Неизвестная война: Красные звезды над Западной Беларусью

14
История присоединения Западной Беларуси в сентябре 1939 года представлялась чем-то вроде крупномасштабных военных маневров, закончившихся победой и цветами. На самом деле Красной Армии пришлось участвовать в военных действиях с применением танков и авиации.

Неизвестная война: Красные звезды над Западной БеларусьюДолгое время участию «сталинских соколов» в процессе присоединения Западной Беларуси не придавали большого значения. А между тем именно 17 сентября 1939 года стал днем дебюта советской авиации во Второй мировой войне. Накануне начала «освободительного похода» в составе Белорусского и Киевского особых военных округов, ставших вскоре Белорусским и Украинским фронтами, были созданы мощные авиационные группировки. Так, в приграничных с Западной Беларусью территориях БССР были сосредоточены 13 авиационных полков и три отдельные авиационные эскадрильи. Мощное истребительное прикрытие состояло из семи авиаполков. Кроме авиации, прикрепленной к армиям, были подразделения фронтового подчинения. Командовал авиацией Белорусского фронта комдив К. Гусев.

Для участия в боевых действиях в Западной Беларуси советское командование планировало привлечь своих лучших летчиков. С плацдарма на Халхин-Голе, где шли кровопролитные бои с японцами, были отозваны пилоты Лакеев, Осипенко, Смушкевич, Кравченко, Душкин, Гусев, Грицевец. Последний из них, дважды Герой Советского Союза Сергей Иванович Грицевец, трагически погиб в авиакатастрофе на аэродроме Болбасово под Оршей за день до начала «освободительного похода» в Западную Беларусь.

В 1939 году основным советским истребителем был испытанный в гражданской войне в Испании и в боях с японцами на Дальнем Востоке истребитель И-16. Советские летчики прозвали его «ишачком», а пилоты люфтваффе во время боев в Испании «крысой». А также истребитель-биплан И-15 бис. Обе машины были созданы в ОКБ Поликарпова. Основой бомбардировочной авиации были самолеты СБ. В Беларуси они в основном находились в полках 16-й, 18-й и 70-й авиабригад. Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 должны были использоваться в качестве транспортной авиации.

На 1 сентября 1939 года в составе польских ВВС было чуть более 400 боевых самолетов. В советском издании «Справочные сведения по воздушным силам», напечатанном в 1935 г., указывалось, что польские ВВС состояли из 39 эскадрилий с личным составом почти 11 тысяч человек. Основным истребителем польской армии считался PZL Р-24. Эта машина была разработана конструктором Всеволодом Якимюком и поступила на вооружение в начале 1930-х. Р-24 производился не только для польской армии, но и поставлялся в другие страны. Основными польскими бомбардировщиками были PZL R-23 «Карась» и PZL Р-37 «Лось». В ходе военных действий с Германией значительная часть польской военной авиации была уничтожена. Оставшиеся самолеты после перегруппировки готовились к эвакуации в нейтральные страны.

…Красная Армия перешла советско-польскую границу в 4 часа утра 17 сентября 1939 года. Авиации была поставлена задача обнаружить польские военные аэродромы, линии укреплений и оборонительные пункты. Кроме того, пилотам был отдан строжайший приказ не атаковать самолеты люфтваффе.

В «Дневнике боевых действий Белорусского фронта» 17 сентября было записано: «Авиация 3-й армии осуществляла полеты в районах Поставского укрепленного района, озера Свирь, озера Нарочь, озера Мядель, Глубокого, Свентян, Лынтуп, Вилейки с целью определения мест расположения польских военных аэродромов, мест дислокации польских войск в районах старых немецких укреплений. В районе Вилейки была обнаружена зенитная батарея. В районе озера Нарочь были встречены польские самолеты PZL-24. В районе Видз звено бомбардировщиков было атаковано звеном польских истребителей. В районе Воропаево самолетами был атакован польский воинский эшелон». Вскоре «сталинские соколы» получили приказ разведать район Свентяны-Вильно-Гродно-Лида-Ошмяны и атаковать польские части, направлявшиеся в сторону границы с Литвой.

