогдашнего стандартного британского танка «Виккерс Медиум».


Двухместная танкетка Мартеля на испытаниях

После испытаний в 1926 году военное министерство окончательно остановилось на конструкции двухместной машины. В декабре было заказано 8 таких двухместных машин. Но у них появились конкуренты: 8 машин «Карден-Лойд» Mk.IV. В августе и сентябре 1927 года и те, и другие машины тестировались совместно. Также эти танкетки использовались и во время маневров 1928 года.

Однако, потеряв гражданский рынок, фирма «Моррис» не хотела тратить деньги на дальнейшую разработку танкетки «Моррис-Мартель». А так как денег у военных на две танкетки не было, первенство осталось за «Карден-Лойд».


Танкетки «Моррис-Мартель» и «Карден-Лойд» во время испытаний

А вот «Карден-Лойд» с радостью взялась за разработку новой машины собственными силами, освободив военное министерство от финансового бремени. Эта собственная разработка вскоре как раз и привела к успешному созданию танкетки Mk.VI, ставшей основой для появления танкеток по всему миру.

Что же из себя представляла это первая в мире танкетка с технической точки зрения? Она имела двигатель в передней части машины, а боевое отделение – за ним. Радиатор находился спереди, под капотом. Носовая часть капота была наклонной, с жалюзи. Трансмиссия находилась за двигателем, проходила под боевым отделением и соединялась с двумя ведущими звёздочками. Выхлопная труба проходила с левой стороны боевого отделения, за пределами брони. Ведущие звёздочки находились сзади. Ходовую часть дополняли два небольших опорных колеса с двойным резиновым ободом. Неясно, была ли к ним прикреплена подвеска. Над двумя опорными колесами имелся жёлоб для грязи, предназначенный для предотвращения попадания на них грязи с гусеницы.

В боевом отделении справа располагался стрелок, вооруженный пулеметом .303 «Льюис», который мог вести из него огонь через амбразуру. Неизвестно, сколько боеприпасов могло храниться на борту. Водитель был слева. Сиденья обоих танкистов можно было поднимать и опускать. У водителя была смотровая щель, через которую он вёл наблюдение, когда ехал, находясь за бронёй. Защищено ли оно было пуленепробиваемым стеклом, неизвестно.

В корме танка находились два колеса. Они предназначались для предотвращения опрокидывания танка назад при движении по склонам или по пересечённой местности. Эти колеса также служили дополнительным средством управления танкеткой. В то время управление другими английскими танками осуществлялось путём торможения одной из гусениц. Однако это означало, что танк замедлял движение из-за остановки одной из гусениц, и половина мощности его двигателя расходовались впустую (дифференциалы системы «Клетрак» тогда ещё не были изобретены), и это приводило к значительному износу тормозов, сцепления и гусениц.


На маневрах 1928 года. Сравнительные размеры...

На этой танкетке задние колеса могли использоваться как рулевые при движении по дорогам или при выполнении поворотов с большим радиусом. Это можно было сделать без применения тормозов, без потери мощности двигателя и снижения износа траков гусениц. Правда, такая система управления была сложнее обычной, а также имела больший вес.

Перед боевым отделением по бокам разместили две фары. В задней части машины разместили два брызгоотбойника, идущих от боевого отделения к задним колесам.

Хотя танкетка «Моррис-Мартель» так и осталась машиной экспериментальной, она, тем не менее, породила саму идею танкетки и стала основоположником целого направления развития БТТ межвоенного периода. Её потомки будут принимать участие в войнах, предшествовавших Второй мировой войне, а также в самом её начале.

В конце концов идея танкетки умерла. Тем не менее небольшая машина с экипажем из двух человек, созданная на её базе, стала одной из самых производимых бронированных машин в истории и одной из самых успешных – это был знаменитый британский БТР «Универсал».

