Невероятная версия рождения Су-25

65
Невероятная версия рождения Су-25


Советская «Зона 51»

«Пришельцы» прибыли на авиабазу в Ахтубинск в больших пронумерованных ящиках, которые осторожно сгрузили в одном из ангаров, подальше от любопытных глаз персонала летно-испытательного центра ВВС. Именно здесь, среди астраханских степей, в секретном городе, которого нет на географических картах, было решено провести исследование объектов из чужого мира.
20 июля 1976 года специальная комиссия НИИ ВВС под руководством ведущего инженера В.М. Чумбарова вскрыла первый ящик с «пришельцем». Ничего необычного внутри не обнаружили: всего лишь комплект топливной аппаратуры и детали реактивного двигателя. В следующем ящике нашелся более любопытный артефакт – увесистая «Инструкция пилоту» (по крайней мере, так определили местные полиглоты, расшифровав символы на первых страницах иноземного фолианта).

День пролетел незаметно. Лишь когда содержимое последнего ящика было извлечено на стеллажи, усталые инженеры, наконец, устроили перекур. Перед ними, в ярком свете электрических ламп, лежали две груды металла. Теперь, не имея под рукой никаких чертежей, схем или технических описаний, из этих разрозненных элементов следовало собрать действующие образцы сложнейшей техники. Система уравнений со множеством неизвестных.

Однако, вопреки ожиданиям, трудная головоломка особых проблем не вызвала. С решением подобных задач советские авиаторы регулярно сталкивались еще во времена Великой отечественной, когда приходилось в форсированном темпе готовить к полетам (и даже модернизировать под наши условия!) ленд-лизовские самолеты, зачастую, при отсутствии иностранных инструкторов, и, пользуясь инструкциями на чужом языке. Так было и в этот раз – собрали бригаду наиболее компетентных людей в области конструкции планера, двигателей, радиотехнического оборудования, и приступили к выполнению поставленной задачи. Отечественные «Кулибины» быстро разобрались во всех деталях, механизмах и электропроводке, вернув «пришельцев» к работоспособному состоянию.

С эксплуатацией «пришельцев» проблем также не возникало: устройство их конструкций было просто и лаконично, а обслуживание большинства важных узлов не требовало даже стремянок и специального инструмента. Техники отмечали удобное расположение и эргономичность точек обслуживания, все лючки, необходимые для предстартовой подготовки, распахивались простым движением руки и не требовали дополнительных приспособлений, а открывание заправочных горловин было не сложнее, чем на легковом автомобиле. Впрочем, сам процесс заправки выглядел не лучшим образом – техникам приходилось стоять под машиной на коленях. Вот такая эргономика.

Советских авиатехников раздражало обилие восклицательных знаков и грозных надписей-предупреждений, начинавшихся со слов «WARNING» и «DANGER» с, казалось бы, самым очевидным содержанием – похоже, создатели «пришельцев» уделяли пристальное внимание «защите от дурака». Перед каждым вылетом с машины требовалось снять с десяток заглушек и съёмных чек, предохраняющих «пришельца» от случайной уборки шасси на стоянке или непреднамеренного срабатывания оружия. С такими беспрецедентными мерами безопасности нужно быть полным ослом, чтобы при подготовке к вылету сделать что-нибудь не так.

Тигры против МиГов

К моменту окончания цикла наземных иссследований уже была готова обширная программа летных испытаний, пилотировать иностранную технику доверили ведущим летчикам-испытателям НИИ ВВС, Героям Советского Союза Н.И. Стогову, В.Н. Кондаурову и А.С. Бежевцу.

На киле тактического истребителя F-5E «Тайгер II» нарисовали большие красные звезды (а то!), заменили шкалы приборов на приборной доске с американских миль и футов на наши привычные метры и вот, наконец, холодным декабрьским утром 1976 г., трофейный американский самолет выкатился на взлетно-посадочную полосу ахтубинского летно-испытательного центра.

Вспоминает заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза полковник Владимир Николаевич Кандауров:

…Я знал, что у каждой фирмы в своей продукции есть "изюминки". По сравнению с серийными отечественными истребителями, "Тайгер" имел тормоза на педалях, что у нас применялось только на тяжёлых машинах. Кабина не была засорена ненужными в полёте переключателями и АЗС (автомат защиты сети). Все они в одном "магазине" на горизонтальном пульте, вне рабочей зоны. F-5 далеко не самая современная модель и по своим характеристикам уступает МиГ-21. Тем не менее, мне понравилась компоновка кабины и отличный обзор из неё. Качественная приборная доска, просветленные стекла приборов не давали бликов при любом освещении, а маленький коллиматорный прицел AN/ASQ-29 был примерно в 2 раза компактнее отечественных аналагов.

Принял решение делать пробежку на второй, более длинной ВПП. "Запас карман не тянет", — подумал я, подруливая к полосе. Конечно, чего скрывать, я был горд, что этот единственный в СССР экземпляр доверили мне.
Включил вздыбливание передней стойки — заработал электрогидравлический подъёмник и нос самолёта "полез" вверх. "Ух ты как! — я покачал головой от удивления. — Неужели на такой малютке нельзя было обойтись без этого?" По-моему, не самый распространённый метод уменьшать длину разбега. У нас такое применял только авиаконструктор В.М.Мясищев на М-3 и М-4 — тяжёлых дальних бомбардировщиках.


С первых же секунд разбега летчик понял, что увеличение угла атаки на взлете – не роскошь, а необходимость. Хилые двигатели «Тайгера» с неохотой разгоняли машину: F-5E оснащался двумя ТРД General Electric тягой 15 кН каждый. Для сравнения, тяга ТРД МиГ-21бис достигала 70 кН в бесфорсажном режиме. Как результат – даже с задранным носом, «Тайгеру» для разбега требовалась полоса длиной в 900 метров. Очень много для такого маленького самолета.

Увы, первая пробная пробежка едва не окончилась катастрофой – шасси американского истребителя пришло в ужас от качества русской «бетонки», а крупные зазоры между плитами окончательно повредили переднюю опору. Разбег был экстренно прерван, и только мастерство летчика позволило избежать серьезных повреждений.


