Интервью генерального директора "Уралвагонзавода"

17
Интервью генерального директора "Уралвагонзавода"


Генеральный директор корпорации "Уралвагонзавод" ОЛЕГ СИЕНКО рассказал в интервью BUSINESS GUIDE о том, как выполнялись военные контракты, какие перспективные виды вооружений разрабатываются и что вызывает интерес у иностранных заказчиков.



BUSINESS GUIDE: Каков объем контрактов "Уралвагонзавода" с российским Министерством обороны по итогам 2012 года?

ОЛЕГ СИЕНКО: Для исполнения государственного оборонного заказа 2012 года предприятиями корпорации было заключено 11 государственных контрактов и 4 договора соисполнения на сумму свыше 13 млрд руб. Рост объема государственных контрактов в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил более 60%. Стоит отметить, что большинство работ выполняется по долгосрочным контрактам (11 долгосрочных госконтрактов на сумму 12,7 млрд. руб.). Это позволяет нам осуществлять долгосрочное планирование производственной деятельности, а также без потери времени приступить с начала года к выполнению государственных заданий на основных производственных площадях.

BG: Какие образцы вооружений дорабатывались под военных?

О. С.: В 2012 году предприятия корпорации в интересах Минобороны производили два совершенно новых образца. Это 152-миллиметровая модернизированная самоходно-артиллерийская установка "Мста-С" со значительно улучшенными боевыми свойствами и модернизированная бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1М с возросшими возможностями шасси, крановой установки и лебедки. Проведены и другие конструктивные изменения, которые повысили возможности данных машин и вывели их на современный уровень.

Значительная работа в 2012 году была проведена и по модернизации существующего парка танков Т-72Б. Надо отметить, что в этом году мы завершили освоение в общем-то не свойственных для нас работ по ремонту и модернизации изделий на головном заводе в Нижнем Тагиле. Но мы с этой задачей справились. Осуществляя в рамках корпорации стратегию горизонтальной интеграции и учитывая постоянный рост потребности в проведении данных работ, мы приступили к освоению модернизации танков Т-72Б на нашем предприятии в Омске (ОАО КБТМ).

В рамках системы менеджмента качества своевременно разрабатываются и реализуются на практике необходимые мероприятия. Показатели надежности изделий закладываются уже на стадии разработки, контролируются в процессе производства и испытаний и анализируются в ходе эксплуатации.

В части спецпродукции установленные заказчиком жесткие требования по надежности и качеству изделий контролируются военными представительствами, аккредитованными на производствах, на всех этапах изготовления (ремонта) и испытаний изделий. Объективно говоря, рекламации на наши изделия имеются. Их причина в большинстве случаев связана с качеством покупных комплектующих изделий. Это рабочий процесс, мы плотно взаимодействуем с поставщиками и добиваемся положительных изменений. Все обращения эксплуатирующих нашу продукцию воинских частей и других получателей рассматриваются без промедления, принимаются необходимые меры, в том числе в части обучения экипажей правилам эксплуатации.

BG: Контракты с Минобороны рентабельны?

О. С.: При заключении госконтрактов с Минобороны России у нас был ряд рабочих моментов, связанных с формированием цены на нашу продукцию. По нашему мнению, это нормальный процесс, и, как привило, мы достигаем взаимовыгодных совместных решений. Что касается рентабельности контрактов с Минобороны России, могу сказать, что мы постоянно ведем работу по оптимизации расходов и внедрению в производство современных технологий. Но это не сиюминутный процесс, требующий прежде всего времени.

BG: Минобороны РФ будет покупать БМПТ "Терминатор"?

О. С.: К сожалению, Минобороны не закупает данную машину. Понимая, что роль и место данного изделия в структуре вооруженных сил определяет заказчик в лице Минобороны, хотелось бы высказать несколько моментов.

С учетом опыта экспорта данной машины мы провели ряд усовершенствований, направленных на повышение боевых свойств. Это уже не боевая машина поддержки танков, а высокозащищенный разведывательно-огневой комплекс.

Мы не успокаиваемся на достигнутых результатах и продолжаем в максимальной степени использовать модернизационный потенциал данной машины, пока, правда, ориентируясь только на экспорт.

