Малый корабль на воздушной подушке «Зубр»

34
ВМФ России в 2011 году решил отказаться и больше не покупать малые десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» пр. 12322. Вместо них для нужд флота планируется строить новые суда динамического и нединамического типа поддержания на плаву, которые будут применяться на различных десантных судах, в том числе и вертолетоносцах проекта «Мистраль». По информации газеты «Известия», которая ссылается на свои источники в оборонно-промышленном комплексе страны, новые десантные корабли по размерам будут меньше существующих «Зубров». Другие технические подробности перспективных средств доставки десанта на берег пока что не сообщаются. Между тем на вооружении ВМФ России по-прежнему находятся 2 корабля данного проекта – «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Они входят в состав Балтийского флота и будут поддерживаться в боевом состоянии до тех пор, пока полностью не выработают свой ресурс. Еще 4 десантных «Зубра» в настоящее время состоят на вооружении ВМС Греции.

Разработка кораблей на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» началась в СССР в 1978 году, а первый серийный корабль вошел в состав флота спустя 10 лет в 1988 году. Корабль мог взять на свой борт 10 бронетранспортеров общей массой до 131 тонны и 140 десантников или 8 боевых машин пехоты массой до 115 тонн или 3 основных боевых танка массой до 150 тонн. Вместо боевой техники на «Зубр» можно было уместить еще 366 десантников. За все время производства МДКВП «Зубр» было выпущено 14 таких судов. Из них на вооружении российского флота остается лишь 2 корабля. По информации судостроительного предприятия «Янтарь», оба российских «Зубра» нуждаются в капитальном ремонте.

При этом средств на модернизацию и проведение ремонта кораблей в настоящее время нет, поэтому все финансирование тратится только на поддержание десантных судов в боевом состоянии. По информации представителей завода «Янтарь», на каждом из МДКВП «Зубр» установлено по 5 газотурбинных двигателей, ресурс каждого из которых составляет 4 000 часов. Приобрести новые силовые установки можно лишь на заводе «Зоря-Машпроект» по цене примерно в 1 млн. долларов за единицу.
Малый корабль на воздушной подушке «Зубр»

В середине 2011 года интерес к данным кораблям начал проявлять Китай. По информации «Рособоронэкспорта», Китай приобрел у Украины 4 корабля проекта 12322. При этом были нарушены права интеллектуальной собственности России на данный корабль. Помимо самих «Зубров» КНР стал обладателем практически всей технической документации, которая позволит Поднебесной организовать собственное производство десантных судов на воздушной подушке на своих судостроительных верфях.

МДКВП «Зубр»

В настоящее время «Зубр» – это самое большое судно на воздушной подушке во всем мире. Данный корабль способен со скоростью легкового автомобиля преодолеть 300 морских миль. Этого вполне достаточно, для того чтобы пересечь Черное море, накрыть огневым залпом береговые укрепления противника и высадить на берег морскую пехоту со всем вооружением и бронетехникой. Мало кто сегодня знает, но изначально «Зубр» разрабатывался как ударный катер, который должен был получить на вооружение мощные крылатые ракеты. Также прорабатывался и другой проект, который можно назвать фантастическим. «Зубр» мог стать основой для мобильной стратегической установки с ядерным оружием на борту. Однако в конченом итоге удивительная способность такого рода судов одинаково передвигаться и по воде, и по суше заставила военных изменить свои планы. Корабль стал десантным

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта (МДКВП) 12322 «Зубр» предназначен для приема на борт с необорудованного или оборудованного берега подразделений морской пехоты с боевой техникой, а также перевозки их морем и высадки на побережье вероятного противника. При этом корабль мог осуществлять огневую поддержку десантируемых войск, а также транспортировку противокорабельных мин и постановку минных заграждений. Корабли на воздушной подушке «Зубр» являются самыми крупными в мире. Они способны выходить на берег, преодолевать траншеи, рвы, передвигаться по болотистой местности, высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» для высадки десанта доступно около 70% всей длины береговой линии морей и океанов Земли.