F-5E "Тайгер II" (заводской номер 7300807, изготовлен 02.06.74 г. в г. Палмдейл, шт. Калифорния)

После краткосрочного ремонта, F-5E вернулся в строй, чтобы на этот раз провести учебные воздушные бои со своим ровесником – фронтовым истребителем МиГ-21бис. Начиналась самая захватывающая часть программы испытаний.
На бумаге МиГ почти в 2 раза превосходил «Тайгера» по тяговооруженности, скорости (около 2М против 1,6М), скороподъёмности (225 м/с против 175 м/с) и во всех остальных динамических характеристиках. За штурвалами машин сидели лучшие летчики-испытатели, все как один Герои Советского Союза. Равные условия начала боя, в баках оптимальное количество топлива, системы телеметрии включены. На взлет!

18 боев провели советские асы, и ни разу МиГ-21бис не смог зайти в хвост F-5E. Дьявол скрывался в мелочах: меньшая удельная нагрузка на крыло, развитые наплывы в корневой части крыльев, щелевые закрылки и развитые предкрылки – все это дало преимущество F-5E в ближнем воздушном бою. «Американцу» помог и его оригинальный «акулий» нос, оснащенный вихрегенераторами – подобная конструкция значительно повышала устойчивость «Тайгера» на малых скоростях, позволяла вести маневренный воздушный бой на критических углах атаки.

Автоматическая пушка "Понтиак" М39

Вооружение маленького истребителя изначально тоже было «заточено» под маневренные бои – две встроенные автоматические пушки калибра 20 мм с боезапасом 280 снарядов на каждый ствол. Все это, вкупе с отличным обзором из кабины, делало «Тайгер» предельно опасным противником в ближнем бою.
Опытные специалисты также отметили большую живучесть F-5E, благодаря его двухдвигательной компоновке и отсутствию крыльевых топливных баков – самолет мог вернуться с задания с изрешеченными плоскостями.

Справедливо заметить, что в случае реального боевого столкновения МиГ-21бис и F-5E, американский истребитель не ждало ничего хорошего. Советская машина могла одержать победу еще при завязывании воздушного боя – благодаря своей более мощной РЛС «Сапфир», МиГ мог раньше обнаружить противника и занять выгодную позицию для неожиданной атаки. Высокая тяговооруженность советского истребителя давала ему шанс выйти из боя, если вдруг ситуация примет невыгодный и опасный для него оборот.
По словам летчика-испытателя Владимира Кондаурова, преимущество в маневренности американского «Тайгера» полностью терялось на скоростях выше 800 км/ч, правда, в этом случае, радиусы виражей становились столь велики, что летчики теряли визуальный контакт друг с другом, и воздушный бой прекращался.

И тем не менее, результаты выглядели явно разочаровывающими. Прибывшая комиссия авиастроителей тоже пребывала в растерянности – привезти такие отчеты в Москву, значит получить себе на голову большие проблемы. Ничего не оставалось, как выставить против F-5E более современный МиГ-23. Условия боя уже были изначально неравны, а, результаты воздушно схватки были вполне предсказуемы. «Двадцать третий» мог вообще не ввязываться в ближний маневренный бой, т.к. на его вооружении находилась ракета Р-23 средней дальности класса «воздух-воздух». МиГ-23 мог запросто расстрелять «Тайгер» с дистанции 40 км. В тоже время, в ближнем воздушном бою крупный МиГ-23 уступал по маневренности даже МиГ-21: юркий «Тайгер» безнаказанно вился вокруг своего противника.

На этом испытания были окончены – самолеты перегнали в Москву на аэродром Чкаловское, где состоялась презентация для Главкома ВВС П.С. Кутахова. Как и следовало ожидать, реакция была похожа на оглушительный раскат грома. Трофейные американские машины с тех пор больше никогда не поднимались в воздух, а в рекомендациях по ведению воздушных боев был добавлен пункт, в котором советовалось не вступать с F-5E «Тайгер II» в ближний бой, предпочитая более выгодную тактику «ударил - убежал».

Истребитель на экспорт

Тактический истребитель F-5 – специальная американская разработка для вооружения своих союзников. Специфическое предназначение определило облик машины: в отличии от дорогих, насыщенных радиоэлектроникой и трудных в эксплуатации самолетов ВВС США, в 1959 г. фирма «Нортроп» создала легкий истребитель, максимально дешевый и приспособленный для локальных конфликтов. Потенциальные заказчики не были заинтересованы в высокотехнологичном оборудовании, наоборот, во главу угла ставилась надежность, низкая стоимость эксплуатационных расходов, простота пилотирования и многофункциональность машины.

Истребитель с говорящим именем «Фридом Файтер» (Борец за свободу) уверенно потеснил своего конкурента - «летающий гроб» F-104, который американцы пытались пристроить куда-либо, лишь бы избавиться от явно неудачной машины. F-5 поступил на вооружении 30 стран мира, и во многих из них эксплуатируется до сих пор.

Несмотря на «экспортный» статус этих машин, ВВС США заказало небольшую партию этих самолетов во время войны во Вьетнаме, модификация F-5C (включала в себя установку «продвинутой» электроники, систему дозаправки в воздухе и 90 кг брони). Во Вьетнаме тяжелое имя «Фридом Файтер» как-то само собой сменилось на более звучное «Тайгер» (Тигр).

В 1972 году появилась новая модификация F-5E «Тайгер II», радикально отличающиеся от базового F-5. Были установлены более мощные и тяговитые двигатели, появилась примитивная РЛС. Самолет именно этого типа из состава ВВС Южного Вьетнама попал в Ахтубинск в 1976 году.


T-38 Talon

Оставил F-5 свой след и на другом поприще – на основе его конструкции был создан самолет T-38 «Тэлон», вот уже 50 лет являющийся основной учебно-тренироваочной машиной стран НАТО.
Чтож, по совокупности своих характеристик, F-5 «Тайгер»/«Фридом Файтер» является одним из лучших истребителей Холодной войны, оставшийся незаслуженно забытым в тени своего неуклюжего собрата F-4 «Фантом».

