Ми-8. Вертолёт сотни профессий

28

Вертолёт семейства Ми-8, фото: www.rhc.aero

Вертолёт Ми-8 при жизни стал легендой авиации. Этой машине, созданной конструкторами ОКБ Миля, принадлежит ряд важных рекордов. Первый опытный образец будущего вертолета поднялся в небо на заре оттепели летом 1961 года. По прошествии 60 лет вертолёт по-прежнему поднимается в небо и не собирается сдавать позиций.

Вертолёты Ми-8 были поставлены более чем в 100 стран по всему миру, а их общий налёт превысил 100 миллионов часов. Одновременно с этим вертолёт удерживает рекорд по массовости. Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолётом на планете (всего выпущено более 13 тысяч машин различных модификаций). Этот же результат позволяет советскому/российскому вертолёту входить в список самых массовых винтокрылых машин в истории авиастроения.



Ставка на газотурбинные двигатели себя полностью оправдала


Над созданием нового многоцелевого вертолёта в СССР задумались во второй половине 1950-х годов. Работы по созданию будущего Ми-8 возглавили инженеры и конструкторы ОКБ Миля. К тому моменту они уже имели в своем послужном списке достаточно удачный для своего времени вертолёт Ми-4. На протяжении 1950–1970-х годов данная машина оставалась основным транспортно-десантным вертолётом всех стран Варшавского договора.

Ми-4 напоминал американский Sikorsky S-55. Машины были похожи и по компоновке, и по внешнему виду. При этом Ми-4 превосходил американский вертолёт по массе и грузоподъемности практически вдвое. Машина, которая создавалась на смену Ми-4, должна была превзойти предшественника по всем показателям. С реализацией этой задачи главный конструктор Михаил Леонтьевич Миль и его коллеги справились блестяще.


Многоцелевой вертолёт Ми-4, фото: wikimedia.org

Можно сказать, что Михаил Леонтьевич Миль произвел в вертолётостроении маленькую революцию.

Конструктор предложил использовать на новом вертолете газотурбинные двигатели, которые были призваны повысить не только летные характеристики вертолёта, но и улучшить экономическую эффективность его использования. Помимо всего прочего, новый вертолёт должен был стать винтокрылой машиной с двухдвигательной установкой, что повышало надежность вертолёта.

Первые опытные образцы новой винтокрылой машины получили обозначение В-8 или изделие «80». Строительство первых пяти опытных вертолётов началось в 1958 году. К тому моменту в СССР не существовало собственных вертолётных газотурбинных двигателей, по этой причине все первые прототипы оснащались самолетным двигателем АИ-24. Двигатель на опытных машинах был только один, его специально дорабатывали, чтобы разместить на борту вертолёта.

Первый полет опытного образца В-8 состоялся 24 июня 1961 года.

Во время этого полета машина выполнила непродолжительное висение в воздухе. По прошествии двух недель, 9 июля 1961 года, опытный образец вертолёта принял участие в авиапараде, который традиционно в те годы проводился на Тушинском аэродроме. Тогда вертолёт совершил полет по кругу.


В-8, один из первых прототипов будущего вертолёта Ми-8, фото: www.rhc.aero

Второй прототип будущего Ми-8 под обозначением В-8А приступил к испытаниям в 1962 году. К тому моменту машина уже получила первые советские турбовинтовые вертолётные двигатели ТВ-2-117. Также машина получила пятилопастной винт, на Ми-4 несущий винт был четырехлопастным.

Первый полноценный полет прототип В-8А совершил в сентябре 1962 года.

Ми-8 стал прекрасной заменой для Ми-4


Испытания третьего прототипа В-8АТ начались в 1963 году.

Это был транспортно-боевой вариант вертолёта для вооруженных сил. Именно данная модификация послужит затем базой для всех остальных версий вертолёта. После успешного завершения испытаний и внедрения в конструкцию всех необходимых доработок вертолёт в 1965 году отправился в серийное производство под обозначением Ми-8.

