Советский бомбардировщик Су-24 скоро уйдет на пенсию

92
Фронтовой бомбардировщик Су-24М пока еще остается основной ударной силой российской тактической авиации, но дни его уже сочтены. К 2020 году основная масса этих бомбардировщиков будет заменена в боевых частях новым бомбардировщиком Су-34. Задуматься о перспективах обновления парка российской фронтовой бомбардировочной авиации заставила очередная авария самолета Су-24М, которая произошла 30 октября в Челябинской области. В настоящее время боеспособность данного бомбардировщика поддерживается, в том числе, и программами модернизации, в частности до варианта Су-24М2.

На сегодняшний день фронтовой бомбардировщик Су-24М удерживает славу самого аварийного самолета российских ВВС. Только в этом году российская армия потеряла 2 самолета данного типа. А всего с 2006 по 2012 год российская армия в небоевых условиях потеряла 12 машин данного класса, при этом, начиная с 2000 года, бомбардировщики Су-24 не попадали в ленты новостных агентств в связи с авариями только в один год – 2005. Чаще всего летчики катапультировались и оставались живы, но были и жертвы.

Су-24 – это советский, а позднее и российский фронтовой бомбардировщик, обладающий крылом изменяемой стреловидности. Выпуск самолета в различных вариантах продолжался до 1993 года, всего было выпущено порядка 1400 бомбардировщиков. Самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по противнику днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, в том числе и на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. По состоянию на 2011 год средний возраст бомбардировщиков данного типа в составе ВВС России составлял 25-27 лет. Первоначально предполагалось заменить 60-70% данных бомбардировщиков новыми Су-34, а остальные модернизировать до уровня Су-24М2, но после ряда авиакатастроф было принято решение о полном списании данных самолетов к 2020 году. Также в 2012 году была опубликована информация о полном снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь.
Советский бомбардировщик Су-24 скоро уйдет на пенсию
Фронтовой бомбардировщик Су-24М2

Су-24 был способен развивать максимальную скорость в 1 700 км/ч, боевой радиус машины на сверхзвуковой скорости составляет 560 км. Самолет был вооружен шестиствольной 23-мм автоматической пушкой (боезапас 500 снарядов), а также имел 8 точек подвески для управляемых и неуправляемых ракет, бомб (свободнопадающих и корректируемых), дополнительных пушечных контейнеров, а также подвесных контейнеров целеуказания «Фантасмагория». По состоянию на 2012 год в составе ВВС России находится до 224 бомбардировщиков Су-24 (в том числе 40 Су-24М2). Еще 51 самолет находится на вооружении ВМФ России.

Су-24 всегда считался достаточно сложной для пилотирования машиной, самолет обладает высоким уровнем аварийности. Только во время проведения комплекса летных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия машины на вооружения, количество катастроф с его участием доходило до 5-6 в год. По словам бывшего заместителя главкома ВВС России Виктора Кота, на 1998 год Су-24 был самым аварийным самолетом российской авиации, всего было потеряно около сотни боевых машин.

Модернизация бомбардировщиков до уровня Су-24М2 позволяет продлить срок их эксплуатации на 12-15 лет. В процессе модернизации на самолет устанавливается новая навигационная система, которая при помощи интеграции данных, поступающих от различных источников, способна обеспечить достаточно длительный полет машины на высоте 30-50 метров (кратковременно на высоте 10-30 метров), а также авионика. Также была расширена номенклатура используемого вооружения, в его состав были включены системы высокоточного оружия, такие как ракеты Х-59М и Х-31П. По номенклатуре используемого вооружения фронтовой бомбардировщик Су-24М2 близок к своему современному сменщику Су-34.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М

В результате модернизации до версии Су-24М2 самолет не претерпевает внешних изменений, при этом внутри бомбардировщика место тяжелых, громоздких цифровых приборов, относящихся к 3-му поколению, занимают современные компактные цифровые системы и мультиплексные каналы самолетов, относящихся к поколению 4+. Подверглась изменениям и кабина летчиков, а также состав вооружения. При модернизации машины основное внимание было уделено «подтягиванию» фронтового бомбардировщика к современному уровню и продлению срока его использования. В ходе модификации эксплуатационный ресурс самолета возрастает на 15% по сравнению с базовым Су-24М, а боевая эффективность сразу на 30%.

В ходе модернизации импульсная РЛС предупреждения о столкновении с землей «Рельеф» претерпела серьезную доработку. Теперь она предоставляет информацию по огибанию рельефа местности не только по горизонтали, но также и по вертикали. Соответственно с этим для получения новых данных была модернизирована и прицельно-навигационная система бомбардировщика, которая получила наименование ПНС-25 «Тигр-2». Модернизация прицельно-навигационной системы «Тигр-2» и РЛС «Рельеф» позволило существенно снизить минимальную высоту полета бомбардировщика – до 30 метров, а в экстренных случаях и до 10 метров. При сверхзвуковой скорости и столь малой высоте полета фронтовой бомбардировщик становится практически неуязвимым для ЗСУ и ПЗРК противника. Засечь самолет штатными радиолокационными комплексами и остановить его в таком полете практически невозможно.

