Хрупкий мир на земле древней Нубии

2
Хрупкий мир на земле древней Нубии В эфиопской столице Аддис-Абебе продолжились переговоры между Суданом и Южным Суданом, они должны разрешить проблему границ между двумя государствами. Это соглашение должно решить ещё один важный вопрос между Хартумом и Джубой – проблему транспортировки нефти из Южного Судана через территорию Северного Судана. Южный Судан получил независимость от Судана ещё 9 июля 2011 года, но до сих вопрос границ и транзита нефти нарушает стабильность в этом регионе. Переговоры чередуются пограничными столкновениями, авианалетами, поддержкой повстанческого движения с обеих сторон. Совет Безопасности ООН дал Хартуму и Джубе срок до 22 сентября для заключения соглашения. Если договор о границах не будет подписан, тогда мировое сообщество может наложить различного рода экономические санкции.

Предыстория

Предпосылки конфликта Севера и Юга Судана были заложены ещё во времена арабского и турецкого господства, а затем усугублены владычеством британцев. Древний Куш (Нубия) сформировался под влиянием Египетской цивилизации и культур Чёрной Африки. В первом тысячелетии нашей эры эта территория была христианизирована, появилось несколько христианских нубийских государств. С середины 7 века из Египта начинается арабская, исламская экспансия. Постепенно север и запад Судана были исламизированы и арабизированы. Территория Нубии-Судана была отрезана от Византии и влияния христианского мира. Однако столетиями нубийцы сдерживали исламскую экспансию и сохраняли свое христианство, так продолжалось до конца средневековья. В то же время продолжался процесс постепенного продвижения арабских мусульманских поселений на юг. Население активно смешивалось, как правило, преобладала религия пришельцев. К началу 16 столетия вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и территория древнего царства стала частью арабского и исламского мира.

В 19 столетии Судан попал под власть Египта, а затем Британской империи. Английские колонизаторы для укрепления своей власти проводили политику в русле принципа «разделяй и властвуй». Они поощряли антиарабские и антиисламские настроения христианского и языческого населения Южного Судана. После крушения колониальной системы западные державы заложили под политическое устройство Африки страшную «мину» - границы новых государств, в том числе и Судана, были проведены искусственно и не учитывали этнических, конфессиональных различий. В результате в Судане, как и ряде других государств, это привело к практически непрерывной гражданской войне.

Необходимо отметить, и такую особенность ситуации в регионе, как расизм. Арабы традиционно причисляют себя к «белым», высшей расе. Для них негры – это люди второго-третьего сорта, а особенно христиане и язычники.

Судан получил независимость в 1956 году, с этого времени в нём доминировала арабоязычная, исламская политическая элита. Мусульмане отказались выполнить обещания о создании федеративного государства и начали проводить политику исламизации и арабизации негритянского юга. Офицеры-южане подняли мятеж, так началась первая гражданская война, которая продолжалась до 1972 года. Лидеры южан требовали предоставить им право создать региональную автономию (программа минимум) или независимое государство (программа максимум). Война привела к гибели сотен тысяч людей, другие сотни тысяч стали беженцами. Осенью 1971 года, при посредничестве Эфиопии, было заключено мирное соглашение. Аддис-абебское соглашение гарантировало автономию для трёх провинций Южного Судана, английский язык получил статус регионального языка на юге. Юг получил право создать 12 тыс. корпус, Хартум объявил амнистию повстанцам. В 1972 году соглашение вступило в силу.

