Ухтыш и Узола – гусеничные «Бобик» и «Таблетка»

33
Для любого военного, названия «Бобик» и «Таблетка» сразу ассоциируются с военной техникой, которая собственно и носит данные прозвища, как и их гражданские варианты. Как бы то ни было, но данные названия вызывают различную степень ностальгии - у кого положительную, у кого отрицательную.

Машины, представленные компанией из Нижнего Новгорода, производящей вездеходную технику, получили «вторую жизнь», теперь они называются «Ухтыш» и «Узола» - гусеничные особо легкие вездеходы. Кстати, гусеницы машин - асфальтопроходимого типа, на которых без проблем можно ездить по асфальтированным дорогам. Вездеходы имеют сертификацию как тракторная техника. Облегченный вездеход «ЗВМ-2410» предназначается для перемещения людей или небольшого груза по любым слабонесущим поверхностям, воде и льду.

«Ухтыш» или ЗВМ-2410 обладает серьезным преимуществом перед остальными гусеничными и колесными вездеходами – он обладает наименьшим коэффициентом удельного давления, создаваемым машиной на грунт 12.5 кПа. Подобными характеристиками могут похвастаться разве что вездеходы на пневматике.

Ухтыш и Узола – гусеничные «Бобик» и «Таблетка»


А теперь самое главное, что интересует в первую очередь, – это сколько такое решение будет стоить, и какой будет расход топлива. Так вот, стоимость одной единицы в базовой комплектации стоит чуть более одного миллиона рублей, согласитесь, не такая уж заоблачная сумма для облегченного вездехода. Расход, в зависимости от езды, составляет 25-30 литров на 100 км. Вездеход выпускается в комплектации с бензиновым или дизельным двигателем. Естественно у дизельного «ЗВМ-2410» расход будет немногим меньше. Скорость, как для гусеничной техники, очень приличная и составляет до 60 км/ч для бездорожья. Основной изюминкой вездехода Ухтыж является способность преодолевать водные преграды! Передвижение осуществляется за счет проворачивания гусениц со скоростью до 5 км/ч. Возможно использование навесного лодочного мотора для увеличения скорости.

Конструкция и оборудование
Интерьер машины сделан в классическом варианте - кресла и панель знакомы по салонам отечественных УАЗиков.
Агрегаты и оборудование вездехода взяты от разных машин отечественного автопрома:
- силовая и некоторые агрегаты трансмиссии от «УАЗ»;
- пневматический компрессор от «ПАЗ»;
- пневматические краны от трактора.



Вездеходы основаны на водоизолированной лодке, на которой установлена верхняя часть, для Ухтыша - это верх «УАЗ-469», для «Узолы» - это верх «УАЗ-452». Нижняя часть (лодка) негерметична, перед преодолением водных преград необходимо включить насосы и опустить пластину, установленную перед радиатором.

Ухтыш был первым транспортным средством, созданным на предприятии. К нему сразу проявили интерес многочисленные отечественные организации и компании. Сейчас облегченные вездеходы трудятся у энергетиков, газовиков, геологов и нефтяников.

Количество сидений и мест зависит от требований заказчика – от двух мест до восьми (Узола). Наличие вместительного кузова не сильно влияет на общий вес вездеходов. Стандартная вместимость Ухтыша - до 5 человек (с водителем), полезная нагрузка - 50 килограммов. Можно сложить задние сидения для увеличения вместимости полезного груза. Для «Ухтыша» снаряженный вес составляет 2.7 тонны, для «Узолы» - 2.8 тонны (вес отличается в зависимости от модификации). Дополнительное оборудование вездеходов – багажник, лебедка, силовые бамперы, автономный подогреватель. Как заверяют создатели, возможна установка практически любого дополнительного или специфического оборудования.



Гусеничный трак - для вездехода самое дорогое. Основа трака – пластина металлическая с зубом в резинокордовой оболочке. Внутри трака два РМШ. Соединение между траками осуществляется при помощи цевков (специальные железные пластины), надеваемые на выступы РМШ. Цевки далее соединены с уширителями. В данное время используется последняя модификация траков, в которых усилены уширители (раннее случались частые обламывания при езде по острым камням). Срок гарантийной эксплуатации составляет 8 тысяч километров. Если сравнивать цены на гусеничный трак, то они значительно дешевле зарубежных аналогов – 130 000 рублей (для шведского BV-206 -160 000 рублей). Установить гусеницу на вездеход под силу двоим всего за полчаса. Как показала практика использования, вездеход получился действительно отечественным - одеть гусеницу можно подручными средствами, например, деревянными брусками. При использовании вездехода зимой требуется установка «снегочиста» - железного пальца устанавливаемого в ведущую звездочку.

