Тот, Кто Воевал

24
Тот,  Кто Воевал

– Зеленая травка, зеленая травка… – заикается он. – Непробудным сном… Покоятся… В навозных ямах, в воронках лежат они, изрешеченные пулями, искромсанные снарядами, затянутые болотом…
Э. М. Ремарк «Возвращение»


Война и смерть не страшны в кино – герои умирают от аккуратной маленькой дырочки в области сердца. Грязь, кровь и ужасы настоящей войны всегда остаются за кадром. Но именно для настоящих боевых действий создавался советский истребитель-бомбардировщик Су-17. «Сухие» летали там, откуда не велось официальных телерепортажей, где не было возможности отличить чужих от своих, а условия требовали с предельной жестокостью наносить удары по вражеским позициям. В отличии от торжественно-парадных МиГ-29 и Су-27, «семнадцатый» остался неизвестен широкой публике. Зато его силуэт хорошо запомнился тем, на чью голову он обрушил тонны бомб.

Су-17 впервые «засветился» на авиапараде в Домодедово в 1967 году, где он был сразу же отмечен наблюдателями НАТО как «primary objective» наряду с легендарным перехватчиком МиГ-25 и самолетом вертикального взлета КБ «Яковлева». «Семнадцатый» был первым советским самолетом с крылом изменяемой геометрии. Такая конструкция крыла улучшала взлетно-посадочные характеристики и повышала аэродинамическое качество на дозвуке. В качастве базовой конструкции был выбран сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б – глубокая модернизация превратила старую проверенную машину в многорежимный боевой самолет третьего поколения.

Три тысячи самолетов этого типа разлетелись по обоим полушариям Земли: в разное время Су-17 стоял на вооружении стран Варшавского договора, Египта, Ирака, Афганистана и даже далекого государства Перу. Сорок лет спустя с момента своего появления, «семнадцатый» по-прежнему остается в строю: кроме таких стран как Ангола, КНДР и Узбекистан, Су-17 составляют основу истребительно-бомбардировочной авиации Польши – страны-члена блока НАТО. Предыдущие 2 года Су-17 снова провел на передовой – истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА) правительственных сил Ливии и Сирии периодически подвергала ударам базы мятежников.

Истребитель-бомбардировщик Су-17 серийно выпускался на протяжении 20 лет – вплоть до 1990 года, за это время было создано 4 модификации для ВВС СССР и 8 экспортных модификаций (Су-20 и Су-22) с сокращенным вооружением и бортовым оборудованием, не считая двух учебно-боевых вариантов и модификаций, превращающих ударный самолет в разведчик. Все они значительно отличались друг от друга составом вооружения, авионики и пилотажными характеристиками. Особенно выделялись две наиболее совершенные модификации:
- Су-17М3 - создавался на основе учебно-боевого варианта: на месте кабины инструктора появились блоки бортового радиоэлектронного оборудования и дополнительный топливный бак.
- Су-17М4 – последняя, во многом новая модификация. Самолет был оптимизирован под низковысотный полет, конус воздухозаборника зафиксировали в одном положении. Внедрена повсеместная автоматизация, появилась бортовая ЭВМ, лазерная система подсветки цели «Клен-ПС» и телеиндикатор для применения управляемого оружия. Была разработана автоматическая система «Увод», проводившая мониторинг опасной зоны и определявшая оптимальное время отворота с учетом пилотажных возможностей самолета и зоны поражения зенитных средств противника. Если пилот не реагировал на соответствующую индикацию, система автоматически выводила самолет из опасной зоны.

Несмотря на принадлежность к истребительной авиации, Су-17 исключительно редко ввязывались в воздушные бои с самолетами противника – у Страны советов было достаточно специализированных истребителей (одних перехватчиков было три типа: Су-15, МиГ-25 и МиГ-31). Главной задачей Су-17 стали удары по наземным целям с использованием широкого спектра оружия класса «воздух-земля».