Подверглась модернизации и импульсно-доплеровская РЛС «Орион», которая теперь предоставляет существенно больше возможностей картографирования поверхности, применяя 2 режима: базовый средний режим доплеровского облучения луча, а также новый высокий режим с применением синтезированной апертуры. То есть для получения более точной «карты» могут быть задействованы каналы ЛТПС «Кайра». Помимо этого в РЛС была встроена станция целеуказания и радиотехнической разведки, которая позволяет использовать противорадиолокационные ракеты без применения подвесных контейнеров «Фантасмагория». После модернизации дальность обнаружения крупных морских и наземных целей типа «авианосец» или «эсминец» выросла до 150 км, «дом» или «мост» до 90 км, «группы бронетехники» до 30 км. Станция «Орион» обладает зоной обзора механического сканирования по углу места +26 -15 градусов, а по азимуту +-60 градусов.
Фронтовой бомбардировщик Су-24М2

Лазерно-телевизионная прицельная станция (ЛТПС) «Кайра» также подверглась существенной модернизации, характеристики ЛТПС выросли на 30%. В ней стал использоваться цветной телеканал, а увеличение по телевизионному каналу было доведено с 8-кратнного до 23-кратного. Помимо этого удалось улучшить возможности по определению контуров объектов малоразмерных целей на фоне достаточно сложных складок местности. Угол обзора лазерного и телевизионного каналов по углу места составляет +12 -50 градусов, по азимуту +6 -140 градусов. Модернизация ЛТПС позволила обеспечить возможность раннего распознавания и обнаружения малоразмерных целей на удалении до 10 км. Модернизация «Кайры» позволила применять фронтовой бомбардировщик против бронетехники противника в любых погодных условиях.

Однако модернизация достаточно сложной в пилотировании машиной не стала панацей. Не предыдущем авиационно-космическом салоне «МАКС», состоявшемся в августе 2011 года, главнокомандующий ВВС России Александр Зелин отметил, что ВВС рассчитывают приобрести 120 новых фронтовых бомбардировщиков Су-34, из которых будет создано 5 эскадрилий по 24 машины в каждой. Данный самолет уже начал поступать в боевые части – в настоящее время действуют 2 контракта на поставку данных самолетов. Первый из них был заключен еще в 2008 году. По этому контракту предусматривается поставка в войска 32 бомбардировщиков в 2009-2013 годах. В настоящее время российские ВВС получили 16 таких бомбардировщиков, а до конца года, после передачи с завода очередной партии их количество достигнет 26 единиц.

Уже в 2013 году начнется реализация второго крупного контракта, который предусматривает поставку в войска 92 бомбардировщиков в период с 2013 по 2020 год. При этом неисключно, что в ближайшие 2-3 года планы по приобретению фронтовых бомбардировщиков Су-34 будут скорректированы в сторону увеличения – самолеты данного класса жизненно необходимы для российских ВВС. Исходя из заданных темпов строительства, можно предположить, что к 2025 году количество Су-34 в войсках может достигнуть 180 самолетов. В этом случае они полностью заменят в войсках фронтовые бомбардировщики Су-24М и М2, наиболее современные из которых будут отправлены на базы хранения.
Фронтовой бомбардировщик Су-34

Если сравнивать новый тактический бомбардировщик Су-34 со своим предшественником, то можно отметить, что новый самолет обладает значительно возросшими возможностями по использованию систем высокоточного оружия (имеет 12 точек подвески), а также отличается большей живучестью за счет применения бронирования жизненно важных узлов и агрегатов. Больший запас топлива в сочетании с более экономичными двигателями обеспечивает Су-34 больший радиус действия – более 2 000 км. на крейсерской скорости и более 1 100 км. при полете на сверхзвуковой скорости, против 1 000 и 560 км. у своего предшественника. С дозаправкой в воздухе боевой радиус использования Су-34 возрастает до 3 000 км, что позволяет данному бомбардировщику наносить бомбовые удары с территории России по целям в Евразии, Северной Африке, а также прилегающих морях.

Источники информации:
-http://rus.ruvr.ru/2012_11_02/Su-24-sovetskie-bombardirovshhiki-uhodjat-na-pensiju/
-http://tutavia.ru/publ/37-1-0-274
-http://www.gudok.ru/incident/?pub_id=446757
-http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3-34
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    7 ноября 2012 08:07
    Исходя из заданных темпов строительства, можно предположить, что к 2025 году количество Су-34 в войсках может достигнуть 180 самолетов. В этом случае они полностью заменять в войсках фронтовые бомбардировщики Су-24М и М2

    Т.е. примерно 450-460 машин заменим на 180? Ой-ей...
    1. Lacoste
      +8
      7 ноября 2012 08:34
      Лучше 180 новых, чем 450 старых.
      1. +17
        7 ноября 2012 09:38
        Lacoste,


        лучше 450 новых чем 450 старых!
        1. +4
          7 ноября 2012 13:45
          Гражданский,
          лучше 450 новых чем 450 старых!- а еще лучше 500 новых чем450 старых wink
        2. +2
          7 ноября 2012 20:23
          Учитывая то, что армии нового вообще нет, приходится перевооружаться по всем направлениям. Так что никак не получится все вооружение, которое создавалось Советским Союзом десятки лет, поменять 1 к 1 силами России за 10 лет.
          А вообще 34 - ка машина классная, очень хорошо, что она идет в войска.
      2. vaf
        vaf
        +7
        7 ноября 2012 12:11
        Цитата: Lacoste
        Лучше 180 новых, чем 450 старых.


        Неверно.....здесь больше соглашусь с Гражданским drinks
    2. +5
      7 ноября 2012 08:34
      Откуда цифра 450?
      По состоянию на 2012 год в составе ВВС России находится до 224 бомбардировщиков Су-24 (в том числе 40 Су-24М2). Еще 51 самолет находится на вооружении ВМФ России.

      К тому же часть Су-24 (например на Черноморском флоте) меняется на Су-30. Да и флотские могут оформить заказ отдельно от ВВС и в 180 они не войдут (хотелось бы на это надеется....)
      1. Sokol Peruna
        +2
        7 ноября 2012 09:29
        Еще 51 самолет находится на вооружении ВМФ России.

        После разгона Морской авиации ВМФ от ударной авиации остался лишь 43-й ОМШАП базирующийся на авиабазе Гвардейское, в составе которого находится 18 СУ-24 +4 Су-24МР. Да и то только благодаря тому что находится на территории Украины.
        Greyfox
        К тому же часть Су-24 (например на Черноморском флоте) меняется на Су-30.

