Конвертоплан Ми-30 (проект)

20
Ми-30 – это советский проект многоцелевого конвертоплана, разработка которого началась в 1972 году в МВЗ им. М. Л. Миля, руководителем проекта был М. Н. Тищенко. Внутри КБ у данной конструкционной схемы было собственное обозначение «винтоплан». Главной задачей при создании Ми-30 было обеспечение таких параметров, как дальность и скорость полета, которые превзошли бы показатели вертолетов аналогичного класса. Конвертоплан Ми-30 рассматривался создателями в качестве перспективной замены многоцелевому вертолету Ми-8. В изначальном проекте Ми-30 был рассчитан на перевозку 2 тонн груза и 19 пассажиров, но в дальнейшем грузоподъемность машины была увеличена до 3-5 тонн, а пассажировместимость доведена до 32 человек.

Чтобы понять, о чем же в действительности идет речь, разберемся с тем, что представляет собой конвертоплан. Конвертоплан – это летательный аппарат, обладающий поворотными винтами. Во время взлета и во время посадки винты работают как подъемные, а при горизонтальном полете – как тянущие (при этом подъемная сила обеспечивается при помощи крыла самолетного типа). Конструкция конвертоплана по своей сути достаточно близка самолету вертикального взлета и посадки, но чаще всего их относят к винтокрылым летательным аппарата из-за большого диаметра винтов (сравнимого с размахом крыла) и их конструктивных особенностей. Большие винты, которыми обладают конвертопланы, позволяют им осуществлять вертикальный взлет и посадку. Но в горизонтальном полете они менее эффективны по сравнению с традиционными самолетными винтами меньшего диаметра.

Чаще всего поворотными являются не сами винты, а гондолы с двигателями и винтами (как на американском Bell V-22 Osprey), но можно встретить и такие конструкции, у которых поворачиваются лишь винты, а двигатели остаются неподвижными (к примеру, расположены в фюзеляже). Примером летательного аппарата такой схемы, у которого поворачиваются только винты, можно назвать Bell XV-3. В настоящее время наиболее известным эксплуатируемым конвертопланом является американский военный конвертоплана V-22 Osprey, полетная масса которого составляет 27,4 тонны, а скорость полета в самолетном режиме равняется 463 км/ч, в вертолетном режиме она существенно ниже – 185 км/ч. Данный конвертоплан в состоянии перевести до 24 человек десанта или взять на борт около 5 тонн груза.
Конвертоплан Ми-30 (проект)
Самый известный существующий конвертоплан V-22 Osprey

Идея постройки винтокрылого летательного аппарата – конвертоплана пришла в крупнейшие авиастроительные фирмы мира во второй половине 40-х годов прошлого века. Эта привлекательная идея подразумевала под собой объединение вертолета и самолета. Конструкторы многих стран бились над созданием машины, которая смогла бы совершить вертикальный взлет и посадку при помощи несущих винтов, как вертолет, а в горизонтальном полете вести себя как обычный самолет, благодаря наличию крыла и аэродинамических рулей. Для реализации данной идеи было построено большое количество экспериментальных моделей.

Однако, к сожалению, большая их часть оказалась либо существенно уступающей по совокупности технико-экономических показателей, либо неработоспособной. К началу 70-х годов XX века все же начала вырисовываться перспективная с практической точки зрения концепция, которая принадлежала вертолетостроительной фирме из США – Bell. В данной компании создавали вертолеты двухвинтовой поперечной схемы, оси несущих винтов которых во время перехода в горизонтальный полет могли поворачиваться вперед, при этом несущие винты становились самолетными тянущими винтами. Применение сравнительно несильно нагруженных вертолетных винтов не только обеспечивало безопасность при аварийной посадке в режиме авторотации (во время отказа силовой установки на взлете или в процессе висения), но и обеспечивало машине большие энергетические преимущества в сравнении с другими видами конвертопланов.

