Многоцелевой самолет Let L-410. Первые полвека в эксплуатации

41

Первый опытный самолет L-410, 1969 г. Фото Airwar.ru

В конце 2021 г. исполняется 50 лет с начала регулярной эксплуатации легкого многоцелевого самолета Let L-410 на авиалиниях. За прошедшие десятилетия техника этого типа получила широкое распространение и нашла свое место в перевозках в десятках стран мира. Более того, после восстановления производства самолет ждет большое будущее.

В рамках международного сотрудничества


В середине шестидесятых в СССР и других странах соцлагеря оформилась необходимость создания нового пассажирского самолета. Для использования на местных воздушных линиях требовался недорогой в производстве и эксплуатации самолет, способный перевозить до 20 пассажиров или эквивалентный груз на расстояние 500-600 км. С учетом таких потребностей советский Государственный НИИ гражданской авиации провел необходимые исследования и сформировал техническое задание на перспективный проект.



Разработка нового самолета по требованиям ГосНИИ ГА осуществлялась несколькими советскими конструкторскими бюро и чехословацким предприятием Let (г. Куновице). Последнее в 1966-67 гг. создало новый проект L-410 или Turbolet. По результатам сравнения представленных проектов, а также с учетом сотрудничества в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) чехословацкий проект был принят к дальнейшей реализации.


Самолет с аэрофотоаппаратами L-410FG. Фото Airwar.ru

За несколько лет завод «Лет» завершил проектирование и построил опытный самолет. Первый полет новой машины состоялся 16 апреля 1969 г. Вскоре после этого было принято решение о подготовке серийного производства. Предполагалось, что завод в Куновице будет выпускать до 45-50 самолетов в год, что позволит со временем удовлетворить все потребности стран СЭВ.

Первые серии


В 1969 г. завод Let начал строительство пяти самолетов нулевой серии, а позже стартовала 1-я. Уже на этой стадии начали появляться различные нововведения, в результате чего часть самолетов 0 серии и последующие машины 1-й были отнесены к модификации L-410A. В 1971 г. технику этого типа начали передавать заказчикам. Первой ее получила чехословацкая авиакомпания Slov-Air. К концу года новые L-410A вышли на регулярные рейсы.

За несколько лет построили всего 31 «Турболет» модификации «А». В основном это были пассажирские машины с салоном на 17 мест. В ограниченном количестве также строились варианты L-410AS с улучшенным салоном, L-410AB и L-410AG с доработанной винтомоторной группой и L-410AF с набором аэрофотоаппаратов.


Один из L-410 российской армии, 2020 г. Фото Минобороны РФ

В 1973 г. на «Лете» построили и вывели на испытания модернизированный самолет с новыми двигателями M-601A чешской разработки. Такой вариант получил обозначение L-410M и вскоре пошел в серию. Производство этой модификации продолжалось до конца семидесятых годов, когда на конвейер встал следующий вариант. За это время построили несколько сотен самолетов – модификация «М» в итоге стала второй по общей численности выпущенной техники.

В нашей стране первые «Турболеты» появились в 1973 г. Пять машин L-410A предыдущего года выпуска прошли испытания и поступили в эксплуатацию. Вскоре после этого СССР разместил крупные заказы на следующую серийную модификацию L-410M. Планировалось закупить несколько сотен самолетов для министерства обороны и министерства гражданской авиации. Только для гражданских перевозок приобрели 100 машин.

«Укороченный взлет и посадка»


В 1978-79 гг. чехословацкие авиастроители запустили в серию новую модификацию – L-410UVP («укороченный взлет и посадка»). Увеличенное крыло с новой механизацией, усовершенствованное оперение и модернизированные двигатели M-601B обеспечили улучшение взлетно-посадочных характеристик. Также самолет получил набор авионики совместной советско-чехословацкой разработки.


L-410UVP-E20 на Северном полюсе, 2015 г. Фото Минобороны РФ

С начала восьмидесятых производились доработанные варианты L-410UVP. Заказчикам передавали технику с улучшенным салоном, самолеты аэрофотосъемки, а также специализированную транспортную модификацию. В 1984 г. появился самолет L-410UVP-E с новой силовой установкой на основе двигателей M-601E.

