Полёт на одном двигателе: названы рекордсмены по ETOPS среди двухдвигательных пассажирских самолётов

31

Эксперты в области авиации провели очередное исследование возможностей современных пассажирских самолётов на предмет выполнения полёта при отказе одного из двигателей. Исследование проводилось в отношении двухдвигательных самолётов западного производства.

В первую очередь изучались параметры так называемого ETOPS. Если упрощённо, то это одна из характеристик двухдвигательного самолёта и построенного маршрута, которая определяет способность лайнера в течение 60 минут достичь ближайшего аэропорта для экстренной посадки в случае отказа одного из двигателей.



Для современных самолётов отказ одного из двигателей (если их два и уж тем более четыре) не является фатальным. Даже если такой отказ происходит, то запаса второго двигателя точно хватает для того, чтобы выполнять указанное правило 60 минут.

В этой связи правила выполнения полётов ужесточили как в варианте над морем, так и, например, на пустыней (где до ближайших аэропортом могут быть тысячи километров). Обновлённые параметры ETOPS составляют уже 120 и 180 минут для различных категорий.

В результате исследования определено, что на сегодняшний день наиболее высокий ресурс в рамках ETOPS имеют такие самолёты как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350-900. Это рекордсмены по ETOPS. Первый из этих двухдвигательных пассажирских самолётов способен на одном двигателе выполнять полёт в течение 330 минут, второй – 370 минут.

Исследования показали, что Airbus A350-900 способен пролететь на одном двигателе 4630 км. Это позволяет ему достичь ближайшего аэропорта при полёте на одном двигателе, где бы он (лайнер) ни находился.

Сертифицированный по ETOPS российский Ту-204 способен осуществлять перелёт на одном двигателе в течение 120 минут.

При проведении исследования была уточнена информация о том, как при потере половины мощности двигателей меняются параметры по высотному эшелону полёта. Отмечено, что в этом случае лётчикам предписывается держаться средней возможной высоты (от уровня максимальной), что влияет и на параметры приземления. В случае длительного полёта на одном двигателе для лётчика процесс приземления усложняется – в первую очередь из-за необходимости выполнять полёт не на заданных изначально высотах. Однако для современных лётчиков и это не может стать неразрешимой проблемой как из-за особой подготовки, так и из-за автоматики на борту, которая помогает в полёте.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    31 комментарий
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. -13
      11 октября 2021 14:26
      на сегодняшний день наиболее высокий ресурс в рамках ETOPS имеют такие самолёты как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350-900

      Вот сразу и отпали все вопросы по импортозамещению,перестройке промышленности ,новым двигателям и прочее.Это если бы яхту купить или домик воо Франции,тут бы вообще вопросов не было ,наши олигархи в числе первых
      1. +19
        11 октября 2021 14:35
        Ту-204 это ближнемагистральный самолёт, а Дримлайнер и А350 - широкофюзеляжные дальнемагистральные. Сравнивать их параметры некорректно.

        ETOPS важен при выборе более оптимального маршрута при полёте через океан. Ближнемагистральным самолётам это не так критично. У того же А321XLR ETOPS составляет 180 минут.
        1. +8
          11 октября 2021 14:47
          ETOPS важен при выборе более оптимального маршрута при полёте через океан.

          Именно так. 204 не летает там где за 120 минут нельзя достичь аэродрома.
        2. +1
          12 октября 2021 13:32
          Цитата: vadsonen
          ETOPS важен при выборе более оптимального маршрута при полёте через океан. Ближнемагистральным самолётам это не так критично. У того же А321XLR ETOPS составляет 180 минут.

          Так или иначе критерий ЕТОПС характеризует надежность авиадвигателя, что является показателем уровня конструирования и производства. Поэтому, нравится нам это или нет, но России придется добиваться высоких показателей по этому критерию, а следовательно, развивать двигателестроение опережающими темпами. К тому же, авиадвигатель это не только пассажирские магистральные самолеты, но и боевые и грузовые самолеты, крылатые ракеты, танки, корабли, электрогенерация, газоперекачка и прочее. Поэтому без развитого производства широкой гаммы турбин страна обойтись никак не сможет.
      2. +11
        11 октября 2021 14:50
        Вот сразу и отпали все вопросы

        Замечательно что отпали, плохо что Вы ничего не поняли из статьи, хотя Вам буквально разжевали что такое EPTOS, какой он должен быть и почему он такой у 787 и 350.
        1. -21
          11 октября 2021 15:03
          Цитата: bk316
          плохо что Вы ничего не поняли из статьи, хотя Вам буквально разжевали что такое EPTOS, какой он должен быть и почему он такой у 787 и 350.