Су-17 получил «боевое крещение» во время Арабо-израильской войны 1973 года – в составе ВВС Сирии на тот момент имелось 15 машин этого типа (под обозначением Су-20). Ввиду всеобщего хаоса, оценить результаты из боевого применения сложно – известно, что машины совершили несколько боевых вылетов, имелись серьезные потери.
На 1980-е годы пришелся пик боевого применения Су-17: экспортные модификации Су-22 использовались для подавления опорных баз партизанской группировки УНИТА (эти чернокожие граждане требовали освобождения Анголы сначала от Португалии, затем от коммунизма, затем вообще неизвестно от кого – гражданская война продолжалась без малого 30 лет).
Су-22 ВВС Ливии штурмовали наземные цели во время Первой гражданской войны в неспокойном государстве Чад (последние полвека там идет бессмысленная резня с короткими передышками для перегруппировки сил). Два самолета этого типа были сбиты над заливом Сидра палубными перехватчиками ВМС США в августе 1981 года.

Су-20 и Су-22 ВВС Ирака 8 лет сражались на фронтах Ирано-иракской войны (1980 - 1988 гг.), попутно привлекаясь к подавлению шиитских восстаний на юге страны. С началом войны в Персидском заливе (1991 г.) многие иракские истребители-бомбардировщики были временно переброшены в Иран – при полном превосходстве в воздухе ВВС многонациональных сил вести боевые действия они уже не могли. Иран, как водится, самолеты не вернул, и сорок «сухих» поступили на стражу Исламской революции.

Отмечено применение Су-20 во время гражданской войны 1994 года в Йемене, примерно в это же время на другом конце Земли перуанские Су-22 вступили в воздушную схватку с «Миражами» ВВС Эквадора во время войны с диковинным названием Альто-Сенепа. Самолеты были сбиты, а обе латиноамериканские страны, как водится, объявили себя победителями.

Афганские стрижи

По-настоящему знаковым событием для Су-17 стала Афганская война. В первые же дни после ввода советских войск на авиабазу Шиндад (провинция Герат, северо-запад страны) было переброшено два десятка «сухих» 217-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков Туркестанского военного округа. Все это делалось с такой поспешностью, что никто понятия не имел, что представляет из себя новый аэродром, в каком он состоянии и кому принадлежит. Опасения летчиков оказались напрасны – Шиндад оказался подготовленной военной базой, находящейся под контролем советских войск. Взлетно-посадочная полоса длиной 2,7 километров находилась в приличном состоянии, при этом, разумеется, все навигационное и светотехническое оборудование требовало капитального ремонта и восстановления.
Всего на территории Афганистана нашлись 4 подходящих полосы для базирования истребителей-бомбардировщиков: уже упомянутый Шиндад вблизи границы с Ираном, небезызвестные Баграм и Кандагар, и непосредственно аэропорт Кабула. К концу 1980 года, когда боевые действия в Афганистане приобрели масштабы настоящей войны, - к ударам стали привлекаться Су-17 Туркестанского военного округа.

Летали «сухие» много и часто, выполняя весь спектр задач истребительно-бомбардировочной фронтовой авиации – огневая поддержка, уничтожение заранее выявленных целей, «свободная охота». Нормой стало 4-5 боевых вылетов в день. Большую известность приобрели разведывательные версии, например, Су-17М3Р, ставшие «глазами» 40-й армии. Разведчики постоянно висели в афганском небе, контролируя перемещения караванов моджахедов, занимались поиском новых целей и выполняли доразведку результатов бомбоштурмовых ударов ИБА.

Разведчик Су-17 ведет ночное фотографирование предгорий Сапрохигар

Особую важность имели ночные вылеты разведчиков Су-17 – в темное время суток активизировались перемещения душманов, приходили в движение бесчисленные караваны. Комплексная ночная разведка ущелий и перевалов проводилась с использованием тепловизоров и радиотехнических систем, пеленговавших радиостанции противника. Инфракрасные датчики комплекса «Зима» (аналог современной американской инфракрасной прицельно-навигационной системы LANTIRN, усиливающей свет звезд в 25 000 раз) позволяли ночью обнаруживать даже следы от недавно проехавшего автомобиля или потухший костер. При этом в любой момент разведчики могли самостоятельно атаковать выявленную цель – на подвесках, кроме контейнера с фотоаппаратурой, всегда находились бомбы.

