«Гидроавиасалон-2012»: новые перспективы и старые упущенные возможности

12
«Гидроавиасалон-2012»: новые перспективы и старые упущенные возможностиВ Геленджике закончился уже девятый по счёту «Гидроавиасалон». Его целью является демонстрация авиации водного и корабельного базирования. Как всегда, он принёс несколько важных новостей.

Сначала о хорошем. Есть повод порадоваться о скором решении ещё одной давно назревшей проблемы наших Вооруженных сил. На прошедшем «Гидроавиасалоне-2012» директор ТАНТК имени Бериева Виктор Кобзев сделал заявление о том, что от Министерства обороны (МО) наконец-то получено тех. задание на новый противолодочный самолёт дальней морской зоны. МО определилось с обликом нового самолёта ПЛО и до конца года объявит тендер. ТАНТК имени Бериева будет участвовать в тендере со своим самолетом-амфибией А-42. Напомню – это дальнейшее развитие не имевшего аналогов ещё советского самолёта А-40 «Альбатрос», который так и не пошел в серию после крушения Союза.

В настоящий момент основу противолодочной авиации составляют самолёты Ил-38, которые, несмотря на продление срока эксплуатации и модернизацию, требуют замены в ближайшие годы. В свое время А-40 планировался для замены как противолодочной амфибии предыдущего поколения Бе-12, так и для замены Ил-38. Но, нового самолёта в 90-е годы флот так и не получил. Судьба «Альбатроса», совершенство которого подтверждено 148 мировыми рекордами, была бы совсем печальна, если бы на его основе не была создана амфибия Бе-200 – уменьшенный вариант, сохранивший основные технические решения А-40. Этот самолёт фактически спас ТАНТК имени Бериева, позволил сохранить потенциал и развивать отечественную гидроавиацию. Основным заказчиком Бе-200 в варианте противопожарного самолёта стало МЧС. И вот, там же, на гидроавиасалоне, подписан контракт на поставку восьми самолётов Бе-200 для Министерства обороны. Два из них будут в варианте воздушного командного пункта, остальные в поисково-спасательном варианте. Срок поставки – 2014-16 годы. Это важное событие, поскольку от сохранения потенциала штучными закупками пора переходить к серийному выпуску.

Тем не менее, развивался и проект противолодочного А-40. С целью увеличения его дальности и продолжительности патрулирования, был разработан вариант, где турбореактивные двигатели заменены на более экономичные винтовентиляторные. Благодаря этому, заявленная дальность полёта новой машины составляет 11500 км, что больше чем у Ил-38. К тому же имеется возможность дозаправки в воздухе. Амфибийность машины, теоретически, позволяет ей использовать оборудование использование которого невозможно без посадки на воду. Например, кроме радиобуев ещё и погружаемые гидроакустические средства, оборудование для противоминной работы. Самолёт получил название А-42. Именно его следует рассматривать в качестве основного претендента для нового противолодочного комплекса. Потребность в новом самолёте составляет около 30 машин.

Однако не следует исключать победу в тендере и других машин, хотя других реальных претендентов я не вижу. За рубежом патрульные и противолодочные самолёты являются чаще всего переделкой пассажирских или транспортных гражданских. Собственно и Ил-38 был сделан на базе пассажирского Ил-18. Самолёты серии Ту-204/214, конечно, испытывают трудности с гражданскими заказами, существуя практически только благодаря госзакупкам. Но специализированный самолёт, изначально создававшийся для нужд флота, на мой взгляд, будет предпочтительней. Возможность взлетать с воды и садиться на воду даёт противолодочному самолёту определённые преимущества, хотя и не является обязательным критерием. Собственно тендер будет объявлен именно на носитель противолодочного комплекса, определённые успехи в создании которого, видимо, наконец-то достигнуты.

Здесь нельзя не вспомнить, что для Индии мы недавно модернизировали пять Ил-38 до уровня Ил-38SD (версия для отечественного флота носит название Ил-38Н). Самолёт получил новый поисково-прицельный комплекс «Новелла», который способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные - до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как над, так и под водой. Кроме решения чисто противолодочных задач, он способен выполнять задачи морского патрульного самолёта, самолета электронной разведки, поисково-спасательного и даже ударного против надводных целей. Комплекс «Новелла» позволяет применять кроме противолодочного оружия, противокорабельные ракеты Х-35. К слову, А-40 на заре своего проектирования, должен был нести кроме противолодочного оружия, от 4 до 6 противокорабельных ракет. А на модернизированной версии Ил-38, на дополнительных пилонах могут подвешиваться даже ракеты «воздух-воздух», целеуказание для которых обеспечивается прицельным комплексом. Таким образом, даже Ил-38, модернизированный до уровня Ил-38Н, становится универсальным самолётом контроля морской акватории. Новый же самолёт получит и новый комплекс, возможности которого существенно выше. Его универсальность по целям должна быть ещё выше, поскольку в первую очередь, самолёт планируется использовать в Арктике, где существует серьёзная потребность в средствах контроля не только больших акваторий, но и воздушного пространства над ними.

