Как русские освобождали Белград, а англичане «освобождали» Грецию

46
Россию и Сербию связывают традиционные любовь и уважение друг к другу. Но было в истории и такое: русские штурмовали Белград. Чтобы его освободить. И делали это вместе с сербами.

14 октября 1944 года наша армия совместно с дивизиями югославских партизан начала штурм Белграда, который защищали гитлеровцы.

Как русские освобождали Белград, а англичане «освобождали» Грецию


Прорыв внешнего обвода обороны Белграда на горе Авала начался 14 октября 1944 года. Войска 3-го Украинского фронта совместно с войсками 1-й армейской группы Народно-освободительной армии Югославии начали атаку немецких позиций.

Прорвав немецкую оборону, штурмующие подошли к городу. Чтобы Белград не был сильно разрушен, советское командование отдало приказ использовать артиллерию, бомбардировочную и штурмовую авиацию, танки и самоходные орудия только в самых крайних случаях.

Как обычно в таких случаях, нацисты подготовили город к уничтожению, заминировав все и вся. Но маршал Толбухин подготовился к такому развитию событий. Нашим саперным батальонам пришлось разминировать 1845 зданий, мостов, заводов, дворцов, подготовленных фашистами к взрыву. Всего было обезврежено 3 тысячи мин и около 30 тонн взрывчатки.

К исходу 20 октября пала крепость Калемегдан — последний оплот сопротивления гитлеровцев в Белграде. В жестоких уличных боях противник потерял здесь более 15 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными.

После взятия Белграда немцев достаточно быстро выгнали со всей территории Югославии.

Другим побочным «эффектом» стали огромные трудности с выводом германских войск из Греции. План германского командования, стремившегося занять оборону силами армейской группы «Сербия» на югославо-болгарской границе и отвести по магистрали Афины — Ниш — Белград свои войска из Греции в северные районы Югославии, был сорван. Гитлеровские войска могли отходить теперь лишь по неудобным дорогам через районы, где действовали войска НОАЮ и югославские партизаны.

В то время, как русские солдаты жертвовали своими жизнями, освобождая Югославию, наши британские союзники начали высаживать десанты… в Греции. Первые воздушные десанты британской армии были высажены здесь 4 октября 1944 года. Главной задачей англичан был вовсе не разгром германской группировки в Греции, а скорейшее продвижение навстречу войскам маршала Толбухина. Не встречая сопротивления немецких войск, они спешили занять освободившуюся территорию, чтобы не пустить русских в Грецию. Немцы уходили, англичане приходили.

После их «прихода» в Греции мир не наступил. Наоборот, боевые действия вспыхнули с новой силой. Англичане выступили против мощнейшего движения коммунистических партизан ЭЛАС. В итоге – «освободители» британцы начали боевые действия против греков.

Вот лишь несколько фактов из этой, сегодня совершенно замалчиваемой, войны:

— В ноябре1944 г. командующий английскими войсками в Греции генерал Скоби издал приказ о разоружении отрядов ЭЛАС. Представители коммунистов в правительстве отказались подписать декрет о роспуске ЭЛАС и 2 декабря вышли из его состава. На следующий день в Афинах состоялась 500-тысячная демонстрация, направленная против действия правительства и английского командования. Власти применили против демонстрации оружие. 4 декабря 1944 года начались бои между формированиями ЭЛАС с одной стороны, и английскими и правительственными войсками с другой; власть в Афинах и Пирее перешла к представителям ЭЛАС. О серьезности боев говорит тот факт, что Пирей удалось очистить от отрядов ЭЛАС только 12 декабря 1944 года. В Афинах английские войска попали в окружение, из которого их удалось вызволить только к концу месяца. В Грецию были дополнительно переброшены две дивизии с итальянского фронта.