Польская армия была дезориентирована поведением советской стороны. Советский Союз не объявил войны Польше. Но почему Красная Армия атакует Войско Польское? Одно из подразделений польских ВВС в составе трех бомбардировщиков «Лось» перелетело советско-польскую границу и сбросило бомбы на Слуцк. Но этот случай был скорее исключением из правил.

Воздушных боев в небе Западной Беларуси, кроме вышеуказанного боеконтакта в районе Видз, не зафиксировано. Однако южнее, над Западной Украиной, такие схватки случались. К примеру, 17 сентября после получения сообщения о советском вторжении с аэродрома Петляковцы под Тернополем был поднят самолет пилота Станислава Богуслава Заторского, который должен был провести воздушную разведку польско-советской границы. Во время полета польский пилот был атакован звеном советских истребителей, но не испугался и дал бой. В ходе боя были повреждены два советских самолета. Польский самолет был также подбит, но смог приземлиться под Пинском. Станислав Заторский был смертельно ранен и умер по дороге в госпиталь.

18 сентября 1939 года советские самолеты появились над расположенной под Гродно польской авиационной базой в местечке Каролин. Гарнизон базы обеспечивал действия 5-го польского авиаполка из Лиды. База охранялась тремя зенитными орудиями и пулеметами. Вечером того же дня самолеты с красными звездами на крыльях совершили налет на Каролин. Был взорван авиационный ангар с находящимися там планерами. Появились убитые среди рядовых и офицеров Войска Польского. Удивительно, но поляки ответный огонь не открыли. Видимо, командование базы все еще верило, что Красная Армия пришла «на помощь» Польше в войне с Германией. На следующий день налет повторился, но в этот раз польские средства ПВО открыли ответный огонь и сбили три советских самолета.

20 сентября было принято решение о передислокации советских самолетов на аэродромы, расположенные в Западной Беларуси. С этим обстоятельством связана загадочная гибель четырех истребителей И-15 в районе Барановичей. Российский исследователь К. Стрельбицкий в свое время обнаружил в архиве докладную записку начальника штаба ВВС 4-й армии подполковника Глухова, адресованную командующему ВВС Белорусского фронта. Приведем этот документ:
«Доношу по поводу гибели четырех экипажей на самолетах И-15 лейтенантов Таничкина, Денисова, Моргунова, Зиновьева.

21.09.1939 командующим ВВС 4-й армии полковником Гущиным было приказано командиру 35-го истребительного авиационного полка майору Полунину для усиления боевых действий по южной группировке противника (южнее Кобрин — Городец) перегнать 2 звена лучших экипажей И-15 на аэродром Барановичи. Причем присутствовавший при этом майор Рыбаков лично указал майору Полунину, чтобы он лично привел шестерку И-15 на аэродром Барановичи. 22.09.1939 в 7.00 шесть И-15 и один И-16 при ведущем временно исполняющем должность штурмана полка старшем лейтенанте Раздобудько вылетели с аэродрома Набушево (под Слуцком) на аэродром Барановичи. Из опроса оставшихся экипажей установлено, что при взлете с аэродрома Набушево высота облачности была 300 метров, в то время как в Барановичах высота была 50–100 метров при видимости до 2 километров. Дойдя до местечка Синявка, группа вошла в сплошной туман. Ведущий группы принял решение вернуться, для чего произвел левый разворот. Во время разворота 4 экипажа оторвались от ведущего звена и не возвратились на аэродром Набушево. Полагаю, что экипажи лейтенантов Паничкина, Денисова, Моргунова и Зиновьева, производя разворот в сплошном тумане вне видимости земли, врезались с землю и погибли. Сведения, данные заместителем командира авиационного отряда, что самолеты были обстреляны с земли, сомнительны».