Стрекоза

Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что изначально шел разговор о двух «пришельцах» - двух трофеях, доставшихся нам для подробного изучения после окончания войны во Вьетнаме. Куда делся второй «пришелец», что это был за самолет?

Вторым был легкий реактивный штурмовик A-37 «Дрэгонфлай». Поначалу неказистая расплющенная машина не вызвала никаких положительных эмоций у отечественных специалистов: какая-то глупость для войны с туземцами и ТТХ под стать: макс. скорость 800 км/ч, экипаж 2 человека (зачем? будто не справится один), боевая нагрузка: встроенный 6-ти ствольный пулемет в носовой части машины, до 2,5 тонн бомб и баков с напалмом на подкрыльевых пилонах (почти столько же, сколько весил сам «Дрэгонфлай»).

Однако, и в этом примитивном самолете, советским военспецам удалось найти немало «сюрпризов»: в первую очередь, полностью бронированная кабина, надежно защищавшая экипаж от пуль стрелкового оружия. Возвращение легендарного штурмовика Ил-2?
Один из участников тех испытаний в шутку вспоминал, как долго искал в кабине «Стрекозы» «многокилограммовый шкаф» 20-канальной УКВ-радиостанции, который, как потом оказалось, представлял собой блок, помещающийся на ладони. Наметанный глаз специалистов быстро выделял самые любопытные моменты американской машины: например, нашим авиатехникам очень понравился способ соединения проводов «обжимкой» без паяльника, что значительно упрощало обслуживание самолета во фронтовых условиях.

Результаты

После всесторонних испытаний в интересах ВВС оба трофейных самолета были переданы в ОКБ Сухого, где в это время шло проектирование самолета непосредственной поддержки войск – изделия Т-8 (будущего Су-25 «Грач»). Близкое знакомство с зарубежными технологиями пришлось как нельзя кстати: на основе удачных сервокомпенсаторов штурмовика «Дрэгонфлай» была спроектирована система управления для штурмовика Су-25. Также, от американской «Стрекозы» Су-25 досталась в наследство рациональная схема бронирования и эффективный наполнитель баков на основе пенополиуретана с ячеистой структурой. Не менее интересные результаты дало изучение тактического истребителя F-5E «Тайгер II», на основе которого было спроектировано крыло «Грача» с развитой механизацией.

Мораль этой истории такова: как уже было сказано не единожды, дьявол кроется в мелочах. Особенно в такой наукоемкой отрасли, как авиастроение. Здесь слишком большую роль играет качество исполнения и незаметные обычному глазу детали, от которых, в конечном итоге, зависит исход воздушного боя.

Что касается благотворного влияния «заокеанских технологий» на создание самолета ОКБ Сухого и извечных морально-этических вопросов о копировании технических решений: «Имеем ли право?», «А чем мы тогда отличаемся от Китая?», то тут, мне кажется, ответ прост - это нормальная мировая практика. Любая техника всегда создается с оглядкой на зарубежные аналоги. Тем более, если в попавших к нам в руки образцах авиационной техники имелись действительно новаторские и полезные идеи, то не было никаких причин пренебрегать зарубежным опытом (полученным, кстати, не нашей кровью в джунглях Вьетнама).

В годы Холодной войны США смогли получить для подробного ознакомления весь спектр советской авиационной техники, условно говоря, от МиГ-15 до МиГ-25. Бесспорно, что каждый образец был внимательно изучен с большим пристрастием и, наверняка, зарубежные специалисты открыли для себя много нового и интересного.
Ну, а нам повезло всего однажды.

Рассказ об удивительных событиях, произошедшие в Ахтубинске в 1976 году, написан на основе фактов из книги В.Н.Кондаурова «Взлетная полоса длиною в жизнь»

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    14 декабря 2012 10:08
    Ну насчет рождения Су-25 из двух пришельцев, конечно преувеличение. А так очень интересно, не думал, что такой маленький самолетик, столько неожиданностей таит.
    1. vyatom
      +6
      14 декабря 2012 12:10
      Насколько я знаю наша промышленная разведка украла полностью чертежи американского F-18 Хорнет. И Пентагон сильно этим фактом возмущался.
      1. 7778
        +9
        14 декабря 2012 12:35
        Американцам даже воровать не пришлось ))) просто купили два СУ-27 с документацией))
        1. 0
          15 декабря 2012 11:46
          интересно, ф-15 получили наши в распоряжение или нет
      2. 0
        16 декабря 2012 07:34
        vyatom (2 - наша промышленная разведка soldier drinks fool
    2. vaf
      vaf
      +9
      14 декабря 2012 14:40
      Цитата: Wedmak
      Ну насчет рождения Су-25 из двух пришельцев, конечно преувеличение.


      Автору РЕСПЕКТ.....потихоньку начинается приоткрывание "завесы" bully +!? wink

      Денис...ниткаких приувеличений...всё как есть... good и было!

      К автору два замечания:

      1. Инструкция ЛЭ к F-5 му не увесистая книга, а тоненькая книжка сминимальным текстом и большими рисунками и фотографиями, очень похожа на наши Азбуку и Букварь....я вполне серьёзно!

      2. Вот что зря перетащили, так это тормоза recourse при переучивании с Су-17-х и Миг-27К (Миг-23 Б,БН) столько самолётов "разули" на посадке.т.к. практически садились на заторможенных колёсах!