В конце восьмидесятых компания Let разработала модификацию L-410UVP-E20 с улучшенной летными характеристиками и повышенной грузоподъемностью. В дальнейшем самолет модернизировали с использованием импортного двигателя General Electric H80-200, что позволяло выйти на «большой» международный рынок.

Самолет L-410UVP появился в нужное время и в благоприятной обстановке. «Лет» получала крупные заказы от стран СЭВ, а потом смогла найти заказчиков и из других стран. Производство удалось вывести на уровень 45-50 самолетов в год. В итоге версия «УВП» стала самой массовой в истории семейства L-410.


Самолет L-410UVP-E20. Фото Let / Aircraft Industries

Советская авиация получила свои первые L-410UVP в 1979-80 гг. После прохождения необходимых проверок и процедур машину допустили до эксплуатации в армии и в гражданской авиации. Впоследствии именно СССР стал основным заказчиком этих самолетов.

Тяжелые времена


На рубеже восьмидесятых и девяностых годов завод Let оказался в сложном положении. Соцстраны заказывали все меньше самолетов, а некоторые вообще отказались от новых покупок. В то же время, чешская компания смогла найти покупателей в дальнем зарубежье. Новые L-410UVP поздних вариантов отправлялись в Азию, Африку и Южную Америку. За счет низкой стоимости и высоких характеристик «Турболеты» на некоторых рынках смогли эффективно конкурировать с зарубежными образцами.

Впрочем, потребности и возможности новых покупателей были ограниченными, и общий объем портфеля заказов значительно сократился. В самые неудачные годы завод строил не более 5-10 самолетов. Выжить в таких условиях помогало обслуживание уже построенной техники и поставка запчастей. Однако и это не спасло предприятие от банкротства и нескольких смен собственников. По результатам этих процессов завод «Лет» был преобразован в компанию Aircraft Industries, a.s.

Многоцелевой самолет Let L-410. Первые полвека в эксплуатации

Кабина L-410UVP-E20. Фото Let / Aircraft Industries

В 2008 г. российская «Уральская горно-металлургическая компания» выкупила 51% акций «Эйркрафт Индастриз». Новый собственник начал восстанавливать производство и планировал выйти на темпы до 15-20 самолетов в год. Эти намерения удалось частично выполнить. Так, с 2009 по 2013 гг. завод построил ок. 60 самолетов. Затем УГМК выкупила оставшиеся акции, увеличив долю до 100%.

Новая эпоха


С 2010 г. компания Aircraft Industries разрабатывала проект глубокой модернизации L-410NG. Серьезной переработке подвергся планер и были заменены все ключевые узлы и приборы, что привело к росту всех основных летно-технических и эксплуатационных характеристик. В июле 2015 г. опытный L-410NG впервые поднялся в воздух.

Весной 2018 г. был дан старт серийному производству. Первый серийный «NG» годом позже был передан российскому заказчику. Также сообщалось о наличии заказов от Польши и Казахстана. На момент запуска серии имелись заказы на 16 машин. В дальнейшем появились новые контракты, и производство в Куновице продолжается.


Последняя модификация - L-410NG. Фото Let / Aircraft Industries

В середине 2016 г. было объявлено, что L-410 будет производиться и в России. Площадкой для строительства выбрали «Уральский завод гражданской авиации». Первые машины российской сборки были заложены в начале 2018 г. До конца года успели построить и вывести на испытания пять самолетов. В плане на следующий год стояло еще 18 машин.

Производство продолжается до сих пор и показывает хорошие результаты. Постепенно выросла степень локализации и имеется солидный портфель заказов. Так, летом этого года сообщалось, что завод строит уже 50-й самолет. Заказчиками новых L-410 в основном являются российские частные авиакомпании.

Общие результаты


Производство самолетов L-410 нулевой серии и первой модификации началось чуть более полувека назад – в 1969 г. В течение нескольких следующих лет производство набирало обороты, и затем до начала девяностых велось ритмично и с хорошими темпами. Следующие два с лишним десятилетия ситуация оставляла желать лучшего, но компании Let / Aircraft Industries удалось сохранить компетенции – чтобы затем восстановить производство и помочь с запуском работ на УЗГА.


Современная кабина на L-410NG. Фото Let / Aircraft Industries

Благодаря процессам последних лет производство L-410 последних модификаций продолжается до сих пор. Вероятно, в обозримом будущем оно не прекратится. Его сохранению способствует наличие ограниченного, но стабильного спроса на технику и запчасти, а также возможность проведения новых модернизаций с повышением характеристик и приведением параметров в соответствие с требованиями рынка.