А вот что писал в своей книге «Вторая мировая война» Уинстон Черчилль. Отбросьте в сторону эмоциональные оценки сэра Уинстона и прочтите только факты. В столице Греции сторонников ЭЛАС так много, что они легко захватили весь город. Английские войска открывают огонь по демонстрантам, выступая на одной из сторон конфликта. Вспомните, что именно за такие действия Лондон осуждает в наше время Каддафи и Асада:

«3 декабря, в воскресенье, между сторонниками коммунистов, участвовавшими в запрещенной демонстрации, и полицией произошло столкновение, и началась гражданская война. На другой день генерал Скоби приказал ЭЛАС немедленно эвакуироваться из Афин и Пирея. Вместо этого их войска и вооруженные группы гражданского населения попытались силой захватить столицу. В этот момент я начал осуществлять более непосредственное руководство этим делом. Узнав, что коммунисты уже захватили все полицейские участки в Афинах и убили большинство оказавшихся там людей, не согласившихся их поддерживать, и что коммунисты находятся на расстоянии полумили от правительственных учреждений, я приказал генералу Скоби и английским войскам, насчитывавшим пять тысяч человек, которые за десять дней до этого были с энтузиазмом встречены населением как освободители, вмешаться и открыть огонь по предателям-агрессорам. В таких случаях подобные меры не должны носить половинчатый характер».

— Всего за период с 3 декабря1944 г. по 15 января1945 г. британские самолеты совершили над Грецией 1665 боевых вылетов, уничтожив 455 автомобилей, четыре артиллерийских орудия и шесть паровозов.

— Англичанам удалось более-менее установить контроль над территорией материковой части Греции только после шести недель тяжелых боев. 12 февраля1945 г. в Варкизе было подписано соглашение о прекращении гражданской войны, по условиям которого все формирования ЭЛАС выводились из районов Афин, Салоник и Патраса.

— Большая часть бойцов ЭЛАС сложила оружие, и разошлась по домам. Зато представители демократического правительства и гуманной нации «свободного мира» в нарушение соглашения стали их сотнями арестовывать и расстреливать без суда и следствия.

— Окончательно ситуацию в стране взорвали так называемые «всеобщие» выборы, состоявшиеся 31 марта1946 г. Коммунисты и ряд демократических партий обвинили правительство в фальсификации их итогов и давлении на избирателей. Уместно заметить, что весь1945 г. полицейский террор в Греции не утихал. Выборы послужили поводом к новой конфронтации. Первое открытое столкновение произошло в июле1946 г., когда правительственные войска попытались очистить от коммунистов районы гор Вермион и Олимп. Несмотря на то, что наступавших поддерживали танки и «Спитфайры», атаки успеха не имели. Отряды ЭЛАС имели широкую поддержку среди населения страны, огромный опыт партизанской войны с немцами, да и в армии Греции у них было немало скрытых союзников. В стране начался новый виток гражданской войны.

— Война в Греции продолжалась до начала 1949 года, то есть всего (с перерывами) пять лет!

— По официальным данным, правительственные войска потеряли за время гражданской войны 12 777 человек убитыми, 37 732 солдата и офицера было ранено; прокоммунистические формирования — 38 000 убитыми, данные о раненых отсутствуют. А сколько было убито и замучено мирных жителей? Страна лежала в руинах; немцы, отступая из Греции, не успели всерьез разрушить пути сообщения, за них это сделали сами греки, — конечно, не без помощи англичан и американцев.

P.S. История Югославии и особенно Греции — яркое свидетельство убогости черно-белого взгляда на историю: в которой во всем виноват Сталин и СССР, а Запад всегда прав во всех своих действиях.

Для справки: сталинский СССР не принимал никакого участия в Гражданской войне в Греции. Именно этот факт стал основной причиной будущей ссоры Югославии и СССР. Иосип Броз Тито считал политику Сталина не политикой коммуниста, который должен всегда помогать другим коммунистам, а политикой русского имперца, для которого главное – интересы России. А тогда этот интерес был – НЕ ВОЕВАТЬ с Англией и США.

У которых уже было ядерное оружие. (Подробности см. в книге «Сталин. Вспоминаем вместе»)

Ну, а нам…

Нужно помнить и знать, что англосаксонская «демократия» всегда приходит в большинство стран по костям ее граждан.