В то же время советские конструкторы, реально оценивая большое количество сложностей, связанных с разработкой преобразуемого аппарата, достаточно длительное время относились к разнообразным «сомнительным» проектам скептически. Но концепция, которая была предложена компанией Bell, показалась им убедительной. Большой опыт, имеющийся в фирме Миля по разработке вертолетов поперечной схемы и решении разнообразных связанных с ней проблем динамики и аэроупругости конструкции позволял инженерам надеяться на успех при разработке на МВЗ преобразуемого винтокрылого летательного аппарата, который имел бы поворачивающиеся оси несущих винтов.
Конвертоплан Ми-30 в горизонтальном полете

В 1972 году конструкторы МВЗ им. М. Л. Миля в инициативном порядке создали проект-предложение транспортно-пассажирского конвертоплана, получившего название Ми-30. По имеющейся в СССР терминологии он первоначально назывался вертолетом-самолетом, но позднее милевцы придумали ему свое собственное обозначение – винтоплан. Главной задачей при проектировании Ми-30 было обеспечение летно-технических параметров, в первую очередь дальности и скорости полета. Первоначально он должен был перевозить до 2 тонн груза и 19 человек десанта.

В качестве силовой установки для новой машины планировалось использовать 2 двигателя ТВ3-117, размещенных над грузовой кабиной, двигатели должны были приводить в действие с помощью трансмиссии 2 несуще-тянущих винта, имеющих диаметр в 11 м. каждый. Винты были расположены по концам консолей крыла. Расчетная скорость полета Ми-30 оценивалась в 500-600 км/ч, а дальность полета должна была составить 800 км. Взлетная масса машины – 10,6 т. К исследованиям в рамках реализации данной программы милевцы смогли подключить ЦАГИ. Вскоре совместными усилиями была начата постройка аэродинамического стенда для проведения испытаний модели винта. В то же время конструкторы ОКБ Миля создали экспериментальную летающую радиоуправляемую модель винтоплана, чтобы в полете изучить переходные режимы, управляемость и устойчивость аппарата.

В процессе разработки заказчик захотел увеличить грузоподъемность Ми-30 до 3-5 тонн, а пассажировместимость довести до 32 человек. В результате этого проект винтоплана был переделан под использование 3-х форсированных двигателей ТВ3-117Ф. При этом диаметр несуще-тянущих винтов вырос до 12,5 м., а взлетная масса Ми-30 до 15,5 т. К началу 1980-х годов конструкторы и ученые из МВЗ успели проработать ряд возможных схем, компоновок и конструкций агрегатов машины, провели основательные аналитические исследования проблем динамики конструкции, аэроупругости, динамики полета и аэродинамики, характерной для преобразуемых аппаратов.

Учитывая глубину проработки проекта, имеющийся многолетний заводской опыт решения трудных задач, Комиссия Президиума Совмина СССР по вопросам вооружения в августе 1981 года издала постановление о создании вертолета Ми-30 с преобразуемой несущей системой (винтоплана). Созданное техническое предложение было представлено на рассмотрение заказчика и институтов МАП. Военные одобрили создание машины, но потребовали поставить на винтоплан более мощные двигатели – 2 двигателя Д-136, расчетная масса конвертоплана возросла до 30 т.
Схема конвертоплана Ми-30С

В последующие годы разработки тип используемой силовой установки несколько раз менялся. Рассматривались варианты с 2-мя и 3-мя двигателями ТВ7-117 или с двумя Д-27. Вместе с этим взлетная масса Ми-30 равнялась соответственно 11, 20 и 30 тоннам. На первоначальном этапе осуществлялись фундаментальные теоретические исследования в области аэродинамики и динамики, области прочности, в том числе расчеты некоторых видов неустойчивости, собственных колебаний аппарата, балансировочных характеристик, автоколебаний типа «воздушный резонанс», режимов вертикальной авторотации, «флаттер гондол», «хордовый флаттер» и т.д. Определялись транспортная эффективность винтоплана, масса несущей системы, подбирались параметры винта, оперения и крыла, КПД винта, параметры лопасти винта и напряжения в ней. Разрабатывались разнообразные варианты конструкции винтов, трансмиссии, крыла и других агрегатов.

