Летающий Калашников ('Spiegel online', Германия)

25
Летающий Калашников ('Spiegel online', Германия)
Фото: Михаил Замфиреску

От переводчика: Некоторое время назад журнал «Шпигель» начал рубрику «Eines Tages», что в дословном переводе означает «В один прекрасный день», но по смыслу это эквивалентно нашему «Давным-давно», с этих слов в немецком языке начинаются сказки и легенды. В этой рубрике перепечатываются старые статьи издания, статьи, которые нельзя забывать. Спасибо нашему скауту и переводчику windruf за то, что он нашёл эту статью и прислал мне на перевод. Переводить было не просто, статья написана эмоционально, но я надеюсь, что смог передать чувства автора.

Пока Уве Байройтер выкатывает свой МиГ-21 на взлётно-посадочную полосу военного аэродрома Прешен, на какой-то момент его захлестнули воспоминания: 10 лет он отслужил пилотом 3-й истребительной эскадрильи Национальной народной армии ГДР (ННА ГДР) «Владимир Комаров» на юге Бранденбурга. 10 лет этот 32 летний мужчина отдал военной карьере. Он летал во всех трёх звеньях эскадрильи, получил звание майор ННА ГДР, и всегда летал на МиГ-21: более 1300 вылетов, налетал около 840 часов. И сегодня 14 декабря 1990 года всё закончилось.


Архив ВВС Германии

32 летний пилот ещё раз посмотрел через фонарь: когда-то заставленный истребителями перрон сейчас пуст, а бетонка как будто выметена дворником, аэродром выглядит заброшенным. Байройтер отпускает тормоза и МиГ, срываясь с места, несётся по полосе с ревущим форсажем. А когда самолёт через несколько секунд отрывается от земли Байройтер всё таки замечает ещё одну фигуру у взлётной полосы – это командир эскадрильи, стоящий по стойке смирно и отдающий честь, провожает в хмурое декабрьское небо последний МиГ-21. «Всё-таки кто-то заметил, что здесь и сегодня заканчивается эра этих самолётов», – вспоминает Байройтер необычный жест комэска.


Фото: Манфред Зибан (Государственный архив)

С воссоединением Германии в 1990 году, после 34 лет своего существования, армия ГДР постепенно стала подчиняться Бундесверу. И пока часть солдат ННА ГДР надеялась продолжить службу, их техника была уничтожена или раздарена Бундесвером. Таким образом, в Германии и закончилось время летающей легенды, ведь со снятием с вооружения МиГ-21 из воздушного пространства между Эльбой и Одером исчез самый распространённый военный самолёт в истории.


Фото: Департамент разведки США

Утилизация за 50 000 марок

Их списание обычно проходит очень быстро и без пафоса. Последний полёт Байройтера длился всего 29 минут. Конечной точкой был Ротенбург на реке Найссе, центральный пункт сбора флота бывших войск ВВС и ПВО ННА ГДР. Скоро снятые с вооружения машины будут погружены на грузовики и отправлены отсюда в Дрезден на авиазавод «ELBE», где они и будут утилизированы за 50 000 марок за самолёт. Назад пилот тоже едет по земле, в автобусе.

Тридцать лет назад запоминающийся силуэт МиГ-21 впервые появился в небе над ГДР. На земле тогда ещё никто не знал о том, что знаменитому советскому КБ Микояна и Гуревича с его новым самолётом с одной турбиной и дельтовидным крылом удался грандиозный прорыв. Уже в 1953 году, когда гонка вооружений была в самом разгаре, инженеры МиГа работали над совершенно новым истребителем: он должен был стать очень манёвренным и лететь по небу со скоростью в два раза превышающую скорость звука.


Фото: ВВС Пакистана

Четыре года понадобилось конструкторам, это время ушло на эксперименты с разными формами крыла и фюзеляжа. И вот – 10 машин пробной серии выкатились из ангара авиазавода №31 в Тбилиси. Прототип с треугольным крылом и тонким фюзеляжем, называвшийся «Е-5», в 1957 году получил имя, под которым уже скоро он должен был стать известен, как основной истребитель армий восточного блока — МиГ-21.