С конца шестидесятых и до начала десятых силами завода «Лет» было построено более 1100 самолетов всех модификаций. К настоящему времени силами двух заводов в Чехии и России построена еще сотня машин. Весьма вероятно, что в ближайшие годы общее число L-410 вновь увеличится на десятки.

Главным заказчиком чехословацких самолетов в свое время был СССР – наша страна получила более 860 машин разных модификаций. К моменту распада Советского Союза в эксплуатации оставалось ок. 750 самолетов. Большая их часть досталась российским военным и гражданским структурам, тогда как остальные остались у вновь образованных стран.


Самолет российской сборки. Фото УЗГА

Ввиду ряда объективных факторов активный парк L-410 у нас и за рубежом не только рос, но и сокращался. В частности, с начала семидесятых в различных авариях и происшествиях было потеряно более 130 машин. Значительные количества самолетов списали в девяностых и двухтысячных. Тем не менее, активная эксплуатация L-410 продолжается. В 14 армиях мира остается более полусотни «Турболетов», а гражданские перевозки обеспечивают десятки самолетов в 18 странах.

Прошлое и будущее


Удачная конструкция и помощь «сверху» на международной основе помогли многоцелевому самолету L-410 Turbolet стать массовым и получить широкое распространение. Кроме того, был создан задел для дальнейших модернизаций и массовой эксплуатации в течение длительного времени.

Производство самолетов L-410 продолжается – несмотря на все трудности прошлого и нынешнюю жесткую конкуренцию на рынке. Самолеты новой постройки регулярно передаются заказчикам и затем выходят на работу. А это означает, что эксплуатация «Турболетов» не завершается после первых 50 лет, и в будущем эту технику ждут новые юбилеи.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 октября 2021 04:13
    Нет ни слова про удлиненную версию. Проект умер, так и не родившись или мы все-таки увидим не на картинке, а на ВПП L-610?
    1. +2
      12 октября 2021 04:51
      эксплуатация «Турболетов» не завершается после первых 50 лет
      Вот что значит умелое производство....А наш АН-2 тоже неплох !
      1. +8
        12 октября 2021 04:57
        Вот что значит умелое производство....А наш АН-2 тоже неплох !
        - вот только с 1960 года производили его в Польше
        1. 0
          12 октября 2021 05:31
          Цитата: faiver
          в Польше

          И чо ? L-410 и в Чехословакии и в России ! И до сих пор в КНР ! (Я про АН-2)hi
          1. +3
            12 октября 2021 05:32
            я про умелое производство ... hi
            1. +2
              12 октября 2021 05:37
              А я про сам самолет АН-2... hi
              1. +7
                12 октября 2021 05:44
                А я про сам самолет АН-2
                - все верно, так как с умелым производством у нас как то не очень
                1. +3
                  12 октября 2021 05:45
                  Цитата: faiver
                  у нас как то не очень

                  Это я и хотел подчеркнуть.... hi
      2. +5
        12 октября 2021 05:34
        Летал я на нем несколько разв 80-х из Смоленска в Москву. Час лета и билет стоил где то в районе 14рублей.
      3. +5
        12 октября 2021 05:39
        Про старый иностранный самолёт, которому исполняется вот уже 50 лет:

        . Более того, после восстановления производства самолет ждет большое будущее.

        В отдельно взятой стране, в рамках импортозамещения и не у себя на родине.
        1. +4
          12 октября 2021 05:55
          Вам шашечки или ехать?
          Считаю что уральцы все правильно сделали, выкупили готовое производство с готовым отработанным самолетом. Или надо было десятилетия рожать что-то новое, с учетом того что старая конструкторская школа умерла, а новая является пока детским садом?
          1. +5
            12 октября 2021 07:00
            Цитата: faiver
            Вам шашечки или ехать?

            Желаю ехать непременно с шашечками, а не на пойми чем. Порою компромиссы до добра не доводят.

            В данном случае, власти не хотят вкладываться в свои разработки и создавать в России что-то новое в 21 веке. Предпочитают возрождать старый иностранный самолёт. И говорить про его большое будущее.

