Современные российские морские донные мины

62

Донная мина МДМ-1 Мод. 1

В распоряжении военно-морского флота России имеется широкий спектр минно-торпедных вооружений разных классов и типов, пригодных для использования надводными и подводными силами, а также морской авиацией. Заметное место в нем занимают т.н. морские донные мины – боеприпасы, способные блокировать или защищать от кораблей и подлодок районы с ограниченными глубинами.

Отдельное направление


Концепция морской донной мины достаточно проста. Это боеприпас с зарядом взрывчатого вещества, взрывателем и иной аппаратурой, предназначенный для укладки прямо на морское дно на мелководье. Находясь на позиции, такая мина ожидает появления надводной или подводной цели, после чего подрывается под нею.



Современные донные мины совместимы с разными носителями. Постановка может осуществляться при помощи торпедных аппаратов надводных кораблей и подлодок, а также с использованием морской авиации. За счет применения тех или иных компонентов и технологий обеспечиваются высокие боевые характеристики, эффективность поиска целей, а также устойчивость к тралению и малозаметность для поисковых средств.

Первые отечественные донные мины появились в начале сороковых годов – это были неконтактные авиационные АМД-500 и АМД-1000. В дальнейшем это направление активно развивалось; шло освоение новых решений и технологий. В результате за несколько десятилетий был создан целый ряд мин с разными особенностями и возможностями. Оружие последних моделей этого класса присутствует в арсеналах и сейчас.

Современные российские морские донные мины
Компоновка изделия МДМ-1 Мод. 1

Многоцелевое семейство


В шестидесятых годах ЦКБ-145 (ныне концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» из состава Корпорации «Тактическое ракетное вооружение») начало разработку нового поколения донных мин с индексом ДМ / УДМ. Позже эти работы привели к появлению целого семейства боеприпасов разного назначения для отечественного флота и иностранных заказчиков. Любопытно, что последние образцы этой линейки были разработаны еще на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов. Однако за счет высоких характеристик они сохраняют актуальность до сих пор.

Сейчас «МПО–Гидроприбор» / «КТРВ» предлагают заказчикам несколько донных мин линейки МДМ. Они унифицированы по ключевым компонентам и имеют схожие принципы работы. Используются современные материалы и компонентная база, обновленные алгоритмы работы и т.д. В то же время, мины трех моделей отличаются габаритами и массой, могуществом и совместимостью с носителями.

Унифицированный комплект аппаратуры построен на основе трехканального комбинированного взрывателя. Поиск цели осуществляется акустическим, электромагнитным и гидродинамическим датчиками. Дальность обнаружения надводной или подводной цели – до 300 м, причем заявлена возможность обнаружения современной техники со сниженными физическими полями.

Также предусмотрены прибор срочности для перевода в боевое положение в заданное время, прибор кратности для поражения конкретной цели, а также самоликвидатор. Максимальное время работы до ликвидации – 1 год. Срок эксплуатации – 10 лет.

Мина МДМ-2 Мод. 2 в учебной окраске. Схожий внешний вид имеет изделие МДМ-5

Многоканальный взрыватель мины сокращает вероятность ошибки при поиске цели, прибор кратности повышает вероятность успешной атаки, несмотря на все меры противника, а приборы кратности и ликвидации обеспечивают необходимую безопасность применения. Подрыв боевой части осуществляется на дне. Ее высокая мощность обеспечивает уверенное поражение или уничтожение кораблей малого и среднего водоизмещения с любых глубин применения, в зависимости от типа боеприпаса.

Перед постановкой в унифицированную аппаратуру мины вводятся время перевода в боевое положение, параметры предполагаемой цели, число холостых проходов над миной и т.д. Возможен выбор работы взрывателя: используются все три датчика либо два в любых комбинациях.

Минное вооружение


С применением общих приборов построена морская донная мина МДМ-1 Мод.1. Она представляет собой цилиндрическое изделие длиной 2,86 м калибром 534 мм. Масса – 960 кг; использована фугасная боевая часть мощностью 1100 кг в тротиловом эквиваленте. Постановка мины осуществляется при помощи торпедных аппаратов надводных кораблей или подлодок. Максимальная глубина работы – 120 м.

Для применения морской авиацией разработана схожая мина МДМ-2 Мод. 1. Она отличается иным корпусом со скошенной головной частью и хвостовым стабилизатором. Длина изделия 2,25 м, диаметр 630 мм. Масса – 1300 кг. БЧ показывает мощность на уровне 1030 кг ТНТ. МДМ-2 может сбрасываться с носителя на скоростях до 1000 км/ч. После этого парашютная система безопасно опускает мину в воду, и она погружается на дно.