Другой новостью с претензией на сенсацию стало заявление главы запорожского двигателестроительного холдинга «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева о готовности войти в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации. Заявление это, правда, сделано в несколько шутливой форме: «…я готов, скушайте меня». Но если оно серьёзно по сути, то можно говорить о развороте на 180 градусов позиции руководства холдинга и руководства Украины по этому вопросу. До сего времени все попытки России хотя бы частично войти в руководство «Мотор Сич» не находили отклика. Компания строго стояла на позиции незалежністи, желая получать заказы зависимого от своей продукции российского авиапрома, но не желая делиться долей в управлении и собственности. Ситуация напоминала сложные взаимоотношения России и Украины по газотранспортной системе, производству труб большого диаметра, предприятиям ракетно-космической техники и прочим, с той только разницей, что «Мотор Сич» уверенно развивался на российских заказах, в отличие, скажем, от Южмаша. Но, поскольку и в этой области попытки заново интегрировать бывший советский промышленный комплекс наткнулись на желание остаться независимыми – программа импортозамещения запущена и по производству авиационных двигателей. Так в пос. Шувалово (Приморский район Петербурга), строится новый конструкторско-производственный комплекс ОАО «Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную компанию «Оборонпрома»). Он в скором времени заменит продукцию «Мотор Сич» в сегменте вертолётных двигателей. Аналогичные шаги предпринимаются по другой продукции, хотя, «Мотор Сич» надолго останется очень важным поставщиком поднимающегося российского авиапрома, но не частью его. Украинские двигатели по-прежнему будут поднимать в небо российскую авиацию, в том числе и представленные в Геленджике амфибии. Сотрудничество с «Мотор Сич» не прекратится, так же как с прочими иностранными поставщиками.

Сегодня Вячеслав Богуслаев говорит: «…нас не берут, возможность есть, но предложений пока нет». К сожалению, скорее всего уже и не будет. Если бы Вячеслав Александрович позволил себя скушать хотя бы несколько лет назад – всё могло бы сложиться иначе. А теперь, к сожалению, потрачено слишком много средств, для замещения продукции предприятия, успешно отстоявшего свою независимость. Слишком много сил потратил сам Вячеслав Александрович «поднимая общественность» для лоббирования «народных самолётов» и слишком часто говорил «…ну, тогда я пошел», когда заходила речь о конкретных шагах по интеграции когда-то единого авиастроительного комплекса.

Заявление главы «Мотор Сич», несмотря на его, на первый взгляд, позитивный смысл, я не могу назвать однозначно хорошей новостью. На мой взгляд, Вячеслав Александрович немного лукавит, говоря об объединении с ОАК, когда это уже не нужно самой ОАК. «Отсутствие предложений», как бы перекладывает ответственность за эту ситуацию на российскую сторону, хотя сама возможность объединения, вероятней всего, останется среди череды других упущенных возможностей. По крайней мере, до воссоединения Украины с Россией.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 сентября 2012 07:04
    Действительно замена противолодочного самолета назрел давно. Будем надеется что самолет мы увидем в самом скором времени! smile
    1. транжира
      +4
      13 сентября 2012 10:21
      Уже постил, но думаю тут будет в тему. Меня поражает беспечность наших служб безопасности на таких мероприятиях. Не хочу проводить ни каких параллелей, но Сергей (vaf) выкладывал фото из Индонезии с кучей непонятных "экскурсантов" у СуперДжета с открытым двигателем и рядом ни одного "белого", а потом ищем причины катастрофы...
      Тут еще интереснее было
      Во время показательного полета на борт Бе-200 пробрался заяц

      7 сентября 2012, 16:01

      На борт самолета-амфибии Бе-200 перед показательным полетом на «Гидроависалоне-2012» в Геленджике тайком пробрался 30-летний мужчина, сообщил журналистам в пятницу один из организаторов полета.

      «Мужчину обнаружил экипаж самолета в туалете. Его быстро передали сотрудникам ФСБ», - сказал он.

      По его словам, в момент задержания мужчина описал причины своего незаконного пребывания на борту самолет-амфибии следующими словами: «Я просто хотел полетать».

      Как отметил источник, «зайцу» удалось полетать в самолете Бе-200 во время показательных полетов над Геленджикской бухтой и незаконно присутствовать при заборе и сбросе воды с самолета.