            Наверное это дешевле и проще. Тут вы правы.
            1. +2
              12 октября 2021 16:11
              Власти тут палец о палец не ударили.
        2. +4
          12 октября 2021 07:35
          А ещё L 410 служил кинематографа как "иностранный" самолёт. Пример - фильм "Похищение савойи". laughing
      4. +1
        12 октября 2021 07:10
        Цитата: Uncle Lee
        А наш АН-2 тоже неплох !

        Ну да, летая на нем можно кино снимать.
    2. +4
      12 октября 2021 05:25
      тоже интересно, вроде пишут что пытаются родить ТВРС-44, но...
    3. +7
      12 октября 2021 06:07
      Цитата: AC130 Ganship
      L-610

      Его производство вроде то же было спланировано на площадке УЗГА в Арамиле, но пока таких точно не видел, а вот "410" летают и часто, особенно в "серой ливрее"

      Конечно немного жаль, что эта "Элочка" "съела" чисто советские проекты,того же Ана

      Но вот почему сейчас фирма "Су", да и ОАК вообще имея уже испытанный проект Су-80 его не пытается реализовать, вот это не понятно

      Да и за время эксплуатации, до этой трагедии с участием Л-410 произошло 14 катастроф:
      - 18 января 1979 года — авиакатастрофа вблизи Белгорода, произошедшая с самолётом Л-410М, выполнявшим учебно-тренировочный полёт, погиб экипаж, 3 человека
      - 3 августа 1979 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Ковалёвском лесу у аэропорта Ржевка в Ленинградской области с самолётом L-410M (Л-410М) предприятия «Аэрофлот», в результате которой погибли 10 человек, выжило 4.
      -7 января 1982 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта L-410M (Лет Л-410М) предприятия Аэрофлот, произошедшая близ Геленджика, при этом погибли 18 человек.
      -14 августа 1982 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Сухумском аэропорту Бабушара (Абхазская АССР, Грузинская ССР) на взлётной полосе столкнулись авиалайнеры Ту-134А и Let L-410M авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы SU-974 Сухуми—Москва и Г-73 Сухуми—Кутаиси). В катастрофе погибли 11 человек — все 9 пассажиров и оба пилота L-410.
      -29 марта 1983 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410M (Лет Л-410М) компании Аэрофлот, произошедшая в районе Поти, при этом погибли 6 человек, выжило 12
      -4 декабря 1984 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410MA (Лет Л-410МА) компании Аэрофлот, произошедшая близ Костромы, при этом погибли все, 10 человек.
      -26 августа 1988 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Иркутской области с самолётом L-410M (Л-410М) авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку в аэропорт Иркутск. В результате авиакатастрофы погибли все 4 человека, находившиеся на борту.
      -26 августа 1993 года — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410UVP-E (Лет Л-410УВП-Э) российской компании Саха-Авиа, при посадке в аэропорту Алдан (Якутия), при этом погибли 24 человека.
      -25 августа 2010 года с самолётом Let L-410 Turbolet в провинции Бандунду, Демократическая Республика Конго. В результате трагедии погибли 20 человек, один выжил
      -13 июля 2011 года - авиационное происшествие (катастрофа) с самолётом Let L-410 Turbolet бразильской авиакомпании Noar Linhas Aéreas, выполнявшим регулярный пассажирский рейс 4896 из международного аэропорта Гуарарапис (Ресифи) в аэропорт Мосоро с промежуточной посадкой в международном аэропорту Аугусту Северу (Натал). В катастрофе погибли все 16 человек, находившиеся на борту лайнера.
      -15 ноября 2017 года - авиационная катастрофа с самолетом Let L-410UVP-E20 авиакомпании «Хабаровские авиалинии», выполнявшим внутренний рейс RNI463 по маршруту Хабаровск—Чумикан—Нелькан, но при заходе на посадку в пункте назначения рухнул в лес в 1,2 км от аэропорта Нелькана. Из находившихся на его борту 7 человек (5 пассажиров и 2 члена экипажа) выжил 1
      -19 июня 2021 года - авиационная катастрофа,произошедшая у деревни Журавлево в Кемеровской области, с самолетом Let L-410UVP-E принадлежащему ДОСААФ. Его бортовой номер — RF-94603, серийный — 892328. Самолёт совершил первый полёт в 1989 году. Погибло 5 человек
      -12 сентября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая на территории Иркутской области Российской Федерации. Авиалайнер Let L-410UVP-E20 (2014 года выпуска) российской авиакомпании «Аэросервис», выполнявший внутренний рейс ДУ-51 по маршруту Иркутск—Казачинское, совершил жёсткую посадку в 4 километрах от аэропорта пункта назначения. Из находившихся на его борту 16 человек (14 пассажиров и 2 члена экипажа) погибли 4 человека (3 пассажира и 1 пилот), остальные ранены
      -10 октября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая в районе города Мензелинск (Татарстан, Россия).Сразу после взлёта из местного аэродрома самолёт L-410, принадлежащий ДОСААФ России начал терять высоту и врезался в землю. На борту находилось 22 человека (20 парашютистов и 2 члена экипажа). Выжили шестеро
      1. +1
        13 октября 2021 01:31
        Цитата: svp67
        Но вот почему сейчас фирма "Су", да и ОАК вообще имея уже испытанный проект Су-80 его не пытается реализовать, вот это не понятно....
        Кроме Ана и Су, Элька ещё и Бериевцам дорогу перебежала: Бе-32 (Бе-30) были сняты с производства в угоду производства L-410. Документация в наличии имеется, было бы желание и деньги - уже бы выпускали.

