США стремятся уравновесить активность России на Южном Кавказе - эксперт
- Cитуация на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил явно оставляет желать лучшего. Какие механизмы умиротворения сторон конфликта существуют, на ваш взгляд, на сегодняшний день? Способны ли Армения и Азербайджан на фоне галопирующей милитаризации региона самостоятельно остановить бессмысленное кровопролитие или же в этом вопросе стороны должны уповать на усилия посредников?
- Чтобы остановить кровопролитие на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил требуется не только воля сторон непосредственно вовлеченных в нагорно-карабахский конфликт, но и осознание бессмысленности этого кровопролития. В случае нагорно-карабахского конфликта этого не происходит, поскольку Азербайджан должен демонстрировать решимость возвращения территорий, контролируемых армянами любой ценой. Соответственно для Баку нынешняя тактика поведения не является бессмысленной, поскольку тем самым власти Азербайджана подчеркивают приоритетность разрешения конфликта и поддерживают соответствующие настроения в обществе, при этом получая возможность обвинять Армению в агрессивном поведении. Что касается диверсий, то в отсутствие всеобъемлющего мирного соглашения они, как мне представляется, скорее всего, неизбежны. И главная проблема, как для Армении, так и для Азербайджана в том, что параллельно с увеличением числа этих диверсий растет и количество жертв с обеих сторон.
Учитывая, что сегодня у так называемого международного сообщества есть множество других проблем, разрешение нагорно-карабахского конфликта явно не входит для него в число приоритетных. Таким образом, в данном случае спасение утопающего дело самого утопающего. Мне кажется, что сегодня с одной стороны, зондируется линия обороны Армении, с другой – проверяется реакция России как лидера ОДКБ на возможную развернутую военную операцию. Я говорю исключительно о России, поскольку полностью исключаю поддержку Армении со стороны центральноазиатских государств и Казахстана, которые, скорее всего, займут нейтральную позицию в случае начала боевых действий непосредственно между Арменией и Азербайджаном. Свою роль играет и то, что в Армении в этом месяце будут проводиться совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Сотрудничество-2012». Учения эти вызывают повышенную нервозность не только в Грузии, но и в Азербайджане, учитывая, что официально заявленная цель этих учений – отражение возможной агрессии против Армении.
- Некоторые аналитики в Ереване и Баку считают, что лишь Россия имеет возможность при желании оказать реальное воздействие на стороны карабахского конфликта, протолкнув посредством прессинга на ту или иную сторону свой вариант его разрешения. Учитывая смену президента РФ и периодические изменения геополитического расклада сил в регионе Большого Среднего Востока, насколько, на ваш взгляд, соответствует существующим реалиям подобное видение проблемы?
- В принципе идея того, что Россия является единственным государством, способным разрешить нагорно-карабахский конфликт, на первый взгляд, не лишена оснований, поскольку именно Россия является наиболее серьезным актором действующим на Южном Кавказе. Москва справедливо рассматривает Южный Кавказ как зону своих интересов, причем некоторые считают их привилегированными. Не секрет, что Кремль имеет определенные и главное действенные рычаги воздействия на внутриполитические и внешнеполитические процессы каждого из государств региона, выстраивая свои отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном исключительно на прагматической основе, фундаментом которой являются собственные стратегические интересы Москвы. Не могу однозначно утверждать, что у Кремля есть свой четкий план разрешения конфликта, но при этом Москва однозначно не заинтересована в четком определении своей позиции по этой проблеме, поскольку в противном случае ей придется встать либо на сторону Армении, либо Азербайджана.
Учитывая же, что тем самым Москва существенно сузит стратегическое пространство, отведенное ей для маневров, а также с учетом уровня российско-грузинских отношений, Россия просто не может себе позволить получить еще одного “неудобного” соседа в лице одного из государств-сторон конфликта. Таким образом, можно прийти к выводу, что сложившийся после 1994 года в зоне конфликта статус-кво на фоне отсутствия иных решений Москву в принципе устраивает. Позволю себе напомнить, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а также президенты России, США и Франции неоднократно заявляли о том, что нагорно-карабахский конфликт могут и должны разрешить только его непосредственные участники. Думаю, что в целом, они правы.