Изделие МДМ-3 Мод. 1

На базе МДМ-2 Мод. 1 создана мина МДМ-5 Мод. 1. Она имеет близкую конструкцию и схожие характеристики. Ее можно использовать на самолетах или на надводных кораблях. В последнем случае сброс изделия в воду осуществляется по минным путям или по кормовым скатам с применением специальной тележки.

Для авиации также предложена мина МДМ-3 Мод. 1. Ее корпус выполнен цилиндрическим и тоже имеет стабилизатор. Длина изделия – чуть более 1,5 м при диаметре 450 мм. Масса – не более 590 кг. БЧ эквивалентна 300 кг ТНТ. Ввиду сокращения могущества допустимая глубина постановки сокращена до 30 м.

Для самостоятельной установки


Изделия серии МДМ, как и другие мины флота, совместимы с разными носителями, что дает высокую гибкость применения. Однако для выполнения постановки носитель должен входить в заданный район – и подвергаться рискам при наличии в нем противовоздушной, противокорабельной или противолодочной обороны противника. Для решения этой проблемы в «МПО–Гидроприбор» была разработана «самотранспортирующаяся морская донная мина» СМДМ.

Мина СМДМ выполнена в форм-факторе торпеды. Это изделие длиной 7,9 м калибром 533 мм и массой 2,15 т. В головной части корпуса помещены зарядное отделение массой 500 кг и аппаратный модуль, унифицированный с минами серии МДМ. Центральный отсек корпуса отдан под резервуары, а в кормовом находится тепловой двигатель.

Учебные донные мины

Самотранспортирующаяся донная мина запускается через торпедный аппарат с глубины до 70 м. Затем изделие выходит в заданный район и ложится на грунт. Скорость хода достигает 45 узлов, дальность – не менее 15-17 км. На позиции СМДМ работает так же, как другие донные мины. В заданный момент времени автоматика приводится в действие и начинает поиск цели.

По рабочим и боевым характеристикам СМДМ похожа на изделие МДМ-1 Мод. 1. Эта мина ложится на глубине до 120 м и отслеживает цели в радиусе 300 м. При подрыве 500-кг БЧ обеспечивается надежное поражение кораблей и подлодок разных классов. При этом значительная дальность самостоятельного хода позволяет ставить мины без входа носителя в зону обороны противника.

Позже была создана аналогичная мина СМДМ-2, основой для которой стала 650-мм торпеда. Она отличалась более тяжелым зарядным отделением и дальностью постановки до 40-50 км. В то же время, носителями СМДМ-2 могли быть только подлодки с торпедными аппаратами соответствующего калибра.

Актуальное оружие


Несмотря на весь технический прогресс в сфере противоминной борьбы, морские мины остаются эффективным оружием и серьезной угрозой. Они по-прежнему способны блокировать акватории и/или поражать надводные и подводные цели, нанося урон флоту противника. Актуальность сохраняют все классы такого вооружения, в т.ч. донные мины. Они являются удобным и гибким инструментом для решения боевых задач на мелководье и при этом имеют несколько характерных преимуществ.

Учитывая актуальность этого направления, российская оборонная промышленность продолжает работу и предлагает целый ряд современных образцов минного оружия с разными особенностями и характеристиками. При этом заказчик получает возможность выбрать образец или образцы, наиболее полно соответствующие его требованиям.

По известным данным, все или почти все мины серии МДМ, начиная от самых старых образцов полувековой давности, поступали на вооружение нашего флота. Не стали исключением и современные мины, в т.ч. самотранспортирующиеся. Благодаря этому корабельный состав и морская авиация ВМФ получают еще один инструмент для борьбы с противником на море.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    25 декабря 2021 04:51
    Такие мины могут быть серьезным аргументом против провокаторов типа британского эсминца в недавнем инцинденте у берегов Крыма.
    Если зараннее использовать в программе мин акустический рисунок эсминца и мина будет реагировать только на это судно и ни на какое другое это будет просто замечательно.
    При следующей попытке прорыва британца к нашим берегам не надо будет стрелять по курсу, а просто предупредить капитана Винсента Оуэна что он рискует нарваться на именную мину.
    Мерзко конечно но эффективно.
    Благодарю автора за статью... тема морских мин редко подымается на ВО.
    1. -1
      25 декабря 2021 05:32
      Мины-торпеды могут надёжно защитить наш бастион для РПКСН в Охотском море блокировав проливы, что гарантирует наш ответный удар по США.
      1. +4
        25 декабря 2021 05:59
        Вы не поверите "наш Бастион РПКСН" находится не в Охотском море :)
        1. +6
          25 декабря 2021 10:28
          . Вы не поверите "наш Бастион РПКСН" находится не в Охотском море :)

