Репрессии в оборонной отрасли СССР (Часть II)

1
Часть I здесь

Часть II

В архивах сохранилось немало документов, свидетельствующих о масштабах кадровой "чистки" в промышленности. Вот выдержка из одного такого документа:
Отчет Московского областного управления НКВД по ситуации на авиационном заводе-24 (там производили мощные двигатели конструкции А. А. Микулина) в 1937 г.:
'... вскрыто и ликвидировано 5 шпионских террористических и диверсионно-вредительских групп, с общим количеством 50 человек, из них:
1. Антисоветская право-троцкистская группа в составе бывшего директора завода Марьямова и технического директора Колосова.
2. Шпионско-диверсионная группа японской разведки в составе 9 человек.
3. Шпионско-диверсионная группа германской разведки в составе 13 человек.
4. Шпионско-диверсионная группа французской разведки в составе 4 человек.
5. Террористическая и шпионско-диверсионная группа латвийской разведки в составе 15 человек, созданная и возглавлявшаяся участником латвийской фашистской организации, быв. зам. директора завода 24 Гельманом.
Также арестован начальник технического сектора ОТК завода троцкист Тарахтунов, по делу которого ведется следствие с расчетом на вскрытие организованной троцкистами работы на заводе. Завод до сего дня засорен антисоветскими социально-чуждыми и подозрительными по шпионажу и диверсии элементами. Имеющийся учет этих элементов по одним только официальным данным достигает 1000 человек'.


(Российский Государственный архив экономики - РГАЭ. Ф.7515. Оп. 1. Д. 153.)

Иван Платонович Граве - основатель отечественной школы баллистики.

Репрессии в оборонной отрасли СССР (Часть II)


Именно Граве убедил Тухачевского в реальности создания боевого ракетного оружия, и замнаркома в 1933г. издал приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), где велась разработка реактивных двигателей и ракет. Иван Платонович «отсидел» 3 раза: в 1919г., в 1937-38г. - по "заговору" Тухачевского, и в 1952г. - в связи с очередным "заговором" в Главном артиллерийском управлении. Вышел на свободу он только после смерти Сталина.

Работы в Реактивном НИИ в 30-х годах велись по двум направлениям: реактивные снаряды разрабатывались отделом, которым руководил Георгий Лангемак (в состав этого отдела и вошел и сам И.П.Граве); другой отдел РНИИ разрабатывал ракеты на жидком топливе, в нем ведущими специалистами были Сергей Королев и Валентин Глушко. Директором РНИИ был назначен Иван Клейменов. Работы в отделах велись успешно, но наиболее эффективно продвигались разработки реактивных снарядов. В 1937 году было завершено создание первых боевых РС-82 и РС-132, а также пусковые установки для них. В присутствии Маршала Советского Союза М. Тухачевского были проведены стрельбы этими РС с наземных станков и с самолетов. Стрельбы прошли успешно, и уже в 1938г. первые отечественные боевые реактивные системы могли быть приняты на вооружение. Однако после ареста Тухачевского практически все руководство института и виднейшие специалисты были арестованы. Любое смутное время как пену выносит наверх подленьких людишек, которые преследуя свои шкурные карьерные интересы, идут наверх по головам своих товарищей. Поводом к арестам послужила серия доносов сотрудника института А.Костикова в различные инстанции о 'вредительской деятельности' в РНИИ.
В результате практически все руководство РНИИ и виднейшие конструкторы были арестованы. Клейменов, Лангемак и еще три человека были расстреляны. Королев оказался на Колыме; Глушко, Граве и некоторых других сотрудников сразу отправили в "шарашку". Бесследно сгинул в недрах репрессивной системы создатель осколочно-фугасного варианта реактивного снаряда Василий Николаевич Лужин, осужденный в 1940 году на 8 лет. А бдительный товарищ Костиков в 1938г. стал руководителем преобразованного в НИИ-3 института, получил Героя Соцтруда и долгое время его считали единственным создателем 'Катюши'. После прихода к руководству Костикова в институте закипела работа: шло интенсивное выявление 'врагов народа'. Только в конце 1939 года появилась директива Генштаба РККА, потребовавшая активизировать работу по созданию реактивных снарядов. НИИ-3 подчинили наркому вооружения Борису Ванникову, который сменил директора, добился освобождения И.П.Граве, С.П.Королева и других сотрудников, а также привлек к подготовке производства три предприятия своего наркомата. В короткий срок была организована доработка реактивных снарядов, которые получили наименования М-82 и М-132. Были также сконструированы пусковые устройства для использования реактивных снарядов на самолетах и на автомобильном шасси - установка БМ-13 (ставшая знаменитой 'Катюша'). Однако, хотя установки БМ-13 и реактивные снаряды к ним были полностью отработаны и успешно прошли испытания, первые серийные машины были собраны намного позже. Причиной явилось очередное дело о 'вредительстве' в наркомате вооружения, в результате которого все руководство наркомата и сам нарком Борис Ванников попали в лубянские подвалы. Работа института была в который раз заморожена, и к началу войны смогли выпустить лишь одну батарею 'Катюш', которую впервые применили летом 1941г. под Оршей.



