Высотный истребитель М-17 «Стратосфера»

23
М-17 «Стратосфера» (по классификации НАТО: Mystic-A) – советский высотный самолет, предназначенный для борьбы с дрейфующими аэростатами. Самолет был дозвуковым. Для данного самолета впервые был создан сверхкритический высоконесущий профиль крыла, получивший обозначение П-173-9. Разработка самолета М-17 началась в 1970 году. К 1978 году на вертолетном заводе в городе Кумертау был создан первый летный образец новой машины, который, к сожалению, разбился при выполнении пробежек. Второй летный образец был создан только в 1982 году, в этот раз самолет собрали на Смоленском авиазаводе. 26 мая 1982 года летчик-испытатель Э. В. Чельцов впервые поднял высотный дозвуковой самолет в воздух, полет выполнялся с аэродрома в Жуковском. Весной 1990 года данная машина установила сразу 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности для самолетов массой в 16-20 тонн, оснащенных одним турбореактивным двигателем. Тогда же к 1990 году был собран последний образец самолета М-17.

После того как в мае 1960 года под Свердловском был сбит высотный американский разведчик U-2 под управлением Пауэрса, в США решили пересмотреть стратегию воздушной разведки над территорией СССР. На вооружении ЦРУ к тому моменту появилось новое средство доставки разведывательной аппаратуры в воздушное пространство страны Советов – автоматические дрейфующие аэростаты, которые запускались с территории некоторых стран НАТО. Эти аэростаты использовали ветры, господствующие на больших высотах над территорией нашей страны и могли пересечь СССР с запада на восток. Такие аэростаты управлялись по радио и могли по команде с земли изменить высоту полета практически с 0 до 45-50 км. При этом аэростаты могли нести не только «безобидную» разведывательную аппаратуру, но и достаточно широкий спектр взрывчатых веществ, которые могли быть сброшены по команде с земли.

ПВО СССР вынуждено было применять для уничтожения этих непрошенных гостей ракеты типов «земля-воздух» или «воздух-воздух». При этом стоимость уничтожения аэростата, выполненного из дешевой дакроновой или мейларовой пленки, в десятки раз превосходила стоимость этого дрейфующего воздушного шара. Более того, подготовка аэростатов к полету и развертывание технических средств не требовало от натовцев большого количества времени, поэтому их массовый пуск ставил оборону СССР под угрозу.
Высотный истребитель М-17 «Стратосфера»

Принимая это во внимание, в 1967 вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС, согласно которому Экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ), расположенному в подмосковном Жуковском и возглавляемому В.М. Мясищевым, было приказано осуществить комплекс научно-исследовательских работ (НИР) «Выбор технических направлений по созданию авиационного комплекса для перехвата и поражения автоматических дрейфующих аэростатов». Руководить этой темой на ЭМЗ поручили заместителю главного конструктора Г. И. Архангельскому. В рамках данного проекта был выполнен очень большой объем работ, к решению проблемы были подключены головные институты авиационной промышленности, заинтересованные ведомства и министерства. В результате проведенного комплексного технико-экономического анализа наилучшим решением было признано создание дозвукового высотного самолета-истребителя, оснащенного стрелково-пушечным вооружением.

В 1970 году по заказу ПВО СССР были начаты работы по теме №17, которая и предполагала создание высотного самолета-истребителя. Ведущим конструктором проекта стал В. М. Морковкин. К тому моменту в ОКБ уже успели детально изучить обломки сбитого под Свердловском высотного разведчика U-2, были составлены достаточно пухлые тома сравнительных характеристик агрегатов и систем данного самолета с советскими аналогами. При этом советских инженеров подкупала незатейливость и простота конструкции американского самолета и его систем. Результаты, полученные в ходе изучения обломков U-2, показали, что создание отечественного высотного перехватчика на базе советской науки и техники – это достаточно кропотливая и долгая работа, которая потребует поиска новых решений.

