Российские противовертолетные мины и зарубежная реакция

59

Мина ПВМ на выставке. Фото Russianarms.ru

На вооружении российской армии состоит широкий круг разнообразных мин разного назначения, в т.ч. специализированный противовертолетный боеприпас ПВМ или «Бумеранг». Это изделие способно эффективно бороться с маловысотными целями и может применяться для решения разных задач. Оружие со специфической ролью закономерно привлекает внимание зарубежных специалистов и прессы – что приводит к появлению любопытных публикаций и даже к запуску особых проектов.

Самонаводящийся «Бумеранг»


Изделие ПВМ разработано Государственным казенным научно-испытательным полигоном авиационных систем (ГкНИПАС). В транспортном положении оно представляет собой куб с гранью менее полуметра и массой 12 кг. Такой вариант мины предназначается для установки саперами. В системах дистанционного минирования применяется модификация иной конструкции – в сложенном положении она имеет форму шестиугольной призмы. В обоих случаях боковые стенки представляют собой откидные опоры, при помощи которых мина стоит на позиции.



Боеприпас оснащен акустическими и инфракрасным датчиком цели. С их помощью мина засекает воздушный объект, определяет направление и дальность до него. Боевая часть – кумулятивная, на подвижном основании с наведением в двух плоскостях. По сигналам датчиков БЧ доворачивается в направлении цели и «запускает» в нее ударное ядро.

По имеющимся данным, «Бумеранг» засекает шум вертолета на дальностях 3-3,2 км. Автоматика способна отличать шум воздушного судна от других звуков. Зона поражения представляет собой полусферу радиусом 150 м. Предусмотрена возможность проводной связи между несколькими минами. В этом случае цель поражается только одной миной и исключается перерасход боеприпасов.

Иностранный интерес


В июльском номере журнал американского министерства обороны OE Watch (аналог нашего «Зарубежного военного обозрения») была опубликована заметка «Russia Employing Little Known Aviation Mines» («Россия использует малоизвестные авиационные мины»). Поводом и основным источником данных для них стала апрельская статья «Мина для «летающего танка» в российской газете «Военно-промышленный курьер».


Опытные варианты противовертолетных мин. Фото Vitalykuzmin.net

Ссылаясь на российское издание, OE Watch пишет, что в российской армии появились мины, «способные влиять на воздушную обстановку». Российская тактика предусматривает использование такого оружия в разных сценариях боевых действий. Так, с их помощью планируют блокировать аэродромы и посадочные площадки, а также защищать важные объекты и плацдармы. Приводятся основные характеристики и параметры мин.

Журнал отмечает, ПВМ способна поражать только низколетящие цели и только на небольшом расстоянии. Однако и в этом случае они представляют определенную опасность и могут затруднить работу тактической авиации в разных ситуациях. Во всех операциях, когда самолеты и вертолеты должны работать на малой высоте, противников России ждут риски и проблемы.

Зарубежная оценка


Несколько дней назад о «Бумеранге» вспомнило американское интернет-издание «1945». В своей статье «Helicopters Beware: Russia is Deploying Anti-Helicopter Mines» оно обращает внимание на публикации в OE Watch и «ВПК». Кроме того, привели оценки противовертолетного оружия и напомнили о некоторых работах Пентагона в этом контексте.

На основании двух предыдущих публикаций «1945» изучает особенности, характеристики и возможности российской мины ПВМ. При этом обращают внимание на возможность установки изделий разными способами, а также на высокую производительность такого процесса. Так, в 2018 г. на учениях за один час было подготовлено минное поле протяженностью ок. 3 км. Подобное заграждение может работать не менее 3 месяцев.

Важной особенностью ПВМ называют способность бороться не только с вертолетами, но и с самолетами. В первую очередь, речь идет о размещении мин на подходах к взлетно-посадочной полосе. Кроме того, указывают на психологический эффект «Бумеранга». Опасаясь мин, летчики могут увеличивать высоту полета – и попадать в зону уверенной работы ПВО.