          Там находится один из районов боевого патрулирования, и это, кстати, ни для кого уже не секрет. Вот только карты надо глянуть, какие глубины в тех проливах, о которых товарищ толкует. Тут нужно понять, что ни одна подводная лодка на мелководье не пойдет, именно из-за опасения встретить там донные мины.
          1. +2
            25 декабря 2021 11:20
            За одно сколько по времени такая мина может находится в боевом положении, а также соответствие международным законам. Пойдет в нейтральных водах пассажирский круизный лайнер и бубух. И как такое назвать?
            1. +2
              25 декабря 2021 11:59
              . За одно сколько по времени такая мина может находится в боевом положении

              1 год. Во всяком случае, те мины, что пришлось изучать мне, на боевом дежурстве стояли до 1 года. Потом у батареи заканчивался ток заряда и мина, теоритически, становилась не опасна.
              . а также соответствие международным законам.

              А что международные законы? В своих террводах можем делать все, что захотим, если это не противоречит национальному законодательству. Побережье Приморского края, о. Сахалин до середины 90-х пестрили красными надписями на морских картах: "Район, опасный от мин. Плавание и ведение промысла запрещено". То есть, во время Великой Отечественной мины там ставились весьма активно, и не только нами. В мирное время что мешает мины выставить? Ничего. При наличии технической возможности и политической воли, ничего.
              1. +3
                25 декабря 2021 14:44
                Цитата: Brylevsky
                1 год. Во всяком случае, те мины, что пришлось изучать мне, на боевом дежурстве стояли до 1 года.

                Вот именно всего лишь год, а дальше что? А если а вдруг черег пару лет что-то в её мозгах замкнет.
                Свои терводы минировать в мирное время знатная параноя.
                1. +9
                  25 декабря 2021 16:45
                  . А если а вдруг черег пару лет что-то в её мозгах замкнет

                  Не замкнет. Вы слишком высокого мнения о донной мине. Нет у нее мозгов, замыкать нечему. Есть примитивная электрическая схема, которая устроена так, что если на одном из ее дежурных каналов потечёт ток, превышающий дежурный, то мина взорвется. Ну как, - сильно интеллектуальная схема? "Arduino" и то сложнее и интереснее....
                  1. 0
                    27 декабря 2021 11:10
                    Замкнуть как раз может элемент питания, на последним вздохе импульс напряжения прыгнет. Случается и не раз такое. Но это конечно фигня.
                    Вот топить в море миллионы а то и миллиарды да еще в мирное время, это ради какого рожна позвольте спросить?
              2. 0
                25 декабря 2021 14:49
                "1 год. Во всяком случае, те мины, что пришлось изучать мне, на боевом дежурстве стояли до 1 года. Потом у батареи заканчивался ток заряда и мина, теоритически, становилась не опасна."

                Она может деградировать по батарее и переходить в упрощённый режим, но это не значит, что нельзя сделать в принципе акустическую мину без батарейки или аккумулятора.
                Можно воспользоваться чисто явлением резонанса, например. Судно шумит близко и разрушает стеклянные датчики. Да и чисто механические камертоны в электроэнергии не нуждаются.
                [media=https://vk.com/video159594200_165435530]



                Просто это мало кому нужно, наверное.
                1. +4
                  25 декабря 2021 16:13
                  . Можно воспользоваться чисто явлением резонанса, например. Судно шумит близко и разрушает стеклянные датчики. Да и чисто механические камертоны в электроэнергии не нуждаются.

                  Это будет крайне избирательная система, потому что резонировать будет только на одной частоте. Вы же один камертон в неконтактный взрыватель ставить будите? Или целую батарею камертонов, для повышения вероятности? Не забывайте, что гребной винт должен будет прошелестеть очень близко от такого "взрывателя", чтобы амплитуде сигнала хватило силы возбудить резонанс в камерооне мины....без электричества в этом деле, к сожалению, не обойтись...
                  . Она может деградировать по батарее и переходить в упрощённый режим

                  Нет. Никакого stand by mode в таких минах (о которых писал автор) нет. Во-всяком случае, в наших минах. Пока батарея даёт ток нужной величины, схема неконтактного взрывателя работает, с установленной дискретностью опрашивая свои дежурные каналы; как только величина тока становится менее потребной, схема отключается. Я про наши мины говорю, про те, которые изучал. Что там в "Кэпторе", не знаю, тем более что эта мина за долгие годы притерпела множество модификаций.
            2. +2
              25 декабря 2021 12:38
              американцы своими кэпторами (которые реагируют только на ПЛ) перегораживали пути для наших АПЛ и не парились по поводу законов. Объявить участки закрытыми, заминировать их хорошенько, а освободившиеся силы перебросить на контроль незаминированных участков. Проблема в том, что минирование каждый год проводить придется, а это очень недешево.
              1. +6
                25 декабря 2021 16:49
                . . Проблема в том, что минирование каждый год проводить придется, а это очень недешево.