Решающее влияние на будущий облик машины тогда оказал выбор силовой установки. Из всего разнообразия рассматриваемых схем в конечном итоге оставили лишь 2-е: с двумя двухконтурными двигателями Д-30 П. А. Соловьева тягой по 6,6 тонн, которые подвешивались в гондолах на нижней поверхности крыла и с одним двигателем РД-36-51А конструкции П. А. Колесова, со взлетной тягой в 18 тонн, который располагался в фюзеляже машины. В ходе проведенных испытаний было установлено, что на высотах свыше 11 километров падение тяги оказалось большим для двухконтурных Д-30. Помимо этого желание иметь аэродинамически чистое крыло и необходимость размещения большого количества топлива также склоняли чашу весов к одному двигателю, расположенному в фюзеляже.

Помимо этого, разработанный для сверхзвукового Ту-144 двигатель РД-36-51А обладал отдельной коробкой приводов самолетных агрегатов, что значительно облегчало компоновку всей силовой установки, а также делало возможным уменьшение миделя фюзеляжа. Все это в конечном итоге и привело к окончательному выбору варианта с одним двигателем. При этом повторять облик американского U-2, который был самолетом традиционной схемы с двигателем, оснащенным большой удлинительной трубой, не стали по причине нецелесообразности. Было решено остановиться на двухбалочной схеме.

В 1971 году разрабатываемый самолет получил официальное обозначение М-17 «Стратосфера». В техзадании по данному проекту было поставлено условие по достижению высоты барражирования в 23-25 км., а также обеспечению его пилотирования обыкновенными строевыми летчиками. Для достижения требуемых аэродинамических характеристик для нового самолета в первую очередь необходимо было разработать крыло с уникальными несущими свойствами. Результатом этих работ стало крыло оригинальной двухрежимной конструкции, которое в полете могло изменять свою площадь и форму (за счет выдвижения в полете хвостовых секций профиля). На данное крыло был получен авторский патент.

Параллельно с решением авиационных проблем, простое перечисление которых заняло бы несколько страниц текста (конструкция, эргономика кабины пилота, конфигурация и площадь ГО, место расположения основных опор шасси и т.д.), велись работы по созданию поисково-прицельной станции для обнаружения аэростатов и целеуказания системе вооружения. По причине очень малой радиолокационной заметности разведывательных аэростатов было принято решение об использовании активной оптической системы поиска и сопровождения цели. В состав системы включался обзорный пеленгатор, который должен был найти цель, следящий пеленгатор и лазерный дальномер, который тогда называли квантовым. Данная система должна была сопровождать цель в полете и управлять огнем скорострельной пушки в автоматическом режиме с возможностью внесения корректировок.

Данная система был успешно создана в ЦКБ «Геофизика», руководил работами конструктор Д. М. Хорол. Разработанная им система в дальнейшем показала себя с наилучшей стороны, так как заданные по техзаданию показатели были существенно превышены. Требования к оптическим характеристикам создаваемой системы были настолько высоки и серьезны, что, к примеру, лобовое стекло дальномера пришлось выполнить из горного бразильского хрусталя. В СССР просто не смогли найти минерал, обладающий столь малым числом посторонних включений и примесей.

Для уничтожения разведывательных аэростатов была выбрана ППУ – подвижная пушечная установка, созданная ММЗ «Дзержинец» на базе хорошо себя зарекомендовавшей в эксплуатации 23-мм скорострельной пуши ГШ-23Л, обладавшей скорострельностью на уровне 3400 выстрелов в минуту. При этом весила она всего 47 кг. Помимо этого конструкторам пришлось разработать высокочувствительный взрыватель, который срабатывал бы при ударе об очень тонкую оболочку аэростата, что явилось еще одним важным шагом на пути поражения аэростатов 23-мм снарядами.

В этом советским конструкторам неожиданно помог сопутствующий физический эффект. Во время повреждения оболочки аэростата осколками снаряда образовывались только небольшие отверстия, расход газа сквозь которые не был достаточным для снижения аэростата. Однако к радости советских конструкторов при этом проявлялся реактивный момент, закручивающий оболочку аэростата относительно его более инерционной подвески. Удерживающие данную подвеску стопы сжимали оболочку, и газ из аэростата выдавливался с возрастающей интенсивностью. В дополнение к этому были созданы и особые разрывные снаряды, которые в момент срабатывания разбрасывали проволочные жгутики, которые существенно увеличили площадь и размеры пробоин.