Ударный вертолет AH-64. Его тактическая роль предусматривает полеты на малой высоте. Фото Минобороны США

«1945» указывает, что с минами ПВМ связано несколько проблем. В первую очередь, это возможность попадания такого оружия не в те руки. Так, террористы могут использовать противовертолетные мины для атаки гражданских авиалайнеров. В контексте боевого применения неясно, способен ли «Бумеранг» различать свои и вражеские летательные аппараты.

Такую ситуацию усложняет тот факт, что дружественные России страны могут использовать авиационную технику производства вероятного противника, идентификация которой становится отдельной проблемой. Наконец, к негативным военным и политическим последствиям может привести неразумное использование мин союзниками.

Издание напоминает, что новости о российских противовертолетных минах не остались незамеченными в Пентагоне. Еще в 2017 г. ведомство начало исследования на тему подобного оружия – его реального потенциала и средств противодействия.

Реальные меры


Планы по проведению научно-исследовательской работы на тему противовертолетных мин были утверждены в ноябре 2016 г. В январе 2017-го Пентагон открыл прием заявок, на который выделялось около месяца. Затем планировалось выбрать подрядчика, которому предстояло провести три фазы исследований. По итогам всех этих мероприятий армия желала получить определенный объем данных о существующих и возможных угрозах, а также идеи и концепции на тему противодействия им.

В запросе на проведение НИР «Anti-Helicopter Mine and Improvised Explosive Device Countermeasures» указывалось, что в последние годы в России и Болгарии были созданы специальные противовертолетные мины для борьбы с маловысотными целями. Кроме того, схожие риски связаны с самодельными взрывными устройствами.


"Бумеранг" или иные подобные изделия не позволят проводить десантирование. Фото Минобороны США

В рамках фазы I подрядчик должен был изучить существующие и ожидаемые образцы и их опасность для авиации. На основании этих данных следовало сформировать новые концепции противодействия. Фаза II предусматривала разработку комплекса обороны на основе ранее предложенных идей. Следовало выполнить проектирование и провести испытание на одной из современных винтокрылых платформ. В ходе третьей фазы планировалось развить существующий комплекс и сделать его основой для следующего проекта, уже предназначенного для использования в армии.

С момента запуска исследовательской программы прошло почти четыре года, но ее результаты неизвестны. Какие-либо новости и сообщения более не публиковались. Это может говорить об остановке работ – или об их продолжении, но с соблюдением всей необходимой секретности. Возможно, ситуацию разъяснят в будущем, когда появится полноценный опытный комплекс обороны. Конечно, если он разрабатывается.

Гонка вооружений


Таким образом, в распоряжении российской армии достаточно давно появилось необычное оружие, способное резко затруднить деятельность тактической авиации противника. Появление изделия «Бумеранг» не осталось незамеченным и даже стало поводом для запуска новой исследовательской программы, результатом которой могут стать проекты модернизации вертолетов или совершенно новая техника.

Вполне возможно, что Пентагон и исследователи посчитали ПВМ и другие разработки в этой области реальной угрозой. В таком случае они уже должны работать над средствами защиты и противодействия. К примеру, возможно снижение физических полей вертолета, по которым работает мина, либо создание ложных целей с повышенным их уровнем.