Фото: Департамент разведки США

«Воздушный Калашников»

Когда осенью 1959 года начался серийный выпуск этих истребителей-перехватчиков, которые могли подниматься на высоту более 18 000 метров, один из прототипов поставил новый мировой рекорд скорости – впечатляющие 2 388 километров в час. Изначальная идея советских самолётостроителей – создать мощную и в то же время легкоуправляемую машину – воплотилась в жизнь. За два года все страны варшавского договора поставили себе на вооружение этот истребитель с неподражаемым конусом воздухозаборника в носовой части. За ними последовали Финляндия, Югославия, Индия, Индонезия, Ирак и Куба. Манёвренный и надёжный МиГ-21, который мог взлететь даже с простого поля без ВПП, за короткое время побил все рекорды продаж. «Воздушный Калашников», так его называли, сравнивая по надёжности с легендарным русским автоматом АК-47.


Фото: Маттиас Хайкель (Государственный архив)

Причём ГДР была на особом положении среди покупателей, как заявляет владелец портала http://www.mig-21.de/, Хольгер Мюллер: «Самая западная страна Варшавского Блока была первой страной за пределами СССР, в которой базировались эти истребители, в ВВС ГСВГ (Группа советских войск в Германии)». «Расположенная здесь 16-я Воздушная Армия была остриём копья Военно-Воздушных Сил СССР и поэтому получала самую новую технику», – говорит Мюллер, который 20 лет назад служил в ННА авиатехником и с тех пор очень полюбил этот знаменитый истребитель.


Фото: Хольгер Мюллер

В ГДР у любителей самолётов почти не было шансов обойти вниманием МиГ-21 – к середине семидесятых годов в ВВС ГДР количество этих машин выросло до 400. И ещё около 500 было у Красной Армии. «Такое количество истребителей МиГ-21 больше никогда и нигде не собиралось на такой небольшой площади», – говорит Мюллер.


Фото: Маттиас Хайкель (Государственный архив)

Военные стратеги Запада были встревожены

Для воздушного флота НАТО этот сверхскоростной истребитель, который за несколько лет распространили в Восточной Европе, на Карибских островах и в Средиземноморье, стал потенциальной опасностью. Впервые западные наблюдатели заметили МиГ-21 на военном параде в Тушино в 1961 году. В НАТО его окрестили «Фишбэд», о характеристиках МиГ-21 западные военные могли только строить догадки.


Фото: Хольгер Мюллер

Во время войны во Вьетнаме всё изменилось: с одноместным советским истребителем американские пилоты впервые столкнулись над азиатскими джунглями. Американский пилот Джек Бротон, летавший на F-105 «Тандерчиф» (Thunderchief) позже рассказывал о своей первой встрече с северо-вьетнамским МиГ-21: «Он так быстро подлетел, что я сначала подумал, что моя машина сломалась и мне надо катапультироваться». Начался воздушный бой, в ходе которого Бротону удалось выйти в хвост МиГа, но истребитель пропал так же быстро как и появился. Бротон вспоминает с обидой: «Я не смог его преследовать, он просто исчез».


Фото: АР

Военные стратеги по ту сторону железного занавеса были обеспокоены – по всей видимости, в небе летал вражеский истребитель, превосходящий по всем параметрам их перехватчики. Хуже того – он был настолько дешёв в изготовлении, что появился сразу во всех горячих точках холодной войны: Куба, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. Американский журнал «Popular Mechanics» произвёл соответствующие подсчёты, сравнив МиГ-21 с двухместным американским Ф-4 «Фантом», который так же летал во Вьетнаме: «На каждого вражеского пилота и самолёт стоимостью в 1 000 000 долларов мы теряем двух пилотов и самолёт, который стоит в четыре раза больше».