Еще одной скорбной задачей Су-17 стало минирование с воздуха опасных районов и горных троп – к моменту окончания боевых действий количество мин в афганской земле многократно превышало количество афганских граждан. Минирование с воздуха проводилось с использованием контейнеров для малогабаритных грузов, каждый из которых нес по 8 блоков, вмещавших 1248 противопехотных мин. О точности сброса говорить не приходилось – минирование заданного квадрата проводилось на околозвуковой скорости. Такой боевой прием не только затруднял перемещения душманов, но и ставил под угрозу проведение спецопераций в горах силами советских подразделений. Обоюдоострое оружие.

В условиях, когда каждый камень и расщелина становились укрытием для противника, началось массовое применение кассетных бомб типа РБК, уничтожавших все живое на площади нескольких гектаров. Неплохо показали себя могучие ФАБ-500: взрыв 500-килограммовой бомбы вызывал обвалы на склонах гор, вызывая уничтожение секретных троп, замаскированных складов и укрытий. Типовым вариантом боевой нагрузки стали 2 блока НАР (64 неуправляемые ракеты С-5) и две кассеты РБК с осколочными или шариковыми бомбами. При этом каждый самолет обязательно нес два 800-литровых подвесных топливных бака: в условиях отсутствия каких-либо естественных ориентиров и прерывающейся радиосвязи (связь с самолетами, идущими между складок гор, обеспечивали ретрансляторы Ан-26РТ) увеличенный запас топлива был одним из важнейших факторов, непосредственно влияющих на успех боевого вылета. Инструкция гласила, что в случае потери ориентации пилот был обязан взять курс на север и катапультироваться после полной выработки топлива – по крайней мере, возникала вероятность того, что он окажется в безопасности на территории СССР.
К сожалению, ожесточенные боевые действия приводили к потерям в штурмовой авиации – 23 марта 1980 года с задания не вернулся первый Су-17. В тот день пара «сухих» наносила удар по крепости Чигчаран, направление атаки в сторону хребта с крутого пикирования. Су-17 майора Герасимова не хватило всего нескольких метров – самолет зацепил вершину хребта и взорвался на обратной стороне. Летчик погиб, обломки упали в пропасть.

С ростом количества стволов зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов в руках моджахедов, каждый боевой вылет превращался в пляску со смертью – к середине 80-х потери составляли 20-30 «сухих» в год. Три четверти повреждений штурмовики получали от огня ручного стрелкового оружия, ДШК и зенитных горных установок, для борьбы с этим явлением на нижнюю поверхность фюзеляжа Су-17 стали устанавливать бронеплиты, защищавшие основные узлы самолета: коробку приводов, генератор, топливный насос. С появлением у душманов ПЗРК началась установка систем для отстрела тепловых ловушек – к слову, угроза ПЗРК была во многом преувеличена – грамотное противодействие (тепловые ловушки, «Липа», специальные тактики полета), а также относительно малое количество зенитных ракет и слабая подготовка душманов приводили к тому, что три четверти потерь самолетов были … от огня ручного стрелкового оружия, ДШК и зенитных горных установок.

Пара Су-17 занимается свои привычным делом

Простой и надежный Су-17 продемонстрировал совершенно уникальные эксплуатационные характеристики в немыслимых условиях афганской войны: двигатель самолета работал без перебоев во время пылевых бурь (здесь сразу вспоминается газотурбинный двигатель танка «Абрамс»), на самом отвратительном топливе (трубопроводы, протянутые к Шиндаду от советской границы, постоянно обстреливались и повреждались местными «любителями» дармового горючего). Бывали случаи, когда поврежденные Су-17 выкатывались за пределы полосы и разбивали о грунт всю носовую часть фюзеляжа – их удавалось восстановить и вернуть в строй силами персонала авиабазы.
По результатам афганской компании, Су-17М3 по надежности опережали все остальные типы самолетов и боевых вертолетов ВВС Ограниченного контингента Советских войск, имея наработку на отказ 145 часов.