Новый вертолёт изначально разрабатывался как замена военно-транспортных Ми-4. При этом компоновка вертолёта изменилась принципиальным образом. Расположение силовой установки и кабины пилотов на Ми-8 по сравнению с Ми-4 фактически поменялось местами. Благодаря такому техническому решению ОКБ Миля, человек среднего роста смог по грузовому салону Ми-8 ходить не пригибаясь. При этом высота хвостовой балки нового вертолёта была достаточно высокой для того, чтобы в грузовую кабину мог въехать легковой автомобиль.

В процессе проектирования и испытаний вертолёт получал всё больше отличий от своего предшественника. Самыми заметными из них стали: трехточечное шасси, пятилопастной несущий винт, обширное остекление кабины пилотов. Все эти решения, в конечном счете, заложили фундамент для долголетия Ми-8, который десятилетия несет службу в самых разных уголках планеты, часто оставаясь единственным транспортным средством связи отдаленных и труднодоступных районов с Большой землей.


Первый серийный Ми-8 после полёта, 26 октября 1965 года, фото: www.rhc.aero

В 1967 году новый вертолёт официально приняли на вооружение советских ВВС.

Достаточно скоро он полностью вытеснил из военной авиации своего предшественника – Ми-4. При этом вертолёт Ми-8 оказался настолько удачным в техническом и конструкторском смысле, что закупки модернизированных версий данного вертолёта российские ВВС продолжают и спустя полвека после принятия вертолёта на вооружение.

Почему Ми-8 называют вертолётом «ста профессий»


Изначально производство вертолёта Ми-8 развернули на заводе № 386, который известен сегодня как Казанский вертолётный завод. На начальном этапе производства существовало две основных и самых массовых версии вертолёта – Ми-8П (пассажирский вариант) и Ми-8Т (транспортно-десантный вариант для военных). При этом спрос на новую авиационную технику превзошел все ожидания. Уже в 1970 году производство Ми-8 развернули и на Улан-Удэнском авиационном заводе, где оно продолжается и сегодня.

В наши дни Ми-8 называют вертолётом «ста профессий», и это полностью оправдано. С середины 1960-х годов заводы выпустили более 100 модификаций этой удивительной машины, которая оказалась многоцелевой не только по названию, но и по смыслу. Столь универсальный вертолёт, который нашел себя в военном деле и на гражданке, ещё стоит поискать.

Ми-8. Вертолёт сотни профессий
Рекламный буклет вертолётов Ми-17 холдинга «Вертолёты России»

Гражданские и военные версии вертолётов Ми-8/17 являются одними из самых эксплуатируемых в своем классе. Среди произведенных модификаций вертолёта: пассажирские, транспортные, десантно-штурмовые, поисково-спасательные, санитарные, сельскохозяйственные, пожарные версии. Помимо этого, на базе Ми-8 создавались воздушные командные пункты управления, вертолеты РЭБ, минные заградители, машины для транспортировки VIP-персон.

Высокие летно-технические характеристики вертолёта, простота в управлении, его долговечность, надежность и ремонтопригодность позволяют эксплуатировать машину даже в экстремальных погодных условиях в самых труднодоступных уголках планеты. А вместительная и удобная грузовая кабина позволили конструкторам создать десятки разновидностей вертолёта.

В модификации Ми-17 вертолёт не теряет своей актуальности


Летные характеристики и конструкция вертолётов Ми-8 с 1960-х годов многократно улучшались. Если при проектировании нового многоцелевого вертолета конструкторы закладывали грузоподъемность в две тонны, то в дальнейшем, по мере роста мощности турбовинтовых двигателей, она выросла до четырех тонн. Как сообщает холдинг «Вертолёты России», на новейшей модификации вертолёта Ми-171А2 этот показатель удалось довести до пяти тонн.

Сегодня средние многоцелевые вертолёты семейства Ми-17 являются наиболее совершенными вертолётами в семье Ми-8. Данные машины представляют собой глубокую модернизацию вертолётов Ми-8 и по-прежнему широко востребованы на мировом рынке.