        К слову, был вариант этого самолёта с валом (редуктором) между двигателями:
        при проблемах с одним из двигателей, мог одним двигателем крутить оба винта.
      2. +1
        14 октября 2021 22:08
        Катастрофа 14 августа 1982 года - один из самых безобразных случаев преступного разгильдяйства : КВС самовольно без разрешения диспетчера начал выруливать для занятия исполнительного старта при том, что в
        это же время Ту-134 начинал разбег для взлета. Самое печальное, что если бы КВС Л-410 просто бы дал режим и по прямой выкатился бы на ВПП ничего бы не было. НО, он попытался развернуться обратно на РД и не успел - Ту-134 пропорол крылом его фюзеляж по всей длине...
  2. +5
    12 октября 2021 04:18
    Безусловно, L-410 в прошлом играл очень заметную роль в региональных авиаперевозках во времена СССР. Но с учётом того, что это Военное обозрение, стоило бы больше рассказать про его использование в вооружённых силах разных стран.
  3. +1
    12 октября 2021 04:55
    Что-то я запутался, самолёт производят вЧехии и России,а хозяин кто? И чьи двигатели?
    1. +3
      12 октября 2021 05:22
      хозяева наши, выкупили чешский завод
    2. +2
      12 октября 2021 05:46
      Цитата: ASAD
      а хозяин кто?

      Да вроде по русски написано
      УГМК выкупила оставшиеся акции, увеличив долю до 100%.

      чьи двигатели?

