Ненужный корабль «Митрофан Москаленко»?
«Митрофан Москаленко» вошел в состав флота в 1990 году. С 2002 года он находился в резерве Кольской флотилии российского Северного флота. Корабль мог принять на свой борт до 50 танков ПТ-76, 80 БТР или БМП, а также до 120 грузовых автомобилей. На его летной палубе могли разместиться 4 вертолета Ка-29. Минобороны России отказалось от работ по модернизации корабля, так как БДК проекта 1174 были признанны морально и физически устаревшими судами. В общей сложности по проекту 1174 в СССР было построено 3 корабля: «Иван Рогов», «Александр Николаев», «Митрофан Москаленко», которые были введены в состав флота в 1978, 1982 и 1990 году соответственно.
Следует отметить, что в ближайшие годы российский десантный флот, в состав которого входило 19 больших десантных кораблей (БДК) может значительно сократиться. Основу российского флота БДК составляют корабли проекта 775 (в различных версиях) – всего их насчитывается 15 единиц. Из них самые старые корабли «Оленегорский горняк» и «Кондопога» поступили в состав флота еще в 1976 году, а самые новые корабли «Королев» и «Пересвет» – в 1991.
Помимо этого в состав российского флота входят 4 БДК проекта 1171 «Тапир», это все очень возрастные корабли: «Саратов» (в строю с 1966 года), «Орск» (с 1968 года), «Николай Вилков» (с 1974 года), «Николай Фильченков» (с 1975 года). По оценке специалистов подавляющее большинство больших десантных кораблей будет списано с флота в ближайшие 10 лет. При этом программа постройки новых десантных судов для флота предусматривает поставку существенно меньшего количества боевых кораблей.
Так, еще в июне 2011 года Россия купила у Франции 2 десантных вертолетоносных корабля-дока, относящихся к проекту «Мистраль». Сумма этой сделки составила 1,2 млрд. евро. Первый корабль данного класса получит название «Владивосток» (его постройка уже началась), ожидается, что корабль войдет в состав флота в 2014 году. Второй корабль, получивший имя «Севастополь» (его закладка запланирована на конец текущего года), войдет в состав флота в 2015 году. Также в июне 2011 года был заключен опцион на приобретение еще 2-х «Мистралей», построить которые планируется в России на «Балтийском заводе».
Десантные корабли-доки проекта «Мистраль» имеют водоизмещение в 21,3 тыс. тонн. Данный корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его хода достигает 11 тыс. морских миль. Корабль способен взять на борт до 60 бронетранспортеров или 13 основных боевых танков плюс 450 человек десанта или 70 автомобилей. В состав его авиагруппы включается до 16 вертолетов, предполагается, что это будут машины Ка-29, Ка-52 и Ка-31. На вооружении судна будут находиться российские комплексы: зенитные ракетные установки «Гибка», сверхзвуковые крылатые ракеты «Калибр», артиллерийские установки АК-630М.
Помимо этого, состав российского флота планируется пополнить 6-ю кораблями отечественного проекта 11711. Первый такой БДК, получивший имя «Иван Грен», планируется передать флоту в 2014 году. Строительство данного десантного корабля ведется с декабря 2004 года. Постройка второго БДК проекта 11711 (имя не присвоено), было заморожено до окончания испытаний головного десантного корабля серии. Ранее планировалось, что второй корабль сможет войти в состав российского флота в 2017 году.
Десантные корабли типа «Иван Грен» обладают водоизмещением в 5 тыс. тонн и могут развивать скорость до 18 узлов. Дальность их плавания составляет 3,5 тыс. морских миль. Один корабль данного типа способен принять на борт до 13 ОБТ, до 36 БМП или БТР, а также до 300 человек десанта. Предполагается, что авиационная группа кораблей проекта 11711 будет состоять из 1 или 2-х вертолетов Ка-29. На вооружении корабля будут находиться артиллерийские установки АК-176М и АК-630М, а также 2-е установки РСЗО «Град-М».
С учетом наметившейся тенденции старения российских боевых кораблей, а также оценок экспертов, к 2020 году в составе российского флота могут остаться лишь 4 БДК – 2 «Мистраля» и 2 корабля проекта 11711. Согласно действующей госпрограммы вооружений России, по которой флот может рассчитывать на получение практически 5 трлн. рублей, модернизация существующих десантных судов не предусматривается.
БДК проекта 1174 «Митрофан Москаленко»
Большой десантный корабль океанской зоны, построенный по проекту 1174, предназначался для транспортировки и высадки десанта как на оборудованные, так и на необорудованные участки побережья с малым уклоном дна. Создание данного достаточно сложного и нового для отечественной практики судна сопровождалось выполнением всесторонних военно-экономических и проектных исследований, в которых вместе с Невским ПКБ приняли участие Первый ЦНИИ МО РФ, ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, а также другие организации. Эскизный проект судна был готов в октябре 1965 года, откорректированный технический – в мае 1968 года.
