Як-130 и его ближайшие родственники

30
Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39. В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР. В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА). Як-130 обладает системой электронной индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических приборов.
Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах. Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0». Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.

Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем. Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием. Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде. В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов. Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.

Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
Запас топлива – 1700 л.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Итальянский УБС M-346

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку. В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию. Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.

Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси. В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году. Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Тактико-технические характеристики M-346:

Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Запас топлива – 1950 л.
Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
Практическая дальность – 2 000 км.
Практический потолок – 13 700 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Китайский УБС L-15

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки. Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение. Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.

В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130. L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое. Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф. Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16. В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
Боевой радиус – 550 км.
Перегоночная дальность – 3 100 км.
Практический потолок – 16 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Источники информации:
-http://pkk-avia.livejournal.com/45401.html
-http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130
-http://igor113.livejournal.com/53057.html
-http://ru.wikipedia.org
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    28 декабря 2012 08:53
    еще бы по стоимости данные для сравнения, а то что-то мне не нравиться и "маркетинг" с итальянцами, да и самолет их выигрывает по весу и дальности no
  2. +10
    28 декабря 2012 09:03
    Почему наш Як не оснащен системой дозаправки в воздухе? Это одна из сложнейших операций, почему не предусмотрено обучение летчиков на учебном самолете? Да и с композитами могли бы как итальянцы вес снизить...Еще минус-украинские движки (только по вертолетам от зависимости стали избавляться).Вместо насущного устроили возню вокруг "учебно-боевых" качеств.Из него может выйти только неполноценный боевой недосамолет (недоштурмовик-недоистребитель).Если нужен легкий "боевик"-возрождайте какой-нибудь суховский С-54/55/56 или делайте что-то новое.Все равно на рынке третьих бедных стран он китайский JF-17 не перебьет, а серьезным покупателям он в недобоевом состоянии нафиг не нужен (и уж избави Бог,чтобы наши ВВС вместо Су-25 ходили на штурмовку на каком-нибудь Як-130Ш !
    1. +3
      28 декабря 2012 10:35
      Цитата: Greyfox
      Да и с композитами могли бы как итальянцы вес снизить...

      Тут может быть несколько вариантов невозможности использовать композиты:
      1) Низкие температуры эксплуатации (до -50), чем у этих там за бугром.
      2) Технологическая сложность и экономическая нецелесообразность.
      3) Сложность ремонта композитных изделий.(особенности национальной эксплуатациии).
      4) Есть вариант, что сделали так как умели... Но за это надо по шапке давать и заставлять переделывать.
      1. +5
        28 декабря 2012 12:58
        Композиты в авиации - вещь абсолютно неоднозначная. Еще нет достоверных сведений, как они себя ведут. До сих пор применяются отдельные детали, но не силовые между прочим.
      2. +1
        28 декабря 2012 14:18
        Условия эксплуатации на высотах одинаковые-климатические особенности страны тут не при чем.Скорее всего по композитам мы отстаем.Китайцы при копирастии семейства Су-27 меняли элементы планера на композиционные, облегчая свои копии (но по китайцам информация всегда приблизительная).
        1. +10
          28 декабря 2012 14:43
          Цитата: Greyfox
          Условия эксплуатации на высотах одинаковые-климатические особенности страны тут не при чем.

          Не в этом дело. Усталостная прочность, циклические нагрузки, а не климатика. В Штатах уже были аварии Эрбасов по композитному килю. Были введены ограничения по эксплуатации. На В-787 найдены трещины по композитам. Я эти случаи имел в виду. Но на МС-21 композиты будут применены, после испытаний. В принципе, отстаем мы в технологиях, это так, но в авиации лучше хорошее старое, чем неизвестное новое, я так думаю.
    2. +11
      28 декабря 2012 12:54
      Цитата: Greyfox

      Почему наш Як не оснащен системой дозаправки в воздухе? Это одна из сложнейших операций, почему не предусмотрено обучение летчиков на учебном самолете?

      Вы сами и ответили - одна из сложнейших операций. А Як-130 - самолет первоначального обучения. Самолет - учебно-боевой. Поэтому - вначале - парта, а в случае необходимости - легкий штурмовик. Вспомните "Небесный тихоход", что-то вроде этого. Изюминкой данной машины является КСУ-130, позволяющая имитировать полет на любом истребителе, вплоть до поколения 4++, плюс возможность обучения будущих штурмовиков. В КСУ предусмотрен режим "Уход от осколков при бомбометании с пикирования". Поэтому, его надо рассматривать как ПАРТУ, а не штурмовик, штурмовик - это бесплатное приложение при особых (не дай бог) обстоятельствах.
      1. +4
        28 декабря 2012 14:27
        В передаче про финские ВВС было показано,что в строевых частях летчики многие элементы подготовки отрабатывают на учебных "Хоках" (которые штатно принадлежат этим частям), чтобы не гробить ресурс F-18 (плюс стоимость летного часа ниже) ,да и на учебнике сначала ту же дозаправку отработать легче тем более,что одним из преимуществ Як-130 является возможность имитации полета на различных типах современных истребителей.Почему бы нам не поступать так же как финнам?
      2. Akim
        0
        28 декабря 2012 15:13
        Цитата: ССИ
        имитировать полет на любом истребителе, вплоть до поколения 4++