Очевидны, что меры вероятного противника по защите своей техники не останутся без внимания. Это приведет к появлению модернизированных мин или совершенно новых изделий – способных игнорировать ложные цели и засекать менее заметные реальные. В итоге в этой области может начаться настоящая гонка вооружений. И наша страна, уже обладающая противовертолетными минами, оказывается в выгодном положении.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 октября 2021 18:24
    Довольно давнее изобретение (читал об этом в начале 2010х), из за габаритов более пригодное для партизанской войны или локальных конфликтов,нежели для войны крупной. Расстояние до 150 метров это довольно кисленькО для кубика 50*50*50. Такие габариты в общем то исключают диверсионные минопостановки ,оставляя изделию нишу предварительного минирования . В местах где может пролетит вертолет, а может и не пролетит. Может на расстоянии 150 метров, а может и нет. Если в случае изделия габаритов +- противотанковая/противопехотная мина этот авось в какой то мере оправдан меньшими габаритами изделия,большим сроком автономности-скрытности,меньшей ценой и как следствие возможностью масштабных постановок как диверсионных,так и предварительных - то тут в общем то весьма неудобное узкоспец.изделие.
    ИМХО умести они изделие в ранцевые габариты или габариты топливной канистры - было бы больше проку .
    1. +4
      19 октября 2021 18:33
      Подобная мина стоит уже на вооружении натовцев.
      1. +4
        19 октября 2021 19:40
        Цитата: 210окв
        Подобная мина стоит уже на вооружении натовцев

        Насчёт "натовцев"...что-то не помню...вряд ли !Ах,да... Болгария создала несколько образцов ПВМ !Но состоят ли они на вооружении болгарской армии или только предлагаются на экспорт-не помню ! Австрия имеет собственный образец ПВМ;но,по моему,не производит ! Имеет на вооружении и производит ПВМ Иран !
        1. +1
          20 октября 2021 04:16
          Больше ПВО - хорошего и разного!
          1. +3
            20 октября 2021 23:00
            Цитата: Kuroneko
            Больше ПВО - хорошего и разного!

            Слава тем у кого на петлицах золотые скрестились стволы! hi
        2. 0
          28 октября 2021 21:09
          На вооружении болгарской чего?
      2. 0
        19 октября 2021 20:53
        А есть ли результаты боевого применения этого Wunderwaffe?
        1. +15
          20 октября 2021 04:22
          Учитывая, что у нас на вооружение эти мины поставлены давно, и никто вроде как их полезность до сих пор не оспаривает - думаю, что хоть и не вундер, но таки пригодное ваффе. А что до боевого применения - покажите мне террористов, у которых есть боевая авиация (да-да, я в курсе насчёт Украины и США, но мы с ними - пока - ещё не воюем).
          1. +1
            20 октября 2021 07:55
            А что до боевого применения - покажите мне террористов, у которых есть боевая авиация
            Речь не про боевую авиацию "террористов". Речь о том, что где-нибудь в Африке эти "повстанцы" могли бы их использовать против правительственных войск или ЧВК, но этого нет. Насчёт того, что система вполне давняя - согласен, ещё 25 лет назад, бывая в ГкНИПАС по своим делам, застал пиар-кампанию этого средства.
            1. +5
              20 октября 2021 08:04
              Эта мина - для глобальной войны. Сама по себе она слишком опасна. Всё,что летает, может быть сбито. Потому, кстати, на экспорт и не предлагается.
              Вы вроде упоминали про Африку? Так вот, 3/4 вертолетных полётов в Африке - гуманитарные. Нонкомбатанты. Врачи, спасатели...
            2. 0
              20 октября 2021 12:15
              Цитата: Авиатор_
              Речь о том, что где-нибудь в Африке эти "повстанцы" могли бы их использовать против правительственных войск