        Для этого необходимо подписанное соглашение между РФ и Украиной. Да и инфа о закупке 12 Су-30СМ для ЧФ вроде не была подтверждена.
        Да и флотские могут оформить заказ отдельно от ВВС и в 180 они не войдут (хотелось бы на это надеется....)

        Не смогу. Ударная МА ВМФ ныне не существует.
        1. vaf
          vaf
          +1
          7 ноября 2012 12:15
          Цитата: Sokol Peruna
          Не смогу. Ударная МА ВМФ ныне не существует.


          Абсолютно точно,+! МРА как дальней.так и фронтовой больше ..не существует. только в Гвардейском crying
        2. Talgat
          +1
          8 ноября 2012 16:28
          Для этого необходимо подписанное соглашение между РФ и Украиной.
          Так подпишите!
      2. +3
        7 ноября 2012 09:36
        Цитата: Greyfox
        Откуда цифра 450?

        Серийное производство самолетов Су-24 всех модификаций завершено в 1993 году. Всего построено около 1200 самолетов, из них более 770 - Су-24М и его модификаций. К концу 1998 года российская фронтовая авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24 и Су-24М, а также 80 разведчиками Су-24МР и самолетами РЭБ Су-24МП.
        http://vpk.name/news/12631_vvs_rf_poluchili_chetyire_modernizirovannyih_bombardi
        rovshika_su24m2.html
        А вики утверждает, что Су-24МР у нас было все таки 100.
        С другой стороны...
        Если верить источникам типа вот http://www.armstass.su/?page=article&aid=103639&cid=25%3C/ref%3E то в составе ВВС осталось всего 124 сушки. crying
        Тогда понятно, почему численные данные о ВВС у нас засекретили. Чтобы скрыть факт низведения ВВС до совершенно смешных величин...
        1. +3
          7 ноября 2012 09:55
          Андрей, ну чего вы хотите если техника 10 лет можно сказать стояла на земле, из трех бортов один собирали что бы мог взлететь. Особенно это видно по датам инцидентов с Су-24 - перерыв с 1989 по 2000 год
          1. +3
            7 ноября 2012 10:11
            ursul, чего я хочу? Мощных и дееспособных ВС вообще и ВВС в частности. 124 Су-24 в качестве точки отсчета в эти понятия никак не вписываются...
            На мой непросвященный взгляд, для того, чтобы говорить о полноценной фронтовой авиации (и с учетом того, что Су-24 выполняли и разведывательные функции) нам этих самых 34-ых нужно по меньшей мере 300-350.
            1. +2
              7 ноября 2012 10:24
              Я не думаю что после 20 или 25 года закупки в раз прекратятся, Ну а нынешние будет списывать еще рано.
              К
              омандование ВВС России намерено ускорить программу модернизации и обновления парка фронтовых бомбардировщиков Су-24, пишет газета "Известия" со ссылкой на представителя военно-воздушных сил. Как ожидается, модернизация займет не 15 лет, как это предусмотрено в настоящее время, а десять. Это означает, что к 2020 году 60-70 процентов бомбардировщиков Су-24 будут заменены новыми Су-34, а остальные - модернизированы до версии М2
              1. +4
                7 ноября 2012 10:35
                Ну да, остается на это только и надеяться.
                А все потому что ясности в вопросах нету никакой. Должна быть долгосрочная политика в части оснащения ВС, расписанная лет на 30-40 вперед (не менее жизненного цикла оружия) Если, к примеру, хотим иметь 350 Су-34 в составе ВВС при сроке их службы в 30 лет - значит надо выпускать не менее 12 машин в год и даже больше, с учетом того, что сколько-то разобьется (тьфу-тьфу-тьфу) выйдет из строя "от неизбежных на море причин" даже и в мирное время. И с учетом этого планировать и производственные мощности и количество и обучение курсантов-пилотов и т.д. и т.п....решать вопросы с базированием, планировать учения и затраты на них и проч и проч.
                Может, у кого-то в главкомате все это и рассчитано и просчитано, да только.... вряд ли, если честно
                1. vaf
                  vaf
                  +2
                  7 ноября 2012 12:24
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Может, у кого-то в главкомате все это и рассчитано и просчитано, да только.... вряд ли, если честно


                  Очень грамотно излогаешь,просто очень+! drinks
                  1. +3
                    7 ноября 2012 12:27
                    Спасибо:))) drinks
                    1. vaf
                      vaf
                      0
                      7 ноября 2012 12:45
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Спасибо:


                      Чем могу,+! Особенно понравилось про подготовку новых пилотов..их то где брать? А готовить??? Ведь машина очень строга на этапах взлёта и посадки, ограничений больше ,чем на миг-31-м! recourse
                      1. +8
                        7 ноября 2012 13:07
                        В идеале - признать переезд ВВА им. Гагарина в Воронеж коррупционной схемой и "вернуть все взад" am В принципе, полагаю что это возможно - не так много времени еще прошло...
                        Ну а дальше - прикинуть потребное количество выпускников на ВСЕ ВИДЫ авиации и смотреть по пропускной способности того, что еще осталось после усилий наших реформаторов. Возрождать в первую очередь там, где еще остались предпосылки для этого, а если не хватит....Вот если не хватит, тогда придется, плюясь и матерясь, расширять имеющееся и создавать новое на месте недавно уничтоженного старого
                      2. +8
                        7 ноября 2012 13:17
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        В идеале - признать переезд ВВА им. Гагарина в Воронеж коррупционной схемой и "вернуть все взад"

                        А академия Жуковского, которая вначале была слита с ВВА им.Гагарина и переведена в Чкаловское? Нет, уже не склеится. Профессорско-преподавательский уже не соберешь. И, насколько я понял, Сергей говорит о летчиках, окончивших летное училище (академии у них впереди). Их просто нет. Ведь закрывали (под видом реформирования) обычные летные училища, готовившие молоденьких лейтенантов, будущих асов и летчиков-снайперов. А те лейтенанты, окончившие училища, быстренько писали рапорты о списании и уходили в ГВФ, где нехватка летного персонала просто катастрофическая (уж поверьте мне на слово). Летных училищ и гражданских, и военных КАТАСТРОФИЧЕСКИ не хватает. Вот основной вопрос. А самолеты построят, кто летать будет?
                      3. +5
                        7 ноября 2012 13:32
                        Цитата: ССИ
                        Нет, уже не склеится.