Джафар Мухаммед Нимейри (президент Судана в 1971 — 1985 гг.) первоначально проводил политику основанную на концепции «арабского социализма», опирался на суданских коммунистов и был председателем единственной партии в стране - Суданского социалистического союза. Это позволило сохранить мир в стране в течение десятилетия. Однако затем Нимейри перешёл на сторону исламистов: объявил Судан исламской республикой, провозгласил ислам приоритетным во всех сферах жизни, ввел шариатское право. Фактически в 1983-1985 гг. в стране прошла «исламская революция». В правительство вошли активисты организации «Братья-мусульмане». Демократическая Республика Судан была преобразована в Исламскую Республику Судан. Нимейри объявил себя «имамом мусульман и повелителем правоверных» (однако повелителем он пробыл недолго – в 1985 году его свергли), Суданский социалистический союз был распущен, его руководство арестовано. После нескольких лет политической борьбы, в 1989 году власть захватил Омар Хасан Ахмед аль-Башир. Он продолжил курс на исламизацию страны. До начала XXI аль-Башир опирался на Национальный исламский фронт, который возглавлял известный своими радикальными взглядами Хасан Абдалла Тураби.

Это привело к тому, что южане возобновили борьбу за независимость. В 1983 году была создана Народная армия освобождения Судан, которую возглавил полковник Джон Гаранг. Движение начало борьбу против исламского доминирования в Судане и смогло распространить своё влияние на обширные части Южного Судана. Армию Гаранга поддерживали Эфиопия и Уганда. Так началась Вторая гражданская война в Судане (1983 года — 2005 гг.). Эта война отличалась ещё большим кровопролитием, по сравнению с первым конфликтом. Акты геноцида, массовые бойни и изгнания мирного населения, которые сопровождались голодом и эпидемическими заболеваниями, стали для страны обычными явлениями. По оценке на 2001 год во Второй гражданской войне погибло до 2 млн. человек (большей частью гражданское население), ещё несколько миллионов стали беженцами, десятки тысяч людей были обращены в рабство и проданы.

Особенность конфликта между Севером и Югом были не только его этнический и религиозный факторы, но проблема «чёрного золота». Основные запасы углеводородов расположены на Юге и Хартум не собирался терять свой основной источник доходов. Понятно, что с нефтью были связаны и интересы западных держав. Первоначально США относились к Хартуму лояльно. Однако когда в 1990-1991 гг. Судан поддержал режим Саддама Хусейна в Ираке, США изменили свою позицию. Администрация Билла Клинтона ввела запрет на американские инвестиции в Судан и включила страну в список государств-изгоев. Кроме того, большое раздражение Вашингтона вызвало активное сотрудничество Хартума с Пекином. В рамках стратегии борьбы с китайским влиянием в Африке, США поддержали курс на развал Судана. Это разрушило уже выстроенные Китаем связи.

После того, как Хартум не смог подавить восстание на Юге силой, ему пришлось пойти на заключение мирного соглашения. В период с 2002 по 2004 год между представителями Суданской народно-освободительной армии и Хартумом велись переговоры о перемирии. Крупных столкновений удавалось избегать, но отдельные стычки продолжались. В начале 2005 года в Найроби между суданским вице-президентом Али Осман Махаммад Таха и лидером повстанцев Джоном Гарангом было подписано мирное соглашение. Договор устанавливал переходный период статус Южного Судана на 6 лет, после чего должен был пройти референдум о независимости южных провинций. Доходы от нефти делились поровну между Севером и Югом. Джон Гаранг стал лидером автономного Юга и одним из двух вице-президентов Судана. 30 июля 2005 года его вертолёт разбился при возвращении из Уганды: по официальной версии это был несчастный случай.

Практически сразу между Джубой и Хартумом начались разногласия. Организация Объединенных Наций, чтобы предотвратить начало новой войны, ввело в регион миротворческие и гуманитарные силы. В Южном Судане была создана своя система управления. США поддержали идею проведения референдума о независимости Юга. 9—16 января 2011 г. прошёл референдум по вопросу создания независимого государства на юге Судана. В конце января были объявлены предварительные результаты – более 98% южан высказались за независимость. 9 июля 2011 года было провозглашено о создании Республики Южный Судан (РЮС).