      Самый "показательный" случай был в......ну короче говоря в Одесском ВО, при посадке все 23-и Су-25-х были ..."разуты"! bully
    3. black_eagle
      +3
      14 декабря 2012 14:47
      Новый самолет это серьезная работа служб внешней разведки. каждая машина предназначается для решения определенного круга задач в определенных условиях, так что я очень сомневаюсь, что слепо копировались иностранные модели, возьмем два оппонента А-10 и Су-25, задачи одинаковые, а вот компоновка совершенно разная, а то что у самолетов одинаковая механизация крыла, так я больше скажу у Ф-22 есть крыло как и у Ил-2!!!!!!! так что это амеры слямзили))))))))
  2. +4
    14 декабря 2012 10:46
    Очень интересно, оригинальная статья...
    1. +1
      15 декабря 2012 12:50
      Век живи - век учись! А учится никогда не стыдно, но очень полезно.
  3. Братец Сарыч
    +4
    14 декабря 2012 11:14
    Статья любопытная в части испытания импортных самолетов, а в основном посыле - "попытка натянуть филина на глобус", как выразился в другом месте один из комментаторов...
    "Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П.О.Сухого в середине 70-х годов, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане".
    А в том, что использовать удачные решения греха нет - с этим и спорить никто не будет...
    Может только эппловцы wink
  4. +4
    14 декабря 2012 11:21
    ЦИТАТА АВТОРА "...Но, а нам повезло всего однажды"


    Если не считать 11 штук Фау-2, и 4 штуки Б-29 !
    А в целом, статья интересная. Спасибо автору !
    1. +1
      15 декабря 2012 08:51
      К этому списку еще можно добавить неразорвавшуюся ракету, застрявшую в китайском самолете.
      1. 0
        15 декабря 2012 17:51
        А U-2 Пауэрса разве не нужно добавить.
  5. +4
    14 декабря 2012 11:31
    Статья познавательная. +
    На обоих фото не Су-25, а Су-39
  6. Милафон
    +5
    14 декабря 2012 11:39
    Нортоп ф-5 хоть и участвовал во многих конфликтах , но ни в одном из них в качестве истребителя не применялся , а неплохо зарекомендовал себя в качестве ударного. Самолёт имел великолепную маневренность и редко входил в штопор .Благодаря этому во многих странах были созданы пилотажные группы.


    Швейцарская пилотажная группа Patrouille de Suisse
    1. 7778
      +3
      14 декабря 2012 12:48
      мне кажется или это тормозной гак?
      1. +3
        14 декабря 2012 15:22
        Цитата: 7778
        мне кажется или это тормозной гак?

        Тормозной гак cтавился на Ф-5 для упрощения базирования в полевых условиях.
    2. +3
      14 декабря 2012 13:01
      А еще, если не ошибаюсь, данный самолет(или его макет) снимался в фильме "Горячие головы" в качестве "русских МиГ". smile
      1. +3
        14 декабря 2012 15:11
        Снимался. Причем не макет. И не русских, а типа иракских)))
        1. +1
          14 декабря 2012 15:18
          А.. надо мне срочно пересмотреть фильм. smile
      2. +3
        14 декабря 2012 15:33
        Цитата: Wedmak
        А еще, если не ошибаюсь, данный самолет(или его макет) снимался в фильме "Горячие головы" в качестве "русских МиГ"


        Он не только снимался в фильме, но и всегда имитировал советские самолеты на учениях ВВС США, эскадрилья "Агрессор" (на фото- 1983 год
        1. +1
          14 декабря 2012 15:48
          Да уж, один из немногих американских самолетов, который можно назвать красивым.
          1. +1
            14 декабря 2012 15:57
            Цитата: Wedmak
            один из немногих американских самолетов, который можно назвать красивым.

            По моему, уродец из 60-х

            Изящными у янкерсов были только три машины: Б-29, многоцелевой Ф-16 и (на фото) ударный Ф-15Е. Впрочем, бомбардировщики всегда отличались благородством линий.
            1. +1
              14 декабря 2012 16:12
              На вкус и цвет фломастеры разные. smile Что касается именно американских самолетов, вот мой скромный рейтинг красивости:
              1. Р-39 "Аэрокобра" (первый потому, что с него я начинал познавать мир авиации)
              2. F/А-18 "Хорнет" (интересная компоновка,палубник)
              3. SR-71 Blackbird (вообще фантастический самолет)
              4. F-5 стройный, легкий, почти фотомодель ))
              5. С натяжкой F-14 за изменяемую геометрию крыла и очертания накачанного, мускулистого бойца.

              Наши конечно, вне конкуренции!
              1. +2
                14 декабря 2012 16:55
                Цитата: Wedmak
                Что касается именно американских самолетов


                Вот бесспорный победитель
                wassat
                1. +9
                  14 декабря 2012 17:01
                  Да ужжжжжж... летающий утюг! Так и хочется лопатой выправить, чтобы хоть маленько на самолет был похож.
              2. 0
                15 декабря 2012 15:51
                а как же лайтинг?!
  7. +2
    14 декабря 2012 11:43
    Обмен опытом с заокенскими коллегами))) Если серьезно- не говоря про су-25, а в общем о положении дел, заимствование и коприование чужих результатов- вещь нормальная.
  8. Братец Сарыч
    +5
    14 декабря 2012 11:52
    Кстати вспомнился один прочитанный анекдотический случай про умелость наших механиков - по ленд-лизу был получен вроде бы лишний ящик с самолетом без документов, наши посидели и собрали самолет, даже испытали его, но только потом стало ясно почему не было документов! Оказывается к одной партии поставляемых самолетов, застрявших при отгрузке, был комплект запчастей, из которого и собрали наши "лишний" самолет...
    Это я не сам придумал, прочитал на одном сайте...
    1. +1
      14 декабря 2012 13:01
      Анекдот такой был- купили истребитель, получили в разборе, собрали- получился паровоз, инженер завода показал в инструкции "после сборки слегка обработать напильником" )))
    2. 0
      14 декабря 2012 13:50
      Я такое тоже читал, по-моему, на этом же сайте. Просто в штатах самолёт тупо разобрали и отправили в "посылке". А какие инструкции нужны для запчастей?
    3. +1
      17 декабря 2012 10:12
      Это называется групповой комплект ЗИП :)
  9. +3
    14 декабря 2012 12:01
    Во время корейской войны амер. раскидывали листовки ,в которых обещали большую награду за угнанный самолет.Один корейский предатель нашелся (родня у него жила в юж. Корее). Во Вьетнаме они тоже разбрасывали листовки ,но там предателей среди вьетнамцев не нашлось.