К. Стрельбицкий, ссылаясь на данное донесение, утверждает, что советские самолеты разбились, потеряв видимость в тумане. Однако есть основания утверждать, что советские бипланы И-15 под Синявкой… были сбиты. Как раз в эти же дни из Кобрина в район, где впоследствии упали советские самолеты, отходили значительные подразделения польской армии, вооруженные ручными и зенитными пулеметами. Встречаясь с частями Красной Армии, польские солдаты оказывали им ожесточенное сопротивление. Командовавший этими подразделениями полковник Войска Польского А. Эплер приказал своим солдатам сражаться с «гостями с востока», а также с сочувствующими им местными партизанами так же безжалостно и беспощадно, как и с частями вермахта. Так, в местечке Антополь польским солдатам удалось подбить танк и уничтожить отряд красноармейцев. Вполне можно допустить, что, увидев низколетящие (из вышеприведенного донесения становится ясно, что облачность заставила советских летчиков прижиматься к земле) самолеты с красными звездами на крыльях, поляки открыли по ним огонь. Кстати, по воспоминаниям местных жителей, перед падением самолетов была слышна ружейно-пулеметная стрельба. Пилоты И-15 скорее всего даже не успели понять, кто их обстреливает. В пользу версии о том, что советские самолеты все же были сбиты поляками, говорит и тот факт, что на могиле одного из пилотов была установлена табличка с надписью «Погиб от бандитской руки». Трактовка этого события как нелепой случайности, использованная в донесении подполковника Глухова, видимо, объясняется желанием не усугублять ситуацию. Боевые потери и потери в результате несчастного случая — это разные вещи.

За смерть своих товарищей советские летчики мстили польским солдатам. В одном из номеров газеты «Правда» за 1939 год удалось найти статью, в которой пилоты Белорусского фронта описывали боевые действия в районе Пинск-Кобрин: «Советские войска подходили к городу Кобрин со стороны станции Барановичи. Поляки решили воспрепятствовать нашему продвижению и отстоять город и отправили из Пинска в Кобрин крупные подкрепления.

Мы только что прилетели в Барановичи, пообедали и расположились у самолетов. Нам поручили разведать район Кобрин-Пинск. Звено истребителей вырулило на старт. Взлетели. Погода была скверная. Командир шел первым. У станции Городец из сада, что близ вокзала, по нему открыли огонь из зенитного пулемета. Товарищ Козырев продолжал полет по маршруту, а мы с Мордвиненко пикировали и внезапно, вырвавшись из-за станционного здания, на бреющем полете обстреляли вражеский пулемет.

Вскоре мы обнаружили девять вражеских эшелонов, направлявшихся в Кобрин, и повернули обратно. Облака прижимали нас все ближе к земле. Вскоре было получено задание — атаковать вражеские эшелоны и не допустить их к Кобрину.

Наше звено шло первым. Перед станцией Городец командир покачал крыльями своей машины. Это означало «приготовиться». Я перезарядил пулемет, открыл прицел и спикировал на стоявший на станции воинский состав.

Не успели обстрелять один эшелон, как встретили другой и с высоты 400 метров навалились на него. С крыш и из окон вагонов противник открыл по нам ружейно-пулеметный огонь. Мы зашли от паровоза и прошли бреющим полетом до хвоста поезда, поливая его свинцовым дождем. Я шел последним и видел, как взорвался паровоз.

Станция Дрогичин. На рельсах 6 воинских эшелонов. На перроне суетятся люди. Снова обстреливаем эшелоны, затем берем курс на Барановичи. Обстрелянные нами эшелоны горят, люди разбегаются».