              А у африканских повстанцев эти мины имеются?
      3. 0
        22 октября 2021 19:18
        Какая именно? На сегодняшний день есть австрийская Hirtenberger HELKIR, но Австрия не состоит в НАТО. Других, кроме болгарских AHM-200-1 (2) за бугром и нету.
    2. +11
      19 октября 2021 18:34
      Скорее всего они должны применяться для создания периметра ,защищающего от высадки диверсионных групп вблизи охраняемых обьектов , располагающихся в малонаселенной местности , и на направлениях , закрываемых естественными складками местности от радаров.
      1. 0
        19 октября 2021 19:56
        С другой стороны, они могли бы быть очень успешно использованы в Афганистане против вертолётов - если бы до них тогда додумались. Причём одуматься до них тогда было гораздо проще чем до, такого не самого простого, в задумке и исполнении, оружия, как ПЗРК - тогда уже были в западной микроэлектронике простейшие специализированные микропроцессоры, пригодные для анализа акустических шумов. Но история техники пошла по иному пути.
        1. +3
          19 октября 2021 20:21
          Цитата: ycuce234-san
          С другой стороны, они могли бы быть очень успешно использованы в Афганистане против вертолётов - если бы до них тогда додумались..
          У читал статью про ПВМ на ВО.
          И в одном комментарии прочёл про СВУ против вертолётов, которое делали "духи"...
          Автор комента, описывал его так - в определённом "узком месте", где была большая вероятность пролёта вертолёта на низкой высоте, закапывали мощный фугас, поражающим "осколками", кроме взрывной волны, были камни, которые были сверху СВУ. Датчик срабатывания была полоса железа подключённая к элементу питания. Вертолёт пролетая над фугасом воздушной волной прогибал полосу железа и мина взрывалась...
          Пишу по памяти и со слов комментатора.
          soldier
          1. 0
            19 октября 2021 22:49
            Да датчиков конечно можно придумать множество - как на морских минах, где начали с простой механики а закончили магнитометрами, акустикой и прочим.
            Речь о том, что мина против низколетящих ЛА - оружие одновременно нестандартное и эффективное и, в современных условиях, будет применяться против БПЛА, так как гораздо дешевле ракеты и конструктивно так проста, что мины, растяжки "антивертолёт" делают люди, живущие почти в условиях каменного века, не говоря уж о заводах. Кстати, за неимением железа, выдернуть чеку может и кусок ткани или плетеная из кустарника корзинка - это предметы легкие и они будут отброшены воздушной волной...
            1. +3
              19 октября 2021 23:01
              Цитата: ycuce234-san
              Да датчиков конечно можно придумать множество -
              Кстати, за неимением железа, выдернуть чеку может и кусок ткани или плетеная из кустарника корзинка - это предметы легкие и они будут отброшены воздушной волной...
              Пустое лукошко может ветром сдуть.
              Можно поспорить про силу натяжения, но Я просто привел пример, того, что ПВМ не "новость"...
              ПВМ Вьетнам
              Вот такое ПВМ изготавливали во Вьетнаме.
              soldier
              1. 0
                19 октября 2021 23:27
                Тоже неплохо - на уровне мехмастерской.
                Но, такие мины, сложись чуть иначе события, могли бы и выкинуть "стингеры" из истории техники, из за бурного развития микроэлектроники: 1971 - первый микропроцессор, 1972 г. — в США появляется электронная почта, 1976 - старт продаж бытовых ПК. А первые стингеры были очень и очень дорогими и умная мина с микроэлектронным блоком управления била их по всем экономическим параметрам в отношении низколетящей авиатехники. А высоколетящая не была тогда большой проблемой - управляемое оружие ещё только развивалась а самолёты-пикировщики - уже сошли с исторической сцены.
                1. +2
                  19 октября 2021 23:53
                  Цитата: ycuce234-san
                  Тоже неплохо - на уровне мехмастерской.
                  Но, такие мины, сложись чуть иначе события, могли бы и выкинуть "стингеры" из истории техники, из за бурного развития микроэлектроники: 1971 - первый микропроцессор, 1972 г. — в США появляется электронная почта, 1976 - старт продаж бытовых ПК. А первые стингеры были очень и очень дорогими и умная мина с микроэлектронным блоком управления била их по всем экономическим параметрам в отношении низколетящих.
                  пзрк красный глаз
                  ПЗРК FIM-43 Redeye Красный глаз.
                  Первый работающий образец представлен публике в 1958г.
                  на вооружение принят в 1968г, уже переделанный до состояния следующей модели Redeye Blok 1.
                  FIM-92A Stinger начали серийно выпускать в 1978г, стоимость первого Жала 45 710 $
                  bully
                  1. +1
                    20 октября 2021 00:13
                    FIM-92A Stinger начали серийно выпускать в 1978г, стоимость первого Жала 45 710 $