Двигательные установки на вездеходы можно установить достаточно разнообразные. В данное время устанавливают в базовых комплектациях бензиновый ЗМЗ-409-10 или дизельный ЗМЗ-514 (основной). Известны случаи установки «под заказ» иностранных двигателей типа ниссановского турбодизеля RD28.

Коробка осталась об УАЗ четырехступенчатая с УАЗовской 2-х ступенчатой раздаточной коробкой. От ГАЗ-71 достался корпус главпередачи. Фрикционы многодисковые сухого трения с пневматическим управлением. Подвеска рычажно-торсионная независимая. Передние и задние балансиры обеспечены амортизаторами. Ходовая – шесть сдвоенных опорных обрезиненных катков с тремя поддерживающими роликами по каждому борту.

Эксплуатация
Передвижение на облегченном вездеходе достаточно комфортное и независимое от рельефа пересекаемой местности. Ход машины мягкий без ощущения тряски. В наследство от УАЗ достается только отсутствие шумоизоляции. Зимой в салоне достаточно тепло, летом можно открыть большой люк на крыше машины. Вождение машины имеет свои особенности – отсутствие педали тормоза и наличие вместо руля двух рычагов. Принцип работы прост и давно используется в управлении гусеничной техникой:
- рычаги на себя – торможение, включаются ленточные тормоза;
- рычаг левый /правый на себя – поворот влево/вправо, фрикцион задействованного рычага отключается, и машина продолжает движение на одном (противоположном) фрикционе и соответственно начинает поворачивать. Непривычным для водителя автомобиля становится отсутствие инерции и быстрое переключение передач. Однако привыкание к такому вождению происходит довольно быстро, ведь на самом деле управление машиной максимально упрощенное.



Основные характеристики ЗВМ-2410 Ухтыш:
- вес снаряженный/полный – 2.7/3.2 тонны;
- скорость по земле/воде – 60/5 км/ч;
- емкость топливных баков – 130 литров;
- дорожный просвет – 40 сантиметров;
- база – 2.5 метра;
- высота – 2 метра;
- ширина – 2 метра;
- длина – 4.2 метра;
- мощность двигателей бензин/дизель – 150/110 л.с;
- гусеница ширина/шаг – 40/11.5 сантиметров.

Источники информации:
http://www.zgt.ru/index.php?id=15
http://inetauto.ru/2009/01/06/zvm-2410-ukhtysh...-dzhip-ili-tank.html
http://karl-lvovich.ru/post208814233/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +14
    1 октября 2012 08:25
    Машина будет востребована на большей территории России,там где снега и болота.В свете проекта создания в России арктических бригад,машины могут быть актуальны и в армии.
    1. Hon
      +8
      1 октября 2012 08:31
      Только не понятно что данная статья делает на сайте. Я про этот "ухтыш" лет пять назад читал в авто ревю.
      1. 0
        11 октября 2012 16:39
        Классные штуки, на севере они востребованы будут!
  2. Братец Сарыч
    +1
    1 октября 2012 08:25
    Забавные агрегаты! Только вот управление рычагами как-то вообще несовременно выглядит...
    1. +9
      1 октября 2012 08:38
      по-моему рычажное управление проще и дешевле чем рулевой колонкой. ведь большинству из них вряд ли удастся 'понюхать' асфальт.
      а так действительно машины замечательные и очень пригодятся в труднодоступных районах. особенно если производитель сумеет обеспечить должное качество конструкции/сборки.
      1. +1
        15 октября 2012 19:12
        Рычажное управление для тихоходной 2-х гусеничной техники самое удобное и простое для эксплуатации на мой взгляд. Было бы хорошим подспорьем для егерей, охотников и рыбаков.
  3. valeroyd
    0
    1 октября 2012 08:42
    "Машина будет востребована"
    Интересно когда... Этот Узала с Ухтышом разрабатывались лет 15 назад.
    1. lotus04
      +1
      1 октября 2012 19:13
      Цитата: valeroyd
      Интересно когда... Этот Узала с Ухтышом разрабатывались лет 15 назад.


