Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка?

81


Мы настолько любим халяву, что готовы отдать за нее любые деньги.
- Михаил Задорнов

80% боевых потерь советских ВВС в Афганистане пришлись на долю пулеметов ДШК и зенитной артиллерии моджахедов
- статистика

Замаскированная землянка была обнаружена в лесном массиве Веденского района в среду, 24 октября, при проведении оперативно-розыскных мероприятий на территории Чеченской Республики. В тайнике обнаружен ПЗРК, тип комплекса не уточняется.
- сообщение РИА Новости, от 25.10.2012 г.


Для каждого пилота шаг в небо начинается с полета на учебно-тренировочном самолете (УТС) – максимально упрощенной машине с низкой стоимостью и эксплуатационными затратами. При этом УТС должен быть прост в управлении и способствовать развитию пилотажных навыков у новоиспеченных «икаров».
Конструкций УТС великое множество, наиболее известные - чешский L-39 «Альбатрос» (основной УТС Варшавского блока), американская легенда Т-38 Talon, британский «Хоук», современные «братья-близнецы» - российский Як-130 и итальянский М-346 Master. За 100 лет существования авиации, учебная авиатехника проделала путь от фанерных бипланов «Фарман» и У-2 до сверхзвуковых реактивных машин, мало уступающих по летным характеристикам и приборному оснащению настоящим боевым самолетам. И каждый раз конструкторы авиатехники, как и сами авиаторы, задумывались над возможностью применения учебно-тренировочных машин в качестве боевой техники: действительно, если УТС – суть тот же самолет, то почему бы не использовать его во время военных действий, пусть даже на «второй линии» для решения вспомогательных задач.

46-й (Таманский) гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, 23672 боевых вылета, 2 902 980 кг сброшенных бомб – уникальный женский авиационный полк в годы Великой Отечественной войны, воевавший на самолетах У-2.
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы).
Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»

Полк «ночных ведьм» создавался не от хороших условий – вынужденная мера в тяжелейшие времена. Несмотря на действия исключительно в темное время суток, мастерство летчиц и отсутствие у немцев РЛС, боевые потери за линией фронта составили 32 человека, очень много для одного авиаполка.

Во время штурма Окинавы японцы использовали все, что могло летать для проведения самоубийственных атак камикадзе, – от новейших истребителей до поплавковых гидросамолетов и старых учебных бипланов Ki-79. Обтянутые полотном Ki-79 едва держались в воздухе, однако были почти невидимы для американских радаров, что давало некоторый шанс на успешное выполнение задания.
Камикадзе – оружие отчаянных и отчаявшихся, в хорошие времена японцы бы ни за что не отправили учебные машины в бой.

В Эру реактивной авиации идея применения учебных самолетов в качестве боевых машин получила второе рождение – скачкообразный рост скорости и грузоподъемности авиатехники давал самые оптимистичные прогнозы на высокую эффективность применения реактивных УТС в горячих конфликтах, особенно, против наземных целей. В техническом плане идея выглядела проще простого: установить на учебный самолет пару пилонов для подвески неуправляемых боеприпасов и оснастить рабочее место пилота примитивным прицелом. Появился даже специальный термин – учебно-боевой самолет. Дешево и сердито!

Однако, при внимательном анализе этой теории, возникает ряд противоречивых моментов. И поставим вопрос прямо: возможно ли вообще создание эффективного учебно-боевого самолета?
Для начала стоит выделить основные задачи, стоящие перед учебно-боевой машиной:

1. Обучение и тренировка летного состава: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых порядках днём и в условиях визуальной видимости, отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям.Следовательно, к УТС предъявляются очевидные требования: простота пилотирования, надежность, низкая стоимость машины и ее эксплуатационных расходов. Общие компоновочные идеи: двухместная кабина (обучающийся + инструктор), дублирующий комплект органов управления и пилотажно-навигационных приборов.

2. Применение в горячих конфликтах. Следовательно, обязательно наличие: высоких летных характеристик, полноценного комплекса приборно-навигационного оборудования и бортовой электроники, радиолокационной станции, точек подвески вооружения и качественного прицельного комплекса. Боевой самолет должен обладать повышенной живучестью и, в идеале, протектированными топливными баками, а также иметь бронирование кабины пилотов и важнейших агрегатов. Не стоит сбрасывать со счетов возможность применения подвесных топливных баков для увеличения радиуса боевого действия самолета, как вариант – систему дозаправки в воздухе. Для полетов в зоне вражеской ПВО становится исключительно важным наличие на борту: системы предупреждения об облучении радаром, автомата отстрела тепловых ловушек, опционально – станции постановки активных помех.

Оправдания, что учебно-боевому самолету можно сделать послабления, не выдерживают критики. Вы же хотите получить реальную боевую машину, а не бесполезный «летающий гроб». Учебно-боевой самолет должен уметь выполнять хоть какие-то боевые задачи, а для этого без всего вышеперечисленного не обойтись. По факту, мы получаем первое противоречие – требования к боевой машине крепко не сходятся с требованиями к упрощенному тренировочному самолету.

Возможно, я чересчур строг к учебно-боевым самолетам. Каждое средство создается под определенные задачи, давайте посмотрим, какие задачи могут выполнять учебно-тренировочный самолет:

Воздушный бой, перехват воздушных целей. Мда… даже самому воспаленному воображению не поддается «карусель» из «Альбатросов» и F-16, или пара Як-130, идущих на перехват Су-27. Это нонсенс. Сверхзвуковым сверхманевренным истребителям, оснащенным подчас самым современным вооружением и БРЭО, не всегда удается выйти победителем из воздушной схватки. Выставлять же против них медлительные учебно-боевые машины – это нонсенс. Учебные машины лишены РЛС, а без радара и управляемых ракет «воздух-воздух» идти в современный воздушный бой – бессмысленное самоубийство.

Хотя … в истории есть реальный боевой эпизод, когда 25 октября 1994 года восемь дудаевских L-39 неожиданно атаковали залпом неуправляемых ракет группу вертолетов Ми-24 федеральных сил. В скоротечном воздушном бою два «Крокодила» были сбиты, однако остальные, обнаружив противника, тут же взяли реванш, расстреляв пару учебно-боевых «Альбатросов».
Исключение лишь подтверждает общее правило. При этом бой «самолет против вертолета» как бы изначально подразумевает преимущество самолета – чего в тот раз совсем не наблюдалось.


Белорусские L-39


Нанесение ударов по наземным целям. Обычно это и имеют в виду сторонники «учебно-боевых машин». Ясно, что использовать учебно-боевой самолет в условиях вражеского превосходства в воздухе совершенно нереально. Как нереально и его применение против целей с мощной противовоздушной обороной – учебно-боевой самолет не в силах укрыться на предельно малых высотах – для него такой режим полета связан со смертельным риском, ввиду отсутствия совершенного пилотажно-навигационного комплекса и бортовой РЛС.

Остается последний шанс – применение учебно-боевых машин в конфликтах низкой интенсивности. А что, идея неплоха! На первый взгляд, поднимать мощный истребитель-бомбардировщик или противотанковый штурмовик для уничтожения разрозненных групп террористов, к примеру, в горных районах Северного Кавказа или Афганистана – слишком глупо и расточительно. С такими задачами вполне справится маленький дешевый учебно-боевой самолет с блоком НУРС или контейнером кассетных бомб. В итоге мы получаем солидную экономию на ведении противопартизанских боевых действий.

Однако … 80% боевых потерь советских ВВС в Афганистане пришлись на долю пулеметов ДШК и зенитной артиллерии моджахедов. Этот тревожный факт уже однозначно показывает, что применение бронированного штурмовика Су-25 вполне оправдано при проведении антитеррористических операций. Как оправдано и применение истребителей-бомбардировщиков F-16, выслеживающих моджахедов в афганских горах.
Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка?

Кабина F-16, на ИЛС проектируется картинка, полученная с помощью средств LANTIRN


Дело в том, что многие сторонники «учебно-боевых самолетов» забывают об одной важной детали – даже специализированным ударным машинам подчас тяжело обнаружить точечную цель (группу боевиков, одиночный джип, следы погасшего костра), особенно в сложных условиях горной местности. Для решения подобных задач используются сложнейшие системы, например, подвесные контейнеры прицельно-навигационного комплекса LANTIRN. Комплекс усиливает свет звезд в 25 тысяч раз и, по впечатлениям НАТОвских летчиков, позволяет видеть и делать совершенно фантастические вещи; обратная сторона – два подвесных контейнера, навигационный (содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом) и прицельный (тепловизор с большим разрешением, лазерный дальномер и оптические датчики слежения за целью), - весь этот комплект тянет на $5 миллионов, треть стоимости учебно-боевого Як-130!