- В последнее время к карабахскому урегулированию существенный интерес проявляет и администрация США, о чем свидетельствует последний визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Азербайджан и Армению, а также ряд заявлений администрации Обамы. Какую цель сегодня преследует американская дипломатия, учитывая, что уже в ближайшее время владелец Овального кабинета может смениться?
- Действительно, в преддверии президентских выборов и на фоне растущего внутриполитического напряжения в США американской дипломатии необходимо достичь успехов на внешнеполитической арене за счет обеспечения некоторой стабильности в реальных и потенциальных «горячих точках». Мне кажется, что в реальности в фокусе регионального визита Хиллари Клинтон были встречи и дискуссии в Турции. Посещение же Армении и Азербайджана, скорее, выглядело как пиар-акция, которая была призвана подтвердить интерес США к стабильности на Южном Кавказе и стремление уравновесить и нивелировать активность России в нашем регионе. Основной же задачей нашего руководства на сегодня является сохранение существующего военно-политического баланса сил в регионе. Для нас очень важно приложить все усилия для недопущения политического крена в сторону любого из нерегиональных центров силы, будь то Россия, США или Европейский Союз. Также важно не допустить возобновления вооруженной стадии нагорно-карабахского конфликта.
- Сегодня немало говорится о возможности реализации Москвой сценария, последовавшего за вторжением грузинской армии в Южную Осетию в случае перерастания карабахского конфликта в широкомасштабную войну…
- Не думаю, что эти разговоры имеют под собой реальную почву, поскольку Россия в настоящее время сосредоточена на том, чтобы не допустить эскалации конфликта, который может привести к непредсказуемым для нее последствиям. Во-первых, Москве очень сложно будет определиться в том, какую из сторон конфликта поддержать. Во-вторых, в войне августа 2008 года у нее были два повода для прямого вмешательства – наличие в зоне югоосетинского конфликта российских миротворцев, и 96-97 процентов населения Южной Осетии, имеющих российское гражданство.
- Одной из основных тем, подвергающихся в Армении политическому анализу, является создание Евразийского союза. Между тем, одним из заявленных внешнеполитических векторов Армении остается евроинтеграция. Какие тренды, на ваш взгляд, просматриваются сегодня во внешней политике Армении, учитывая долгоиграющую неразрешенность нагорно-карабахского конфликта?
- В целом, углубление сотрудничества с ЕС позволит Армении расширить свои политические и экономические возможности и будет способствовать процессу дальнейшей демократизации страны. Кроме того, это может сыграть опосредованную положительную роль при урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Что касается российских инициатив, то отказ Еревана от участия в Таможенном союзе с Россией, Казахстаном и Беларусью вписывается в стремление откорректировать и сбалансировать, в первую очередь, политические приоритеты Армении. Однако на деле уровень двустороннего сотрудничества Армении с тремя государствами, входящими в Таможенный союз, очень высок, особенно с Россией, поскольку все они имеют соглашения о зонах свободной торговли на пространстве СНГ. Мне кажется, что Москва будет оказывать определенное давление на Ереван для подключения Армении к данным проектам. Таким образом, на сегодняшний день перед Арменией стоит непростая задача сохранения в своей внешней политике жизненно необходимого баланса между европейской инициативой (в виде зоны свободной торговли) и российской (в виде Евразийского и Таможенного союзов). При этом обе инициативы имеют свои плюсы и минусы. Не секрет, что та же евроинтеграция не предполагает членства Армении в Европейском союзе, который явно не намерен осуществлять дорогостоящие экономические проекты, причем, не только в Армении, но и во всем Южном Кавказе.
Информация