Крейсер «Варяг». После бала…

33
Сегодня в России вряд ли найдешь человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Об этом написаны сотни книг и статей, сняты кинофильмы... До мельчайших подробностей описаны бой, судьба крейсера и его команды. Однако выводы и оценки уж очень тенденциозны! Почему командир "Варяга" капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, получивший за бой орден Святого Георгия 4-й степени и звание флигель-адъютанта, вскоре оказался в отставке и доживал свой век в родовом имении в Тульской губернии? Казалось бы, народный герой, да еще с аксельбантом и Георгием на груди должен был буквально "взлететь" по служебной лестнице, но этого не произошло.

О бое уже написано столько, что повторяться просто нет смысла. А вот что было «после бала»?

Начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего выпущено 1105 снарядов. В 13 часов 15 минут "Варяг" отдал якорь на том месте, откуда снялся 2 часа назад. На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как не было убитых и раненых. В 1907 г. в брошюре "Бой "Варяга" у Чемульпо" В. Ф. Руднев слово в слово повторил рассказ о бое с японским отрядом. Ничего нового отставной командир "Варяга" не сказал, а сказать было надо.



Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров "Варяга" и "Корейца" решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку "Кореец" взорвали, а крейсер "Варяг" потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Несколько позднее японцы подняли крейсер, который совершил переход из Чемульпо в Сасебо, где был введен в строй и более 10 лет плавал в японском флоте под названием "Сойя", пока его не выкупили русские.

Реакция по поводу гибели "Варяга" была не однозначной. Часть флотских офицеров не одобряли действий командира "Варяга", считая их безграмотными как с тактической точки зрения, так и с технической. Но чиновники вышестоящих инстанций считали иначе: зачем начинать войну с неудач (тем более что полнейший провал был и под Порт-Артуром), не лучше ли использовать бой при Чемульпо для подъема национальных чувств россиян и попытаться превратить войну с Японией в народную. Разработали сценарий встречи героев Чемульпо. О просчетах все молчали.

Старший штурманский офицер крейсера Е. А. Беренс, ставший после Октябрьской революции 1917 г. первым советским начальником Морского генерального штаба, впоследствии вспоминал, что ожидал на родном берегу ареста и морского суда. В первый день войны флот Тихого океана уменьшился на одну боевую единицу, настолько же увеличились силы противника. Весть о том, что японцы приступили к подъему "Варяга", распространилась быстро.

К лету 1904 г. скульптор К. Казбек изготовил макет памятника, посвященного бою при Чемульпо, и назвал его "Прощание Руднева с "Варягом"". На макете скульптор изобразил стоявшего у лееров В. Ф. Руднева, справа от которого находился матрос с перевязанной рукой, а за спиной сидел офицер с опущенной головой. Затем макет изготовил и автор памятника "Стерегущему" К. В. Изенберг. Появилась песня о "Варяге", ставшая народной. Вскоре была написана картина "Смерть "Варяга". Вид с французского крейсера "Паскаль"". Были выпущены фотоокрытки с портретами командиров и изображениями "Варяга" и "Корейца". Но особенно тщательно разрабатывалась церемония встречи героев Чемульпо. О ней, видимо, следовало бы сказать подробнее, тем более что в советской литературе об этом почти не писали.

Первая группа варяжцев прибыла в Одессу 19 марта 1904 года. День выдался солнечный, но на море была сильная зыбь. С самого утра город разукрасили флагами и цветами. Моряки прибывали к Царской пристани на пароходе "Малайя". Им навстречу вышел пароход "Святой Николай", который при обнаружении на горизонте "Малайи" разукрасили флагами расцвечивания. По этому сигналу последовал залп из салютных пушек береговой батареи. Из гавани в море вышла целая флотилия судов и яхт.


Затопленный "Варяг"

Подъем крейсера "Варяг"


На одном из судов находились начальник Одесского порта и несколько георгиевских кавалеров. Поднявшись на борт "Малайи", начальник порта вручил варяжцам георгиевские награды. В первую группу входили капитан 2 ранга В. В. Степанов, мичман В. А. Балк, инженеры Н. В. Зорин и С. С. Спиридонов, врач М. Н. Храбростин и 268 нижних чинов. Около 2 часов дня "Малайя" стала входить в гавань. На берегу играли несколько полковых оркестров, а многотысячная толпа встречала пароход криками "ура".

Первым сошел на берег капитан 2 ранга В. В. Степанов. Его встретил священник приморской церкви отец Атаманский, вручивший старшему офицеру "Варяга" образ святого Николая - покровителя моряков. Затем на берег сошла команда. По известной Потемкинской лестнице, ведущей на Николаевский бульвар, моряки поднялись наверх и прошли сквозь триумфальную арку с надписью из цветов "Героям Чемульпо". На бульваре моряков встретили представители городского управления. Городской голова преподнес Степанову хлеб-соль на серебряном блюде с гербом города и с надписью: "Привет Одессы удивившим мир героям "Варяга"".

На площади перед зданием думы был отслужен молебен. Затем матросы отправились в Сабанские казармы, где для них был накрыт праздничный стол. Офицеров пригласили в юнкерское училище на банкет, устроенный военным ведомством. Вечером варяжцам в городском театре показали спектакль. В 15 часов 20 марта на пароходе "Святой Николай" варяжцы отправились из Одессы в Севастополь. На набережные вновь вышла многотысячная толпа.

На подходах к Севастополю пароход встречал миноносец с поднятым сигналом "Привет храбрецам". Пароход "Святой Николай", украшенный флагами расцвечивания, вошел на Севастопольский рейд. На броненосце "Ростислав" его приход приветствовали салютом из 7 выстрелов. Первым на борт парохода поднялся главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов.