Российский аналог LANIRN'a – более дешевый, но не менее сложный встроенный цифровой комплекс СВП-24 (тема «Гефест») - прицельно-навигационная система на лазерных гироскопах, с поддержкой спутниковой навигации и трехмерной индикацией на ИЛС. Комплект СВП-24 устанавливается на модернизированных фронтовых бомбардировщиках Су-24.

Для комплексной разведки территории еще со времен афганской войны применяются тепловые и радиотехнические системы для пеленгации портативных радиостанций противника. А подвесные контейнеры комплекса «Зима» были способны обнаружить в ночное время даже следы проехавшего недавно автомобиля!

Что и говорить, после таких удивительных фактов, возможности учебно-боевых машин, чьи пилоты ограничены при поиске точечных наземных целей лишь визуальными средствами, не идут ни в какое сравнение с настоящими боевыми машинами.
Наконец, не стоит забывать, что уж у кого, а у басмачей никогда не было дефицита переносных зенитно-ракетных комплексах, а также более примитивных, но не менее грозных зенитных средств: ДШК, автоматических пушек, ручного стрелкового оружия.
С учетом всех вышеназванных фактов, становится очевидно, что «учебно-боевые самолеты» годятся лишь для расстрела безоружных в светлое время суток на открытой местности.

Показательный пример – один из лучших учебно-тренировочных самолетов Т-38 «Тэлон» за 50 лет своей эксплуатации никогда не
применялся в зоне военных действий. Хотя, казалось бы, «Тэлон» имел все шансы на развитие военной карьеры. Отличная родословная – «Тэлон» создан на базе легкого F-5 «Тайгер», основного истребителя капиталистического мира в годы Холодной войны. Как результат – сверхзвуковая скорость полета (1,3М), отличная маневренность и летные характеристики, огромная скороподъемность – 170 м/с. Самолет оборудован подфюзеляжными держателями для подвесных баков и специального оборудования. Новые модификации получили «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями и современным навигационным оборудованием. Всего было построено 1146 экземпляров учебного самолета, имеется гражданская версия Т-38 и версия для подготовки астронавтов НАСА.



Сами обстоятельства будто бы способствовали военной карьере «Тэлона» - США часто и плодотворно вело локальные войны во всех уголках Земли. Гренада, Панама, колумбийские наркокартели, Афганистан, Ирак и Югославия… И тем не менее, Т-38 «Тэлон» никогда, ни при каких обстоятельствах не находил военного применения.

"Стеклянная кабина" современной модификации T-38 Talon


Ограниченное боевое применение L-39 «Albatros» в локальных конфликтах на территории бывшего СССР также показали бесперспективность данной тактики: Абхазия, Чечня, Киргизия – учебно-боевые самолеты изредка бомбили крупные цели (жилые кварталы, где проживала враждебная этническая группа), однако, пользы от этих «смертоносных» авиаударов не наблюдалось. Авиация чеченских боевиков, до своего полного уничтожения в декабре 1994 г., совершила несколько безрезультатных рейдов на позиции федеральных сил. Точность бомбометания, вкупе с малой мощностью боеприпасов (50-кг и 100-кг бомбы) делала бесполезными все усилия летчиков.

Зато по пилотажным характеристикам L-39 среди учебно-тренировочных самолетов не было равных, уникальные ЛТХ «Альбатросов» позволили сформировать из них пилотажную группу «Русь». А летчики бывшего СССР и стран Варшавского блока наверняка хорошо помнят этот простой и легкий учебный самолет, на котором они впервые поднялись в воздух.

В настоящее время в Липецкий авиацентр боевого применения и переучивания летного состава продолжают прибывать новые самолеты Як-130, которые позиционируются, как учебно-боевые машины. Необычайно элегантный самолет для начальной и основной летной подготовки летчиков. Иногда от летчиков можно слышать недовольство этим самолетом – слишком дорог и сложен Як-130 для учебного самолета. Хотя нужно помнить, что на дворе 13-й год ХХI века, и авиатехника уже не может быть простой, как биплан У-2. А за качество и высокие ЛТХ нужно платить. Главное - не переусердствовать. «Як» отличный учебно-тренировочный самолет, но по поводу его боевых характеристик существуют некоторые сомнения.
Я категорический противник любых «ассиметричных» ответов и прочих решений в духе «дешево и сердито». Если не хватает денег на настоящее оружие – то лучше не воевать вообще. Как показывает практика, большинство эрзац-проектов и применение неподготовленной техники в боевых условиях приводит лишь к катастрофическому увеличению потерь.




Aermacchi M-346 Master изначально разрабатывался совместно со специалистами ОКБ им. Яковлева. Впоследствии из-за разногласий, проект разделился на российскую (Як-130) и итальянскую (М-346) части. "Аермакки" отличается от "Яка" новым двигателем, широким применением композитов и титана, в остальном они очень близки.


"Стеклянная кабина" Як-130
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 января 2013 09:24
    Любую "работу" необходимо выполнять на специальных, подготовленных и построенных для выполнения этой "работы" машинах. В конфликтах "низкой интенсивности" средства поражения почти такие же как и других войнах (кроме "специальных боеприпасов"), поэтому и не стоит "экономить" на технике и на жизнях людей, более слабое противодействие противника только снизит боевые потери своих войск. Понятие "учебно-боевой самолёт" подразумевает то, что на нём можно и нужно учиться вести бой против воздушного и наземного противника, отправлять такие машины в бой - крайняя мера и не "от хорошей жизни".
  2. merkel1961
    +18
    11 января 2013 09:30
    "Если не хватает денег на настоящее оружие,-то лучше не воевать вообще".Это что,прикол такой,и надо сидеть всем мужикам по домам,ждать с пирогами очередного оккупанта?Да нас всех давно бы уже стёрли с земли с такой поликой.Не согласен!!!
    1. +3
      11 января 2013 13:45
      Цитата: merkel1961
      Да нас всех давно бы уже стёрли с земли с такой поликой

      История России полность подтверждает фразу: "Если не хватает денег на настоящее оружие,-то лучше не воевать вообще"

      Пока у России была лучшая армия, оснащенная по последнему образцу техники: оружие, подготовка, организация - Россия рвала всех на тельняшки (Петровские времена, Екатерина2, СССР).

      Как только появлялись проблемы с подготовкой армии и её оснащением современным оружием - Россия проигрывала одно сражение за другим. (Крымская война, Русско-Японская бойня, Чечня). Никакой героизм подчиненных и военныхе хитрости адмирала Нахимова не спасли севастопольцев от разгрома.

      Цитата: merkel1961
      Не согласен!!!

      Это ничего не меняет в российской истории
      1. vaf
        vaf
        +6
        11 января 2013 18:26
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Это ничего не меняет в российской истории


        Олег за статью несомненно только ПЛЮС. хотя есть маленькие "огрехи" и "неточности", но они чисто "специфические",так что можно ине обращать внимания!+! drinks

        Ведь по сути вопроса.да и в частности то же ты абсолютно прав! soldier
      2. +2
        11 января 2013 20:10
        Полностью соглашусь
  3. +13
    11 января 2013 09:30
    В одном из своих постов я уже писал,что не дай Бог если нашим летчикам придется идти на штурмовку на Як-130Ш вместо Су-25! Боевое применение учебного самолета это как ядерное оружие-оно должно быть,но применять его можно только когда нет другого выхода.
    Что же касается L-39 , то стоит вспомнить,что если бы не политические мотивы, то этот самолет вообще не должен был появиться на свет. Конкурс у его предшественника L-29 выиграл Як-30. Не отдай чехам монополию на "летающие парты" для Варшавского договора, их уделом осталось бы лицензионное производство Як-30 и его потомков.Так что появление Як-130 это можно сказать восстановление исторической справедливости.
    1. Akim
      0
      11 января 2013 11:51
      "Альбатрочы"были на вооружении только в СССР Чехословакии и ГДР. Остальные станы ВД имели свои УТС.
      1. vaf
        vaf
        +5
        11 января 2013 15:14
        Цитата: Akim
        "Альбатрочы"были на вооружении только в СССР Чехословакии и ГДР


        НЕПРАВДА, уважаемый! wassat А кромае всего прочего а Венгры,а Поляки???

        Первый полет легкого штурмовика L-39ZO Альбатрос состоялся в августе 1975 года.
        Это была вооруженная версия УТС фирмы Aero Vodochody L-39 Albatros.
        Самолет отличался от УТС'а увеличенной взлетной массой, наличием четырех узлов подвески для вооружения и более совершенной электроникой для управления оружием.