Кайра

Говоря о Су-17, нельзя не упомянуть о его вечном сопернике и партнере –ударном самолете МиГ-27. Обе машины появились практически в одно и то же время, имели идентичные массогабаритные характеристики и общий конструктивный элемент – крыло изменяемой геометрии. В то же время, в отличие от «летающей трубы» Су-17, в основе ударного МиГа лежала более современная конструкция истребителя третьего поколения МиГ-23.

В последние месяцы Афганской войны Су-17 на аэродроме Шиндад сменили МиГ-27 – это уже никак не могло отразиться на эффективности авиаударов, командование всего лишь хотело проверить МиГи в боевых условиях.
На авиационных форумах между пилотами, летавшими на Су-17 и МиГ-27, всякий раз возникают жаркие дискуссии на тему: «Что же лучше - МиГ или Су»? Спорщики так и не пришли к однозначному выводу. С двух сторон звучат солидные аргументы и не менее серьезные обвинения:
«Авионика – каменный век» - возмущается бывший летчик ИБА, очевидно когда-то летавший на Су-17М3.
«Зато просторная кабина и по прочности конструкции ему нет равных» - заступается за любимый самолет другой участник дискуссии
«МиГ-27 – лучший. Он мощнее и современнее. Мы цепляли по 4 «пятисотки» и за первый виток над аэродромом набирали 3000 м. Прощай, стингер!» - авторитетно заявляет пилот МиГа – «Особенно впечатляет «Кайра, тут Су-17 близко не стоял».

Оптический "глаз" прицельного комплекса "Кайра-23"в носу фюзеляжа МиГа

Тут пилоты принялись горячо обсуждать знаменитую модификацию МиГ-27К, оснащенную лазерно-телевизионной прицельной системой «Кайра-23». Конечно, это был самолет совсем другого уровня – на момент создания один из лучших истребителей-бомбардировщиков в мире.

«На МиГе стояла шестиствольная пушка калибра 30 мм! Разрывала цель в клочья…» - восклицает кто-то.
«Да ладно! Пушка конечно хороша, но применить ее не было никакой возможности – в Афгане под конец войны мы не летали ниже 5000 метров. Пушку и боезапас возили как балласт» - сдержанно говорит новый участник дискуссии.
«Простота залог успеха! Су-17 надежнее и проще в пилотировании» - не унимается любитель Су-17, продолжая перечислять факты невероятного воскрешения подбитых самолетов. – «Может быть для Европейского ТВД и предпочтительнее МиГ, но для Афгана Су-17 был самое то!»

В общем, результат спора МиГ vs Су вполне очевиден: МиГ-27 является более современной ударной машиной, превосходящей «сухого» по целому ряду характеристик. В свою очередь, Су-17 - жестокий беспощадный киллер, предназначенный для таких же жестоких, беспощадных и бессмысленных войн.

Эпилог.

Когда в январе 1995 года российские танки горели на улицах Грозного, а боевые действия на территории Чеченской республики приобрели характер крупномасштабной войны, российское командование вдруг вспомнило, что неплохо бы привлечь к нанесению ударов истребительно-бомбардировочную авиацию. Буквально пару лет назад в составе отечественных ВВС находились сотни МиГ-27 и Су-17 последних модификаций. Почему их сейчас не видно в небе? Где самолеты?

Твою###! – в сердцах ругаются генералы всех мастей. В соответствии с директивой Генштаба ВС РФ от 1 июля 1993 года были сформированы новые командования Фронтовой Авиации, Резерва и Подготовки кадров. На вооружении Фронтовой Авиации оставались только современные самолеты, к которым Главком причислил МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25. В тот же год истребительно-бомбардировочная авиация была ликвидирована как род военной авиации, ее задачи передавались бомбардировщикам и штурмовикам, а все МиГ-27 были массово списаны и переданы на базы хранения.

Ввиду острой потребности в истребителях-бомбардировщиках, на эти «кладбища техники» отправились высокие государственные комиссии с целью отобрать наиболее боеспособные машины и вернуть их в строй, пусть даже под обозначением «штурмовик» или «бомбардировщик». Увы, ни одного боеспособного МиГ-27 найти не удалось – всего за пару лет «хранения» под открытым небом, без всякой консервации и должного надзора – все МиГи превратились в руины.

