Оружие Посейдона

70
Российский аналог американской корабельной ракеты «Гарпун» рождался в муках больше 20 лет.

В ночь на 24 марта 1986 года на экранах радаров американского крейсера «Йорктаун, находившегося в 70 милях от ливийского побережья, появилась цель. Первоначально ее классифицировали как рыболовецкое судно, однако командир крейсера приказал продолжать наблюдение. Когда расстояние между судами сократилось до 11 миль, на последнем неожиданно заработал радиолокатор, выключившийся после завершения второго оборота антенны. Но этого оказалось достаточно, чтобы на «Йорктауне» с помощью станции радиоразведки классифицировали цель: это большой ракетный катер ливийских ВМС «Эйн Загут» («Ean Zaguit», бывший советский МРК проекта 1234), который находился в дозоре в 20 милях к западу от Бенгази. Катер маневрировал малым ходом, ходовые огни не горели, все радиоэлектронные средства были выключены.

Американский крейсер немедленно выпустил две ракеты Harpoon («Гарпун») – и обе они попали в цель. Первая пробила борт чуть выше ватерлинии и взорвалась в машинном отделении. Катер потерял ход, бортовая сеть была обесточена. В борту образовалась дыра площадью около 20 квадратных метров, через которую начала поступать вода. После попадания второй ракеты на катере возник сильный пожар, так как невыгоревшее и наполовину топливо ракеты взрывом разбросало по кораблю. Пожар усиливался и через пять минут охватил весь катер. С дифферентом на корму он начал быстро погружаться и через 15 минут затонул. Вся команда катера погибла. Это был первый случай боевого применения управляемых ракет «Гарпун», разработанных фирмой McDonnell Douglas и принятых на вооружение ВМФ США в 1980 году.

Оружие Посейдона
Ракета Х-35 (заводской индекс 3М24) предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5 000 тонн. По конструкции она аналогична американской ПКР AGM-84 Harpoon.

Русский проект

С начала 1960-х проектирование противокорабельных ракет (ПКР) в СССР было практически монополизировано В.Н. Челомеем, возглавлявшим ОКБ-52. В 1959 году на вооружение был принят челомеевский корабельный самолет-снаряд П-5. Внешне он действительно напоминал реактивный истребитель. Но, хотя название «самолет-снаряд» прекрасно подходило изделиям Челомея, в СССР в 1959 году этот термин был официально заменен на словосочетание «крылатая ракета».

Последующие корабельные ракеты Челомея П-6, П-35, «Базальт», «Вулкан» и «Гранит», говоря простым языком, были «подросшими» П-5 – большего размера и массы. Если стартовый вес П-5 составлял 5,2 тонны, то у «Гранита» он превысил 7 тонн. А вот американцы тяжелыми ракетами не увлекались – к 1960 году они прекратили работы над корабельными самолетами-снарядами Regulus I и Regulus II.

Почти одновременно с началом работ над «Гарпуном» в подмосковном городе Калининграде в ОКБ «Звезда» началось проектирование аналогичной ракеты, получившей индекс Х-35. Знали ли наши конструкторы о разработках McDonnell Douglas? А если знали, то в каком объеме? Об этом можно только гадать. К концу 1977 года в ОКБ «Звезда» разработали технические предложения по созданию ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35, предназначенного для использования в составе корабельных, вертолетных и самолетных систем вооружения.

Изделие 78

Испытания комплекса «Уран» начались в 1983 году на полигоне «Песчаная балка» под Феодосией. Предварительные испытания состояли из трех этапов. В ходе первого этапа проводились пуски макетов ракет с заводским индексом Х-35 (морской индекс 3М-24). Кроме того, ракеты имели еще одно название – изделие 78. Макеты были снабжены только автопилотом, маршевым и стартовым двигателями. В ходе первого этапа испытаний (с 1983 по 1984 год) с береговой пусковой установки, размещенной в поселке Черноморск (боевое поле полигона), было запущено 6 макетов, и один «ракетомакет» был запущен с морского носителя – ракетного катера Р-44 проекта 206МР.

Второй этап испытаний затянулся на целых 5 лет – с 1985 по 1990 год – началась перестройка. Макеты ракет Х-35 на сей раз были в полной комплектации, а также с телеметрией, отсутствовали лишь активные радиолокационные головки самонаведения. Всего за 5 лет было произведено в общей сложности 26 пусков, 18 с береговой пусковой установки и 8 с катера. Однако успешными были признаны только половина пусков.

Хотя в документации отмечалось, что на третьем этапе тоже запускались макеты, на самом деле это были ракеты Х-35 в полной комплектации, в том числе и с актив-ной радиолокационной головкой самонаведения – их запускали по мишени СМ проекта 1784. Даже в официальной среде не было согласия по этому поводу – в одних документах запуски именовались третьим этапом предварительных испытаний, а в других – летно-конструкторскими испытаниями.

Длился третий этап более 5 лет, с 1992 по 1997 год. За это время было проведено четыре пуска – один с береговой пусковой установки и три с катера, дистанция стрельбы составляла 40 км. Однако успех опять был всего 50% – зафиксировано два попадания в мишень (оба при пуске с катера).

Ракетный комплекс «Уран» имеет авиационные модификации – самолетные ракеты Х-35У и вертолетные Х-35В.

Самостийный саботаж

Испытания ракет в 1992–1997 годах на полигоне «Песчаная балка» проходили в невероятно сложных условиях. И вовсе не из-за финансовых проблем. Несколько раз «самостийники» пытались захватить полигон, а когда им это не удалось, занялись систематическим саботажем – отключали электроэнергию, запре-щали доставку ракет на полигон или закрывали водный район для стрельбы. Тем не менее в конце июня 1999 года на полигоне «Песчаная балка» начались государственные (совместные) испытания всего комплекса «Уран». Первый пуск был произведен 10 сентября 1999 года по мишени СМ-148 (проекта 1784) на дальность 40 км, и он был неудачным – из-за отказа рулевого привода ракеты на участке стабилизации. Второй (14 февраля 2000 года при тех же условиях) был засчитан успешным. Успешным был и третий пуск – по мишени СМ-148 на дальность 120 км (22 марта 2000 г.).

А вот последний пуск – 30 марта 2000 года – окончился неудачей. Стреляла пусковая установка левого борта катера, далее предполагался разворот ракеты на 90 градусов, но стартовый двигатель не отделился. На следующий день, 31 марта, состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение сделать перерыв для анализа причин и устранения недостатков, имевших место в первых четырех пусках госиспытаний. Однако после того как Вооруженные силы Украины сбили над Черным морем российский самолет Ту-154, летевший из Израиля, президент Кучма запретил вообще какие-либо ракетные стрельбы в районе Феодосии (как будто Х-35 может сбить авиалайнер!).