      На сайте производителя написано
      моторы GE H85-200 и воздушные винты AV 725.
      1. 0
        12 октября 2021 06:27
        А если ещё санкции введут? В Чехии будут собирать? В октябре истёк срок модернизации малых аэропортов,не продлят позакрывают большинство.
    3. +4
      12 октября 2021 13:57
      Ест и ческие движки.
  4. +1
    12 октября 2021 06:10
    Прошлое и будущее
    . Вот уж действительно, когда нужно ехать , а не на шашечки смотреть. Так до появления флаеров и до летают.
  5. +6
    12 октября 2021 06:11
    Когда я слышу "L-410", моя рука тянется к пистолету (которого, правда, нету). У нас 4 года назад под Нельканом "элька" разбилась, тогда полеты этих "ласточек" приостановили по всей стране для всех компаний. Сейчас уже третье за четыре месяца крушение - и полеты приостановил только ДОСААФ. Остальные могут продолжать эксплуатацию. Ну, а то, что жим-жимом в полете можно стальной лом перекусить - это проблемы пассажиров, ага. Ну, а чо, пассажирам все равно деваться некуда - у нас взлетка короткая, только "эльки" и принимает.
    1. +6
      12 октября 2021 06:31
      Не очень понимаю претензии в самолету, претензии то надо предъявлять к авиакомпаниям эксплуатантам, которые стараются экономить на всем...
      1. +2
        12 октября 2021 06:39
        Под Нельканом как раз-таки претензия к самолету - при заходе на посадку включилась реверсивная тяга. Такую же фигню через пару месяцев выхватили в Комсомольске, хорошо, что еще до взлета - рейс отменили, "эльки" поставили на прикол. Потом сказали, что со всем разобрались, недостаток устранили, можно летать. Можно-то оно, конечно, можно... Грибы тоже все подряд съедобные. Но некоторые можно кушать только один раз.
        1. +2
          12 октября 2021 14:38
          Под Нельканом как раз-таки претензия к самолету - при заходе на посадку включилась реверсивная тяга.
          Ну так это-же опять вина не самолёта, а человека. Либо неквалифицированное или халатное регламентное ТО, либо самолёт уже выработал все возможные сроки годности, а их всё продляют и продляют, а ставит подпись на СЛГ опять-же человек...
  6. +2
    12 октября 2021 09:42
    А какие перспективы по ТВД? "Родного производителя" купили американцы из Дженерал Электрик.
  7. +2
    12 октября 2021 11:00
    L-410 это пример, когда "в рамках социалистического содружества" отдавали предпочтение импортным моделям, в ущерб советским КБ. А в последнии годы аварии с L-410 стали обыденностью.
  8. +4
    12 октября 2021 12:32
    В память о погибших в Мензелинске..... друзьям и семьям R.I.P.
    Не знаю, как у всех, но у меня отношение к этому детищу социалистического сотрудничества весьма неоднозначное..
    Может самолёт и не плох, но валится с неба с завидной регулярностью.. Стоит только погуглить... 118 начиная с 75 года..
    Сам я в нём сиживал, вонь керосина смешивалась с протеканием конденсата в салон.. Приятнейшие чувства обостряя..
    Да, и моторчики у него в никуда... Не убедить меня этим гением мысли о его совершенстве..
    Просто других нет и не будет в ближайшие долгие годы..
    1. +1
      12 октября 2021 16:13
      Это, наверное, самый правильный комментарий.
    2. 0
      23 декабря 2021 17:48
      Цитата: AlexFly
      Да, и моторчики у него в никуда... Не убедить меня этим гением мысли о его совершенстве..
      Самый шумный самолёт из всех, на которых довелось летать! Турбовинтовые все перебрал, но на этом еле дожидался конца полёта. Других просто наш аэродром не принимал, выбора не было. smile
  9. +2
    12 октября 2021 13:06

    Его производство вроде то же было спланировано на площадке УЗГА в Арамиле, но пока таких точно не видел, а вот "410" летают и часто, особенно в "серой ливрее"

    Конечно немного жаль, что эта "Элочка" "съела" чисто советские проекты,того же Ана