      Как говорится нет слов, одни эмоции и те сайтовская цензура не пропустит winked
  2. olp
    0
    13 сентября 2012 07:54
    Другой новостью с претензией на сенсацию стало заявление главы запорожского двигателестроительного холдинга «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева о готовности войти в состав российской Объединенной авиастроительной корпорации. Заявление это, правда, сделано в несколько шутливой форме: «…я готов, скушайте меня». Но если оно серьёзно по сути, то можно говорить о развороте на 180 градусов позиции руководства холдинга и руководства Украины по этому вопросу. До сего времени все попытки России хотя бы частично войти в руководство «Мотор Сич» не находили отклика.

    а не слишком ли поздно?
    россия уже вложилась в расширение производства вертолётных двигателей в Климове, в организацию производства Р-95 в Дубне.
    совсем рвать связи с Мотор Сич конечно нельзя, но размещать заказы имхо надо по остаточному принципу

    кстати интересный вопрос
    вроде как хотят наладить небольшое производство НК-32 для Ту-160, а как обстоят дела с нк-25, о них ничего не слышно вроде?
    всё-таки ту-22м гораздо больше ту-160, а снимать двигатели с самолётов на хранении это не панацея.
    может МО вообще хочет забить на дальние бомбардировщики и списывать их постепенно заменяя на пак да?
    1. +5
      13 сентября 2012 10:26
      Цитата: olp

      вроде как хотят наладить небольшое производство НК-32 для Ту-160, а как обстоят дела с нк-25, о них ничего не слышно вроде?
      всё-таки ту-22м гораздо больше ту-160, а снимать двигатели с самолётов на хранении это не панацея.
      может МО вообще хочет забить на дальние бомбардировщики и списывать их постепенно заменяя на пак да?

      Самарский завод пока даже капитальный ремонт НК-25, находящихся в эксплуатации, наладить не может. Про НК-32 молчок. Половина парка дальников и стратегов по этой причине стоит.
      1. vaf
        vaf
        +2
        13 сентября 2012 16:45
        Цитата: ССИ
        Самарский завод пока даже капитальный ремонт НК-25, находящихся в эксплуатации, наладить не может. Про НК-32 молчок.


        Серёга,+! Не "огорчай"..урякалок. Они до сих пор не могут прийти в себя от писка и визга,по поводу очередных мега-супер-эксклюзивных учений ДА,где в воздухе было 90(!!!!!!???????) самолётов Ту-22М3,Ту-95МС и Ту-160 и все...чем-то ..стреляли???(из командирской или праваковской форточки что ли???) и даже самолёто-вылеты не считали????(колхох-интертеймент...блин!!!!)

        У НИХ..всё летает...и Ту-160М с двигателем НК-32М давно уже и все Ту-22М3 с новым Гефестом и капремонт двиганетелй давно налажен ну и т.д. и т.п.

        Вот даже в лихие 70-80 всем списочным составом полка никогда не летали. всегда пара-тройка машин в ТЭЧ-и, четвёрка на БД, пара-тройка под ремонт стояла.готовая на перелёт с остатком ресурса часов 20-25.....

        А у этих .....всё всегда летает и как.....аж зависть берёт!!!!

        А ты говоришь..половина парка ДА и СА стоит? У них ничего....не стоит...у них всё...на подъёме! wassat
    2. MI-AS-72
      +1
      13 сентября 2012 20:10
      А ЯК-130, МИ-26 и БЕ-200 на чём летать будет, а вертолёты от Ми-8МТВ, до КА-52, все, что сейчас в строю летают на Богуслаевских движках, России очень повезло, что есть в Украине он, без него нам бы пришлось туго у нас в двигателестроении такой масштабной личности не нашлось.
  3. SenZey
    0
    13 сентября 2012 08:49
    Я думаю во всем мире амфибии пользуются спросом, тут нашим самолетам конкуретов нет, модернизировать двигатели и на экспорт, разойдутся как горячие пирожки.
    1. vaf
      vaf
      +2
      13 сентября 2012 16:46
      Цитата: SenZey
      Я думаю во всем мире амфибии пользуются спросом, тут нашим самолетам конкуретов нет, модернизировать двигатели и на экспорт, разойдутся как горячие пирожки.