    "Нам повезло лишь однажды" -во время учебы в училище в 86г. .нам показывали фильм о войне во Вьетнаме , в хронике были показаны несколько трофейных F-5 и ирокезов (UH-1) .
    1. 0
      14 декабря 2012 15:17
      Насчет самолетов везло редко, а вот вражескую ракету(кажется воздух-воздух ближнего радиуса действия) один раз привезли прямо в крыле..... smile
    2. +3
      14 декабря 2012 15:19
      Цитата: Лес
      Нам повезло лишь однажды" -во время учебы в училище в 86г. .нам показывали фильм о войне во Вьетнаме , в хронике были показаны несколько трофейных F-5 и ирокезов (UH-1) .


      В конце 1958 года в СССР был доставлен из Китая МиГ-17, с застрявшей в фюзеляже неразорвавшейся ракетой "воздух-воздух" "Сайдуиндер", выпущенная истребителем ВВС Тайваня. На ее основе была разработана советская ракета ближнего боя Р-3 (Р-13).

      Достоверно известно, что из Вьетнама, помимо Ф-5 и Стрекозы и Ирокеза, привезли двигатель Фантома и части кабины Ф-111.

      Наверняка состоялось близкое знакомство с Ф-117 из Югославии. Там же, в 1999г. НАТО потеряло пару крупных беспилотников "Предейтор". Один (на фото) был найден в хорошем состоянии и выставлен в Белградском музее авиации (наши спецы имели доступ к современным технологиям БПЛА еще 14 лет назад)
      1. 0
        15 декабря 2012 13:23
        наши спецы имели доступ к современным технологиям БПЛА еще 14 лет назад

        только не к технологиям, а к образцам - разница колосальная.
        1. Denzel13
          -1
          15 декабря 2012 14:17
          О, "профессор" - не забываете меня минуснуть. Польщен вниманием, ловите адекватный ответ.
      2. 0
        15 декабря 2012 14:33
        Вот бы у Иранцев забрать БПЛА, или китайцы уже сперли...
  10. AK-47
    0
    14 декабря 2012 12:05
    Кабина не была засорена ненужными в полёте переключателями и АЗС

    Как это по советски.
    18 боев провели советские асы, и ни разу МиГ-21бис не смог зайти в хвост F-5E

    Поразительно, может это были не асы.
    ...в ближнем воздушном бою крупный МиГ-23 уступал по маневренности даже МиГ-21: юркий «Тайгер» безнаказанно вился вокруг своего противника.

    Неужели все это стало открытием, куда смотрела разведка.
    в рекомендациях по ведению воздушных боев был добавлен пункт, в котором советовалось не вступать с F-5E «Тайгер II» в ближний бой, предпочитая более выгодную тактику «ударил - убежал».

    Удручающее открытие. Считалось, что наши самолеты самые быстрые, самые маневренные, самые, самые, а тут какая-то букашка утерла нос.
    Интересно, существуют ли такие сюрпризы в настоящее время.
    1. 0
      14 декабря 2012 13:52
      Во Вьетнаме с "Фантомами" и МиГами у амеровских пилотов была такая же памятка.
    2. +4
      14 декабря 2012 15:42
      И-15/16 были маневреннее мессеров, утерли они им нос? Тот кто в воздушном бою имеет преимущество в скорости и скороподъемности тот и танцует девушку, противной стороне остается лишь молиться Богу и уворачиваться от атак. Впрочем сейчас это все уже не актуально т.к. 90% зависит от электроники, а самолет по сути лишь средство доставки оружия и обнаружения цели, маневренность нужна разве только чтобы от зенитных ракет уворачиваться.
      1. +1
        14 декабря 2012 15:57
        Ну, я бы с вами поспорил. И-16 утирали нос первым моделям bf-109(мессер имел преимущество по вертикальному маневру, ишачки по горизонтальному). Но после выхода новых моделей последнего, уже просто не поспевали за ними. Поэтому в срочном порядке начали создавать все новые модификации ЛАГГ, Як. Но и тут была разница, каждый истребитель выкладывался по полной только на оптимальной для него высоте. Это сейчас, что 2000 м, что 3000 м, разница не велика, а тогда это было существенно.
        1. 0
          10 января 2013 14:03
          Сама логика воздушного боя тех времен подсказывает, что преимущество будет иметь более скоростной и скороподъемный самолет за счет того, что сможет навязывать свою волю противнику. Горизонтальный маневр хорош при обороне и только в том случае, если противник захочет принять бой на горизонтали, а он не захочет, потому, что ему гораздо выгоднее подлететь, ударить и убежать по горизонту или в высоту.
      2. +1
        14 декабря 2012 16:59
        Цитата: Гардемарин
        Тот кто в воздушном бою имеет преимущество в скорости и скороподъемности

        скороподъемность - очень расплывчатое понятие

        обычно в схватках стараются использовать динамические режимы, в этом случае любой Ла-5 мог набирать высоту как , например, реактивный МиГ-15. Проще говря: у кого больше горизонтальная скорость, кто успел раньше включить форсаж или имеет превышение по высоте - у того и будет преимущество в скороподъемности
        1. 0
          10 января 2013 13:55
          Бой на вертикали при равных начальных условиях выигрывается за счет именно статической (назову ее так) скороподъемности.
      3. Denzel13
        +1
        14 декабря 2012 22:22
        Цитата: Гардемарин
        И-15/16 были маневреннее мессеров, утерли они им нос?


        Очень спорное заявление. Первые версии Bf-109, не очень - то имели преимущество относительно последних версий И-16.
        Почитайте Голубева В.Ф., он спланировал показательный бой с немецкими "охотниками" над своим аэродромом сделав вид что подбит. Итог 2-0 в пользу Голубева на И-16 против Bf-109F (причем сбил "экспертов") + убежденный личный состав полка, что на "ишачке" вполне можно валить немцев.
        1. 0
          10 января 2013 14:14
          Ишак и мессер это такой "христоматийный" пример и побеждает не самолет, а "прокладка" (да простят меня пилоты), но волю противнику будет навязывать более скоростной и скороподъемный.
  11. +2
    14 декабря 2012 12:09
    AK-47,
    Думаю да,что есть они.
  12. +2
    14 декабря 2012 15:21
    Огромное спасибо за статью , я раньше с этой информацией не встречался , весьма познавательно .
  13. +1
    14 декабря 2012 15:50
    Мне еще хотелось обратить внимание вот на какой момент: возможно ли существование учебно-боевого самолета?