Лангемак Георгий Эрихович (1898-1938), фото из архива НКВД.



Отец - немец, мать - швейцарка. Окончил Елизаветградскую гимназию и в 1916 году поступил в Петроградский университет. В октябре 1916 года был призван в армию, в 1917 закончил школу Прапорщиков по первому разряду; служил в Российской, а затем в Красной Армии. В 1928 году Георгий Лангемак окончил Военно-техническую академию и был направлен в Газодинамическую лабораторию, где занимался разработкой реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм. В январе 1934 Г. Э. Лангемак назначается на должность заместителя директора по научной части (главного инженера) Реактивного НИИ НКТП (с 1937 НИИ номер 3 НКОП). За время работы в институте Георгий Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 и РС-132, впоследствии ставших основой реактивного миномета 'Катюша'. В этот период Г. Э. Лангемак вёл переписку с К. Э. Циолковским, размышляя и о невоенном применении ракет, о возможности их использования в космонавтике. Сам термин 'космонавтика' ввёл именно Г. Э. Лангемак. В 1937 г., как 'детище' Тухачевского, Реактивный научно-исследовательский институт подвергся 'чистке'. Руководство института было арестовано. 2 ноября 1937 Г. Э. Лангемак был арестован (ордер номер А 810) органами НКВД г. Москвы. Обвинительное заключение, датированное 31 декабря 1937, основано на единственном протоколе допроса. За 'вредительство в области недопущения новых образцов на вооружение' и участие в 'антисоветской террористической организации', преступлениях предусмотренных ст. ст. 58-7, 58-8 и 58-11 УК РСФСР Георгий Эрихович Лангемак был приговорён к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. В день суда приговор был приведён в исполнение. Реабилитирован в 1955г. Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 21 июня 1991 Г. Э. Лангемаку посмертно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Борис Викторович Раушенбах - советский физик-механик, крупнейший ученый в области реактивных систем, один из основоположников советской космонавтики. В марте 1942 его арестовали по приказу НКВД о депортации лиц немецкой национальности, и отправили в трудовой лагерь в Нижнем Тагиле махать киркой. К счастью, на него обратил внимание известный авиаконструктор В. Ф. Болховитинов, и договорился с НКВД об использовании заключённого в качестве "расчётной рабочей силы". Затем новый руководитель РНИИ М.В.Келдыш добился возвращения Раушенбаха в институт. Формально ссылка Раушенбаха закончилась только в 1948г.

В те же годы были посажены в тюрьмы морские инженеры М.А.Рудицкий, создавший впоследствии первую советскую крейсерскую ПЛ типа "К"; К.В.Старчик, разработавший первый проект радиоуправляемой малой ПЛ; конструктор и строитель подводных лодок Г.М.Трусов; конструктор карликовых ПЛ В.Л.Бжезинский.
К.В.Старчик руководил разработкой проекта сверхмалой ПЛ без экипажа "АПСС". Управлялась с самолета. Были построены опытные образцы, испытанные в 1935-1936 гг. В 1938 г. Старчика расстреляли как "врага народа и вредителя".
Инженер-кораблестроитель Ф.В.Щукин в 1935-1936 гг. разработал сверхмалую ПЛ типа "АПЛ", а затем - более совершенную ПЛ "Пигмей". Строились четыре лодки, но они не были закончены, так как признаны "вредительскими". Выпущенный ранее из тюрьмы и повторно арестованный в 1937 г., Щукин был в следующем году расстрелян "за вредительскую деятельность".