Фото: Департамент разведки США

Технически уступает, но экономически превосходит

Чтобы получить наконец-то детальную информацию о МиГ-21, ЦРУ попыталось провести секретную операцию и завладеть одной из машин в ГДР. Бежавший в ФРГ Гюнтер Лаудан должен был вернуться в восточный Берлин и уговорить пилота ННА перебраться в западную Германию вместе со своим самолётом МиГ-21. Но об этом плане узнала Штази. Лаудан был арестован и приговорён к пожизненному заключению, позже он был отправлен на запад.

Несмотря на то, что американцам через несколько лет всё же удалось заполучить один из так желаемых самолётов МиГ-21 и испытать его в пустыне Невады – победный марш этих машин по всей планете им остановить не удалось. МиГ-21 летал везде, и в воздухе над Северным Ледовитым океаном, и над саваннами юго-восточной Африки. Секрет успеха этих машин в их надёжности вкупе с простой и в то же время уверенной аэродинамикой. «Для многих стран третьего мира простая и надёжная техника МиГа была максимально доступной для понимания», – объясняет Мюллер. Китай даже начал производить его на своих заводах. К концу шестидесятых годов МиГ-21 стал ключевым игроком на мировой арене.


Фото: Хольгер Мюллер


Фото: АР

Ситуация не изменилась даже после того, как в 1985 году СССР прекратил производство этих машин, которых к тому времени было выпущено около 10 000 единиц. Около двадцати различных модификаций этого юркого истребителя было на вооружении: одноместные и спарки, истребители и перехватчики, истребители-бомбардировщики и разведчики – многие из них могли быть вооружены даже ядерным оружием. Несмотря на то, что по техническим характеристикам МиГ-21 уступал новейшим американским самолётам Ф-15 и Ф-16, экономически он был намного выгоднее.

Прибытие на Запад

Когда в 1991 году развалился восточный блок, МиГ-21 был на вооружении во многих армиях стран Варшавского Договора. Относительно дешёвое обслуживание и недорогие и доступные запчасти позволили этой машине перелететь из социализма в капитализм со сверхзвуковой скоростью. КБ Микояна и Гуревича, называемое теперь «Российская авиастроительная корпорация МиГ», заметило потенциал своих машин и, в начале 90-х годов, предложило рынку модифицированную модель этого более чем тридцатилетнего самолёта с более современным оружием и новой бортовой электроникой.


Фото: «Рейтер»

И хотя на Западе давно исчез Ф-104, потенциальный противник Истребителя МиГ-21, история успеха советской машины продолжается. По иронии судьбы этот самолёт стоит сейчас и на вооружении стран НАТО, того самого военного альянса, против самолётов которого когда-то МиГ поднимался в небо. Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Румыния и Хорватия — шесть стран, чьи ВВС летают на МиГ-21, присоединились к западному союзу.


Фото: «Рейтер»

2010 год
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sergh
    +36
    8 января 2013 11:09
    Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Румыния и Хорватия

    Эти страны больше такого подарка не увидят, а будут (уже кормят) кормить чужую армию. Теперь технику им дадут только за большие бабки.
    1. ЯРЫЙ
      +18
      8 января 2013 11:24
      Сергей день добрый!
      Считаю что должно иметь в арсеналах страны вооружения непродаваемые никому и никогда. Даже в картах есть "джокер".
      1. smprofi
        +3
        8 января 2013 17:15
        Цитата: ЯРЫЙ
        Считаю что должно иметь в арсеналах страны вооружения непродаваемые никому и никогда

        такой при Союзе был ЗРК 2К11 "Круг". до прихода на вооружение С-300 не поставлялся даже в Варшавский договор. ну а когда "Круг" сняли с вооружения, то он пошел и "братьям нашим меньшим"
    2. smprofi
      +5
      8 января 2013 17:12
      ну... Болгария нонче решила приобрести 9 шт F-16. и даже не second-hand, а third-hand: сначала эти самолеты 5 лет служили у гринго, потом еще 25 - в Португалии. итого... полцены за 30-ти летние самолеты.
      1. +4
        8 января 2013 17:23
        Цитата: smprofi
        Болгария нонче решила приобрести 9 шт F-16.