МиГ-27МЛ "Бахадур" ВВС Индии и F-15 ВВС США на совместных учениях

По состоянию на 2012 год, крупнейшим оператором МиГ-27 в мире является Индия. 88 самолетов модификации МиГ-27МЛ «Бахадур» составляют основу истребительно-бомбардировочной авиации индийских ВВС, и, возможно, будут оставаться в строю до конца этого десятилетия.


Интересные факты об афганской эпопее Су-17 взяты из книги В. Марковского "Жаркое небо Афганистана"
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Летучий Голландец
    +4
    24 октября 2012 08:42
    Как всегда у нас совершенно безалаберный конец пути прекрасных машин.
    1. +3
      11 апреля 2013 14:36
      На кол надо сажать тех кто убил авиацию .
  2. morze
    +2
    24 октября 2012 08:48
    наши енералы скоры на разборки, только потом репу сильно чешут. когда оказывается что заменить нечем.
  3. merkel1961
    +40
    24 октября 2012 08:53
    Кизыл-Арват,82 год,после вывода из ДРА.Су-17 с Ал-7,на которых воевал 217 апиб (в\ч 15430).Я летал на них 7 лет,до расформирования полка в 89-м.Простое оборудование,прицеливание по углу упреждения,скорости,углу пикирования (горизонтальному полёту,кабрирования) и высоте.Для малых высот-большой расход топлива,но легче в управлении и разгоне на большой высоте на сверхзвук,чем Су-17м3,на которых летал в Мары-2.Совсем другая песня:обзор,простор в кабине,прицельно-навигационный комплекс КН-23,программируемый полёт в пределах 22,5 градусов по широте-долготе с использованием РСДН,более экономичный Ал-21 с высокой приёмистостью и больший запас топлива во внутренних баках-незаменим для малых и средних высот.С удовольствием прочёл статью!Сто плюсов!!!
  4. grizzlir
    +18
    24 октября 2012 09:03
    Увы, ни одного боеспособного МиГ-27 найти не удалось – всего за пару лет «хранения» под открытым небом, без всякой консервации и должного надзора – все МиГи превратились в руины.
    Это называется КОНСЕРВАЦИЯ???В моём полку на консервации стояла в основном авто техника и тягачи МТЛБ.Так вот регламентные работы соблюдались неукоснительно.Снимай с колодок,ставь АКБ ,продуй цилиндры от масла и через час при необходимости можно эксплуатировать.
    Интересно кто нибудь ответил за такую "консервацию" самолётов.
    1. borisst64
      0
      24 октября 2012 11:47
      Читаем внимательно, самолеты были СПИСАНЫ.
      1. grizzlir
        0
        24 октября 2012 12:05
        Да непонятен мне этот вопрос,зачем комиссия будет на кладбище самолётов искать пригодные для эксплуатации машины.Или этот эпизод выдумка автора или самолёты находились всё таки на площадки длительного хранения(не знаю как называется консервация в ВВС)
        1. 0
          25 октября 2012 16:22
          Расхлябанность типичная для тех лет, самолеты передали на базы хранения, а их консервировать не стали, болт положили вот и все.
  5. +7
    24 октября 2012 10:17
    Когда мы уже избавимся от недальновидных распи...в в армии?
    Су-17, г. Ахтубинск Астраханская область.
    1. 0
      24 октября 2012 12:36
      "Это Су-7
    2. +1
      24 октября 2012 12:39
      ИМХО Это Су-7
      1. +1
        24 октября 2012 12:46
        Нет, конкретно этот борт - Су-17М2. Покрашен конечно коряво... Мне больше нравится темно зеленая защитная окраска.
        1. почтальон
          +1
          24 октября 2012 19:13
          Цитата: Wedmak
          Нет, конкретно этот борт - Су-17М2


          Ракурс наверное немного не тот
          Су-17 (изделие "С32") — Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии.[/b