Обойдя строй, он обратился к варяжцам с речью: "Здорово, родные, поздравляю с блестящим подвигом, в котором доказали, что русские умеют умирать; вы, как истинно русские моряки, удивили весь свет своею беззаветною храбростью, защищая честь России и Андреевского флага, готовые скорее умереть, чем отдать врагу судно. Я счастлив приветствовать вас от Черноморского флота и особенно здесь в многострадальном Севастополе, свидетеле и хранителе славных боевых традиций нашего родного флота. Здесь каждый клочок земли обагрен русской кровью. Здесь памятники русским героям: у них я вам низко кланяюсь от всех черноморцев. При этом не могу удержаться, чтобы не сказать вам сердечное спасибо как бывший ваш адмирал за то, что все мои указания на производившихся у вас учениях вы так славно применили в бою! Будьте нашими желанными гостями! "Варяг" погиб, но память о ваших подвигах жива и будет жить многие годы. Ура!"

У памятника адмиралу П. С. Нахимову был отслужен торжественный молебен. Затем главный командир Черноморского флота передал офицерам высочайшие грамоты на пожалованные Георгиевские кресты. Примечательно, что впервые Георгиевскими крестами были награждены доктора и механики наравне со строевыми офицерами. Сняв с себя Георгиевский крест, адмирал приколол его к мундиру капитана 2 ранга В. В. Степанова. Варяжцев разместили в казармах 36-го флотского экипажа.

Таврический губернатор просил главного командира порта, чтобы команды "Варяга" и "Корейца" при следовании в Петербург остановились на время в Симферополе для чествования героев Чемульпо. Губернатор мотивировал свою просьбу еще и тем, что в бою погиб его племянник граф А. М. Нирод.

В это время в Петербурге готовились к встрече. Дума приняла следующий порядок чествования варяжцев:

1) на Николаевском вокзале представителями городского общественного управления во главе с городским головой и председателем думы встреча героев, поднесение командирам "Варяга" и "Корейца" хлеба-соли на художественных блюдах, приглашение командиров, офицеров и классных чиновников в заседание думы для объявления приветствия от города;

2) поднесение адреса, художественно исполненного в экспедиции заготовления государственных бумаг, с изложением в нем постановления городской думы о чествовании; поднесение всем офицерам подарков на общую сумму 5 тысяч рублей;

3) угощение нижних чинов обедом в Народном доме императора Николая II; выдача каждому нижнему чину по серебряным часам с надписью "Герою Чемульпо", выбитыми датой боя и именем награжденного (на приобретение часов выделялось от 5 до 6 тысяч рублей, а на угощение нижних чинов - 1 тысяча рублей);

4) устройство в Народном доме представления для нижних чинов;

5) учреждение двух стипендий в память о геройском подвиге, которые будут назначать учащимся морских училищ - Петербургского и Кронштадтского.

6 апреля 1904 г. на французском пароходе "Кримэ" в Одессу прибыла третья и последняя группа варяжцев. Среди них были капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, капитан 2 ранга Г. П. Беляев, лейтенанты С. В. Зарубаев и П. Г. Степанов, врач М. Л. Банщиков, фельдшер с броненосца "Полтава", 217 матросов с "Варяга", 157 - с "Корейца", 55 матросов с "Севастополя" и 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле. Встреча была такой же торжественной, как и в первый раз. В тот же день на пароходе "Святой Николай" герои Чемульпо отправились в Севастополь, а оттуда 10 апреля экстренным поездом Курской железной дороги - в Петербург через Москву.

14 апреля на огромной площади у Курского вокзала моряков встречали жители Москвы. На платформе играли оркестры Ростовского и Астраханского полков. В. Ф. Рудневу и Г. П. Беляеву поднесли лавровые венки с надписями на бело-сине-красных лентах: "Ура храброму и славному герою - командиру "Варяга"" и "Ура храброму и славному герою - командиру "Корейца"". Всем офицерам подарили лавровые венки без надписей, а нижним чинам - букеты цветов. От вокзала моряки направились в Спасские казармы. Городской голова вручил офицерам золотые жетоны, а судовому священнику "Варяга" отцу Михаилу Рудневу - золотой шейный образок.

16 апреля в десятом часу утра они прибыли в Петербург. Платформу заполнили встречающие родственники, военные, представители администрации, дворянства, земства и горожане. Среди встречающих были управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан, начальник Главного морского штаба контр-адмирал 3. П. Рожественский, его помощник А. Г. Нидермиллер, главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал А. А. Бирилев, главный медицинский инспектор флота лейб-хирург В. С. Кудрин, петербургский губернатор шталмейстер О. Д. Зиновьев, губернский предводитель дворянства граф В. Б. Гудович и многие другие. Встречать героев Чемульпо прибыл великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович.

Специальный поезд подошел к платформе ровно в 10 часов. На перроне вокзала соорудили триумфальную арку, украшенную государственным гербом, флагами, якорями, георгиевскими лентами и т. д. После встречи и обхода строя генерал-адмиралом в 10 часов 30 минут под несмолкающие звуки оркестров началось шествие моряков от Николаевского вокзала по Невскому проспекту к Зимнему дворцу. Шеренги солдат, огромное число жандармов и конных городовых едва сдерживали натиск толпы. Впереди шли офицеры, за ними - нижние чины. Из окон, с балконов и крыш сыпались цветы. Через арку Главного штаба герои Чемульпо вышли на площадь возле Зимнего дворца, где выстроились напротив царского подъезда. На правом фланге стояли великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович и управляющий Морским министерством генерал-адъютант Ф. К. Авелан. К варяжцам вышел император Николай II.

Он принял рапорт, обошел строй и поздоровался с моряками "Варяга" и "Корейца". После этого они прошли торжественным маршем и проследовали в Георгиевский зал, где состоялось богослужение. Для нижних чинов в Николаевском зале накрыли столы. Вся посуда была с изображением Георгиевских крестов. В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ.

Николай II обратился к героям Чемульпо с речью: "Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на "Азове" и "Меркурии"; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена "Варяга" и "Корейца". Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!"

За офицерским столом император объявил об учреждении медали в память о бое при Чемульпо для ношения офицерами и нижними чинами. Затем состоялся прием в Александровском зале городской думы. Вечером все собрались в Народном доме императора Николая II, где был дан праздничный концерт. Нижним чинам вручили золотые и серебряные часы, роздали ложки с серебряными черенками. Моряки получили по брошюре "Петр Великий" и по экземпляру адреса от петербургского дворянства. На следующий день команды отправились по своим экипажам. О столь пышном чествовании героев Чемульпо, а значит, и о бое "Варяга" и "Корейца" узнала вся страна. У народа не могло появиться и тени сомнения в правдоподобности совершенного подвига. Правда, некоторые флотские офицеры сомневались в достоверности описания боя.