Исключений в этом правиле почти нет…
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Region65
    +25
    25 октября 2012 15:55
    англичане - испокон веков питерасты..че с них взять?
    1. +6
      25 октября 2012 16:21
      да,они показывать начали своё лицо уже к концу войны в наглой степени... побольше бы к ним людей с бывших колоний повъежало и требовало социальных радостей европейского образа жизни-чтобы ощутили на своей экономике-что такое паразитировать на других странах....
    2. +7
      25 октября 2012 16:29
      Земляк, нагло-саксы бесспорно те еще контрацептивы, но как бы это не было прискорбно нам нужно в конце концов научиться у них разделять и властвовать.
      Как только мы научимся вести свою линию так же жестко как и они Россия поднимется на тот уровень на котором она и должна быть.
      1. Region65
        0
        6 ноября 2012 17:31
        да это понятно, но все равно презики они:)
    3. +5
      25 октября 2012 19:33
      Черчилль явно гнул к гражданской войне. Он не признавал законное право ЭАМ определять правительство Греции. Эллада должна была подчиниться английскому диктату.



      Это явилось прямой изменой совместной противогитлеровской борьбы, подлый и неожиданный удар в спину. Все годы германской оккупации ЭАМ вёл кровавую борьбу за свободу своей Родины. И теперь, после победы, ЭАМ лишали права на создание своего правительства. Это право почему-то присвоил себе Черчилль. Несомненно, большинство греческого народа стояло тогда за ЭАМ. Сознавая это, Черчилль вознамерился силой изменить соотношение в пользу "своего" эмигрантского правительства. Но что общего было у сражающегося народа Греции с правительством, которое доставили в Элладу англичане?..
  2. Tirpitz
    +3
    25 октября 2012 15:55
    Скоро самые демократичные нации в мире превратяся в воспоминания, а их территории в лунный пейзаж.
    1. 0
      25 октября 2012 20:28
      Тирпиц, уважаю ваше мнение, но почему так фатально?
      1. Koshakai
        0
        26 октября 2012 05:54
        А иначе нельзя...
  3. 0
    25 октября 2012 15:58
    И правильно сделал Сталин, что не полез в Грецию. Не помнят они добра - что то не видно памятников нашим, освободившим их от турецкого ига.
    1. 0
      25 октября 2012 16:15
      bashkort,

      Ну нельзя же валить на народ сразу, решения принимают правительства, а кто и как устанавливает правительства только что рассказали.
    2. Волхов
      +1
      25 октября 2012 21:29
      Сталин просто соблюдал соглашения о зонах влияния - американцы ведь тоже ушли из Праги.
    3. +1
      25 октября 2012 21:42
      Это не вопрос желания или нежелания Сталина. Это вопроос кто какие страны будет освобождать от фашистов, что означало включение их в сферу интересов страны-освободителя, т.е. речь шла о разделе сфер влияния в послевоенной Европе. У СССР не было на тот момент достаточно сил, чтобы бросить вызов Западным союзникам и без их согласия включить все страны Восточной Европы и Грецию в зону своего влиянияв и ввести туда свои войска. Поэтому в Ялте на встрече Сталина, Черчиля и Рузвельта была достигнута договорённость о "разделе" сфер влияния в освобождаемой от фишистов Восточной Европе, по которому Югославию, в частности, освобождали советские войска и она оказывалясь в зоне интересов СССР, а Грецию должны были освобождать англичане и соотвественно она оказывалась в их зоне интересов. На тот момент у Сталина не было другого выбора, хотя было известно о сильном антифашистком прокоммунистическом движении сопротивления в Греции. Англичане же, страшно боявшиеся прихода к власти в Греции коммунистов, не останавливались ни перед чем, чтобы этого не допустить, а опыта Нагло-саксам в таких квовавых делах НЕ ЗАНИМАТЬ!
      1. 0
        27 октября 2012 01:34
        Англичане же, страшно боявшиеся прихода к власти в Греции коммунистов, не останавливались ни перед чем, чтобы этого не допустить, а опыта Нагло-саксам в таких кровавых делах НЕ ЗАНИМАТЬ!