          Вы эту свою патриотическую ерунду расскажите семьям пилотов Ил-112В ,которые погибли 17 августа.
          1. +8
            11 октября 2021 15:11
            А не доведенный до ума Ил-112 тут каким боком?
          2. +10
            11 октября 2021 16:27
            расскажите семьям пилотов Ил-112В

            Продолжаем балаболить? Ты хоть приблизься к теме статьи что ли.....
            Автор же старался, объяснял...
    2. +6
      11 октября 2021 14:43
      Всё очень хорошо, если бы двигатель в полёте просто отключался... Обычно же, перед остановкой, случается пожар или разрушение конструкции двигателя, что сопряжено с повреждениями уже самолётных деталей и узлов...
      Так что эти тесты, больше реклама, чем безопасность.
      ИМХО hi
      1. +4
        11 октября 2021 14:48
        Так что эти тесты, больше реклама, чем безопасность.

        К сожалению да. Или проблемы с топливной системой или с управлением. Все описанное это для аварии движка, который вовремя заметили и зафлюгировали....
    3. -23
      11 октября 2021 14:47
      Цитата: vadsonen
      Сравнивать их параметры некорректно.

      Автор перепечатки просто забыл добавить "отечественные подлодки способны осуществлять полет на одном двигателе от нескольких секунд до пары минут, в зависимости от высоты запуска.".
      Было бы еще нажористей, но буквы на клавиатуре закончились, видимо.
      1. +3
        12 октября 2021 08:49
        Автору перепечатки следовало бы поближе ознакомиться с предметом. Начиная с объяснения, что такое ETOPS(EDTO) и заканчивая разъяснением про его характеристики. ETOPS - программа оператора воздушного транспорта, направленная на удовлетворение требованиям правил, предъявляемых к полетам двухдвигательных воздушных судов на маршрутах большой протяженности. Согласно действующих правил, двухдвигательное воздушное судно, если у его оператора нет специального разрешения от властей, не может летать по маршрутам, с любой точки которого время полета на запасной аэродром, превышает шестьдесят минут. Если вы хотите летать по маршрутам где это время превышает 60 минут, вы должны получать от властей своей страны эксплуатационное разрешение. Характеристика ETOPS, про которое пишет автор, это Максимальное одобренное время полета до запасного аэродрома(Max approved diversion time). Его одобряют: 1) Для определенной комбинации самолет-двигатель, власти страны производителя ВС - речь в статье как раз об этом; 2) Для оператора(авиакомпании) - власти страны оператора (естественно при соблюдении определенных требований). Максимальное одобренное время полета до запасного аэродрома нельзя рассматривать так однобоко, как только способность лететь на одном двигателе, здесь речь идет скорее о совокупности характеристик, критических для ETOPS систем. Статистика говорит о том, что в процентном соотношении, уход на запасной аэродром с ETOPS маршрута по причине проблем с двигателями, не превышает 5-6% от общего количества diversion. Кстати топливо для таких полетов, должно рассчитываться, в соответствии с т.н. критическим топливным сценарием, т.е. предусматривать отказ двигателя плюс аварийную разгерметизацию. В этом случае самолет летит не выше 4000м.
        1. +1
          12 октября 2021 13:25
          Цитата: Cook
          Автору перепечатки следовало бы поближе ознакомиться с предметом..