Выполняя последнюю волю героев Чемульпо, русское правительство в 1911 г. обратилось к корейским властям с просьбой разрешить перенести прах погибших русских моряков в Россию. 9 декабря 1911 г. траурный кортеж направился из Чемульпо в Сеул, а затем по железной дороге к русской границе. На протяжении всего пути следования корейцы осыпали платформу с останками моряков живыми цветами. 17 декабря траурный кортеж прибыл во Владивосток. Погребение останков состоялось на Морском кладбище города. Летом 1912 г. над братской могилой появился обелиск из серого гранита с Георгиевским крестом. На четырех его гранях были выбиты имена погибших. Как и полагалось, памятник строили на народные деньги.

Затем о "Варяге" и варяжцах надолго забыли. Вспомнили только через 50 лет. 8 февраля 1954 г. вышел указ Президиума Верховного совета СССР "О награждении медалью "За отвагу" моряков крейсера "Варяг"". Сначала удалось разыскать только 15 человек. Вот их имена: В. Ф. Бакалов, А. Д. Войцеховский, Д. С. Залидеев, С. Д. Крылов, П. М. Кузнецов, В. И. Крутяков, И. Е. Капленков, М. Е. Калинкин, А. И. Кузнецов, Л. Г. Мазурец, П. Е. Поликов, Ф. Ф. Семенов, Т. П. Чибисов, А. И. Шкетнек и И. Ф. Ярославцев. Самому старшему из варяжцев Федору Федоровичу Семенову исполнилось 80 лет. Затем нашли остальных. Всего в 1954-1955 гг. медали получили 50 моряков с "Варяга" и "Корейца". В сентябре 1956 г. в Туле был открыт памятник В. Ф. Рудневу. В газете "Правда" адмирал флота Н. Г. Кузнецов в эти дни писал: "Подвиг "Варяга" и "Корейца" вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота".

Возникает, однако, ряд вопросов. Первый вопрос: за какие заслуги так щедро наградили всех без исключения? Причем офицеры канонерской лодки "Кореец" вначале получили очередные ордена с мечами, а затем одновременно с варяжцами (по просьбе общественности) - еще и ордена Святого Георгия 4-й степени, то есть за один подвиг их наградили дважды! Нижние чины получили знаки отличия Военного ордена - Георгиевские кресты. Ответ прост: очень не хотелось императору Николаю II начинать войну с Японией с поражений.

Еще перед войной адмиралы Морского министерства докладывали, что без особого труда уничтожат японский флот, а если надо, то могут "устроить" второй Синоп. Император им поверил, а тут сразу такое невезение! При Чемульпо потеряли новейший крейсер, а под Порт-Артуром получили повреждения 3 корабля - эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада". И император, и Морское министерство этой героической шумихой "прикрыли" промахи и неудачи. Получилось правдоподобно а, главное, помпезно и эффективно.

Второй вопрос: кто "организовал" подвиг "Варяга" и "Корейца"? Первыми назвали бой геройским два человека - наместник императора на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е. А. Алексеев и старший флагман Тихоокеанской эскадры вице-адмирал О. А. Старк. Вся обстановка свидетельствовала о том, что вот-вот начнется война с Японией. Но они, вместо того чтобы подготовиться к отражению внезапного нападения противника, проявили полную беспечность, а если точнее - преступную халатность.

Готовность флота была низкой. Крейсер "Варяг" они сами загнали в ловушку. Для выполнения задач, которые они поставили кораблям-стационерам в Чемульпо, достаточно было послать старую канонерскую лодку "Кореец", не представлявшую особой боевой ценности, а не использовать крейсер. Когда началась оккупация японцами Кореи, они не сделали для себя никаких выводов. У В. Ф. Руднева тоже не хватило смелости принять решение об уходе из Чемульпо. Как известно, инициатива на флоте всегда была наказуема.

По вине Алексеева и Старка в Чемульпо были брошены на произвол судьбы "Варяг" и "Кореец". Любопытная деталь. При проведении стратегической игры в 1902/03 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются неотозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в Чемульпо миноносцы сообщат о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой. Однако в действительности этого не произошло.

Вопрос третий: почему командир "Варяга" отказался от прорыва из Чемульпо и была ли у него такая возможность? Сработало ложное чувство товарищества - "сам погибай, но товарища выручай". Руднев в полном смысле этого слова стал зависеть от тихоходного "Корейца", который мог развивать скорость не более 13 узлов. "Варяг" же имел скорость более 23 узлов, а это на 3-5 узлов больше, чем у японских кораблей, и на 10 узлов больше, чем у "Корейца". Так что возможности для самостоятельного прорыва у Руднева были, причем хорошие. Еще 24 января Рудневу стало известно о разрыве дипломатических отношений между Россией и Японией. Но 26 января утренним поездом Руднев отправился в Сеул к посланнику за советом.

Возвратившись, он только 26 января в 15 часов 40 минут послал с донесением в Порт-Артур канонерскую лодку "Кореец". Опять вопрос: почему лодка так поздно была отправлена в Порт-Артур? Это так и осталось невыясненным. Канонерскую лодку из Чемульпо японцы не выпустили. Это уже началась война! В запасе Руднев имел еще одну ночь, но и ее не использовал. Впоследствии отказ от самостоятельного прорыва из Чемульпо Руднев объяснял сложностями навигационного характера: фарватер в порту Чемульпо был очень узким, извилистым, а внешний рейд изобиловал опасностями. Это все знают. И действительно, заход в Чемульпо в малую воду, то есть в период отлива, очень сложен.

Руднев как будто не знал, что высота приливов в Чемульпо достигает 8-9 метров (максимальная высота прилива до 10 метров). При осадке крейсера 6,5 метра в полную вечернюю воду все же была возможность прорвать японскую блокаду, но Руднев ею не воспользовался. Он остановился на худшем варианте - прорываться днем в период отлива и совместно с "Корейцем". К чему такое решение привело, всем известно.