                ...и выуживать из воды мины с истекшим "сроком годности". Это ещё дороже...
              2. +4
                25 декабря 2021 16:50
                "Современных" морских мин не увидел. На сколько мне известно, стоящие на вооружении российского флота морские мины- разработки ещё 60-70 годов. Причём из-за ненадлежащего хранения и плохого обслуживания их работоспособность вызывает глубокие сомнения. То, что под видом модернизации предлагается предприятием производителем в качестве модернизации- ну такое, нет данных что это вообще закупается и где-то тестировались. Развитие современных средств поиска и обнаружения морских мин ставит на первое место разработку мин в слабообнаружаемых корпусах- в форме сливающийся с рельефом дна и отсутствием магнетизма и прочих демаскирующих признаков. Российские же мины даже "модернизируемые" имеют стальные корпуса легко узнаваемой на дне формы(это вам не "манта")....
                1. +1
                  25 декабря 2021 23:48
                  Да ктож вам их покажет?! Ролф :)
          2. +1
            25 декабря 2021 23:46
            Я вам никаких военных секретов не открою, но скажу.
            Задача наших стратегов выскочить в Тихий океан и выпустить всё что есть если успеют конечно.
            Американские стратеги в Охотское море тоже не полезу, им хватит длинны рук для пуска если что.
            Никакие стратеги Охотское море не патрулируют ибо незачем.
            Дальше вам знать не надо.
            Вся информация из открытых источников.

            И вот ещё. Стратег не занимается патрулированием в принципе. Он стоит на боевом дежурстве.
            1. +1
              26 декабря 2021 10:03
              Никакие стратеги Охотское море не патрулируют ибо незачем.

              У меня на этот счёт другая информация. Не из открытых источников, но и не из настолько "закрытых", чтобы это не стало известно мне.
              И вот ещё. Стратег не занимается патрулированием в принципе. Он стоит на боевом дежурстве.

              Терминалогию не буду оспаривать, ибо я далёк от подводного флота РФ. Просто, совсем немного, знаком с морскими минами и минными постановками. Чисто теоритически, конечно...потому что сам мины никогда не ставил, а только "щупал" laughing и сдавал по ним зачёты. hi
              1. -1
                26 декабря 2021 13:07
                Я не про терминологию. Это разные задачи.
            2. 0
              11 февраля 2022 15:14
              Я вам никаких военных секретов не открою, но скажу.

              Конечно не откроете, ибо не знаете. Кто же вам расскажет районы боевого да, да именно патрулирования подводных лодок.
              Ну и
              задача стратегов выскочить в Тихий океан и выпустить всё что есть если успеют конечно
              , вы себе представляете эти сроки, в которые АПЛ может выйти из базы в океан? Так любая война кончится. Если лодка уже не в море, то вариант только один - стрелять от пирса.
    2. +12
      25 декабря 2021 06:54
      Сначала посмотрите на карту глубин Черного моря, а потом фантазируйте
    3. +2
      25 декабря 2021 10:19
      .Если зараннее использовать в программе мин акустический рисунок эсминца и мина будет реагировать только на это судно и ни на какое другое это будет просто замечательно.

      Какой смысл в такой "избирательной" мине? Представьте: все вражеские корабли спокойно проходят над ней, а она лежит, бедная, ждёт своего, единственного...ну, глупо же? А "район, опасный от мин", вот это крайне весомый аргумент в споре.
    4. -2
      25 декабря 2021 12:07
      Вы в курсе что Путин запретил использовать тяжелое вооружение при таких инцидентах, только легкое стрелковое.
      И нет ни каких рисунков кораблей. Есть шум на который реагирует аккустическая мина. Можно поставить счетчик, будет срабатывать не под первым проплывшим над ней а под 2-м ... 10-м
      1. +4
        25 декабря 2021 12:49
        акустический портрет - это вполне реально...по крайней мере на АПЛ всегда есть возможность сравнить акустический сигнал пришедший на гидрофон с заложенным в памяти компа на борту ..странно что вы не в курсах
        1. -1
          25 декабря 2021 14:39
          Представьте подобную аппаратуру установленную в мине. По объему какая она будет, ну и оператора туда до кучи.
          1. +1
            25 декабря 2021 16:28
            Для этого подойдет микромеханика материалов, если уж хочется высокотехнологичных решений для компактности. Но это и не обязательно - простейший акустодатчик сделать можно и на обычной механике (камертон это вещь размером с обеденную вилку). Разница в том, что без элекроники потеряется селективность и мина станет опасна вообще для любого близкого судна, так же как самые первые мины, придуманные ещё до ПМВ. А это сейчас никому не нужно - времена и нравы не те.
            1. +6
              25 декабря 2021 16:55
              .Разница в том, что без элекроники потеряется селективность и мина станет опасна вообще для любого близкого судна,