                        Полагаю, что Вам виднее. Жаль.
                        Цитата: ССИ
                        И, насколько я понял, Сергей говорит о летчиках, окончивших летное училище (академии у них впереди).

                        Я понимаю, но видите ли, в чем дело - если мы хотим возродить систему подготовки летчиков, обязательно нужен какой-то вот такой центр экстра-класса типа упомянутой академии, даже если он сам и не будет готовить строевых летчиков. Так сказать (простите, если звучит банально) квинтэссенция профессионализма нужна. И опираясь на знания и опыт "мужей ученых, теорию и практику превзошедших" строить уже новую систему образования. Если профессуре не хватает практических навыков (Ни в коей мере не хочу никого оскорбить, я просто понятия не имею что это за люди) - привлекать практиков. Но такой вот "мозговой центр" нужен обязательно
                      4. +4
                        7 ноября 2012 13:48
                        Конечно нужен! Но время летит, летит, а пока ничего не сдвигается с мертвой точки.
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Но такой вот "мозговой центр" нужен обязательно
                      5. +2
                        7 ноября 2012 18:57
                        Ох и здорово излагаете- приятно почитать .Надеюсь умные люди и в МО еще остались, а не только здесь laughing
                      6. SSR
                        +3
                        7 ноября 2012 15:25
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        квинтэссенция профессионализма нужна.

                        + плюс. причем очень жирный плюс.. ведь именно эта самая квинтэссенция... это основополагающее связующее ядро на многие года и поколения.. из этой квинтэссенции рождаются ... даже выразить не могу......
                        По оценке Нины Семёновой, заведующей отделом проблем глобализации и международного сотрудничества в сфере науки и инноваций российского НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере, начальницы отдела ГУ-ВШЭ, в 1990-е годы Россию покинуло не менее 100 тыс. человек с учёной степенью, а ядро российской научной диаспоры (так она называет «совокупность людей, россиян по происхождению, долгие годы работающих и живущих за рубежом») составляет не более 35 тыс. человек.
                      7. vaf
                        vaf
                        +4
                        7 ноября 2012 14:05
                        Цитата: ССИ
                        А самолеты построят, кто летать будет?


                        Серёга,нас .."пригласят"...обратно.... lol

                      8. +5
                        7 ноября 2012 14:11
                        Цитата: vaf
                        Серёга,нас .."пригласят"...обратно....

                        И полетим, куда ж мы денемся!
                      9. +1
                        7 ноября 2012 20:35
                        Искренне надеюсь, что вид из вашей кабины будет другим. Да и вид кабины - тоже.
                      10. vaf
                        vaf
                        +1
                        7 ноября 2012 13:18
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        Вот если не хватит, тогда придется, плюясь и матерясь, расширять имеющееся и создавать новое на месте недавно уничтоженного старого


                        Скорее всего будет вот так..как ты говоришь+ what ...но "академии Жугарина" это уже всё......финиш crying
                      11. +3
                        7 ноября 2012 13:33
                        Очень жаль.
                      12. mazdie
                        +3
                        7 ноября 2012 21:49
                        Я думаю когда все начнет восстанавливаться Вас пригласят УЧИТЬ молодых, причем за неплохое жалование. Мне бы этого очень хотелось.
                      13. +2
                        7 ноября 2012 20:28
                        Долго нам еще будет аукаться реформаторский порыв. Присчем это относится не только к Табуреткину. У нас вообще реформаторов в правительстве, начиная с ДАМ - как собак.
                        И, к сожалению, как собак нерезаных. sad
            2. vaf
              vaf
              +1
              7 ноября 2012 12:18
              Цитата: Андрей из Челябинска
              На мой непросвященный взгляд, для того, чтобы говорить о полноценной фронтовой авиации (и с учетом того, что Су-24 выполняли и разведывательные функции) нам этих самых 34-ых нужно по меньшей мере 300-350.


              ну почему непросвящённый? Очень даже грамотный взгляд, с учётом наших территорий и предпологаемых ТВД+! soldier
              1. +4
                7 ноября 2012 12:53
                Дело за малым - убедить МО в правильности моих расчетов laughing
                1. vaf
                  vaf
                  +4
                  7 ноября 2012 13:20
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  убедить МО в правильности моих расчетов


                  если бы ты предоставил расчёты.обосновывающие необходимость приобретения имеено мебели из английского дуба.да ещё века так 17-18-го и при этом "высчитал" для них "нормальный откат"..вот тогда бы да..приняли на ура, а так для них что ВВС, что Би-Би-Си...одинаково "звучит"! lol
                  1. +3
                    7 ноября 2012 14:08
                    Цитата: vaf
                    если бы ты предоставил расчёты.обосновывающие необходимость приобретения имеено мебели из английского дуба.