Теперь о самом бое. Есть основания считать, что на крейсере "Варяг" артиллерия применялась не совсем грамотно. Японцы имели огромное превосходство в силах, которое они с успехом реализовали. Это видно из тех повреждений, которые получил "Варяг".

Как утверждают сами японцы, в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми. В официальном издании японского Морского генерального штаба "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" (т. I, 1909 г.) читаем: "В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли ни малейших потерь". Но японцы могли и соврать.

Наконец, последний вопрос: почему Руднев не вывел корабль из строя, а затопил его простым открытием кингстонов? Крейсер по существу был "подарен" японскому флоту. Мотивировка Руднева, что взрыв мог повредить иностранные корабли, несостоятельна. Теперь становится понятно, почему Руднев подал в отставку. В советских изданиях отставка объясняется причастностью Руднева к революционным делам, но это выдумка. В таких случаях в русском флоте с производством в контр-адмиралы и с правом ношения мундира не увольняли. Все объясняется гораздо проще: за допущенные промахи в бою при Чемульпо флотские офицеры не приняли Руднева в свой корпус. Это осознавал и сам Руднев. Сначала он временно находился на должности командира строившегося линейного корабля "Андрей Первозванный", затем подал рапорт об уходе в отставку. Вот теперь, кажется, все стало на свои места.

Получилось не очень красиво. Не как в легенде. Но вот вышло так, как вышло. По-моему, это была первая русская акция «черного пиара». Но далеко не последняя. Наша история знает множество примеров, когда глупость, нерешительность и трусость командиров оплачивали кровью бойцы и матросы.

Использованы материалы статьи В.Д. Доценко «Крейсер "Варяг" - неизвестные страницы истории»

На стапеле перед спуском на воду

Вид на полубак


Вид на боевую рубку


Вид с левого крыла кормового мостика


Ходовая рубка


Кают-компания


Корабельная церковь


Боцманская команда на юте


Вид на кормовой мостик




1901 год


Группа машинной команды 'Варяга' во главе с младшим инженер-механиком К.Р. Курилло


Крейсер 'Варяг' и броненосец 'Полтава' В Западном бассейне Порт-Артура, ноябрь 1902


Эскадра Тихого океана на внутреннем рейде Порт-Артура, 1902 г


Крейсер 'Варяг' - 'Сойя'.
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина


Прибытие во Владивосток бывших русских кораблей. Крейсер 'Варяг', 'Полтава', 'Пересвет'


Крейсер 'Варяг' после посадки на камни близ посёлка Ленделфут в Шотландии, 1920 г.
В феврале 1917 года ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    13 декабря 2012 09:33
    Блин, автор, ну ты и... am
    Сколько можно-то тиражировать бред про то, что
    1) Варяг мог развить 23 узла
    2) Что Варяг (даже будь у него эти 23 уз) мог прорваться. Вот так вот как метнулся диким кабанчиком, порскнул бы вдоль всего строя японских кораблей, только его и видели, да?! Крейсер вообще не сблизился с японскими кораблями, но потерял убитыми и раненными (не считая легкораненных) более 20% экипажа (больше чем, например, Орел в Цусиме или Дерфлингер в Ютланде) - что было бы с ним, попробуй он сойтись с той же Асамой накоротке?
    3) Что Варяг имел возможность уйти ночью. 2 японских эсминца у фарватера - и все, гарантированная хана крейсеру. Считаем Уриу идиотом, или как?
    4) Что крейсер был подарен японцам. Хренасе - подарен. Корабль более чем надежно был выведен до конца войны - несмотря на то что японцы начали подьем корабля тут же, поднять его удалось только в октябре 1905 г. ремонтировали до 1907 г. Кто мог знать, что мы проиграем войну? Кто мог знать, что японцы наплюют на МЕЖДУНАРОДНЫЙ статус порта?
    Взорви Руднев крейсер и (вдруг такое вот чудо) выиграй наши русско- японскую Вы и Вам подобные сейчас бы писали примерно следующее:
    "Руднева охватила паника... Он на подумал ни о том, что поврежденный крейсер японцы никак не могли бы поднять до окончания войны, он не подумал и о том, что морские нации просто не допустили бы такого подъема - все, о чем он думал в тот момент - это надежно скрыть улики плохо проведенного боя - потому он взорвал крейсер, лишив русский флот первоклассного корабля. За уничтожение крейсера без нужды Руднева, впоследствии, не приняло офицерство и он вынужден был подать в отставку"
    Кстати - откуда стало известно, что Руднева не приняло офицерство? Ссылки - в студию. Только можете не трудиться - все это высосано из...ну, скажем так, пальца абакуса/чорновила
    Руднева, после проведенного им боя назначают на ЛУЧШИЙ И МОЩНЕЙШИЙ корабль Российской Империи - "Андрей Первозванный" - его систершип Павел 1 достраивался рядом, а больше ничего подобного во флоте России и не было. С командира бронепалубного крейсера - на лучший корабль флота! Это ли не признание заслуг?!
    особо восхитило вот это
    В советских изданиях отставка объясняется причастностью Руднева к революционным делам, но это выдумка. В таких случаях в русском флоте с производством в контр-адмиралы и с правом ношения мундира не увольняли.

    Заведомая ложь Руднев НЕ БЫЛ причастен к революционным делам, но он отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. В сущности там была сходка матросов, причем ничего такого революционного на ней не было - но начальство потребовало разобраться и наказать. Руднев отказался, потому что не за что было наказывать - ничего плохого матросы не совершили. За то и был уволен.
    1. +1
      13 декабря 2012 11:03
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Ссылки - в студию

      У самого ссылки ГДЕ? Кроме если бы да кабы ни одного разумног довода. Как бы ты здесь не плевался исторических фактов не изменишь! А они не в пользу Руднева.
      1. Братец Сарыч
        +4
        13 декабря 2012 11:14
        Какие факты против Руднева? Они, похоже, только в вашем воображении...
        1. -1
          14 декабря 2012 05:03

          Красавец, не правда ли?! А говорят раньше " Варягом" назывался. Или мне это примерещелось?
          1. +2
            9 июня 2018 22:18
            Цитата: Leksander
            Красавец, не правда ли?! А говорят раньше " Варягом" назывался. Или мне это примерещелось?