              Мины, описанные в статье, и так опасны для любого судна или корабля. В них нет никакой селективности; схемы, на которых они работают, крайне примитивны. Мы же не о "Кэпторе" или "Хантере" здесь говорим....Читаю комментарии и понимаю, что люди воспринимают наши донные мины, как высокотехнологичное, интеллектуальное оружие, но это не так, далеко не так...Если в качестве боевой части такой мины используется торпеда, то там хоть какой-то интеллект есть. Интеллект аппаратуры самонаведения торпеды; если же мы говорим о "классической" донной мине, то....ребята, я вас умоляю...вам бы своими глазами те "электронные мозги" увидеть....в брелке автомобильной сигнализации интеллекта больше, чем в мине, допустим, УДМ или РМ - 1...
        2. +3
          25 декабря 2021 15:56
          . акустический портрет - это вполне реально...по крайней мере на АПЛ всегда есть возможность сравнить акустический сигнал пришедший на гидрофон с заложенным в памяти компа на борту

          ...и комп этот на борту лодки или корабля называется БИУС...и стоит этот БИУС, как боевая информационно - управляющая система, требующая, к тому же, квалифицированных операторов для своей работы....
      2. +4
        25 декабря 2021 16:25
        . Можно поставить счетчик, будет срабатывать не под первым проплывшим над ней а под 2-м ... 10-м

        Этот счётчик называется прибор кратности и он входит в состав всех морских мин.
        . Есть шум на который реагирует аккустическая мина

        Почему только шум? В донной мине, как правило, три отдельных взрывателя: акустический, магнитный и гидростатический. Последний самый мерзкий, потому что гидродинамическое поле, формирующееся движущимся кораблем, можно создать только движущимся же телом, по своему подводному объему равному кораблю. Проще говоря, акустическое и электромагнитное поле можно имитировать соответствующими тралами, а гидростатическое - нет. Нужен будет минный прорыватель...
    5. 0
      25 декабря 2021 14:39
      О глубине использования не расскажите?
  2. +5
    25 декабря 2021 04:55
    А про мины НАТО можно рассказать? :)
  3. +1
    25 декабря 2021 07:57
    всю аппаратно управляющую часть мины сегодня можно упрятать в габариты смартфона и использовать неограниченные по сложности алгоритмы. Это сделано?
    1. 0
      25 декабря 2021 08:20
      Так чего вы медлите? fellow
    2. -4
      25 декабря 2021 10:09
      Минно
      е оружие всегда относилось к самым секретным видам вооружений. А вы требуете ключи от квартиры где деньги лежат...Стыдно сударь...
    3. +3
      25 декабря 2021 10:12
      .Это сделано?

      За все мины не скажу. Но за те мины, которые изучал, а это: УКСМ, РМ-1, РМ-2, УДМ, могу сказать, что - нет. Не сделано. Все же, мина, это не торпеда, - интеллект ей не нужен. Гораздо важнее дистанционно переводить минное поле в боевое / не боевое положение.
    4. +1
      25 декабря 2021 11:13
      Там проблема не в "мозгах", а в датчиках, прогресс в которых конечно тоже есть, и существенный, но ни о каких нанометрах или даже миллиметрах речи не идет, да и не нужно это там, где система управления, включая корпус, способный выдерживать рабочее давление, нагрузки при сбросе с самолёта, коррозию и т.д. и аккумулятор на год работы, это проценты от общей массы изделия. Да и логика ограничена анализом всего одного акустического, одного магнитного и одного гидростатического канала. Для реализации большего числа каналов, по любому из типов сигнала, их надо разносить на расстояния, соизмеримые с длинами волн или значимым градиентом изменения этого сигнала (для акустики - метры, для магнитометра десятки метров), что лишь увеличит массу, габариты и стоимость управляющей части, и потребует точной установки мины, при сомнительных преимуществах.
      1. +5
        25 декабря 2021 11:42
        .Для реализации большего числа каналов, по любому из типов сигнала, их надо разносить на расстояния, соизмеримые с длинами волн или значимым градиентом изменения этого сигнала (для акустики - метры, для магнитометра десятки метров),

