Проблемы истребителя F-22 Raptor. Часть II: Техника и вооружение

45
В первой части нашей статьи мы рассмотрели причины высочайшей стоимости новейшего американского истребителя Lockheed Martin F-22 Raptor. Как оказалось, программа создания этого самолета, в свое время выглядевшая не такой уж и сложной, со временем обросла массой проблем, которые в конечном итоге сказались на стоимости научно-исследовательских и конструкторских работ, а также на цене строительства любого отдельно взятого самолета. Вполне очевидно, что сложности экономического характера связаны с техническими проблемами. Освоение новых технологий, а также исправление, на первый взгляд, небольших недочетов в результате может ощутимо увеличить стоимость всей программы. Рассмотрим техническую сторону проекта F-22 и разберемся, что удалось сделать, а что нет. Кроме того, внимания стоят некоторые особенности самолета, которые сохранились вплоть до последних партий серийного производства.

В очередной раз необходимо напомнить: основная масса технической информации об истребителе Raptor до сих пор является закрытой и доступна только некоторым военнослужащим США, имеющим соответствующие разрешения. По этой причине вся приведенная ниже информация была взята только из открытых источников и, возможно, не имеет стопроцентного соответствия реальной современной ситуации. Кроме того, ряд технических проблем или сложностей самолета F-22 напрямую связан с финансовой стороной проекта, поэтому вторая часть статьи может пересекаться с первой и дополнять ее.





Философия равновесия

Начиная с середины восьмидесятых годов, программа ATF (Advanced Tactical Fighter – «Прогрессивный тактический истребитель») осуществлялась в соответствии с обновленной финансовой идеологией. Военные стали требовать не любые характеристики любой ценой, но максимально возможные летные и боевые показатели, какие можно достичь при цене одного самолета в 35-40 миллионов долларов. В свое время такой подход получил массу положительных отзывов, но на практике все вышло гораздо сложнее. В свете нового решения технический облик будущего самолета F-22 стали называть уравновешенным. В первую очередь, это равновесие касалось общей совокупности характеристик и стоимости. В более конкретных случая концепция равновесия требовала без особого ущерба «подружить» сразу несколько параметров и технических нюансов. Так, хорошую маневренность нужно было соединить с малой заметностью, малую заметность и соответствующие ей обводы самолета с хорошим запасом топлива и вооружения, и так далее. В целом, с виду неплохая и интересная идеология уравновешенности различных характеристик грозила массой проблем для инженеров. Пентагон по-прежнему требовал максимально возможные характеристики, обеспечить которые порой было очень трудно.

И все же конструкторам фирмы «Локхид-Мартин» удалось частично удовлетворить требования военных, а также дать самолету максимум возможностей, которые можно было обеспечить в заданных массогабаритных и финансовых рамках. Для начала стоит остановиться на малозаметности. По имеющимся данным, истребитель F-22 имеет эффективную площадь рассеяния на уровне 0,3-0,4 квадратного метра. В отличие от откровенно неудачного F-117A, истребитель F-22 изначально делался как боевая машина с хорошими летными данными. Малозаметность получила меньший приоритет, из-за чего готовый самолет получил специфические обводы фюзеляжа и крыла, которые, в то же время, не имеют значительных отличий от большинства истребителей. Во всяком случае, по своему общему виду «Раптор» действительно похож на самолет, а не на какой-то странный утюг, как это было с F-117A. Малозаметность, в свою очередь, достигалась второстепенными средствами, как то одинаковое ориентирование кромок, находящихся под углом к продольной оси самолета или разваленные наружу кили. При выработке такого облика сотрудникам аэродинамических отделений Lockheed и NASA пришлось серьезно столкнуться с тем самым «равновесием». Тем не менее, у них получилось совместить сравнительно небольшую ЭПР и неплохие летные данные.

Малозаметность самолета также пришлось уравновешивать и с высокой маневренностью. Согласно общепринятому мнению, истребитель пятого поколения должен быть сверхманевренным, что обычно достигается применением двигателей с управляемым вектором тяги. На F-22 применены оригинальные прямоугольные сопла с отклоняемыми створками. Одновременно с изменением вектора тяги такие сопла обеспечивают эффективное снижение температуры выбрасываемых газов. Как следствие, получилось добиться оптимального баланса между маневренностью и заметностью в инфракрасном диапазоне. Работники компаний Lockheed Martin и Pratt & Whitney сумели сделать силовую установку, полностью удовлетворяющую требованиям военных. В то же время, оригинальное прямоугольное сопло получилось достаточно сложным в инженерном отношении.

В целом, необходимость обеспечения малой заметности в радиолокационных диапазонах серьезно сказалась на ходе всей первой стадии проекта, связанной с определением общих черт будущего самолета. Необходимость баланса между летными данными и малозаметностью привела к применению ряда неоднозначных технических решений. К примеру, первоначально предполагалось делать силовой набор крыла только из композитных деталей на основе углепластиков. Такой подход мог дополнительно уменьшить заметность. Однако в дальнейшем, по результатам испытаний, пришлось заменить немалую часть этих деталей металлическими. Как оказалось, углепластиковые лонжероны имеют меньший запас прочности, нежели титановые, а также гораздо более сложны в производстве и почти не пригодны для быстрой замены в условиях войсковой мастерской. Само собой, изменение материала деталей силового набора повлекло за собой серьезную переделку всех сопутствующих узлов и агрегатов, а также ощутимо усложнило производство каркаса самолета.



Все свое ношу… в себе

Характерной чертой самолета F-22 стало отсутствие постоянных внешних подвесок, предназначенных для использования в бою. Под крылом истребителя при необходимости можно установить четыре пилона для подвесных топливных баков или для ракет. Однако в таком случае показатели ЭПР самолета значительно увеличиваются, и на экране радаров он выглядит примерно так же, как более старые F-15 или F-16. Из-за этого в реальной боевой обстановке рекомендуется использовать исключительно внутреннюю подвеску.

Использование только внутренних объемов в сочетании с требуемыми габаритами и массами перспективного самолета стало одной из самых сложных целей при его разработке. Если с внутренними баками все было более-менее просто и под них отдали почти все доступные объемы, то с транспортировкой и применением вооружения пришлось повозиться. Во-первых, было необходимо выделить объемы под грузоотсеки. Основной объем для вооружений расположен в средней части фюзеляжа, сразу за воздухозаборниками. Размеры и оборудование этого грузоотсека позволяют разместить в нем до шести ракет AIM-120. Еще два объема меньшего размера расположены по бокам от основного. В каждом из них имеется место лишь для одной ракеты AIM-9. Второй проблемой при создании грузоотсеков было обеспечение возможности использования вооружения в любых условиях. Было необходимо некое устройство, способное вытолкнуть ракету за пределы внутреннего объема самолета при полете на больших скоростях и при любой перегрузке.

В свете технических данных ракет различных типов пришлось делать сразу два пусковых устройства. Для более тяжелых и крупных AIM-120 разработали выталкивающее устройство, способное выбросить ракету из самолета на сверхзвуковых скоростях и во всем диапазоне допустимых перегрузок. Это устройство представляет собой систему из пневматического и гидравлического цилиндров. Первый со скоростью около восьми метров в секунду выводит ракету за пределы грузоотсека, «пробивая» пограничный слой воздуха. Второй, в свою очередь, обеспечивает отцепку боеприпаса и его увод в сторону от самолета. И без того непростая система выталкивания оружия была усложнена тем, что в боевой обстановке требуется минимальное время, проходящее от нажатия кнопки пуска до начала самостоятельного полета ракеты. После нескольких месяцев сложных исследований в аэродинамических трубах и больших затрат удалось довести время работы выталкивателя до уровня 0,8-0,9 секунды. Военные поначалу хотели получить более быстрое устройство, но дальнейшие работы в этом направлении были остановлены ввиду прочностных характеристик ракет. AIM-120 выходит из грузоотсека с перегрузкой порядка сорока единиц. Большее ускорение при выбросе может привести к повреждениям боеприпаса, вплоть до полной его неработоспособности.