BG: На каком этапе развития ОКР "Армата"? Есть ли подвижки в этом плане?

О. С.: Мы со всей ответственностью подходим к работе по ОКР "Армата". В корпорации сконцентрированы необходимые научные, производственные, управленческие и финансовые ресурсы не только на создание перспективных изделий, но и на подготовку производства. Отмечу, что в рамках реализации этой задачи мы смогли создать конструкторский коллектив, сочетающий в себе опыт старшего поколения и талант молодых конструкторов.

Комплексный подход в реализации ОКР "Армата" позволяет нам с уверенностью говорить о своевременном проведении намеченных мероприятий по выполнению заданий государственной программы вооружений.

Уже в ближайшей перспективе можно будет оценить результаты нашей работы.

BG: Как вы относитесь к созданию танковой бронетехники на колесной базе?

О. С.: Если коротко, то сегодня преимущества колесной техники в части подвижности, особенно на пересеченной местности, по сравнению с гусеничными машинами сводятся на нет. Установка достаточно мощного вооружения при низком уровне бронирования, по оценкам наших специалистов, не позволяют использовать бронемашины как машины переднего края, так как они не обеспечивают ведения боевых действий на коротких дистанциях.

Попытка увеличить бронирование и приблизить их к переднему краю приводит к снижению проходимости, а средние скорости движения колесных и гусеничных колонн на местности практически одинаковы. Опыт применения такого класса машин показывает, что полноценно заменить гусеничные машины колесными все же не получится.

BG: Какие иностранные образцы могут конкурировать с новейшим танком Т-90?

О. С.: Говоря о танке Т-90, хочу напомнить историю его создания. В некоторых публикациях, особенно при сравнении с зарубежными танками, появляются попытки сформировать общественное мнение о танке Т-90 как не отвечающем современным требованиям боя. Используют при этом характеристики танка Т-90 образца 1993 года.

Но за это время мы значительно повысили все боевые свойства данной машины: установили тысячесильный двигатель, значительно повысили огневую мощь, установив более совершенную танковую пушку и стабилизатор вооружения. В системе управления огнем появился тепловизор. Танк имеет новую сварно-катанную башню, усовершенствованную динамическую защиту и комплекс высокоточного управляемого вооружения. Это я говорю о танке Т-90А и его экспортном варианте Т-90С.

Основные характеристики этих танков не уступают характеристикам основных зарубежных танков. А если рассматривать показатель "эффективность-стоимость", конкурентов в мире танку Т-90 в модификациях Т-90А и Т-90С нет.

Но мы не остановились на достигнутом. Используя технический и модернизационный потенциал танка Т-90С, был создан совершенно новый танк Т-90СМ "Прорыв", который впервые был показан публике и специалистам еще в 2011 году.

Сохранив в данной машине все преимущества классической компоновки, мы повысили все его основные характеристики. С точки зрения подвижности в машине установлен более мощный танковый дизель (1130 л. с.), усилена трансмиссия при сохранении компоновочной схемы трансмиссии танка Т-90С, в систему управления движением установили автомат переключения передач, цифровую панель механика-водителя и штурвальное управление поворотом танка. По защите применили новую оригинальную схему пассивного бронирования, перспективную динамическую защиту и систему постановки помех лазерному облучению.

Значительные изменения внесены в башню танка. На машине установлена сварно-катанная башня новой конструкции, что позволило вынести часть боекомплекта из боевого отделения и повысить взрывопожаробезопасность машины. Что касается огневой мощи, в танк установлена новая танковая пушка с улучшенной баллистикой. Систему управления огнем можно назвать уникальной. Впервые на практике реализован режим "охотник-стрелок" при достижении всепогодности путем применения многоканальных и панорамных прицелов. Применение бортового компьютера позволило существенно повысить боевые возможности машины и облегчить работу экипажа.

По командной управляемости в машине установлены современные и перспективные системы навигации и связи, реализована возможность применении танка в едином информационном пространстве. Установка панорамы расширила возможности командира по наблюдению за полем боя.