          Цитата: flightglobal
          Boeing 777-300ER powered by the GE90-115B has completed the longest engine-out demonstration flight ever in support of extended-range twin-engine operations (ETOPS) certification.
          The aircraft flew an unprecedented 5h and 50min with one of its two engines shut down as part of an ETOPS demonstration in mid-October.
          Вот такой рекорд, но даже они более 270мин не используют при планировании маршрутов.
    4. Комментарий был удален.
    5. Комментарий был удален.
    6. +3
      11 октября 2021 15:18
      Начнём с того, что сейчас используется аббревиатура EDTO-- Extended Diversion Time Operation.
    7. +4
      11 октября 2021 16:42
      В СССР ещё при проектировании пассажирского, поршневого Ил-12 была забита возможность продолжения взлёта при отказе одного двигателя, и соответственно возможность продолжения полёта без снижения при полёте на одном двигателе. При испытаниях Ил-14 там вообще возможности одномоторного взлёта/полёта чуть ли не одной из главной статьёй шла. Так это ещё в те далёкие времена при И.В.Сталине, И этот самолёт ещё в 80-е годы летал регулярно над Антарктидой.Катастрофа Ил-14 в 1986 году, чисто по погодным условиям, вины авиатехники нет. Строили ведь самолёты, а сейчас только и может на вторичном рынке Аирбасы и Боинги в лизинг брать. причём что те что другие России не пренадлежат- стоит только на регистрационные номера посмотреть
      1. +2
        11 октября 2021 17:17
        В СССР применялись Нормы Лётной Годности. Все ЛА согласно НЛГ делились на две категории. Первая категория присваивалась ЛА имеющим возможность при отказе одного двигателя, продолжать полёт с набором высоты. Вторая категория предусматривала, что ЛА, при отказе одного двигателя, может совершать горизонтальный полёт. При чём под ЛА, подразумевались и самолёты, и вертолёты.
        1. +1
          11 октября 2021 18:43
          Так я про что и говорю, что безопасность у нас была на первом месте. Потому у наших пассажирских самолётов не трескались стёкла в пассажирском салоне...А Ту-154!!!!! Самый красивый самолёт. На двух международных выставках ему за это были медали присужденны... А эти твари Первый прототип что стоял на ВДНХ уничтожили в утиль... Д а потому и летаем мы из москвы и Новосибирска в Хабаровск на боингах и аирбасах. Потому что историю то свою на металл сдали..
          1. +5
            11 октября 2021 20:46
            Цитата: Fitter65
            Так я про что и говорю, что безопасность у нас была на первом месте. Потому у наших пассажирских самолётов не трескались стёкла в пассажирском салоне...А Ту-154!!!!! Самый красивый самолёт. На двух международных выставках ему за это были медали присужденны...


            А мог ли Ту-154 хотя бы планировать без работающих двигателей?
            1. -1
              11 октября 2021 21:21
              Цитата: SovAr238A
              А мог ли Ту-154 хотя бы планировать без работающих двигателей?

              по моему нормально планировать из косокрылых ни-кто не может
            2. +3
              11 октября 2021 21:26
              Конечно. Планировать может любой ЛА в том числе и вертолёт. При планировании основной показатель, К - аэродинамическое качество ЛА, т.е. отношение подъёмной силы к сопротивлению К=Y/P. Максимального значения К достигается на строго определённой скорости планирования (Vопт) для каждого ЛА. Достаточно точно с его помощью можно определить дальность планирования. Например у планера при К=30, дальность планирования при потере 1 км высоты составит 30км. Также угол наклона траектории arctg 1/K , вертикальную скорость планирования (Vв=Vопт/К) и прочие интересующие параметры. К примеру если предположить, что у Ту-154 К=14, то на каждый километр израсходованной высоты, он пролетит по горизонту 14 км. При этом если Vопт = 360 км/ч = 100м/с (цифры взяты произвольно), то Vв = 100/14 = 7м/с. Для точного описания планирующего полёта Тушки, нужно знать его точные ЛТХ.
              1. -1
                11 октября 2021 22:04
                Цитата: мотострелок
                Конечно. ....
                Для точного описания планирующего полёта Тушки, нужно знать его точные ЛТХ.


                А вот история говорит, что не может он.

                Хотя один пилот-пенсионер рассказывал мне историю о том, как один грузинский экипаж смог посадить Ту-154 в советские времена.
                Правда я не нашел тому подтверждений.
                1. +1
                  11 октября 2021 22:13
                  Мы о разном говорим, планировать может ЛЮБОЙ ЛА, другое дело, что сможет ли он, с планирования, совершить более менее безопасную посадку вне аэродрома, что очевидно имеете ввиду Вы. Согласитесь это разные вещи.
            3. -1
              12 октября 2021 02:34
              Цитата: SovAr238A
              А мог ли Ту-154 хотя бы планировать без работающих двигателей?

              Ну если своих знаний нет , то в Гугл залезть как тоже знаний не хватает,или забанили?
              https://nsknews.info/materials/kak-samolyet-s-otkazavshimi-dvigatelyami-sel-v-novosibirske/
              https://www.youtube.com/watch?v=4RMMI8pri7Q Так что не то что ХОТЯ БЫ, а даже в лёгкую.Учите матчасть...
              1. +1
                12 октября 2021 15:56
                Цитата: Fitter65
                Цитата: SovAr238A
                А мог ли Ту-154 хотя бы планировать без работающих двигателей?