Рекламный буклет вертолётов Ми-17 холдинга «Вертолёты России»

Вертолёты семейства Ми-17, выпускаемые в Улан-Удэ, в состоянии перевезти до 26 пассажиров или 36 десантников. Максимальная скорость полета вертолётов составляет 250 км/ч. Практический потолок – 6 000 метров. Дальность полета с двумя подвесными топливными баками – 1 065 км (офшорный вариант вертолёта), максимальная взлетная масса – 13 000 кг, максимальная полезная нагрузка – 4 000 кг.

Большой полезный объем грузовой кабины – до 23 кубических метров (в пассажирском варианте – до 27 кубических метров), позволяет использовать машину в самых разных вариантах исполнения. В обычном пассажирском исполнении в салоне вертолета устанавливается 26 пассажирских кресел, в VIP-варианте количество комфортабельных кресел может составлять 9–12. В десантном варианте в салоне размещается 36 откидных сидений.

Размеры салона позволяют эффективно использовать средние многоцелевые вертолёты Ми-17 в качестве санитарных и даже «летающих госпиталей». В санитарном варианте в салоне вертолёта может разместиться 12 носилок с ранеными. В варианте исполнения «летающий госпиталь» на борту вертолёта размещается современное медицинское оборудование, которое позволяет медикам проводить широкий спектр работ, вплоть до сложных хирургических операций.

При этом существуют и боевые варианты вертолёта Ми-17. К ним можно отнести новый вертолёт Ми-171Ш Storm, продемонстрированный на форуме «Армия-2021». В Подмосковье новый вертолёт добрался своим ходом из Улан-Удэ. Данная модель получила улучшенную бронезащиту фюзеляжа, «высотные» двигатели увеличенной мощности, а также усовершенствованные системы вооружения и средств защиты.


Ми-171Ш Storm на форуме «Армия-2021», фото: www.instagram.com/ulanudeaviationplant

Основная ниша данной модели – борьба с терроризмом и проведение спецопераций.

Разработчики из Улан-Удэ подчеркивают, что новая модификация специально создавалась для обеспечения действий спецподразделений. Особое внимание при разработке вертолёта Ми-171Ш Storm уделялось вопросу повышения безопасности экипажа и десанта.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    21 октября 2021 18:13
    Какой же я древний ,я МИ 4 в полёте видел.
    1. +8
      21 октября 2021 18:29
      А что помешало слово "Шторм " на Русском языке написать в рекламном проспекте, как и вообще, везде? Чего родной язык переталмачивать на иностранный вариант? Пусть учат Русский язык, а то стала глупость "правилом хорошего тона " , писать название, или давать имена собственные ненашенские, либо же по не Русски написанные!
      1. +5
        21 октября 2021 20:43
        Потому-что вертолёты, особенно Ми-8, продают не только на внутреннем рынке, следовательно название должно быть узнаваемым не только на внутреннем рынке.

        Ввиду этого, маркетинг проводят на английском, так как это общепринятый международный язык, а латиница является более распространённой, нежели кириллица (свершившийся факт, вот сложилось так исторически).
        Следовательно все делают для удобства потенциальных заказчиков.

        Это всё равно что Вы бы предложили в отечественной математике/физике/химии заменить латиницу на кириллицу.
        Оно то конечно можно и даже работать будет, вот только зачем изобретать своё "не такое как все" колесо, когда это уже сделано до нас?
        Логики и здравого смысла в этом – ноль, а патриотизма ещё меньше.
      2. -4
        21 октября 2021 21:09
        Цитата: Бережливый
        А что помешало слово "Шторм " на Русском языке написать

        Если коротко , то "понты", ответственно-безответственные разве признаются, что вся их "нетаналагафнетика" держится за Советские корни , а "Мишкам" ещё пахать и пахать.
    2. +11
      21 октября 2021 18:34
      Небо измеряется в Милях...
      И высказывание, абсолютно, правильное, и сериал хороший.
      1. +3
        21 октября 2021 19:34
        А про амфибию так и не вспомнили, а жаль...
    3. +2
      21 октября 2021 18:35
      Они в Северной Корее вроде до сих пор на вооружении.
    4. +6
      21 октября 2021 19:02
      ми 4 это легенда ! 40 литров спирта на час полёта! и как обычно по прилёту вся антиобледенительная система была абсолютно сухая даже если полёт проходил летом и не далеко !
      1. +5
        21 октября 2021 19:08
        Воспаминание из детства.Мурманск ,район Роста.Из за сопки за арсеналом,вываливает "коробка" из 36 вертолётов ,МИ 4 шли первыми.Чуть стёкла не повылетали.
    5. +3
      21 октября 2021 19:23
      Наверное давно живущий, а не древний. wink
      1. +1
        21 октября 2021 19:28
        Согласен с вашей формулировкой.Первый из семьи перешагнул 60лет. drinks
    6. +2
      22 октября 2021 03:25
      Цитата: tralflot1832
      Какой же я древний ,я МИ 4 в полёте видел.