Серьезное внимание в машине уделено эргономике. Увеличение внутреннего объема боевого отделения, прежде всего за счет выноса части боекомплекта "наружу", рационального размещения приборов и оборудования, проведения ряда мероприятий в отделении управления, позволило создать комфортные условия работы экипажа.

В настоящее время мы вышли на этапы проведения испытаний данной машины и завершения мероприятий по подготовке ее к серийному производству.

Без излишней скромности могу сказать, что мы гордимся этой машиной и уверены, что в ближайшее время у наших конкурентов ничего подобного не появится. Что касается сравнения по ценам, хочу сказать: многие инозаказчики отдают предпочтение танкам "Уралвагонзавода", в том числе из-за привлекательности цены.

BG: Рынки каких стран вы видите наиболее перспективными?

О. С.: Продукция наших предприятий известна и востребована во всем мире. И не только танки. Рынки Южной Азии, Северной Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки в настоящее время рассматриваются нами в первоочередном порядке.

В 2012 году было заключено несколько значительных контрактов на поставку инозаказчикам различных видов вооружения и военной техники нашего производства. Прежде всего это танки Т-90С/СК, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, инженерная техника, контрольно-проверочные машины, минометы и ряд другой техники.

Объем заключенных в текущем году контрактов на 10% выше аналогичных, заключенных в 2011 году.

Расширена география поставок, и по сравнению с прошлым годом почти на треть вырос в текущем году объем заключенных контрактов на поставку запасных частей и военно-технического имущества.

BG: Собираетесь ли приобретать технологии производства у западных стран?

О. С.: Рассматривая вопрос приобретения технологий за рубежом, могу сказать, что наибольшей интеграции в данном направлении мы достигли по гражданской продукции.

С точки зрения технологий военного назначения, и прежде всего технологий будущего. Вы понимаете, что это относится к сфере национальной безопасности государства и, как правило, не экспортируется в другие страны. Надеяться на то, что нам предложат современные, а тем более перспективные технологии, особенно по таким стратегическим направлением, как производство брони и других, не приходится.

Надо сказать, что мы активно используем не только научно-технологический потенциал корпорации, но и новейшие разработки российских и зарубежных компаний. У нас очень тесные и давние связи с научно-производственными компаниями Белоруссии, Украины, Чехии и ряда других государств. Широкие партнерские отношения нас связывают с французскими компаниями, особенно в области тепловизионной техники.

С точки зрения насыщения технологий современным станочным парком, комплексами, обрабатывающими центрами и другим технологическим оборудованием интеграция шире. Наряду с российскими производителями это производители Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Японии, Китая и других стран. Широкая горизонтальная и вертикальная интеграция наших предприятий в мировой рынок в стратегическом плане очень важна, особенно в технологическом отношении.

BG: Как вы относитесь к созданию совместного производства с другими странами?

О. С.: Мы выпускаем широкий спектр вооружений и военной техники. Кроме танков и машин на их базе это самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские корабельные комплексы, буксируемая артиллерия и минометы, разведывательные, штабные и другие машины. Нас связывают тесные отношения со многими странами, армии которых вооружены нашим оружием. Исходя из этого, вопрос создания совместных предприятий с нашими зарубежными партнерами для нас важен, особенно в области модернизации старого парка техники нашего производства. В этом направлении подписан ряд соглашений о сотрудничестве с казахскими, индийскими и алжирскими партнерами.

Мы открыты и готовы к расширению сотрудничества со всеми заинтересованными странами и не сомневаемся, что в ближайшее время список партнеров по созданию совместных предприятий будет расширен.

BG: Насколько крепки позиции российской бронетанковой техники на рынке вооружений?

О. С.: Позиции российской бронетанковой техники на рынке вооружений достигаются не только поставкой танков, но и других вооружений нашего производства, а также комплексом предоставляемых услуг, в том числе в части разработки, производства изделий и их послепродажного сопровождения. С учетом мировых тенденций развития вооружения и услуг мы в настоящее время приблизились к созданию системы управления жизненным циклом изделий. Тема очень сложная, но перспективная и интересная.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 декабря 2012 16:13
    О. С.: Мы со всей ответственностью подходим к работе по ОКР "Армата". В корпорации сконцентрированы необходимые научные, производственные, управленческие и финансовые ресурсы не только на создание перспективных изделий, но и на подготовку производства. Отмечу, что в рамках реализации этой задачи мы смогли создать конструкторский коллектив, сочетающий в себе опыт старшего поколения и талант молодых конструкторов.

