Самолет РЭБ Shenyang J-16D появился на публике

24

J-16D прибывает в Чжухай. Фото Twitter.com/TheBaseLeg

28 сентября в китайском г. Чжухай открывается очередной международный авиасалон Airshow China 2021. Как всегда, на этом мероприятии Китай демонстрирует новейшие собственные разработки в разных областях. Одной из новинок этого года стал перспективный самолет радиоэлектронной борьбы Shenyang J-16D. Он впервые демонстрируется широкой публике – и привлек ее внимание еще до начала выставки.

Путь к выставке


В начале десятых годов китайская Shenyang Aircraft Corporation (SAC) начала летные испытания перспективного истребителя J-16, выполненного на базе более старого J-11. За несколько лет самолет прошел все необходимые проверки, после чего в 2015 г. был принят на вооружение. К настоящему времени построено ок. 200 таких истребителей, и в будущем их число продолжит расти.



Когда базовый J-16 находился на стадии испытаний, в китайских и зарубежных изданиях появилась информация о возможном создании его специализированных вариантов. Позже эти слухи подтвердились: SAC в сотрудничестве со смежными организациями разработала новую модификацию J-16 – самолет РЭБ. Этот проект получил индекс J-16D.


Самолет после посадки. Фото Twitter.com/TheBaseLeg

Первый полет опытного J-16D состоялся 18 декабря 2015 г. Корпорация-разработчик раскрыла сам факт начала испытаний и опубликовала несколько фотографий прототипа в воздухе. Позже публиковались новые снимки и отдельные факты о самолете. Они давали общее представление, но не позволяли составить полную картину со всеми подробностями.

В течение нескольких следующих лет точный статус проекта J-16D оставался неизвестным. Время от времени опытную машину замечали в воздухе, но SAC или НОАК воздерживались от содержательных комментариев. При этом можно было предполагать, что проект продвинулся достаточно далеко и вскоре дойдет до серии.

В начале прошлой недели стало известно, что полноценный самолет J-16D впервые станет выставочным экспонатом на открытом мероприятии. Вскоре на китайских интернет-ресурсах появились любопытные фотографии. Сначала в объектив попало прибытие самолета на аэродром Чжухай, а затем его запечатлели в составе статической экспозиции – пока под чехлом, но в «боевой» конфигурации. После прибытия на стоянку самолет получил подвесные контейнеры с аппаратурой.

Технические секреты


Самолет J-16D выполнен на базе серийного истребителя 4 поколения J-16 и сохраняет основную часть конструкций, систем и агрегатов. При этом планер и другие компоненты пришлось доработать с учетом новой роли. Большая часть таких изменений скрывается внутри самолета и затрагивает бортовой радиоэлектронный комплекс. При этом имеются и немногочисленные внешние отличия.


J-16D под чехлом и с контейнерами. Фото Twitter.com/TheBaseLeg

Выставочный J-16D внешне не отличается от ранее показанного опытного самолета. Возможно, за прошедшие годы проект был изменен и улучшен, но такие доработки не привели к заметным изменения внешнего вида, хотя и должны были сказаться на рабочих характеристиках.

В целом самолет РЭБ похож на базовый истребитель, хотя и имеет некоторые отличия. Так, из правого наплыва крыла убрали автоматическую пушку. Также удалили оптико-локационную станцию под козырьком фонаря. Все это позволило высвободить объемы для установки некоторой новой аппаратуры. При этом самолет не теряет характеристики и качества, т.к. не предназначен для прямого столкновения с противником.

Носовой обтекатель J-16D по размерам и форме немного отличается от детали базового истребителя. Под ним, как сообщалось, находится новая РЛС с АФАР. Сохранены контейнеры на законцовках крыла, однако они увеличены и имеют другую форму, что говорит об установке иной аппаратуры.

Состав целевого оборудования неизвестен. Предполагается, что J-16D несет набор антенн для приема радиосигналов, аппаратуру обработки и управления, а также целый ряд станций помех с разными характеристиками. Самолет может использовать не только встроенные приборы, но и подвесные контейнеры. Так, на выставке показывают машину с четырьмя контейнерами. Пара подвешена под крылом, два других – под фюзеляжем.