По своей компоновке М-17 «Стратосфера» был двухбалочным аппаратом, обладающим коротким фюзеляжем и «чистым» крылом достаточно большого размаха – 40 метров. Стоит отметить, что М-17 заново «открыл» данную схему для современных реактивных самолетов. При этом стоит отметить тот факт, что мясищевцы во все времена выгодно отличались от конструкторов большинства других КБ своим особым отношением к решениям соперников и коллег. Именно это и позволило, в конечном счете, разработать самолет с очень хорошими летными характеристиками.

Особо специалистами отмечался уникальные профиль, а также механизация крыла «Стратосферы». Здесь был применен совершенно новый сверхкритический профиль крыла, который позволял самолету иметь повышенное аэродинамическое качество практически во всем диапазоне высот и скоростей полета. Крыло самолета М-17 впоследствии даже стали называть адаптивным, что являлось результатом его изменяемой геометрии профиля (не надо путать с изменяемой стреловидностью крыла). Помимо этого улучшить аэродинамические характеристики машины удалось за счет оригинальной законцовки крыла. О высоких летных возможностях машины свидетельствует тот факт, что М-17 мог планировать с высоты в 1 км. на дальность в 30 км.

К сожалению, уникальный самолет стал заложником изменившейся обстановки. Работы по его созданию затянулись, в то время как американцы запустили свой последний аэростат в ноябре 1983 года с территории Норвегии. В дальнейшем США просто прекратили использование этих разведывательных средств против СССР. Однако наработки по М-17 не пропали даром и стали основой для создания гражданской версии самолета М-55 «Геофизика».

Тактико-технические характеристики М-17:

Размеры: размах крыла – 40,32 м., длина – 22,27 м., высота – 4,87 м.
Площадь крыла – 137,7 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 19 950 кг.
Тип двигателя – 1ТРД РКБМ (Новиков) РД-36-51В, тягой 6 000 кгс.
Максимальная скорость – 743 км/ч.
Практическая дальность полета – 1 325 км.
Продолжительность полета – 2 часа 14 минут.
Практический потолок – 21 550 м.
Вооружение – подвижная пушечная установка на основе ГШ-23Л
Экипаж – 1 человек.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/spy/m17.html
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4570-vysotnyi-istrebitel-.html
-http://www.airbase.ru/hangar/planes/russia/m/m-17
- http://ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +1
    29 ноября 2012 09:37
    Интересна машина, но только вот продолжительность полета какая-то слишком маленькая - не особо долго он пробарражирует, это, получается, надо было сидеть рядом с точкой запуска зондов...
    1. +2
      29 ноября 2012 13:20
      Привет всем!

      Цитата: Братец Сарыч
      Интересна машина, но только вот продолжительность полета какая-то слишком маленькая - не особо долго он пробарражирует, это, получается, надо было сидеть рядом с точкой запуска зондов...


      Цитата: itr
      Странное суждение господа кому нужен самолет который меньше трех часов летает ??? Только наверно камикадзе
      Вот у меня вопрос а почему нельзя было просто глушить сигналы которые на зонд поступали ???


      Полагаю, что сравнивать данную машину с U-2, последние модификации которого имели боевой радиус 7400 км, не корректно, так как М-17, не смотря на формы, все же перехватчик, его задача выйти в точку и сделать пуск по одинокой (групповой) цели. Однако для продолжительных облетов и 7400 может не хватить, что тогда? дозаправка в воздухе? При этом не ясно, чем пришлось бы жертвовать, ради увеличения дальности?! Опять же, из-за радиопрозрачности, аэростаты поздно обнаруживаются, так что размещение с учетом розы ветров (весть аэростаты-то неуправляемые, гонимые ветром...) на 2-х, либо 3-х аэродромах подобных машин решало бы дело.

      Цитата: Strashila
      Шикарная машина. На её базе сделать машину РЭБ, цены бы не было.


      А вот для РЭБ такая машина как раз и не подходит, именно по длительности полета...
      1. +1
        29 ноября 2012 15:05
        А долго и не потребуется... минут 40... чтоб глушить сигналы спутниковых навигационых систем и связи... внести так сказать маленький хаос, тем же беспилотникам.
    2. +1
      30 ноября 2012 00:56
      Количество и прогнозируемое время запускаемых зондов было достаточным для эффективной работы каждой из машин в отведённое время.
  2. +1
    29 ноября 2012 10:17
    Шикарная машина. На её базе сделать машину РЭБ, цены бы не было.
    1. +1
      29 ноября 2012 11:40
      Strashila,

      Цитата: Strashila
      Шикарная машина. На её базе сделать машину РЭБ, цены бы не было.