В 1933 г. группа инженеров-конструкторов и моряков-подводников, включавшая С.Г.Туркова, В.Н.Перегудова, В.Ф.Критского, В.В.Перловского, З.А.Дерибина и А.Г.Соколова, была командирована в Германию для проверки чертежей средней ПЛ, разработанных по секретному договору с фирмой "Дешимаг". Помимо Германии, советские специалисты побывали также в Испании, где уже строилась подобная лодка, и в Италии. После возвращения эта группа, на основе чертежей немецкой фирмы, разработала подобный же проект средней ПЛ типа "С" (IX серии).
Руководил проектом С.Г.Турков, разработка была завершена в 1934 г. Когда эти подлодки строились и уже успешно эксплуатировались в 1937 г., в НКВД поступил донос на Туркова о его "связях с зарубежными разведками". В следующем году Турков был расстрелян. Вместе с Турковым был арестован и его друг В.Н.Перегудов по аналогичному обвинению. Некоторое время Перегудов сидел в одной камере с будущим маршалом Рокоссовским. К счастью, через год после ареста Перегудова освободили. Его назначили главным конструктором ПЛ типа "С", разработанной его другом Турковым .


Кстати, именно на «С» ходил на боевые задания самый прославленный советский подводник Маринеско. Впоследствии В.Н.Перегудов стал создателем первой советской атомной подводной лодки.

Владимир Николаевич Перегудов:



Инженер-кораблестроитель Сергей Константинович Бондаревский был арестован в 1937г. на должности начальника производственного отдела судостроительного завода 'Дальзавод' (Владивосток). При обыске в ящике письменного стола у него обнаружили пистолетную обойму с патронами, которой у него никогда не было. Сотрудники НКВД сразу забрали все наиболее ценные вещи из квартиры без всякой описи и акта. На допросах от Бондаревского требовали дать компрометирующие показания на сослуживцев и сознаться в стандартном наборе обвинений в 'правотроцкистской, вредительской и диверсионной деятельности'. За год допросов на 'конвейере' он сотрудничать со следствием так и не стал, обвинительное заключение подписать отказался. Заочно он был осужден Военной коллегией ВС СССР к 10 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Из владивостокской тюрьмы его отправили в Болшево, где содержалось множество технических специалистов, работавших над различными заданиями оборонного характера. Затем Бондаревского и группу специалистов перевели в г.Молотовск Архангельской области (будущий Северодвинск), где они в качестве заключенных работали на судостроительном заводе. Сергей Константинович исполнял обязанности начальника цеха, в котором строились корабли серии 'Большой охотник'. Освободили его в 1947г. За время его «отсидки» дочь умерла, а жена стала инвалидом. В 1949 Бондаревского арестовали вновь и отправили в ссылку в Игарку (Красноярский край), где он трудился на подсобных работах в колхозе. Освобожден он был только в 1954г., а в 1957 получил справку о полной реабилитации. В дальнейшем работал по профессии в г.Николаев, участвовал в строительстве многих кораблей, в том числе в должности главного технолога на строительстве противолодочных крейсеров 'Москва' и 'Ленинград'. При получении справки в управлении КГБ ему дали ознакомиться со своим 'делом', из материалов которого Бондаревский узнал, что в основе обвинения против него лежали ложные показания его сослуживца Егорова Е.П. Данный субъект осужден не был и впоследствии стал директором крупного завода и получил даже звание Героя Соцтруда. Другой сослуживец и друг Бондаревского - Клопотов Б.Е. - накануне ареста заходил к нему в гости и никто, кроме него, не мог подложить в стол обойму с патронами. Клопотов также сделал хорошую карьеру. С.К.Бондаревский написал интереснейшие воспоминания под названием 'Так было', которые есть в интернете.
Вот один из эпизодов воспоминаний Бондаревского:
'В камере находился военный летчик Иллес - латыш. Недавно арестованного, его вызвали на допрос один раз. Об этом он так рассказал:
'Я не понял - то ли следователь меня разыгрывал, то ли он был редкий дурак, ничего не соображающий. Сообщив мне, что к ним поступили сведения о том, что я, Иллес, хотел на своем самолете переправить в Китай маршала Блюхера, он спросил: 'Правда ли это?' Я со смехом ответил ему: 'Конечно, правда! Я, военный летчик, летающий на 1-местном истребителе, хотел захватить с собой Блюхера и махнуть с ним за границу.' А он вроде не понимал юмора и продолжал спрашивать, как бы я это сделал. Я ответил: 'Да очень просто: подвязал бы его за руки-ноги под фюзеляж и пусть повисит час-другой, пока долетим.' А он, чудак-следователь, все записал в протокол и, переспросив меня - не вру ли я ?- дал мне подписать.'
Мы считали, что он напрасно подписался, но Иллес беззаботно смеялся: дескать, кто же поверит подписанной им чепухе?!'