            Нет, не примерещелось. И да, красавец. Но на этом и все. Для японцев он оказался более чем бесполезен. Подняли его 8 августа 1905 г. - за две недели до окончания войны, введен в строй после ремонта - через два года. Все семь лет использовался как учебный корабль.

            И вот еще. У нас стало модным трендом поносить свою историю. Пусть так, спишем все на "таинственную русскую душу". Но вот как быть с практичными и ни разу не сентиментальными японцами? С какого это перепугу они не только оставили на корме надпись "Варяг", но и при подъеме (очевидно, уже тогда зная будущую судьбу крейсера) сделали надпись "На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину". Будь все так, как считаете вы и многие другие, вряд-ли японцы прониклись бы таким уважением к поверженному противнику. Во всяком случае, по отношению к кораблям и морякам Второй Тихоокеанской эскадры после Цусимы такого пиетета не наблюдалось. Очевидно, японцам было виднее, кто и как с ними сражался...
      2. +3
        13 декабря 2012 12:01
        Цитата: Leksander
        У самого ссылки ГДЕ?

        Дорогой друк - если автор сего труда делает некоторое заявление - что Варяг развивал 23 узла - так ему это вранье и подтверждать. Ссылками, да.
        Но персонально для тебя - ложь о том, что Варяг якобы мог давать 23 узла пошла от абакуса/чорновила, Вот что пишет по этому поводу Чорновил
        факты свидетельствуют, что даже после указанной установки головного подшипника правой машины, крейсер достигал значительно большей скорости. 12 ноября «Варяг» вышел в море для приработки подшипников на малом ходу. На испытаниях 15 ноября для приработки на средних и полных ходах присутствовали члены специальной комиссии, созданной для испытания механизмов и освидетельствования котлов на кораблях эскадры: флагманский инженер-механик А. А. Лукьянов (председатель), инженер-механик порта В. Н. Шилов и группа механиков с кораблей эскадры. Испытания продолжались три часа. Частоту довели до 130 об/мин, что соответствовало испытательной скорости 22.1 узлов. На целых 8 узлов больше, чем, утверждал Руднев.
        http://abakus.narod.ru/chem/3.html
        Вот только цитато приведено не полностью. У Мельникова читаем
        15 ноября испытания продолжались лишь три часа, частоту вращения с 80 довели до 130 об/мин, но затем убавили до 50 - опять разогрелись подшипники.
        http://www.navy.su/navybook/melnikov/varyag/06.html
        Т.е. о том, что довели скорость до 22,1 уз - Чорновил написал, а вот про то, что тут же пришлось обороты сбрасывать со 130 до 50 (что примерно соответствует 14 уз) - "забыл"
        Но это - испытания 15 ноября, а что было на испытаниях 12 ноября? А вот что
        Днем 9 октября, закончив сборку правой машины, опробовали обе машины на швартовах и весь следующий день провели в море на испытаниях. На запрос с Золотой Горы по семафору «для доклада наместнику» ответили, что машины работали исправно и хорошо, частоту вращения довели до 110 об/мин, соответствующих 16 уз. Однако на деле был случай уменьшения скорости из-за нагревания кормового головного подшипника ЦВД левой машины.
        (там же)
        Хватит? Или что еще тебе ссылками подтвердить?
        1. 0
          13 декабря 2012 15:52
          Андрей, хотелось бы еще увидеть ссылку на истинные причины увольнения Руднева.
          1. +1
            13 декабря 2012 16:37
            Вообще, это было у Шикмана и где-то еще, но вот так с ходу найти трудно - этой ссылки я не держал, увы. Пока могу предложить вот это http://guns.arsenalnoe.ru/m/461/rudnew_wsewolod_fedorowich.html
            В ноябре 1905 г. был отправлен в отставку с производством в чин контрадмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября.

            Понимаете, в чем дело - манифест 17 октября 1905 года как раз таки и РАЗРЕШИЛ провозгласил и предоставил такие гражданские свободы как свобода слова, свобода союзов и свобода собраний (т.е. право проводить митинги, пикеты, демонстрации и т.д.) Так вот, матросики собирались на митинг, который осуждал данный Манифест. - но получилось смешно - Руднева требуют наказать матросов за то, что разрешил сам государь-император!
            надо сказать, что манифест 17 октября готовился келейно, о нем не знали очень многие не то, чтобы капитаны - градоначальники. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Сам министр внутренних дел узнал о нем одновременно с прочими обывателями!
            Как его понимать и как трактовать не понял никто. Чиновники и сановники завалили столицу письмами с просьбой о разъяснении... А от Руднева потребовали за неправильное (неправильное ли?) понимание Манифеста наказать матросов. Он отказался, хотя знал, что для него это может плохо кончится - но...против совести не пошел
        2. 0
          14 декабря 2012 05:57
          Подтверди. конечно:

          Обоснуй красноречиво с эмоциями, как ты умеешь, что так для " Варяга" оказалось лучше чем если бы он прорвался с боем или погиб геройски во время боя нанеся хоть какойнибуть урон противнику, или был бы взорван что б не достался врагу, или хотя бы был затоплен на фарватере, а не брошен на мелководье. Подтверди, что самый худший вариант развития событий, из всех возможных, оказался правильным.
          1. +1
            14 декабря 2012 08:06
            Цитата: Leksander
            что так для " Варяга" оказалось лучше чем если бы он прорвался с боем

            Варяг не мог прорваться с боем
            Цитата: Leksander
            или погиб геройски во время боя нанеся хоть какойнибуть урон противнику,