    За 50 лет эксплуатации учебного самолета Т-38 Talon (на базе истребителя F-5), НАТО ни разу не применяло его в боях, хотя, казалось бы, Тэлон - самое то для локальных войн - простой, дешевый, при этом даже сверхзвуковой (1,3М), маневренный и оснащен современным пилотажно-навигационным комплексом.

    На мой взгляд, причина - учебный самолет не способен выполнять боевые задачи. Даже современные боевые самолеты часто не способны обнаружить и эффективно поразить точечные цели. Что тогда ожидать от учебно-тренировочной машины без РЛС (ЕМНИП на Тэлоне ее нет), без бронезащиты и с урезанным комплексом оружия?!

    Попытка атаковать группу боевиков в горах Чечни закончится трагически - у духов никогда не было недостатка в ПЗРК или ДШК (по статистике 84% потерь нашей авиации в Афгане произошли от огня стрелкового оружия, а не от разрекламированных Стингеров.)

    Максимум на что способны учебно-"боевые" самолеты - это расстрел безоружных демонстраций.

    Т-38

    Кабина Тэлона
  14. Nechai
    +1
    14 декабря 2012 16:40
    Цитата: askort154
    Если не считать 11 штук Фау-2, и 4 штуки Б-29 !

    Американцам от гансиков достались кострукторы, производственные мощности и ВЕСЬ набор как серийной так и эксперементальной авиа и ракетной техники. Эт на всякий случАй...
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    Достоверно известно, что из Вьетнама

    КАБы, ракеты "воздух-земля" с наведением на лазерную подсветку цели.
    1. -2
      14 декабря 2012 17:03
      Цитата: Nechai
      Американцам от гансиков достались кострукторы, производственные мощности и ВЕСЬ набор как серийной так и эксперементальной авиа и ракетной техники.


      Американская авиапромышленность вряд ли нуждалась в немецких поделках. У амеров к тому времени уже летали машины уровня Б-29, был разработан противоперегрузочный костюм, радиолокационные прицелы для помбометания, в 1945 г. появились Р-80 Шутингстар - эта машина близко не стояла по уровню с реактивным Мессером. В следующем году полетел реактивный Б-45 Торнадо (взлетная масса 50 тонн, для сравнения супер-пупер немецкий Арадо-234 имел макс. взлетную массу около 10 тонн)

      Единственная область где немцы действительно обогнали весь мир - ракетная техника. А великие достижения Рейха в реактивной авиации такой же миф, как база в Антарктиде
      1. +2
        16 декабря 2012 06:23
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        в 1945 г. появились Р-80 Шутингстар - эта машина близко не стояла по уровню с реактивным Мессером.


        Что мне подсказывает, что Вы и в world of warplanes играете.
        В октябре 1938 года, по заданию Рейхсминистерства авиации, на фирме Мессершмитта было начато проектирование экспериментального самолёта для лётных испытаний турбореактивных двигателей P3302 фирмы BMW с тягой 600 кг. Эти двигатели компания BMW обязалась поставить до конца 1939 года. Самолёт имел обозначение P-1065. В середине ноября 1941 года на завод фирмы «Мессершмитт» наконец-то поступили пригодные для установки двигатели BMW-003, а ещё через четыре месяца, 25 марта 1942 года, по завершении статических испытаний, Me.262 совершил свой первый полёт с ними. Всего за время войны было выпущено 1930 (по другим данным — 1933) Me.262 различных модификаций, однако в это число входят и 611 выпущенных, но повреждённых или уничтоженных до поступления в части самолётов; 114 из них были восстановлены. Таким образом, на вооружение было принято 1488 машин.
        И в то же время:
        Работы над прототипом p-80 начались в июле 1943 года, когда США получили из Англии новейший турбореактивный двигатель Хевиллэнд H-1 (Havilland H-1). Самолёт был закончен через 143 дня после начала работ и совершил свой первый полёт 9 января 1944 года. В апреле 1945 года два самолёта были направлены в Англию, где они вошли в состав 8-й воздушной армии, и ещё два прибыли в Италию, но ни один из них не принял активного участия в боевых действиях в Европе. Первые серийные F-80 поступили в ВВС США в конце 1945 года в 412-ю истребительную группу, которая вскоре была переименована в 1-ю Истребительную группу и включала в себя 27-ю, 71-ю и 94-ю истребительные эскадрильи. 12 июля 1948 года 16 Локхид F-80A были направлены для усиления европейской группировки, вследствие блокады советскими войсками Западного Берлина.
        Арадо-234.Впервые в боевых условиях самолёт был применён 2 августа 1944 года. Пилотируемый лейтенантом Эрихом Зоммером разведчик за 1,5 часа сфотографировал весь район высадки войск противника в Нормандии. Использовался люфтваффе с ноября 1944 года в качестве разведчика, а с декабря 1944 года наносил удары по войскам союзников.
        Несмотря на то, что в конце войны из-за нехватки горючего самолёт использовался эпизодически, он оставался очень сложной целью для перехвата благодаря своей высокой скорости. В последние месяцы войны Ar 234 были единственными самолётами-разведчиками, способными действовать в условиях тотального превосходства противника в воздухе, в том числе над территорией Великобритании.
        1. 0
          16 декабря 2012 06:24
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          В следующем году полетел реактивный Б-45 Торнадо
          то есть в 1946 году? Однако...
          В сентябре 1948 года первый опытный образец, пилотируемый Д. Кребсом и Н. Пиккардом, поднялся в воздух для испытаний новых двигателей J47-GE7
          Первой серийной модификацией Tornado стал В-45А-1. Из-за нехватки двигателей J47, которые ставились только на самолетах В-47 и F-86, на машинах серии А-1 устанавливались менее мощные двигатели J35-A-9 или J35-A-11 с тягой до 2000 кг. Первый серийный В-45А-1 (заводской номер 47-001) в начале 1948 года перелетел на авиационную базу Мюрок, где приступил к испытательным полетам совместно с опытными ХВ-45. До конца года с конвейера сошло 22 самолета Tornado. Но передача их в боевые части ВВС затягивалась. Причиной стало отсутствие средств у военного ведомства США. На новый финансовый год (1948-1949) денег на оборону Конгресс США выделил недостаточно, и многие военные программы оказались замороженными или свернутыми. Все выпущенные В-45 законсервировали. Только в апреле 1949 года авиационное командование смогло начать комплектование этими самолетами 47-е легкое бомбардировочное крыло - 47-th Bomber Wing (Light), базирующееся на авиабазе Барксдейл.
          Вы сравниваете технику разных эпох.
          1. -3
            16 декабря 2012 20:21
            Цитата: Aleksys2
            то есть в 1946 году? Однако...