С большим трудом на полигоне «Песчаная балка» удалось провести еще один пуск. 6 марта 2001 года с береговой позиции в поселке Черноморск с боевой машины БРК «Бал-Э» (3К-60) по мишени МКЩ была запущена ракета Х-35 (на минимальную дальность 7 км с доворотом на 90 градусов). Но пуск был неудачным – отказ бортовой системы управления... Повторный пуск решили провести с катера проекта 206МР. Однако из-за саботажа украинских властей осуществить его не удалось. И лишь в начале июня 2003 года состоялся первый пуск ракеты Х-35 второго этапа государственных испытаний, впервые у берегов Анапы, а не Феодосии. Стреляли с катера на дальность 7 км, мишень была поражена прямым попаданием.

Всего в июне произведено девять пусков ракет Х-35, из которых полностью успешных было пять. Все пуски проводились с катера проекта 206МР по мишени СМ проекта 1784М. Но испытателям комплекса, да и самому «Урану» очень повезло, так как при окончании пусков в нужном месте и в нужное время оказалось большое начальство – в Севастополь как раз прибыли министр обороны России и главком ВМФ. Им, естественно, было очень приятно принять на вооружение первый российский (а не советский) ракетный комплекс, который был представлен к сдаче за последние 12 лет. Поэтому итоговый акт о государственных испытаниях «Урана» был отправлен в Москву 28 июля 2003 года. Вскоре корабельный комплекс «Уран» официально приняли на вооружение.

Первым кораблем, оснащенным комплексом «Уран», стал ракетный катер Р-44 проекта 206МР, с которого и стреляли все двадцать лет. Но к лету 2000 года обе пусковые установки комплекса «Уран» перенесли на эсминец «Сметливый», который стал вторым кораблем, оснащенным «Ураном». Однако в 2002 году их сняли с эсминца и вернули на ракетный катер.

Конструкция ракеты Х-35
1. Радиолокационная головка самонаведения. 2. Проникающая боевая часть. 3. Система самоликвидации. 4. Инерциальная система наведения. 5. Радиовысотометр. 6. Воздухозаборник. 7. Топливная система. 8. Турбореактивный двигатель. 9. Рулевой привод. 10. Твердотопливный стартовый ускоритель.


«Уран» в чалме

За рубежом корабельный комплекс имел больший успех. Индия решила вооружить «Ураном» фрегаты типа «Годавари» («Godavari») проекта 16 полным водоизмещением 3850 т, причем первые три фрегата F-20, F-21 и F-22 были вооружены четырьмя одиночными пусковыми установками П-20М (экспортный вариант «Термита»), а следующие четыре фрегата, начиная с F-31, вооружаются уже четырьмя счетверенными пусковыми установками «Уран-Э». В декабре 1999 года фрегат ВМС Индии проекта 16 «Дели» произвел учебные ракетные стрельбы четырьмя ракетами 3М-24Э в Индийском океане. Стрельба производилась по данным собственных средств целеуказания в режиме ручного ввода на дальность 47 км (две ракеты), на дальность 80 км (одна ракета), на дальность 100 км (одна ракета) по позиции из двух морских мишеней типа морской траулер. Все четыре ракеты поразили мишени.

Кроме того, индусы решили установить «Уран-Э» на корветы типа «Кукри» («Khukri») водоизмещением 1350 т. Причем первые четыре корвета строились по проекту 25 (Р-44, Р-46, Р-47 и Р-49) и вооружались двумя спаренными пусковыми установками ракет П-20М. А последующие четыре корвета (Р-61 – Р-64) строились по проекту 25А и оснащались четырьмя счетверенными пусковыми установками «Уран-Э».



Сухопутный брат

На базе корабельного комплекса «Уран» был создан береговой ракетный комплекс «Бал-Э» (3К-60, в литературе упоминается индекс 3М-60). Ракеты комплекса полностью идентичны корабельным ракетам Х-35, а вот наземная часть отличается. В состав «Бал-Э» кроме ракеты входят два самоходных командных пункта управления и связи, четыре самоходные пусковые установки (каждая снаряженная блоком 8 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами Х-35), четыре транспортно-перегрузочные машины и наземное оборудование для технического обслуживания всех машин и подготовки берегового ракетного комплекса к боевому использованию.

Уран или Гарпун

Так уступает ли ракета «Уран» американскому «Гарпуну»? В целом – нет, ее частные преимущества и недостатки по сравнению с американским аналогом могут быть легко компенсированы грамотным тактическим применением. Беда «Урана», как и многих видов военно-морского оружия за последние 200 лет, – некомпетентность российских адмиралов, порой доходящая до абсурда – чего стоит хотя бы требование унифицировать пусковую установку «Урана» с пусковой установкой «Оникса» (псевдоним «Яхонт»). Не меньшую роль играет и желание сэкономить, включая в цену крылатых ракет, идущих на экспорт, стоимость их доводки. А на Западе и государство, и частные фирмы «вылезают из штанов», но доводят «под ключ» крылатые ракеты и лишь затем продают их заказчикам. При этом стоимость разработки покрывается не из первых, а из последующих партий проданных ракет.

Сравнительно тактико-технические данные РК «Уран» и «Гарпун»

«Уран». Длина 4,4 м, максимальный диаметр корпуса 420 мм, стартовая масса ракеты корабельного базирования 520 кг, максимальная дальность стрельбы 130 км, масса боевой части 145 кг.

«Гарпун». Длина 3,8 м, максимальный диаметр корпуса 340 мм, стартовая масса ракеты корабельного базирования 520 кг, максимальная дальность стрельбы 120 км, масса боевой части 227 кг.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 января 2013 10:56
    Условия рождения и вынашивания(конструкторские, испытательные работы), как при сравнении Собак и Слонов. В первом случае-58-71 день, во втором-22месяца.
    Летай "птичка" на радость "родителей" и "печаль" "заклятых друзей" !
  2. +12
    26 января 2013 11:42
    Тактическая противокорабельная ракета Х-35Э

    Противокорабельная ракета (ПКР) Х-35Э предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн и морских транспортов. ПКР Х-35Э могут оснащаться:
    - корабельные ракетные комплексы типа "Уран-Э";
    - мобильные береговые ракетные комплексы типа "Бал-Э";
    - боевые авиационные комплексы тактической и морской авиации, поисково-патрульные самолёты и вертолёты.
    Ракета Х-35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника.
    Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается её небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полёта, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения. Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников
    с сайта изготовителя здесь

    Испытыния БРК "БАЛ" оснащенного ракетой Х-35



    О раете Х-35

    1. +2
      26 января 2013 14:01
      Дальность пуска, км:
      130 (Х-35)
      260 (Х-35УЭ)
      Высота полёта, м:
      на маршевом участке — 10-15
      на конечном участке — 4
      Скорость полёта соответствует М=0,9
      Стартовая масса, кг:
      в варианте корабельного (берегового) базирования — 600
      в варианте базирования самолёт/вертолёт — 520/610
      Боевая часть осколочно-фугасная проникающего типа
      Масса боевой части, кг — 145
      Длина ракеты, м:
      в корабельном (вертолётном) варианте — 4,4
      в самолётном варианте — 3,85
      Диаметр ракеты, м — 0,42
      Тип топлива- жидкое, керосин.