        Технически это возможно. К примеру, мина типа УКСМ может комплектоваться взрывателем "Лира", - длинная, вертикальная антенна - кабель. Подводная лодка может не столкнуться с миной, но если лодка зацепит своим корпусом этот кабель, или пройдет от него на определенном (весьма малом, но все же...) расстоянии, то мина взорвется...И это разработки 50 - 60-х годов прошлого века, сейчас разнести сеть датчиков от мины не составляет непреодолимого инженерного решения. Вопрос будет в конечной стоимости такой "умной" мины. Вероятно, дешевле "засрать" море минными полями обычных, менее интеллектуальных мин.
  4. +7
    25 декабря 2021 10:03
    . Находясь на позиции, такая мина ожидает появления надводной или подводной цели, после чего подрывается под нею

    Или стреляет по цели своей боевой частью - торпедой. Или ракетой.
    .
    Перед постановкой в унифицированную аппаратуру мины вводятся время перевода в боевое положение, параметры предполагаемой цели, число холостых проходов над миной и т.д

    Что-то я не помню, чтобы в мину "вводились" какие-то "параметры цели"....Срочность (1 час, 24 часа), кратность "холостых" срабатываний, это - да. Каналы неконтактных взрывателей тоже работают все: гидростатический, магнитный и акустический. Непосредственно перед установкой мины с нее снимаются "флясты", без их снятия мина не придет в боевое положение по истечению времени в приборе срочности. Эти флясты (по-сути, контрольные чеки) по возвращению в базу сдаются в штабе флагманскому минеру и служат мерой отчётности. Так, по-крайней мере, меня учили лет 25 назад...
  5. +3
    25 декабря 2021 10:37
    Мины, о которых речь в статье, - технологическое усовершенствование донных мин периода средины 20 века.
    Многие авторы ВО высказываются о проблемах российского флота, отмечая невозможность получить необходимые преимущества перед флотами вероятных противников на ряде направлений. Например, такая ситуация характерна для Балтики. С другой стороны, опыт войн 20 века показал, что основные потери корабельного состава на Балтике были обусловлены массовым применением мин. Поэтому стоит рассмотреть возможность полного блокирования морских театров типа Балтики с помощью минных заграждений вместо нерешаемой задачи увеличения на них корабельного состава до уровня соизмеримого с силами вероятного противника.
    Такой подход требует создания мин с несколько другими характеристиками, их массового серийного производства, развертывания арсеналов и носителей, обеспечивающих быструю массовую постановку. Очевидные требования к минам для решения такой задачи - возможность использования на глубинах в несколько сотен метров, универсальность по возможности использования против надводных и подводных целей, возможность поражения удаленных целей, надежность и дешевизна. Перспективным направлением для новых типов мин представляется дальнейшее развитие моделей типа РМ (реактивно-всплывающие). Противоминная оборона последние десятилетия строится на основе акустических искателей мин, так что новое поколение мин должно создаваться с учетом необходимой маскировки от акустических поисковых систем.
    1. +4
      25 декабря 2021 11:29
      .Перспективным направлением для новых типов мин представляется дальнейшее развитие моделей типа РМ (реактивно-всплывающие).

      Есть очень веское основание полагать, что перспективными могут стать самозарывающиеся мины, типа американской "Хантер". Как ни крути, донную мину проще обнаружить, чем зарывшуюся в грунт, а мины типа РМ вообще висят над грунтом в 1,5 метрах...
      1. +1
        25 декабря 2021 14:55
        Есть МШМ морская шельфовая реактивно-всплывающая широкополосная мина используется для защиты или блокады шельфовой зоны с глубинами до 600 метров и прибрежных коммуникаций
        на данный момент это самые современные морские мины на вооружении нашего флота.
        1. +1
          25 декабря 2021 15:21
          Нужны технические решения для обеспечения универсальности, надежности и снижения стоимости в серийном производстве. Организующие решения - в сфере производства, хранения и эксплуатации. Прототипы вроде МШМ как раз то, от чего следует вести отсчет. С момента их появления произошло много технологических достижений, в первую очередь в микроминиатюризации аппаратуры и новых алгоритмов обнаружения. селекции помех и т.п.
          1. -1
            25 декабря 2021 22:26
            На фотографии МШМ - 2 модернизированная в ней учтено всё то о чём Вы написали.
            1. 0
              26 декабря 2021 14:56
              От Климова: Хватит врать эта мина фактически РМ-2Г 60-х годов прошлого века, первые РМ-2 американцы стащили с наших учений ещё в 1967 году и 1968 уже показывали на выставке трофейной советской техники.