            В 1945 году работа над проектом самолета велась в ускоренном темпе, бригады проектировщиков работали по 12-14 часов в сутки Однако с завершением войны в Европе работы несколько затормозились Лишь 2 августа 1946 года ВВС США объявили о принятии В-45 Tornado на вооружение и заказали серию из 96 машин Первый прототип бомбардировщика с заводским номером 45-59479 подготовили к испытаниям в начале 1947 года В разобранном виде ХВ-45 перевезли на авиационную базу Мюрок, где в засекреченной части испытательного комплекса проходили испытания все первые реактивные самолеты Семнадцатого марта 1947 года летчики-испытатели Д.Кребс и П.Бревер подняли самолет в воздух

            50-тонный стратегический Б-45 Торнадо смешно сравнивать с немецкми поделками Арадо234. Бобмардировщик Б-45 нес больше бомб, чем весил "бомбардировщик" Арадо.

            Цитата: Aleksys2
            Вы сравниваете технику разных эпох.

            Что поделать, если эта новая эпоха наступила слишком быстро. Уже через 2-3 года ВВС развитых стран забыли про немецкие поделки и летали на машинах совсем другого поколения. А "технологии гансиков" остались в музеях.
            1. 0
              17 декабря 2012 04:57
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              Что поделать, если эта новая эпоха наступила слишком быстро.

              Не сравнивать их.
              1. 0
                17 декабря 2012 14:21
                Цитата: Aleksys2
                Не сравнивать их.

                Собственно и я об этом же

                Но многие из здешних обитателей постоянно намекают, что союзникам достались "супер-технологии гансиков", а до этого амеры и бритты самолеты делать не умели. Умели. И уже через 2-3 года летали на машинах нового поколения, без всякой помощи "гансиков".
        2. -3
          16 декабря 2012 20:10
          Цитата: Aleksys2
          25 марта 1942 года, по завершении статических испытаний, Me.262 совершил свой первый полёт с ними. Всего за время войны было выпущено 1930 (по другим данным — 1933) Me.262 различных модификаций, однако в это число входят и 611 выпущенных, но повреждённых или уничтоженных до поступления в части самолётов; 114 из них были восстановлены. Таким образом, на вооружение было принято 1488 машин.


          Как бы вы не пытались расписывать великие достижения фашистской кодлы, первый боевой вылет британского реактивного истребителя ""Глостер Метеор" (на фото) стоялся в один день с Ме.262, летом 1944 года. В отличие от немецкой вундервафли, "Метеор" был намного надежнее и имел более высокие ТТХ, потому массово применялся по всему миру до конца 50-х.(Корея, Ближний Восток и т.д.)

          Цитата: Aleksys2
          Работы над прототипом p-80 начались в июле 1943 года, когда США получили из Англии новейший турбореактивный двигатель Хевиллэнд H-1 (Havilland H-1). Самолёт был закончен через 143 дня после начала работ и совершил свой первый полёт 9 января 1944 года

          F-80 был намного совершенее Ме.262, в первую очередь, благодаря своим более надежным двигателям. Все остальное оборудование, конструкция прицелы, авионика близко не стояли с немецкой вундервафлей

          Про поршневую авицию: "Мессершмитт-109" или "Фоккевульф190" бесполезно сравнивать с P51 "Мустанг", тяжелым истребителем-бомбардировщиком P47 "Тандерболт" или палубным "Корсаром" - немецкие машины были поросту неконкурентоспособны.

          Не было у немцев ни Б-17, ни Б-29, ни палубной авиации
          1. 0
            17 декабря 2012 04:54
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Как бы вы не пытались расписывать великие достижения фашистской кодлы, первый боевой вылет британского реактивного истребителя ""Глостер Метеор" (на фото) стоялся в один день с Ме.262, летом 1944 года.

            Да не ужели?
            Первые боевые вылеты состоялись 27 июля 1944 года, и вскоре Метеоры перехватили и сбили 2 самолёто-снаряда Фау-1 (всего ими было сбито 14 таких аппаратов). Далее часть (616-я эскадрилья) была снята с боевого дежурства и при помощи новых машин отрабатывалась тактика противодействия нападениям немецких реактивных истребителей на построения бомбардировщиков.
            В начале октября 1944 года, поступил приказ главнокомандующего люфтваффе Германа Геринга о формировании истребительной части из сорока самолётов Me.262. Её командиром был назначен один из лучших немецких асов Вальтер Новотны. Уже 4 октября состоялся первый боевой вылет четырёх истребителей, причём три из них в этом вылете были сбиты над аэродромом и при заходе на посадку.
            Учите матчасть.
            1. 0
              17 декабря 2012 14:24
              Цитата: Aleksys2
              Да не ужели?