Вторая система выброса ракет предназначена для более легких AIM-9 и построена по другому принципу. Перед пуском ракета опускается из грузоотсека, причем передняя ее часть выдвигается сильнее, чем задняя. Трапециевидный агрегат, на котором располагаются удерживающие устройства, не имеет каких-либо средств для отстрела ракеты – после включения двигателя она самостоятельно сходит с направляющей. Внутренние агрегаты самолета защищаются специальным газоотбойным щитком. Вполне понятно, что оба варианта пусковых устройств гораздо сложнее, чем привычные подкрыльевые пилоны с балочными держателями. Причем эта сложность касается и конструкции, и обслуживания. От старых конструкций выталкиватель и трапеция фактически не отличаются лишь «отношением» к пилоту. Ему по-прежнему достаточно просто нажать соответствующую кнопку. Характерной чертой новых сложных агрегатов оказалась невозможность отказа от них. Требования по малозаметности попросту не дают упростить конструкцию и обслуживание самолета за счет использования менее сложных пусковых устройств.

Стоит отметить, истребитель F-22 все же может нести вооружение на внешней подвеске. Однако, как уже говорилось, при этом сильно ухудшается ЭПР самолета, а также возможны некоторые проблемы с аэродинамикой. В конце девяностых пилоны для ПТБ или вооружений уже подверглись серьезной переработке. В ходе испытаний выяснилось, что первый вариант этих агрегатов увеличивал вероятность флаттера. По имеющимся данным, во время переделки была изменена не только форма пилонов, но и их конструкция. При разработке новых подвесных устройств инженеры «Локхид-Мартин» старались обеспечить минимальную заметность самолета даже при использовании пилонов. Для этого, согласно некоторым источникам, они выполнены в виде монолитной углепластиковой детали. С учетом того факта, что пилоны могут сбрасываться для обеспечения полноценных возможностей пилотирования и малозаметности, такая конструкция не смотрится особо удачной, в первую очередь, в финансовом плане. В ходе последующих модернизаций планировалось вернуться к этому вопросу и снова усовершенствовать пилоны для внешней подвески.



Трудно быть самостоятельным

Одним из основных требований к новому самолету было упрощение технического обслуживания и подготовки к вылету. Для этого, с целью ускорения запуска бортовых систем, F-22 оснастили вспомогательной силовой установкой. Этот агрегат обеспечивает самолет электроэнергией до запуска двигателей, приводящих в действие основные генераторы, гидро- и пневмонасосы. Стоит отметить, ВСУ истребителя оказалась одним из самых надежных узлов. Последние крупные неприятности со вспомогательной силовой установкой закончились еще в конце девяностых годов, когда несколько раз пришлось переносить очередной испытательный полет. Тогда маломощный газотурбинный агрегат был значительно улучшен и впредь больших неприятностей не доставлял.

Вторым способом облегчения обслуживания должна была стать система жизнеобеспечения пилота, а именно ее часть, отвечающая за подачу воздуха и кислорода. На всех американских самолетах до F-22 пилот получал кислород для дыхания из соответствующих баллонов. Однако такая система требует постоянной дозаправки или замены внутренних емкостей для газа. Поскольку F-22 должен был иметь возможность длительного патрулирования и максимально быстрой подготовки к полету, заказчик и разработчик в итоге пришли к выводу о необходимости применения системы регенерации кислорода. С этой целью фирме Normalair Garrett был заказан комплекс OBOGS (On-board oxygen generating system – Бортовая система генерации кислорода). Как понятно из названия, OBOGS предназначена для переработки выдыхаемых летчиком газов и восстановления нормального количества кислорода. Таким образом, все обслуживание кислородной системы сводится к своевременной замене регенерирующих кассет и чистке фильтров. В качестве запасной дыхательной системы на F-22 установили дополнительные агрегаты комплекса EOS «классического» образца: кислородный баллон и сопутствующее оборудование.

Кроме непосредственного обеспечения пилота кислородом, система OBOGS отвечает за защиту летчика от перегрузок. В состав систем жизнеобеспечения входит комбинированный костюм Combat Eagle, объединяющий в себе противоперегрузочные, высотно-компенсирующие и теплозащитные свойства. Достаточно сложная конструкция костюма, среди прочего, привела к невозможности проведения его починки в условиях строевой части. Поэтому при определенных повреждениях костюм Combat Eagle попросту списывается, а летчик получает новый. Однако, как оказалось, малая ремонтопригодность противоперегрузочного костюма и сложность регенерационной системы были далеко не самыми большими проблемами нового истребителя. Несколько месяцев назад стало известно, что массу проблем в сфере жизнеобеспечения летчика доставила одна небольшая деталь, которую поначалу никто и не думал в чем-то обвинять.



Удушающая перегрузка

В середине ноября 2010 года на Аляске разбился строевой истребитель F-22, летчик Дж. Хэни погиб. Причиной происшествия признали отказ системы OBOGS, вызвавший гипоксию, из-за которой пилот потерял сознание и не успел включить запасную EOS. Из-за этого всем самолетам обновили программное обеспечение – теперь включение резервной дыхательной системы производится автоматически. Однако эти переделки не гарантировали стопроцентного избавления от проблем. В дальнейшем летчики строевых частей неоднократно жаловались на серьезные проблемы в полете: в ряде случаев они чувствовали удушение. После очередных разбирательств комиссия ВВС США и Lockheed Martin выяснила, что причиной удушения является несинхронная работа дыхательного модуля системы OBOGS, отвечающего за давление подаваемого летчику кислорода, и агрегатов, следящих за компенсацией перегрузок. Из-за рассинхронизации работы этих элементов комплекса жизнеобеспечения грудь и живот летчика сдавливались костюмом снаружи, а изнутри это давление не компенсировалось достаточным давлением подаваемого кислорода. Всего несколько секунд таких проблем в определенных обстоятельствах приводили к ателектазу – спадению альвеол. Это явление в подавляющем большинстве случаев не приводит к серьезным проблемам со здоровьем, но требует предоставить летчику пару дней дополнительного отдыха. Кроме того, несколько летчиков, подвергнувшись кратковременным удушениям, подали рапорты с просьбой отстранить их от полетов на F-22 до исправления всех неполадок.

В июле 2012 года официальный представитель Пентагона рассказал о результатах расследования. Оказалось, что в проблемах с удушением был виноват модуль системы OBOGS, отвечавший за правильное функционирование противоперегрузочной части костюма Combat Eagle. Вернее, не сам модуль, а одна из его деталей. Один из клапанов системы накачки костюма оказался непригодным для эксплуатации. Он свободно пропускал воздух внутрь костюма, но не обеспечивал должной скорости стравливания. Как результат, на выходе из маневра с перегрузкой дыхательный модуль OBOGS снижал давление подаваемого кислорода до необходимого значения, а костюм продолжал оставаться надутым до тех пор, пока воздух не стравливался из него с таким темпом, какой мог обеспечить тот самый злополучный клапан. Еще до объявления результатов расследования система подачи воздуха в противоперегрузочную систему была заметно доработана и еще раз проверена на предмет правильной работы. К концу лета этого года был создан комплект новых деталей, предназначенный для переоснащения строевых самолетов F-22. К началу 2013 года все имеющиеся в ВВС США истребители будут переоснащены новыми комплектующими.

Все эти проблемы с противоперегрузочной частью комплекса OBOGS повлекли за собой не только неприятности со здоровьем летчиков. Начиная с самой катастрофы 2010 года, истребители F-22 регулярно «обзаводились» новыми ограничениями по режимам полета. В последние месяцы перед установкой новых клапанов пилоты самолетов Raptor были обязаны летать на малых высотах и без костюмов Combat Eagle. Кроме того, командование приказало прокладывать маршрут полета с таким расчетом, чтобы от любой его точки можно было добраться до ближайшего аэродрома не более чем за полчаса. Нетрудно догадаться, насколько упал боевой потенциал новейшего американского истребителя. А ведь виновником всех этих технических неприятностей, катастрофы и проблем со здоровьем летчиков был небольшой клапан, который в свое время как-то смог пройти все проверки и испытания.