В итоге создание Ми-30 было включено в госпрограмму вооружения на 1986-1995 годы. К сожалению, в связи с распадом СССР и возникшими экономическими трудностями, винтоплан Ми-30 так и не выбрался из стадии проведения аналитическо-конструкторских исследований. В последний год существования СССР специалисты ОКБ проектировали 3 различных винтоплана: Ми-30С, Ми-30Д и Ми-30Л, обладавших грузоподъемностью в 3,2, 2,5 и 0,95 тонн соответственно и пассажировместимостью в 21, 11 и 7 человек. Первые 2 конвертоплана имели максимальную взлетную массу в 13 т. их планировалось оснастить силовыми установками из 2-х двигателей ТВ7-117, а третий Ми-30Л (массой 3,75 т.) силовой установкой из 2-х АЛ-34. Велись работы и над созданием боевых вариантов.

В начале 1990-х годов изучалась возможность участия МВЗ им. М. Л. Миля в европейских проектах и программах, в том числе «Еврофар» и «Эврика», которые были направлены на создание конвертопланов аналогичных Ми-30. Но в то время в России еще не было условий для организации такого рода совместных проектов.

Источники информации:
-http://www.mi-helicopter.ru/eng/index.php?id=158
-http://alternathistory.org.ua/proekt-vertoleta-mi-30-rossiya
-http://ru.wikipedia.org/
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 ноября 2012 08:56
    вот вот, тоже помню, что у нас конверт разрабатывался, не может быть чтобы Советская власть в чем-то отставала!


    Раз проект готов, надо строить
    1. 0
      2 сентября 2017 13:07
      Цитата: Гражданский
      чтобы Советская власть в чем-то отставала!

      От современных США? Это точно! laughing
  2. +11
    9 ноября 2012 10:07
    Конвертоплан - довольно сложная игрушка. Момент перехода с вертикального взлета в горизонтальный полет, с поворотом моторов, с вращением винтов - это сложно. В Штатах, одно время, даже хотели отказаться от Оспрей. А, между тем, в 1968 г, кажется, или в 1969 (примерно в это время) в КБ Миля был построен В-12, вертолет, у которого подъемную силу создавали винты (2 шт.), а вперед он летел, благодаря тяге турбореактивных моторов. Интересная машина. Его и сейчас можно увидеть, если ехать по Казанской ж/д, в районе платформы Томилино, на территории Московского вертолетного завода им.Миля.
    1. +3
      9 ноября 2012 11:05
      Прошу прощения, платформа Панки, а не Томилино. Давно не ездил в Жуковский на электричке.
    2. Бурелом
      +1
      9 ноября 2012 13:22
      Цитата: ССИ
      А, между тем, в 1968 г, кажется, или в 1969 (примерно в это время) в КБ Миля был построен В-12, вертолет, у которого подъемную силу создавали винты (2 шт.), а вперед он летел, благодаря тяге турбореактивных моторов.
      В-12 летит вперед с помощью несущих винтов как любой вертолет.Наверное вы с Ка-22 перепутали, у которого 2 несущих и 2 тянущих винта.
      1. +1
        9 ноября 2012 14:18
        Да, конечно, но тяга моторов добавлялась к тяге винтов и существенно.
        1. 0
          30 ноября 2016 21:29
          Цитата: ССИ
          Да, конечно, но тяга моторов добавлялась к тяге винтов и существенно.