            А Вы уверены в том, что не нанес?:))) Все Ваше "знание" о том, что Варяг не причинил ущерба японским кораблям базируется на том, что так говорит «Совершенно секретная история русско-японской войны на море в 37-38 гг. Мэйдзи» Это монументальнейший труд, включающий в себя порядка 150 томов о 600 страницах каждый. История его такова
            В начале 1904 г. замначальника МГШ (япоснкого есессно) И. Горо отдал распоряжение о сборе информации о ходе русско-японской войны на море, и назначил ответственным секретарём редколлегии чиновника, уже имевшего опыт по составлению «Истории японо-китайской войны на море». С июня 1904 г. все командующие эскадр и коменданты военно-морских районов, согласно распоряжения МГШ, были обязаны направлять на имя секретаря все документы и материалы о ходе боевых действий. Японцы действительно стремились собрать максимально честную историю о том, что случится в войне на море, но...
            На момент боя с Варягом этого распоряжения еще не существовало в природе. Этот бой впоследствии, попросту реконструировали из официальных рапортов Уриу и проч командиров.
            Но вот в чем дело - когда реальность расходится с кодексом самурайской чести, японцы лгут не краснея. Если заинтересуетесь историей войны США и Японии в ВМВ - узнаете, что в 1944-45 гг японцы, согласно официальным отчетам как минимум ДВАЖДЫ утопили ВЕСЬ ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ США (речь идет о 58 ОС)
            "Варяг" действовал в строгом соответствии с канонами самурайской чести. Сражался против эскадры. Ушел непобежденным. И на глазах у многократно сильнейшего противника презрительно совершил сэппуку, не дав японцам одержать над ним победу. (Да-да. Это в ВАШЕМ видении Варягу лучше было бы погибнуть, сражаясь, а вот если бы Вы озаботились хоть чуть-чуть изучить японское восприятие....Погибни Варяг в бою - это стало бы ПОБЕДОЙ японцев. А вот самоубийство Варяга привело к тому, что японцы в том бою победы НЕ ОДЕРЖАЛИ) Именно поэтому японцы и отнеслись с таким пиететом к подвигу Варяга, именно поэтому император наградил Руднева. Весь бред о том, что японцы мол так отблагодарили Руднева за якобы подаренный крейсер яйца выеденного не стоят - за предательство они могли бы наградить деньгами, но никогда - орденом и памятью. Предай Руднев Россию - в Японии вспоминали бы о нем недолго и с презрением "Гайдзины, что с них возьмешь..."
            Но понести ущерб от многократно слабейшего, да еще и непобежденного противника?!!! Это, вообще говоря, позор.
            1. +1
              14 декабря 2012 08:07
              Вот поэтому совершенно нельзя исключать, что в "Мейдзи" пошла не правда о бое у Чемульпо, а "отлакированная" его версия.
              Могло быть и по другому - сей труд обрабатывался и систематизировался после войны несколько лет, за ээто время оттуда не то, чтобы докуменыт какие убарть - розового слона засунуть можно было. Потом его напечатали в 300 экземплярах и разослали в самые разные места, в том числе и морские академии - для изучения курсантам. Так вот вполне может быть, что существовали 2 "мейдзи" - одна истинная, вторая - "для поднятия боевого духа и воспитания подрастающего поколения"
              Но дальше - еще интереснее
              К 1945 г. все имевшиеся в наличии тома были уничтожены, а последний полный экземпляр из императорской библиотеки был изъят командованием оккупационных войск США и только через несколько лет был возвращен в Японию.
              Знаете, кто представил миру секретный пакт Молотова-Риббентропа? Американцы. Только вот почему-то не оригиналы, а фотокопии (причем - с рядом весьма грубых ошибок, которые вряд ли могли допустить русские и немцы на момент подписания документа) А вот ОРИГИНАЛОВ этих документов Вы не найдете. Ни в американских архивах, ни в наших, ни в немецких и вообще нигде.
              А потому я бы не слишком доверял документам, прошедшим через американские ручки.
              Цитата: Leksander
              или хотя бы был затоплен на фарватере

              А потом та же Великобритания спросила бы с России по полной за блокирование ее корабля в международном порту? wassat
              Я просто обожаю сегодняшних "историков" которые видят историческое событие как некоего сферического коня в вакууме, никак не связанного с реальностью, в которой это событие произошло.
              Французы, англичане, американцы закрыли глаза на многочисленные нарушение международного морского права японцами. Но неужели Вы полагаете, что они точно так же закрыли бы глаза на нарушение таковых русскими?!!
              1. 0
                15 декабря 2012 05:14
                Дорогой вы наш сегодняшний " историк", на месте смайликов не дурно ссылочки смотрелись бы. И не нужно долго и нудно разсуждать о японской лживости, достаточно указать чего и в каком каличестве потопил "Варяг".
                Неся бред о самурайской чести не забывайте, что речь идёт о русском офицере ( Руднев ) и о неодушевлённом предмете ( "Варяг" ). Первому следует действовать согласно данной присяги ( без оглядки на самурайские понятия), второй самостоятельно не может ни выйти из боя ни сделать себе харакири на днище. Без экипажа крейсер груда железа. В данном конкретном случае лежащая на отмели.
                1. +1
                  16 декабря 2012 22:51
                  Цитата: Leksander
                  Дорогой вы наш сегодняшний " историк", на месте смайликов не дурно ссылочки смотрелись бы

                  Ссылок я дал пока достаточно. Теперь Вы давайте. Хоть одну. В статье ссылки есть? Нет. У Вас ссылки есть? Нет. Так о чем Вы вообще говорите?
                  Цитата: Leksander
                  И не нужно долго и нудно разсуждать о японской лживости, достаточно указать чего и в каком каличестве потопил "Варяг".

                  Того, что описано в отчете Руднева.
                  Цитата: Leksander
                  Первому следует действовать согласно данной присяги ( без оглядки на самурайские понятия)

                  Ну, и в чем же Руднев нарушил присягу, а? Вот только без этих Ваших общих фраз, что всех надо было утопить, одному остаться:))) давайте, любитель ссылок, со ссылками на конкретные статьи устава и просветите нас - в чем нарушил устав Руднев
                  А мы почитаем
                  1. 0
                    17 декабря 2012 02:01
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    Ссылок я дал пока достаточно.

                    Ссылку на эту беллетристику считаете достаточной?
                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    http://www.navy.su/navybook/melnikov/varyag/06.html


                    Цитата: Андрей из Челябинска
                    Того, что описано в отчете Руднева.

                    Ну кто бы сомневался в его словах! Просто хотелось бы поподробнее узнать названия потопленных кораблей, кто и когда иследовал этот японский подводный утиль, где находится мемориал японским морякам погибшим при Чемульпо? Просветите нас. Вы же спесиолист в этом вопросе. Поделитесь знаниями.
                    1. +1
                      17 декабря 2012 06:56
                      Цитата: Leksander
                      Ссылку на эту беллетристику считаете достаточной?