Надо сказать, что легитимный выход Южного Судана из состава единого государства, это весьма опасный прецедент. Подобную практику при желании можно организовать в целом ряде стран. Скрытый региональный сепаратизм присутствует в Украине: раскол по линии Восток – Запад и Крымская проблема. Есть он и в России. Российская «пятая колонна» при полной поддержке Запада и Востока (исламских институтов и структур) ведёт работу по отделению «мусульманских регионов», Северного Кавказа, создаются сепаратистские движения в Сибири, на Дальнем Востоке и других областях страны. В Европе подобную проблему можно обнаружить в Румынии, Бельгии, Италии, Испании, Великобритании. В Северной Америке – в Канаде (проблема Квебека).

Быстрое признание Южного Судана со стороны мирового сообщества, только подтверждает эти опасения. В частности, Сомали фактически уже два десятилетия как фактически развалился на несколько государств. Пунтленд и Сомалиленд по африканским меркам можно считать полностью обычными, ничем не хуже Южного Судана, государствами. Однако их не признали и в последнее время Запад, и соседние африканские страны проводят большую работу по восстановлению единства Сомали.

Видимо, важную роль в признании Западом распада Судана сыграл китайский фактор. Накануне распада Судана две трети его экспорта приходилось на КНР. Китай владел 40% акций крупнейшей суданской нефтяной компании. Пекин не препятствовал развалу Судана, он предпочитает не вмешиваться во внутренние проблемы африканских стран (чем подкупает их режимы), сохранив хорошие отношения с Хартумом и быстро установив контакты с Джубой.

Конфликт между Республикой Южный Судан и Республикой Судан

Разделение Судана на два государства и образование РЮС не положили конец противоречиям между мусульманским севером и христианским югом. Не были решены вопросы принадлежности нескольких спорных районов и транзита нефти Южного Судана по территории Северного Судана. Вопрос «чёрного золота» очень важен для Хартума и Джубы: экономики РС (75% валютной выручки) и РЮС (98%) слишком тесно «завязаны» на экспорт нефти. У сторон просто нет иного выхода, на карту поставлено само политическое выживание режимов. Эти проблемы привели к серии новых конфликтов. Фактически началась война на истощение друг друга.

Хартум обвинил Джубу в том, что власти РЮС стали забирать себе 90% всей нефти, которая добывается на спорных территориях. В ответ на это РС стала забирать часть «чёрного золота» Южного Судана, которая идёт по трубопроводам через его территорию (у РЮС нет выхода в море и своей транспортной системы), что негативно сказывается на экономике Юга. В результате соглашение 2005 года о разделе выручки за продажу нефти, на практике фактически не соблюдалось сторонами. Кроме того, Хартум поддерживал происламские и сепаратистские силы на Юге, а Джуба оказывала помощь силам, которые вели борьбу против правительственных войск на Севере, в регионе Дарфур и штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Так, борьбу с Хартумом вели повстанцы в Южном Кордофане. Эта провинция осталась в составе РС, и в ней осталось множество общин, которые во время гражданской войны выступали на стороне южан. Летом 2011 года ситуация дошла до вооруженного конфликта между вооруженными силами Судана и войсками РЮС.

26 марта 2012 года между государствами начался новый открытый вооруженный конфликт. Джуба обвинила Хартум в том, что северосуданские ВВС атаковали южносуданский город Джау. 10 апреля южносуданские военные вошли в город Хеглиг в штате Южный Кордофан, который является центром одного из крупных нефтяных месторождений РС. Произошло несколько боестолкновений между войсками двух государств. Хартум объявил всеобщую мобилизацию и отправил жалобу на действия южан в Совбез ООН. С начала 2012 года произошло несколько заявлений Джубы и Хартума о возможности начала новой войны. 16 апреля 2012 года суданский парламент принял заявление, согласно которого, РЮС была объявлена вражеским государством. 22 апреля южносуданские войска под давлением ВС Северного Судана были выведены из Хеглига. Главную роль в военной победе РС сыграло превосходство в воздухе и бронетехнике (в частности, Хартум в этих боях впервые использовал китайские танки Туре 96). Из-за этих конфликтов экономика двух стран оказалась на грани краха. Республика Судан живёт в режиме жесткой экономии. Население недовольно ростом цен на товары первой необходимости, продовольствия, инфляцией. В ряде городов зафиксированы акции протеста.