          Так же, как и в случае с турбовинтовыми двигателями самолетов, реактивная тяга двигателя любого вертолета практического значения не имеет. Так что,ничего "существенного" и в случае с В-12 не было.
    3. +1
      9 ноября 2012 23:45
      В-12 - изделие великолепное в эстетическом плане и не только!!!
  3. 0
    9 ноября 2012 10:08
    Не только МИ30 но и КА22 разрабатывался. http://topwar.ru/10979-ka-22-vydayuschiysya-rekord-sovetskih-aviatorov.htm Другое дело, что американцы свой до ума смогли довести, а советские машины так и остались либо в единичных опытных образцах, либо на бумаге
  4. +1
    9 ноября 2012 10:51
    Конвертоплан крайне ненадёжная конструкция, всякие там вращающийся механизмы и т.д. не надёжно. Самый лучший способ, это укорачивать дистанцию взлёта и посадки путём развития механизации крыла а также его обдува , к примеру Ан70. Для переброски спецназа или отработки особых действий лучше использовать сверхскоростные вертолёты , к примеру Ка 90
    1. Splin
      +4
      9 ноября 2012 11:40
      Тогда уж лучше грузовой автожир создать. - будет винтокрыл.
  5. 0
    9 ноября 2012 11:50
    так вот от куда американцы слямзили свой "Оспрей"
    1. Бурелом
      +2
      9 ноября 2012 13:27
      Bell V-22 Osprey это наследник американского конвертоплана Bell XV-15.Его разработка началась в 1973 году и он совершил первый полет в мае 1977 года
    2. Бурелом
      +4
      9 ноября 2012 13:28
      Bell V-22 Osprey это наследник американского конвертоплана Bell XV-15.Его разработка началась в 1973 году и он совершил первый полет в мае 1977 года
  6. Nechai
    +2
    9 ноября 2012 14:39
    Цитата: TS3sta3
    так вот от куда американцы слямзили свой "Оспрей"

    Не-не-не, Вы что?! Как можно?! Что бы "великие американские инженеры" да что-то у сиволапых нецивилизованных унтерменшей лямзали?! Быть того не может!Ё Это ж СМЕРТИ для них подобно! Всегда только первые и во сём! И ни у кого ни чего не тырили, ни когда. Сами.... Ну покупали, когда им "навязывались", особливо если те господа были из разведсообщества...
    1. 0
      9 ноября 2012 17:06
      да-да, и свой великий проект по распилу бюджета - Фу-35, тоже мериканцы придумали: съели гамбургер, запили колой и придумали. это же не русские-варвары, которые владеют великой страной с её великими людьми, победами, культурой и наукой, только потому что они варвары ... причем не демократические варвары
      1. snek
        +2
        10 ноября 2012 08:25
        А еще американцы с нашего православного Ту-4 свой убогий Б-29 слямзили. Еще был подлый якобы инженер Кристи, который подсмотрел за нашими БТ и сделал якобы свою платформу. Мерзкие англичане выдавали за свой викерс 6-ти тонный наш славный т-26, а еще и движок с нашего миг-15 стырили. А потом еще и всяких сказок напридумывали, мол это все мы у них брали: вот оно - истинное коварство англо-саксов.
        1. +1
          14 июля 2017 10:05
          тут 50 на 50 - что то мы у них , что то они у нас - мы тоже не ангелы в этом, Хрущев в свое время даже купил у Сикорского несколько правительственных вертолетов, которые мы разобрали до винтика
      2. 0
        16 сентября 2017 20:40
        ну справедливсти ради, ф-35 это допиленный Як-141. Толко слепой не увидит сходства
  7. +1
    24 марта 2014 00:12
    Достойный ответ на американский "Оспрей". Машина, которая могла бы очень пригодится не только на флоте (в виде палубного противолодочного/транспортного/ДРЛО), но и в МЧС, может даже на гражданке в местных авиалиниях, где нормальных аэродромов нет (а таких мест наверно много).
  8. 0
    14 ноября 2016 16:21
    Схему конвертоплана рисовал двоечник : горизонтальное хвостовое оперение в районе кабины. Стыдно.
  9. +1
    15 февраля 2017 12:03
    Думаю, наши начальники рассуждают примерно так: "Нужен такой же, как у американцев, но на полтора метра длиннее".
  10. 0
    9 марта 2017 11:23
    конвертопланы разрабатывались много где еще до войны
    но из-за отсталости двигателей и Авионики получались в основном автожиры.
    а машины наподобие оспрея стали возможны примерно в 50-55-е годы с развитием технологий.
    причем, большую роль сыграла гонка технологий двигателей для поршневой боевой авиации