      БРК «Бал-Э»
      Для контроля прибрежной зоны на основе ракеты Х-35 был создан береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э». БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами Х-35Э. Наличие средств обнаружения и управления определяет высокую автономность комплекса, а размещение на колёсных шасси высокой проходимости — высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности.

      В состав БРК «Бал-Э» входят:
      Командные пункты управления и связи — до 2 единиц.
      Пусковые установки — до 4 единиц.
      Транспортно-перегрузочные машины — до 4 единиц.

      1. +1
        27 января 2013 09:41
        приставка "Э" -как понимаю говорит об экспортном исполнени. Очень интересно было б узнать характеристики "для себя"
    2. мамба
      0
      27 января 2013 10:30
      А на плавучей мишени жутковато находиться... belay
  3. VoStattik
    +3
    26 января 2013 11:43
    Хорошее оружие появляется на свет в муках конструкторов.
    1. +1
      27 января 2013 18:27
      В 1970-х годах началась разработка противокорабельных крылатых ракет, летящих на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, которые имели защищенную броней многослойную боевую часть и возможность выполнения на конечном участке траектории сложных противозенитных маневров. Мы опережали америкосов лет на 5.Но в середине 70-х группе спецов разрешили выезд в Израиль, и это когда простой гражданин ждал разрешение месяцами. Ребята, почему то попали прямиком в США. Через пару тройку лет мы стали безнадежно отставать…
  4. +15
    26 января 2013 11:48
    Новая ПКР - это хорошо! Но... Наша длиннее и толще. Вес ракет одинаковый, а ВВ в нашей на 80 кило меньше, следовательно и работа у цели будет меньше где-то на 35%. Конечно, это лучше, чем совсем ничего, но задуматься стоит.
    И упрекать адмиралов в "некомпетентности" не нужно. Военные определяют, какое оружие и с какими характеристиками им нужно. Им воевать. А если конструкторы и промышленность будут пихать в армию и флот все, что "удалось" разработать и создать, то толку будет мало.
    1. Mik Rybalko
      +2
      26 января 2013 17:57
      Наши системы всегда обладали большей массой, к сожалению сказывалась осталось нашей элементной базы, это также относится к самолётам. В электронике мы отстаем от Штатов.
      1. scrack
        0
        26 января 2013 22:59
        Хотелось бы, чтобы ракету сделали сверхзвуковой
    2. beard999
      +10
      26 января 2013 18:13
      Цитата: IRBIS
      но задуматься стоит

      А о чем, собственно, «задуматься»? Первые модификации американской ПКР RGM-84 имели стартовую массу 667 кг http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/harpoon/harpoon.shtml (а по данным англоязычной вики вообще 691 кг), а российская корабельная ПКР 3М24 - 600 кг http://www.ktrv.ru/production/68/673/67/ . Максимальная дальность пуска у американской ПКР - 120 км, а у 3М24 - 130 км. Таким образом, большая масса и меньшее количество топлива, вполне объясняют разницу в массе БЧ между RGM-84 и 3М24.
      Но это даже не главное. 3М24 разрабатывалась в 80-х гг. Как написано на сайте разработчика, данная ПКР «предназначена для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5000 тонн». Т.е. при разработке 3М24 стояла задача создать малогабаритную ПКР для вполне определенных надводных целей. На тот момент ВМФ СССР уже имели на вооружение ПКР: 3М80 с массой БЧ 320 кг, 4К80 и 4К85 с массой БЧ 500 кг, 3М45 с массой БЧ 750 кг, 3М70 с массой БЧ около 1000 кг. На испытаниях находилась 3М55 с 250 кг БЧ, тогда же начались работы над 3М54 с 200 кг БЧ. Поэтому, при разработке ПКР 3М24, никто и не ставил целью непременно воткнуть на нее БЧ близкое по массе к «Harpoon». Хватает ли 145 кг БЧ для НК водоизмещением до 5000 тонн? Как показывает реальный боевой опыт да. 4 мая 1982 г. аргентинцы потопили АМ-39 «Exocet» британский эсминец УРО «Шеффилд», водоизмещением 5350 тонн. При этом, БЧ АМ-39 - 165 кг, при массе ВВ всего 50 кг!
      Таким образом, 3М24 заполнила нишу малогабаритных ПКР, с достаточной массой БЧ для заявленных целей. Более того, даже на следующей модификации 3М24, увеличивать массу БЧ не стали, а увеличили максимальную дальность пуска в 2 раза, со 130 до 260 км, т.к. у нас уже имеются ПКР для всех типов надводных целей, до авианосцев включительно.
      1. мамба
        0
        27 января 2013 11:22
        Цитата: beard999
        Как показывает реальный боевой опыт да. 4 мая 1982 г. аргентинцы потопили АМ-39 «Exocet» британский эсминец УРО «Шеффилд», водоизмещением 5350 тонн. При этом, БЧ АМ-39 - 165 кг, при массе ВВ всего 50 кг!

        Не корректное сравнение по массе БЧ. Ракета пробила борт эсминца на 1,8 м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал таймер взрывателя. По некоторым данным двигатель ракеты ещё какое-то время работал, провоцируя пожар. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса.
        После четырехчасовой безуспешной борьбы за корабль командир приказал его покинуть. К тому времени экипаж потерял 20 человек погибшими и 28 ранеными.
        В конечном итоге, пожар на "Шеффилде" был потушен подошедшими кораблями. Вскоре эсминец взяли на буксир и повели к Южной Георгии, надеясь провести там ремонт, но из этого ничего не вышло. 10 мая корабль затонул на глубине 200 м.
        1. beard999
          0
          27 января 2013 18:19
          Цитата: мамба
          Не корректное сравнение по массе БЧ