В результате проектных работ был создан корабль, не имевший аналогов в мировой практике десантного судостроения. Корабль обладал оригинальной конструкцией и мог осуществлять высадку войск и техники как непосредственно на берег, так и не подходя к нему: плавающую технику прямо на воду, не плавающую – при помощи десантно-высадочных плавсредств. Личный состав можно было доставить на берег со всем носимым оружием при помощи десантных вертолетов.
БДК проекта 1174 представлял собой многопалубный корабль с развитой кормовой надстройкой и полубаком. В носовой части корабля располагался танковый трюм (длина – 54 метра, ширина – 12 метров, высота около 5 метров). В кормовой части судна находилась специальная доковая камера (длина – 75 метров, ширина – 12 метров, высота – около 10 метров). Стапель-палуба была расположена на один твиндек ниже, чем танковая. Для погрузки на корабль техники с пирса при швартовке кормой, а также для приема в док-камеру плавсредств и выгрузки из нее техники в транце был расположен лацпорт, имеющий откидное герметическое закрытие. В опущенном положении он служил сходней для боевой техники.
Перемещение боевой техники по БДК осуществлялось по 3-м сходнями, имеющим гидравлические приводы. Одна из них располагалась между танковым трюмом и доковой камерой (в поднятом положении она выполняла роль переборки между данными помещениями корабля), две другие сходни были расположены между верхней и танковой палубами. Носовое высадочное устройство корабля состояло из носовых ворот, имеющих выдвижную 32-метровую сходню. В походном положении она располагалась под верхней палубой, выдвигалась сходня при помощи гидравлического привода.
Полное водоизмещения БДК составляло 14 060 тонн, дальность плавания на скорости в 18 узлов при нормальном запасе топлива равнялась 4 000 морских миль, при максимальной заправке топливом корабль мог пройти 7 500 морских миль. Максимальная скорость хода корабля составляла 20 узлов. Автономность десантного корабля по запасам провизии составляла 15 суток при транспортировке 500 десантников или 30 суток при транспортировке 250 человек. БДК был оснащен системами приема твердых и жидких грузов в море.
Корабль мог перевозить десант размером до мотострелкового батальона, состоящего из 440 человек и 79 единиц боевой техники (БМП, БТР, танки, автомобили и т.д.). В доковую камеру (при отсутствии здесь плавсредств), на верхнюю палубу и в танковый трюм помещается до 50 танков ПТ-76, до 80 БМП или БТР, либо до 120 автомашин или другой подвижной техники в различных сочетаниях. Личный состав десанта располагался в нескольких кубриках, а также отдельных офицерских каютах на 4 человека.
Для выгрузки с корабля неплавающей боевой техники в доковую камеру БДК может быть принято 6 десантных катеров проекта 1176 «Акула» (скорость хода – 10 узлов) или проекта 1785 (скорость хода – 7,5 узлов) или же 3 десантных катера на воздушной подушке «Кальмар» проекта 1206 (скорость хода – до 50 узлов). В доковой камере могли также размещаться новые быстроходные десантные катера на воздушной каверне «Серна» проекта 11770 (скорость хода – до 32 узлов).
Каждый из перечисленных выше десантных катеров мог осуществлять транспортировку одного танка или другой подвижной техники в зависимости от своей вместимости. Помимо этого на корабле размещалось 4 транспортно-боевых вертолета Ка-29, каждый из которых мог принять на борт до 16 десантников с личным оружием. Также вертолеты могли оказывать десанту огневую поддержку. Ангар для размещения вертолетов находился в надстройке между 2-мя взлетно-посадочными площадками.
Корабль был оснащен 2-мя навигационными РЛС, а также трехкоординатной РЛС общего обнаружения целей типа МР-310А и развитыми средствами радиосвязи. Предусматривалась установка на корабль средств обнаружения и уничтожения подводных диверсантов, а также пассивных систем радиоэлектронной борьбы.
Вооружение БДК включало в себя ЗРК самообороны «Оса-М» (одна спаренная пусковая установка, боекомплект 20 зенитных ракет, дальность действия до 10 км), двухорудийная 76-мм артиллерийская установка АК-726 с радиолокационной системой управления огнем типа МР-105 и 4-е 30-мм автомата АК-630 (по 2 на каждый борт), имеющие 2-е радиолокационных системы управления огнем типа МР-123. Помимо этого для поражения береговых целей на корабле была смонтирована одна пусковая установка РСЗО «Град-М» (максимальная дальност стрельбы – 20 км.).
Источники информации:
- http://www.rusarmy.com/vmf/dk_pr_1174.htm
- http://lenta.ru/articles/2012/09/11/moskalenko
- http://lenta.ru/news/2012/09/11/ship
- http://ru.wikipedia.org/
Информация