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 октября 2021 18:34
    И задняя пара колёс для поворота - нет в мире ничего "лучшего", как нечто забытое старое (имею ввиду первые английские танки).
    1. +8
      8 октября 2021 18:57
      Возможно, первой танкеткой мог бы стать наш отечественный «Вездеход» если получил башню с пулеметом.
      Вячеславу Олеговичу спасибо!
      1. +5
        8 октября 2021 19:03
        Присоединяюсь к словам благодарности.
        Спасибо Вячеслав Олегович!
        Но из всех танкеток мое сердце завоевала современная - "Визель")))
        1. +13
          8 октября 2021 19:20
          мое сердце завоевала современная - "Визель"
          Раз пошла такая пьянка,то мое сердце давно завоевала вот эта танкетка
          1. +5
            8 октября 2021 20:10
            Это не та ли танкетка у которой во время езды кремень имитирует пулемет?)
      2. +10
        8 октября 2021 19:07
        Присоединяюсь!Если я правильно понял судя по Продолжение следует…,то это будет цикл статей,посвященный танкеткам..тем интереснее!
        1. +10
          8 октября 2021 19:22
          Цитата: Кроу
          будет цикл статей,посвященный танкеткам..тем интереснее!

          Именно так, и там будет много всего. Кстати, второй материал уже готов, но пока не выложен. Много всего в запасе на модерации. Дачный сезон закончился!
          1. +7
            8 октября 2021 20:19
            Дачный сезон закончился!
            Ну, наконец-то! И теперь Вы не будете "филонить" от коментариев к собственным материалам по выходным
            1. +7
              8 октября 2021 20:20
              Именно так, Антон!
              1. +6
                8 октября 2021 20:29
                Ок, Вячеслав Олегович! Жду очередных откровений, о финансах Средневековья. Со всем моим уважением!
                1. +6
                  8 октября 2021 20:33
                  Цитата: 3x3zsave
                  Жду очередных откровений, о финансах Средневековья. Со всем моим уважением!

                  Увы, Антон! Я же пишу под настроение. И средневековье порядком мне надоело. Сейчас на модерации 7 материалов и про него только один. Со Столетней войной мы вроде закончили. Конечно, есть интересные музеи и в них интересные экспонаты. Нужно продолжать "великих людей", "одежда" зависла, опять же... люди напоминают про "еду", словом - много всего есть. Но не все хорошо пишется, вот в чем дело.
                  1. +5
                    8 октября 2021 20:53
                    Понимаете, Вячеслав Олегович, Вы уже не раз намекали мне, что стоит написать пару материалов о финансовой стороне Столетней войны. Но всякий раз, обращаясь к этой теме, я понимаю, что в случае с Францией нужно начинать с Людовика Святого, в случае с Англией - со "Старого Гарри", как минимум. Иначе не объяснить
                    1. +5
                      8 октября 2021 21:06
                      Ну и начните...
                      1. +5
                        8 октября 2021 21:10
                        И назвать эпос как-нибудь нетривиально, например, "Короли и " капуста""?
                      2. +3
                        9 октября 2021 05:47
                        Да, но обязательно уточнить Средних веков! Так сказать, добавить точности и научности, а Короли и К взять в кавычки!
                      3. +3
                        9 октября 2021 05:53
                        а Короли и К взять в кавычки!
                        Нет, можно только "капуста". Иначе О'Генри обидится, а я его очень люблю.
                      4. +3
                        9 октября 2021 06:00
                        Да, конечно, именно так!
      3. +5
        8 октября 2021 19:21
        Цитата: Коте пане Коханка
        Возможно, первой танкеткой мог бы стать наш отечественный «Вездеход»

        Но не стал! И Вам спасибо за комментарий!
      4. AUL
        +3
        8 октября 2021 20:24
        Цитата: Коте пане Коханка
        Возможно, первой танкеткой мог бы стать наш отечественный «Вездеход»