        Его уже модернизированный вариант получил обозначение L-39ZА Альбатрос.
        Этот вариант отличался от L-39ZO усиленным корпусом, крыльями и шасси, встроенной двухствольной пушкой ГШ-23Л.
        В 1992 году по заказу ВВС Таиланда была изготовлена модель L-39ZА с установленной электроникой израильской фирмы Elbit, израильской системой навигации и управления оружием, модернизированной системой пилотской кабины и подкрылевыми узлами подвески оптимизированными для западных видов оружия.

        Самолеты поставлялись и были приняты на вооружение ,как штурмовики в следующих странах (кроме тех 3-х,которые вы указали) это-:
        -Алжир (24)
        -Бангладеш (8),
        -Болгария (36), ,
        -Ирак (59 L-39ZO),
        -Йемен(16)
        -Ливия (181 L-39ZO),
        -Нигерия (24),
        -Румыния (32),
        -Сирия (44 + 55 L-39ZO),
        -Таиланд (40), Вьетнам (24).







        Ну и так далее...по списку wink hi
        1. Akim
          +3
          11 января 2013 17:35
          Цитата: vaf
          А кромае всего прочего а Венгры,а Поляки???

          Насчет венргов, болгар, аллбанцев - моя промашка.
          А вот поляки...
          Вместо "Дельфинов" у них были свои "Искры". Вместо "Альбатросов" - "Ириды"
          1. алекс 241
            +4
            11 января 2013 17:45
            Польский учебный самолет PZL-130 Orlik.
            1. Akim
              +3
              11 января 2013 17:53
              алекс 241,
              Это вместо наших Яков на первом курсе они летают.
            2. алекс 241
              +3
              11 января 2013 17:54
              .............................................................................
  4. +14
    11 января 2013 09:57
    Як-130 в первую очередь "летающая парта"! С помощью перепрограммирования можно имитировать полет на любом (с известными поправками, естественно) современном самолете. Добавка "боевой" присоединилась для того, чтобы самолет заказывали потенциальные покупатели, я так думаю, так как, учебных самолетов (и довольно хороших) достаточное количество. А Як-130 - очень приличный учебный самолет.
    1. Akim
      -7
      11 января 2013 11:53
      Цитата: ССИ
      Як-130 в первую очередь "летающая парта"!

      Зачем такая дорогая "парта". Итальяшка- сверхзвуковой.
      1. +5
        11 января 2013 16:08
        Цитата: Akim
        Зачем такая дорогая "парта". Итальяшка- сверхзвуковой.

        Как связать дороговизну и сверхзвук? Если Вы внимательно читали мой комментарий:С помощью перепрограммирования можно имитировать полет на любом (с известными поправками, естественно) современном самолете. Подчеркиваю - ЛЮБОМ.
        1. Akim
          0
          11 января 2013 17:37
          Цитата: ССИ
          С помощью перепрограммирования можно имитировать полет на любом (с известными поправками, естественно) современном самолете

          ПЗРК не заставишь этим лететь медленее. Вот я о чем в графе "боевой"
          1. +2
            11 января 2013 18:25
            Про БОЕВОЙ я где-то ниже писал. Это парта.
    2. +3
      11 января 2013 13:51
      Цитата: ССИ
      Як-130 в первую очередь "летающая парта"! С помощью перепрограммирования можно имитировать полет на любом (с известными поправками, естественно) современном самолете.

      Серега-Ваф утверждал обратное. После Як-130 требуется заново переучивать летчика под конкретный тип боевого самолета
      1. olp
        +5
        11 января 2013 15:34
        а раньше было по другому?
        Як-130 прямая замена L-39, а не дополнительное звено
        думаю переучиваться с Як-130 будет легче чем с L-39
        1. vaf
          vaf
          +4
          11 января 2013 16:00
          Цитата: olp
          Як-130 прямая замена L-39


          С этим можно согласится! drinks

          Цитата: olp
          думаю переучиваться с Як-130 будет легче чем с L-39


          С этим то же, хотя если человека сразу же со школьной скамьи посадить за ручку Як-130.....ничего хорошего не будет!

          Обязательно должен быть самолёт первоначального обучения...простой как правда!
      2. vaf
        vaf
        +2
        11 января 2013 15:57
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Серега-Ваф утверждал обратное.


        Прошу прощения request когда и где?
      3. +5
        11 января 2013 16:18
        Олег, я понял, что он имеет в виду самое первое обучение, типа аэроклуба. Там, да, согласен Як-130 - это феррари. Но для обучения и переучивания выпускников или молодых летех после училища - самый раз.
    3. vaf
      vaf
      +4
      11 января 2013 14:47
      Цитата: ССИ
      Як-130 в первую очередь "летающая парта"!


      +++++++! good fellow soldier

      Цитата: ССИ
      С помощью перепрограммирования можно имитировать полет на любом


      Серёга.ну не нравится мне это...репрограмирование характеристик устойчивости и управляемости под.."любой самолёт"..хоть убей!

      Мало того, что идут "математические игрища" с центровкой,так всё это ещё и отдано на откуп электронным мозгам КСУ-130... recourse , а сам знаешь, к чему может привести любой отказ по хотя бы одному из каналов или подканалов и не переход на резервирование????
      Хорошо на большой высоте...выйдем,пересядем на парашют и ...дальше пойдём пешком. а на малой высоте??? Мяу сказать не успеют как.....полный рот земли будет (тьфу-тьфу, что бы не сглазить)!
      1. +7
        11 января 2013 16:15
        Привет, Серега! Тем не менее это факт. Я не летчик, но достаточно хорошо лично знаком с разработчиками КСУ. Они утверждают, что имитируют поведение любого самолета. Резервирование 4-х кратное, все каналы в горячем режиме, плюс мех.проводка на крайний. Старенькие мы с тобой, скоро компьютеры за нас водку пить станут!
        1. vaf
          vaf
          +5
          11 января 2013 18:05
          Цитата: ССИ
          скоро компьютеры за нас водку пить станут!


          Тю на тебя.....сглазишь ещё wassat ты же знаешь..."святое не трогать"! drinks

          Весь вопрос заключается в том, что Олег путает понятие обучение и переучивание! И не может понять, что "иммитация" управляемости это ещё не..конечный продукт,т.к. любой самолёт кроме управляемости имеет за собой ещё и весовые характеристики и скоростные ограничения. разные двигатели, разные системы энерго,топливно-маслянного обеспечения, СУВ,СДУ, ПрНК и прочее,прочее,прочее..не мне тебе всё это рассказывать. это я как бы Олегу объясняю.
          Поэтому для обучения сложным видам маневрирования.да.самолётовождению и навигации да, даже строями можно "побаловаться", но вот на конкретный тип и на боевое применение на конкретном типе только через типовую УБ'шку!
          1. +4
            11 января 2013 18:33
            Для переучивания и для обучения навыкам пилотирования любых типов самолетов выпускников летных училищ и молодых лейтенантов. Во какая фраза получилась. Ведь они (Як-130) не в летные училища пошли, как ты знаешь. А про боевое применение.... Заложены алгоритмы боевого маневрирования, ухода от разлета осколков, еще пара алгоритмов штурмовиков. Таким образом - боевое применение имитирует штурмовик, а самолетовождение - любой тип...
            1. vaf
              vaf
              +2
              11 января 2013 18:59
              Цитата: ССИ
              для обучения навыкам пилотирования


              +++++++!

              Цитата: ССИ
              Таким образом - боевое применение имитирует штурмовик, а самолетовождение - любой тип...


              +++++++!

              Так более быстрее, а то собакин уже сковчит, гулять пора!

              Но я возвращаюсь к ранее напечатанному.т.е. к конкретному типу самолёта и к его особенностям!

              И очень смутно себе представляю. что бы лейтенант переучившийся на як-130 в Борисоглебске пришёл сраху же в полк на Миг-29-е,Су-27-е, Су-25-е,Су-24-е,Миг-31-е, не говоря уже о.."серьёзных" машинах (хотя там хоть справа можно посидеть) и сразу же в бой?????

              Режте меня на куски.как говорит друг саня. но это будет полёт в лучшем случае до Дальнего, ну а в худшем до первого разворота!

              Только через "теорию" и конкретную УБ-ку или ПУ-шку(РУ-шку) и никак по другому!!!!