          Су-17М2 (бортовое обозначение – «54») «558-й авиационный ремонтный завод» БАРАНОВИЧИ
      2. 0
        25 октября 2012 15:53
        Су-7Б на постаменте не видел. Место ему в калашном ряду. Поговорку "Если хочешь быть в гробэ , то летай на Су-7Б" никто из лётчиков не забыл.
        1. почтальон
          0
          26 октября 2012 21:40
          Цитата: romanru4
          Су-7Б на постаменте не видел

          а кто говорил, что это 7Б?
          Я нет.
  6. mar.tira
    +15
    24 октября 2012 10:23
    Не давно нашел в Гугле(американском) свою авиабазу.Поглядел и ужаснулся.2 вертолета,Ан-26,Ан-2.И все!!!!! По бокам разрушенные,и заросшие травой и кустарником ангары,и рем. боксы.А 20 лет назад там кипела жизнь,самолеты всех модификаций,начиная со" стратегов"садились с не большими интервалами,диспетчера были все в мыле.А по краю основной,и запасных ВПП стоял полк "сушек". Наш народ еще не понял до конца тех потерь что мы понесли,и сколько титанических трудов было сгублено.и продано на металлолом новыми нуворишами,в Китай,и другим "закадычным "друзьям России.Пилил и более современные (СУ-27)самолеты,подрывали в карьерах весь боезапас полков с арт.складов.(крылатые,и НУРЫ,авиабомбы,и пушечные).Причем на границе с Китаем! Брат приехав в те позорные для нас годы в отпуск рассказывал все это мне со слезами на глазах!Кого судить теперь за это?
    1. ДИМС
      0
      24 октября 2012 10:44
      Там дату снимка смотреть надо
  7. Алекс60
    +6
    24 октября 2012 10:43
    СУ-17М3 очень красивый самолет. И на земле и в небе. Все в аккуратных заплатках. Судя по штопке очень надежный самолет. Вечная память навсегда оставшемся в небе.
  8. black_eagle
    +1
    24 октября 2012 12:49
    Вот если бы все Су-17 сразу были в модификации М4, а МиГ-27К, то много войн закончилось бы не начинаясь, грусно читать о потерях особенно когда эти потери не из-за техники, а от неграмотного использования которое зависит не от мастерства пилота а от ошибочного представления о роли авиации в бою
    1. +4
      24 октября 2012 21:52
      МиГ -27К ("Кайра") в ДРА не применялись !!! В августе-сентябре 88-го мы -134 апиб, усиленный л/с и а/т 129 апиб, 24-ой АДИБ(Талды Курган, Жангиз-тобе, САВО), перебазировалиь на аэр. Шиндад, ДРА. На воружении стояли самолёты МиГ-27Д и МиГ-27М, на обеих в ПРНК использовалась лаз. сист. "Клён". На них-то мы и отработали до своего выхода в Союз в конце января 89 года. Это были первые и последние самолёты этого типа, которым довелось учавствовать в афганской войне. Помню, когда мы только сели в Шиндаде, то все "дружеские" радиоголоса сорвались на визг : ... на авиабазу ... сели новейшие ударные самолёту МиГ-27, ну и дальше о героической борьбе "героических моджахедов" против ... . 27-ой доказал свою высокую боевую эффективность и эксплуатационную надёжность. Домой мы вернулись без потерь АТ и л/с.
  9. 8 рота
    +5
    24 октября 2012 16:01
    Толковая статья, без "воды", только факты и конкретика. Автору плюс.
  10. tambu
    +1
    24 октября 2012 19:45
    отличный аппарат, удивительная машина своего времени, как и большинство вообружения советов...
  11. derk365
    +2
    24 октября 2012 21:15
    Увы Аэродром стратег "Багеровский" в Крыму разобран на плиты,а ведь он был одним из лучшихю.....
  12. 0
    24 октября 2012 23:19
    23 февраля 2011 г. ВВС Ливии лишились двух Су-22. Летчик спарки Су-22УМ-ЗК полковник Абдул Салом аль-Абдади вместо атаки позиций мятежников в районе Аджедабьи катапультировался сам и принудительно катапультировал находившегося в задней кабине пилота Али Омара эль-Каддафи. Аль-Абдади при катапультировании получил легкое ранение, эль-Каддафи не пострадал. Ведомый, летчик одноместного Су-22М-ЗК полковник Сапам Атия Мусса, повторил «маневр» командира, его Су-22 рухнул в море.