        Самолеты этого поколения имеют управляемый вектор тягу. Как можно ее иммитировать? Никак.
        1. +3
          28 декабря 2012 15:33
          Несколько ошибаетесь, Аэродинамику тоже нельзя изменить, но с помощью мат. обеспечения, можно имитировать поведение самолета, поскольку обратная связь с руль. машинок позволяет имитировать различное поведение машины, даже машины с другой аэродинамикой. Т.е. самолет ведет себя подобно совсем другой машине. Таким же образом и с изменяемым вектором. Отклонения рулей будут имитировать вектор. Дело ведь не в самом отклонении вектора, а в том, как ведет себя самолет при этом, Я так думаю.
          1. Akim
            0
            28 декабря 2012 15:45
            Чтобы получить такую сверманевренность Вы представляете какие нагрузки на рули, элероны да и на сам фюзеляж. Это же не ракета класса "воздух-воздух"!
            1. +4
              28 декабря 2012 15:49
              Конечно, представляю. И лично знаком с разработчиками КСУ-130. Там, перегрузки до 9 единиц заложены, эксплутационные - 6 единиц, если мне память не изменяет.
        2. злойхомяк
          0
          28 декабря 2012 22:40
          У Як 130 интегрированный планер с развитым наплывом крыла и вихревая аэродинамика - то есть он принципиально аэродинамический схож с нашими истребителями 4 го поколения + эдсу то есть никаких проблем нет, единственное конечно для полноты ощущений тяговооруженности не хвати, но это для обучения не требуется.
      3. +2
        29 декабря 2012 03:23
        Добрый день, Сергей! Штанга скоро появится на Як 130.Разместить выносную можно и задумки такие уже есть.
    3. 0
      29 декабря 2012 19:57
      Систему дозаправки поставить Як-у нетрудно...намного трудней мотивировать зачем учебному самолёту эта система(к тому-же при её установке цена мало--мало будит дороже и дороже не на копейки...)
  3. +1
    28 декабря 2012 09:09
    Уважаемые спецы, скажите пожалуйста, что это за "орнамент" нанесен на фонарь кабины, над головами летчиков, и зачем он нужен?
    1. regar
      +3
      28 декабря 2012 10:21
      Это составной элемент системы аварийного покидания пилотами кабины. Используется для разрушения фонаря при помощи детонации.
    2. vaf
      vaf
      +3
      28 декабря 2012 12:00
      Цитата: Rus_87
      что это за "орнамент" нанесен на фонарь кабины, над головами летчиков, и зачем он нужен?


      Наш Як-130-й оборудован и оснащен новыми катапультными креслами К-36-3,5 класса "О на О" с разрушением остекления фонаря за счёт подрыва пирозарядов, которые установлены в виде белой ленты на остеклении и обеспечивает тем самым катапультирование "через фонарь"+! fellow



      Точно такая же система установлена и на вертолёте Ка-52

  4. +2
    28 декабря 2012 09:40
    итальянский хорош
    1. Везучий
      +5
      28 декабря 2012 12:19
      Наш еще лучше))
  5. andrey903
    0
    28 декабря 2012 09:41
    По характеристикам итальяшки и китайцы по крайней мере не хуже,и по цене скорее всего ниже
  6. 0
    28 декабря 2012 10:07
    Все это в Википедии почитать можно. Крайне скупой обзор. Минус.
  7. Akim
    +2
    28 декабря 2012 10:43
    Если брали материалы только на русском. они не всегда точны. А Википедии вообще верить нельзя. А так макаронник может разгонятся до 1,2 Маха. И штанга дозаправки это просто опция. В Израиль они будут идти без нее
    1. +2
      28 декабря 2012 11:15
      v izrail kakraz budut idti shtangoi dazapravki,no ne vse a chast iz nix
  8. +8
    28 декабря 2012 12:06
    Итальянцам и был изначально нужен только наш планер, а свои технологии они передавать не собирались. Вот так и идут совместные разработки.
    1. Akim
      +1
      28 декабря 2012 12:21
      А Миг-АТ разрабатывали с французами. Ну нет у нас опыта по УТС.. Вернее потеряли!
    2. +9
      28 декабря 2012 13:00
      Цитата: вакса

      Итальянцам и был изначально нужен только наш планер, а свои технологии они передавать не собирались. Вот так и идут совместные разработки.