23 сентября 1939 года советские бомбардировщики несколько раз атаковали корабли Пинской речной флотилии ВМФ Польши. На южном фланге Белорусского фронта части 4-й советской армии пытались отрезать пути отхода польской оперативной группе «Полесье», которой командовал бригадный генерал Ф. Клееберг. Вот как описывал один из воздушных налетов на эти польские части советский пилот: «Самолет шел в облаках, временами снижаясь, чтобы произвести наблюдение. Получив данные разведки, командование приказало нашей части разбомбить остатки войск противника. Снижаемся. Противник заметил нас и открыл огонь. Вокруг самолетов рвались снаряды зенитной артиллерии. По большаку, растянувшемуся километра на три, походным строем двигались части польской армии. Наши самолеты рассредоточились, приняли нужный строй и, развернувшись, одновременно в разных местах пересекли большак. В этот момент на голову врагу посыпались бомбы. Из каждых десяти бомб семь точно попали в цель. Поляки перестали стрелять. Уцелевшие врассыпную бежали в лес».

А вот как ту же атаку вспоминал один из уцелевших польских солдат: «Мы были уже несколько часов на марше. Вдруг послышался рев моторов. Вскоре из-за леса показались самолеты с красными звездами. Дальше был настоящий ад. Послышалась пулеметная стрельба. Люди побежали в разные стороны, пытаясь скрыться в лесу. Я видел, как падают на землю убитые осколками люди и лошади. Некоторые наши солдаты стреляли по самолетам. Наконец налет закончился, и взору открылась страшная картина. От нашей колонны практически ничего не осталось. До самого вечера мы собирали раненых и убитых. Около ста убитых мы похоронили на старом сельском кладбище. Раненых было около трех сотен».

Во время одного из таких налетов польским артиллеристам удалось сбить советский самолет из противотанкового орудия. Советский летчик, заметив польскую колонну, спикировал на нее. Забыв о мерах предосторожности, он слишком снизился. Польские артиллеристы, подняв ствол орудия на максимально возможную высоту, выстрелили и попали прямо в мотор самолета. Впрочем, такие случаи были редкостью.

25 сентября 1939 года штаб авиации Белорусского фронта был перенесен в Волковыск. Достигнув демаркационной линии и вступив в контакт с немецкой армией в районе Бреста, части Красной Армии прекратили продвижение на запад. Авиации Белорусского фронта запрещалось залетать за определенную советским и немецким командованием линию. Официально «освободительный поход» закончился 14 октября 1939 г. В этот день войска Белорусского фронта были переведены на штаты мирного времени.

«Миротворческая» операция в Западной Беларуси оказалась не простым испытанием для Красной Армии. Проблемы, вскрывшиеся во время боевых действий против польской армии, дали о себе знать совсем скоро, во время советско-финской войны 1940 года. В боях на Карельском перешейке советским сухопутным войскам и авиации пришлось намного сложнее.

Объединившись в 1939-м, Беларусь окончательно сформировала свои границы, а ее народ перестал быть разделенным на восточных и западных белорусов.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +5
    12 октября 2012 08:37
    Познавательная статья,никогда раньше не встречал информации о действиях авиации РККА в том походе.Собственно а что поляки хотели?За всю историю ,они бесчисленное количество раз пытались завоевать Россию или были союзниками захватчиков.Могу предположить что если бы гитлер напал сперва на СССР а не на Польшу,они вступили бы с ним в союз.А те западные территории,которые заняла красная армия,как показала история были для нашей страны жизненно необходимы..
    1. Леха е-мое
      +9
      12 октября 2012 09:14
      Поляки сами виноваты были в сложившейся ситуации.В свое время они отказались пропустить советские войска на помощь ФРАНЦИИ и ЧЕХОСЛОВАКИИ,мало того они сами приложили руку чтобы ГИТЛЕР начал свое продвижение на ВОСТОК начав с раздела ЧЕХОСЛОВАКИИ.
      1. aviator46
        0
        14 октября 2012 23:28
        Сталин, ни его подельники идиотами не были.
        И требование «коридоров» - это не желание защитить польский суверенитет, а стремление прибрать Польшу к рукам задёшево, без войны – так, как это было проделано годом позже со странами Балтии.
        Разумеется, польское руководство, состоявшее тоже не из идиотов, от такого счастья отказалось.
        1. Хтоцкий
          0
          19 декабря 2012 15:19
          Цитата: aviator46
          Разумеется, польское руководство, состоявшее тоже не из идиотов, от такого счастья отказалось.