              Вот это сейчас и "вылазит" вся гниль нашего "рехформированного" авиационного образования. что подготовка лётчика будет занимать в 2 раза дольше по времени. чем раньше, когда была нормальная схема, в зависимости от "школы"(Л-29-Миг-21(Миг-23,Су-17М2,М3, ну Су-7б уже не вспоминаю, Миг-29) и то даже с Миг-23 го на Миг-27-й переходили через Миг-23УБ!!!
              1. +4
                11 января 2013 19:11
                Не, боевое применение как было УБ, так и останется. Особенности пилотирования любых типов, не боевое, а аэродинамика, поведение самолета на разных этапах полета. Как то так.
              2. Beltar
                0
                12 января 2013 01:08
                Я не понял, в чем претензия? В СССР был такой же ряд с Як-52, L-39, Соответствующий УБ, или похожий на него самолет.
              3. +1
                13 января 2013 14:03
                Добрый день, Сергей!В Алжире есть такой городок Мишерия,( у нас он идет как ЛТП "Мишерийка").Может на земле и есть места похуже, но их нужно долго искать.Там как раз и обучают курсантов на ЯК-130, причем переход на СУ- 30 МКА и МИГ-29 оказался гораздо проще , чем ожидали все, в том числе и мы.Бывшие курсанты вообще считают , что после ЯК -130 с его электроникой , летать на Су 30МКА намного легче.
                Когда мы проводили обучение на своей базе алжирских представителей, то уровень подготовки пилотов и технического состава был абсолютно разный, как оказалось в последствии сделано это было с умыслом- определить возможность обучения на данном типе.
                Самолет ЯК 130 по замыслу является самолетом не первоначального обучения, планировалось да и планируется запустить аппарат уровня ЯК18Т, после которого и делают переход на ЯК130.
        2. Vito
          +1
          11 января 2013 20:11
          Цитата: ССИ
          скоро компьютеры за нас водку пить станут!

          ВОТ с этим друзья мои я категорически не согласен!!!
          В этой области мы не должны уступать место прогрессу!!!

          ты же знаешь..."святое не трогать"! VETERAN.
          Никак нельзя так шутить с такой актуальной и насущной темой!!!
          ДОБРЫЙ ВАМ вечер ДРУЗЬЯ! drinks
  5. +10
    11 января 2013 10:29
    Автор статьи изначально вывел неверную аксиому, но считает её единственно верной. Затем стал к ней за уши притягивать УБС Як-130.
    «Як» отличный учебно-тренировочный самолет, но по поводу его боевых характеристик существуют некоторые сомнения.

    Як-130 изначально создавался как учебно-боевой самолёт, а не как учебно-тренировочный.
    Учебно-тренировочный самолёт - это парта для будущих лётчиков. Он предназначен для получения первоначальных навыков пилотирования, и только. Именно таким создавался МиГ-АТ.
    Учебно-боевой самолёт - это переходной самолёт. Он предназначен для подготовки пилотов к управлению боевыми машинами. Як-130 существенно дешевле, чем спарка на базе боевой машины, не говоря уже об эксплуатационных расходах. Кроме этого УБС позволяет отрабатывать до 70 % боевых задач в ходе подготовки лётного состава, сохраняя ресурс боевой машины. А это уже экономическая составляющая, которая сегодня играет одну из важных составляющих в ВВС.
    А вот воевать в вооружённых конфликтах на Як-130 никто не собирается. Не для этого они создавались. Пока на них воюют только в средствах массовой информации разные военные или около военные теоретики.
    Статье жирный минус.
    1. vaf
      vaf
      +3
      11 января 2013 14:42
      Цитата: Гамдлислям
      Як-130 изначально создавался как учебно-боевой самолёт, а не как учебно-тренировочный.


      Ваше мнение ошибочно! Як-130 изначально создавался как УТС 9ну только наши любят всякие пафосные названия. поэтому назвали УТК,т.е. комплекс)!

      А Боевой..это...мой Тёзка выше всё правильно написал......реклама ..."двигатель торговли".
    2. Beltar
      0
      12 января 2013 01:10
      Вообще-то идиотов считающих, что из Як-130 можно слепить полноценный штурмовик на замену Су-25, выше крыши.
    3. Beltar
      -1
      12 января 2013 23:30
      Учебно-боевой на котором никто не собирается воевать...
  6. +1
    11 января 2013 11:10
    Я слыхал такую тему, что за период ВОВ, самолёты У-2 сбросили бомбовой нагрузки сопоставимо с тем, сколько удалось всем остальным бомбандировщикам наших ВВС вместе взятым. Не напрасно за сбитие У-2 давали железный крест немедленно.
    Кроме функции ночного бомбардировщика У-2 был связным, санитарным, разведчиком и бог знает кем ещё...
    А с виду - такая развалина......... winked
    .................................
    А начиналось всё так.

    Управление ВВС в 1926 году поставило перед авиационными конструкторами задачу — создать для летных школ простой в производстве и обслуживании, надежный самолет первоначального обучения под серийный отечественный двигатель М-11 в 100 л.с. конструкции А. Д. Швецова и Н. М. Окромешко. Коллектив, возглавляемый Н. Н. Поликарповым, выпустил опытный экземпляр самолета в 1927 году. Испытания показали, что по своим данным машина не отвечает предъявленным требованиям. Конструкторы подготовили другой вариант машины. В январе 1928 года новый опытный самолет У-2 (учебный-второй) был передан на испытания.......
    1. +3
      11 января 2013 13:58
      Цитата: 123dv
      У-2 давали железный крест немедленно

      Красивая легенда. Не существует ни одного официального(документального) подтверждения награждения немецких летчиков железным крестом за сбитие У-2.
      1. алекс 241
        +3
        11 января 2013 17:18
        Здесь Олег прав ,и не надо минусовать,нет не одного подтверждения что за У2 давали железный крест.По некоторым сведениям ,но опять же неподтвержденным,за это награждали зенитчиков.
        1. +3
          11 января 2013 17:32
          Да и не в крестах ведь дело.
          Смысл в том, что исключительно учебный изначально самолёт У-2, внёс весьма заметную лепту в достижение победы в Великой войне.
          Уверен, случись что, и Як 130 свои пять копеек в общую сумму внесёт!
          1. алекс 241
            +1
            11 января 2013 17:39
            Согласен это говорит лишь о том то этот самолет торчал у немцев как шило в одном месте!И что эти девушки сделали для победы на этом перкалевом биплане,нам бы мужикам на колени встать!
            1. +2
              11 января 2013 18:16
              Помню рассказ ветерана, одного из участников штурма Сапун горы в мае 1944 года. Севастополь.
              Немцы укрепились очень сильно, в бетон, был плотный огонь, наступающие были видны как на ладони на большом удалении. Дед, тогда молодой пулемётчик, спасался тем, что толкал впереди себя максим, полз вперёд и стрелял по врагу. Пока был далеко, огонь по нему был просто спереди, а когда подполз ближе, то стало ясно, что щиток уже не сможет защитить его от пуль врага. И он говорит, всё хана, дальше смерть... Перевернулся я на спину, чтобы увидеть небо, и заплакал - наши девчёнки летят, поддержать нас! И я понял, что не сегодня мне умирать!
              1. Beltar
                -1
                12 января 2013 01:12
                95% Байка. У-2 были бы немедленно расстреляны.
            2. +2
              11 января 2013 18:48
              Цитата: алекс 241
              Согласен это говорит лишь о том то этот самолет торчал у немцев как шило в одном месте!И что эти девушки сделали для победы на этом перкалевом биплане,нам бы мужикам на колени встать!


              Девушки были настоящими героинями ночного неба. Фрицы боялись курить в окопах, думая, что "ночные ведьмы" могут заметить огонек папиросы

              Но чудес не бывает. Что позволяло перкалевому У-2 так эффективно действать прямо над головами фашистов? Похоже У-2 - был аналог современного "Стелса" в лучшем смысле этого слова. Необнаружимый и невидимый на фоне ночного неба. При подлете к цели девчонки глушили моторы и внезапным ударом обрушивали на немцев парочку 100-килограммовок.