Конструктивные особенности

Обводы малого десантного корабля «Зубр» характерны для судов, обладающих малым отношением длины к ширине. Его корпус и надстройка сварные и выполнены из легких сплавов. Грузовой трюм корабля обладает носовой и кормовой аппарелью и проходит вдоль всего корпуса корабля. Надстройка располагается в середине корпуса. Специальных помещений на судне помимо грузового трюма не предусмотрено, поэтому корабль обладает очень небольшой автономностью плавания – всего 5 часов.

Несущая часть корабельного корпуса, которая обеспечивает его непотопляемость и прочность, представляет собой понтон в форме прямоугольника. Находящаяся на нем надстройка специальными продольными переборками делится на 3 части. Средняя часть с танковыми дорожками и аппарелями служит для размещения техники десанта, а бортовые части используются для размещения главной и вспомогательных энергоустановок корабля, жилых помещений экипажа, десанта, а также систем защиты от оружия массового поражения и обеспечения жизнедеятельности. В помещениях для размещения десанта, экипажа, а также на боевых постах предусмотрены системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, используются теплозвукоизолирующие покрытия и конструкции из вибродемпфирующего материала. При этом экипаж судна обеспечен всеми необходимыми условиями для комфортного питания и отдыха.

Корпус десантного корабля на воздушной подушке цельносварной и выполнен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава, стойкого к коррозии. Двухъярусное гибкое ограждение (навесные элементы и гибкий ресивер) используются для удержания воздушной подушки под корпусом десантного корабля, а также обеспечения необходимой высоты подъема «Зубра» над опорной поверхностью (клиренс).

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка состоит из 5 высокотемпературных ГТД – газотурбинных двигателей типа М-70, общей мощностью в 50 000 л.с. Из этих 5 двигателей: 2 работали на приводы вентиляторов с 4 нагнетательными агрегатами типа НО-10, а еще 3 ГТД были расположены в наружных гондолах и приводили в движение 3 четырехлопастных реверсивных винта, имеющих диаметр в 5,5 метрах и размещенных в специальных кольцевых насадках. Помимо этого «Зубр» имел 2 электростанции, каждая из которых состояла из 2-х газотурбогенераторов, имеющих мощность 100 кВт и главных распределительных щитов.

Оборудование

Управление кораблем было централизованным, автоматизированным, дистанционным и могло осуществляться из главного КП, а также центрального поста управления и ряда выносных пультов. Для навигации корабли проекта 12322 оснащались 2-мя радиолокационными станциями, магнитным и гироскопическим компасом, дрейфолагом, спутниковой навигационной аппаратурой, а также приемоиндикаторном системы «Декка», центральной гироскопической системой, радиопеленгатором, визирами ночного и дневного видения.

Имеющийся комплекс связных устройств позволял обеспечить надежную телеграфную и телефонную связь в УКВ, КВ, ДМВ диапазонах, а также прием, документирование и вывод на печать метеорологических, навигационных и других данных.

Вооружение и грузоподъемность

Максимальная грузоподъемность корабля достигала 150 тонн и обеспечивала транспортировку любой боевой техники и личного состава в рамках этого ограничения. Для размещения личного состава десанта на корабле было предусмотрено 4 помещения на 140 мест. В случае необходимости помещение для боевой техники можно было переоборудовать для транспортировки личного состава десанта в полном снаряжении, это позволяло разместить на корабле дополнительно еще 360 человек. Вместо десанта корабль мог взять на свой борт 78 противокорабельных мин.
«Евгений Кочешков» Балтийского флота ВМФ России, 2008-2009 г.г.

Для огневой поддержки сил десанта в момент высадки, а также в целях самообороны на корабле был установлен комплекс вооружения в составе 2-х установок для ведения огня неуправляемыми реактивными снарядами калибра 140-мм МС-227 «Огонь» (боекомплект 132 снаряда), а также двух 30-мм шестиствольных артиллерийских установок АК-630 (боекомплект 3 000 снарядов) с системой управления стрельбой и 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М» (от 8 до 32 ЗУР). Для осуществления радиоэлектронной борьбы на «Зубре» использовался комплекс «Слябинг», а для постановки минных заграждений – переносной комплект, позволяющий установить от 20 до 78 мин, в зависимости от их типа.