Ударная мощь и ударная немощь

Программа ATF на стадии первоначальной проработки концепции подразумевала создание перспективного истребителя-бомбардировщика. Самолет должен был с одинаковой эффективностью уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Однако в ходе проработки технических особенностей будущего самолета возник ряд проблем. Прежде всего, неприятностей добавила та самая концепция равновесия. Требования малозаметности привели к размещению всего вооружения внутри фюзеляжа, что, в свою очередь, вынудило конструкторов максимально ужать грузоотсеки. В результате этого немалая часть американского управляемого вооружения «воздух-земля» просто не может поместиться внутри объема, отведенного на F-22 под вооружение. К примеру, противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM примерно на полметра длиннее ракеты AIM-120 и имеет почти в три раза больший размах крыла. Кроме того, HARM на 200 килограмм тяжелее ракеты AMRAAM. Таким образом, масса и габариты основной современной противорадиолокационной ракеты США не позволяют запускать ее с самолета F-22. Конечно, «Раптор» может нести ракету и на внешней подвеске, но в таком случае из незаметного охотника за радарами он превращается в еще одну особо опасную цель, которая привлечет к себе повышенное внимание ПВО противника. Что касается бомб, то с ними дело обстоит примерно так же, как и с ракетами. Грузоподъемность внутренних подвесок самолета не позволяет брать на борт крупные и тяжелые боеприпасы. Калибр применяемых бомб ограничен тысячей фунтов (454 кг).

Примечательной чертой бортового радиоэлектронного оборудования истребителя F-22 является полное отсутствие какой-либо специализированной аппаратуры, предназначенной только для работы по наземным целям. Требование вписать стоимость самолета в определенную Пентагоном сумму, пусть даже и в ущерб характеристикам, повлекло за собой выведение из его облика характерного бомбардировочного оборудования. При этом инженеры фирмы «Локхид-Мартин» постарались сохранить хотя бы ограниченные возможности по бомбометанию. В программном обеспечении бортовых компьютеров предусмотрительно оставили алгоритмы, необходимые для обнаружения и опознавания наземных целей. Поражение этих целей, в свою очередь, с самого начала предполагалось осуществлять управляемыми бомбами с наведением по сигналу навигационной системы GPS. После принятия на вооружение комплекта JDAM, предназначенного для переоборудования свободнопадающих бомб в управляемую конфигурацию, именно подобные «умные» боеприпасы стали основным оружием F-22 для атаки наземных целей.

Наличие GPS-корректируемых бомб в арсенале самолета F-22 ощутимо расширило его боевые возможности. Однако далеко не так, как хотелось бы заказчику. На практике один Raptor может нести в главном грузоотсеке лишь две бомбы GBU-32 JDAM калибром по тысяче фунтов. Одновременно с двумя бомбами самолету приходится брать на борт по две ракеты AMRAAM (в главном грузоотсеке) и две Sidewinder в боковых. Применение переоборудованных бомб вынуждает самолет подходить к цели достаточно близко, из-за чего приходится нести оружие для самообороны. Осенью 2006 года на вооружение ВВС США была принята на вооружение корректируемая бомба GBU-39 SDB (Small Diameter Bomb – Бомба малого диаметра). Этот 250-фунтовый боеприпас имеет систему наведения, аналогичную бомбам JDAM. Благодаря меньшим размерам и меньшей массе, в главном грузоотсеке F-22 может поместиться до шестнадцати таких бомб. Однако на практике получится загрузить не более восьми – крайние держатели главного грузоотсека и дополнительные «бомболюки» снова отводятся под управляемые ракеты для самообороны. Таким образом, один самолет может нести до четырех бомб GBU-39 с радиусом действия до 110 километров. Тем не менее, количество и дальность нивелируются могуществом, ведь GBU-39 несет всего 17 килограмм взрывчатого вещества против 202 кг у GBU-32.

В общем, F-22 имеет хорошие возможности ведения воздушного боя, для которого он изначально предназначался, но при этом не может полноценно проводить атаки наземных целей. Из-за этого ударной силой американских ВВС в случаях, когда необходимо атаковать объекты или технику противника, продолжают оставаться уже достаточно старые самолеты F-15 и F-16 поздних модификаций. Собственно говоря, проблемы с вооружением «воздух-земля» являются одной из основных причин того, что «Рапторы» не принимали участия в конфликтах последнего времени. Атаки наземных целей затруднены из-за слишком малой номенклатуры соответствующего вооружения. Что касается завоевания превосходства в воздухе, то в современных конфликтах некоторые возможности F-22 могут быть даже излишними. Так, во время войны в Ираке американские истребители-бомбардировщики F/A-18 в ходе воздушных боев уничтожили около сорока иракских самолетов. При этом во время подобных столкновений был потерян только один американский истребитель. Вполне очевидно, что для борьбы с военно-воздушными силами стран третьего мира F-22 оказывается не слишком эффективным в экономическом плане: боевая работа этого истребителя обходится заметно дороже, чем вылеты других типов. Боевая эффективность при этом, с учетом характера целей, получается примерно равной.



Неоднозначный результат

Стоит отметить, что истребитель Lockheed Martin F-22 Raptor имеет гораздо меньше проблем технических, нежели экономических. Как уже говорилось, техническая и финансовая стороны проекта очень сильно связаны друг с другом и постоянно пересекаются. В плане соотношения технических преимуществ и стоимости авторам проекта F-22 так и не удалось соблюсти требуемое равновесие. Удовлетворение требований заказчика привело к постоянной необходимости дополнительных исследований и конструкторских работ. Как следствие, в составе проекта появлялись новые интересные технические решения, которые, однако, оказывали самое прямое влияние на общую стоимость всей программы. В результате хорошими характеристиками самолет обязан своей высокой стоимости.

Однако, несмотря на все ноу-хау, «Раптор» в итоге получил недостаточные возможности по атаке наземных целей. Здесь сказался второй момент общего облика, в котором так и не удалось соблюсти желаемый баланс. Малая заметность для радиолокационных станций привела к требованию уместить всю полезную нагрузку внутри фюзеляжа, что напрямую повлияло на максимально допустимые габариты боеприпасов и, как следствие, на номенклатуру вооружений. При этом бортовое радиоэлектронное оборудование самолета вполне способно работать не только с бомбами, наводящимися по сигналу системы GPS. Однако ввиду экономических и технических неурядиц самолет так и не удалось оснастить аппаратурой для, к примеру, наведения бомб или ракет по лазеру. Что касается боеприпасов «воздух-земля» с радиолокационным наведением, то здесь свое слово сказал целый ряд факторов. Подходящие бомбы или ракеты с активной радиолокационной ГСН оказались либо слишком большими и тяжелыми, либо обладающими недостаточным могуществом. Использование пассивной радиолокационной головки, в свою очередь, связано с необходимостью подсвета цели, а это почти полностью ликвидирует все преимущества от малозаметной конструкции. Так что бомбы JDAM и SDB фактически являются компромиссом между малозаметностью и хотя бы удовлетворительными ударными возможностями.

Подводя итог, можно сказать, что техническая сторона проекта F-22 в некоторой мере является оправданием за уникально высокую стоимость работ и строительства самолета. Тем не менее, некоторые удачные и перспективные решения продолжают оставаться сомнительными для массового использования. К счастью для американских военных, все имеющиеся проблемы истребителя постепенно исправляются, хотя это и приводит к дополнительным тратам или к необходимости введения ограничений на режимы полета. Однако проект Raptor получился настолько сложным, что трудно предугадать, как скоро появятся новые сообщения о технических проблемах, и какого именно нюанса конструкции они будут касаться. 15 ноября недалеко от авиабазы Тиндалл (США, штат Флорида) разбился еще один строевой F-22. Расследованием происшествия занимается специальная комиссия, и какие-либо сведения пока не разглашались. В настоящее время никто не может исключить вероятность того, что недавняя авария станет началом для целой череды событий, как это было с катастрофой двухлетней давности. Если это действительно будет так, то истребитель F-22 рискует закрепить за собой репутацию не только самого дорогого и спорного самолета в истории американской авиации, но также самого сложного и непредсказуемого в эксплуатации.