        Не смог бы в силу неустранимых конструкторских особенностей ходовой части. Хотя Пороховщиков и сделал большой шаг в становлении бронетехники.
      5. +3
        8 октября 2021 20:29
        "Вездеход" по определению на танкетку не тянет - должен был иметь на вооружении как минимум пулемёт во ВРАЩАЮЩЕЙСЯ НА 360 ГРД, а это уже танк. Танкетка такого удовольствия не имеет. Пример: немецкий Т-1 - два пулемёта, но в башне вращения, хотя по характеристикам обыкновенная танкетка.
        1. +1
          8 октября 2021 21:31
          Цитата: aleks neym_2
          "Вездеход" по определению на танкетку не тянет - должен был иметь на вооружении как минимум пулемёт во ВРАЩАЮЩЕЙСЯ НА 360 ГРД, а это уже танк. Танкетка такого удовольствия не имеет. Пример: немецкий Т-1 - два пулемёта, но в башне вращения, хотя по характеристикам обыкновенная танкетка.

          В Вездеходе предполагалось размещение водителя и стрелка рядом «бок-о-бок». Так что если башня и была, навряд ли она была вращающей.
          К слову «самки» семейства Мк-I (II, III и т.д.) тоже имели пулеметы не в башнях, а спонсонах, но их танкетками не считали. Впрочем как и «Борзых» с рубкой Мк-А.
          hi
          1. +1
            8 октября 2021 22:33
            Разделение на "танки" и "танкетки" началось в 20-е.
            1. +1
              9 октября 2021 05:57
              Цитата: aleks neym_2
              Разделение на "танки" и "танкетки" началось в 20-е.

              Уважаемый Алексей, я знаю это.
  2. +7
    8 октября 2021 18:35
    По прочтении статьи, вспомнилась программа советского тв "Это вы можете".
  3. +8
    8 октября 2021 18:37
    В этот период он активно участвовал в разработке танков и… мостов.
    Три точки тут, пожалуй лишние, потому как Жиффар ле Квесн Мартель участвовал в разработке не просто мостов, а мостов для танков или, говоря военным языком - мостового имущества.
    1. +6
      8 октября 2021 19:01
      Вик, добрый вечер. hi
      А меня больше всего заинтересовал четырёхгусеничный вездеход, построенный в "индийском домашнем сарае". Нет, мотор, корпус -- тут нет вопросов, достать было можно, но откуда Мартель взял ходовую для этого чуда, не в индийской же скобяной мастерской ему всё изготовили. У Вас нет информации по этому поводу?
      1. +5
        8 октября 2021 19:27
        Добрый вечер, Константин.
        Тут автор немного ввел читателя в заблуждение, опубликовав фото "впереди всех". Во первых, в Индии Мартель служил с 1929 по 1934 год. Во вторых, строил он его явно не в "домашнем сарае", так как служил сперва в Собственном короля Георга V Бенгальском корпусе саперов и минеров, затем в штабном колледже британской армии в Кветте (современный Пакистан).
        То есть проблем с оборудованием у него особых не было, как и с получением гусениц и прочих агрегатов из Британии.
        1. +3
          8 октября 2021 19:44
          Понятно. Спасибо. Но гусеницы-то откуда, от какой техники, уж больно "продвинуто" они выглядят, если бы увидел в сети, то точно принял бы за фотошоп.
          1. +5
            8 октября 2021 20:05
            Ничего сверхъестественного в тех гусеницах нет.
            Снял с Light Tank Mk II Indian Pattern и немного переделал.
            1. +3
              8 октября 2021 20:55
              Так он для своего аппарата раскурочил боевой танк? Ну, даёт парень! laughing
              1. +4
                8 октября 2021 21:23
                Почему сразу "раскурочил"? Наличия запасных узлов не допускаете?
                1. +4
                  8 октября 2021 21:37
                  Допускаю. Но вот так прямо взяли и со склада выдали майору на собственные нужды? Такого даже в СА не было. Ну, воровали, конечно, но чтобы ходовую от танка, её же списывать надо, а кто подпишет и как проведёт?
                  1. +4
                    8 октября 2021 21:58
                    Таких тонкостей мне найти не удалось. Но так как из Индии он перешел сразу в Военное министерство на должность бригадного генерала, майор он был не простой.
                    1. +2
                      8 октября 2021 22:22
                      Понятно, блат и коррупция, все они вместе учились в Итоне, или где там пекут "не простых майоров" и лордов Адмиралтейства. laughing
                      1. +3
                        8 октября 2021 22:40
                        В Итоне он не учился. Он потомственный военный. Отец - бригадный генерал и толковый инженер. Учился в Королевской академии в Вулвиче. Продвигался исключительно своим талантом. Танкетка - это только один из моментов, общеизвестный.
                      2. +1
                        8 октября 2021 22:54
                        ... только один из моментов, общеизвестный.