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» стал одним из наиболее быстрых кораблей в мире. Настоящих пределов его скорости не знают даже сами конструкторы. Во время ходовых испытаний корабль удалось разогнать до 70 узлов и тогда считали, что это еще не предел. Но при этом на больших скоростях у корабля отмечался малоизученный эффект – подлом гибкого ограждения подушки. На случай возникновения такой ситуации конструкторы предусмотрели режим блокировки в критических режимах движения по радиусу разворота и по скорости.

Стоит отметить, что выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» называют сочетание достаточной грузоподъемности, высокой скорости движения и уникальной амфибийности. По утверждениям некоторых военных специалистов, корабли проекта 12322 «Зубр» на много лет обогнали свое время.

Технические характеристики МДКВП «Зубр»:

Водоизмещение – 555 тонн;
Длина – 57,3 м;
Ширина – 25,6 м;
Высота – 21,9 м (наибольшая по ВП)
Осадка – 1,5 м;
Силовая установка – 5 ГТД М-71, мощностью в 10 000 л.с. каждый
Скорость максимальная – 60 узлов (111,12 км/ч);
Дальность плавания на скорости 55 узлов – 300 миль, на той же скорости без груза – 1000 миль;
Экипаж: 31 человек (командный состав – 4, личный состав – 27);
Вооружение: ракетная установка 140 мм – МС-227 «Огонь» – 2 шт; артиллерийский комплекс 6х30-мм АК-630М – 2 шт., зенитно-ракетный комплекс 1 х 2 ПУ МТУ-2 ЗРК «Игла-1М;
Десантовместимость:
1) до 3 ОБТ общей массой 150 тонн, 80 морских пехотинцев;
2)до 10 БТР массой до 131 тонны или 8 БМП и 140 морских пехотинцев;
3) Вместо боевой техники можно взять на борт дополнительно 366 человек десанта (всего около 500 десантников).



Источники информации:
-http://www.arms-expo.ru/049050054057124049051057055.html
-http://voprosik.net/korabl-na-vozdushnoj-podushke-tipa-zubr/
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-693.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. snek
    +6
    3 октября 2012 09:23
    Как раз недавно новость была о продаже Украиной Китаю зубра. Вскорости, думается, их в Поднебеной на поток поставят.
    1. +1
      3 октября 2012 17:29
      snek,
      Ясень день , иначе зачем надо было с альтернативно одаренными на другом заводе заигрывать.
      Теперь там все заднице, а китайцы в шоколаде.
  2. +2
    3 октября 2012 09:28
    Интересные во всех отношениях корабли не знающие аналогов в мире, но наши жовто-бвокитные братья, в очередной раз малую толика сала с горилкой продали с потрохами и сами корабли и техническую информацию.
    1. White
      +4
      3 октября 2012 09:37
      Я уже запарился писать один и тот же комментарий - смотрите на себя перед тем как нас оскорблять . Если Россия была так сильно против этой сделки то почему вы без лишних вопросов поставляете для китайских Зубров комплектующие ( та же юбка ).
      И еще посмотрите на самолет J-11 и историю его создания.
      1. snek
        +4
        3 октября 2012 09:48
        Соглашусь с товарищем White - если что-то находится в собственности страны, то продавать это(или еще что-то с этим делать) это проблема ее руководства. Единственное что наше, что украинское военно-техническое сотрудничество с Китаем это взращивание общего конкурента на оружейном рынке.
      2. biglow
        +3
        3 октября 2012 09:56
        White,
        хватит оправдываться .Украли так украли.Будем надеется что у китайцев не хватит ума эти корабли построить.
        1. снежок
          +1
          15 октября 2012 15:38
          и ненадейтесь - они построят...
    2. Tirpitz
      -3
      3 октября 2012 09:50
      Сергей, вы им столько техники и оружия продали, что и 20 зубров это не перекроют. На себя смотреть надобно, а потом уже на других. Минус.
      1. +7
        3 октября 2012 09:59
        Да кто же спорит, продавайте ради бога саму технику, но техническую документацию зачем продавать?
        1. 0
          3 октября 2012 11:41
          Сахалинец,