По материалам:
http://lockheedmartin.com/
http://northropgrumman.com/
http://airwar.ru/
http://vpk.name/
http://warandpeace.ru/
http://globalsecurity.org/
http://intel.com/
http://oborona.ru/
http://ausairpower.net/
http://lenta.ru/
http://bbc.co.uk/
Кудишин И.В. F-22 «Рэптор» и JSF. Американские истребители пятого поколения. – М.: Астрель/АСТ, 2002
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Милафон
    +5
    26 ноября 2012 09:27
    Может они специально его "ломают полностью" , что бы другие задумались : " А нужен ли вообще истребитель 5-го поколения, может практичнее "плюсики" прибавлять к 4-му"
    Скорей бы появился наш ПАК ФА (Т-50) , тогда и сравнивать "Раптор" будет с чем.
    1. +1
      26 ноября 2012 20:10
      Недавно выла статья что Т-50 и Ф22 уже сравнили и наш легко выигрывает. Не мудрено, даже если не считать все эти проблемы, самолёт у которого всего 6+2 ракеты и дальность полёта 1100 км, особой невидимости нет, для чего вообще это делали?
      1. kostello2004
        0
        28 ноября 2012 14:00
        где это сравнение и где он что выигрывает?
  2. borisst64
    +3
    26 ноября 2012 09:42
    Титановые детали для Боингов делают в России. А для F-22 где? Прикольно, если окажется, что у нас.
    1. matvey.z
      +3
      26 ноября 2012 12:56
      Цитата: borisst64
      А для F-22 где?

      TIMET

      Titanium Metals Corporation

      World Headquarters
      5430 LBJ Freeway Suite 1700
      Dallas, TX 75240
      (972) 233-1700
      Fax: (972) 934-5345


      TIMET AL ® 18- детали для планер ,шасси

      TIMET AL ® 54М- детали для двигателя
  3. +3
    26 ноября 2012 10:28
    Очень интересно. Так же будет интересным узнать, каким образом у нас решаются подобные проблемы с вооружением. И какую нагрузку способен нести Т-50, ведь у него два отсека. И расположены один за другим. Может первый для вооружения воздух-земля, а второй(ближе к хвосту) для воздух-воздух? Логичнее так...
    1. +4
      26 ноября 2012 10:42
      У Т-50 два больших и 2 малых ( быстрых) отсека.
      1. +1
        26 ноября 2012 10:54
        А где расположены 2 малых? Что-то не заметил их на фото...
        + А все, нашел. По одной ракете надо полагать влезет...
        1. +2
          26 ноября 2012 11:08
          Информация была на Паралай ,вместе с фото самого отсека в открытом состоянии. Но сайт пока не доступен. А так на фото показал где они находятся.
          1. matvey.z
            0
            26 ноября 2012 13:36
            Цитата: urzul
            Информация была на Паралай ,вместе с фото самого отсека в открытом состоянии.

            Вот же они вроде бы
            1. +6
              26 ноября 2012 13:41
              У вас на фото РАПТОР
              1. matvey.z
                0
                26 ноября 2012 18:47
                Цитата: urzul
                вас на фото РАПТОР

                Мой косяк, думал про раптор....
                Читалс телевона- все махонькое
    2. Sleptsoff
      +1
      26 ноября 2012 16:31
      Говорят что отсек в хвосте отстреливает ракеты назад, т.е если тебя преследует противник не надо будет разворачиваться.
      1. +1
        26 ноября 2012 18:14
        А там у Т-50 в хвосте не радар небольшой стоит(?), который и наводит ракету на цель? Кроме того, новые ракеты сами могут поворачивать на 180 градусов, после выхода из отсека.
  4. maxiv1979
    +1
    26 ноября 2012 11:29
    хороший истребитель, только слишком заточенный под воздух, а проблемы есть у любой машины, главное их оперативно решать.

    Цитата: Милафон
    Скорей бы появился наш ПАК ФА (Т-50) , тогда и сравнивать "Раптор" будет с чем.


    тут совсем интересно, начало производства серийных рапторов 2001 год, серийных! Наш еще и близко к серии не подошел, обещают 15й год, но любой человек в России понимает, что сроки как всегда облажают. Т.о. разница будет минимум в 15!! лет. О каком сравнении можно говорить? Амеры будут смеяться, сделали самолет на 15 лет позже и сравниваете) Или я чтото не так понимаю?
    1. +6
      26 ноября 2012 11:37
      Что то никто со смеху не помирает сравнивая Раптор с Миг-29 или Су-27.
      Да и модифицируют их постоянно, подгоняя под первоначальное тех задание
      1. blat
        -2
        26 ноября 2012 12:26
        но и особого ужаса не испытывают.насколько я знаю увт например тестировался американцами в 90 ,но не знаю по какой причине от него отказались.если не веришь найди f-16 MATV
        1. 0
          26 ноября 2012 12:31
          в 88 если быть точным, как и в СССР в те годы у них были опытные модели.
          Почему же отказались? На Рапторе они отклоняются по вертикали.
          1. blat
            -1
            26 ноября 2012 19:18
            я о том ,что продолжения даже в ф-35 не получили.
    2. +1
      26 ноября 2012 11:50
      Угу. Серийных... На 187 машине серия и закончилась. До сих пор допиливают. Ограничения по полетным режимам только растут.
      А куда нашим торопится? По некоторым характеристикам наши 4+ (Су-35, Миг-35, да и Су-30) вполне могут потягаться с хвалеными рапторами, и они начали поступать в войска(сушки и миги, а не рапторы).
      Малозаметность - это полная чушь, если ради нее накладываются такие существенные ограничения по боезапасу, дальности полета,маневренности и пр.
      Так что дождемся серийного Т-50, или как он будет тогда называться... и посмотрим кому будет смешно.
      1. matvey.z
        +1
        26 ноября 2012 13:38
        Цитата: Wedmak
        Угу. Серийных... На 187 машине серия и

        Ну все таки 187 -это число. Не на коленке же слеплено.
        Дорогой+ кризЫс.
        Мы, к стати, не знаем сколько будет стоить Т-50-по факту.
        Оч. хотелось бы дешевлее,что бы в 187 не ограничиться...
      2. +5
        26 ноября 2012 14:54
        Цитата: Wedmak
        Угу. Серийных... На 187 машине серия и закончилась.


        А что,это так мало?У многих развитых стран НАТО с большой и современной армией (Великобритания,Франция,Италия,Германия и тд) вообще боевых самолётов столько нет.Во всём мире и 5 стран не наберется,у которых есть 200 истребителей.А теперь,учтите что за истребитель - Раптор.
        Цитата: Wedmak
        А куда нашим торопится? По некоторым характеристикам наши 4+ (Су-35, Миг-35, да и Су-30) вполне могут потягаться с хвалеными рапторами, и они начали поступать в войска(сушки и миги, а не рапторы).


        В том-то и дело,что лишь ПО НЕКОТОРЫМ.Начали поступать в войска говорите?Миг-35 еще нет,Су-35 нет и 10 штук,а Су-30 всего 2.И что вы на это скажете?Причём,услышав цифру в 200 рапторов,вы смеетесь.Да в наши ВВС и 200 истребителей не поступит к 2020.По плану - 60 ПАК ФА,90 Су-35,30 Су-30 СМ.Могут,конечно,еще немного МиГ-35 заказать,но,учитывая,что эти программы у нас никогда и на четверть не выполнялись (хотя я искренне верю,что эта будет выполнена процентов на 80),то выходит,что у нас просто новых самолётов будет меньше,чем у них рапторов,я уже не говорю про 5 поколение.
        Цитата: Wedmak
        Малозаметность - это полная чушь, если ради нее накладываются такие существенные ограничения по боезапасу, дальности полета,маневренности и пр.


        Что-то не видел особых ограничений по дальности и маневренности.А на счёт чуши - попробуйте порассуждать о пользе малозаметности,используя математические расчёты и формулы,которые показывают влияние расстояние,на котором радар обнаруживает цель в зависимости от ЭПР.
        1. Sergh
          +1
          26 ноября 2012 16:06
          Цитата: пацантрэ
          60 ПАК ФА,90 Су-35,30 Су-30 СМ.Могут,конечно,еще немного МиГ-35 заказать

          Мужики, дело сейчас состоит в том, что на колличество заказанных, допустим 30-ть СУшек, правительство обязано производителю выплатить всю сумму за всю партию полностью, кста, распоряжение Путина и оно более-менее выполняется последнее время. Потому заказы столь скудны на глаз, но по исполнению, следует пролангация с последующей оплатой. Теперь сами понимаете, что оплатить сразу за партию 200-300 штук, это не реально.
          Ну где-то так.
        2. 0
          26 ноября 2012 18:19
          В общем я с вами согласен. Объясню, почему я смеюсь о 187 рапторах: только потому, что ребята делали одно, а получили нечто другое, да еще и по завышенной цене. И пустили в серию. Оно конечно им по-фигу, доллары напечатали и порядок, но глупо это по моему... запускать в серию совсем не то, что хотели получить, а потом где-то как-то это подпиливать.
          Что-то не видел особых ограничений по дальности и маневренности.А на счёт чуши - попробуйте порассуждать о пользе малозаметности,используя математические расчёты и формулы,которые показывают влияние расстояние,на котором радар обнаруживает цель в зависимости от ЭПР.