              Но для того чтобы вести самолет ночью на малой высоте, без радио, радаров и четких ориентиров...чтобы находить цель, а после дорогу на родной аэродром - требовалось особое мастерство.
            3. +2
              11 января 2013 20:16
              Только вот о современных девушках в армии большинство на форуме предпочитает говорить в пренебрежительной форме, Саш.
              1. алекс 241
                +2
                11 января 2013 20:26
                Жень привет,с прошедшими.Ну это мужской шовинизм,я вроде в этом замечен не был.
                1. 0
                  11 января 2013 20:30
                  Так я не про тебя, Саш 8). Я просто, в принципе, в плане горькой истины.
        2. Akim
          +1
          11 января 2013 17:58
          алекс 241,
          Может потверждения и нет. Зато как престиж пилота-этажерки повышался!
        3. Akim
          +2
          11 января 2013 18:03
          алекс 241,
          Может потверждения и нет. Зато как престиж пилота-этажерки повышался!
          1. 0
            11 января 2013 18:28
            Дать бы им по морде за это самое соблюдение авторских прав!
            Ролик не открывается am
            1. Akim
              0
              11 января 2013 18:44
              123dv,
              Самому обидно. Скачал фильм, порезал, сжал а в Ютубе мне еще штрафанули за розмещение.
              1. 0
                11 января 2013 18:56
                Мало им заводов, пароходов и прочего, стремятся и духовное наследие отнять у нас, присвоить, и не позовут они нас с собой в своё буржуинство, да и не пойдём мы!
                Да здравствует свободный доступ к фильмам и мультфильмам, снятым в СССР!
          2. алекс 241
            +3
            11 января 2013 19:00
            Вот такие кресты они получали!
      2. 0
        11 января 2013 18:28
        Экипажам Тигроффф и ПантеРР тогда за подбите-уничтожение Т-70, Т-26. Кресты с дубовыми венками отгда уж наверное раздавали. wink
    2. Beltar
      -1
      12 января 2013 01:10
      Скорее немцы на У-2 ложили большой и толстый.
  7. borisst64
    +1
    11 января 2013 11:16
    -23672 боевых вылета
    -боевые потери за линией фронта составили 32 человека, очень много для одного авиаполка.

    Посчитате потери относително количества боевых вылетов (экипаж 2 человека).
    Для примера: звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10-30 боевых вылетов на ИЛ-2, после 1943г. за 80 боевых вылетов.
    1. Beltar
      0
      11 января 2013 12:06
      Часть сбитых могла успешно вернуться в часть. Либо самолет списывался после возвращения. В целом же У-2 работал в очень простых условиях.

      Средняя живчесть Ил-2 тем не менее составила 53 боевых вылета. Это с отбросом аномальных периодов 41 и 45 годов.
  8. Beltar
    0
    11 января 2013 11:22
    Как показывает практика, большинство эрзац-проектов и применение неподготовленной техники в боевых условиях приводит лишь к катастрофическому увеличению потерь.


    Сразу вспоминается недавная статья про ПТР в которой меня зверски заминусовали за подъем вопроса о его реальной эффективности и подъем материалов, включая приказ Жукова, констатирующий, что несмотря на все рассуждения современных диванных "тактиков" о необходимости такого оружия в ротах, сами солдаты такой необходимости не видели и бросали его. Не удивлюсь, если в конечном итоге, одна вшивая 45 мм наносила больше немцам больше урона, чем 10 ПТР, причем требовала раза в 2 меньше людей для обслуживания (включая водителей машин подвозящих снаряды и т. п. людей вне рассчета).

    Вся засада в том, что чем слабее оружие, тем прочнее должны быть яйца у тех, кто пойдет с этим оружием в бой, но когда у нас ситуация критическая, то процент обладателей стальных яиц как раз снижается.

    Можно вспомнить еще недавнюю доставку канадцами в Афган танков и восторженные отзывы о результатах, оказывается 105 мм пушка - это круто, а 25 мм пукалка - отстой. Да и СССР в Афгане потерял всего около сотни танков, причем не каких-то новейших Т-72, а Т-55/62 из внутренних округов, зато легкой техники потеряно за 1000.

    Самолет для локальных войн на мой взгляд сделать все-таки можно, но это будет не "Тукано", а современный Ил-2. Разница огромна, полностью бронированный штурмовик имел взлетный вес около 6 т, "Тукано", не тянет и на 3, т. е. ни о какой защите машины даже речи не идет. С учетом современных технологий, наверное, можно создать винтовой самолет с таким же взлетным весом, но более значительной боевой нагрузкой и достаточно высокими летными данными для перехвата в мирное время разных кукурузников, которых реактивному истребителю просто сложно сопровождать из-за разности в скорости. В принципе такая машина по боевой эффективности и живучести должна не уступать боевым вертолетам.
    1. +1
      11 января 2013 20:19
      ПТР были эффективны на начальном этапе войны, когда у немцев были в основном легкие танки. А вот к году 43-му эффективность ПТР резко упала.
      1. алекс 241
        0
        11 января 2013 20:27
        Абсолютно правильно,ПТР эффективен по броне до 40мм.
        1. +1
          11 января 2013 20:33
          Довелось как-то из Баррета стрелять - тот же ПТР. Ощущения непередаваемые, стоит отметить 8)
          1. алекс 241
            +1
            11 января 2013 20:39
            50 калибр,там еще патрон уменьшен,с А-50,вот где говорят каф! recourse
        2. +2
          11 января 2013 22:46
          Цитата: алекс 241
          ПТР эффективен по броне до 40мм.

          Привет Саша hi А вот прикинь какая современная бронетехника устоит против обычного ПТР laughing
      2. +2
        11 января 2013 20:32
        Цитата: Пупырчатый
        ПТР были эффективны на начальном этапе войны, когда у немцев были в основном легкие танки. А вот к году 43-му эффективность ПТР резко упала


        ПТР стреляют исключительно по танкам?
        И что ПТР делал на вооружении еврейской армии в 40-50-х? Бойсы.
        1. +1
          11 января 2013 20:40
          Нет, ПТР не стреляют исключительно по танкам. Однако это что-то меняет, я что-то не слишком понял. Большая часть ПТР, кроме средних и крупных калибров, была снята с вооружения в 1943-м году. Мне надо разжевывать причины?

          А ПТР в еврейской армии в 40-50-х прижился от нищеты. Тогда юзали все. Особенно с учетом, что у противника было не так много танков, было определенное количество танков легких, а также порядочно броне- и колесной техники.
          1. Beltar
            0
            12 января 2013 01:16
            Пострелять по легкой технике тогда шансов мало было, она в атаки не ходила. Т. е. была в тылу и гибла в основном от артиллерии, авиации и врывающихся танков.
            1. Дядя Сережа
              0
              12 января 2013 02:31
              Цитата: Beltar
              Пострелять по легкой технике тогда шансов мало было, она в атаки не ходила.

              Это не так. В Вермахте было полно легких танков в 1941 году. Да и полугусеничники на переднем крае применялись.
      3. Beltar
        -1
        12 января 2013 01:14
        Их уже в 41-ом бросали нафиг. И без слез наставления бронебойщикам читать нельзя.
        1. Дядя Сережа
          0
          12 января 2013 02:29
          Цитата: Beltar
          Их уже в 41-ом бросали нафиг.

          Не аргумент. В 41-м и танки, и артиллерию бросали. А вот немцы наши ПТР подбирали. ПТРС находились на вооружении Вермахта под именем PzB 784 (R). Так что мимо... request
          1. Beltar
            -1
            12 января 2013 23:32
            Есть разница между бросить при отступлении и до боя, взяв вмесмто хлама что-то более полезное.
            1. Дядя Сережа
              0
              13 января 2013 05:02
              Цитата: Beltar
              Есть разница между бросить при отступлении и до боя, взяв вмесмто хлама что-то более полезное.

              Есть. Вот поэтому ПТР бросали (как и танки и артиллерию) при оступлении. А до боя не бросали, поскольку они были единственным противотанковым средством ротного и батальонного звена.
              А брошенные при отступлении ПТР (как и брошенную артиллерию) подбирал и использовал Вермахт. Что Вам, собственно, давно уже и объяснили. smile
  9. Akim
    +3
    11 января 2013 12:18
    Немного поправлю автора. Самый воющий УБС был ангглийский Хоук.
    А вообще УТС(УБС) воевали много. Эмбаирг в Колумбии СуперГалеб в Югославии, Casa C-101 в Чили и Гондурасе.
  10. tolan777
    +2
    11 января 2013 12:48
    На мой, скажем прямо, не особо компетентный взгляд, как лёгкий штурмовик учебно-тренировачный самолёт конечно хорош, можно даже обойтись без бронирования, но при соблюдении двух условий:
    1. Дать ему возможность поражать бронированные цели издалека высокоточными боеприпасами.
    2. Когда все остальные, полноценные штурмовики, кончились - правда, тогда и "кукурузник" в бой можно отправлять...
    1. Beltar
      0
      11 января 2013 14:32
      Легкий штурмовик нафиг не должен поражать бронированные цели высокоточными боеприпасами, т. к. в зоне его возможного применения таких целей просто не может быть. Если они есть, то надо уже не легкий штурмовик, а вполне себе нормальный Су-25 вызывать.
  11. USNik
    0
    11 января 2013 13:17
    Статье жирный минус.

    Поддерживаю! При чем тут ракено-бомбовые удары под прицелом Стингеров и ДШК!? Времена Афганистана давно прошли и автор там застрял. Неоднократно писали, что убс ЯК-130 будет использоваться как платформа для запуска управляемого вооружения не входя непосредственно в зону поражения средств ПВО.
    1. +4
      11 января 2013 14:04
      Цитата: USNik
      Неоднократно писали, что убс ЯК-130 будет использоваться как платформа для запуска управляемого вооружения не входя непосредственно в зону поражения средств ПВО.

