Основные тенденции совершенствования технической оснащенности авиации ВВС

0
Основные тенденции совершенствования технической оснащенности авиации ВВС
Особенностью ВВС России является то, что они должны обеспечивать возможность решения боевых задач практически во всем известном диапазоне физико-географических и климатических условий, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Такой широкий диапазон условий применения предопределил необходимость создания уникальной системы вооружений ВВС.

В современных условиях ВВС решают целый комплекс задач по обеспечению безопасности страны в мирное и военное время.

В мирное время основными из них являются:

— несение боевого дежурства установленным составом сил ПВО и авиации;
— контроль воздушного пространства и охрана государственной границы в воздушном пространстве.

В военное время усилия ВВС будут направлены на:

— прикрытие объектов от ударов противника с воздуха;
— завоевание и удержание господства в воздухе;
— поражение сухопутных и морских группировок противника;
— поражение стратегических и оперативных резервов;
— нарушение коммуникаций противника;
— дезорганизацию военного и государственного управления;
— ослабление военно-экономического потенциала противника;
— оперативную перевозку войск, техники и материальных средств и выброску десантов;
— ведение воздушной разведки.

На сегодня ВВС включают авиацию, зенитные ракетные войска и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска, тыл, части обеспечения и охраны органов военного управления.

Очевидно, что от качества и количества поставляемой в войска авиационной техники и вооружения во многом зависит способность ВВС выполнять задачи по предназначению.


Александр Николаевич ЗЕЛИН – главнокомандующий ВВС РФ, генерал-полковник

К сожалению, в силу различных причин в течение ряда лет поставки новой авиационной техники в ВВС были крайне незначительными. В настоящее время ситуация стала кардинально меняться. Если в 2007 г. ВВС закупили один самолет, в 2008-м – два, то в 2009-м – уже более 30. При этом впервые с начала 90-х гг. ВВС получили новые истребители «МиГ» – сразу три десятка

МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ. Еще два новых самолета поставила ВВС в прошлом году компания «Сухой»: 19 декабря в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Липецке с заводского аэродрома НАПО им. В.П. Чкалова в Новосибирске перелетела пара очередных Су-34. Эти машины еще не входят в число 32 новых Су-34, постройка которых на НАПО ведется по заключенному в конце декабря 2008 г. пятилетнему контракту, а завершают выполнение затянувшегося предыдущего заказа. Кроме того, в 2009 г. был построен и передан ВВС первый серийный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130. С 2009 г. принято решение возобновить производство новых самолетов Су-25СМ в двухместном варианте, получившем название Су-25УБМ.

На замену вертолетам Ми-24В(П), составляющим основу парка ударных вертолетов, разрабатываются и уже начали поступать на вооружение вертолеты нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», обеспечивающие круглосуточное и всепогодное применение в любых физико-географических и метеорологических условиях. Они имеют более мощное вооружение, обеспечивающее избирательное поражение объектов в сложной тактической обстановке. Особенностью вертолета Ка-52 является возможность использования его для решения специальных задач – передачи информации о тактической обстановке в районе боевых действий, лазерного подсвета целей, а также организации связи и передачи разведывательной информации. Вертолет Ми-28Н в 2009 г. был принят на вооружение Министерством обороны России, начались его поставки. Вертолет Ка-52 находится на этапе государственных совместных испытаний (ГСИ). По результатам предварительного заключения ГСИ ведутся работы по постройке установочной партии вертолетов Ка-52. Первые серийные машины данного типа в марте 2010 г. поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Торжке. Серийные поставки вертолета Ка-52 планируются начать с 2011 г.

Совершенствование системы подготовки летного состава для вертолетных структур Вооруженных Сил РФ планируется осуществлять за счет закупки легких учебно-тренировочных вертолетов «Ансат-У» и Ка-60У. Вертолет «Ансат-У» завершил все испытания в 2008 г., и с 2009 г. серийно поставляется в ВВС в качестве учебной машины. В 2009 г. продолжались предварительные испытания вертолета Ка-60У. В 2010 г. его планируется передать на государственные совместные испытания.