Методично уничтожены крупнейшие специалисты в области организации связи в стране и армии:
Крупный организатор системы связи в СССР, занимавший руководящие посты в наркомате связи с 1919 по 1934гг., Любович Артемий Моисеевич, расстрелян 28.06.1938
Крупный организатор системы связи в СССР, занимавший руководящие посты в наркомате связи и Управлении связи РККА с 1919 по 1937гг. комкор Халепский Иннокентий Андреевич, расстрелян 29.07.1938г.
Начальник Управления связи РККА (1924-1935) командарм Синявский Николай Михайлович, расстрелян 29.07.1938г.
Начальник Управления связи РККА (1935-1937) комкор Лонгва Роман Войцехович, расстрелян 8.02.1938г.
Начальник Управления связи РККА (1937-1938) комкор Аксенов Алексей Михайлович, расстрелян 22.08.1938г.
В 1939г. начальником Управления связи РККА был назначен И.Т.Пересыпкин, который в 1932г. командовал эскадроном, а в 1937г. закончил Электротехническую академию и получил звание капитана.

Павел Кондратьевич Ощепков - выдающийся советский ученый, основатель отечественной и мировой радиолокации и интроскопии, 'отец' первых советских РЛС.


По инициативе М.И.Тухачевского 16 января 1934г. Ощепков представил свою схему по обнаружению различных объектов на значительном расстоянии с помощью электромагнитного луча на заседании Академии наук. По личной просьбе Тухачевского С.М.Киров, с которым Тухачевский был в дружеских отношениях, обеспечил Ощепкову необходимые условия для НИОКР в Ленинграде, результатом чего стало создание в том же 1934г. первых отечественных РЛС 'Вега' и 'Конус'. По признанию многих зарубежных ученых, в том числе американских, приоритет в создании первых действующих РЛС принадлежит именно СССР. Однако в 1937г. Ощепков был арестован по делу Тухачевского и отсидел ровно 10 лет. Великую Отечественную войну страна встретила, имея незначительное количество РЛС. Серьезное внимание данному направлению было уделено только во второй половине войны, когда 4 июля 1943г. был образован рабочий орган по проблемам радиолокации - Совет по радиолокации при ГКО. Тем времени английские ученые значительно продвинулись в данном направлении и приняли на вооружение рабочие РЛС с лучшими характеристиками в мире, которые по ленд-лизу поступали на вооружение в СССР во время войны.

Конструктор Таубин Яков Григорьевич



изобрел автоматический станковый гранатомет для огневой поддержки пехотных подразделений. Кроме этого, в ОКБ-16 он и его соавтор М.Н.Бабурин разработали 23-мм авиационную пушку МП-6 (БТ-23) и 12,7мм авиационный пулемет АН-12,7. 16 мая 1941г. Таубин и несколько сотрудников ОКБ были арестованы по типичным обвинениям (антисоветская деятельность, вредительство). 28 октября 1941г. Яков Таубин был расстрелян в поселке Барбыш вместе с большой группой видных военных по приказу Берии.

Автоматический гранатомет АГ-2 конструкции Таубина:



В 1931г. Спецмаштрест получил техзадание ГАУ на разработку целого ряда самоходных орудий. В качестве основных калибров предлагались: 107, 152, 203 и 305мм. К 1934г. появился опытный образец САУ под условным наименованием СУ-14 с 203мм орудием, разработанный конструктором Сячинтовым. В течение 3-х последующих лет шла работа над устранением многочисленных техпроблем, был заменен двигатель, а вместо 203мм орудия поставили более удачное 152мм с уникальной дальностью: 27км. В феврале 1937г. 2 опытных образца СУ-14 и СУ-14-1 успешно прошли полный цикл госиспытаний и можно было начинать их серийный выпуск. Однако 31 декабря 1936 года был арестован П.Сячинтов, который был осужден по статье 58 пп.6, 7, 8 и 11. Главного конструктора советских САУ обвинили в «шпионаже, вредительстве, совершении террористических актов, саботаже и ведении подрывной работы в коллективе». Суд над Сячинтовым состоялся 5 мая 1937 года, а на следующий день он был расстрелян. Та же участь постигла и создателя гаубицы Б-4 директора завода «Большевик» Магдисиева – обвинение во вредительстве и расстрел. В Великую Отечественную войну Красная армия вступила без «вредных» САУ, выпуск которых был налажен только в 1942г., то есть, на 5 лет позже, чем это могло быть при нормальном подходе к делу.