Базовый истребитель J-16. Фото Airwar.ru

Модели, предназначение и характеристики контейнеров неизвестны. Все они имеют схожий внешний вид и выполнены на основе обтекаемого корпуса прямоугольного сечения. Некоторые оснащены внешними антеннами-плоскостями. Ясно лишь то, что в них установлены радиоэлектронные средства, и J-16D может нести сразу несколько таких систем.

От базового истребителя самолет РЭБ получает двухместную тандемную кабину. Одно из мест, как и ранее, предназначено для пилота, второе – для штурмана-оператора. Последний отвечает за применение радиоэлектронной аппаратуры и решение боевых задач.

Ранее в зарубежных изданиях циркулировала версия о возможном истребительном или ударном потенциале самолета J-16D. Даже после установки всех контейнеров РЭБ под крылом остаются пустые точки подвески. На них можно разместить ракеты «воздух-воздух» для самообороны или иное вооружение. Впрочем, специализированному самолету не нужны особые боевые возможности.

Перспективное направление


Истребитель J-16 уже пошел в серию и его доля в ВВС постоянно растет. Текущий статус его специализированной модификации J-16D пока не ясен. SAC или ВВС НОАК не раскрывали подобную информацию, а косвенные признаки серийного производства и появления в войсках пока не замечены. Однако нынешний премьерный показ самолета тоже может говорить о многом.


Первый опытный J-16D в полете. Фото Militaryparitet.com

Первый опытный самолет РЭБ нового типа взлетел почти шесть лет назад, и за это время проект не остановился. Кроме того, машину наконец-то решили показать на выставке. Все это может указывать на то, что работы близки к своему завершению, и вскоре J-16D пойдет в производство, а затем попадет в войска.

Следует отметить, что J-16D не является единственным в своем роде. Параллельно с ним создавался аналогичный самолет для палубной авиации. Его выполнили на базе истребителя J-15 и тоже обозначили литерой «D». С точки зрения внешних изменений палубный J-15D похож на сухопутный J-16D и, вероятно, имеет схожие или такие же возможности.

В 2018 г. сообщалось о начале войсковых испытаний палубного самолета. Соответственно, к настоящему времени он мог пройти необходимые проверки и получить рекомендацию к принятию на вооружение. То же касается и унифицированного J-16D, который уже не первый год находится на испытаниях.

Наличие и ход проектов J-15D и J-16D показывает, что командование ВВС и ВМС НОАК учитывает современные тенденции развития тактической авиации и принимает соответствующие меры. Уделяется большое внимание развитию разнообразных радиоэлектронных систем, в т.ч. комплексов РЭБ. Разные изделия такого рода предназначаются для дооснащения боевых самолетов или для применения на выделенных платформах по типу J-16D.


Палубный самолет РЭБ J-15D. Фото Nevskii-bastion.ru

Использование современного комплекса РЭБ, как ожидается, позволит новым самолетам засекать и подавлять различные источники радиосигналов, такие как РЛС, средства связи и управления противника. При этом платформы «устаревшего» 4 поколения обеспечат достаточно высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики без каких-либо прочих потерь. Кроме того, получена высокая степень унификации с другой техникой авиационных частей.

Очевидное будущее


Для ВВС НОАК разработан новый специализированный самолет радиоэлектронной борьбы, унифицированный с другими новинками авиационного парка. J-16D уже прошел, как минимум, большую часть испытаний, а также впервые допущен к публичному мероприятию. Все это позволяет предполагать, что в ближайшее время разработка и доводка самолета завершится, и за ними последует серия.

Пока речь идет только о первой демонстрации J-16D на открытой выставке – но и это представляет большой интерес. Возможно, демонстрацию машины на стоянке дополнят раскрытием новой информации. При этом очевидно, что самолет РЭБ, вместе с другими новинками, станет одним из самых популярных образцов на выставке.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 сентября 2021 04:56
    Узнаю брата Колю.
    1. +11
      28 сентября 2021 05:41
      Вы о "сухом"?Да,есть такое дело.Как на Буншу нашего похож!