      Вот так с 90-го года и расходятся.....эти горячие пирожки......аж пыль столбом!!! wassat

      В очереди локтями рассталкиваются...... crying
    2. MI-AS-72
      0
      13 сентября 2012 20:53
      ХА-ХА-ХА с какой логикой вы пришли к такому выводу поделитесь, завидно даже.
      1. MI-AS-72
        +2
        13 сентября 2012 21:26
        SenZey
        Амфибии такого класса на мировом авиационном рынке не нужны, редкая и очень специфическая машина, да и тушение пожаров на ней больше для шоу, а вот эффект не очень. Для России она несомненно нужна, но как пожарник вряд ли, а всё остальное спасатель, перевозчик грузов и пассажиров на некоторые акватории озёр, рек и морей там где нет сухопутных аэродромов цены ему не будет.
  4. 0
    13 сентября 2012 08:54
    красивейший самолёт!!!
  5. +1
    13 сентября 2012 09:33
    АМФИБИИ, ОДНОЗНАЧНО, НУЖНЫ КАК У НАС, ТАК И ВО ВСЁМ МИРЕ. ЭТО ЖЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АППАРАТ. ПИАРЬ, РЕКЛАМИРУЙ ПРОДУКЦИЮ, СНИМАЙ ФИЛЬМЫ-КАТАСТРОФЫ С УЧАСТИЕМ АМФИБИЙ, ОБНОВЛЯЙ ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ - ЗАКАЗОВ БУДЕТ ПРЕДОСТАТОЧНО. ВРЕМЯ БЫ НЕ УПУСТИТЬ, ПОКА ПРОДУКЦИЯ КОНКУРЕНТНА, А КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ!
  6. rocketman
    +2
    13 сентября 2012 10:13
    Построить завод вовсе не значит, что он сразу начнёт выпускать суперновые и надёжные двигатели. Это всё равно, как сравнивать автоматы АК советского и китайского производства. Вроде всё тоже, а качество не то... Так, например, в инете проскальзывала инфа, что Россия потеряла технологию высокотемпературной титановой сварки, и МиГ-29 теперь делают клёпаными, что утежеляет самолёт на 500 кг. А это уже совсем не тот самолёт, про который мы знаем. Та же волынка тянется с Ан-70, Ан-148 (168) и Сухой суперджет-100. Хороший самолёт Сухой, только состоит из импортных деталей на 70% и стоит в три раза дороже чем Ан. Так что лучше? За то кто-то разворовал 8 миллиардную программу поднятия российской авиационной промышленности.
    1. 0
      13 сентября 2012 18:49
      Цитата: rocketman
      Россия потеряла технологию высокотемпературной титановой сварки, и МиГ-29 теперь делают клёпаными,

      Я может что то не знаю, но МиГ - 29 всегда был клёпанным. В середине 80-х на заводе " Знамя труда" попробовали "варить" подвесные топливные баки аргоновой сваркой - не удачно.
  7. +1
    13 сентября 2012 11:11
    Интересно, а можно в морской авиаии на самолетах использовать экранный эффект?
    Летать на низких высотах и тем самым еще больше ,экономя топливо, увеличивать дальность полета?
    Т.е. не экраноплан , который подпрыгивает и летит над водой, а самолет, который наоборот снижается и скользит над ней.
    1. Fox 070
      +1
      13 сентября 2012 12:06
      Цитата: Андрей_К
      . не экраноплан , который подпрыгивает и летит над водой, а самолет,

      А стоит ли изобретать велосипед и усложнять конструкцию самолета, если есть прекрасные наработки по экранопланам, незаслуженно забытые со смертью Алексеева.

      1. +2
        13 сентября 2012 17:18
        Как раз жил в Каспийске в 87 году. Из окна видел в деле этих красавцев. Теперь даже с постамента в центре города убрали. Вот уж на что не мешало - бы пустить деньги.
      2. +2
        13 сентября 2012 21:32
        Да, экранопланы - это очень перспективно - сочетают в себе скорость самолета и грузоподъёмность корабля.
        Единственно, что хочу сказать, что они возникли раньше своего времени - мне кажется, что раньше не было возможности их надежно эксплуатировать - малейшая ошибка пилота и катастрофа - у самолета самые опасные участки это взлет и посадка - у экраноплана это весь полет - именно поэтому ,после пары катастроф, их и забросили - нельзя пользоваться тем, что недежно только на 90%.
        Но сейчас появились мощные компьютеры, которые вместо пилота могут следить за высотой полета и за многими другими параметрами и теперь экранопланы можно сделать достаточно надежными для эксплуотации.
        (Ну и обычные самолеты могли бы воспользоваться результатами, если бы была создана компьютерная программа для управления самолетом на низких высотах)
  8. +1
    13 сентября 2012 15:43
    да да,начал читать статью и тоже подумал об экраноплане-уникальный аппарат с уникальными возможностями,с технологиями стелс его вообще практически будет не видно на радарах
  9. +1
    13 сентября 2012 20:07
    не чего вестись на самостийные разводы, начали строить своё производство надо доводить до ума, и строить свои двигателя для своей авиации.
  10. mind1954
    +1
    13 сентября 2012 21:56
    Да на заводе же гниёт экраноплан ! Надо не конкуренции боятся,
    а брать и гидросамолёты и экранопланы в свои руки, тем более,
    что Алексеева нет в живых !!! Хотя бы, из уважения к его памяти !

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»