      да, причем беспилотный!
    2. +1
      30 ноября 2012 00:52
      Не та ниша. Уже есть множество реально эффективных самолётов РЭБ. М-55 (М-17) создан решать уникальные задачи.
  3. itr
    -1
    29 ноября 2012 12:37
    Странное суждение господа кому нужен самолет который меньше трех часов летает ??? Только наверно камикадзе
    Вот у меня вопрос а почему нельзя было просто глушить сигналы которые на зонд поступали ???
    1. +1
      29 ноября 2012 18:07
      А попробуй за ним с глушилкой, на скорости 200км/ч побегать( струйное течение)
      1. itr
        +1
        30 ноября 2012 09:58
        Ну я так понимаю сигнал поступает с одной точки вот и его глушить
    2. 0
      29 ноября 2012 18:16
      Думается, что глушили сигналы!
      Как может "муха" на высотах до 25 км. бороться с "пузырём" летящем до 45 км.?
      А ежели брать во внимание, что его начали в Кумертау собирать и продолжили в Смоленске, то напрашивается вопрос,:"А он нужен был ли вообще"?
    3. +1
      30 ноября 2012 03:12
      Не забывайте, что зонд кроме радиоаппаратуры мог нести фото-видео аппаратуру, любую другую аппаратуру измерения температур, давлений, радиации, и т.д. и т.п. Мог нести и полезную боевую нагрузку в виде взрывчатых, отравляющих, химических, бактериологических веществ.....
  4. +3
    29 ноября 2012 14:01
    Лично знал Э.В. Чельцова.Классный был человек и летчик.Погиб на "Геофизике"...
    1. +2
      29 ноября 2012 22:11
      Что случилось с "Геофизикой" и ее пилотом? Если можно - подробности...
  5. +2
    29 ноября 2012 23:36
    Очередной шедевр Владимира Михайловича Мясищева! Всё гениальное - просто!
  6. +1
    30 ноября 2012 02:36
    чем-то похож на U-2,хоть и отдалённо.ещё школьником видел иллюстрацию в журнале.По надписи "Аэрофлот" думал это самолёт-метеоролог для запуска зондов .А он их истребитель.
    1. +2
      30 ноября 2012 17:14
      Громобой,
      Сейчас это гражданский самолет для изучения высотных атмосферных процессов.
  7. +2
    30 ноября 2012 02:54
    Единственное сходство - размах крыла, не более того. Фото с надписью Аэрофлот не помню. В каком журнале не вспомните? М-17 или М-55?
    1. +2
      30 ноября 2012 17:15
      studentmati,
      Его в Жуковском выставляли лет 15 назад , если память не изменяет.
  8. 0
    30 ноября 2012 03:31
    тоже не помню,маленький был.у друга папа работал на авиоагрегатном заводе.ЗВО и даже на английском куча литературы.не помню(
  9. DAO
    DAO
    +2
    2 декабря 2012 01:41
    В этом году силами мониниский аваретавраторов отремонтирован и полность перекрашен в оригинальный вид третий летный экзепляр самолета М17 (Борт 17103)
  10. +1
    2 декабря 2012 01:45
    Честь, хвала и низкий поклон реставраторам и хранителям уникальных машин!!!!
    1. DAO
      DAO
      +2
      2 декабря 2012 01:51
      Некоторые подробности можно почитать и посмотреть тут - http://pkk-avia.livejournal.com/36082.html
      и тут - http://aviarestorer.ru/forum/showthread.php?2497-%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%
      D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-24-11-2012-%D0%B3&p=75074&viewfull=1#post75074
      1. +2
        2 декабря 2012 02:01
        Спасибо Дружище!!! Открыл не по ссылке, через "чёрный ход". Великолепно!!! Спасибо!!!
  11. 0
    2 декабря 2012 01:57
    Ссылка не пошла?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»