      Тогда, когда страна снова будет заинтересована в производстве, разработке новых месторождений полезных ископаемых. А если она (машина) создавалась ещё 15 лет назад, когда в стране всё просиралось, то низкий поклон тем людям, которые занимались её разработкой. Агрегат очень нужный. Страна у нас огромная, а мест в которых, как говорится "не ступала нога человека" ещё много.
  4. snek
    +2
    1 октября 2012 08:46
    А не проще (а также дешевле и удобнее) было бы подобную штуковину использовать:

    например, вот так:

    или вот так:
    1. Skavron
      +1
      1 октября 2012 09:54
      Вариант великолепный, не требующий особых временных затрат и переделки базового авто.
      1. borisst64
        +5
        1 октября 2012 10:11
        Выскажу свое мнение, такой вариант шасси требует очень аккуратного изменения направления движения. Направляющая тележка гусеницу будет скидывать на поворотах, особенно при выезде из колеи, или в вязком и мягком грунте. Это чисто снежный вариант.
        1. snek
          0
          1 октября 2012 10:28
          Цитата: borisst64
          Выскажу свое мнение, такой вариант шасси требует очень аккуратного изменения направления движения.

          Сам не ездил, но вот видео, где машинка весьма неплохо маневрирует (на немецком):

          вот про эту систему на русском языке:

          а вот просто забавное на тему "гусинецы для народа"
        2. snek
          0
          1 октября 2012 10:53
          Цитата: borisst64
          Это чисто снежный вари

          тоже нет
          1. 0
            15 октября 2012 19:27
            Да херня все это едет по снегу глубиной 5 см. Трек для F-1 забыли веником подмести. И неставте в на показ подобную чушь.
    2. grizzlir
      +3
      1 октября 2012 15:41
      Цитата: snek
      А не проще (а также дешевле и удобнее) было бы подобную штуковину использовать
      Наверное проще,дешевле и удобнее.Только в таком варианте возрастает давление на грунт,значительно падает проходимость.
    3. 0
      1 октября 2012 18:33
      Цены не указал.Мне припоминаетса что комплект гусянок(2 шт!!! в комплекте и ни как иначе)стоит как сам УАЗ .
    4. +1
      1 октября 2012 22:12
      Цитата: snek
      А не проще (а также дешевле и удобнее) было бы подобную штуковину использовать


      проще, но эти 4 гусеницы они не настолько снижают давление на грунт как 2 длинных. 4 гусенички это просто ездить по ровному но заснеженному. А 2 длинных: это вездеход, смотрите первую фотку, 4 гусенички на такое не заедут. На двух длинных можно и по болотам, по лесу, перепаханному полю, и так далее.
    5. +1
      2 октября 2012 04:10
      нет не проще..вариант конечно хороший, но это всего лишь "треугольные колёса"...в статье же представлен вариант плавающей лодки с гусеницами...представленные на фото ниссан и уаз с треугольными колесами явно не умеют плавать...
  5. мангуст
    +1
    1 октября 2012 09:37
    нормальная техника, для егерей, лесников и жителей северов, кстати подумываю о покупке, дотащил на прицепе до лесочка и в "пампасы laughing
  6. Skavron
    0
    1 октября 2012 09:53
    Да и еще разработана гусеничная платформа, на которую можно практически любой легковой автомобиль поставить. Так что идея с уазами вобще не нова.
    Да и рычажное управление не есть гуд.
  7. cvx
    cvx
    +3
    1 октября 2012 09:59
    Техника полезная, а разработка хоть и не новейшая, не потеряла своей актуальности. Молодцы нижегородцы!
  8. itr
    -2
    1 октября 2012 10:03
    Статья на рекламу тянет ! Модераторы интересно ее согласовали ????
    Мой Тесть лет 30 по лесам на всякой технике ходит . Короче УЗОЛА ОТСТОЙ я это хотел сказать . с его слов устали ее мужики ремонтировать
  9. +1
    1 октября 2012 10:28
    На Ахтубе и близ Норильска ездил на подобной технике. Это что то с чем то! Управляется отлично! Идет как по маслу! Вообщем достойная техника! Одевать на них тяжелые пулеметы и отправлять на Север и в Арктику! И грузы возить и от врагов отстреливаться!
    1. itr
      0
      1 октября 2012 10:41
      Манагер Привет ! какие тяжелые грузы ???? ну что ты пишешь
      1. Узкие гусеницы
      2. короткий
      3. Вес не адекватный
      Сейчас тестю позвонил тот сразу сказал Газушка в 10 раз лучше
      А сейчас вместо вместо Узолы хотят Лось какой то взять короче Вольво 4 лимона стоит
      У Узолы при заезде в болото вырывает амортизаторы а потом переворачивает катки лебедка вообще не тянет . Короче мужики машина не для моего региона
      1. 0
        1 октября 2012 12:09
        Цитата: itr
        Манагер Привет ! какие тяжелые грузы ???? ну что ты пишешь