          Вот если бы я их еще знал... Тем не менее, подобные данные приводились в открытых источниках.
          1. 0
            28 ноября 2012 09:58
            При уменьшении ЭПР в 10 раз,расстояние,на котором радар обнаружит объект,уменьшается в *корень из 10* раз.У раптора ЭПР раз в 30 меньше,чем у истребителя 4 поколения (ну,официально,по крайней мере).Т.е. если радар скажем Су-35 увидит Ф-15 за 400 км,то раптора он увидит с расстояния только в 150 км.Серьёзное преимущество,согласитесь.

            Цитата: Wedmak

            В общем я с вами согласен. Объясню, почему я смеюсь о 187 рапторах: только потому, что ребята делали одно, а получили нечто другое, да еще и по завышенной цене. И пустили в серию. Оно конечно им по-фигу, доллары напечатали и порядок, но глупо это по моему... запускать в серию совсем не то, что хотели получить, а потом где-то как-то это подпиливать.


            Такое бывает,не всегда ведь удаётся добиться того,чего желаешь.У нас всё еще круче,создать - создадут,а поставить в войска...
            По сути,им и тех 187 рапторов вполне хватит.Сейчас они им вообще не нужны,а лет через 10,когда у нас в войсках появятся новые истребители в достаточном количестве (Су-35 и ПАК ФА) эти рапторы будут им хорошим противовесом.
            1. DIME
              0
              16 декабря 2012 02:49
              Всё-таки по основному уравнению радиолокации не в корень из 10, а в корень четвёртой степени из 10.
              http://upload.wikimedia.org/math/6/b/1/6b1424601daef95eeef503895d59046b.png

              Вон там в числителе заветная сигмочка притаилась.

              PS хотя цифру вы правильно посчитали. Но важно ещё какая мощность излучается, каков порог обнаружения у приёмника и т.п.
              Что если цель будет подсвечиваться с А-50У? Или ещё более современного ДРЛО?
  5. +1
    26 ноября 2012 12:02
    Интересно,как у нашего ПАК ФА обстоят дела с аналогичными сторонами технического вопроса.
    Например,есть ли у него система генерации кислорода,как на рапторе,или обошлись старыми кислородными баллонами?
    Может ли он принимать во внутренние отсеки ПРР?И вообще,где-то говорилось,что современные ракеты ВВ тоже могут использовать пассивное наведение и наводиться на радары.Тогда особой необходимости в ПРР нет?
    Какие из ракет смогут влезть во внутренние отсеки.В принципе,х-58УШКЭ и Р-37 весят почти одинакого,КС-172 потяжелее немного,для поражения радара вполне хватит и нетяжёлой осколочной БЧ,при этом Р-37 и КС-172 имеют дальность поболее,чем у Х-58.Получается,что в этой ракете нет особой нужды?
    1. 0
      26 ноября 2012 12:58
      Да очень интересно...как подобные проблемы решались на т-50, ведь по сообщениям дошли до испытания оружия.
    2. +2
      26 ноября 2012 20:42
      На наших самолетах нет балонов, с миг25 ставят установку по обогащению воздуха от двигателей кислородом( там какието молекулярные сита и тд.)
  6. maxiv1979
    +3
    26 ноября 2012 12:04
    Цитата: urzul
    Что то никто со смеху не помирает сравнивая Раптор с Миг-29 или Су-27.


    а кто сравнивает с Су-27? сравнивают с Су-35 или там с Су-30МКИ или еще каких модификаций, но никак не с Су-27, это вы хватили. Про Миг-29 таже ситуация, да и Миг не тяжелый истребитель, тут вообще некорректно сравнение.

    Цитата: Wedmak
    Угу. Серийных... На 187 машине серия и закончилась. До сих пор допиливают. Ограничения по полетным режимам только растут. А куда нашим торопится? По некоторым характеристикам наши 4+ (Су-35, Миг-35, да и Су-30) вполне могут потягаться с хвалеными рапторами, и они начали поступать в войска(сушки и миги, а не рапторы).Малозаметность - это полная чушь, если ради нее накладываются такие существенные ограничения по боезапасу, дальности полета,маневренности и пр. Так что дождемся серийного Т-50, или как он будет тогда называться... и посмотрим кому будет смешно.


    дай бог нашим сделать 187 серийных Т-50. Ограничения по режимам у раптора уже решены или решаются, это норм процесс любой сложной системы оружия, думаете на Т-50 все гладко пойдет, приняли и полетели?)
    Серийного Т-50 мы дождемся, только вот когда, с отставанием в 15! лет минимум, а насколько вперед шагнула электроника, двигателестроение, материаловедение и т.д? Если наш Т-50 будет равен раптору, это значит, что мы отстали на 15 лет, только и всего, нет?
    1. +1
      26 ноября 2012 12:14
      Сами же и сравнивали
      Однако основной задачей, решавшейся «Рэптором», являлась борьба с истребителями «красных», которые имитировались специально выделенными для этого самолетами F-15C, F/A-18C и F/A-18E. Одновременно в воздухе могло находиться до 40 самолетов «красных», которые по имитируемым характеристикам соответствовали самолетам российского производства МиГ-29 (эксплуатация с 1983), Су-30(эксплуатация с 1992) и Су-24 (эксплуатация с 1975). «Красные» условно использовали в воздушном бою ракеты «воздух–воздух» Р-73 и РВВ-АЕ российского производства и PL-12 китайского производства.

      За первые семь дней учений истребители F-22 одержали в воздушных боях 144 условные победы. Из этого количества только три пришлись на ближний воздушный бой с «противником». Во время этих учебных боев истребители F-22 ни разу не прибегали к использованию доступных им элементов сверхманевренности. Летчики отмечали, что наиболее выгодной для них была позиция, занимаемая на высоте около 20 000 м (что на 4500 м выше зоны, где обычно летают истребители четвертого поколения). Там они могли использовать преимущества сверхзвукового крейсерского режима полета, сканируя воздушное пространство и подстилающую местность с помощью бортовой РЛС и пассивных датчиков. Истребители F-22 за счет высокой скорости успевали наносить удары в любой точке зоны учений.

      Никаких МКИ или 35 и в помине нет.
      Если наш Т-50 будет равен раптору, это значит, что мы отстали на 15 лет, только и всего, нет?
      Так наши сразу говорят о превосходстве над Раптором.
      1. +2
        26 ноября 2012 12:32
        Американцы вроде сами признавали, шансы у раптора сбить наш Су-35/30, а то и Су-27СМ2, были только в дальнем бою. Т.к. сушка не замечала раптор на таких дальностях, а он мог уже пускать ракеты(возможно сейчас на Су-35 это дело поправили). Однако, если раптор вступал в ближний маневренный воздушный бой, шансов против наших у него не было. Вообще. Никаких.
        1. +2
          26 ноября 2012 14:58
          Когда это они такое заявляли?
          В том-то и дело,что до ближнего боя дело будет доходить очень редко.Учитывая то,на каких расстояниях раптор видит сушку,и на каких сушка видит раптора.
          Что касается БВБ - конечно,у наших новеньких сушек в них шансов побольше будет,чем у раптора,но я бы не стал категорично заявлять,что у раптора нет никаких шансов.Сушка лишь немного поманевреннее,но и раптор не пальцем делан,на нём ведь тоже движки с УВТ.
          1. +1
            26 ноября 2012 21:03
            сравнивая то, кто кого уделает в бою мы всегда говорим о самолете. А между тем львиную долью на себе берет ракета. И, в одной из статей этого сайта (двух-трехмесячной давности) рассказывалось об очень умных боеприпасах супостата.
        2. Рожденный в СССР
          0
          26 ноября 2012 20:32
          Вообще-то у нас тоже есть заточенный на воздушный бой самолет - перехватчик миг 31. Я думаю янки с ним принципиально не будут бой ф 22 моделировать, иначе трудно будет распил объяснить... Особенно на больших высотах да в дальнем бою-).
          1. 0
            27 ноября 2012 10:20
            Ну, уточним все же, МиГ-31 не для маневренного воздушного боя, он перехватчик. Причем несет ракеты дальнего действия. И его РЛС способна контролировать огромную территорию и большое количество целей.
    2. +1
      26 ноября 2012 12:44
      Если наш Т-50 будет равен раптору, это значит, что мы отстали на 15 лет, только и всего, нет?