              Сколько уже можно упарывапться вот так?
              1. -2
                27 декабря 2021 14:34
                От мин 60ых годов в этих минах ничего нет даже взрывчатое вещество другое - хватит бредни от Климова постить пускай торпедной темой занимается.
  6. +2
    25 декабря 2021 12:34
    Морское минное дело в России имеет давние традиции,если не ошибаюсь еще в Крымскую войну подходы к Петербургу блокировали минными заграждениями с электроподрывом. Профессор Якоби принимал в этом живейшее участие.Недоброй памяти адмирал Колчак, был признан выдающимся минёром и после революции по приглашению англичан помогал им в постановке минных заграждений, в Штаты звали его. Немцы в первую мировую признавали, что из всех мин самая страшная русская.
  7. 0
    25 декабря 2021 12:49
    Может глупость скажу, подправьте, если что. Зачем самотранспортируемым минам большая скорость? Плыли бы на 10-15 узлах, но на несколько десятков километров вглубь охраняемого района. Опять же, меньше скорость, меньше шума и меньше вероятность обнаружения движущейся мины.
    1. -1
      25 декабря 2021 13:48
      Чтобы не унесло далеко в сторону от подлежащей минированию акватории.
      1. 0
        26 декабря 2021 11:30
        Разве нельзя установить что-то на подобии инерционного блока навигации?
        1. +1
          26 декабря 2021 17:04
          . Разве нельзя установить что-то на подобии инерционного блока навигации?

          Технически это возможно, практически, - бессмысленно. Поймите, что мина это дешёвое и массовое оружие, которое должно применяться многими сотнями штук. Да, сейчас это возможно сделать в мине "полный фарш", но какого будет конечная стоимость такой мины? Ведь ее придется хранить не под открытым небом...
          1. 0
            28 декабря 2021 08:28
            А если посмотреть на стоимость минного заграждения в совокупности с подводной лодкой, что будет дороже - дополнительная электроника в самотранспортируемых минах или стоимость подлодки, потерять которую вероятность тем больше, чем ближе от точки постановки мин они будут запускаться
    2. +3
      25 декабря 2021 16:37
      . Зачем самотранспортируемым минам большая скорость?

      Потому что делаются, как правило, на базе торпед, с ихней силовой установкой и в их корпусе. Думаете, там что - то высокоинтеллектуальное будет? Вовсе нет...А с какими скоростями плавают торпеды? Двигатель - то будет один и тот же...
      1. -2
        25 декабря 2021 22:31
        Ну как бы время обязывает ставить на мины интеллектуальные системы что бы распознавать обычные корабли и боевые свои подводные лодки от чужих.
        1. +1
          26 декабря 2021 10:48
          что бы распознавать обычные корабли и боевые свои подводные лодки от чужих.

          Понимаю ваше желание, но есть тут пара спорных моментов...Чтобы мина могла отличать своих от чужих, должна быть придумана система, аналогичная используемой в ПВО: "свой - чужой". Это подразумевает, что мина должна будет выдать своё местоположение (и факт своего наличия) активной посылкой, аналогичной работе гидролокатора...потому что всё, что излучается, может быть перехвачено; если отказаться от аналога системы опознования "свой - чужой", то в ЭВМ мины должны будут храниться, получается, образы кораблей, как наших, так и чужих, чтобы мина смогла их сопоставить и однозначно для себя решить, что конкретно вот эта вот цель, это, допустим, крейсер типа "Тикондерога", а не госпитальное судно "Иртышь". Должен сразу вам сказать, что пока эта задача не разрешима. То есть, ЭВМ, конечно, может, допустим, с вероятностью 0,8 - 0,9 решить задачу опознования цели, но это вероятность не есть 1, понимаете? А коль так, то остаётся вероятность ошибочного опознования и ложного срабатывания, это тоже нужно понять. Кроме этого надо держать в голове тот факт, что наличие "банка памяти" с образами наших кораблей в ЭВМ мины делает её привлекательной целью для захвата вражеской разведкой, по вполне очевидным причинам. И подарить в руки врага такую информацию, это не глупость даже, - преступление...
          В настоящее время американцами реализован другой принцип. Мина посредством кабеля и/или гидроакустического / радиоканала связи соединена с оператором, по-принципу торпедного телеуправления. Мина, по-сути, предоставляет информацию об окружающей её тактической обстановке и оператор, исходя из неё, определяет свои дальнейшие действия. По-крайней мере, этот принцип реализован в "Кэпторе", но далеко не в каждой мине, ибо такая сложность мине не нужна. Предполагаю, что описанными выше минами могут защищаться подходы к военно-морским базам, прочие же, менее продвинутые, могут применяться для обычных минных заграждений. По нашим последним разработкам у меня, понятное дело, ничего нет...Сам я учился технике 60-70-хх годов прошлого века. Уверяю вас, что когда "прижмёт", то подавляющее большинство минных постановок будет выполнено именно теми минами...
    3. +1
      26 декабря 2021 14:59
      Большая скорость по сути не нужна, но у нас проблема в том, что наших минах быстро накапливаются навигационные ошибки, будет очень большая ошибка места постановки и поэтому мину надо ставить пока эти ошибки не накопились. Отсюда скорость.