      Писали и говорили многократно! Но ... на Яке до сих пор нет РЛС

      Если установить на Як-130 радар, оптико-электронный прицельный комплекс, сравнимый с "Кайрой" (МиГ-27 - на фото), стоимость Як-130 приблизится к стоимости настоящих боевых машин, при этом по ЛТХ, живучести и боевой нагрузке он будет по-прежнему уступать
      1. vaf
        vaf
        +1
        11 января 2013 18:22
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Но ... на Яке до сих пор нет РЛС


        Олег,на Яке вообще ничего нет, кроме пилонов- ни РЛС,ни ОЭПС,ни ОЛС,ни ЛТПС,даже обыкновенного ЛД и то нету.

        А насчёт Кайры..эта бандура длинной 1метра 85 см и шириной 50 см.высотой 40 см.....куда её на Як-то впихнуть?

    2. Beltar
      +2
      11 января 2013 14:33
      Вы вообще знаете какая у этих самых средств ПВО зона поражения? Нет? Ну и не пишите туфту, да и доля управляемых боеприпасов в любой войне мизерна.
    3. vaf
      vaf
      +3
      11 января 2013 19:12
      Цитата: USNik
      Времена Афганистана давно прошли и автор там застрял.


      Наши "современные" командиры от Верхних штабов то же так считали...в августе 2008 года!
      Сколько .."наваляли" сам знаешь или если не знаешь. то хоть поинтересуйся!

      Цитата: USNik
      Неоднократно писали, что убс ЯК-130 будет использоваться как платформа для запуска управляемого вооружения не входя непосредственно в зону поражения средств ПВО.


      Извини за грубость.но на заборе то же можно написать слово из 5 букв над дырочкой. а там.....гвоздь! wassat

      Вы хоть сами пробовали обнаружить визуально (я уже про ночь,дымку и т.д. не говорю) цель в виде танка.БТР или что-то подобное???

      Особенно с дальности позволяющей не входить в зону действия средств ПВО?

      А то что средства ПВО выдвигаются на угрожающие направления вам известно?
  12. Marek Rozny
    +1
    11 января 2013 13:58
    "Альбатросы" Казахстана.
  13. +3
    11 января 2013 14:26
    T-38 Talon сопровождает Б-52. под крылом у Стратофортресса виден третий летательный аппарат - гиперзвуковой ракетоплан Х-15.
    1. +5
      11 января 2013 16:21
      Спасибо, Олег за статью. Всегда приятно с Вами пободаться, но в данном случае Вы правы - это парта, хотя в нее и заложен алгоритм ухода от осколков.
      1. +3
        11 января 2013 18:10
        Цитата: ССИ
        Спасибо, Олег за статью.

        hi

        Цитата: ССИ
        это парта, хотя в нее и заложен алгоритм ухода от осколков.

        А это что за люфт-вафля?
        1. vaf
          vaf
          +3
          11 января 2013 18:35
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          А это что за люфт-вафля?


          Есть такие умные книжки.называются руководство по БПСП (боевому применению средств поражения) всех (включая и спец.боеприпасов), так вот одним из параметров безопасности для самолёта и экипажа является-высота и дальность разлёта осколков от разорвавшихся боеприпасов). есстественно с учётом выполнения маневров и видов захода на цель....особенно это черевато при работе с пикирования.т.к. там можно "промухать" на раз..и получить..полное брюхо осколков в лучшем случае...история знает примеры.
          Поэтому в вычислитель и вводятся параметры типа боеприпаса и способ его применения и на этой основе и производятся необходимые вычисления граничных значений высоты. скорости и вертикального маневра.
          штука очень полезная и нужная.особенно для ИБА и ФБА!
          Это так .если коротенько и...2на пальцах", что бы доступно было!+! drinks

          А за статью ещё раз повторюсь..РЕСПЕКТ!!! drinks
          1. +3
            11 января 2013 18:52
            Цитата: vaf
            оэтому в вычислитель и вводятся параметры типа боеприпаса и способ его применения и на этой основе и производятся необходимые вычисления граничных значений высоты. скорости и вертикального маневра.


            Цитата: ССИ
            Имитация бомбежки с пикирования с уходом от разлета осколков взорвавшейся бомбы. Это зашито в Специальном программном обеспечении в КСУ-130. КСУ - это комплексная система управления.


            Все понятно разложили. Техника безопасности при обращении с собственным оружием
          2. алекс 241
            +2
            11 января 2013 19:13
            Полет Су-25, бомбардировка наземных целей.
            1. +1
              11 января 2013 19:43
              Приветствую всех. Скажите, а как так, бомбы с первого борта(четверка где работает) идут по крутой траектории, а с последующих по более пологой и падают всей кучей? Раз 6 пересмотрел - не понял!
              1. vaf
                vaf
                +1
                11 января 2013 20:16
                Цитата: Wedmak
                бомбы с первого борта(четверка где работает) идут по крутой траектории


                Надо говорить ЗВЕНО работает или ЗВЕНОМ работают.

                1. Зависит от времени замедления взрывателя и времени замедления на ввод ТУ (парашюта)

                2. При сбросе на ЭСБРе устанавливается серия или строй и залп (по 2,4.6,8, общий) и интервал сброса..от минимального до значений покрытия всей серией бомб всей целей (расчёт длинны цели или её площадных размеров).

                3. Так же зависит от величины значений отставания (проекция траектории падения) и продольного относа( проекции дальности сброса) а так же от высоты и скорости сброса авиабомб.

                4 Ну и конечно же самого боеприпаса, в первом (где работает пара) случае бросали РБК(работа огнём), во втором и третьем эпизоде звеном работают ОАФБ -250Ш на разных режимах (высоты и скорости) , ну а в крайнем опять с РБК с поздним расскрытием ТУ
                1. +1
                  11 января 2013 20:26
                  Гм, интересно как. Не видел просто раньше такой работы. Спасибо за разъяснение. А вообще, жуткое оружие...
                  1. алекс 241
                    +1
                    11 января 2013 20:46
                    Денис ,ну если так понравилось вот еще.
                    1. +3
                      11 января 2013 21:09
                      Да, спасибо большое.
        2. +3
          11 января 2013 18:37
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          А это что за люфт-вафля?

          Имитация бомбежки с пикирования с уходом от разлета осколков взорвавшейся бомбы. Это зашито в Специальном программном обеспечении в КСУ-130. КСУ - это комплексная система управления.
    2. алекс 241
      +3
      11 января 2013 16:48
      Привет ребята,рвите меня на куски,но эта машина для более продвинутого обучения,но не первоначального!А на фото может быть и F-5.
      1. +3
        11 января 2013 17:05
        Цитата: алекс 241
        А на фото может быть и F-5.

        Да нет, это Т-38. Они использовались для киносъемки в проекте Х-15
        1. алекс 241
          +2
          11 января 2013 17:21
          Я просто предположил,да и в данном случае это не принципиально +
      2. +3
        11 января 2013 18:10
        Цитата: алекс 241
        Привет ребята,рвите меня на куски,но эта машина для более продвинутого обучения,но не первоначального

        Привет, Саш! Так он и не создавался для ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО обучения. Ты посмотри куда он поступает, не в летные училища.Этот самолет создавался для обучения молодых летчиков (переучивания если хочешь) полетам на современных машинах любых типов. Как то так.
      3. vaf
        vaf
        +2
        11 января 2013 18:37
        Цитата: алекс 241
        рвите меня на куски,но эта машина для более продвинутого обучения,но не первоначального!


        Саня,привет! Так и я о том же толкую..... good ! Но здесь ещё фишка в том, что некоторые ещё и "повоевать" на нём собрались реально!
        Не в плане обучения боевому применению. а именно...повоевать request
        1. +3
          11 января 2013 18:54
          Цитата: vaf
          Но здесь ещё фишка в том, что некоторые ещё и "повоевать" на нём собрались реально!


          Всякий раз "всерьез обсуждается" вопрос о поставках Як-130 в Сирию.
          1. +3
            11 января 2013 19:05
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Всякий раз "всерьез обсуждается" вопрос о поставках Як-130 в Сирию.

            К сожалению, хотят в Сирию. В Алжир поставили, хотят в Сирию.
          2. vaf
            vaf
            +2
            11 января 2013 19:18
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Всякий раз "всерьез обсуждается"


            Красиво ...выделил!+! good

            Кроме ПТБ они вообще ничего не "носят". ну ещё ППИ отстреливают!