      Нет, не отстали. Цикл разработки современного самолета - это не 5 и не 10 лет. Слишком сложные стали аппараты. Пока идут испытания, может еще сменится не раз что-то в конструкции Т-50. Поэтому надеюсь, что к началу серийного производства так и будет - приняли и полетели. Под Т-50 еще разрабатываются новые ракеты - это действительно комплекс - носитель+вооружение.

      По моему скромному мнению, американцы поспешили пустить раптор в серию. Это была еще сырая машина. А так как она разрабатывалась как истребитель-бомбардировщик, то вообще свое тех. задание не выполняла. Две бомбы - это ни о чем вообще. Притом переделанные из обычных. А 8 маленьких как-то... не знаю...для уничтожения особо важных целей(?) при котором, как писалось, надо войти в зону ПВО. И прощай $400 лимонов зелени?
    3. +1
      26 ноября 2012 13:12
      "что мы отстали на 15 лет" есть интересная инфа о процессоре используемом на ф-22 i960MX @ 90 МГц который по поараметрам хм... глубоко прошлый век. Сложно судить в чем и на сколько отстали.
      1. 0
        26 ноября 2012 15:00
        Возможно,ему и такого хватает.К тому же самолёт-то как раз в прошлом веке ведь и разрабатывался.Поэтому ничего удивительно не вижу.
      2. 0
        26 ноября 2012 18:24
        А по первой-то вообще 486 поставили, если память не изменяет. И только прекращение их выпуска заставило их заменить процессор. Вот это называется недальновидность...
        1. blat
          +2
          26 ноября 2012 19:27
          сам ты недальновидный.раптор создан по модульному принципу.и его уже раз шесть модернизировали.или всерьёз решил ,что на рапторе сейчас стоят те первые процессоры?)))))))))))
          1. 0
            27 ноября 2012 10:25
            Ну, во-первых, не грубите.
            А во-вторых, нет конечно, там стоят более новые. Но прочтите историю как они туда попали... Принцип-то модульный, да, только вот они сначала сделали на 486, поставили. А потом Intel закрыла производство 486-го процессора и отказалась производить его даже мелкими партиями. Вот и пришлось опять вынимать кошелек и переделывать на новый процессор. А как понимаете, там программы пишут не на бейсике..... соответственно пришлось переделывать и программы управления. Вот про эту недальновидность я и говорил.
            1. blat
              0
              28 ноября 2012 00:45
              не на бейсике.раптор в перспективе должен получить примерно такое-же колчество коммандных строк,что и ф-35.а это будет совсем другой раптор уже.и поэтому сравнивать его с т-50 дело неблагодарное.
  7. maxiv1979
    +1
    26 ноября 2012 13:35
    Цитата: urzul
    Сами же и сравнивали


    почемуто Су-27 не упоминается вовсе, интересно, кем это писалось и для кого, но и тут написано, об абсолютном превосходстве раптора, нет? И сравнили то их амеры ( наверняка улыбаясь) от того, что лучше то у нас небыло нихрена, вот и сравнили с лучшим, что есть у противника, хотя даже всеми официально признанно, раптор - 5 поколение, а Миг 29 и Су-30 ? Я уж молчу про Су-24, который непонятно как попал туда вообще)) Поэтому я и говорю, сравнение некорректное, проще говоря, смешное.

    Цитата: urzul
    Никаких МКИ или 35 и в помине нет.


    потомучто их и не было в помине, впрочем как и сейчас, если объективно посмотреть)

    Цитата: urzul
    Так наши сразу говорят о превосходстве над Раптором.


    Это радует, но пока только слова, а учитывая, что реальные характеристики раптора не слишком понятны, то можно серьезно обмишурица) Вспомните историю с разработкой Су-27, когда сами суховцы рассказывали, что узнав реальные характеристики F-15...история хорошо известна, так не получится? Тогда было сильное государство, СССР и то обкакались разведчики, вовремя не узнали, а сейчас, после 20 лет завала, какая у нас разведка, а?)
    Это я еще не поднимал тему о том, что инженеры локхид-мартин явно не в прятки играли на работе много лет подряд с момента начала серии раптора и совершенствуют его, скоро появится какойнить F-22B и привет)


    Цитата: Wedmak
    Нет, не отстали. Цикл разработки современного самолета - это не 5 и не 10 лет. Слишком сложные стали аппараты. Пока идут испытания, может еще сменится не раз что-то в конструкции Т-50. Поэтому надеюсь, что к началу серийного производства так и будет - приняли и полетели. Под Т-50 еще разрабатываются новые ракеты - это действительно комплекс - носитель+вооружение.


    но ведь это правило действует на всех, американцы, свои 10 лет разработки, проскочили за конец 80-х и 90-е, когда мы, по милости демократов что делали?)) К началу серийного производства так не будет ибо не было никогда, только серия и войска и эксплуатация на обычных аэродромах обычными техниками и строевыми летчиками выявит все недостатки машины и они будут и будет их поначалу очень много)


    Цитата: Wedmak
    По моему скромному мнению, американцы поспешили пустить раптор в серию. Это была еще сырая машина. А так как она разрабатывалась как истребитель-бомбардировщик, то вообще свое тех. задание не выполняла. Две бомбы - это ни о чем вообще. Притом переделанные из обычных. А 8 маленьких как-то... не знаю...для уничтожения особо важных целей(?) при котором, как писалось, надо войти в зону ПВО. И прощай $400 лимонов зелени


    разрабатывалась она для завоевания господства в воздухе и конструктора свою задачу выполнили или вы думаете, что эти люди не знали или не поинтерисовались, при разработке отсека под вооружение, каковы размерения боеприпасов?) Просто исчез достойный противник и пошли новые веяния, приспособить самолет хоть для чегонить полезного, коль сбивать некого, дак хоть побомбить кого, а тут своя специфика и раптор на обочине, хотя тут не вина самолета и разрабов, а вина горбачева))

    Уф, запарился набирать)
    1. +1
      26 ноября 2012 13:49
      почемуто Су-27 не упоминается вовсе, интересно, кем это писалось и для кого, но и тут написано, об абсолютном превосходстве раптора, нет? И сравнили то их амеры ( наверняка улыбаясь) от того, что лучше то у нас небыло нихрена, вот и сравнили с лучшим, что есть у противника, хотя даже всеми официально признанно, раптор - 5 поколение, а Миг 29 и Су-30 ? Я уж молчу про Су-24, который непонятно как попал туда вообще)) Поэтому я и говорю, сравнение некорректное, проще говоря, смешное.
      До сих пор абсурд такой статистики не поняли? жаль
      потомучто их и не было в помине, впрочем как и сейчас, если объективно посмотреть)
      учения 2011 года, все уже было
      что реальные характеристики раптора не слишком понятны,
      А был ли мальчик? F-16 не маячил лишь рекламными роликами.
      скоро появится какойнить F-22B и привет)
      F-35 они уже выкатили и даже сами не заикаются о сравнении с ПАК ФА, с Су-35 максимум
      но ведь это правило действует на всех, американцы, свои 10 лет разработки, проскочили за конец 80-х и 90-е, когда мы, по милости демократов что делали?)) К началу серийного производства так не будет ибо не было никогда, только серия и войска и эксплуатация на обычных аэродромах обычными техниками и строевыми летчиками выявит все недостатки машины и они будут и будет их поначалу очень много)
      Кто такое сказал? F-35 в проекте Х-35 еще в 2001 году был, когда они под техзадание самолет подогнать обещают? 2016 год если память не изменят. http://www.defenceweb.co.za/index.php?option=com_content&view=article&id=24292:u

      s-air-force-sees-delay-in-operational-use-of-f-35&catid=35:Aerospace&Itemid=107
  8. maxiv1979
    +4
    26 ноября 2012 15:29
    Цитата: urzul
    До сих пор абсурд такой статистики не поняли? жаль


    да, я видимо так и не понял, что Вы хотели сказать, действительно жаль)

    Цитата: urzul
    учения 2011 года, все уже было


    что было? МКИ? где? у кого? и вообще что это за самолет?) Миг-35, где он? планируется к производству МиГ-29К, типо близкий к МиГ-35, еще и для Индии) и 3 опытных экземпляра переделки из других самолетов, все!) Планируется! Для Индии!! корабельный вариант! и это амеры должны учитывать?) Я и говорю, куда ни кинь, везде хочется улыбнуться)


    Цитата: urzul
    А был ли мальчик? F-16 не маячил лишь рекламными роликами.