                    Нееее, это для меня слишком сложно. Вот рассчитать экономическую выгоду от вывода из состава МО некоторого количества мебельного дуба, причем не английского, а самого ни на есть отечественного розлива - это да, за это я бы взялся laughing
                    1. vaf
                      vaf
                      +4
                      7 ноября 2012 15:09
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      от вывода из состава МО некоторого количества мебельного дуба, причем не английского, а самого ни на есть отечественного розлива - это да, за это я бы взялся


                      ну я так думаю, что процентов 90 форумчан быстренько кинулись тебе на помощь fellow я в первых рядах!+! soldier

                      Тебе то же фотку от ребят из Гвардейского..... good
            3. bobon_
              0
              7 ноября 2012 15:30
              ....менные условия ... в качестве альтернативного - в прямом и переносном смысле, предлагаю рассмотреть А-10!...сколько лет, но до сих пор в строю!...в данном случае всё таки стоит учитывать аспекты работы штурмовой авиации - наличие средств РЭБ и поддержки истребительной авиации – как нынче выражаются «авиация завоевания превосходства в воздухе». но вопрос о том. кто летать будет? как означено в этой теме - гораздо острее...
          2. +5
            7 ноября 2012 10:14
            Могу добавить из собственного опыта. Даже после нахождения самолета в ТЭЧ, при прохождении тяжелых форм, после 2-3 месяцев на земле - отказы как из рога изобилия. И не только по БРЭО, но и по железу. А уж после года стояния....
            1. +6
              7 ноября 2012 10:43
              наиболее современные из которых будут отправлены на базы хранения.

              Знаем мы эти базы хранения, металлолом через пол года. Но не об этом, как заклинание автор все время в статье в каждом абзаце повторяет "аварийный" - может и так но для такого колличества и такого срока службы если раскинуть на все время эксплуатации то не так все печально, я бы назвал его сложным самолетом и в обслуживании в том числе, одни плоскости чего стоят.
              Замена на новые это хорошо конечно, но еще 6 лет придется летать на 24ых (а скорее всего больше), а о его списании уже громогласно заявляют, то есть денег на модернизацию давать не будут, действительно за чем, но тогда хоть о летчиках подумайте.
              1. +4
                7 ноября 2012 11:04
                Очень здравая мысль, очень здравая!
              2. vaf
                vaf
                +2
                7 ноября 2012 12:28
                Цитата: klimpopov
                Знаем мы эти базы хранения, металлолом через пол года.


                Клим.приветствую, ну базы -базам рознь....во Ржеве,Воздвиженке.краснодаре. короче при заводах..более или менее нормально, если только машина на 2списание" не идёт. тогда да....её "дербанят" по полной!
                1. +3
                  7 ноября 2012 12:46
                  Приветствую! Ну вот даже автомобили взять, пару месяцев стоит и все, кердык, сколько ЗИЛов по лесам валяется (сейчас специально не уточняю). С самолетами таже картина, денег на их хранение выделять не будут, а те что будут, разворуют, вобщем у нас если машина на консервацию то это приговор, а по 24тому, батя говорит очень капризная машина, и он вообще не прощает ни чего ни пилотам ни обслуге...
                  1. vaf
                    vaf
                    +3
                    7 ноября 2012 13:29
                    Цитата: klimpopov
                    а по 24тому, батя говорит очень капризная машина


                    Правильно твой батя говорит....единственный самолёт имеющий ограничение по минимальной скорости 450 км/час на крыле 16гр и при этом эта же скорость является максимальной скоростью выпуска закрылков.которые при всё прочем выходят от электических цепей. а не гидравликой, поэтому всегда рука на кнопке и смотришь, что бы не было асинхронного выпуска.

                    ну и куча всякого другого.....

                    А так автор не прав....режим А на локаторе был всегда, поэтому при грамотном использовании можно было заходить на посадку при видимости 0 на 0 на любой аэродром или участок дороги без всяких РТС аэродрома и при этом использовать директорный режим.

                    По Контуру. все высоты типа 10-30-50 это только на "руках"(в директорном режиме по ППВ), а в "автомате" только 200 метров,т.к. ниже 130 метров срабатывает автомат увода (стабилизатор сразу 6 гр на кабрирование и вперёд вверх).

                    Всегда режим был только по высоте, а не по курсу и его до сих пор нет....

                    Ограничение по скорости М-1.35 сейчас на больших высотах и 1240 км/час на малых.

                    Про тактический радиус в 560 км/час. да ещё и на сверхзвуке..это вообще..."песня" lol

                    ну и так далее.....
                    1. +4
                      7 ноября 2012 13:39
                      Цитата: vaf
                      в "автомате" только 200 метров,т.к. ниже 130 метров срабатывает автомат увода (стабилизатор сразу 6 гр на кабрирование и вперёд вверх).

                      Да, все остается. Представь себе, на пассажирских самолетах, Н=130 м (по РВ) - это высота включения автопилота. Летуны ждут не дождутся этой высоты (5-10 с в зависимости от вертикальной скорости), включают АП и любуются видами. Но и на посадке, до 130м - автомат (можно и до обжатия носовой, но не все аэропорты под 3-ху оборудованы), а дальше - автомат увода, ежели прощелкаешь....
                      1. vaf
                        vaf
                        +2
                        7 ноября 2012 14:27
                        Цитата: ССИ
                        включают АП и любуются видами.


                        Вот поэтому у них и Чп на посадках частенько.т.к. привыкли только в АЗП заходить, а вот что бы самому ..на руках, как положено...это пусть "дядя пашет"!

                        Ну а про взлёт это вообще песня....5-10 м/сек вертикальной и АП "жём2 практически над болижним.....даа....нам так не жить lol

                      2. +2
                        7 ноября 2012 15:15
                        5-10 вертикальной... Нет брат шалишь, они до 20-30 иной раз задают еще на земле, на 130 включают выход на эшелон, а вот когда к высоте эшелона подходят и ломается траектория, то перегрузка до +1 подскакивает - это на воздушных судах гражданского флота. Зато экономия топлива и премии от авиакомпании.
                      3. vaf
                        vaf
                        0
                        7 ноября 2012 15:48
                        Цитата: ССИ
                        Нет брат шалишь, они до 20-30 иной раз задают еще на земле,


                        "Бедные" пассажиры. lol хотя на Яках и Тушках с верхним стабилизатором то же кабрирующий момент дай боже и вертикальную можно загнать легко..вплоть до выхода на второй режим.

