Судостроение Украины возрождается?

14
Судостроение Украины возрождается?


Проблемы, связанные с развитием украинского судостроения, волнуют не только людей, работающих в данной сфере. Они интересуют также большое количество людей, которым небезразлична судьба одной из самых развитых отраслей народного хозяйства, которая досталась в наследство украинскому государству от Советского Союза. К большому сожалению, на сегодняшний день нельзя говорить о том, что позиция Украины в мире в качестве морского государства очень высока. За последние десятилетия украинские судостроительные компании утратили свои позиции не только на международном рынке, но и внутри государства. Что касается самого морского флота, то он в большой степени устарел – большая часть судов не отвечает международным требованиям.

В последние годы правительство обещает принять все необходимые меры для развития военного судостроения. Такие меры необходимы, потому как если в советский период украинские судостроительные компании выполняли именно заказы военного назначения, то в период становления Украины как независимого государства эти компании выживали по большей части только за счет строительства гражданских судов.

В настоящее время существует вероятность того, что все-таки украинское военное судостроение сможет возродиться. Сегодня украинские кораблестроители имеют несколько заказав оборонного характера. Так, в частности, силами Феодосийской судостроительной компании «Море» производится строительство патрульного катера «Орлан» для пограничников, а также четырех десантных кораблей «Зубр» на воздушной подушке для военно-морских сил Китая.

Сами украинские кораблестроители в последнее время не без гордости заявляют о том, что зарубежные заказчики доверяют им не только сооружать корпусы судов, но и устанавливать в них различную «начинку». В частности, в 2011 году Черноморский судостроительный завод поставил Голландии два корпуса с судовыми механизмами и системами, имевшие степень готовности порядка 60-70 процентов. Но, как показало время, такой успех был вовсе недолгим. А причина тому весьма проста: дело в том, что судовое оборудование в Украине практически не производится, а попадает на корабельные верфи в качестве временно ввезенного на таможенную территорию страны. Поэтому и выходит, что сначала это оборудование необходимо растаможить, а уже затем экспортировать вместе с кораблями, а это слишком дорогое удовольствие.

Поэтому делать корабли с полной «начинкой» украинские судостроители смогут только для отечественного рынка. А своих заказчиков в Украине не так уж и много. Так, Николаевским заводом «Океан», который перешел под контроль компании «Смарт-холдинг» продолжается строительство буксиров-толкачей для аграриев (холдинг «Нибулон»). В прошлом году был спущен на воду третий из 12 единиц заказа. Однако говорить о том, что такое сотрудничество будет долгосрочным, нельзя, поскольку руководство холдинга приостановило данный инвестиционный проект, не имея уверенности в том, что власти «дадут добро» на работу на зерновом рынке.

Еще один украинский завод – Черноморский судостроительный – получил в 2011 году заказ по государственной программе «Корвет». Строительство головного корабля программы было заложено весной текущего года. Завершение строительства планируется на 2016 год. Кроме того, до 2021 года на воду должны быть спущены еще три корабля. В настоящее время есть смысл говорить о том, что строительство это работает на государственный имидж. Тем более, что по мнению экспертов, для такой небольшой серии (всего 4 корабля) строительство чересчур дорого (согласитесь, 16 миллиардов гривен (около 2 миллиардов долларов) – сумма внушительная), а если говорить о размерах корабля, то это скорее фрегат, но никак не корвет.

Как бы там ни было, но в прошлом году все работы по строительству корабля были практически приостановлены, потому как средств на это не хватало. В этом году ситуация выглядит немного лучше – на финансирование данной программы из государственного бюджета предусмотрено выделить порядка 433,5 миллиона гривен (около 54 млн. $). Но предусмотрено – вовсе не значит выделено. Это утверждение было особенно актуальным в свете кадровых перестановок. Напомним, именно проблема обороноспособности флота неоднократно становилась причиной жесткой критики главы государства в адрес бывшего тогда на посту военного министра М.Ежеля. Что касается нового руководителя ведомства Дмитрия Саламатина, то он далеко не новичок в вопросах промышленной политики. А программа «Корвет» может стать отличной демонстрацией эффективности его деятельности на посту министра.

Часть оборонного заказа, как предполагается, будет выполнять Севастопольский морской завод. В основном, заказы эти связаны с ремонтом и модернизацией кораблей украинского военно-морских сил. Помимо этого, городские власти Севастополя планировали заказать заводу постройку пассажирских катеров, и на то даже было выделено 16 миллионов гривен (около 2 млн. $). Однако премьер-министр Украины Н.Азаров раскритиковал подобные инициативы. Несмотря на это, следует отметить, что даже инициативы, которые в конечном итоге не были реализованы, дают положительный результат. Ведь если до недавнего времени большинство изданий писало о том, что работа завода полностью остановлена, то в 2011 году уже даже появились публикации о том, что объемы производства выросли в несколько раз, погашены задолженности по заработной плате (хотя при этом конкретные цифры не называются).