    наверняка был и есть, в кб Сухого сидели не такие уж болваны, раз сами настояли на необходимости разработать полностью новый самолет и F-15 много повоевал и до сих пор активно применяется в разных модификациях и по земле и по воздушному противнику, нет? Из этого я делаю вывод, что самолет неплохой и мальчик был) или ему нужно сбить нло, чтобы доказать комуто чтото?)


    Цитата: urzul
    F-35 они уже выкатили и даже сами не заикаются о сравнении с ПАК ФА, с Су-35 максимум


    ну во первых, я и не говорил про F-35, а предположил появление чтото типа F-22B или какнить так, а это машины разного класса и изначально затачивались под разное и логично, что его и не сравнивают с Т-50, хотя...))
    Чисто гипотетически, Вы серьезно думаете, что на Т-50 будет лучше электроника чем на F-35?) или будут более совершенные движки? или материалы? или амеровские пилоты на F-35 будут менее обучены чем пилоты на Т-50? Серьезно так думаете? Есть хорошая поговорка( или пословица)) "Берегись, когда тебя хвалит враг" Но я всеже, говорил о F-22 и Т-50, F-35 машина другого класса, ведь не сравнивают F-15 и F-16, или Су-27 и МиГ-29, они не конкуренты, а продолжение друг друга в бою.


    Цитата: urzul
    Кто такое сказал? F-35 в проекте Х-35 еще в 2001 году был, когда они под техзадание самолет подогнать обещают? 2016 год если память не изменят


    опять вы про F-35) самолет долго делают, факт, но за нашими рекордами длительности, никому в мире не угнаться) Видимо амеры очень боятся ошибиться с концепцией F-35, все время чтото меняли и я их понимаю, ведь с раптором они откровенно пролетели, сделали великолепный самолет, а противника ему нет и нужно затолкать его хоть в какуюто нишу) Видать не хотят этого для F-35, да еще и серия планируется не в пример больше F-22 и модификации сразу 3!!, которые очень!! отличаются и по концепции применения и даже по типу взлета, тут ошибиться нельзя. Да и куда им торопиться? Где противники?
    Как то так. ИМХО
    1. 0
      26 ноября 2012 15:51
      что было? МФИ? где? у кого? и вообще что это за самолет?) Миг-35, где он? планируется к производству МиГ-29К, типо близкий к МиГ-35 для Индии) и 3 опытных экземпляра переделки из других самолетов, все!) Планируется! Для Индии!! корабельный вариант! и это амеры должны учитывать?) Я и говорю, куда ни кинь, везде хочется улыбнуться)
      Су-30 МКИ с которым по Вашим словам сравнивают Раптор. При чем здесь 1,44 МИГ, не понял, так как никто его не упоминал. О каком Миг-35 речь!? Вы говорили о Су-35, о чем я Вам отвечал.
      наверняка был и есть, в кб Сухого сидели не такие уж болваны, раз сами настояли на необходимости разработать полностью новый самолет и F-15 много повоевал и до сих пор активно применяется в разных модификациях и по земле и по воздушному противнику, нет? Из этого я делаю вывод, что самолет неплохой и мальчик был) или ему нужно сбить нло, чтобы доказать комуто чтото?)
      Под Мальчиком я имел ввиду заявленные ТТХ Раптора.
      ну во первых, я и не говорил про F-35, а предположил появление чтото типа F-22B или какнить так, а это машины разного класса и изначально затачивались под разное и логично, что его и не сравнивают с Т-50, хотя...))
      Чисто гипотетически, Вы серьезно думаете, что на Т-50 будет лучше электроника чем на F-35?) или будут более совершенные движки? или материалы? или амеровские пилоты на F-35 будут менее обучены чем пилоты на Т-50? Серьезно так думаете? Есть хорошая поговорка( или пословица)) "Берегись, когда тебя хвалит враг" Но я всеже, говорил о F-22 и Т-50, F-35 машина другого класса, ведь не сравнивают F-15 и F-16, или Су-27 и МиГ-29, они не конкуренты, а продолжение друг друга в бою.
      Но выкатили не F-22 next, а F-35 - лучшее что было.
      А вы всерьез думаете что у нас не двигатели не электронику ни композиты делать не умеют?! А ведь это все еще нужно собрать воедино и "научить летать". И насчет поговорки, Американцы наш самолет никогда не хвалили. Посмотрите на фото первых полетов ПАК ФА, все что не в авиационной грунтовке оливкового цвета, это композиционные материалы.
      опять вы про F-35) самолет долго делают, факт, но за нашими рекордами длительности, никому в мире не угнаться) Видимо амеры очень боятся ошибиться с концепцией F-35, все время чтото меняли и я их понимаю, ведь с раптором они откровенно пролетели, сделали великолепный самолет, а противника ему нет и нужно затолкать его хоть в какуюто нишу) Видать не хотят этого для F-35, да еще и серия планируется не в пример больше F-22 и модификации сразу 3!!, которые очень!! отличаются и по концепции применения и даже по типу взлета, тут ошибиться нельзя. Да и куда им торопиться? Где противники?
      Как то так. ИМХО


      Ну а про кого же, он же кандидат на основной самолет США. С Раптором ситуация понятна, выпуск ненужного уже тогда самолета про лоббировали, попутно красочно описывая преимущество над 4 поколением как 1 к 12 ( хотя тупость этого заявление потом поняли, так как у него ракет столько не на борту) , ну да ладно, главное в серию пустили. А с F-35 у них была куча проблем из за того что взялись сразу за 3 модификации, 2 из которых до 2016 года будут дорабатываться. При этом сами Американцы утверждают что как истребитель он проигрывает Раптору - это насчет не стояли на месте и выкатят F-22B/
      1. 0
        27 ноября 2012 13:42
        Цитата: urzul
        описывая преимущество над 4 поколением как 1 к 12 ( хотя тупость этого заявление потом поняли, так как у него ракет столько не на борту)


        По вашему амеры до такой степени тупы?А вам не кажется,что вы просто могли неправильно понять смысл этой фразы?Это может означать не то,что один раптор может осилить 12 самолётов 4 поколения,а то,что в бою 24 раптора vs 24 *самолёта 4 поколения" рапторы выйдут победителями и их потери будут в 12 раз меньше (то бишь 2 самолёта).Такое в голову не приходило?
  9. maxiv1979
    +1
    26 ноября 2012 16:53
    Цитата: urzul
    Су-30 МКИ с которым по Вашим словам сравнивают Раптор. При чем здесь 1,44 МИГ, не понял, так как никто его не упоминал. О каком Миг-35 речь!? Вы говорили о Су-35, о чем я Вам отвечал.

    Цитата: urzul
    и


    аа, видимо действительно я Вас не так понял, извиняйте) Мы говорили о разных самолетах видимо)

    Цитата: urzul
    Под Мальчиком я имел ввиду заявленные ТТХ Раптора.


    да я думаю, если мальчика и не было сразу, то сейчас он уже есть) Чето мы действительно плоховато понимаем друг друга)


    Цитата: urzul
    Но выкатили не F-22 next, а F-35 - лучшее что было.А вы всерьез думаете что у нас не двигатели не электронику ни композиты делать не умеют?! А ведь это все еще нужно собрать воедино и "научить летать". И насчет поговорки, Американцы наш самолет никогда не хвалили. Посмотрите на фото первых полетов ПАК ФА, все что не в авиационной грунтовке оливкового цвета, это композиционные материалы.