          В результате поимев "ещё большее счастье" - гитлеровскую оккупацию.
    2. Oles
      +13
      12 октября 2012 10:16
      за что боролись, на то и напоролись. пшеки - презренная нация. поверьте мне. я их ОЧЕНЬ хорошо знаю
      1. aviator46
        0
        14 октября 2012 23:31
        Охрененный аргумент, для агрессии - неполноценная нация.
        Гитлер тем же самым оправдывал нападение на СССР.
    3. Construktor
      +6
      12 октября 2012 17:45
      Журнал Техника и Вооружение в далёкие 90-е публиковал более подробное исседование темы. Как и самой операции в целом (неск. №№ ЕМНИП).
      Здаётся мне именно из тех времён в данную статью просочиля и антисоветский душок: "сталинские соколы" (в кавыках, стало быть сарказм), Польская армия была дезориентирована поведением советской стороны (да что там - ударила в спину!).
      Но лучше всего описан "подвиг" С.- Б. Заторского, "который ... был атакован звеном советских истребителей, но не испугался и дал бой. В ходе боя были повреждены два советских самолета. Польский самолет был также подбит, но смог приземлиться под Пинском. Станислав Заторский был смертельно ранен и умер по дороге в госпиталь".
      Полагаю поляк попался, огрёб по полной (что это - "повреждены два сов. самолёта"? Сбиты?) но ушёл. Всё остальное - "Гласность".
      1. +5
        12 октября 2012 18:10
        Construktor
        сейчас уже конечно разобраны личные счета авиаторов Второй мировой, но даже здесь если полистать можно найти жаркие баталии о том как так случилось, что у немецких Асов личный счет шел сотнями, а у всех остальных десятками, но вот что особенно умиляет:
        ...есть основания утверждать, что советские бипланы И-15 под Синявкой… были сбиты. Как раз в эти же дни из Кобрина в район, где впоследствии упали советские самолеты, отходили значительные подразделения польской армии, вооруженные ручными и зенитными пулеметами...
        Давно такого феерического высказывания не читал laughing типо подтверждением сбитых самолетов может быть присутствие в данном районе вооруженных формирований belay .
        Предлагаю на основание этого тезиса, засчитать все поломки техники у немцев в 41-45 (не боевые) как результат действий советских войск !!!
        типо: вышел на марше из строя танк, или колесо у ганомага лопнуло или неполадки с самолетом у гансов приключились - сразу делаем умный вид и заявляем - НАША работа, ПОТОМУ как наши войска где-то там, в том районе были, а значит - могли!!!
  2. +2
    12 октября 2012 10:48
    A la guerre comme a la guerre...
  3. sapulid
    +15
    12 октября 2012 12:10
    Нужно начать с того, что указанные территории были аннексированы Польшей после "Чуда на Висле", а население подверглось насильственной ассимиляции.
    Затем, Польша зверски уничтожила десятки тысяч пленных красноармейцев, не брезгуя уничтожать тем-же способом и перешедших на их сторону и белогвардейцев. Русофобия процветала. В глазах польского общества, все русское подлежало уничтожению.
    Позже, Польша, вступив в сговор с Гитлером, окуппировала часть Чехословакии, не дав согласия на проход советских воиск по ее территории для оказания помощи Чехословакии.
    Польшей предпринимались попытки вступления в альянс с Германией для нападения на СССР. Учитывая враждебную политику Польши на протяжении 2 десятилетий и непрекращающиеся провокации на границе со стороны Польши, польсое правительство и армия не ожидали помощи от СССР, т.к. СССР являлся ГЛАВНЫМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ ПРОТИВНИКОМ ПОЛЬШИ, НА ТОТ ПЕРИОД.
    Участие авиации и пр. воиск в освобождении западных областей никто не отрицал.