        Надо было подождать пока лимонников с янки немцы скинут в Ла-Манш и только тогда начинать наступать...ИМХО
    4. htpm100
      +1
      26 октября 2012 00:09
      уважаемыи bashkort прежде чем что то писать надо иметь хоть какие то знания о том о чем вы пишите а не писать пургу, вот памятники русским в греции http://topwar.ru/7563-otkrytie-pamyatnika-russkomu-flotovodcu-ushakovu-v-grecii-
      fotoreportazh.html и http://www.amic.ru/news/194629/.
  4. Че
    +10
    25 октября 2012 15:59
    Английские войска открывают огонь по демонстрантам, выступая на одной из сторон конфликта. Вспомните, что именно за такие действия Лондон осуждает в наше время Каддафи и Асада:

    Испокон веку англы так и поступали со всеми народами. Буры, сипаи, греки, а ближний Восток? Эти твари показали себя во всей красе на севере России. Гражданская война.
    1. +2
      26 октября 2012 02:20
      да и на дальнем востоке их выкормышей хорошо помним(амерососов)
  5. +10
    25 октября 2012 16:00
    Ничего об этом не знал! Автор, спасибо за информацию!!!!!

    Такие материалы необходимо включать в учебники, чтоб в сознании наших граждан четко формулировалось кто хороший, а кто плохой!
    1. +3
      25 октября 2012 17:02
      Автор - Николай Стариков. Почитайте ещё его книги "Кризис - как это делается", "Шерше ля нефть", уверен что вам понравится!
  6. +12
    25 октября 2012 16:08
    Сербы. простите нам нашу нынешнюю временную слабость.
    1. Pit
      Pit
      +3
      25 октября 2012 18:36
      Не простят. Почему то в нашем мире добро забывается сразу же как пропадает выгода. А слабость ни кто ни когда не забывает и потом пытается на этом срубить дивиденды.
    2. 0
      26 октября 2012 02:24
      что значит простите,а где дружеская помощь,когда нам хреново было. С чего это нам тащить всех к светлой жизни,-закон кармы"каждый получает по трудам своим"
      1. +1
        26 октября 2012 08:55
        Цитата: гурт
        когда нам хреново было

        Ну у нас в это же время бомбы на нас сверху не падали. Вспомните.

        А до этого такая же война внутри.
  7. +1
    25 октября 2012 16:15
    Ничего нового. Только, вот включишь телевизор или газетёнку какую возьмёшь, а там... . Вот, когда в сми будут писать историческую правду, именно правду, с обоснованием на исторические реалии, а не дёргать жаренные факты, при этом перевирая их, только тогда появится надежда, что подобное не повторится. Но, к сожалению, бал правят всякие дерьмократы на ставке Вашингтона.
  8. maxxy
    0
    25 октября 2012 16:18
    Оч полезное инфо
  9. +1
    25 октября 2012 16:20
    тоже ,как то не интересовался этим моментом...спасибо автору за просвещение.статье +
  10. Jin
    +4
    25 октября 2012 16:23
    Вот те раз! Автору плюс, хотя сущность англичан, одних из предков современных амеров, для меня была не секрет. Но вот, что бы так вот! Да с европейским же народом! Блин, пока наши фашистов гасили и гибли тысячами, эти уроды греков убивали, себе во благо((( Твари, ещё звездят со всех трибун, наперебой с амерзами о своём "великом" вкладе в победе над немцами!!! В рожу им плюнуть охото! am
  11. +10
    25 октября 2012 16:23
    Живела Србия!!! За Србию УБЕМ!!! У Сталина задачи были другие!!! Насиловать зверя пока тёпленькй, а Грекам помогать конечно дело благое, Православное, вот тоько лишить армию 2 фронтов это непозволительная роскош! Это нужно понимать, и тогда наше комадованние отдавало себе в этом отчёт, в 44 небыло у амеров бобы, в 45 тока появилась и испыталась.
    Если бы с юга наши на германию не шли, северная бы германия в окресностях берлина получило бы не мение 1000000 солдат и молчу про количество техники, ведь юг ненадо было бы так интенсивно оборонять, русские 2 фронта занимались вместе с греками добиванием немцев в Греции. Так что я считаю решение Сталина и ставки командыванния на тот момент правельным.
  12. KCC
    KCC
    0
    25 октября 2012 16:34
    А франсузы считают англичан и американцов освободителями
    1. Jin
      +3
      25 октября 2012 16:43
      KCC,