Что касается Феодосийской судостроительной компании «Море», то и у нее есть небольшое количество местных заказов. В частности, в 2011 году она выиграла тендер на строительство корабля морской охраны «Коралл», и к 2020 году должна выпустить шесть таких кораблей, стоимость каждого из которых составляет 160 миллионов гривен (около 20 млн. $).

Если говорить о внешнем рынке, то и здесь существуют определенные возможности для украинских кораблестроителей улучшить свои позиции. Так, к примеру, объединение под контролем уже упомянутого выше «Смарт-холдинга» трех судостроительных заводов Украины - Херсонского, Черноморского и Николаевского – даст возможность предоставить потенциальным заказчикам более широкий круг предложений. Каждый из этих заводов имеет свою специализацию: Черноморский завод – военное кораблестроение, Херсонский – танкеры, Николаевский – средне- и крупнотоннажные суда.

В 2011 году силами Херсонского завода было заложено 3 нефтеналивных судна по заказу SVL Group (Мальта), а его руководство уверяет, что предприятие загружено заказами вплоть до 2013 года. На Черноморском заводе, помимо корветов и уже упомянутых выше заказов для Голландии, в прошлом году было завершено строительство морозильного траулера-рыбозавода, который получил название «Генерал Трошев». Заказ поступил от компании «Преображенская база тралового флота» из России. Затем компания оформила еще один контракт на строительство траулера.

Феодосийский завод без заказа также не остался. Он занимается строительством малых десантных кораблей на воздушной подушке для Китая, стоимость контракта оценивается в 350 миллионов долларов.

Что касается России, то в этом направлении ситуация выглядит не очень. Еще несколько лет назад украинское правительство тешило себя надеждами, что российские заказчики загрузят заказами украинских судостроителей, ведь тогда Россия начала активно модернизировать свой флот. После подписания в 2010 году «Харьковских соглашений» многие украинские эксперты были уверены, что в благодарность за это россияне будут строить свои корабли на украинских заводах. Более того, нечто подобное заявлял и Михаил Ненашев, члена комитета Государственной Думы по обороне. По его словам, Россия планировала построить 15 военных кораблей на украинских предприятиях в рамках программы обновления флота. Но, как показало время, заверения российских политиков так и остались пустыми словами, а заказы на строительство получили другие судостроители.

Украинское руководство не смогло смириться с таким положением вещей, что стало причиной задержек в подписании соглашения о замене кораблей российского Черноморского флота на новые. Украинская сторона добивается того, что россияне согласовывали каждый свой шаг и предоставили полный перечень новых кораблей, а российская сторона в свою очередь – требует предоставления максимальной свободы действий. Таким образом, можно предположить, что это соглашение вообще вряд ли будет подписано.

Кроме того, необходимо принимать во внимание и тот факт, что Россия стремится обновить свой флот новыми кораблями, оснащенных новейшими современными технологиями. Поэтому большое значение для российского правительства имеет не только желание загрузить работой свои предприятия, но и то, чтобы предприятия эти набрались побольше опыта.

Так, к примеру, в 2011 году было начато строительство корабля противоминной обороны нового поколения «Александрит». Его корпус будет выполнен из стеклопластика, а уничтожать мины он будет на безопасной расстоянии при помощи новейших высокоэффективных гидроакустических станций.

Кроме того, по мнению экспертов, еще большой вопрос: действительно ли Россия стремится к обновлению флота, ведь по большому счету пребывание ее кораблей в Севастополе – это дело больше престижа. Таким образом, очевидно, что на Россию Украине особо полагаться не приходится. К тому же, она сама занимается экспортом военных кораблей.

Таким образом, если подвести небольшой итог всему сказанному, то нужно в первую очередь отметить, что в целом ситуация на мировом рынке судостроения для Украины не очень благоприятна. Если в прошлом году мировой флот, особенно контейнерный и танкерный, имел огромные темпы роста, а зарубежные судостроительные предприятия имели заказы на годы вперед, то сегодня очевидно, что многие из них также испытывают определенные трудности в силу непростой экономической ситуации, сложившейся в мире.

Вице-президент Ассоциации украинских судостроителей Виктор Лисицкий уверен, что улучшения ситуации в судостроении Украины правительству необходимо взять пример с признанных дилеров в данной отрасли – Китая и Южной Кореи, которые активно финансируют эту отрасль. А, кроме того, необходимо интегрировать предприятия по кластерному принципу, то есть в рамках единого предприятия объединить проектирование, исследовательские центры, и непосредственно производство.

Вместе с тем, в случае, если украинские судостроительные предприятия будут иметь заказы на строительство современных военных кораблей – это будет хорошим опытом. Но здесь главное, чтобы правительство изменило свою политику в области финансирования, стабилизировав ее, а не выделять примерно четверть заявленной суммы, да и то в конце года из спецфондов.