    Странен тон статьи. Видимо, автор захлебывается от восторга, описывая потери авиации СССР. Причем, иногда, не брезгуя инсенуациями. Кстати, именуя данную операцию " освободительный поход" автор, брызгая желчью, удивительно точно дал название данной операции, ведь эти территории НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЛИСЬ ЧАСТЬЮ ПОЛЬШИ.
    Автору минус за русофобию и искажение истории.
    1. aviator46
      -1
      14 октября 2012 23:52
      В августе 39-го Совдепия могла предотвратить Мировую войну. Вместо этого советское руководство сделало всё возможное, чтобы полыхнуло как можно сильнее.

      Заключённый с нацистами Договор о ненападении – Пакт Молотова-Риббентропа – резко ухудшил обороноспособность СССР, так как :
      позволил Германии сдвинуть свою границу (по факту – исходный рубеж наступления) на 550 км ближе к Москве
      предоставил Германии почти два года для усиления военного потенциала и подготовки вторжения
      Реализация положений Договора явилась одной из основных причин чудовищных поражений 41-го, приведших к затягиванию войны почти на 4 года и гибели десятков миллионов людей на территории СССР и других стран.

      Все разговоры о «неизбежности» и, более того, «пользе» указанного Договора – это сказки для маленьких детей и больших дураков. А любой, кто их рассказывает, – либо не понимающий что говорит, либо лживый мерзавец, всё прекрасно понимающий, но продолжающий лгать.
  4. +7
    12 октября 2012 14:32
    sapulid
    полностью согласен с Вашими выводами, от себя добавлю: все высшее руководство Польши бежало, например Генштаб Польши покинул Варшаву и оставил руководство войсками 6 сентября, таким образом односторонний разрыв СССР Рижского договора 1921 года является юридически обоснованным, точно также после разгрома Франции Пруссией, Россия в одностороннем порядке в 1870 году денонсировала 2-ю статью Парижского трактата, что в последствии и было закреплено на Лондонской конвенции в 1871 году.
    Любопытна позиция автора, если современные отечественные историки говорят о 9 самолетах потерянных РККА (поляки утверждают, что уничтожили 20), здесь он занимает промежуточною позицию и действия авиации РККА описывает сугубо с точки зрения акцентирования внимания на то как были понесены потери, казалось бы в статье с названием - "Неизвестная война: Красные звезды над Западной Беларусью" он должен был раскрыть какие цели ставились перед авиацией РККА , что было достигнуто, какие потери понесли мы и какие авиация Польши, НО автору это не интересно! он просто порвал шаблон, открыв всем ПРАВДУ что в освободительном походе участвовала авиация!
  5. Костя-пешеход
    -2
    12 октября 2012 17:11
    Чё тут спорить гисторики! Лично моё мнения в этом случае соотожествляестя с анти-культуристами.... как не странно!

    Замного республика пОльша (как политическая независимая еденица) получила наших исконно белорусских земель , включая заповедную пушчу и Белостоцкие земли. Но! Нарорд то там живёт наш, и границам нас не разделить,mb над этим нужно работать и торговать - а по теме замечу что:
    Польша - это республика, которая включает в себя земли разных народностей - независимых народов -можавшан, ятвягов, жемойтов, чёрных русов, бересцян, белостоцких беларусов, и т.д.