      Угу, их (французов) англичане в одной только 100 летней войне мало перерезали? А вообще? Они постоянно меж собой колбасились! А теперь освободителями стали? Ну и что, что считают? Да и пох чё они там вообще считают! Амерзы тоже много, что о себе мнят, всех их слушать- себя не уважать((( Они там все пере...врались меж собой уже(
    2. +6
      25 октября 2012 18:13
      Французы.., особенно старики пережившие "освободительную" бомбардировку городов, рассказывали в Бресте про этих "освободителях"...
      Помнят всё...
      Даже осуществленную английским флотом операции «Катапульта» при Мерс-Эль-Кебире...
      http://alero2011.livejournal.com/995627.html
    3. Felix200970
      +1
      25 октября 2012 22:56
      Цитата: KCC
      А франсузы считают англичан и американцов освободителями

      Конечно. Такого количества колабрационистов как во Франции ни в одной другой окупированой немцами стране не было. А вообще посмотрите (только не долго) фильмы о второй мировой в исполнении национального географического общества. angry
  13. +7
    25 октября 2012 16:38
    Слава советским воинам-героям, освободителям Европы и мира!
    Не знаю, стоило ли разменивать жизни наших парней на дома Белграда, но мы все же освободили город, от нацистской мрази.
    А британцы освободили Грецию от греков. Демонократы всегда правы. Если на их стороне сила.
  14. Центавр
    +9
    25 октября 2012 16:58
    Скрипя зубами и сжимая кулаки am , в который раз отчаянно жалею, что не мы вместе с Берлином, Лондон и Вашингтон не взяли angry ...
  15. Larus
    +5
    25 октября 2012 17:08
    Статье однозначно +,Но вот сколько раз говорил что таким "подвиги" дерьмократов надо всегда показывать и рассказывать.А лучше собрать родственников убитых дерьмократией и поставить памятник жертвам дерьмократии.
    1. +3
      25 октября 2012 20:48
      ВЫ шо, нельзя, а то выяснится шо число репресированных 24- 53гг. значительно меньше погибших от ельцинской "демократии"1991- 2012 .
      ТАК НЕЗЗЯ!
  16. +1
    25 октября 2012 18:26
    Жаль не помогли грекам. Не знаю, не эксперт, возможно было или нет, но нужно. Сам погибай а товарища выручай (испокон веку так воевали).
    1. Larus
      +2
      25 октября 2012 18:43
      Может и можно было бы с помощью тех же югославских партизан.Но как говорится если бы да кады,а получилось так,как получилось.И теперь замазав свои зверства во всём мире эти самые крестоносцы ковыряют нековыряемое и с помощью любителей банки варенья и печенья,коих везде можно найти,круто перевели стрелки на нас и с помощью фальсификаций и приписок пытаются нас склонить к покаянию.
    2. +1
      26 октября 2012 02:29
      да не товарищи они нам,никогда не были,никогда ни будут...........
  17. io_stalin
    +1
    25 октября 2012 18:32
    Николаю Старикову за статью большое спасибо.

    Вновь открывающиеся факты истории все больше говорят о скрытых пружинах мировой политики.
    Заставляют задуматься о роли России, противостоянии нашей страны скрытым врагам.
    О вечных наших недоброжелателях, которые всегда завидывали нашим богатствам и просторам!