          Почему не «корректное»? Нет, то что вы написали правда. С этим не спорю. Но это не отменяет, тот факт, что даже без срабатывания БЧ, эсминец сразу потерял боеспособность, а затем затонул. По любому, масса ВВ в 165 кг БЧ «Exocet» всего 50 кг. На ВиФе в свое время писали что в 145 кг БЧ 3М24 масса ВВ 89 кг, т.е. даже больше чем в «Exocet». И вообще, ПКР с близкой массой БЧ не так мало: «Penguin» Mk 2 Mod. 7 - 120 кг, «Kormoran» - 160 кг, YJ-82 - 155 кг, Type 80 - 150 кг, AGM-65F - 136 кг, «Marte» Mk2 - 70 кг…
          Для борьбы с кораблями водоизмещением до 5000 тонн этого достаточно. Естественно, поражение одной ПКГ не всегда приводит к затоплению корабля, но вероятность потери боеспособности, очень высокая. Можно вспомнить поражение теми же ПКР АМ-39 «Exocet» американского фрегата «Stark», класса «Oliver Hazard Perry» (которые по словам самих же американцев обладает очень высокой живучестью). 17 мая 1987 г. иракцы поразили его двумя ПКР, при этом первая ракета также не взорвалась, но тем не менее оставила в борту пробоину 3,2 х 4,5 метра, вторая АМ-39 взорвалась и вот результат: основные системы и механизмы фрегата обесточились, корабль потерял ход и управление, были убиты 37 человек, 21 ранен. Началась борьба за живучесть. Фрегат был отбуксирован в порт. Восстановительный ремонт занял 2 месяца, капитальный на ВМБ Мейпорт занял около 1,5 лет.
          Таким образом, как показывает боевой опыт, 50 кг ВВ достаточно, что бы лишить боеспособности НК водоизмещением до 5000 тонн.
      2. Бурелом
        +1
        27 января 2013 23:36
        Еще у Гарпуна двигатель J402-CA-400 весит 46 кг. ТРДД-50 около 100 кг
    3. -1
      26 января 2013 22:50
      "Но... Наша длиннее и толще. Вес ракет одинаковый, а ВВ в нашей на 80 кило меньше, следовательно и работа у цели будет меньше где-то на 35%. Конечно, это лучше, чем совсем ничего, но задуматься стоит." Ну? И?.. Ответ: у нашей дальность за 500 км...
      1. 0
        27 января 2013 12:19
        Читайте текст - разность по дальности всего десять километров.
        1. -1
          27 января 2013 17:09
          Все приведённые дальности в открытой печати относятся к Экспортным ракетам... Они не должны превышать 300 км...
          А как вы думаете, за что разработчикам комплекса Уран дали недавно государственную премию? Просто были серьёзно улучшены характеристики: контейнерный Клаб-К с ракетами Х-35 с возможностями Калибров...
          1. Бурелом
            -1
            27 января 2013 23:43
            Цитата: Tektor
            Все приведённые дальности в открытой печати относятся к Экспортным ракетам... Они не должны превышать 300 км...
            И почему дальность в 2,3 раза меньше 300 км? в отличии от экспортных Яхонта, Калибров и Искандера-Э с дальностью впритык.Выше уже написано из-за чего разница
    4. 0
      30 января 2013 23:49
      IRBIS.Поддерживаю ваш комментарий и плюс Уран новее задуматься стоит тем белее я не сомневаюсь что сделать могут лучше.
  5. Misantrop
    +3
    26 января 2013 12:09
    Р-5, упомянутая в статье, тоже в Крыму испытывалась. Ее летные испытания проводил Амет-Хан Султан на аэродроме Багерово под Керчью. Приделали малюсенькую кабину и посадочную лыжу, запускали с самолета. А потом они были на вооружении ВВС ЧФ. В Гвардейском. При выезде на аэродром памятник с ней стоит
  6. +3
    26 января 2013 13:36
    Цитата: IRBIS
    И упрекать адмиралов в "некомпетентности" не нужно. ... . Им воевать

    Старая песня - города сдают солдаты, генералы их берут!
    1. +3
      26 января 2013 13:53
      "Старые песни" здесь не причем. Необходимость оружия и его ТТХ определяются военными для последующей разработки, а не наоборот.
      "Мы тут фиговину изобрели и собрали. Вы подумайте, куда ее поставить и как применять будете." - бред! И здесь у адмиралов возникают справедливые претензии. Или Вы думаете, что в Армии и Флоте поголовно тупорогое командование и руководство?
  7. +7
    26 января 2013 13:39
    А на Западе и государство, и частные фирмы «вылезают из штанов», но доводят «под ключ» кры-латые ракеты и лишь затем продают их заказчикам.-------------неужели?а Ф22,Ф35 тоже под ключ сдали?автору бы пореже загранице в задницу заглядывать.
  8. Mik Rybalko
    0
    26 января 2013 15:27
    Интересно сравнить стоимость Гранита и Х-35, сколько можно выпустить ракет Х-35 по цене громадного Гранита. Да и стая из 100 Х-35 пробъёт систему ПВО АУГ передрузит хвалёный ИДЖИС, успешнее чем 20 монстроподобных Гранитов.
    Класс лёгких ракет показал себя страшным противником флота в 1982-м году. Если б Аргентицам их побольше, и мужества пилотам, то Британский флот понёс бы более серъёзные потери.
    1. +1
      26 января 2013 19:06
      Ну поставлю тогда вопрос кто тебе даст запустить стаю из 100 Х-35. Они ведь не взлетают за 1 минуту
      1. Mik Rybalko
        +3
        26 января 2013 19:13
        Так ведь не с одного носителя, скоординированная атака с разных направлений и разных носителей воздушных, надводных и подводных носителей.
        1. +1
          26 января 2013 19:21
          Уран с ПЛ не запустишь. а кораблям и самолетам слишком близко нужно подойти, да и слабоват он для авианосца. Для Балтики и Каспия еще сойдет
          1. Mik Rybalko
            +2
            26 января 2013 19:25
            А кто говорит именно про авианосец? АУГ состоит не из одного корабля, даже уничтожив или повредив несколько кораблей из походного ордера, уже заставит противника свернуть свои планы. Атомный авианосец конечно исполин, но повредеждённый и лишившийся возможности выпускать своё авиа крыло, не более чем большая груда железа.
        2. 0
          26 января 2013 19:29
          Ну да а носители телепортируються на дальность пуска из мест своего базирования ? Некто не даст тебе собирать ударную группу на расстояния пуска, также после первого пуска ракеты будут запущенные в ответ самолеты и ракеты из АУГ вероятного противника и из 100 ракет взлетит грубо говоря 20-30% Потом я думаю ударной группе нужно будет уже заботится о своем выживании и сбитии ракет и самолетов летящие в ответ на их ракеты wink
          1. Mik Rybalko
            -2
            26 января 2013 19:36
            Цитата: Atrix
            Потом я думаю ударной группе нужно будет уже заботится о своем выживании и сбитии ракет и самолетов летящие в ответ на их ракеты