      В начале 70-х когда по Оби шла шуга, нам в село почту Ми-4 возил. Я помню эту "красно-синюю стрекозу". drinks
    7. +3
      22 октября 2021 10:49
      Мальчишка. Я видел телегу запряжённую волами..... hi
    8. +1
      25 октября 2021 18:22
      Цитата: tralflot1832
      Какой же я древний ,я МИ 4 в полёте видел.

      А я видел в полете В-12. Это было, если не путаю, в 1972 г., когда впервые под Москвой сильно разгорелись торфяники.
  2. +2
    21 октября 2021 18:26
    -Вертолёт сотни профессий.
    ПОКА сотни.Ибо потенциал ЭТОЙ машины для модернизации
    прак тически неисчерпаем.
    Андрей,в одной из воинских частей (Средняя Азия) эксплуатировался "до упора."
    Уже не помню- 1987 или 1988г.


    -
  3. +7
    21 октября 2021 20:35
    Да... Любимая машина! Летал и на 24-ке, на 2-ке(правда только курсантом), но любимая это 8-ка! Закончил службу на Ми-8МТ.
  4. +1
    21 октября 2021 21:34
    Судя по габаритам кабины и грузоподъемности, туда как раз должна входить АСУ-57, первая бронетехника десанта. Однако ни одной такой фотографии к сожалению не видел.
    1. 0
      21 октября 2021 21:36
      Сейчас это более актуально:
      1. +1
        21 октября 2021 22:04
        Я б на такой блохе тоже б покатался laughing
        Но против пушек это детские игрушки конечно.
        1. 0
          22 октября 2021 04:21
          Вылетит группа на этих игрушках покрошит эти пушки за минуту и уйдет в закат) Эти блохи могут таких дел натворить за одну ночь что...сейчас высокомобильные подразделения актуальны как никогда.
          1. +1
            22 октября 2021 22:07
            Цитата: carstorm 11
            Вылетит группа на этих игрушках покрошит эти пушки за минуту и уйдет в закат)

            Гы гы гы laughing Мобильная группа это вот например:

            Вот эти парни кого хошь покрошат. Включая встреченную бронетехнику. Ну а блохи , они блохи и есть. Хорошо если удрать получится. А мобильность на колесах (даже не 4х4), да еще за пределами бетонного шоссе, это лишь сказка для молодых стритрейсеров. Без гусель на войне никакой мобильности нет.
  5. +3
    21 октября 2021 22:14
    По теме (иначе не пропускает)
    1. 0
      21 октября 2021 22:26
      Цитата: bk0010
      bk0010 Сегодня, 22:14
      +1

      По теме (иначе не пропускает)

      Всё верно! Обратите внимание на слова в первую минуту! Этим всё сказано!
    2. 0
      23 октября 2021 17:50
      Сказано по существу! Спасибо.
  6. +1
    22 октября 2021 02:33
    Удивительно удачная машина. И размеры, и тяговооруженность, и модернизационный потенциал.
    Длительная эксплуатация позволила исправить все "детские болезни"... А запас прочности какой!
  7. Комментарий был удален.
  8. +4
    22 октября 2021 06:07
    первые советские турбовинтовые вертолётные двигатели ТВ-2-117
    Не турбовинтовой, а турбовальный. Разница очень большая.
  9. -3
    22 октября 2021 15:29
    Ого помню ещё ми2
  10. +1
    23 октября 2021 17:49
    2шт поршневых по 2000лс смотрелись бы круто.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»