                        Хотя.....20 метров...как в скоростном лифте....почти wink

                        Вот на таком бы их...прокатить....., что бы почуствовали разницу...... wink

            2. vaf
              vaf
              0
              7 ноября 2012 12:26
              Цитата: ССИ
              Даже после нахождения самолета в ТЭЧ, при прохождении тяжелых форм, после 2-3 месяцев на земле - отказы как из рога изобилия


              Серёга,привет, абсолютно центрально,+! после облёта журнал замечаний...страниц не хватало recourse

              А после "раскрнсервации" так вообще.....недаром облёты планируются только днём и в ПМУ и не ниже уровня зам.комэски!
              1. +3
                7 ноября 2012 12:59
                Цитата: vaf
                Серёга,привет, абсолютно центрально,+! после облёта журнал замечаний...страниц не хватало

                А после "раскрнсервации" так вообще.....недаром облёты планируются только днём и в ПМУ и не ниже уровня зам.комэски!

                + Здорово, Серега! Знал, что на 24-м обязательно появишься! Здоровья тебе и удачи!!
                1. vaf
                  vaf
                  +1
                  7 ноября 2012 13:43
                  Цитата: ССИ
                  Знал, что на 24-м обязательно появишься


                  ну а как же без этого...такую "ласточку" хоронить начали. только "победили" наконец-то Погосяновского "Гусара" и начали "Гефест" ставить и..на тебе....списывать собрались????

                  А воевать на чём собираются???

                  Вот свеженькая М2...этого года! fellow

                  1. +3
                    7 ноября 2012 13:50
                    Красавец! Муха не сидела!
                    1. vaf
                      vaf
                      0
                      7 ноября 2012 16:03
                      Цитата: ССИ
                      Красавец! Муха не сидела!


                      Серёга, я тут для тебя "фильмец" приготовил...как ираз по теме о "нарушениях2 ИЛЭ при взлёте.......чем могло закончиться...сам понимаешь crying

                      1. +2
                        7 ноября 2012 16:15
                        Он что, задел колесами грунт за ВВП? Или это от двигателя так?
                      2. vaf
                        vaf
                        +3
                        7 ноября 2012 16:31
                        Цитата: Wedmak
                        Он что, задел колесами грунт за ВВП?


                        у нас не так говорят,+ drinks а ..правильнее будет озвучить так-"сошёл" на грунт, но...до этого слава богу не дошёл....ушли с аппарели (следов на грунте не было), а вот земля вздыбилась уже от пламени и струй форсажей,т.к. на Бекфайере они общей длинной 15-17 метров.

                        Для наглядности фото ночного взлёта, правда качество не очень. а так видно в пламени все 5 контуров (кольца) smile

                      3. +2
                        7 ноября 2012 16:34
                        Спасибо, но выглядело конечно жудко. Кстати, да, хотел спросить, откуда такие кольца? Иногда даже днем заметны, особенно на истребителях.
                      4. +2
                        7 ноября 2012 16:52
                        А, нашел - скачки уплотнения из-за цикличного изменения скорости струи газов. smile Гугл рулит!
                      5. vaf
                        vaf
                        0
                        7 ноября 2012 17:08
                        Цитата: Wedmak
                        Кстати, да, хотел спросить, откуда такие кольца? Иногда даже днем заметны, особенно на истребителях.


                        Как бы тебе по проще то объяснить recourse ..ну короче говоря кольца в форсажном пламени это так называемые скачки уплотнения, образующиеся из-за периодической перемены скорости в струе газов при взаимодействии с атмосферным воздухом. +drinks

                      6. +3
                        7 ноября 2012 16:33
                        Да не задел, а проехался за полосой по грунту, хорошо лето и сухо...
                      7. vaf
                        vaf
                        0
                        7 ноября 2012 16:58
                        Цитата: ССИ
                        а проехался за полосой по грунту,


                        серёга,там след был от левой тележки так метра 3 всего, но к приезду комиссии следы были только на сопряжении
                      8. +4
                        7 ноября 2012 16:32
                        Они, что с ума съехали? Я недопонял, а какая стрела у них была? Ведь моторы-то теперь проверять надо, чего они нахватали при таком взлете. И где такие лихачи летают?
                      9. vaf
                        vaf
                        -1
                        7 ноября 2012 16:56
                        Цитата: ССИ
                        Они, что с ума съехали?


                        Это как раз к твоему коменту о 20-30 метрах вертикальной .устанавливаемых "гражданами" ну и так далее про экономию и премии.

                        Цитата: ССИ
                        И где такие лихачи летают?


                        разве не узнал? В Шакаловке, июль 2008 года wassat

                        Цитата: ССИ
                        Я недопонял, а какая стрела у них была?


                        там всё в норме-20 гр,на 30 закрылки бы не вышли, да и предварительном осмотре сразу бы заметили.

                        Цитата: ССИ
                        Ведь моторы-то теперь проверять надо, чего они нахватали при таком взлете


                        Всё предельно банально....обучение молодого пополнения 9вывоз молодого кк с разновесом)-лето.жарко,МК175 (помнишь наращивали торец на 500 метров в сторону гарнизона?), так вот а старая РД прямо с истребительной стоянки влево, ну вот на неё и сернули (550 метров полосы долой), ну а дальше ..показ возможностей Бэкфайера (хорошо, что взлётный вес нормальный был 110 тонн, а то бы...100% полный рот земли набрали бы)
                        ну вот и как ты говоришь....в целях экономиии, по гэвээфовски...без остановке на исполнительно и с розжигом форсажей в процессе разбега....итог видел....