            Если боишся потерь воевать вовсе не стоит, проще сразу сдаться отдать шельф острова...
            Русские тем и славны что за Родину никогда не боялись умирать
            1. +3
              26 января 2013 19:42
              Этот бред нужно искоренять в нашем сознании жертвовать людьми когда можно избежать потерь, а не посылать людей на верную смерть как свиней на убой. Одно дело героическая смерть, а другое дело бесполезная когда ее можно было избежать.
              1. Mik Rybalko
                -1
                26 января 2013 19:55
                В Российской вере каждый кто погиб защищая отечество герой, а кто скажет что она бесполезное это не нам судить.
                Потери были всегда, войны без потерь не бывает.
                Даже на учениях есть процент потерь...
                1. +4
                  26 января 2013 23:15
                  Цитата: Mik Rybalko
                  В Российской вере каждый кто погиб защищая отечество герой, а кто скажет что она бесполезное это не нам судить.Потери были всегда, войны без потерь не бывает.Даже на учениях есть процент потерь...
                  - тем не менее совершенствовать свою технику именно так, что бы получалось - "я врага убиваю, а он меня - нет!". Я приемлю только такой подход! Не такой, как в песне - "а значит, нам нужна одна победа, одна на всех - а за ценой мы не постоим!". Красивые слова. При всем уважении к героям Великой Отечественной, низкий им поклон, но сейчас эта формула - неактуальна. Платить нечем, что бы за ценой не стоять. Китаю есть чем, Индии - да хоть закушайтесь. России - нечем, и потому израильский подход к конструированию оружия России никак не помешает. А всего делов - вместо нагрузки на солдат уже во время боевых действий лучше по полной "грузить" учеников того же Челомея - зарплату получают? Носят гордое имя конструктора "оборонки"? Пусть пашут и дают продукт - и меня не устраивает слово "НЕ ХУЖЕ" - а именно ЛУЧШЕ (причем ЛУЧШЕ во всех отношениях), нежели твой потенциальный "друг" или ближайший конкурент по торговле в области ВТС. Да, вот так, ни больше, ни меньше. И угрозы применить зарубежные покупки иногда тоже нужно применять - иногда конструкторы тоже охреневают и по просту откровенно ленятся, куда ты денешься, купишь, то, что хуже чем у амеров - на то есть объективные причины, и вообще:
                  Цитата: Mik Rybalko
                  Потери были всегда, войны без потерь не бывает.
                  . Да вот нифига, изольте пахать! Пахать так, как это делали Королев, Шипунов, Сухой, Миль и прочие ВЕЛИКИЕ! Либо освободи место, езжай в Голландию и там убей себя об веревку!
                  1. Mik Rybalko
                    0
                    26 января 2013 23:23
                    В наших КБ засилье конструкторов далеко за пенсионного возраста. Молодёжи там не дают голову поднять, народ приходит и практически сразу разбегаются.
                    По этому конкуренция со стороны зарубежного ВПК их приводит в состояние ступора.
                    Новых идей-то у нас особых нет.
                    1. мамба
                      +2
                      27 января 2013 10:57
                      Цитата: Mik Rybalko
                      В наших КБ засилье конструкторов далеко за пенсионного возраста. Молодёжи там не дают голову поднять, народ приходит и практически сразу разбегаются. По этому конкуренция со стороны зарубежного ВПК их приводит в состояние ступора.

                      Нужно говорить не о "засилье" пенсионеров в КБ, а об отсутствии замены им. Низкие зарплаты для молодых специалистов и невысокие для тех же пенсионеров, недостаточный уровень квалификации молодых инженеров, нестабильное финансирование разработок, разрушенная производственная база, разорванные связи со смежниками, крайне ограниченный выбор комплектующих - всё это отталкивает молодёжь. Они невольно задаются вопросом: "Нафиг мне этот гемор?" Именно этот бардак не даёт им "голову поднять", а отнюдь не заслуженные спецы, всю свою трудовую жизнь пахавшие на свою Родину. И в состояние ступора их приводит безответственное отношение правительства к военным разработкам, наглые распилы бюджета во всех отраслях и на всех уровнях и те крохи, которые лишь иногда доходят до НИРов и ОКРов. Вот им и приходится голыми руками на худой коленке делать то, что амерам не снилось. Вот только пока у нас это дойдёт до серии, амеры успеют придумать что-нибудь по-круче и перевооружиться.
                      Личный вопрос, Mik Rybalko, коли Вы из Самары, в которой мне когда-то довелось служить, где флаг России около Вашего ника?
                      1. Mik Rybalko
                        0
                        27 января 2013 12:32
                        Честно говоря не понял, как прикрепить этот флажок.
                        Работать в конкурентной среде у нас не хотят. Все идеи молодых конструкторов, затаптываются, засильем пенсионеров. На пенсии нужно отдыхать, а не пытаться шлифовать идеи 30, 40 летней давности. про голые руки и худые коленки, в корне не согласен, так современную технику не создают, советская конструкторская школа была, очень серьёзной(сам учился по этой специальности).
                        Простой пример - "Теория надежности" создана в 80-е перед уничтожением ВПК.
                        У нас в науке и технике образовалась пробка из старых идей, которая не даёт Нам создать принципиально новые образцы вооружений и техники.
                      2. мамба
                        +1
                        27 января 2013 13:25
                        Цитата: Mik Rybalko
                        про голые руки и худые коленки, в корне не согласен, так современную технику не создают, советская конструкторская школа была, очень серьёзной (сам учился по этой специальности).

                        А разработчиком довелось поработать? Или судите с чужих слов?
                        Цитата: Mik Rybalko
                        У нас в науке и технике образовалась пробка из старых идей, которая не даёт Нам создать принципиально новые образцы вооружений и техники.

                        Я 15 лет занимался разработками приборов квантовой электроники и хорошо знаю, кто тормозит прогресс в этой отрасли. Кроме того, что я писал в предыдущем посте, следует также упомянуть:
                        - руководителей предприятий, которые боятся брать на себя ответственность за разрадотку новых идей и внедрение новых разработок;
                        - военпредов, грудью встающих на пути новых идей и приборов.
                      3. Mik Rybalko
                        0
                        27 января 2013 13:28
                        пришлось, но отбили желание.. впрочем как у всех однокурсников..
                        Да гнилая цепочка, занимался не приборами гидравликой и механическими системами. Тут застой страшный..
                  2. +3
                    27 января 2013 06:12
                    100 процентов поддерживаю. Солдат должен сидеть в танке или в самолете и не чувствовать себя камекдзе, только потому что извините, наши генералы в мирное время пилили бюджет , давали под козырек и принимали на вооружение устаревшую технику. Ясное дело форумчане зашли потрещали и сели в игрушки играть. Военные же чины должны быть в курсах последних разработок и следить за их появлением у наших "ДРУЗЕЙ" . Патриотизм он никогда не лишний, но согласитесь глупо спорить со снайпером сидя в окопе с винтовкой мосина.
    2. 0
      26 января 2013 22:58
      Интересно сравнить стоимость Гранита и Х-35, сколько можно выпустить ракет Х-35 по цене громадного Гранита. Граниты больше не выпускаются... Цена Х-35 в два раза дешевле Калибров.
  9. Misantrop
    0
    26 января 2013 15:30
    Цитата: Mik Rybalko
    Интересно сравнить стоимость Гранита и Х-35, сколько можно выпустить ракет Х-35 по цене громадного Гранита.