          а шо, сало зато е))))
        2. 0
          3 октября 2012 17:31
          Сахалинец,
          Самое смешное , еще ни одного не построили а уже доки скинули !? , и тут на те авария , страховка расходы в 0 а доки на руках, шоколад !!
          Просто идеально , не находите ?
    3. bambu
      +1
      3 октября 2012 11:27
      А я всегда говорил,что ы только торговаться на рынке умеют,))
      всё что не восстановят или новое сделают всё продают безграмотно!!!
      Хоть бы посоветовались чтоли)))
      1. 0
        3 октября 2012 17:32
        bambu,
        Главное урвать.
  3. biglow
    +2
    3 октября 2012 09:55
    странно что отказались от их производства .Идеальное средство для миротворческих операций ,часть противника разбежится от шума
    1. dimanf
      +7
      3 октября 2012 10:28
      Цитата: biglow
      странно что отказались от их производства


      слишком часто наша верхушка совершает такие странные поступки.
      это попахивает целенаправленным разваливанием обороноспособности страны.
      зато по количеству обещаний - они впереди всей планеты.
      1. +1
        3 октября 2012 17:34
        dimanf,
        Воровство это называется, а страна , да кому она нужна то , кто жить на родине остался из господ , да не по масти с голытьбой брататься.
  4. Суворов000
    +1
    3 октября 2012 11:00
    Гыыыыы во прикольно будет 4 "Зубра" высаживаются неожиданно на спорные острова Сенкаку, только звезды на бортах желтые
    1. 0
      4 октября 2012 10:47
      Суворов000,
      Когда это произойдет , будет уже не так смешно , потому что только уверенный что отмахается ото всех пойдет на военные действия
  5. -2
    3 октября 2012 12:31
    Вот мне интересно, как во время движения экипаж по палубе перемещается ? Их в вентиляторы не затягивает ?
    1. +2
      3 октября 2012 16:50
      а во врем хода по палубе ходить можно спокойно, т.к. она под крышей. а по крыше ходить не стоит - сдует
    2. снежок
      +1
      15 октября 2012 15:46
      вопрос неправильный, а правильный насколько сильно в зубре трясет, потому как после высадки из кальмара некоторые бойцы бегут тошниться за ближайший куст am
  6. +8
    3 октября 2012 12:46
    Чего мне, наверное, никогда не понять, так это возникающие постоянно споры между украинцами и россиянами по всем абсолютно поводам! Что толку обвинять друг друга в продаже этих уникальных для своего времени судов Китаю и те и другие сделали это явно не от хорошей жизни. Если во всем видеть "Руку Москвы" или "Происки хо---ов" то нас поимеют по одиночке все кому не лень! Хоть на этом сайте давайте без таких наездов!
    1. dimanf
      0
      3 октября 2012 13:28
      Цитата: hohryakov066
      Если во всем видеть "Руку Москвы" или "Происки хо---ов" то нас поимеют по одиночке все кому не лень!


      а на это и рассчитывают определённые силы.
      и судя по склокам на этом сайте. им это удаётся.
  7. +2
    3 октября 2012 14:24
    hohryakov066
    Коллега, заете что такое "Великодержавный шовинизм"? Это оно и есть. Но если Россия без Украины останется великой державой, то Украина без России - не очень. А засунуть свои амбиции в ..., сделать шаг навстречу в интересах своей страны и народа - это очень трудно, практически невозможно! А если к этому еще и прибавить потерю денег, то политики будут сидеть на голой ж..., но гордо, как орлы на унитазе обо... Ну вы понимаете. При этом Украина не очень прилично себя вела при грузинском конфликте, при тех же распродажах оружия, оставшегося после СССР и т.д. А на заработки в Россию - милое дело. И все слова о дружбе не подкрепляются конкретными действиями. Три славянские страны должны быть вместе - только так !!! И россиянам очень обидно когда "Как капусту - так хрум-хрум, а как работать -так ме!!!"
    1. dimanf
      +5
      3 октября 2012 14:43
      Цитата: Шибко умный

      hohryakov066
      Коллега, заете что такое "Великодержавный шовинизм"? Это оно и есть. Но если Россия без Украины останется великой державой, то Украина без России - не очень. А засунуть свои амбиции в ..., сделать шаг навстречу в интересах своей страны и народа - это очень трудно, практически невозможно! А если к этому еще и прибавить потерю денег, то политики будут сидеть на голой ж..., но гордо, как орлы на унитазе обо... Ну вы понимаете. При этом Украина не очень прилично себя вела при грузинском конфликте, при тех же распродажах оружия, оставшегося после СССР и т.д. А на заработки в Россию - милое дело. И все слова о дружбе не подкрепляются конкретными действиями. Три славянские страны должны быть вместе - только так !!! И россиянам очень обидно когда "Как капусту - так хрум-хрум, а как работать -так ме!!!"