    Вспомним дедов и прадедов наших защищавших Родину.
    Низкий им поклон и вечная память!
  18. +2
    25 октября 2012 20:44
    Спасибо за статью, на старости лет все больше убеждаюсь - века не изменили отношение англичан к остальному миру.
  19. mazdie
    +2
    25 октября 2012 22:23
    У меня вообще иногда, создается впечатление, что англоязычная раса это инопланетные захватчики. wassat
  20. 0
    25 октября 2012 23:25
    Цитата: Сахалинец
    Как только мы научимся вести свою линию так же жестко как и они Россия поднимется на тот уровень на котором она и должна быть.

    Не стоит. Такие страны сам Бог наказывает. Вспомните чем была Англия еще 50-100 лет назад. Это была огромная мощнейшая империя с кучей колоний на территории 1/4 Земного шара. И что сейчас Англия? Жалкий остров, голоса своего не имеющий, Штатам вечно подтявкивающий как тот шакал из Маугли. И так было со всеми странами, которые увлеклись подлой политикой вместо честной войны.
    1. 0
      26 октября 2012 02:34
      ой ли,то что они территориально обмельчали не говорит что их отношение к миру изменилось:они всегда создадут возможность желающим испачкать руки кровью......прав был изначально Гитлер-англию надо было стереть с лица Земли
      1. bagira
        0
        26 октября 2012 06:31
        Вот Австралия
    2. bagira
      +2
      26 октября 2012 06:28
      Не всё так просто к сожалению. Английская королева, помимо жалкого острова, является ещё и главой Канады, Австралии, Новой Зеландии и нескольких десятков мелких островных колоний (тех самых оффшоров) по всему миру. Так что Британская империя продолжает существовать, просто она замаскировалась.
      1. bagira
        0
        26 октября 2012 06:32
        Вот Австралия
        1. bagira
          0
          26 октября 2012 06:34
          Вот Новая Зеландия
  21. Pu239
    +4
    26 октября 2012 00:04
    Французы сломались как нация после войны 1812г.
    Но и Англичане хороши.
    Когда танки Манштейна прошли Ардены,
    Англичане КА-А-К дали бечь в Дюнкерк, грузиться домой, бросив союзников!!!
    Позор.

    Но самое пикантное - Манштейн их не торопил. Он ждал.
    Крысиная у них была война.
    1. Братец Сарыч
      0
      26 октября 2012 00:13
      Французы после войны 1812 года еще много и достаточно успешно воевали (кроме 1870 года) - освежите в памяти историю...
      Англичане союзников не бросили - вывезенных из Дюнкерка французов вновь отвезли на фронт...
      1. io_stalin
        +2
        26 октября 2012 00:26
        Да они герои ...ть!!!
        Бежали в спешке до дому...
        Французов они фактически кинули.
        Их уведомили, что мы мол... того....
        А вы тут сами... как-нить....

        Англичане ВСЕГДА бросают союзников, когда им это выгодно.
        Или я чрезмерно неполиткорректен? smile
  22. 0
    26 октября 2012 02:06
    Нужно помнить и знать, что англосаксонская «демократия» всегда приходит в большинство стран по костям ее граждан........Кто бы сомневался,вся история бритов говорит о человеконенавистничестве это островной массы тварей.
  23. +1
    26 октября 2012 05:18
    Нужно помнить и знать, что англосаксонская «демократия» всегда приходит в большинство стран по костям ее граждан.;- хорошо сказано!
  24. bagira
    0
    26 октября 2012 06:31
    Вот Австралия
  25. xan
    0
    28 октября 2012 14:58
    по поводу Греции и всех остальных, кому Россия помогла.
    Как говорил Бисмарк, великой нации постыдно иметь не свои интересы.
    А я еще хочу добавить - тупо, не практично и совсем не рентабельно.
    надо своих солдат беречь, они никогда не предадут и не бросят, с ними живыми Россия сильней
  26. GUR
    0
    29 октября 2012 12:48
    Интригующе начинается статья :"Россию и Сербию связывают традиционные любовь и уважение друг к другу. Но было в истории и такое: русские штурмовали Белград. Чтобы его освободить. И делали это вместе с сербами." И как говорила черепаха из одного мультика :- А ФИНИКИ ТО ГДЕ?? то бишь к чему это "НО"??