    ну F-35, это не F-22, он официально заявлен на массовый экспорт куда угодно и сами амеры считают F-22 лучше, смотрите на истерию с требованием продолжить выпуск F-22, типо только он норм противостоит новым русским машинам (которых еще, по совести если говорить толком еще нет ) Про электронику, двигатели и композиты свой вопрос. Делать умеют, но лучше ли чем амеры? Ведь амеры всегда были очень сильны во всех этих областях и у них не было развала и загона все и вся и ученые у них не бежали за рубеж десятками тысяч, отсюда вывод - надо быть реалистом) А самолеты наши они хвалят, причем неприкрыто и тем самым доят свой конгресс, который выделяет бабки на новые разработки, лобби. Иначе как назвать заявления, что Су-35 могут эффективно противостоять только F-22? Пишут что и ЗРК наши будут сбивать F-35 круто и нужен F-22, вот как давят на свой конгресс)


    Цитата: urzul
    Ну а про кого же, он же кандидат на основной самолет США. С Раптором ситуация понятна, выпуск ненужного уже тогда самолета про лоббировали, попутно красочно описывая преимущество над 4 поколением как 1 к 12 ( хотя тупость этого заявление потом поняли, так как у него ракет столько не на борту) , ну да ладно, главное в серию пустили. А с F-35 у них была куча проблем из за того что взялись сразу за 3 модификации, 2 из которых до 2016 года будут дорабатываться. При этом сами Американцы утверждают что как истребитель он проигрывает Раптору - это насчет не стояли на месте и выкатят F-22B/


    кандидат и норм кандидат, концепция высокотехнологичной однодвигательной машины себя оправдала на F-16 и амеры его доведут до ума, уже в серии и опираясь на огромные бабки и отличные кб, в которых трудятся лучшие спецы со всего мира за баксы) А как чистый боец завоевания превосходства в воздухе, да, F-35 уступит F-22, так как затачивался не столь абсолютно под воздух. Но ведь и F-22 не всю жизнь будет в модификации А) Вдумайтесь, он таким пошел в серию 12 лет назад и конечно, его апгрейдят и пойдут новые модификации
  10. почтальон
    +1
    26 ноября 2012 22:18
    ВВС США сняли основную часть эксплуатационных ограничений на полетах F-22 ./ Источник CRAIG HOYLE LONDON Sourse : Flight international

    Прим:
    Около 21 000 вылетов с F-22 в ВВС США были завершены без всяких инцидента
    F-22 Raptor выполнил болеше летных испытаний, чем любой другой истребитель до него.

    F-22 Возможности продемонстрированные на сегодняшний день (полное тестирование)
    Дозаправку в воздухе - KC-10 и KC-135
    Внешние топливного бака
    1724 миль полет без посадки
    Ракетный пуски - дозвуковые и сверхзвуковые( AIM-9 и AIM-120)
    Стрельбы в полете
    Сверхзвуковой крейсерский режим
    Низкая ЭПР
    Высокий угол атаки после Post-Stall траектории полета с управляемым вектором тяги
    Интегрированная авионика и передача данных (Integrated Avionics Data Fusion)
    Внутренняя линия передачи данных (Intra flight Data Link)
    РЭБ
    Контрмеры
    Стабильность программного обеспечения
    Four-Ship Offensive and Defensive Capability (это нормально не смог перевести)
    JTIDS (Объединенная тактическая система распределения информации)


    ключевые
    контрольные
    параметры Требование(ТЗ) Текущая оценка(факт) ЗАПАС


    ЭОП RCS(дБ) X дБ Благоприятный Благоприятный

    Сверхзвук 1,5 Маха 1,72 Маха 15%

    Ускорение 54 сек 53 сек 2%

    Маневренность 3,7 g 3,7 g 0%
    (0.9M/30Kft)

    Боевой радиус (NM) 260 +100 310 +100 нм 14%
    Миссия 1 (Sub + Super)

    Дальность радиолокацион- 100% 105% 5%
    ного обнаружения

    Перевозка воздушным 8 8,4 (0.4)
    транспортом(коэф-т)

    Среднее время наработки 3,0 3,0 Норма
    на техническое обслуживание (часов)

    I was able to kill all adversaries and accomplish the mission outnumbered 4 to 1. There is no current fielded jet that could accomplish this feat today.

    –USAF F-22 Pilot After Operational Test Mission (1 F-22 vs. 4 Legacy Fighters)

    Похоже весь мир знал о проблемах F-22, кроме "него самого" и тех кто производил/летал/обслуживал / КРУ Сената, до самой последней машины,сошедшей с конвейера... yes
    1. Ластик
      +1
      27 ноября 2012 01:17
      Four-Ship Offensive and Defensive Capability (это нормально не смог перевести)
      наверное имеется ввиду четыре отсека для вооружения . feel
      1. почтальон
        0
        27 ноября 2012 21:31
        Цитата: Ластик
        наверное имеется ввиду четыре отсека д

        Блин точно. вот я затупил то.
        Был бы немецкий понял, а тут така засада.
        Спасибо.
  11. +2
    26 ноября 2012 22:42
    Ну можно статейку почитать, некоторый сравнительный анализ.
    Ссылка http://www.odnako.org/blogs/show_19150/
    Новый американский самолет, самый современный на данное время.
    Что в нем вызывает недоумение?
    1. blat
      0
      27 ноября 2012 10:12
      статейка полное фуфло.оперируеться даными так как выгодно.когда моделировали бои между су-35 и ф-35 то оказалось что все сушки были сбиты
      1. 0
        27 ноября 2012 10:29
        Ну, моделировать можно все что угодно. И кстати, где моделировалось? Кем? Пруф в студию.
        1. 0
          27 ноября 2012 13:48
          Действительно,я тоже читал,было какое-то там моделирование.Но верить ему - бред,по их результатам Ф-22 сушкам вообще проиграли,Ф-18 выиграли,причём с большим преимуществом.То бишь результаты прямо противоположные тем,какие должны были получиться в действительности.Так что верить всяким таким моделированиям,в т.ч. австралийским,о которых так любят говорить,не стоит.
      2. 0
        28 ноября 2012 00:23
        Цитата: blat
        когда моделировали бои между су-35 и ф-35 то оказалось что все сушки были сбиты

        Так что на фото вызывает недоумение и как вам Ф-18 который супер.
        И кто там что моделировал? Когда самолет не дотягивает до заявленных ТТХ а в проект вложилось с 10 стран, то можно смоделировать что он сбивает и НЛО.
        Су-35 это уровень Ф-22. А Ф-22 и Ф-35 это разные самолеты, для разных задач.
        1. blat
          0
          28 ноября 2012 01:02
          да я о тех учениях.встретились 240 сушек -35 с рапторами.все сушки сбиты уцелело 140 рапторов.потом ф-35 все сушки сбиты ф-35 уцелело меньше 50.и все супер хорнеты были сбиты.вот примерно такие результаты
        2. 0
          28 ноября 2012 10:03
          Цитата: saturn.mmm
          Су-35 это уровень Ф-22.


          Слишком смелое заявление.ПАК ФА - это уровень раптора,может даже чуть повыше.А Су-35 немного не дотягивает,его преимущество в существенно меньшей цене.
          1. 0
            28 ноября 2012 21:55
            Су-35 и Ф-22 по своей сути -истребители , самолеты завоевания превосходства в воздухе они под это заточены. Я бы сказал несколько смелое заявление а не слишком смелое (отечественные авиастроители тоже не лаптем щи хлебают).
            Ф-35 создан как ударный, в основном для авианосных соединений. Су-35 хороший самолет.
  12. +1
    27 ноября 2012 05:15
    На мой взгляд для американцев на всю кучу разнообразных минусов программы "Раптор" есть охренительный плюс - это движение науки вперед. Пусть дорого, но новые материалы, новые наработки и т.д. Единственное не нужна была такая большая партия сразу.. Доработали бы и пустили бы дальше в производство..Просто у них было дох.. денег...
  13. Rambldor
    -2
    28 ноября 2012 05:15
    ne nadoyela obsirat Raptor....lucshe svoim Pakfoy zanimaytes...skolko ono uvas tam 3?...i odin uje razbilsya...pravda etu infarmaciyu bistro udalili iz neta.....
    1. DIME
      0
      16 декабря 2012 02:59
      Да-да, вот эта новость: http://pikabu.ru/profile/russianPatriot

      А если серъёзно: вот так взяли и из всего и-нета удалили. И ни один зарубежный военный журнал такую важную новость не заметил, все прям дурачки такие.

      PS и да ПАК-ФА летает 4 штуки, один стоит для прочностных испытаний.