        Судя по истории этих самолётов,которую вы рассказали ,болгары ---ловкие ребята laughing Или" внутриблоковые" правила диктуют переплачивать за свою безопасность...
        1. smprofi
          +2
          8 января 2013 17:46
          оригинал: http://www.defenseworld.net/go/defensenews.jsp?id=7977&h=Bulgaria%20To%20Buy%20E
          xpensive,%20Third-Hand%20F-16%20Aircraft
    3. Йошкин Кот
      +3
      8 января 2013 20:02
      самолет эпоха
  2. +12
    8 января 2013 11:54
    Замечательная машина, что тут еще сказать! А у Венгров, Болгар и Румын - денег не хватило-бы (разве-что непосильные кредиты))) ни на старые Миги-21, ни на-что нибудь еще, - так-что СССР сделал подарил и создал им ВВС!)
  3. +17
    8 января 2013 11:56
    Служил в ГСВГ и помню как днем и ночью над Веймаром и окресностями летали наши вертолеты и чуствовалось что нам есть чем достойно ответить на любую выходку капиталистов. На гражданке также тогда днем и ночью наши МИГи летали вокруг города на Урале и было это привычной картиной. В детстве годов так 4- 5 запомнилось как одна такая серебристая птица упала у нас вдалеке в лесу леспромхоза и мы услышали грохот от падения но мало что понимали и немного напугались всей небольшой мальчишьей гурьбой и было по своему по мальчишьему жалко эту прекрасную серебристую птицу.
  4. 755962
    +2
    8 января 2013 11:59
    По иронии судьбы ....Как же часто я стал слышать эти слова на сайте.И даже перестал удивляться этому...
  5. +7
    8 января 2013 13:01
    Цитата: Sergh
    Эти страны больше такого подарка не увидят

    И поделом-пусть издалека любуются нашими самолетами. smile
  6. +5
    8 января 2013 13:44
    ................................................................................
    .................................................................
  7. +14
    8 января 2013 13:59
    Детство прошло в Армавире , где постоянно (над задранной вверх головой)
    проносились, привычные Як-11 , затем МиГ-15, МиГ- 17, Миг-19, Но особо,
    остался в памяти случай, когда пронеслось над головой , ранее не виданное,
    с треугольным крылом , "чудо". У меня, не произвольно вырвалось " У...бля"
    Мы шли с Отцом, он сделал вид, что не услышал. Это был единственный
    случай в моей жизни, когда я сматерился при нём, виною был восторг от
    впервые увиденного, супер красавца МиГ- 21 !!!
    1. smprofi
      +7
      8 января 2013 17:23
      5 лет прожил в гарнизоне где на аэродроме базировался полк МиГ-21.
      и насмотрелся, и наслушался...
      особенно "весело" когда летом ныряешь в воду, а в этот момент МиГарь заходит на горку. когда заходит да и под водой - не слышно ничего. а вот если выход из воды совпадает с моментом выхода истребителя из горки (сопло в твою сторону, форсаж) - вот тут ты весь кайф и прочувствуешь!
      еще, помнится, как осенью 73-го через наш гарнизон гнали МиГари на Египет... ВПП напоминало палубу авианосца в летный день. уходили косяками с полным БК по 10 шт через Югославию, внутри клина - Ан-10. на нем, под прикрытием пары МиГ-21 экипажи возвращались обратно к нам в гарнизон.
    2. 0
      9 января 2013 20:32
      askort154,
      15 МиГи себя показали в Корее, жопу надрали амерам до синевы.
  8. +4
    8 января 2013 14:40
    Цитата: askort154
    етство прошло в Армавире , где постоянно (над задранной вверх головой)
    проносились, привычные Як-11 , затем МиГ-15, МиГ- 17, Миг-19, Но особо,
    остался в памяти случай, когда пронеслось над головой , ранее не виданное,
    с треугольным крылом , "чудо". У меня, не произвольно вырвалось " У...бля"
    Мы шли с Отцом, он сделал вид, что не услышал. Это был единственный
    случай в моей жизни, когда я сматерился при нём, виною был восторг от
    впервые увиденного, супер красавца МиГ- 21 !!!