    Если бы ТОГДА были такие ракеты, то АПЛ под них бы сделать было не сложно. Или переделать, работоспособных АПЛ с устаревшими комплексами хватало. Сделают Х-35 с подводным стартом, за Двинском ИМХО не заржавеет wink
    1. Mik Rybalko
      0
      26 января 2013 15:46
      Да, а ведь для Гранита нужно Ту-95РЦ или спутники. А Х-35 легче и проще. в комплексе с легкими носителями(СУ-34, СУ-30) будет очень эффективно. Сколько каналов у С-300? Атаку сотни Х-35, отразить будет ох как не просто.
      И лодки огромные такие для Х-35 не нужны, значит дешевле и построить можно больше. Размер кроме того увеличивает скрытность.
    2. Бурелом
      0
      26 января 2013 19:15
      Цитата: Misantrop
      Сделают Х-35 с подводным стартом
      Чем вам 3М-54 не угодили?
      1. Misantrop
        +4
        26 января 2013 19:38
        Чем? Да тем, что под них строить специализированные АПЛ не требуется
        Просто потому, что они отлично работают из штатных торпедных аппаратов с глубины 30-40м. Тот же практически бесшумный 971 может их взять на борт хоть 40 шт и запускать по 8 шт разом с минимальным интервалом (автомат перезарядки - хорошая штука). Вот только мне больше нравится не "вместо", а "вместе". Всего одна буква разницы, а смысл меняет ощутимо wink Когда у АУГ куча разноплановых угроз, любая из которых смертельна, тогда у стратегов противника резко повышается адекватность laughing
  10. +4
    26 января 2013 16:16
    Да, а ведь для Гранита нужно Ту-95РЦ или спутники
    -
    ПКР "Гранит" разрабатывался для ПЛАРК, потом приспособили для стрельбы с надводных кораблей. Оставьте "Гранит" в покое. Это старая, но довольно хорошая, ракета для ВМФ. И уж на самолет ее точно не нужно вешать.
    1. Mik Rybalko
      0
      26 января 2013 17:53
      Назначение у них-то одно, поразить надводную цель.
      Я не говорю что Гранит плохой, а то что в современных реалиях поразить цель у него шансов не много, это как не хотелось бы Вам а признать придётся. А вот ракет класс Х-35 в мире много, и повоевали они не мало, пример тот же ЭкзоЗет.
    2. politruk419
      0
      28 января 2013 06:45
      Ха, прикинул картинку:" Гранит" подвешен к самолёту. Вынос мозга вчистую. Потому как гранит весит 7 тонн с гаком.
      http://images.yandex.ru/yandsearch?text=3%D0%BC-45%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0
      %B8%D1%82%20%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2F
      www.yaplakal.com%2Fuploads%2Fpost-43-13347361654072.jpg&pos=24&rpt=simage&lr=113
      95
      1. 0
        29 января 2013 01:19
        На 76-й ИЛ можно загрузить. И сбросить. ;)))
  11. +3
    26 января 2013 17:41
    Уран всего лишь неудачная попытка догнать вчерашний день, нужно это признать.При сравнимой скорости и дальности с Гарпуном у нас меньшая БЧ, наземные цели не способна поражать, с подлодки не запустишь. Америкосы уже 40 лет Гарпун улучшают, да и боевой опыт имеется, а мы Уран 20 лет на крыло не могли поставить.В результате лишь приблизились к ракете 70х годов.
    А что касается замены Гранита на Уран - это лодке совсем надо в упор подойти, да и время залпа возрастет - это смерть. Новый дальнобойный сверхзвук пора проектировать
    1. 0
      26 января 2013 18:43
      Согласен, дальнобойная сверхзвуковая ПКР желательна еще и с береговым базированием. Будем надеяться, что уже что-то разрабатывают...
  12. +7
    26 января 2013 17:42
    Гарпуны, Х-35 - это все ракеты тактического радиуса действия для поражения НК противника в пределах дальности собственных средств обнаружения, причем цели в основном классом не более фрегата (до 5 тыс. т). Для борьбы с более серьезным противником понадобятся ПКР оперативного радиуса действия, с дальностью поражения до 500 км. Подойдут доработанные КР из семейства Калибр и Оникс. Но на такой дальности совершенно необходимо внешнее ЦУ - либо ДРЛО, либо спутниковое, лучше оба. Возлагают надежды на спутниковую систему "Лиана" с ИСЗ "Лотос" и "Пион".
    1. Mik Rybalko
      -1
      26 января 2013 18:07
      А КВМС Великобритании, они у Фолклендских островов получили болезненный урок именно от таких ракет. Потеряв 2 фрегата, 2 эсминца, 1 вспомогательный авианосец, 1 десантный корабль.
      1. мамба
        0
        27 января 2013 12:24
        Цитата: Mik Rybalko
        они у Фолклендских островов получили болезненный урок именно от таких ракет. Потеряв 2 фрегата, 2 эсминца, 1 вспомогательный авианосец, 1 десантный корабль.

        Эсминец УРО "Шеффилд" спалила, но не потопила ракета "Exoset AM38".
        Эсминец УРО "Ковентри" был потоплен с помощью НУРС и авиабомб.
        Фрегат УРО "Ардент" был потоплен с помощью НУРС и авиабомб.
        Фрегат УРО "Антелоуп" был потоплен с помощью НУРС и авиабомб.
        Контейнеровоз "Атлантик конвейер", переоборудованный под авианесущий корабль, был потоплен с помощью ракеты "Exoset AM38".
        Десантный корабль "Сэр Галахэд" был потоплен с помощью авиабомб.
        Десантный катер "Фокстрот-4" был потоплен с помощью НУРС и бомб.
        Кроме них получили повреждения:
        - авианосец- "Инвинсибл" от попадания авиабомбы в палубу сзади надстройки;
        - эсминец "Бродсуорд" от попадания авиабомб;
        - десантный корабль "Сэр Тристрам" от попадания авиабомб.
        Аргентинские штурмовики применяли противокорабельные дозвуковые ракеты "Exoset AM38" массой 735 кг с боевой частью массой 165 кг, которые могли поражать цели на расстоянии до 70 км, но только в открытом море, а не в узких проливах.
  13. +5
    26 января 2013 18:25
    Фрегаты я упомянул в числе целей, вспомогательный авианосец (контейнеровоз) и десантный корабль - вообще незащищенные цели, а эсминцы были далеко не Арли Берки, еще и с очень горючими конструкциями.
    1. Mik Rybalko
      +1
      26 января 2013 18:56
      Я задаюсь критерием стоимость-эффектность, что выгоднее для России, держать флот устаревших ПЛАРК с Гранитами, тратя астрономические суммы на их содержания, или строить новые ПЛАРК меньше по размерам с более лёгким вооружением.
  14. Misantrop
    +2
    26 января 2013 19:08
    Цитата: Mik Rybalko
    что выгоднее для России, держать флот устаревших ПЛАРК с Гранитами, тратя астрономические суммы на их содержания, или строить новые ПЛАРК меньше по размерам с более лёгким вооружением.