Первая советская САУ "СУ-14" конструкции Сячинтова:



Чудом избежал участи многих уничтоженных НКВД видных работников оборонной отрасли главный конструктор танка Т-34 М.И.Кошкин. Органы НКВД арестовали коллег Кошкина: конструкторов А.О.Фирсова, Н.Ф. Цыганова, А.Я. Дика. Должность главного конструктора стала смертельно опасной – за любую ошибку и неудачу ему грозили тюрьма и расстрел.

Документ НКВД:
докладная записка «О конструктивных дефектах и задержке производством выпуска новых танков А-34 на заводе № 183 в г. Харькове».
"При проектировании танка А-34, под руководством главного конструктора завода № 183 инж. КОШКИНА, было выявлено ряд дефектов, влияющих на боевые качества машины…
КОШКИН и его заместитель МОРОЗОВ вместо того, чтобы работать в направлении создания конструкции с люком и боковым обзором, поставили вопрос: или с люком без обзора, или боковой обзор, но без люка…
КОШКИН вместо того, чтобы учесть эти замечания и поручить опытному конструктору-корпуснику сделать проект без указанных дефектов, распорядился срочно деталировать будку водителя по проекту конструктора БАРОНА. Указывая на недостатки конструкции будки, инженер ТАРШИНОВ сам предлагал разработать проект последней, но был отослан КОШКИНЫМ в командировку в гор. Мариуполь, хотя надобности ехать именно ему не было никакой…
Чтобы прикрыть разбазаривание средств, КОШКИН готовит для пуска в серию будку водителя по проекту конструктора БАРОНА, а по проекту инженера ТАРШИНОВА изготовление почему-то будет производиться как опытный образец…
КОШКИН считает, что в готовой машине обнаружатся места, где якобы можно будет разместить дополнительное количество пулеметных дисков, хотя в проектных данных таких площадей в машине нет…
По существу поставлен в известность НКВД СССР для принятия соответствующих мер через Наркомсредмаш и АБТУ РККА."


Зам. наркома внутренних дел УССР Горлинский «7» февраля 1940 г. № 551/сн ГДА СБ Украины. Машинопис, Ф. 16. - Оп. 33 (1951 р.). - Спр. 90. - Арк. 213-217. Копия.

Два раза арестовывался Александр Александрович Пороховщиков, "отец " первого в истории России гусеничного бронеавтомобиля (1914г.) и родной дед популярного киноактера Александра Шалвовича Пороховщикова. А.А.Пороховщиков стал авиаконструктором, в качестве заключенного работал на строительстве Беломор-Балтийского канала, занимался конструированием шлюзов. После нескольких лет лагерей его отпустили, но в 1940г. арестовали снова и расстреляли.

В ноябре 1936 г. был арестован начальник кафедры танков и тракторов Военной академии механизации и моторизации РККА беспартийный профессор В. И. Заславский, автор первой русской книги о танках. По оценке известного специалиста в области танкостроения американского профессора М. К. Кристи, Заславский был крупным советским ученым в области танкостроения, задававшим тон в науке о танках и танкостроении. Целый ряд других известных специалистов характеризовали его как крупного советского ученого и теоретика, положившего начало развитию танкового дела в Советском Союзе. Арестован 19 ноября 1936. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 14 июня 1937 на 56 чел. по представлению нач. 4-го отдела ГУГБ НКВД М.И.Литвина. Подписи: "За" - Сталин, Молотов, Ворошилов. Приговорен ВКВС 20 июня 1937 по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации. Расстрелян 21 июня 1937. Прах захоронен на территории Донского монастыря г. Москвы. Реабилитирован 5 ноября 1955.