                    В ценах сегодняшнего дня это $192 000 за единственную ракетку или более привычных нам единицах деньгоизмерения - в автомобилях-иномарках - это две новых с завода тоёты тундры (по $ 55 000 шт./шт.). Это к тому что дешевые мины имели очень серьезные шансы на успех и тогда бы ПЗРК отправились бы на свалку истории.
                    1. +1
                      20 октября 2021 10:26
                      Нет, ПВМ дополняют ПЗРК ,т.к. низковысотный полет- одно из средств защиты от ПЗРК становится рискованным при наличии ПВМ.
                      1. +1
                        22 октября 2021 14:45
                        Сейчас - пока, да. Но в 80-е никто не мог быть уверен до конца что вот эта вот люто дорогая ракетка от ПЗРК, это и есть рецепт успеха.
                        А сейчас технология сделает новый ход в этих экономических шахматах - ещё более люто дорогие ударные вертолёты сильно потеснят одноразовые роботы-снаряды, ПЗРК скорее всего не впишутся в бюджет противостояния таким беспилотникам и останутся только в сузившейся нише для крупных целей и копеечные мины ПВО опять станут актуальными - уже против роботов, как в старой фантастике, - вот в такое вот время живём.
        2. +2
          19 октября 2021 20:28
          Здесь видимо сыграло то, что вещь эта достаточно дорогая и сомнительная. Современные вертолёты наносят удары не входя в зону действия ПЗРК зачастую. Для охраны объектов от РДГ? Вполне возможно. Автономность, риск пострадать от своей же мины.. Но это моё мнение. Кстати, я про подобное читал в технической литературе в 80-е.Ссылку правда не нашёл.
          1. +1
            19 октября 2021 23:01
            Для охраны объектов от РДГ? Вполне возможно. Автономность, риск пострадать от своей же мины


            В первую очередь это было бы средство от высадки десантов с вертолётов а не классическая ПВО - представьте себе, что "оппоненты" советских войск заминировали в три слоя все высоты, скалы и места где только может присесть вертушка. Или во Въетнаме их активно применили против американских вертолетчиков с десантом - тогда бы вообще идея десантного вертолёта могла бы быть признана несостоятельной и такие машины ушли бы историю а остались только противотанковые вертолёты или противокорабельные с гидрофонами и торпедами. Даже если десант прыгнет с парашютом обратно по воздуху ему уже быстро невозможно покинуть это место - пока не будет проведено разминирование участка достаточных размеров. А по поводу дороговизны - выше описали пример такой антивертолётной мины из подручных материалов.
          2. +3
            20 октября 2021 10:51
            Чтобы невходить в зону действия ПЗРК ,нужно сначала знать, где это ПЗРК находится,а это может быть где угодно... на маршруте полёта,недалеко от точки взлёта или посадки...фиг угадаешь. ПЗРК достаёт 5-6 км по дальности и столько же по высоте( 5-6 км высоты это предел для вертолёта) . Чем ниже высота полёта,тем меньше вероятности ,что оператор ПЗРК его увидит ( услышать услышал,но он вооон там за лесочком- холмиком,вроде недалеко,но невидно-недостать),вот там то за лесчком-холмиком и нужны ПВМ.
    3. +7
      19 октября 2021 20:53
      Конечно, изделие узкоспециализированное, но, например, в горной местности, сложной для работы ПВО, в ущелье, на направлении вероятного прорыва на малой высоте... Почему бы и нет
      1. -13
        20 октября 2021 02:56
        сия мина -пережиток прошлого,как обычно, генералы готвятся к прошлой войне. всё поменялось уже ,и тактика и стратегия.
    4. +5
      20 октября 2021 03:32
      Цитата: Knell Wardenheart
      В местах где может пролетит вертолет, а может и не пролетит.