    Я это тоже видел в Борисоглебске. Как это было недавно, но уже давно
    1. +3
      8 января 2013 14:54
      valokordin Я это тоже видел в Борисоглебске. Как это было недавно, но уже давно

      Да, уж.... , время неумолимо.....
  9. AK-47
    +5
    8 января 2013 16:47
    За два года все страны варшавского договора поставили себе на вооружение этот истребитель... За ними последовали Финляндия, Югославия, Индия, Индонезия, Ирак и Куба.

    Финляндия стала первой страной, не входившей в Организацию Варшавского Договора, получивший МиГи-21-е. Первые десять МиГ-21Ф-12 приземлились на финской авиабазе Куопио 6 апреля 1963 г.
  10. +5
    8 января 2013 17:33
    Не влаваясь в технические подробности, один из самых красивых и гармоничных самолётов, если субъективно - просто САМЫЙ красивый.
  11. +8
    8 января 2013 17:55
    Служил техником на МИГ-21Р. Класс машина. Красивая и надежная. Заработаешься на подготовке самолета к очередному вылету, а прямо над стоянкой, внезапно для тебя, пройдет "молодец" на МИГ-21 - ноги самопроизвольно подгибаются и сердце ухает вниз. В летную смену по 3 вылета по час-10. Полеты через день. В неделю по 3-4 летных дня. У летчиков минимальный месячный налет был по 20-25 часов. Не то что сейчас. Большинство аэродромов позабыто, позаброшено и самолетов "кот наплакал".
    1. smprofi
      +2
      8 января 2013 19:16
      вот что из нашего аэродрома сделали:



      на заднем плане периодически мелькают ангары под МиГ-21
      правда, это ЮГВ бывшая...
      1. Tekel
        0
        31 января 2013 11:27
        smprofi, а это случайно не гарнизон Тёкель?
  12. avt
    +4
    8 января 2013 17:58
    А ведь первые машины тяжело шли.Зато какую "конфетку" в итоге сделали! По критерию "стоимость и эффективность" ,пожалуй непревзойденный самолет!!!
  13. Stavros-Dok
    0
    8 января 2013 18:48
    Замечательная ,легендарная машина до сих лор пользующаяся популярностью во многих странах мира. good
  14. leva.1948
    +2
    8 января 2013 20:46
    Легенда Советской авиации- МИГ-21 . Низко кланяюсь этому бойцу и защитнику нашей Родины
  15. melkie
    +3
    8 января 2013 21:08
    В училище 1985 год, я начинал летать на L 39, а потом пересели на МиГ 21, это просто сумасшедшая машина. В маневренности и энерговооруженности ей нет равных. В современных условиях оборудовать её современным оружием и РЛС и в бой.
  16. merkel1961
    +18
    8 января 2013 23:14
    Два года летал на МиГ-21пфм в Борисоглебском ВВАУЛ.После такой "парты"спокойно можно освоить любой самолёт.( я с моделькой).
  17. Эдгар
    0
    11 января 2013 12:55
    к сожалению МиГ-21 далеко не идеал. и если во Вьетнаме грамотное применение подчеркнуло его достоинства, то на ближнем востоке безграмотное показало недостатки во всей красе.
    1. +1
      12 января 2013 02:00
      любое оружие должно применяться грамотно, неграмотно воюющие по четыре вертолета за день теряют в одном городке lol