      Вы совершенно правы. После продувки в трубе, итальянцы вышли из проекта. Авионика у них своя собственная. И неизвестно у кого лучше.
      1. +3
        28 декабря 2012 13:13
        странно что им тогда отдали планер, кто у них(яковлевцев) там сидит в отделах по сотрудничеству? Сначала посотрудничали с америкосами с F-35 теперь вот с итальянцами) неужели сложно было такое кидалово предусмотреть? что они вообще получили от этого сотрудничества?)
        1. andrey903
          +4
          28 декабря 2012 13:25
          Можно с Ивеко их немного кинуть,отказаться от дальнейших поставок. Заодно и команду сердюкова которые что-то явно поимели от сделки
        2. +8
          28 декабря 2012 13:26
          Денег на разработку планера. Вспомните конец 90-х, начало 0-х. Дружба с капиталистами на первом месте. Мы им планер, они нам технологии и авионику....
          1. Akim
            +3
            28 декабря 2012 13:33
            Планера бы вообще не было, если бы не итальянские деньги.
  9. USNik
    +2
    28 декабря 2012 12:12
    Гугел говорит, что стоимость як-130 15-16млн сша, м-346 16-17 в зависимости от наворотов, а китаец 11млн, что печально sad
    1. Akim
      0
      28 декабря 2012 12:24
      Китаец чуть хуже в пилотировании. Новичку тяжелее с ним справится
    2. 0
      29 декабря 2012 19:51
      Неудивлюсь если у кайцев моторесурс поменьше будит....потому и ценник почьти в разы меньше...
      1. Akim
        0
        29 декабря 2012 20:29
        Bosk,

        Двигатель-то один, разница только в наличии форсажной камеры.
        1. 0
          4 февраля 2018 20:23
          разница в технологиях. Двигатели китайцы пока делать хорошо не умеют. Вполне возможно, потом научатся, но пока ресурс и характеристики у них "хорошие, но... хромают"
  10. Akim
    0
    28 декабря 2012 15:21
    Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ.

    Л-39 тоже имеет 4 точки подвески. А вот насчет остального.... А что у Яка есть радар?
  11. алекс 241
    0
    28 декабря 2012 22:49
    ....................................
    1. алекс 241
      0
      28 декабря 2012 22:51
      ........................................
      1. алекс 241
        0
        28 декабря 2012 22:55
        .....................................
  12. +1
    28 декабря 2012 23:27
    кабина пилота ЯК-130


    кабина пилота ЯК-130

    кабина пилота ЯК-130 1
    1. +1
      25 февраля 2014 23:18
      На фото - кабина Су-35С.
  13. 0
    29 декабря 2012 08:29
    Красивая машина эх уже старые мы!
  14. 0
    29 декабря 2012 19:48
    Как я понял итальянцы по дальности выигрывают наших на 200км благодаря внедрению композитов?
  15. Илюха
    0
    4 апреля 2013 12:09
    Як-130 в своей идее крайне удачная машина. Ведь в истории авиации сложно припомнить случай, когда ещё не запущенный в производство самолет,который себя еще не показал,желают довести на свой лад и начать выпускать ещё две страны!
    Инженерная мысль ОКБ "ЯК" произвела впечатление.
    Особенно преуспели китайцы, создав сверхзвуковую версию , L-15. В отличие от Як-130 и М-346, это не только УБС, а ещё и легкий истребитель, с радаром и скороподьемностью более 200 м/с. Есть проект и с одной кабиной,и допо.топливным баком. Есть проект палубного истребителя.
    Именно китайский вариант может быть востребован небогатыми странами, как универсальный самолет для всех случаев жизни и применения.
    У них часто нет и угроз,для оражения которых нужны тяжелые и дорогие истребители.
    L-15, при цене ок.10 млн.долл,вполне подойдет.
    Один Су-30 стоит 80 млн.долл,на эти деньги можно купить 8 шт.L-15.,что вполне хорошо для Уругвая и там,Конго,скажем.
    1. 0
      4 февраля 2018 20:26
      8 шт. Л-15 смогут сбить 1 Су-30? :-)
  16. duke
    +1
    28 июня 2013 09:27
    кто из спецов подскажет, почему на базе Як-130 нельзя сделать легкий истребитель? Двигатели для полетов на сверхзвуке -есть, афар понимаю -тоже, конечно нужны доработки по усилению планера, но не думаю это будет слишком дорого, ремонтная база имеется. Дело в том, что МиГ-35 весит уже более 23 тонн и легким его нельзя назвать даже с натяжкой, а ниша тяжелых истребителей занята великолепными Су...Базы кроме Як-130, для этой цели у нас пока -нет, если китайцы сумели на базе МиГ-21, создать новый FC-1, то у нас то их просто списали и никто этим не занимался. Создавать же с нуля реально легкий ястребок -дорого. Для такой страны нужно много легких и недорогих истребителей, так вместо одного МиГ-35 можно купить 3 Як-130. Зачем из него делать штурмовик, когда есть бронированный Су-25/39, а вот истребитель, ну хорошо, истребитель -штурмовик - был бы не плох. Или же все таки его планер не подходит для этих целей? А так рынок для него был бы огромный, многие страны с удовольствием бы купили такую птичку за 15 то миллионов, вместо 50-70 или 100 (МиГ 35, Су 30)...пож. подскажите...
  17. 0
    10 мая 2020 12:29
    Хорошо бы чтобы появилась авианосная версия самолета. На Кузнецове она совсем была бы не лишняя. Летуны чаще бы летали. Вероятно, он также был бы хорош как истребитель авианосной авиации. Не просто перехватчик, у него скорости нет такой, а как патрульный истребитель на дальним рубеже ПВО для наших БНК. ЗРК наши БНК дальше 150 км не бьют....пока