      Мины вообще ставят в таких местах, где танк/пехота/корабль может пролетит, а может и нет. Соответственно вертолётоопасные (лощины, затенённые от РЛС места и пр.) направления можно и прикрывать.
    5. Комментарий был удален.
    6. 0
      20 октября 2021 17:12
      Прочитал бы внимательно статью, пришлось бы меньше писать. Зона поражения ( разлет осколков) 150 метров.
      1. +2
        23 октября 2021 23:12
        Цитата: Radio
        разлет осколков

        Если внимательно читать статью, то можно прочитать про ударное ядро.
  2. +2
    19 октября 2021 18:27
    Системы ПВО становятся полностью автоматическими. Пока ближнего радиуса действия, но совершенству нет предела.
    1. +2
      20 октября 2021 09:30
      Наши системы ПВО уже давно могут работать в автоматическом режиме. Во всяком случае среднего и дальнего действия (с-300/400/500).
      Только кнопку пуска нажимай.
      Другое дело, что с развитием электроники подтянулись и более мелкие комплексы. Поэтому
      Не "Пока", а "Уже" комплексы ПВО становятся полностью автоматическими.

      Более того, уже и связки комплексов становятся автоматическими, т.е. с одного центрального КП можно давать на автоматический обстрел целей с различных комплексов. Даже ЦУ для переносных комплексов можно выдавать.
  3. +1
    19 октября 2021 20:36
    В первую очередь, это возможность попадания такого оружия не в те руки. Так, террористы могут использовать противовертолетные мины для атаки гражданских авиалайнеров. В контексте боевого применения неясно, способен ли «Бумеранг» различать свои и вражеские летательные аппараты.

    Такую ситуацию усложняет тот факт, что дружественные России страны могут использовать авиационную технику производства вероятного противника, идентификация которой становится отдельной проблемой. Наконец, к негативным военным и политическим последствиям может привести неразумное использование мин союзниками.

    Я так вангую, что когда подобные изделия появятся на вооружении армии США, подобные доводы незаметно исчезнут ?
  4. +1
    19 октября 2021 21:40
    Особенно эффективным представляется применение против крылатых ракет с огибанием рельефа
    1. +4
      20 октября 2021 03:30
      Цитата: 123456789
      Особенно эффективным представляется применение против крылатых ракет с огибанием рельефа

      Скорости великоваты, дешевле, КМК, аэростаты с сетью выставлять.
    2. +1
      20 октября 2021 03:44
      Цитата: 123456789
      Особенно эффективным представляется применение против крылатых ракет с огибанием рельефа

      серьёзно ???
  5. +2
    20 октября 2021 01:39
    Цитата: старпом Лом
    Скорее всего они должны применяться для создания периметра ,защищающего от высадки диверсионных групп вблизи охраняемых обьектов , располагающихся в малонаселенной местности , и на направлениях , закрываемых естественными складками местности от радаров.

    Насколько помню подобные мины ещё сссср стояли , предназначались для прикрытия распадков по которым вражеские вертолеты могли подобраться самоуничтожались через 24 часа. Модель не помню, но она была сферической и ставилась с вертолета
  6. +1
    20 октября 2021 08:34
    В Афганистане душманы делали противовертолетные мины предельно простыми. Кусок тонкой фольги крепился над контактом. От воздуха, отбрасываемого лопастями вертолета, фольга прогибалась и замыкала контакт.
    1. 0
      21 октября 2021 12:23
      Там ещё проще делали. Палка на ней 2 провода от детонатора и консервная банка. Когда вертолет садился банка от потока воздуха раскачивались и замыкала контракты. Бабах!
      Естественно подобные ловушки оборудовали на площадках пригодных к посадке! Котэ в горах не так уж и много.
  7. 0
    20 октября 2021 09:32
    Такой вариант мин полезен. Но сейчас более актуальным становится аналогичное изделие с возможностью поражать КР на низкой высоте (хотя бы дозвуковые).
  8. 0
    20 октября 2021 10:01
    Через 3 месяца ( Пентагон) соколиный глаз заметил ( пвм ) что у тюрьмы только 3 стены .
  9. 0
    20 октября 2021 10:25
    Мины это хорошо, понатыкал на домах и вот уже низко над городом не полетаешь.
    А если летят высоко можно и из орудий или ракетами бить.
    Но главное что мины работают сами.
  10. +1
    20 октября 2021 11:04
    Что эта статья делает в разделе "Вооружение"? Нет ни характеристик, ничего.
    Это максимум "Мнения"
  11. 0
    20 октября 2021 11:11
    А поставить туда "Иглу" можно?
    Тогда ведь дальность выше будет.
    1. 0
      20 октября 2021 21:49
      Цитата: Hitriy Zhuk
      А поставить туда "Иглу" можно?
      Тогда ведь дальность выше будет.