                      10. +4
                        7 ноября 2012 18:26
                        Да, уж ГВФ отдыхает, хотя... В сети гуляло видео, как Ил-86, где-то а арабии без шасси сел. Они, видите-ли забыли их выпустить. У меня запись объективного была, интересно. Или случай с Ту-154 Дагестанских авиалиний... Они из Внуково взлетели, а подкачку в расходный бак не включили. Дошли до эшелона и стали у них моторы вставать. Только 3-й остался на несколько минут. С первого захода в Домодедово промазали, почти поперек полосы сели.....
                      11. +2
                        8 ноября 2012 08:01
                        Так, они метров 400 полосы потеряли......, если сразу с рулежки
                  2. olp
                    +2
                    7 ноября 2012 13:52
                    кстати поговаривают что новые Су-30СМ заменят старые Су-24(без М) в авиации Черноморского флота в Гвардейском.
                    это правда?
                    1. vaf
                      vaf
                      0
                      7 ноября 2012 14:48
                      Цитата: olp
                      новые Су-30СМ заменят старые Су-24(без М)


                      Олег "слухи " такие есть, но не более чем.т.к. су-30СМ пока ещё по факту нет и когда будут.... recourse
                      А в 43-м полку пока Су-24МР остаются а простые "тэшки" меняют на Су-24М2, правда не понятно на какие Гусаровские или Гефестовские,т.к. изначально Гусар -это и был М2 . а Гефест это так и остался су-24М, ну как с Ту-22М3М та же история.... what

                      Вот кстати, редкие снимки " работы" МР-ок с Гвардейского.....облёт фрегата НАТО в чёрном море...

                    2. vaf
                      vaf
                      +4
                      7 ноября 2012 14:54
                      Цитата: olp
                      новые Су-30СМ заменят старые Су-24(без М)


                      Олег "слухи " такие есть, но не более чем.т.к. су-30СМ пока ещё по факту нет и когда будут.... recourse
                      А в 43-м полку пока Су-24МР остаются а простые "тэшки" меняют на Су-24М2, правда не понятно на какие Гусаровские или Гефестовские,т.к. изначально Гусар -это и был М2 . а Гефест это так и остался су-24М, ну как с Ту-22М3М та же история.... what

                      Вот кстати, редкие снимки " работы" МР-ок с Гвардейского в 2008 году.....облёт фрегата НАТО в Чёрном море...
                      1. +2
                        7 ноября 2012 17:37
                        Пару в этом месяце должен отдать, пока проблем особых, кроме "бумажных" не вижу. На след.год поболе лишь бы " небожители" ни чего не поменяли , но здесь от завода увы ничего не зависит.
                      2. vaf
                        vaf
                        0
                        7 ноября 2012 17:53
                        Цитата: Устин
                        На след.год поболе лишь бы " небожители" ни чего не поменяли , но здесь от завода увы ничего не зависит.


                        Ну что можно пожелать?,+ Только удачи и спокойной и нормальной плановой работы, без "дергатни" и ..."рехформирований"! drinks
                    3. vaf
                      vaf
                      +1
                      7 ноября 2012 18:12
                      Цитата: olp
                      заменят старые Су-24(без М) в авиации Черноморского флота в Гвардейском.


                      Пока "ветераны" ещё в строю,+ soldier







                      1. olp
                        +2
                        7 ноября 2012 19:55
                        а есть какие-либо однозначные внешние отличия между Су-24М, Су-24М2 (Гусар) и Су-24М (Гефест)?
                      2. vaf
                        vaf
                        0
                        7 ноября 2012 21:49
                        Цитата: olp
                        однозначные внешние отличия между Су-24М, Су-24М2 (Гусар) и Су-24М (Гефест)?


                        Практиески никаких...только надпись на воздухозаборнике Нефест и логотип

                        Вот Гефест ,логотип сразу же за бортовым номером....



                        Вот М2 Гусар....




                        Ведущая пара Су-24М2, ведомая су-24М

                      3. 77bor1973
                        +4
                        7 ноября 2012 21:27
                        Ребят сразу всё списывать это бред, у амеров А -10 летают и летают и никто их списывать не думает . Что до высокой аварийности то самолёт наиболее массовый в ВВС и наиболее эксплуатируемый - кто не летает тот и не падает...
                      4. +4
                        7 ноября 2012 21:40
                        Цитата: 77bor1973
                        у амеров А -10 летают и летают и никто их списывать не думает

                        Это очень верное замечание. И Бородавочник не менее, а может и более, аварийный самолет, но его модернизируют и модернизируют....
          3. vaf
            vaf
            +1
            7 ноября 2012 12:17
            Цитата: urzul
            ну чего вы хотите если техника 10 лет можно сказать стояла на земле, из трех бортов один собирали что бы мог взлететь


            Андрей.так со всей мат.часть было+.... начиная с 90-х годов, везде самолёты..."доноры"! crying
      3. vaf
        vaf
        0
        7 ноября 2012 12:13
        Цитата: Greyfox
        меняется на Су-30


        Для этого их ещё надо испытать и принять на вооружение, а потом уже пытаться заменить!
    3. vaf
      vaf
      +1
      7 ноября 2012 12:10
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Т.е. примерно 450-460 машин заменим на 180? Ой-ей..


      Андрей,привет! Что-то ты многоватисто насчитал 450 шт?+ wink

      Реально раза в два меньше...по пальцам двух рук места базирования пересчитать можно!

      А самолёт, при всей его сложности очень зря так рано "в утиль" списывать.
      на сегодняшний день единственная машина( ну кроме су-34-х конечно), которая способна применять все средства АСП и днём и ночью и в любых условиях .

      А вообще в статье очень много "ляпсусов" по техническим возможностям самолёта.
      1. +5
        7 ноября 2012 12:26
        Сергей, приветствую !
        Цитата: vaf
        Что-то ты многоватисто насчитал 450 шт?+ wink

        Да, погорячился - все время забываю, что это по состоянию на 1998 г столько числилось...Главком вообще заявил что на крыле - только 124 (но не считая Су-24МР)
        Однако ж я категорически не согласный с тем, чтобы считать потребность в авиации исходя из сегодняшнего ее состояния.
        Цитата: vaf
        А самолёт, при всей его сложности очень зря так рано "в утиль" списывать.