    Так что и полякам "демографический" счёт можно предьявить - и вообще точки раставить пора - так на пр-р Костюшко, коим гордится вся польша - не поляк на самом деле был, он то и по польски не очень говорил, зато русским владел как родным,
    ,а он основатель США. Так же первый изобретатель вертолётов - "богинь" десанта и спасателей М4-16 Сикорский - из рода русских инженеров. Вот и получаем, что националисты-католики из польши либо бжезинские, которые за 2 шага не видят, и принесли США только неприятности, это при их власти талибвн создавался, либо савлы2-ые - разгромившие польскую промышленность, и просра-в111ие крестовую войну с Россией .

  6. delakelv124
    0
    12 октября 2012 19:45
    девушки по вызову------ http://rlu.ru/a8z
    -
    заказ по телефону в анкете----- http://rlu.ru/a8z
    -
    Никаких смс!Никакой регистрации!
    -
    низкие цены, проверенные номерки--- http://rlu.ru/a8z
    -
    если все цыфры номера видны
    девушка сегодня РАБОТАЕТ
    если две последних цифры заменены на "хх"
    занята или выходной
    1. 0
      12 октября 2012 20:01
      delakelv124
      тяжко тебе будет wink .
  7. 0
    12 октября 2012 20:36
    Сергей Иванович Грицевец, трагически погиб в авиакатастрофе на аэродроме Болбасово под Оршей за день до начала «освободительного похода» в Западную Беларусь.

    Только КРЫСА могла произнести эти слова.

    Цитата: Oles
    пшеки - презренная нация


    Нельзя так.
    1. +4
      12 октября 2012 23:48
      Дублер hi .
      Цитата: Дублер
      Нельзя так.

      разрешите подписаться, русская история знавала Великих поляков:
      - маршал двух стран, дважды Герой СССР и командующий Парадом Победы --- Рокоссовский;
      - главный архитектор современной развед.-контрразвед. русской мысли ---Дзержинский;
      - основоположник современной космонавтики ---Циолковский;
      - офицер Генерального Штаба России и профессиональный, кадровый разведчик ---Пржевальский;
      и сотни тысяч других поляков, вместе с нами строившими и защищавшими нашу страну.
      Считаю, что нельзя так огульно судить целую нацию, только на том основании, что подонки этой нации более заметны; это как делать суждение о нации по туристам: типо, мы русские с криком (Владивосток-Чита-Иркутск-Тагил-Архангельск-Питер-Сочи ((((не фиговый кусок предки отхватили wink хочется верить, что сохраним)))) - крошим все до основания; японцы бегают и фотографируют все вокруг; а все канадцы и амеры - жлобы???
      Перефразируя Сталина, скажу : сверху плавающие паразиты приходят и уходят, а вот народ остается! поляки специфические славяне, но вот так все сложилось.
  8. +3
    13 октября 2012 13:24
    Я неоднократно высказывал свое мнение о Польше ,как о государстве,которое на протяжении многих веков было политической проституткой, служило своего рода своеобразным "католическим тараном" против православия, выполняя приказы папы римского , вспомните сколько раз поляки воевали и всегда именно против русского народа. Что касается польского народа, то да, его можно уважать за трудолюбие, к отрицательным его чертам можно отнести излишнюю зкзальтированность и папетичность, т.е. склонность бить себя в грудь ,выкрикивая при этом:- "я поляк!"
  9. 0
    13 октября 2012 17:45
    да уж реально геройские дела наших ВВс.........смешно
  10. 0
    14 октября 2012 23:31
    Уже хорошо то, что о тех событиях начили говорить и давать им оценку историки. Ведь больше 70 лет прошло.
  11. 0
    28 ноября 2012 15:45
    Как бы то ни было,автор напомнил нам о том,что война началась за долго до 22-го июня.......
  12. -3
    26 мая 2015 20:12
    Как бы там ни было войну СССР был обязан Польше объявить . Стране Советов легко пришло ,а ещё легче пошло .Спустя пару десяток лет Страна Советов прекратила свое существование без одного выстрела .А значит есть на свете справедливость .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»