    Ой, блин, еще один "эффективный менеджер"... Что делать-то? Порезать "устаревшие" ПЛАРК и ждать, пока появятся новые ракеты? Сколько лет еще это придется делать? И потом снова ждать, пока для них сделают лодки? А все остальные всё поймут и не будут все это время беспокоить. Так?
    Не надо рассказывать, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Это и так понятно
    1. Mik Rybalko
      -3
      26 января 2013 19:16
      вот-вот оставить флот из устаревших кораблей, грозный у причалов. wink
      пора ставить цель и стремится в будущее, а не пускать слёзы по советскому наследию.
      1. Misantrop
        +1
        26 января 2013 20:01
        Цитата: Mik Rybalko
        пора ставить цель и стремится в будущее

        Ну так ставь и стартуй, покажи нам, как это правильно делать. Чего зря клавиатуру топтать? laughing

        А насчет
        Цитата: Mik Rybalko
        грозный у причалов
        - это точно. Когда с деньгами у страны стало хреново (усилиями таких вот советчиков-экономистов, не иначе) появилось так называемое "Боевое дежурство по классу Экстерн". Т.е. лодка у причала с задраенными люками. Готовность к выходу - 2 часа, готовность к залпу - 20 мин. Дальнобойности комплекса вполне хватало
        1. Mik Rybalko
          0
          26 января 2013 20:32
          С деньгами стало как раз благодаря не умению считать деньги! Переходить на личности не самый лучший повод если нет других аргументов
          1. Misantrop
            +1
            27 января 2013 16:43
            Цитата: Mik Rybalko
            если нет других аргументов

            Я в этом обсуждении их с десяток привел в разных постах. Сильно помогло?
        2. 0
          27 января 2013 16:43
          Это кто вам рассказал про экстерн такие сказки......
          Дай бог раз 20 был в БД (экстерне) никакие там люки не задраиваются....
          .Испытали пуск от пирса лодки на которых начинал служить -41 ДиПл 667б ................На корабле находиться одна смена ,ещё одна теоретически в казарме (но это из области фантстики)..............пару -тройку раз за смену играют ракетную атаку.....
          Где-то у меня есть уникальное фото- первый залп БР с РПК СН 667б от пирса в Белом море................как найду выложу..
          1. Misantrop
            0
            27 января 2013 17:04
            Цитата: ФРЕГАТЕНКАПИТАН
            Это кто вам рассказал про экстерн такие сказки.....

            У нас эту сказку былью сделали. В самом начале 90-х, на БДРМ. И хрен кого куда отпускали. Какая, нахрен, казарма, если она - в Оленьей, а стоишь в Гаджиево на 13-м пирсе. Мне "повезло" эту хрень на себе ощутить, потом уже полегче пошло, стали одну смену из трех домой отпускать.

            Насчет Гремихи не в курсе, а до 90-х у нас в 13-й такой фигней не заморачивались. Цикл был жесткий: БС, мпр, БС. Корабль катал 2 автономки за год, какие уж тут "экстерны", МПР бы провести успеть.

            Кстати, не довелось застать цикл "60-30-60" ? Вот уж где мужики выли от этого "гениального" изобретения адмиральской мысли... wink
            1. +1
              16 февраля 2013 17:44
              Вот ...как и обещал выкладываю уникальное фото...первый залп от пирса в Белом море , пр.667б, в рамках отработки экстерна\\\\
              ...........Да-да...сколько знаешь дохаживали за гаджиевскими 13 и 31 ДиПЛ.........
              А в те годы и у нас пацаны умудрялись по 3 раза на БС сходить за год...........Были случаи когда приходили с БС и на этом же пирсе сажали на ТЛ догонять лодку уходящую в автономку....
              а я бы с удовольствием сейчас скатал суток на 90..................
  15. +2
    26 января 2013 19:35
    Как бы здесь не говорили,что они старые, а амеры до сих пор боятся "Гранитов".
  16. +7
    26 января 2013 19:39
    АПЛ проектов 949 и 971 нужно модернизировать, с 949-х снимать Граниты, ставить Калибр-ПЛ и Ониксы. Что, собственно, уже есть в планах: 949А начнут с К-266 "Орла" в 2013 г., оснащение 971-х начнут с К-328 "Леопарда", находящегося сейчас в ремонте. Оснащение же тактическими ракетами многоцелевых АПЛ - ударных и "хантеров" - нецелесообразно. В свое время оснащение подобных АПЛ КР "Аметист" было уже устаревшим решением с точки зрения дальности ведения современных БД и с учетом возросших ТТЭ кораблей вероятного противника.
    1. Mik Rybalko
      0
      26 января 2013 19:47
      Да разумный подход! Каждый подводный крейсер стоит огромных денег. Наших с вами денег и наше государство строит их не из прихоти, а ввиду необходимости защищаться. Содержать флот кораблей вооружённых различными комплексами в мирное время могут себе позволить только лидеры мировой экономики, к которым мы увы никак себя отнести не можем
      1. Misantrop
        +1
        26 января 2013 20:04
        Цитата: Mik Rybalko
        Содержать флот кораблей вооружённых различными комплексами в мирное время могут себе позволить только лидеры мировой экономики, к которым мы увы никак себя отнести не можем
        А строить их срочно и втридорога, когда они вдруг понадобятся, мы себе позволить можем, правда? А также содержать заводы, необходимые для таких вот работ. Не загружая их при этом заказами wink
        1. Mik Rybalko
          0
          26 января 2013 20:19
          Американская экономика состоит на 80% из ВПК.
          Содержать заводы, КБ и науку?? ЗАЧЕМ платить зарплату русским рабочим и инженерам, и зачем воспитывать свои кадры рабочих и инженеров.
          Строить корабли серийно по несколько единиц в год. И кто знает сколько их нам понадобится?
          Развитие должно быть не прерывным и поддерживать нашу экономику, а не уничтожать расходами на содержание металлома.
          Судостроение отрасль, которую развить крайне трудно а подчас и не возможно. В крупно надводном мы уже потеряли свои достижения советской эпохи, в подводном пока нет...
          Но таким подходом скоро и там устроим ельцинизацию-анигиляцию
          1. Misantrop
            0
            27 января 2013 22:22
            Цитата: Mik Rybalko
            Развитие должно быть не прерывным и поддерживать нашу экономику, а не уничтожать расходами на содержание металлома.