Использованы материалы:
http://www.day.kiev.ua/234035/
http://sd.net.ua/2012/02/10/sudostroenie-ukrainy-led-tronulsya.html
http://www.utro.ru/articles/2011/10/20/1005846.shtml
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    26 сентября 2012 08:05
    как в старом анекдоте.... пу и плачу.... вот уж действительно ... судостроение в полном объеме, каких-то двадесятка лет назад в Украине строились атомные авианесущие крейсера, а сейчас.....
    Прав был Булгаков в собачьем сердце :"Разруха не сортирах, она в головах!", а ведь каких красавцев бы сейчас выводили в океан если бы не Горбачево-Ельцинское продажное племя развалившее великую державу.
  2. Братец Сарыч
    0
    26 сентября 2012 09:08
    Что-то сомнительно, что возродится с подобными подходами...
  3. +4
    26 сентября 2012 10:26
    Это уже не наши проблемы.
    Жаль что украинские корабелы строят катера, а не крейсера, авианосцы, танкеры итд. Какое государство, такие и амбиции.
  4. +3
    26 сентября 2012 10:59
    Какое государство, такие и амбиции

    Вы меня с нашими корветами и малыми ракетными катерами сейчас в краску вгоните!
  5. Бандера
    0
    26 сентября 2012 11:10
    Строят, значит не стоят. Нужно только мудрого правителя, который поддержал бы корабелов.
  6. +2
    26 сентября 2012 11:20
    Очень рад за украинцев. Слава Богу хоть что-то начали строить Это лучше, чем ничего. С чего то ж надо начинать. Начнут с малого, а там постепенно, потихоньку и до крейсеров дорастут. Главное, что бы была поддержка на государственном уровне.
  7. 0
    26 сентября 2012 11:39
    В 2011 на "Море" в Феодосии произошла авария крана,в результате которой выполнение китайского заказа на "Зубры" застопорилось. Кто знает,как разрешилась ситуация?
    1. Орей
      +1
      26 сентября 2012 12:47
      Цитата: Greyfox
      В 2011 на "Море" в Феодосии произошла авария крана,в результате которой выполнение китайского заказа на "Зубры" застопорилось. Кто знает,как разрешилась ситуация?

      Все восстановили. Готовый корабль уже выкатили из ангара в инете уже давно гуляют фото. Готовится к ходовым испытаниям. Как то так.
      http://kotobood.livejournal.com/495908.html - тут видео, но я находил где то и фото галерею с ним...
      1. 0
        26 сентября 2012 15:45
        Только спросил-и тут же на "Военном паритете"" фото этого самого "Зубра" выложили. smile http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/1010/
        1. +5
          26 сентября 2012 16:06
          Вот только меня очень смущает комент к фото "Зубра"
          По условиям контракта, чертежи корабля должны быть переданы китайской стороне для организации лицензионного строительства.
          Украина опять хочет срубить денег там где она не пахала и не сеяла? Кораблик-то разрабатывало российское КБ...Как там насчет интеллектуальной собственности? А сами украинцы понимают,что заказов после этого на корабли не будет-косые сами их будут мастрячить....
          1. Орей
            0
            26 сентября 2012 17:23
            Цитата: Greyfox
            А сами украинцы понимают,что заказов после этого на корабли не будет-косые сами их будут мастрячить....

            Конечно это понимают, как и то и то что ни Украина ни РФ такие корабли больше уже не будут больше заказывать из-за их неэкономичности( большой расход топлива, малый ресурс корпуса и двигателей, отсутствие большой необходимости в десантных операциях). Так что лучше сделать два и продать документацию, чем вообще ничего.
  8. biglow
    +2
    26 сентября 2012 15:45
    без России никакое восстановление невозможно.
  9. -1
    26 сентября 2012 16:19
    Какое возрождение,не смешите.На старых станках при потерянных кадрах и без денег?Все это для выборов ,а дальше дефолт.
  10. GaD
    +4
    26 сентября 2012 18:32
    Странно, что автор не назвал один из крупнейших судостроительных заводов Украины "Залив", г.Керчь. Который наверно на данный момент является флагманом украинского судостроения. С 2006 г., когда поменялся владелец завода, он динамично развивается, прошла модернизация в ходе которых купили в Германии 2 плазмарезательных аппарата по 1 ляму евро. Обновлен парк спецавтомобилей для перевозки группногабаритных секций, сделан новый судопоезд, восстановлена вторая нитка стапеля. Огромнейший сухой док - где были построенны супертанкера "Крым", самые большие суда в СССР. На заводе регулярно платят зарплату и работают на нем бригады и из Николаева, Херсона, Севастополя. А беда украинского судостроения в том, что все оборудование подвергается двойному и даже тройному налогооблажению, что ведет к нерентабельности строительства судов под ключ.
  11. koval201060
    0
    30 июля 2013 17:35
    так хто калькодержатель?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»