В конце мая 2012 года в эфиопской столице Аддис-Абебе при посредничестве Африканского союза начались переговоры между Хартумом и Джубой. Однако они проходили сложно, так как Хартум не может сам отказаться от нефтяных месторождений, которые расположены на спорных территориях. Это может привести к краху режима Омара аль-Башира. 2 июля возобновились бои в штате Голубой Нил, где мятежники из Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С) напали на позиции правительственных войск к югу от города Курмук близ эфиопской границы. Подробной информации о ситуации в этом штате нет, т. к. Хартум закрыл въезд в него. Известно, что в штате Голубой Нил бои ведутся с сентября 2011 года. По данным ООН, из штатов Голубой Нил и Южный Кордофан в РЮС и Эфиопию сбежало уже более 200 тыс. человек. Июльские переговоры между Хартумом и Джубой завершились безрезультатно. 21 июля Джуба вновь обвинила Хартум в том, что самолеты северосуданских Военно-воздушных сил нанесли удар по территории Южного Судана. РЮС отказалась от участия в «двусторонних прямых переговорах» в эфиопской столице. Хартум отказался признать факт бомбардировки Южного Судана, сообщив, что авиаудар был нанесён по дарфурским повстанцам на территории Северного Судана.

23 июля правительство Южного Судана предложило Хартуму проект соглашения, который касался вопроса распределения доходов от экспорта нефти и проблемы спорной территории Абьей. Правительство Северного Судана заявило, что предложение «несерьёзно».

Только в начале сентября было принято компромиссное соглашение: по нему стоимость транспортировки «чёрного золота» Южного Судана через территорию Северного Судана будет составлять 9,48 доллара за баррель. Кроме того, Джуба согласилась выплатить Хартуму денежную компенсацию в размере 3 млрд. долларов. Это соглашение будет действовать три года, за это время южносуданское правительство планирует построить нефтепровод к морю через кенийскую территорию. Будет ли выполнено это соглашение - покажет будущее.

9 июля 2012 года в Южном Судане отметили годовщину независимости. Однако год свободы не принёс 8 млн. жителей РЮС долгожданного мира и процветания. Цены за год независимости взлетели на 120%, рост инфляции составил 19%. Почти половина населения живет за чертой бедности, хотя страна богата природными ресурсами – нефтью, железной рудой, золотом, серебром, медью, цинком вольфрамом, лесными ресурсами и т. д. Южный Судан обладает хорошими возможностями в области развития сельского хозяйства, гидроэнергетики, при этом страна живёт на грани голода. По некоторым данным 80 % населения Южного Судана не умеют ни читать, ни писать. На крайне низком уровне развития находится система здравоохранения. В стране не развита производственная и транспортная инфраструктура. Печальное социально-экономическое положение страны усугубляется высоким уровнем коррупции. Продолжение конфликта с Северным Суданом может привести к новым демографическим и экономическим потерям, еще большему обнищанию населения обеих республик. Только разумное и добрососедское сотрудничество может вывести древнюю Нубию-Судан из нынешнего тупика. Однако способны ли Хартум и Джуба к кардинальному повороту в отношениях, покажет лишь время. Многое зависит и от позиции мирового сообщества.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 сентября 2012 09:49
    куда уж без англичан... везде свои противные носы сували и суют...
  2. borisst64
    +2
    12 сентября 2012 10:14
    Если я не ошибаюсь, в междуусобнических войнах Африки (не берем в расчет последние события Тунис-Египет-Ливия) за последние 20 лет погибло народу больше чем во всем мире вместе взятом. И ни разу европейские и американские правозащитники не подняли истерику о гуманитарной катастрофе. Спокойно обсуждают проблему и помогают то одной стороне то другой.
  3. 0
    13 сентября 2012 12:20
    как африканцу нравиться что на топваре начало появляться куча статей о африке))

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»