      По уму-то надо тихо и медленно, но не с нашей техникой.
      1. +2
        26 декабря 2021 17:21
        . но у нас проблема в том, что наших минах быстро накапливаются навигационные ошибки

        Справедливости ради, должен заметить, что систематические ошибки, это бич всей гироскопической техники: невозможно прецезионно точно изготовить механическую систему (а роторный гироскоп, это механика), вследствии этого все, что принимает информацию с гироскопа (а это прибор курса в торпеде) нуждается в периодической коррекции ошибок. Делается это с помощью навигационных обсерваций платформы, на которой этот гироскоп (или блок гироскопов) установлен. В межконтенентальной баллистической ракете это делается с помощью астрокоррекции, изменяя углы между светилами и аналитически преобразуя углы в координаты; но под водой светил не видно, астрокоррекция невозможна. А мина или торпеда это не лодка, чтобы всплывать и определяться через перескоп с секстаном, тем более, что небо может быть скрыто облаками; остаётся только использовать инерциальную навигацию по данным с акселерометров (которые сами являются источниками ошибок), и/или выдвигать на поверхность антенну GPS/ГЛОНАСС, как это делает подводная лодка.
        1. +1
          26 декабря 2021 17:28
          Это понятно, но у западников точность выше в разы, соответственно можно обеспечить скорость и шумность ниже.
          1. +2
            26 декабря 2021 17:44
            Это понятно, но у западников точность выше в разы,

            Какую именно точность вы имеете в виду? Точность наведения торпеды на цель? Точность попадания торпеды в цель? Точность механической обработки материалов? Так исторически сложилось, что по элементной базе, я имею в виду электронике, мы хронически "в пролёте". И в этом наша основная беда в минно-торпедном оружии. Отсюда и "слепо-глухая" ССН наших торпед, и, соответственно, существенно меньшая вероятность их попадания в цель. Да вы и сами всё это знаете, кореш ваш вас уже давно просвятил на эту тему...я больше для других обьясняю, для тех, кто пока не в курсе...С "механикой", я думаю, у нас с американцами паритет. Потому что тут ничего, кроме хорошего резца, хорошего станка и хорошего токаря - фрезеровщика не нужно, чтобы ротор гироскопа выточить с заданной точностью. Это моё личное мнение...
            1. -1
              27 декабря 2021 14:38
              Элементы гироскопов уже на высокоточных обрабатывающих центрах изготавливают в 3D ЧПУ.
  8. 0
    25 декабря 2021 18:38
    Немецея Luftmine A в музее Ливерпуля

    Корпус изготовлен из алюминия, чтобы не препятствовать работе магнитных датчиков цели. Части аппаратуры


    Внутренний кожух- из эбонита,а шланг-резина.
  9. 0
    3 января 2022 11:09
    Смысл ломать копья?
    Этот тип мин 40 лет назад уже считался устаревшим.
  10. 0
    15 февраля 2022 16:02
    В нашем славном факультете морского оружия ЛКИ преподы по минному оружию показывали и рассказывали много разного про такие штуки. И традиции и опыт морского минного оружия у России более века. Так что питерскому нашему "Гидроприбору" есть что совершенствовать . Были бы свежие кадры.

    И для более слабого флота ( увы наши в сравнением с НАТОвскими флотами такие) в обороне оружие это относительно недорогое и эффективное на СФ, ТОФ и БФ
  11. +1
    21 марта 2022 19:27
    На Чёрном море сейчас можно втихушку поохотиться подводно на натовские корабли.. И всё на укров списать - у них по всей акватории с Одессы мины удуло.. Эхо войны - чё..