      Shenyang J-16D прибыл в Чжухай
      1. +1
        28 сентября 2021 09:21
        У них то есть и скоро брат морской будет, а наш коля из уренгоя не вылозиет.
    2. +2
      28 сентября 2021 06:42
      Цитата: Aurel
      Узнаю брата Колю.

      Товарища Сухова , Фёдором звали laughing
      1. Комментарий был удален.
      2. +4
        28 сентября 2021 11:16
        Цитата: ПиК
        Цитата: Aurel
        Узнаю брата Колю.

        Товарища Сухова , Фёдором звали laughing

        Это отсюда hi
  2. +4
    28 сентября 2021 08:50
    И все таки, "знатные" копировалщики, ети китайцы! laughing В правда и многое чего сами создают, а вот тут безпардонно скопировали весь Су-27, модернизировали, напичкали электронику и воаля J-16! belay
  3. 0
    28 сентября 2021 09:19
    Не исключено что самолеты с кораблями у китая закупать будем.
  4. +2
    28 сентября 2021 09:29
    Использования истребителя в качестве самолета РЭБ ограничено свободным пространством внутри истребителя, - аппаратура размещается в основном в контейнерах. Другое дело транспортный самолет. Его использование позволяет создавать мощные помехи и не заходить в зону ПВО противника.
    1. +1
      28 сентября 2021 10:20
      Его использование позволяет создавать мощные помехи
      Мощность порой не самое главное! Намного важнее комплекс "РЛС-РТР-РЭБ" и принципы, по которым эта троица будет работать, и соответственно важно все, и подобные системы на истребителях и вне их строя.
      1. +1
        28 сентября 2021 10:24
        Думаю, там имеет значение и вырабатываемая в кВт мощность генераторов, сожет ВСУ разместили дополнительно.
        1. +1
          28 сентября 2021 10:41
          На самом деле все еще сложнее, для начала нужно просто прикинуть мощность сигнала вражеской РЛС, которая отражается от истребителя! А далее по глобальности задач, требуемая мощность РЭБ для закрытия конкретной группы истребителей, мощность для закрытия некого сектора пространства, и мощность "закрыть все и навсегда". Последняя задача даже для навешиваемых на истребитель систем никогда не ставилась, а мощность для остального вполне достижима.
      2. +1
        28 сентября 2021 14:14
        Цитата: Hexenmeister
        Мощность порой не самое главное!

        Для радиоэлектронного подавления мощность чуть ли не главное
        При существенном энергетическом превышении помехового сигнала над информационным декодировать зондирующий информационный сигнал не представляется возможным.
        1. +2
          28 сентября 2021 15:16
          Вы бы хотя бы вдумались в суть моего ответа! Какова будет мощность сигнала вражеской РЛС, отраженной у Вашего самолета, и какая потребуется мощность Вашей шумовой помехи, чтобы закрыть только самого себя (то есть слабый сигнал от Вашего самолета) на вражеской РЛС в момент, когда главный луч его антенны будет направлен на Вас??? А вот дальнейшее увеличение мощности помехи приведет к тому, что Вы закроете противнику уже некий сектор углов относительно направления на Вас, и чем больше будет мощность помехи, тем шире этот сектор, с учетом конечно уровня боковых лепестков ДН антенны его РЛС. И никто не ставит перед средствами, что можно повесить на истребитель, "закрыть" для противника "половину видимого им пространства", а с учетом роста дальности обнаружения современных РЛС истребителей, на большой дальности компактная группа истребителей будет для противника расположена в узком секторе углов, который и нужно закрыть средствам РЭБ этой группы! А вот что шире этого сектора, уже должно давиться более серьезными средствами с более крупных самолетов. Задачи разные у этих систем!!!
          1. +1
            28 сентября 2021 15:59
            Цитата: Hexenmeister
            Вы бы хотя бы вдумались в суть моего ответа!

            пытаюсь.
            1. Вы не очень в теме. Оперируете РЭБ. а РЭБ это

            всё это вы повесили на самолёт, я так понимю?
            Кролики — это не только ценный мех, но и три — четыре килограмма диетического, легкоусвояемого мяса.