  13. +1
    25 октября 2012 00:46
    И МИГ 27 и СУ 17 были отличными машинами, получившими серьезные системы вооружения (управляемые ракеты класса воздух земля, корректируемые бомбы а также современные прицельно-навигационные системы. Их боевая эффективность в Афгане была выше МИГ21, но намного ниже эффективности Су25, т.к. в горах и МИГ27, и СУ17 были реактивными "свистками", с которых трудно было засечь огневые позиции моджахедов и и произвести точное прицеливание по обнаруженным целям. Кроме того, у СУ25 было два движка, а не один, как у СУ или МИГа, и весьма достойное бронирование, что намного повышало боевую устойчивость СУ25. (Кстати именно из-за низкой боевой устойчивости однодвигательных самолетов и МИГ27, и СУ17 были в свое время сняты с вооружения в пользу двухдвигательных самолетов). К сожалению с появлением у моджахедов Стингеров и Сушки, и Миги были загнаны на большие высоты откуда их действия по малозаметным целям были очень затруднены. Поэтому на последнем этапе афганской войны командование ВВС стало отдавать предпочтение бомбардировщикам типа СУ24 и ТУ22М которые на больших высотах могли нести более солидную чем чем СУ 17 и МИГ27 боевую нагрузку, да и базироваться могли на советской территории. А это снимало многие проблемы с доставкой горючего боеприпасов на аэродромы базирования
  14. алекс 241
    +1
    25 октября 2012 00:50
    Григорий я бы назвал этот самолет,самолет солдат.И для выполнения своих задач и Су и МиГ были отличными самолетами в умелых руках.
  15. evrisco
    0
    25 октября 2012 11:23
    Всему виной наша российская безолаберность
  16. +4
    25 октября 2012 16:04
    Красавец! Гросс Дёльн , Германия. Конец 70х - начало 80-х годов.
    1. с1н7т
      0
      25 октября 2012 21:35
      Действительно, красавец!
      Но на снимке не могу разглядеть - это М3?
      1. 0
        25 октября 2012 22:22
        это М4...
        Автору статьи большое спасибо!
        1. с1н7т
          0
          26 октября 2012 09:29
          А, доп. возд/заборник не увидел. Спасибо!)
  17. 0
    25 октября 2012 17:18
    Да бесславный конец славной техники....Труды сотен тысяч наших людей выбросили ржаветь под открытым небом. К "военному небу " имю отношение только как бывший десантник , а боевую авицию приходилось видеть лиш мельком на аэродромах да в небе.
  18. Kibb
    +1
    25 октября 2012 20:26
    Отличная статья, спасибо(+)
  19. с1н7т
    +3
    25 октября 2012 22:17
    Срочную служил около С32М2 и М3. Около - потому что не обслуживал, служил в АФС и ПДС. Поскольку работал с плёнками СШ-45, каждые полёты видел итоги "воздушных боёв", "применение" на полигоне - бомбы, пушки, ракеты. Не всё "шоколад", понятно, но как лётчики старались! Кассеты сами приносили. Некоторые стоят, ждут - ну, что там? Ничего. Помчался куда-то) Или - полный шоколад. Парни, с меня пачка "Ту"!... Апофеоз боевой подготовки - Лунинец. Перед нами были МиГ-27(говорили, из ГСВГ). Оценки одинаковые - "хорошо". Значит, в умелых руках Су-17 не уступал более современным машинам). Статье - плюс!!!
  20. Oles
    0
    14 ноября 2012 16:07
    "С ростом количества стволов зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулеметов в руках моджахедов, каждый боевой вылет превращался в пляску со смертью – к середине 80-х потери составляли 20-30 «сухих» в год"

    кабздец.. макаки с пулеметами сбивают столько самолетов.. так нахрен он нужен????
  21. 0
    30 ноября 2012 12:59
    Статье "+" .Такие статьи приоткрывают завесу со многих вещей на которые раньше не обращал внимание.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»