      не путайте простых людей и гнилых руководителей ! кроме оголтелых бандеровцев. на Украине живут обычные нормальные люди. такие же как в России !
      1. снежок
        0
        15 октября 2012 15:48
        поддерживаю на все 100
  8. Братец Сарыч
    0
    3 октября 2012 14:37
    На мой взгляд очень нужные корабли и достаточно удачные, и отказываться от них - не от большого ума решение как минимум, если не подозревать худшее...
    1. 0
      4 октября 2012 06:49
      Такие корабли нужны для проведения быстрых десантных операций на небольших ТВД. Идеально подходят для ЧФ, Каспийской флотилии, БФ. Такая задача возникала наверное в 2008 году перед командованием ЧФ, но техники уже нет - раньше в Донузлаве базировалась бригада ДКВП...
      .Теперь у нас "Мистрали" - будем в океанской зоне фланировать.. а что под носом происходит - как-то не с руки, масштаб не тот. А отечественные можно на иголки.
  9. Ahmar
    +3
    3 октября 2012 15:56
    и как обычно такую технику просрали :(((
  10. КАРБОН
    +2
    3 октября 2012 17:03
    Для китайцев техника в самый раз будет. Как раз форсировать Тайваньский пролив, с ветерком! 55 узлов- это 1,5-2 часа. Проклятые соседи!
    Тайваньский пролив соединяет Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Длина пролива составляет около 400 км, ширина — 130—380 км. Материковый берег пролива изрезан заливами с множеством островов, с тайваньской стороны берег ровный.
    1. Mikado
      +1
      3 октября 2012 19:22
      С "ветерком" не получится, в статье очень хорошо описали все преимущества, а вот основной и главный недостаток забыли. У данных судов (на воздушной подушке) очень плохая мореходность в сравнении с другими кораблями, в море выходят только при хорошей погоде.
  11. 0
    3 октября 2012 23:58
    Вопрос специалистам - какова удельная энерговооруженность по сравнению с другими средствами десантирования?
    1. 0
      4 октября 2012 10:55
      crambol,
      Ты сам то понял что спросил ?
      смотри сам :
      Малые десантные корабли проекта 106
      356 тонн / 2 дизеля/ 3Д12 600 л.с./ 10 узлов/ 1200 миль на 10 узлах

      Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
      555 тонн/ 5 ГГТА/ 5 × 10 000 л. с./ 60 узлов (111,12 км/ч)/ 300 морских миль

      получается удельная мощность на тонну.
      1- 3.37 лс на тонну
      2- 90.09 лс на тонну .
      Или ты что то иное имел в виду ?

      Средние десантные корабли проектов 770, 771 и 773 800тонн 5.5 лс тонна
      Вообще-то термин больше подходит для танков там зависимости явно заменты
  12. 0
    4 октября 2012 00:24
    Да уж новость не из приятных ... такие возможности у корабля .... а они даже те что есть не хотят модернизировать.... зла не хватает... а на счёт того что Украина продала китайцам документацию- не верю я что об этом не знала Россия ... значит не очень ценят эту информацию в нашей стране .... если бы не хотели бы чтобы так получилось не допустили ( я недавно писал другое, в статье как раз про продажу... я изменил своё мнение ...если что)
  13. AIvanA
    0
    4 октября 2012 08:16
    А у меня сложилось такое ощущение, что и эти два корабля кому нибудь продадут, раз такие возможности и спрос есть, а морпехов подгонят под возможности дорогущих лоханок под названием Мистраль.
  14. 0
    4 октября 2012 13:53
    [img]http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=473710024-61-72&n=21[/img]
  15. 0
    4 октября 2012 13:55
    [img]http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=89805254-03-72&n=17[/img]

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»