            2. Конечно
            Цитата: Hexenmeister
            и какая потребуется мощность Вашей шумовой помехи, чтобы закрыть только самого себя (то есть слабый сигнал от Вашего самолета)

            посему СEA–18G Growler ВМС США предназначен для огневого поражения и радиоэлектронного подавления наземных и корабельных РЛС, а также сетей радиосвязи и радиолиний управления систем ПВО противника при его нахождении преимущественно в боевых порядках.
            не задумывались для чего турбина на AN/ALQ-99 ?

            или эти жалюзи на NGJ-MB?


            Цитата: Hexenmeister
            И никто не ставит перед средствами, что можно повесить на истребитель, "закрыть" для противника "половину видимого им пространства"

            нет конечно.
            Требуется, что бы KП превышения помехового сигнала над зондирующим информационным был как можно больше.
            А этого без энергии НЕ ДОСТИЧЬ
            1. +1
              28 сентября 2021 16:45
              Ваши картинки и квадратики хороши для академий, и показывая турбинки на американцах, попробуйте разобраться, что показали китайцы, и почему турбинок у них нет, как не было и на старом Су-27 с Сорбцией, и все там прекрасно работало, потому что перед ней стояли совсем другие задачи, и она с ними справлялась.
              1. 0
                28 сентября 2021 17:17
                Цитата: Hexenmeister
                попробуйте разобраться, что показали китайцы,

                разжуйте. Я так понимаю, что вы "практик"?
                жду
                Цитата: Hexenmeister
                , и почему турбинок у них нет,

                вы уверены, что у у этих 4 контейнеров нет?

                он пока только в статике выставлен
                Цитата: Hexenmeister
                как не было и на старом Су-27 с Сорбцией

                Л005-С не имеет собственного источника энергии и требует подключения к внешнему источнику, чем создает дополнительную нагрузку на БИП ЛА
                Потребляемая мощность 4.2 кВт, излучаемая 1 кВт, диапазон 8-12 ГГц (типичный для БРЛС ЛА и ГСН РВВ/ЗУР тех времен)
                Аналог у них ALQ-231

                у AN/ALQ-99 : 10.8 kW
                1. +1
                  28 сентября 2021 17:40
                  не имеет собственного источника энергии
                  Ну так значит все дело в том, как запитать эти контейнеры. Как видите почти 5 КВт легко нашлось на борту старого истребителя, и киловатта излучаемой мощности вполне хватало для решения задач, учитывая, что не всегда со "всей дури" работали.
    2. +1
      28 сентября 2021 10:44
      Есть серийные примеры типа Гроулера и Су24
  5. +1
    28 сентября 2021 10:23
    Странно, что мы в РФ не видим таких самолетов....Су34 подошел бы..., бронекабину еще снять...
  6. +1
    28 сентября 2021 16:03
    Автор статьи "забыл" сказать, что РФ отказалась участвовать в этом салоне, выдвинув смехотворную причину - дескать КОВИД не позволяет приехать. wassat
    По сути же "эффективным" менеджерам показывать просто нечего. При этом руководство РФ сняло все ограничения на выезд за границу туристам, которые по возвращении притаскивают массово эту заразу. Сегодня в новостях сказали, что побит очередной рекорд смертности от этой заразы.
  7. -1
    30 сентября 2021 16:09
    Цитата: pytar
    безпардонно скопировали весь Су-27,

    Ага, их при Ельцине (Борухе) на Салюте разве, что в попы не целовали.
  8. 0
    2 ноября 2021 01:31
    Мда, поэтому нужно по аккуратнее Китаю современные образцы вооружения продавать, а то потом на международном рынке с ними конкурировать придется, а цена у них обычно ниже нашей
    1. +1
      18 декабря 2021 23:26
      Цитата: Codett
      Мда, поэтому нужно по аккуратнее Китаю современные образцы вооружения продавать, а то потом на международном рынке с ними конкурировать придется, а цена у них обычно ниже нашей

      Да поздно уже....
  9. 0
    30 ноября 2021 14:20
    Копируют? Да, но для благих дел, т.к. в основе лежит безопасность собственной страны и благополучие своего народа.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»