  14. tverskoi77
    +4
    11 января 2013 16:18
    Приставку -боевой можно добавить и к любому ЗИЛу из ближайшего ДОСААФ, установив в кузову зенитную установку. И соответственно долго рассуждать, как на таком ЗИЛе воевать.
    Кто-то в процессе разработки учебного самолета (практически за два десятилетия) приписывал ему то: УТС, то УТК, то УБС. Радует, что слово "нано..." отсутствует и Cколково здесь не причем)))
    Если без шуток, то на мой взгляд важно, что у нас Отечественный Як-130, а не покупной L-39.
  15. +1
    11 января 2013 16:46
    Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка?


    Выгодное решение однозначно.
    1. +1
      11 января 2013 17:06
      Цитата: Kars
      Выгодное решение однозначно.

      Краткое обоснование?
      1. +2
        11 января 2013 17:15
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Краткое обоснование?


        Да хотябы бредовость примера
        Показательный пример – один из лучших учебно-тренировочных самолетов Т-38 «Тэлон» за 50 лет своей эксплуатации никогда не
        применялся в зоне военных действий. Хотя, казалось бы, «Тэлон» имел все шансы на развитие военной карьеры. Отличная родословная – «Тэлон» создан на базе легкого F-5 «Тайгер»,

        Типа у США мало ледающего металолома,что им для локальных конфликтов надо использовать Талон.Германия не воевала.У турции тоже несколько сот боевых машин.

        А например в ВВС Украины каждый самолет должен иметь хоть малую боеспособность.
        1. алекс 241
          +2
          11 января 2013 17:29
          Поправка F-5 создан на базе Т-38,Тэлон учавствовал в Югославском конфликте в качестве разведчика.
          1. +1
            11 января 2013 18:07
            Цитата: алекс 241
            Поправка F-5 создан на базе Т-38

            Разве? request
            ноги у обоих растут из одного проекта Нортроп N-156 - "лоукост" истребитель + пересечение с требованиями ВМС, которые хотели "приземлить" самолет на легкие авианосцы.


            Цитата: алекс 241
            Тэлон учавствовал в Югославском конфликте в качестве разведчика.

            Хм.. ни разу не встречал такой информации.
            1. алекс 241
              +1
              11 января 2013 18:32
              История создания. В 1954 г. фирма «Нортроп» провела исследования затрат, связанных с созданием и эксплуатацией американских истребителей так называемой 100-й серии. Анализ результатов исследований показал, что затраты по эксплуатации, обслуживанию и ремонту самолетов являются самыми высокими, причем уровень этих затрат находится в прямой зависимости от сложности конструкции и оборудования. В результате проведенного анализа затрат и потенциальных возможностей сбыта было принято решение приступить к разработке многоцелевого истребителя, который при меньших габаритах и массе, а также простой конструкции сохранял бы характеристики, отвечающие требованиям, выдвигаемым к самолетам этого класса. Работы над проектом самолета с фирменным обозначением N-156 были начаты в 1955 г. Однако в результате объявленного ВВС США конкурса на создание сверхзвукового учебно-тренировочного самолета, победителем которого стала фирма «Нортроп», приоритет был отдан тренировочной модификации Т-38. Лишь в 1958 г. Министерство обороны США поручило фирме вновь заняться самолетом.

              Опытный образец истребителя с обозначением N-156F был облетан 30 июля 1959 г., а к августу 1960 г. была завершена программа приемо-сдаточных испытаний. В 1960-1961 гг. была осуществлена обширная программа эксплуатационных испытаний самолета в различных географических и погодных условиях дня и ночи. При этом преследовалась цель определения пригодности самолета в качестве многоцелевого истребителя (для воздушных боев, атак наземных целей и разведки), эксплуатируемого с различных аэродромов (в том числе и с наскоро приготовленных взлетно-посадочных полос). Новый самолет оказался первым американским истребителем, способным использовать грунтовые аэродромы. В серийное производство он поступил в 1963 г. и выпускается до настоящего времени.
            2. алекс 241
              +1
              11 января 2013 18:50
              9-е разведывательное крыло T-38, U-2, RQ-4 Бил, Калифорния
        2. +1
          11 января 2013 18:15
          Ну для начала стоит разобраться что за зверь такое ВВС Украины. Какие задачи, кто противник.
          Если лупить по майдану - тут да, УБС вне конкуренции.

          Цитата: Kars
          А например в ВВС Украины каждый самолет должен иметь хоть малую боеспособность.


          Тогда не лучше ли потратить средства на "спарки" настоящих боевых самолетов?
          А для начальной летной подготовки хватит Як-18
          1. +1
            11 января 2013 18:20
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Если лупить по майдану - тут да, УБС вне конкуренции.

            По румынии тоже сойдет.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Тогда не лучше ли потратить средства на "спарки" настоящих боевых самолетов?

            нет не лучше.Полноценный боевой самолет лучше,чем урезанная версия при тех же эксплуатационных затратах.
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            для начальной летной подготовки хватит Як-18

            Ну да конечно.Может лучше планеры?
            1. +2
              11 января 2013 19:04
              Цитата: Kars
              По румынии тоже сойдет.

              У румынов есть оружие?

              Цитата: Kars
              Полноценный боевой самолет лучше,чем урезанная версия при тех же эксплуатационных затратах.

              Это и так понятно.
              Но мы то говорим о том, как лучше приспособить УТС к боевым жействиям.

              Вешать бомбы на тренировочный самолет - плохая идея. Может лучше идти по пути создания "спарок" на базе боевых самолетов? Такой вариант годится для "продвинутой" летной подготовки и вполне подходит для войны

              А для начальной - в условиях безденежья сгодится Як-18.
              1. +1
                11 января 2013 19:30
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                У румынов есть оружие?

                что то было.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Но мы то говорим о том, как лучше приспособить УТС к боевым жействиям

                мы об этом не говорим.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Вешать бомбы на тренировочный самолет - плохая идея

                Всех на спарках не обучишь.и нармальная идея--вернее не идея а практика.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                А для начальной - в условиях безденежья сгодится Як-18

                несгодитса.это даже не сравнене велосипеда и спортбайка.
                И на Як-18 вообще минимальные шансы использовать в бою.
                Так что Альбатросы это вещь для ВВС Украины.
                1. алекс 241
                  +1
                  11 января 2013 19:37
                  ..................................
          2. Akim
            0
            11 января 2013 19:23
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Ну для начала стоит разобраться что за зверь такое ВВС Украины. Какие задачи, кто противник.

            Новый министр обороны четко обозначил, кто на сегодня вероятный противник.
          3. почтальон
            0
            11 января 2013 20:27
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            за зверь такое ВВС Украины. Какие задачи, кто противник.

            За всё ВВС не знаю, но про ВС вот некотрых украинских форумов recourse :

            (Занимательные карты или как видят мир разные народы)
            Всё же зависит от того КТО и КАКИЕ СТАВИТ ЗАДАЧИ
            1. 0
              12 января 2013 00:35
              Цитата: почтальон
              За всё ВВС не знаю, но про ВС вот некотрых украинских форумов

              Хай живе незалежна Китайська Народна Республiка!!
              1. почтальон
                0
                14 января 2013 01:33
                SWEET_SIXTEEN,
                Живе,живе.
                При написании статьи ты забыл об убтс Аргентины , Бразилии и Иже с ними.
                Для"бедных" стран выгоднее иметь 2в 1, а если еще Матисса руста вспомнить.....
                Шарики xy@рики(аэростаты) самое то. Главное не переусердствовать.
                Як 130 по цене,конечно не то.
                Надо определиться с задачей: научить пилотировать или получить деньгу производителей.вот в чем ответ
    2. vaf
      vaf
      +1
      11 января 2013 18:40
      Цитата: Kars
      Выгодное решение однозначно.


      Андрей.привет! Но ты здесь не прав....УБ это всё таки..то же....боевой, а Як-130 в таком состоянии как он есть, да ещё с функцией штурмовика..это ...мишень!+! drinks
      1. +1
        11 января 2013 18:49
        Цитата: vaf
        Як-130 в таком состоянии как он есть

        А я вообще не про ЯК.а в общем.считаю что любой самолет должен иметь боевой потенциал.пусть даже из кабины будут в ручную гранаты кидать.
        1. 0
          12 января 2013 00:30
          Цитата: Kars
          считаю что любой самолет должен иметь боевой потенциал.пусть даже из кабины будут в ручную гранаты кидать.


          Отчего такая маниакальная страсть к оружию?)))
          Я тоже считаю, что каждый микроскоп должен быть приспособлен для забивания гвоздей
          1. +1
            12 января 2013 00:35
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            Отчего такая маниакальная страсть к оружию?)))