    Комплексный подход в реализации ОКР "Армата" позволяет нам с уверенностью говорить о своевременном проведении намеченных мероприятий по выполнению заданий государственной программы вооружений.

    Уже в ближайшей перспективе можно будет оценить результаты нашей работы.

    Дело за малым-создать! sad
    1. +2
      26 декабря 2012 16:29
      Ну вроде как в 2014 уже заказ на 16 танков будет.
      1. +1
        26 декабря 2012 16:46
        Joker,
        Эту задачу,за полтора года а то и меньше решить будет очень затруднительно.
        Если бы был хотя бы опытный образец в "железе",который бы проходил испытания ,я бы ещё поверил!
        14 год считаю нереальным для массового выпуска. Думаю сроки ещё не раз скорректируют.
        1. +1
          26 декабря 2012 17:00
          Цитата: sergo0000
          Если бы был хотя бы опытный образец в "железе",который бы проходил испытания ,я бы ещё поверил!

          Ну может , что-то и есть ... К тому же с Арматой , судя по разным источникам далеко не всё гладко... Меня больше заинтересовало то , что продолжаются работы по классической компоновке:
          "Но мы не остановились на достигнутом. Используя технический и модернизационный потенциал танка Т-90С, был создан совершенно новый танк Т-90СМ "Прорыв", который впервые был показан публике и специалистам еще в 2011 году. "
        2. Игорь Белов
          +2
          26 декабря 2012 18:51
          Цитата: sergo0000
          Думаю сроки ещё не раз скорректируют.

          Да и правильно сделают! Отставания в танкостроении у нас пока не наблюдается (а по многим параметрам наши танки не имеют равных), так что можно не торопясь создать что-нибудь не менее выдающееся.
          1. +1
            26 декабря 2012 19:00
            Игорь Белов,
            Не спорю! drinks
            1. 0
              26 декабря 2012 20:44
              Дело за малым-создать!

              Зато с Т-50 все в порядке (четвертый полетел, пятый и шестой на страпелях и полностью идентичны четвертому), планер отработали, осталось системы вооружения оттестировать. А с арматой думаю только к 20 году в металле машину получим, ну возможно на пару годков раньше.
              1. 0
                26 декабря 2012 21:59
                Цитата: cth;fyn
                ну возможно на пару годков раньше.

                Не, если до ума доведенную и готовую к серии чтоб с завода прямо в поле то раньше 20-го не получится.
        3. buga1979
          0
          26 декабря 2012 20:50
          а я думаю уральцы справятся не впервой а так время покажет кто прав
        4. +6
          26 декабря 2012 21:21
          Цитата: sergo0000
          Если бы был хотя бы опытный образец в "железе",который бы проходил испытания ,я бы ещё поверил!
          Платформа Армата уже проходит заводские испытания. Мне по работе приходится там присутствовать по 3 дня в неделе.
          1. +2
            26 декабря 2012 21:44
            Спасибо Евгений за инфу!Сами понимаете, как танкист ловлю каждое слово по этой теме!Понимаю что не всё можно расказывать,но как старому форумчанину верю Вам на слово! drinks Надеюсь на уральцев конечно,что не подведут,но сами понимаете, wink и от них не всё зависит в наше время!
            1. +3
              26 декабря 2012 21:50
              Приветствую Сергей. Могу сказать пока то что не очень довольны развесовкой, но конструктора надеются что когда навешают боевой модуль будет лучше. Хотя все уверены что нельзя на одной платформе делать ОБТ и САУ. Слишком разные нагрузки на платформу получаются.
              1. 0
                26 декабря 2012 22:23
                Цитата: Механик
                не очень довольны развесовкой,

