Россия сделала 10-миллиардный подарок Ким Чен Ыну: непозволительная роскошь или прагматика?
Очередное проявление то ли государственной щедрости, то ли понимания, что двусторонняя ситуация зашла в экономический тупик, состоялось не так давно применительно к такому государству как КНДР. Информационные агентства сообщают, что Российская Федерация решила простить Северной Корее 9,9-миллиардный (в долларовом эквиваленте) долг. Суммарная задолженность Пхеньяна перед Москвой на 2012 год составляла около 11 миллиардов долларов, из которых сегодня в виде долговых обязательств КНДР перед Россией осталось чуть более 1 миллиарда.
Этот внушительный долговой объем накопился за время близких политических и экономических контактов Советского Союза и Северной Кореи. По большому счету, львиная доля северокорейского долга – это советские кредиты, которые не погашались длительное время.
В российском министерстве финансов, очевидно, понимали, что долг может быть хоть 11, хоть 111 миллиардов долларов, а корейцы его всё равно возвращать не собирались раньше, и не собираются возвращать сейчас. Исходя из этих измышлений, видимо, и было решено произвести своеобразную долговую реструктуризацию. Выглядит эта реструктуризация следующим образом: Москва решила почти 10 миллиардов Пхеньяну простить, а на оставшиеся деньги запустить целый ряд совместных проектов: строительство ветки газопровода до Южной Кореи (через территорию КНДР), воплощение в реальность планов по созданию транскорейской железной дороги и ЛЭП до Сеула.
Такая ситуация вызывает двоякие чувства. С одной стороны списание 10-миллиардного долга кажется непозволительной роскошью в условиях, когда во внутренней экономической ситуации самой России дела обстоят вовсе не блестяще. Если учесть, что средняя заработная плата в России по данным Росстата сегодня составляет около 23500 рублей (760 долларов США), то получается что около 13,1 миллиона россиян просто решили, сами того не ведая, сделать северокорейским «братьям» подарок в виде своей месячного дохода… В общем, эти самые 13,1 миллион граждан России никто не спрашивал. Как говорится, Минфин посовещался, и он же решил… Это, конечно, выглядит подарком с размахом – нечего сказать, но факт того, что пока с российскими гражданами власти советоваться по многим поводам не привыкли, несколько снижает уровень эйфории от финансового подарка Пхеньяну. Ну, как говорится, власть мы сами выбирали, а потому и сами доверили действовать ей, вроде бы, от нашего имени… Дело даже не в этом…
Есть у этого подарка и еще одна сторона, которая дает Минфину РФ шанс оправдаться перед теми самыми 13,1 млн. россиян. Дело в том, что все прекрасно понимали неплатежеспособность Пхеньяна. Ну, что ж его, приступом что ли брать, если он физически не может вернуть неподъемный для него долг. На приступ, естественно, решаться не стали, зато подумали, что нужно сделать Ким Чен Ыну предложение, от которого тот не сможет отказаться: списать 90% долга, а остальные 10% заставить работать в нужном для себя направлении. Правда, возникает вопрос, а почему заставлять работать именно 10% долга, а не, к примеру, 30% или те же 90%? Но решили 10%, так 10%...
Теперь необходимо подумать над вопросом о том, как же этот миллиард долларов с небольшим будет работать на российский интерес. Вероятнее всего, дело сводится к следующему: Ким Чен Ыну недвусмысленно намекнули, что Россия его воспринимает как безоговорочного северокорейского лидера и готова идти на самые масштабные уступки, но при этом и он должен понимать, что идеи «чучхэ» с их нацеленностью на внутренние потенциалы – это конечно хорошо, но нужно за миллиардные поблажки от РФ нацелить эти идеи на путь совместного экономического сотрудничества.
Кстати, реалии сегодняшней Северной Кореи таковы, что этот самый вложенный миллиард может принести России куда большую финансовую выгоду, чем потерянные 10. Если с Ким Чен Ыном удастся действительно достичь договоренностей о строительстве транзитного газопровода, железной дороги и ЛЭП до Южной Кореи, то реализация таких проектов выглядит многообещающей. Вывести свой бизнес на корейский рынок – дело, безусловно, стоящее. А если принимать во внимание, что над реализацией бизнес-идей могут работать северокорейские рабочие под патронатом российских специалистов, то затраты на реализацию обозначенных проектов будут минимальными вследствие дешевизны северокорейской рабочей силы.
В общем, как говорится, голубая мечта акционера… Но только реализации этой мечты может помешать по меньшей мере один подводный камень. Дело в том, что Москва договоренности по реализации того же железнодорожного проекта уже подписывала (с предыдущим лидером КНДР), да только проект так и остался на бумаге. Существовал и целый ряд договоренностей, достигнутых еще при Советском Союзе. Но и они до этапа реализации если и дошли, то застопорились где-то на промежуточном звене воплощения в реальность. Где-то мешала нехватка средств, где-то несговорчивость северокорейских властей, где-то малообъяснимые политические факторы уже в нашей стране.
Вот и сегодня говорить о том, что программы заработают и будут приносить нашей стране прибыль, конечно, можно, но только при этом так и хочется сплюнуть через левое плечо и троекратно постучать по дереву. Северные корейцы – народ, безусловно, покладистый, но как-то не привык, чтобы с его помощью кто-то другой достигал поставленных целей. Вот кредиты получать и потом расписываться в том, что тебе их простили – это одно, а вот отрабатывать «непрощенные» части – это уже совсем другое. Вполне могут и о посягательстве на суверенитет со стороны иностранных капиталов заявить, чего доброго, ведь не будем забывать, что в КНДР пока все национализировано.
Информация