                Ну если своих знаний нет , то в Гугл залезть как тоже знаний не хватает,или забанили?
                https://nsknews.info/materials/kak-samolyet-s-otkazavshimi-dvigatelyami-sel-v-novosibirske/
                https://www.youtube.com/watch?v=4RMMI8pri7Q Так что не то что ХОТЯ БЫ, а даже в лёгкую.Учите матчасть...

                Отказ двигателей поочередно уже на посадке?
                Причем один отказал на 700 метрах, второй на 300, а третий на 9 метров - это совсем не то, что отказ двигателей на эшелоне в 9000 метров...
                Или я неправильные вещи говорю? Недостаточно расово верные?
                1. 0
                  13 октября 2021 01:56
                  Цитата: SovAr238A
                  Недостаточно расово верные?
                  При чём здесь расово верные-не верные. Вам факт привёл, а насчёт с какой высоты вопроса не было. А с высоты 9000 метров планировать сможет даже топор, если им правильно управлять...
    8. exo
      0
      11 октября 2021 16:56
      Наши Боинги 767/300, имели ETOPS 120. При этом, надо было делать расчёт расхода масла каждого из двигателей, после каждого рейса.
    9. -4
      11 октября 2021 16:58
      Оценил вдохновение экспертов. Отметил отсутстсвие Boeing 737 MAX и Boeing 777, что говорит о достаточно разумном подходе западной цивилизации к полётам на одном моторе, а также о достижениях планерного спорта.
      1. +2
        12 октября 2021 09:12
        Максимальное одобренное время ухода на запасной аэродром:
        Boeing 737 MAX - 180 минут
        Boeing 777-300ER - 330 минут.
        Способность летать на одном моторе, для нормально сертифицированного самолета, не бог весть какая задача. Согласно АП-25(FAR-25; SC-25) самолет должен обеспечивать определенный градиент набора высоты, при отказе двигателя на взлете, после скорости принятия решения, при всех возможных условиях предстоящей эксплуатации. То есть для двухдвигательного ВС, силовая установка должна обладать двукратным запасом тяги на взлете. При полете на эшелоне, задача поддержания необходимой тяги при отказе одного двигателя, упрощается, так как в этом случае потребная тяга составляет где то одну треть от взлетной. А вот например, если у вас пожар в багажном отделении, проблемы с системой охлаждения электронного оборудования, разгерметизация, больные или буйные пассажиры, неоправдавшийся ветровой прогноз, дисбаланс в топливной системе или сочетание этих условий? Это, как раз все те вопросы, которые решает производитель самолета, при его сертификации для полетов по правилам ETOPS, а оператор воздушного транспорта, при его эксплуатации в этих условиях.
    10. +4
      11 октября 2021 19:37
      Из личной жизни, не хотелось бы материться, но, когда ты падаешь над Атлантикой с 2 двумя отказавшими движками из 4-х нуб, его вы сами поняли куда. А точка невозврата уже пройдена... Упали на 3000, еле допилили до ближайшего острова.
      1. +3
        11 октября 2021 20:21
        Цитата: Stas Sv
        Из личной жизни, не хотелось бы материться, но, когда ты падаешь над Атлантикой с 2 двумя отказавшими движками из 4-х нуб, его вы сами поняли куда. А точка невозврата уже пройдена... Упали на 3000, еле допилили до ближайшего острова.

        Атлантика вообще серьёзная вещь. Из Европы в Америку в январе-феврале самолётам бывает и топлива не хватает. Из Скандинавии куда-нибудь в Майами, например. Встречный ветер бешеный в Северной Атлантике, из Америки дует.
        Садятся в Галифаксе, Канада. Дозаправляются и дальше.
        Те же А-350, новые «с иголочки».
        Личный опыт smile
    11. +1
      12 октября 2021 13:16
      У нас один пилот, спас пассажиров и Ту-154, когда на взлете в Усть-Каменогорске, на взлете попали птицы в двигатели. Между гор развернул борт на одном работающем и посадил...

      Или вот история из Москвы: Разрушение турбины Ту-154. История из жизни.
      https://zen.yandex.ru/media/sverdlovskavia/razrushenie-turbiny-tu154-istoriia-iz-jizni-5ee665e316939b7e802ede27

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»