      А цена изделия ? А сложность ? А габариты ?
      1. +1
        25 октября 2021 21:32
        Цитата: Hitriy Zhuk
        А поставить туда "Иглу" можно?
        Тогда ведь дальность выше будет.

        А почему нет, существующие ПЗРК запускают с плеча, то есть оператор стоит ждет , и сколько может простоять человек в таком напряжении, и потом было бы оправданным запускать ракету минометным способом, это существенно повысит дальность и высотность ракеты , и обнаружить оператора с ПЗРК на плече много прощем чем скажем одиноко стоящий пусковой контейнер с ракетой , а оператор в это время лежит где то в укрытии. Если сегодня удается поддерживать связь с БЛА на расстоянии значит можно и с пусковой установкой наладить связь
        1. 0
          25 октября 2021 22:24
          Цитата: agond
          А цена изделия ? А сложность ? А габариты ?
          1. +1
            26 октября 2021 17:45
            Мины всякие нужны , и простые и сложные, нет единого решения,, в каких то случая можно вообще вместо мин устанавливать датчики которые будут передавать на "пульт" о наличии противника и оператор может направит по месту срабатывания датчика БЛА или прото обстрелять квадрат из того же миномета , кстати и сам миномет как мина может быть одноразовый с дистанционный управлением правда придется применять корректируемую мину
  12. 0
    30 ноября 2021 20:35
    "оно представляет собой куб с гранью менее полуметра" - плоский куб, что-ли? Думаете, не по существу? Не думаю.
  13. 0
    25 декабря 2021 14:56
    Вероятнее всего, что противовертолетными минами "Бумеранг" может быть сбит и вертолет с Путиным.
    Чтобы минимизировать такую вероятность ему надо как можно реже совершать такие полёты над Москвой и при посещениях других российских мест.
  14. -1
    30 декабря 2021 16:05
    Почитал... короче, ни автор статьи, ни комментаторы явно не в теме. С этими минами ситуация двоякая. Для армии РФ, очень эффективное оружие, для НАТО впустую потраченные средства.
    Короче, читайте:
    https://zen.yandex.ru/media/id/5ac0950fd7bf2113e95daebd/neskolko-slov-o-puskah-ptur-5f7ae3a771c44f0829c2cde1
  15. 0
    3 января 2022 13:04
    Вот только какое отношение, к разработке 80-х годов, имеет РФ?
  16. 0
    15 января 2022 11:40
    В сухом остатке , это не средство, это "элемент комплекса противодействия..."
    Да, даже не-знаю. Наверное Это к Стругатским, с их "Обитаемым островом", и "зонами для зачистки"...
  17. 0
    25 января 2022 08:06
    Получше уже есть!
  18. 0
    13 марта 2023 23:40
    Идея создания противовертолётных мин не нова.


  19. 0
    13 марта 2023 23:45
    Вьетнамцы делали "противовертолётные мины" буквально из г@вна и палок.



  20. 0
    14 марта 2023 01:05
    Известны и другие противовертолётные мины. Вот нашла одну очень интересную статью на эту тему.




  21. 0
    14 марта 2023 01:12
    ☝начало статьи
  22. 0
    14 марта 2023 01:19
    ☝середина статьи выше в комментарии