        Да, понятно, но ведь в 2020-2025 гг самым новым самолетам ужо за 30 станет...
        1. vaf
          vaf
          +2
          7 ноября 2012 12:48
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Однако ж я категорически не согласный с тем, чтобы считать потребность в авиации исходя из сегодняшнего ее состояния.


          абсолютно в "дырдочку"!+! lol

          Цитата: Андрей из Челябинска
          понятно, но ведь в 2020-2025 гг самым новым самолетам ужо за 30 станет...


          Ну первым под 20 это уже точно будет.....так что тем наращивать надо ..производства имею ввиду, тогда уже можно будет говорить и о каком-то сокращении чего-либо!
        2. +2
          7 ноября 2012 12:55
          Military Ballance году в 2010 писал о 550 Су-24 всех модификаций (разведывательные плюсанул). Из них около 200 - на хранении. Остальные - в строевых частях ВВС и ВМФ. Итого 550 -100 (МР) и - 200 (просто Су-24 (не М) на хранении) = 250 машин - 50 машин ВМФ = 200. Итого в ВВС не более 200 машин. А реально, скорее всего, меньше. Ведь сколько находится в полетопригодном состоянии - вопрос. Да и каннибализм запчастей продолжался не меньше 10-15 лет. Так что 124 шт - это вполне реально, точнее уже 123...
          Если Су-34 закупят в районе 124-180 шт. - это даже неплохо.
          Вопрос только с разведчиками (может быть, все-таки беспилотники доделают в течении 5-7 лет) и Авиацией ВМФ. Особенно вопросы возникают по последней. Какова будет ее судьба... Ту-22М, вроде бы, у нее уже отняли...
    4. +1
      8 ноября 2012 02:44
      Очень грустная статья! Перед отправкой на пенсию самолёта создайте гарантированное преимущество преемника! А пилоты и их семьи? Времена изменились! НЕ РУБИТЕ С ПЛЕЧА!
  2. +4
    7 ноября 2012 08:52
    Постройка современных самолётов это конечно прекрасная новость, но их количество как всегда удручает. Ну понятно, чтобы воевать, допустим, с Грузией 180 машин хватит выше крыши, но вот если возникнет глобальный конфликт? Новости то все смотрим, что в мире творится знаем.
    1. Везучий
      +1
      7 ноября 2012 13:22
      В глобальной войне будут летать другие аргументы!!! этого количества маловато, но хватит, чтобы обеспечить зашиту страны!
  3. snek
    +3
    7 ноября 2012 09:39
    Советский бомбардировщик Су-24 скоро уйдет на пенсию
    В свете последних аварий можно сказать только одно: пора уже
    1. Splin
      +2
      7 ноября 2012 11:00
      Вы думаете возраст машин виноват? В 2009-ом новенький Ми-28, 8 месяцев назад Ка-52. Может стоит искать первопричину в другом?
      1. vaf
        vaf
        +1
        7 ноября 2012 12:49
        Цитата: Splin
        Может стоит искать первопричину в другом?


        А об этом не хотят просто говорить...вроде бы как...не принято+! bully
    2. vaf
      vaf
      +1
      7 ноября 2012 12:32
      Цитата: snek
      В свете последних аварий можно сказать только одно: пора уже


      нет Николай,очень рановато, очень.....без штанов останемся! soldier
  4. патриот2
    +2
    7 ноября 2012 10:20
    Про фронтовые бомбардировщики годится такая пословица: "лучше меньше, да лучше". Поэтому лучше иметь 180 шт. новейших Су-34, чем 400 шт. устаревших и разваливающихся Су-24, ну а сравнение ТТХ этих машин говорит о том, что модернизация Су-24 это шаг назад (это если трезво, без "любви" авиаторов к этой машине). Поэтому лучшее - враг хорошего. Даёшь ВВС больше Су-34!
    1. +5
      7 ноября 2012 10:38
      Цитата: патриот2
      Про фронтовые бомбардировщики годится такая пословица: "лучше меньше, да лучше"

      Недавно читал о спецвойсках (выскочило из головы, каких, по моему - боевые пловцы, но память изменяет что-то) Так вот на вопрос о норме патронов на стрельбища, ответ был: "Столько сколько нужно для достижения требуемого результата".
      Вот и фронтовой авиации должно быть ровно столько, сколько нужно для достижения требуемого результата, и можно даже чуть побольше - запас карман не тянет и с тылу не нападает.
      1. Везучий
        +2
        7 ноября 2012 13:25
        Чтобы этот запас сделать, нужно гдето денег взять, а потом еще и хранить его в хорошем состоянии
  5. david210512
    0
    7 ноября 2012 11:05
    давно пора но су 34 маловато как то до 2020года
    1. Везучий
      +1
      7 ноября 2012 13:25
      Если все скинутся,я думаю и 1000 штук построят!1
  6. +2
    7 ноября 2012 12:26
    Машин 300 как минимум, и ПАКФА штук 300 еще, для большей надежности.
  7. chenderoni
    +2
    7 ноября 2012 12:52
    а я считаю что нужна соверщенно новая машина . то есть су 24 должен эволюционировать на одно поколение вверх а не глубоко переделанный су 27(34)
  8. +1
    7 ноября 2012 19:38
    Хороший самолет конечно... но пора и честь знать, как говорится!
  9. +1
    7 ноября 2012 22:36
    Считаю что все беды от разгильдяйства в процессе эксплуатации/обслуживания.Су 24 еще О-ГО-ГО!! Просто делать все надо во время и не будут "конуса" теряться. Конечно Су 34 лучше, но уважаемые, зачем сравнивать самолеты с 30-летней разницей в возрасте...
  10. KRAVEN333
    +1
    10 ноября 2012 21:09
    Пора уж, особенно, если вспомнить последнюю аварию.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»