                        Неужто тоже шпион?!!! Хотя, англичане они все...
                      3. +4
                        8 октября 2021 23:08
                        Он не шпион, он инженер. Или среди англичан инженеров быть не может?
                        Просто о его танкетке пишут везде, хотя я считаю, что его вклад, допустим, в оснащение инженерных войск, не менее ценен.
                      4. +1
                        9 октября 2021 02:25
                        Он не шпион, он инженер.

                        Одно - другому не мешает, а среди англичан может быть кто угодно. Лоуренс был археологом и что, ему это мешало быть шпионом? smile
  4. +8
    8 октября 2021 19:03
    Тем не менее небольшая машина с экипажем из двух человек, созданная на её базе, стала одной из самых производимых бронированных машин в истории и одной из самых успешных – это был знаменитый британский БТР «Универсал».

    Универсал всё-таки наверное ближе к БТРам, чем танкеткам.

    1. +8
      8 октября 2021 19:12
      Добавлю до "кучи".
      На фото в статье конкурент Мартеля танкетка Carden-Loyd Мk.V

      Последующий серийный вариант Виккерса, который закупали многие страны Vickers Carden-Loyd Mk.VI

      Ну и немцы со своими трофеями. smile
      1. +8
        8 октября 2021 19:16
        Ну и наши тут же не подхвате со своей Т- 27.

        А у Мартеля вот не сложилось. request
        1. +4
          8 октября 2021 19:24
          Ллойдовцы оказались более умелыми во всех отношениях!
          1. +5
            8 октября 2021 19:49
            Да и Виккерс своё "слово сказал", кто там руководил тогда, сэр Бэзил Захарофф?

            Спасибо за статью, Вячеслав. smile
          2. +6
            8 октября 2021 19:51
            Ллойдовцы оказались более умелыми во всех отношениях!

            Тогда уж карденовцы с лойдовцами, так как в фирме Carden-Loyd за технические разработки отвечал Джон Валентайн Карден, а Лойд занимался маркетингом и организацией производства.
            1. +5
              8 октября 2021 20:15
              Вот что за талант придираться к мелочам?
              1. +11
                8 октября 2021 20:39
                Это смотря с какой точки зрения. Для вас - придирки к мелочам. Для читателей - дополнительная информация по теме, которую не получилось охватить в статье. Suum cuique.
                1. +7
                  8 октября 2021 21:04
                  Цитата: Undecim
                  Для читателей - дополнительная информация по теме, которую не получилось охватить в статье

                  Совершенно верно. Не сообразил. Это Вы совершенно правы!
  5. 0
    9 октября 2021 12:01
    Очень интересно. Спасибо!
  6. +1
    9 октября 2021 19:26
    Это универсальная гусеничная ходовая от фирмы Roadless Traction Ltd которую в 20х ставили на полугусеничные трактора и другие машины, даже на паровые, аналог Кегресса.
    Фирма Morris так же применила данную полугусю на своем грузовике, 1 тонном, на фото с пулеметом. и других, данная конструкция была популярна в 20-х годах.


    1. 0
      11 октября 2021 00:51
      Умеют бриты создавать уродцев.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»