            Сказал человек находящися на сайте Военное обозрения,а не кройки и шитья))))
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            микроскоп должен быть приспособлен для забивания гвоздей

            Очень может пригодитса в критической ситуации.
  16. Nechai
    +1
    11 января 2013 17:54
    Цитата: tverskoi77
    Если без шуток, то на мой взгляд важно, что у нас Отечественный Як-130, а не покупной L-39.

    Если б за этим последовало ВОССОЗДАНИЕ системы подготовки моб.резерва ВВС... Сужу по своей области:
    -бывший Аэроклуб ДОСААФ=только горестно махнуть рукой
    - аэродром в Рождественном, там проходили первые полёты и обучение курсантов на элках= нет его...
    -аэродром, БАО в Кинель-Черкассах, там курсачи уже по взрослому на МиГарях работали= нет этого НИ ЧЕГО...
    В своём стремлении обнатить нашу армию обдалларившиеся"реформаторы" основательно подпили сук на которм собственно и сидят. А сук ведь такой может так ли иначе и подломится, в любой момент. Тогда он и будет, для них использован, по прямому назначению!
    1. 0
      11 января 2013 19:10
      Академии уходят с молотка, куда уж там ДОСААФ!
  17. -2
    11 января 2013 18:16
    Автор статьи покушается на гордое звание "Капитан Очевидность"? )))
  18. Akim
    +1
    11 января 2013 19:20
    Корейский Т-50 тоже УБС.
    1. vaf
      vaf
      +2
      11 января 2013 20:30
      Цитата: Akim
      Корейский Т-50 тоже УБС.


      Только не то же, а именно УБС, т.к. на нём стационарно установлена РЛС и ЭВМ СУВ и предусмотрена подвеска контейнеров ОПЭС и РЭБ и также всё это уже интегрировано в СУВ+!

      А что на Яке? Так что. как говориться...почувствуйте разницу!

      [img]http://www.flightglobal.com/assets/getasset.aspx?itemid=37930[/img]


      И кстати о Корейце....Индонезия подписала с KAI контракт стоимостью 400 млн долл на приобретение 16 учебно-боевых самолетов Т-50 Golden Eagle в мае 2011 года, став первым иностранным заказчиком Т-50.

      Вот ..первый учебно-боевой самолет KAI Т-50 (регистрационный номер ТТ-5001, бортовой номер "01"), построенный для ВВС Индонезии.



      Все самолеты должны быть поставлены в течении 2013 года.
      В составе ВВС Индонезии, как сообщается, эти машины поступят на вооружение 15-й боевой авиационной эскадрильи на авиабазе Исваюди (Мадиун, Восточная Ява), заменив подлежащие списанию в 2013 году десять учебно-боевых самолетов BAE Hawk Mk 53, эксплуатировавшиеся в ВВС с 1981 года.

      1. Akim
        +1
        11 января 2013 20:40
        Наннекоторых версиях Хоууков тоже стоит радар. На L-159 также. А движок у них один, что намного дешевле.
      2. +1
        11 января 2013 20:42
        Они с помощью Локхидов пытаются самолетик на американский рынок пролоббировать. Интересно, что получится.
  19. AlexMH
    -1
    11 января 2013 21:06
    Автор не прав. Если выпускаются сотни учебно-тренировочных самолетов, почему не предусмотреть (на всякий случай) и возможность их боевого применения? Да, как истребитель такой самолет изначально ущербен по своим скоростным данным и оборудованию, но как легкий ударный самолет - вполне применим. Китайцы чуть ли не до последнего времени продавали по всему миру копии наших МиГ-17 и 19 именно как легкие штурмовики, и у них покупали, потому что цена является во многих случаях определяющим фактором. Просто нужно ставить на них РЛС и прицельно-навигационные комплексы, пусть и упрощенные, и предусмотреть возможность применения всего спектра управляемого оружия. У американцев, к слову, во вьетнамской войне легкомоторная авиация использовалась очень широко, несмотря на вьетнамские МЗА и стрелковое оружие.
    1. +1
      12 января 2013 00:27
      Цитата: AlexMH
      Китайцы чуть ли не до последнего времени продавали по всему миру копии наших МиГ-17 и 19 именно как легкие штурмовики, и у них покупали


      "Глубокая модернизация" МиГ-19 - китайский истребитель-бомбардировщик Q-5 FANTAN


      Кто-нибудь сможет опознать в этой машине старый добрый МиГ-19? Фонарь кабины, аэродинамические гребни на крыле...
  20. алекс 241
    +1
    11 января 2013 21:21
    Цитата: AlexMH
    Просто нужно ставить на них РЛС и прицельно-навигационные комплексы, пусть и упрощенные, и предусмотреть возможность применения всего спектра управляемого оружия
    Тут вы сами себе противоречите.Для применения всего спектра вооружения нужны как раз полноценные системы РЛС,тепловые или лазерные,учтите весогабаритные характеристики самолет.И даже при условии,что вы это все втиснете,Вам с этого самолета останеться разве что листовки разбрасывать.Во вторых предлагаемая ниша локальные конфликты,и конфликты низкой напряженности для этого есть СУ 25и боевые вертолеты,что огород городить то.
  21. vinni
    0
    12 января 2013 00:11
    Ребятки! Не следует путать учебно-тренировочные и учебно-боевые самолёты. Посмотрите спецификации на те и другие - поймёте, в чём разница... В частности, по Як-130: "...Учебно-боевой самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений..." Комментарии излишни...
    1. +1
      12 января 2013 00:22
      Цитата: vinni
      и решения боевых задач при действии по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений..." Комментарии излишни...

      Для самолетов 4-5 поколений, характерно наличие на борту РЛС

      Комментарии излишни
  22. semenar
    0
    12 января 2013 00:30
    А по моему боевые характеристики нужны. Раз, и пору сотен легких штурмовиков над полем боя. Подавили ПВО, остались точечные цели, по ним же ТУ-22, СУ -24 дорого гонять, а контейнерная система прицеливания плюс недорогой боеприпас ВТО самое то.
    Сирия очень успешно L-39 применяет как в пушечном, так и во бомбовом варианте. Не без потерь, но для решения тактических задач- самое то.
  23. Beltar
    +1
    12 января 2013 02:43
    У статьи по идее не очень удачно название, можно было бы переименовать, например, в "Учебный или боевой?" Подобная терминологическая путаница имеет место быть с понятием "истребитель-бомбардировщик". Речь-то ведь не о том, что на самолет можно или нельзя подвесить бомбы, даже Ил-76 может при необходимости сбросить столько бум-бумов, что Су-24 обзавидуется. А о том, почему самолеты так дороги.
    Народ в основной массе вообще не представляет себе техническую сложность таких задач, как найти точечную цель за много километров и потом еще поразить ее. При этом учебно-боевыми зовут зовут даже такие модели, которые для применения в бою в качестве машины для которой они готовят пилотов, по сути малопригодны. А истребителями-бомбардировщиками могут называть любую сверхзвуковую хрень на которую можно подвесить ракеты "воздух-воздух", даже если это пара Р-60, как у МиГ-27. Ка-52 и Су-27УБ/30 можно назвать учебно-боевыми, т. к. они имеют и полностью дублированное управление, и все оборудование их одноместных вариантов. МиГ-29УБ, не имеет РЛС и как истребитель бесполезен. Т. е. Он не УБ, а просто У. Ми-28 не имеет дублированного управления и следовательно чисто боевой вертолет, тренировочную версию милевцы так и не родили, и, возможно, это повлияло на то, что Ка-52 обогнал Ми-28 по числу заказов.
    Як-130 по определению чисто учебный. Его можно переделать в одноместный ударный, это вроде бы и дешево выглядит, но до Су-25 ему будет, как до Луны пешком. Потому что в боевом самолете весом 10 тонн можно размесить много нужного оборудования и сделать броню даже из дорогих сплавов, а в самолете весом 4-5 тонн фиг. А ведь его еще разработать надо, т. е. расходы на ОКР.

    Самое смешное, что США сейчас как раз и закупают такую хрень, как учебные"Тукано" в Афганистан и "Страйкеры" для локальных войн. "Абрамсов" в Афганистане всего рота.
  24. Akim
    0
    13 января 2013 19:20
    54uy56jngjtejsfyhy
  25. mirmidont
    0
    14 января 2013 20:52
    В Борисоглебское училище им. Чкалова уже поступило 15 самолетов Як-130.
    http://dmitrydreamer.livejournal.com/39793.html
  26. 0
    29 мая 2017 14:54
    "Т-38 «Тэлон» никогда, ни при каких обстоятельствах не находил военного применения"
    для этого была одноместная версия F-5 - очень даже ничего себе истребитель

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»