            Металлолом уже ВЕСЬ порезан. В основном на СРЗ "Нерпа" в Полярном. Устаревшие корабли раньше стояли в базах отстоя и на их содержание уходили копейки. "Несколько единиц в год" - дорогое удовольствие, но хотя бы по одной в год выдавать необходимо. И в этом плане устаревшие (но вполне живые технически) корабли крайне необходимы - на них монтируются и обкатываются в море новые комплексы и системы. Ибо не все конструкторские наработки оказываются удачными, а переделывать целиком новые корабли - запредельно дорогое удовольствие. В этом отношении в свое время "Андромеда" сильно СМП выручала. Что на него только не устанавливали...
  17. +2
    26 января 2013 20:25
    Цитата: IRBIS
    Или Вы думаете, что в Армии и Флоте поголовно тупорогое командование и руководство?

    Надеюсь, что не поголовно. А тупых бездарей, к сожалению, видел.
  18. Misantrop
    +1
    26 января 2013 20:28
    Цитата: Mik Rybalko
    Развитие должно быть не прерывным и поддерживать нашу экономику, а не уничтожать расходами на содержание металлома.

    Металлоломом эти корабли (возможно) станут не раньше, чем свое место у пирсов займут новые. Да и то вряд ли. 667А были весьма кстати, когда потребовалось ставить торпедные блоки, новые ракетные комплексы и т.п. Намного быстрее, эффективнее и дешевле получалось, чем каждый раз полностью проект лепить. Вы себе в реале процесс постройки представляете?
    1. Mik Rybalko
      0
      26 января 2013 20:40
      Конечно нет! Корабли строятся сами, а люди не причём. Объём НКИОР конечно огромен, но как без этого? К сожалению наши противники, обновляют свой флот очень быстро и последовательно...
      Задел по металлу начинают производить где-то за 5 лет..
      Наукоемкость АПЛ конечно огромная, но это затраты на российскую науку и экономику.
      А затраты как сравнить старый автомобиль и новый стоимость их владения
  19. sasha127
    0
    27 января 2013 16:14
    Ну то что наша ракета не хуже амереканскай это хоршо. Думаю что для себя ТТХ уракеты "Уран-Х 35" ещё лучьше.
    1. +1
      27 января 2013 18:32
      во многом хуже, хоть и моложе на 30 лет
  20. MURANO
    0
    27 января 2013 21:52
    Цитата: тлауикол
    во многом хуже,

    "многое" можно озвучить? smile
    1. +1
      28 января 2013 04:23
      БЧ меньше, подводного старта нет, наземные цели не поражает - и это спустя 30 лет после Гарпуна ! это не достижение, это растрата денег и времени
      - обратите внимание на возможности
  21. +1
    29 января 2013 01:37
    Чем старый добрый "Гранит" не устраивает? Я так и не понял?
  22. +5
    1 февраля 2013 16:23
    Цитата: тлауикол
    БЧ меньше, подводного старта нет, наземные цели не поражает

    А зачем Х-35 подводный старт? Она не предназначена для ПЛ. Опыт эксплуатации тактических ракет с подводным стартом у ВМФ был (АПЛ пр. 670М с ракетами «Малахит», 1973-80 гг. постройки). Но в современных условиях многоцелевой лодке нет смысла иметь на борту отдельный класс тактических ракет, если она вооружена универсальным комплексом типа «Калибр-ПЛ» с возможностью стрельбы ПКР по НК в диапазоне дальности 10 – 300 км, которая имеет БЧ до 200 - 400 кг. Этот же комплекс имеет ракеты 3М14 для поражения наземных целей.
    БЧ Х-35 (145 кг) меньше, чем у Гарпуна (225 кг), но с учетом того, какие цели этими ПКР планируется поражать (НК меньше 5 тыс. т), то и такой вполне достаточно. Зачем перегружать ракету?
  23. +5
    1 февраля 2013 19:53
    Цитата: Андрей77
    Чем старый добрый "Гранит" не устраивает? Я так и не понял?

    Гранит – это тупиковый апофеоз на пути создания жидкотопливных сверхзвуковых ракет. Ракета невероятно массивна – 7 тонн, и крупногабаритна - длина 10 м с размахом крыла 2,6 м, целый самолет, удобная цель для ПРО-ПВО. Ее тактические преимущества нивелируются условиями полета: 600 км максимальной дальности ракета может выдать только на высотной (комбинированной) траектории полета, где ракеты наиболее уязвимы, а на маловысотной траектории ее дальность не превысит 200 км, причем наименьшая высота подлета 25 м, тогда как современные ракеты подлетают к цели на высотах 5 – 20 м, сверхзвуковая максимальная скорость в 2,5М реализуется только на больших высотах, а у воды скорость полета не превысит 1,5М. Пусковые установки сугубо специализированные, только под этот тип ракет, и занимают огромное место: подводное водоизмещение «батонов» (ПЛАРК пр. 949А) – 20 тыс. т, и все это ради 24 ПКР Гранит. Сравните: АПЛ «Северодвинск» водоизмещением 12 тыс. т несет 32 ПКР и имеет возможность применять не только ПКР, но и КР по наземным целям.
    «Умность» Гранитов в «стае» ни разу не проверялась на практических стрельбах, попытки запуска их «стайно» от трех ракет в залпе были неудачны, да и в стрельбе на максимальную дальность Гранит практически не проверяли.
    Так что заменять Граниты нужно, и чем быстрее, тем лучше.
    1. 0
      3 февраля 2013 16:19
      Данные об "умности" никогда в открытой печати не публиковались. Результаты пуска "стайно" тем более. Может это уже и рассекретили - было бы любопытно посмотреть. Ссылки есть?
  24. +5
    3 февраля 2013 19:47
    Цитата: Андрей77
    Ссылки есть?

    Из открытой печати http://militaryrussia.ru/blog/topic-398.html, только внимательно надо читать абзацы: "Испытания", "ТТХ ракеты", "Статус - СССР и Россия". "Умность" ПКР Гранит можно проверить только при запуске не менее трех ракет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»