                      Опровергайте:))) С ссылками:)))
                      1. 0
                        18 декабря 2012 01:09
                        ... в сознании человека, подверженному влиянию мифа, он( миф) может быть вытеснен только другим мифом, но не фактами.
                        http://abakus.narod.ru/chem/1.html wassat wassat wassat
                      2. 0
                        18 декабря 2012 02:29
                        Лучше приучить людей к мысли, что им не будет спасения,- если они не сумеют спасти свой корабль, чем приучать им к оставлению своего судна, когда оно еще вполне боеспособно.

                        Адмирал С.О.Макаров
                        Цитата: Андрей из Челябинска
                        "Варяг" действовал в строгом соответствии с канонами самурайской чести. Сражался против эскадры. Ушел непобежденным. И на глазах у многократно сильнейшего противника презрительно совершил сэппуку, не дав японцам одержать над ним победу

                        Сражаются не корабли, а люди. Адмирал С.О.Макаров
      3. 0
        13 марта 2018 21:40
        Цитата: Leksander
        Как бы ты здесь не плевался исторических фактов не изменишь! А они не в пользу Руднева.

        Запомни раз и навсегда! Никто не давал тебе права подвергать ревизионизму подвиг этих героев. В конце концов именно на таких подвигах воспитывается поколение и в иной стране тебя минимум, так подвергли бы остракизму. Люди пошли на смерть и коментарии излишни...
        Без уважения!
    2. buzhor
      0
      19 января 2014 12:25
      Японцы потребовали от "Варяга" и "Корейца", чтобы те ушли с рейда Чемульпо, в противном случае будет по ним открыт огонь.
      Капитан Руднев так и сделал - ушел.
      Очевидно, он понимал, что просто так уйти не дадут - война. В международных водах, как только корабли окажутся там, атакуют. Что и произошло. Это моё умозаключение, не уверен, что я прав, но скорее всего.
      Перипетии боя и был ли подвиг - особая тема. У меня вопрос такой.
      Ув.Чорновил в известной работе
      http://abakus.narod.ru/chem/1.html
      /пишет:
      11:40/12:15. “Кореец” пресекает границу международных вод. Теперь японцы свободны от дипломатических ограничений и могут обращаться к русским, как к врагам. На мачте “Нанива” поднимается сигнал “Предлагаю сдаться в плен на почетных условиях”. “Асама” репетирует сигнал. То ли Уриу продолжал подзадоривать Руднева, чтобы он в последний момент не передумал и не повернул в порт, то ли, наоборот, решил проверить возможность того, что противник вдруг решит сдаться. Русские не отвечают.
      И он же:
      Руднев, выдвинув тезис о японской “непобеде”, старается подменить задачи, стоявшие перед Уриу. Он настойчиво декларирует, что, якобы главной задачей японцев, было принудить “Варяг” к сдаче (трактуя “сдачу”, как подъем белого флага). Но ни в одном японском приказе о подобной цели не говориться. Нейтрализация, интернирование, в лучшем случае - уничтожение. Что “Варяг” попадет к ним в руки настолько неповрежденным, что его можно было использовать как собственный - о таком японцы, планируя операцию, не смели даже мечтать.
      Где правда? Как сдаются в плен, если без белого флага? Первая цитата подтверждает, что русские не сдались. Это уже кое-что.
      Вторая цитата опровергает первую. Принудить оставить рейд и затем принудить сдаться. Чем не задача? В соответствии с ней и действовали.
      Прошу разъяснения.
    3. 0
      26 января 2019 13:13
      Сейчас 2019 год. Сегодня прочел ,,труд,, Скоморохова . Хорошо ,что Вы написали цикл статей о крейсере ,,Варяг" в 2018 году . Отличный ответ . А этот,,труд" ,сейчас , читается как ...блин, и слово трудно подобрать, как лепет в детском саду обиженного дитя. Да, всё познаётся в сравнении.
  2. Братец Сарыч
    +6
    13 декабря 2012 10:21
    Сейчас можно много и долго махать руками, удалось бы уйти или нет! Лично я думаю, что уйти не удалось бы в любом случае, но целиком и полностью согласен, что делать в Чумульпо Варягу было нечего...
    Просчетов было допущено множество, конечно...Почему пиар должен быть черным? Обычный, все объяснимо, поддержали боевой дух флота торжественной встречей героев...
    Насчет того, что не приняли Руднева офицеры флота - а кому принимать-то? Во что флот превратился? От Балтфлота остались рожки да ножки, кое-кому пришлось пережить унижение от спуска флага перед противником, что ранее было очень редко в Российском императорском флоте...
    1. AK-47
      +2
      13 декабря 2012 11:48
      Цитата: Братец Сарыч
      Почему пиар должен быть черным?