                Вот этого я и боялся! what Всё таки только ОБТ приоритетней наверное!ДА!?
                Для МСТА скорее всего эта платформа не столь жизненно необходима!
        5. злойхомяк
          0
          26 декабря 2012 23:08
          А почему полтора года, Армата стоит на плечах об. 195
  2. 0
    26 декабря 2012 21:18
    Почти никто не заметил положительного, а если и заметили, то ложечку дегтя в бочку мёда-ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ну не можем мы без этого, ну никак.
    1. +2
      26 декабря 2012 21:50
      serezhasoldatow,
      Все всё заметили коллега!Молодцы уральцы и всегда ими были!И надеюсь что и впредь так будет!Но извините за такую небольшую провокацию.Иначе как из них вытянуть хоть какую-нибудь крупицу информации по интересующей меня(да и не только ) теме!? wink feel
      О. С.: Позиции российской бронетанковой техники на рынке вооружений достигаются не только поставкой танков, но и других вооружений нашего производства, а также комплексом предоставляемых услуг, в том числе в части разработки, производства изделий и их послепродажного сопровождения. С учетом мировых тенденций развития вооружения и услуг мы в настоящее время приблизились к созданию системы управления жизненным циклом изделий. Тема очень сложная, но перспективная и интересная.
      А это вообще радует безмерно!
      1. +2
        26 декабря 2012 22:04
        Цитата: sergo0000
        С учетом мировых тенденций развития вооружения и услуг мы в настоящее время приблизились к созданию системы управления жизненным циклом изделий. Тема очень сложная, но перспективная и интересная.
        А это вообще радует безмерно!
        Если мы говорим о бронетехнике. УВЗ уже обеспечивает обслуживание и модернизацию техники для Индии, Венесуэлы и ряда Африканских стран. Кстати и авиаторы (в часности СибНИА) не отстают от Уральцев. У нас сейчас сотрудник в Новосибе как раз над новым проектом трудится (МС20 и ИЛ новые) Бедный уже 3 месяца там, домой шибко просится. laughing
        1. +1
          26 декабря 2012 22:37
          Механик,
          Удачи Вам ребята в вашем труде!Вам и Омичам-землякам всех благ и успехов!
          Вся страна смотрит на вас!Говорю без всякого пафоса.Глядя сейчас на вашу работу вспоминаешь былое величие и мощь нашей страны! fellow Ездил летом в Татарстан к родственникам,специально билеты взял до Уфы по "южной"ветке чтобы проехать по тем местам.Показывал детям где строят наши танки! wink
  3. 0
    27 декабря 2012 01:09
    В рамках системы менеджмента качества
    Немного не в тему - но тут прав Задорный. Есть русская фраза "контроль за качеством". Так же коротко и ясно. Какого хрена это дирекор умничает?
    С другой стороны, работаю с одной техдокументацией, столкнулся с английским "Food Grade". Разговор идет о шланге для питьевой воды. Т.е. шланг может "работать с пищевыми продуктами" Всю голову изломал, мне это надо по-русски сказать. Он что "годный в пищу" что ли?! Бесячка полная. "Пищепригодный"? Я же не буду этот шланг жрать. Короче, технический русский, скажу я вам, при всем моем патриотизме - полный отстой. Надо целое предложение написать, что бы объяснить короткое английское "Food Grade" - " Пища Градация" Короче, здесь Задорнов, выходит не прав.
    Извините, что-то накипело
  4. Ivan Mazyr
    0
    27 декабря 2012 04:35
    В настоящее время мы вышли на этапы проведения испытаний данной машины и завершения мероприятий по подготовке ее к серийному производству.

    Без излишней скромности могу сказать, что мы гордимся этой машиной и уверены, что в ближайшее время у наших конкурентов ничего подобного не появится. Что касается сравнения по ценам, хочу сказать: многие инозаказчики отдают предпочтение танкам "Уралвагонзавода", в том числе из-за привлекательности цены.
    ВО-ВО.. ИНОЗАКАЗЧИКИ. А в наши войска этот танк поступит не скоро. Так-что я не очень то и рад за наши достижения в этой отрасли.
  5. 0
    27 декабря 2012 06:45
    За 14 млрд новые танки не больно построишь,а голый интузиазм уже давно прошел.