    Но вот почему сейчас фирма "Су", да и ОАК вообще имея уже испытанный проект Су-80 его не пытается реализовать,
    Да и за время эксплуатации, до этой трагедии с участием Л-410 произошло 14 катастроф:
    - 18 января 1979 года — авиакатастрофа вблизи Белгорода, произошедшая с самолётом Л-410М, выполнявшим учебно-тренировочный полёт, погиб экипаж, 3 человека
    - 3 августа 1979 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Ковалёвском лесу у аэропорта Ржевка в Ленинградской области с самолётом L-410M (Л-410М) предприятия «Аэрофлот», в результате которой погибли 10 человек, выжило 4.
    -7 января 1982 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта L-410M (Лет Л-410М) предприятия Аэрофлот, произошедшая близ Геленджика, при этом погибли 18 человек.
    -14 августа 1982 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Сухумском аэропорту Бабушара (Абхазская АССР, Грузинская ССР) на взлётной полосе столкнулись авиалайнеры Ту-134А и Let L-410M авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы SU-974 Сухуми—Москва и Г-73 Сухуми—Кутаиси). В катастрофе погибли 11 человек — все 9 пассажиров и оба пилота L-410.
    -29 марта 1983 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410M (Лет Л-410М) компании Аэрофлот, произошедшая в районе Поти, при этом погибли 6 человек, выжило 12
    -4 декабря 1984 года - авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410MA (Лет Л-410МА) компании Аэрофлот, произошедшая близ Костромы, при этом погибли все, 10 человек.
    -26 августа 1988 года - авиационная катастрофа, произошедшая в Иркутской области с самолётом L-410M (Л-410М) авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку в аэропорт Иркутск. В результате авиакатастрофы погибли все 4 человека, находившиеся на борту.
    -26 августа 1993 года — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Let L-410UVP-E (Лет Л-410УВП-Э) российской компании Саха-Авиа, при посадке в аэропорту Алдан (Якутия), при этом погибли 24 человека.
    -25 августа 2010 года с самолётом Let L-410 Turbolet в провинции Бандунду, Демократическая Республика Конго. В результате трагедии погибли 20 человек, один выжил
    -13 июля 2011 года - авиационное происшествие (катастрофа) с самолётом Let L-410 Turbolet бразильской авиакомпании Noar Linhas Aéreas, выполнявшим регулярный пассажирский рейс 4896 из международного аэропорта Гуарарапис (Ресифи) в аэропорт Мосоро с промежуточной посадкой в международном аэропорту Аугусту Северу (Натал). В катастрофе погибли все 16 человек, находившиеся на борту лайнера.
    -15 ноября 2017 года - авиационная катастрофа с самолетом Let L-410UVP-E20 авиакомпании «Хабаровские авиалинии», выполнявшим внутренний рейс RNI463 по маршруту Хабаровск—Чумикан—Нелькан, но при заходе на посадку в пункте назначения рухнул в лес в 1,2 км от аэропорта Нелькана. Из находившихся на его борту 7 человек (5 пассажиров и 2 члена экипажа) выжил 1
    -19 июня 2021 года - авиационная катастрофа,произошедшая у деревни Журавлево в Кемеровской области, с самолетом Let L-410UVP-E принадлежащему ДОСААФ. Его бортовой номер — RF-94603, серийный — 892328. Самолёт совершил первый полёт в 1989 году. Погибло 5 человек
    -12 сентября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая на территории Иркутской области Российской Федерации. Авиалайнер Let L-410UVP-E20 (2014 года выпуска) российской авиакомпании «Аэросервис», выполнявший внутренний рейс ДУ-51 по маршруту Иркутск—Казачинское, совершил жёсткую посадку в 4 километрах от аэропорта пункта назначения. Из находившихся на его борту 16 человек (14 пассажиров и 2 члена экипажа) погибли 4 человека (3 пассажира и 1 пилот), остальные ранены
    -10 октября 2021 года - авиационная катастрофа, произошедшая в районе города Мензелинск (Татарстан, Россия).Сразу после взлёта из местного аэродрома самолёт L-410, принадлежащий ДОСААФ России начал терять высоту и врезался в землю. На борту находилось 22 человека (20 парашютистов и 2 члена экипажа). Выжили шестеро[/quote]
    В половине катастроф человеческий фактор(ошибки пилота и техников), а учитывая ушатанность техники, оснащение ДОСААФ, интенсивность эксплуатации
    то самолёт и не причём. Последняя катастрофа пример 20 человек с экипировкой вместо 10-12 по инструкции, было меньше глядишь спланировал бы, а не упал.
    1. +1
      12 октября 2021 19:27
      Не знаю, где вы нашли информацию про 14 катастроф....
      Вот вам ссылочка в студию...
      https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_accidents_and_incidents_involving_the_Let_L-410_Turbolet
    2. +1
      12 октября 2021 20:49
      По инструкции, как вы гутарите положено 1800кг груза, если вес 20 парашютистов не превышает этой величины, то почему и не летать?
  10. 0
    23 ноября 2021 16:32
    АН-28/АН-38 ничем не хуже, да и дешевле. АН-28 построили около 200 шт., при установке обтекателей на шасси и замене двигателей на более экономичные, летать ему и летать. 17 человек, до 2 тыс. км дальность, пал жертвой места производства - Польша. Делали бы здесь, вопросов было бы на порядок меньше. Прокекали...
  11. 0
    23 декабря 2021 17:43
    Увеличенное крыло с новой механизацией, усовершенствованное оперение и модернизированные двигатели M-601B обеспечили улучшение взлетно-посадочных характеристик.
    Симпатичный и удобный внутри самолётик, но блин, какой же он громкий! Не встречал более шумного самолёта в салоне, хотя довелось полетать на всех турбовинтовых (пассажиром))), которые были в Союзе. Еле дожидался окончания 1,5 часов полёта и после них в голове колокольный звон! smile
  12. -1
    3 января 2022 21:22
    Бродяга ужаская.. Как летает только..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»