              25 июля 1944 г "Москито" под управлением флайт-лейтенанта Балла совершал полет на высоте 9000 м вблизи Мюнхена, когда наблюдатель предупредил пилота о быстро приближавшемся со стороны хвоста двухмоторном самолете. Это было неожиданно, так как "Москито" при полете на большой высоте практически не встречали никакого противодействия. Балл немедленно дал полный газ, но вражеский самолет - уже стало видно, что это Me 262, обошел "Москито" и развернулся в атаку. После резкого виража Me 262 уже через минуту был в 2000 м за "Москито" и вновь быстро приближался. С 700 м пилот "Мессершмитта" открыл огонь, но Балл ушел быстрым разворотом влево, а потом развернулся на Me 262, заставив его отвернуть. Этот маневр повторялся четыре раза. При этом немцу ни разу не удалось попасть в "Москито". После пятого захода Me 262 нырнул и с 700 м попытался атаковать "Москито" снизу, но Баллу опять удалось уйти из-под огня. Однако ситуация нравилась англичанину все меньше и меньше, и он спикировал в кучевые облака . Через три-четыре минуты полета в облаках Me 262 исчез из виду.
              Интересно отметить, что двумя днями спустя, 27 июля в строй 616-го эскадрона вошел первый реактивный истребитель Глостер "Метеор" и совершил свой первый боевой вылет на перехват ракеты "Физелер" Fi 103. Британское истребительное командование первоначально готовило 616-й эскадрон для высотных воздушных боев и планировало боевой дебют английского реактивного истребителя двумя-тремя месяцами позже, но ситуация заставило немедленно бросить их на перехват Fi 103.


              Ух ты, оказывается, Ме.262 опередил бриттов на целых два дня! Правда Глостер-Метеор летал быстрее и эксплуатировался на 15 лет дольше, но кому это интересно... главное - фашисты первые!
  15. aviator46
    +4
    14 декабря 2012 16:53
    Работал у Сухого, на моториспытательной станции, в 70-е...
    По моему, всё что у американцев летало во Въетнаме / кроме б-59 )))/,
    побывало у Сухого на Беговой ))
  16. +3
    15 декабря 2012 13:22
    Великолепная статья. Вот только автору как бы не очень удобно за то, что мы "лямзили" чужие технические достижения. Не надо этого стесняться! Этим гордиться надо- умеем, можем! "Вариться в собственном соку" удел неумных и недальновидных.
  17. mr.poops
    +2
    15 декабря 2012 13:49
    вообще по моему было бы глупо если бы конструкторы не перенимали друг у друга интересные технические идей (другой вопрос как это происходит). На гражданке за эксклюзивность отвечают патенты, а в армии разведка и контрразведка)))
  18. maxiv1979
    0
    15 декабря 2012 15:41
    хороший штурмовик, самое главное, это отзывы солдат, на войне его любят и пилотов пилотирующих, все остальное демегогия
  19. -1
    15 декабря 2012 16:34
    Да, автор прав, дьявол кроется в мелочах.
    Есть такой бородатый анекдот:
    купили (некто) наш боевой истребитель. Как не собирают - получается паровоз. Заявили рекламацию. Наши приехали и указали на пункт в конце инструкции мелким шрифтом: после сборки доработать напильником.
    Так и дорабатываем.
  20. Alexsasha77
    +1
    15 декабря 2012 18:11
    СУ-25 один из лучших самолетов в мире. Люблю его!
  21. xzWhiteWolf
    +1
    16 декабря 2012 00:34
    Самый красивый американский самолет - подбитый.
    По теме, абсолютно правильно автор написал, что по грачу уже давно шли работы. Данные трофеи (если таковы вообще были) могли максимум дать нам некоторые технологии что у американцев были немного лучше.
  22. Василек
    +3
    16 декабря 2012 01:28
    Что бы мы ни говорили про амеровскую авиацию и как бы мы ее не гнобили, но нужно признать , у них инженеры высшей квалификации, один F-15 с модами чего стоит. Не минусуйте , я призываю к трезвой оценке наших возможностей. Как мне блин, не больно об этом говорить, но пока мы в " догоняющих". За блин извините.
  23. +1
    16 декабря 2012 21:48

    Не совсем, но всё же похожая ситуация, но с другой стороны.

    12 августа 1968 года два миража израильских ВВС были подняты на перехват пары сирийских МиГ-17. Два пилота, лейтенант Валид Адхам и лейтенант Радфан Рифаи совершая тренировочный полет совершили серьезные ошибки в навигации. Они использовали карты 1945 года выпуска и ошиблись в направлении полета. Пара МиГов совершила посадку на израильском аэродроме Бэцэт в западной Галилее и даже после приземления пилоты были убеждены, что приземлились на ливанской территории. Только когда их самолеты выкатились за пределы короткой взлетно-посадочной полосы и вокруг них начали собираться местные жители, только тогда осознали два сирийских пилота какую ошибку они совершили. Их продержали в тюрьме почти два года и обменяли на израильских военнопленных.

    Чтобы поднять в небо оба самолета как можно быстрее, в ВВС была создана специальная группа техников. Дани Шапиро - летчик-испытатель и Эхуд Ханкин - пилот Миража первыми подняли в воздух сирийские МиГи.

    "Миг -17 оказался самолетом с удивительной маневренностью", вспоминает Дани Шапиро, "Он был гораздо маневреннее чем любой самолет состоящий на вооружении у нас, в том числе Мираж. Но все это было верно только до скорости в 350 узлов. Выше этой скорости было труднее управлять этим самолетом, а выше 600 узлов ситуация ещё больше усугублялась."

    "Я посоветовал нашим пилотам вступать в воздушный бой против МиГ-17 только тогда, когда их скорость (израильских самолетов) превышала 400 узлов. На этих скоростях МиГ не являлся угрозой для них, но ниже 400 узлов, им необходимо было оторваться от МиГов иначе МиГи могли совершить крутой маневр и зайти к ним в хвост".

    Оба МиГа были переданы в Соединенные Штаты в конце шестидесятых. Один из них вернулся в Израиль и представлен в Музее ВВС.
  24. roial
    0
    18 декабря 2012 14:45
    Классная раскраска, кто скажет чья страна??