В августе 1937г. начались аресты на крупнейшем советском автозаводе ГАЗ. Сначала арестовывали специалистов и начальников цехов, к апрелю 1938г. добрались до директора С.С.Дьяконова. По данным НКВД директор был сущим дьяволом: работал на разведки Японии, Германии и еще нескольких государств, 'срывал работу завода', 'специально назначал' на руководящие должности антисоветские элементы, и т.д., и т.п. Через 5 месяцев следствия директора расстреляли. Заодно выяснилось, что 'врагами народа' были главный бухгалтер Чуйко, 19 старших бухгалтеров, почти все инженеры, конструкторы, технологи, заведующие детсадом и кинофотобазой, главврач района. Поголовны истреблены были специалисты, прошедшие стажировку в США и американские специалисты, помогавшие строить завод: И.Тучельский, Д.Сиглер, М.Кадарьян и прочие. По данным НКВД, только за первую половину 1938г. на ГАЗе были 'изобличены' 407 'шпионов иностранных разведок' из таких стран, как: Германия, Япония, США, Италия, Латвия, Франция, Румыния, Болгария. Многие из них работали на разведки сразу нескольких государств. Интересно, что именно специалистам ГАЗа ГУ НКВД поручило разработать и выпустить партию спецмашин для перевозки заключенных, которую затем в народе прозвали 'черный ворон'. В этих 'воронках' специалистов потом и перевозили. Аналогичное положение складывалось и на другом автомобильном гиганте – заводе «ЗИС» в Москве. Главный конструктор завода ЗИС Важинский Е.И., под руководством которого были созданы такие знаменитые модели, как ЗИС-5 и ЗИС-6, в 1938 г. был арестован, а затем расстрелян, как и руководитель проектного бюро ЗИС Бондарев Д.Д.; та же участь постигла директора Ярославского автозавода Еленина В.А. и многих других видных работников отрасли.

В 1940 начались расправы в Наркомате боеприпасов, осенью были арестованы: начальник 2-го Главного управления Борис Ефремов, заместители наркома Николай Хренков, Василий Шибанов и Михаила Иняшкин, в мае 1941 г. дошла очередь до наркома Ивана Сергеева и члена Совета по оборонной промышленности при СНК СССР Александра Ходякова. Летом 1941г. взяли еще трех ответственных работников Наркомата боеприпасов: Сергея Горина, Даниила Ирлина и Георгия Толстова. В своих показаниях все они под копирку обвиняли друг друга во вредительстве и прочих стандартных для того времени преступлениях. Для экономии времени следователи организовывали перекрестное обвинение: Иняшкин уличает Сергеева, Сергеев уличает Иняшкина. Этот метод применялся широко и считался достаточным основанием для вынесения расстрельных приговоров.

Заключение

Краткие итоги репрессий в оборонной отрасли: на конец 1939г. в среднем лишь 35-40% директоров заводов имели высшее образование, около половины директоров имели стаж руководящей работы не более 1 года. Неудивительно, что когда к технологической отсталости отрасли добавилось некомпетентное управление, выпуск качественной продукции был под большим вопросом. Упали и показатели по количеству: например, на ГАЗе в 1938г. было выпущено 139 тыс. автомобилей, в 1939г. - 110 тысяч, а в 1940г. - всего 65 тысяч. Всего в автомобильной отрасли за 1937 было произведено 200 тыс. автомобилей, а за 1940 – 145 тысяч. В общем, нельзя отрицать, что для развитии советской оборонной индустрии было сделано очень много и СССР вступил в Великую Отечественную войну отнюдь не с самыми худшими образцами вооружения и боевой техники. Однако совершенно ясно, что было уничтожено немало остро необходимых специалистов отрасли, и репрессии не могли не сказаться негативно на работах оборонного характера.

Источники:
Зефиров М.В.,Дегтев Д.М., 'Все для фронта', АСТ-Москва, 2009г.
Мозохин О., 'ВЧК - ОГПУ. На защите экономической безопасности государства и в борьбе с терроризмом', М., 2004г.
Кербер Л.Л. 'Туполевская шарага'
http://www.urantia-s.com/library/kerber-tupolevskaya_sharaga
«РОССИЯ, ХХ ВЕК. ДОКУМЕНТЫ. ЛУБЯНКА. СТАЛИН И ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ НКВД в 1937-1938.» Составители: В.Н. Хаустов, В.П. Наумов, Н.С. Плотникова. МОСКВА, 2004.
Бондаревский С., "Так было"
http://www.memorial.krsk.ru/memuar/Bondarevsky/0.htm
Соболев Д.А. 'Репрессии в советской авиапромышленности'
http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/sob00v.htm#doc2
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 декабря 2012 22:21
    Статье плюс.Это горькая правда. Русский индустриализм не родился во-время, и естественным путем, а тянули его из лона патриархального крестьянства щипцами, ибо выносить его в положенные сроки у руководства страны не было.