        А про прицепы ты ничего не слышал?
        1. itr
          0
          1 октября 2012 12:24
          нет не слышал А тебя что в Норильск занесло ???
  10. 0
    1 октября 2012 11:18
    Посадка и высадка наверное - сущая пытка. Особенно если в какой нибудь экипировке....!!!!
  11. 0
    1 октября 2012 12:24
    нужные и интересные машинки!!! wink laughing русские всегда были -мыслителями!!!! laughing
  12. Voin sveta82
    0
    1 октября 2012 13:16
    Мысль инженера - безгранична...!!!!))))
  13. 0
    1 октября 2012 13:45
    Нижняя часть (лодка) негерметична, перед преодолением водных преград необходимо включить насосы и опустить пластину, установленную перед радиатором.

    А если на воде мотор заглох и насосы встали, все, утонет машина?

    Видел очень интересную конструкцию гусеничного движителя, предназначен для классики и нивы. Машина заезжает на него, кардан отсоединяется от заднего моста и подключается к приводу гусениц.
    1. itr
      0
      1 октября 2012 14:46
      Байрат читал и за эту технику . Ну там есть одна проблема Директор данного предприятия не чист на руку деньги взял а воз и по ныне там . Короче попахивает кидаловом . данной темой увлекался так как сам подумывал взять болотоход в личное пользование Но понял одно денег пока у меня на данную технику нет . Меньше лимона не подходи короче
  14. пухлый
    0
    1 октября 2012 16:04
    Как в старом бородатом анекдоте: Чего только русские не придумают, чтоб не делать дорог! А если серьезно - если для замены ТЛЛБ, то поширше кузов и чуть подлинней. А Бобон на гусеницах, канеш, насмешил: тракторёнок! Этакий внучок К-700. За исполнение -5, за идею -2.
  15. arthur_hammer
    0
    1 октября 2012 16:34
    Еще "Газель" есть на гусенечном шасси
  16. sibir54
    +1
    1 октября 2012 17:55
    отличная машина!
    1. 0
      5 октября 2012 17:40
      Вы гусеничный вариант пробовали? На мой взгляд, полное гомно.
  17. Shilovr
    0
    1 октября 2012 21:39
    Бесспорно машины хорошие, но и бесспорно то, что как гусеничная техника у них не большой запас хода. А наличие фрикционов в конструкцию считаю минусом.
    1. 0
      2 октября 2012 04:13
      указанный в статье вес перевозимого груза в 50 кг вообще ни о чём..хотя возможно это опечатка....
  18. тарик
    0
    1 октября 2012 21:42
    Молодцы, предки "Левши"!!!!
    1. +1
      5 октября 2012 17:43
      Не вижу повода для радости. Старушка МТ-ЛБ оптимальна, а эти "выкидыши"... Ну-ну...
  19. 0
    2 октября 2012 12:25
    Ух-тыж ну и Ухтыш)))
  20. mind1954
    +1
    3 октября 2012 21:05
    Пневматики или гусеницы, но, именно, об этом должна, прежде всего,
    болеть голова у отечественного автопрома ! И, именно, по этим машинам
    мы должны быть первыми в мире законодателями и продавцами !
    Это они должны быть нашей фишкой ! Обладать высокой надёжностью,
    простотой, ремонтопригодностью и дешевизной, доступностью для
    нашего населения ! К огорчению итальянцев, хорошие дороги мы никогда
    строить не будем и Сибирь асфальтировать не будем ! И нечего тратить
    силы и средства на соревнование в разработке всякого асфальтового
    паркетного дерьма для ворья ! Кому надо, пусть покупают это у запада !

    P.S. Неплохо бы, прежде всего, разработать своё такси, на подобие
    английского !
  21. 0
    23 октября 2017 07:30
    Контора приобрела Узолу. Как бы деликатно сказать. Убожество. Ходовая не выдерживает никакой критики, разваливается на ровном месте. При попытке плавать чуть не утонула. Вода хлынула из всех мест

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»