      Согласен.
      Из всех вариантов отношения к морякам: плохое, никакое, хорошее - выбран самый правильный вариант.
  3. +3
    13 декабря 2012 10:29
    Враньё и пиар это слова синонимы!
    Меня всегда удивляло почему " Мы сами взорвали Корейца и нами потоплен Варяг". Ведь действительно подарили крейсер японцам, но это ошибка командования.
    Подвиг матросов и офицеров сомнению не подлежит !
  4. +10
    13 декабря 2012 10:53
    Всё, что говорится о том,что Руднев не просчитал ситуацию и не покинул Чемульпо раньше, чем был заблокирован и прочее брехня, так как Руднев выполнял дипломатическую миссию при русском посланнике в Корее и принимать самостоятельно решение не мог, не имел право. Так же и командование Вооружённых сил СССР без команды, не проявило верность присяге и не подавило "демократов", что привело к печальным последствиям.
  5. +3
    13 декабря 2012 11:20
    Скорей всего истина где-то посередине. Стране всегда нужны герои. То что "Варяг" вышел на верную гибель, можно сколько угодно сейчас рассуждать, но матросы заслужили право признать их героями. Да, поставленной задачи они не выполнили, но японцы по-крайней мере узнали, с кем им предстоит сражаться. Возможно, то что "Кореец" пошел за "Варягом", а не был затоплен до боя и было ошибкой Руднева, т.к. никакой существенной помощи от него в бою и не было. С другой стороны, его восьмидюймовки (а на кораблях Уриу такие пушки были только на "Асама") не давали японцам подойти на более близкое расстояние.
    Единственно, о что сейчас ломают копья - это потери русских и японцев в том бою. Где верные данные. Руднев сообщал о сильном повреждении двух японских крейсеров и об уничтожении миноносца. Японцы же пишут, что все русские снаряды ушли в "молоко" и у них потерь не было. Все-таки надо полагать, что японцы безбожно врут, занижая свои потери по ходу всей войны. Какой бы не была выучка русских моряков, очень сложно поверить в такую пустую трату снарядов и что-бы ни один снаряд не накрыл цель.
  6. дема46
    +2
    13 декабря 2012 11:23
    странные мы какие-то.никто ведь не говорит про подвиги начальства.а кто-то сомневается в подвиге экипажа нашего корабля?возьмите ттх асамы.броненосный крейсер против бронепалубного.4е 203 мм орудия и плюс 152х мм-е в башнях и казематах против голых 152 мм канэ с проблемами в подьемниках!да проблемы с котлами никлосса кои навязали нашим америкосы из-за чего он не шел с заявленной скоростью.да плюс несколько хоть и небольших но бронепалубных крейсеров.да миноносцы.я бы на месте руднева пошел бы коньячок пить к французам на крейсер , а они пошли на японцев.японцы их восхваляли,а наши критикуют.вот мудно.не взорвали якобы потому ,что подрыв на корейце напугал всех на рейде и их попросили не взрывать варяг.и что надо было идти против требований командиров других кораблей на рейде?а раненных то как раз размещали на иностранные корабли,только америкосы никого не взяли.
  7. +4
    13 декабря 2012 11:28
    А мне корабль жалко..
    Не задалась судьба.
    Одни ...ходят-ходят, стоят-стоят, ржавеют потихоньку, списываются - на иголки. Нормальная судьба.
    Другие...взрываются в мгновение ока, их помнят. Худ, к примеру.
    Третьи - доблестно бьются с целым флотом, гибнут. Тоже помнят - Бисмарк.
    Разные судьбы у кораблей.
    ..
    А такой зигзагистой и бессмысленной в конце, как у Варяга - поискать.
    То русский, то утопыш, то японский, то опять русский.. то металлолом на камнях.
    ..
    Не было бы одного-разъединственного боя, о котором поговорить можно - и не знали бы, что был-де, такой крейсер, с гордым именем Варяг.
    Одно радует - зная, что бой бессмыслен - наши все равно потащились воевать. В узкости, на малой воде.
    Так это по-русски.
    Слава флоту.
  8. maxiv1979
    +1
    13 декабря 2012 13:06
    да, тут не совсем понятно, как надо было действовать Рудневу и какими обстоятельствами он был связан в то время, полный простор для споров и исследований). Вот другое любопытно, какие все же потери понесли японцы от огня Варяга, неужели не было попаданий?
    1. 0
      13 декабря 2012 15:17
      Несомненно был нанесен урон японскому флоту...нанеся тяжкие повреждения крейсерам “Асаме” и “Такачио”. Об этом все знают....и японцы тоже.
  9. +1
    13 декабря 2012 14:27
    У меня папа в 55 году служил на Балтике комендором на крейсере "Адмирал Лазарев", он рассказывал, что к ним на крейсер приходили 2 матроса с "Варяга" и один с "Потёмкина", у него даже фото было- три дедка с полуметровыми бородами и Георгиями в окружении матросов,фото хорошо помню.Да после где-то потерялось в связи с переездами.А жалко. У отца много фото было со службы, ведь это тоже история.
  10. 0
    13 декабря 2012 15:24
    Автор статьи-мягко говоря просто нехороший человек.Не хотелось бы больше читать его статьи на этом почтенном сайте.
  11. +1
    13 декабря 2012 18:47
    автор редиска!сидя за компом мы все нельсоны да ушаковы,просьба не трогать наши святыни своими под член заточенными ручонками!всем привет с Балтики! fellow
  12. zemlyak
    0
    13 декабря 2012 20:07
    Не надоело в истории ковыряться?.Живем по принципу Гришки Распутина : ''Чем гаже ,тем лучше''. Сколько можно?Статье минус,за фото спасибо.
  13. slava.iwasenko
    0
    5 января 2013 19:42
    Статья заставила задуматься belay
  14. +1
    9 февраля 2018 22:30
    Нет слов. Автор, где логика???
    Вы пишете статью о событиях 100-летней давности. Именно Вы выбрали из множества имевших место событий именно это, а не какое-либо иное.
    Значит оно все же значимо, раз о нем и через 100 лет помнят.
    Для сравнения - другие значимые события февраля 1904 (юлианский календарь):
    - 05,02 - окончание американской оккупации Кубы
    - 07.02 - пожар в Балтиморе (США), сгорело 1500 домов
    - 10.02 - атака русской эскадры на рейде Порт-Артура, начало РЯВ
    - 17.02 - премьера оперы "Мадам Баттерфляй", Д.Пуччини
    - 23.02 - захват США контроля над зоной строящегося Панамского канала
    Но Вы сами выбрали именно бой Варяга и Корейца с эскадрой адм.Уриу.
    Значит, В.Руднев поступил абсолютно правильно! Именно его решение на прорыв из Чемульпо, на возврат на рейд, на взрыв Корейца и затопление Варяга, обессмертили названия кораблей и его собственное!
    Иначе, для чего Вы через сто с лишним лет снова и снова возвращаетесь к этим событиям?
    Раз все так плохо, пишите о Дж.Пуччини - замечательный композитор!
    Или о значении захвата американами контроля над зоной Панамского канала. Уж это-то событие вне всякого сомнения и сейчас оказывает влияние на мировую политику и экономику.
  15. 0
    10 октября 2018 05:59
    Цитата: тихоокеанец
    10.02 - атака русской эскадры на рейде Порт-Артура, начало РЯВ

    А не 9 февраля? (точнее, с 8 на 9) what