Серьезным достижением прошлого года стало заключение 18 августа трех государственных контрактов на поставку ВВС России в период 2010-2015 гг. в общей сложности 64 новых боевых самолетов марки «Сухой». Среди них 48 многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35С (период поставок – с 2010 по 2015 гг.), 12 модернизированных Су-27СМ и четыре двухместных Су-30М2 (период поставок – до конца 2011 г.). Всего за 2008-2009 гг. были заключены долгосрочные контракты на поставку 130 боевых самолетов.

В текущем 2010 г. для нужд ВВС планируется закупить более 70 самолетов и вертолетов.

Кроме закупок новой авиационной техники, в ВВС продолжаются работы по модернизации техники строя и разработке новых перспективных образцов.

Уже в ближайшие годы ВВС получат на вооружение перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. По сравнению с истребителями предыдущих поколений ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы. Первый полет этого самолета произошел 29 января 2010 г. Сейчас завершен первый этап испытаний. В их процессе была проведена оценка устойчивости и управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, а также существенно расширен диапазон скоростей и высот испытаний истребителя.

Планируется сборка модернизированного военно-транспортного самолета, лишь внешне похожего на заслуженный «грузовик» Ил-76 – «изделие 476», который представляет собой практически новую машину.

Для удовлетворения потребностей ВВС по перевооружению ВТА на новую авиационную технику планируется завершить разработку и начать закупки легких и средних военно-транспортных самолетов. С этой целью разрабатывается легкий военно-транспортный самолет нового поколения Ил-112В, который по сравнению со своим предшественником будет обладать расширенными возможностями по перевозке и десантированию легких образцов вооружения и военной техники. Первый полет головного Ил-112В может состояться в январе-феврале 2011 г. Для замены самолетов Ан-12 ведутся проработки перспективного среднего ВТС, интерес, к разработке которого проявили и ВВС Республики Индия.

Планируется продолжить дальнейшую совместную с Украиной работу по созданию и проведению испытаний оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70.

Эффективная политика по разработке и закупкам новой авиационной техники позволит не только обеспечить переоснащение авиации ВВС, но и даст необходимый импульс по развитию основных конкурентоспособных технологий, в том числе по самолетостроению и созданию авиационных двигателей, приведет к созданию новых конструкционных материалов, внедрению перспективных технологий, развитию станочного парка и технологической оснастки предприятий промышленности в интересах развития важнейших отраслей экономики России.


Вертолет Ми-28Н в 2009 году был принят на вооружение

В прошлом году основные усилия командования ВВС были сосредоточены на формировании перспективного облика Военно-воздушных сил, повышении их боеспособности и боеготовности, а также обеспечении выхода на параметры численности военнослужащих, установленные на мирное время.

В перспективе главной целью строительства ВВС является создание качественно нового вида Вооруженных Сил Российской Федерации. Он должен стать основой системы воздушно-космической обороны государства и быть способным во взаимодействии с другими видами ВС РФ в мирное время обеспечить сдерживание потенциальных агрессоров, а в военное – отразить вооруженную агрессию всем имеющимся арсеналом вооружения.

Развитие родов (войск) Военно-воздушных сил – авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск – планируется осуществлять в направлении повышения качества, уровня их обеспеченности и укомплектованности, перевооружения на новые и модернизированные образцы вооружения, военной и специальной техники, повышения уровня натренированности и боевой выучки экипажей и боевых расчетов, качества боевой и оперативной подготовки воинских частей и соединений ВВС.

В дальней авиации основной акцент будет сделан на обеспечение заданного уровня постоянной боевой готовности авиационных СЯС, а также совершенствование форм и способов оперативного и боевого применения.

В военно-транспортной авиации – на поддержание возможностей по обеспечению межтеатрового маневра войск (сил) и десантирования воздушных десантов.

Во фронтовой авиации – на поддержание и наращивание боевых возможностей существующего парка авиации по выполнению основных задач в мирное и военное время, а также создание и освоение в строевых частях современных и перспективных многофункциональных авиационных комплексов.

В армейской авиации основными направлениями развития вертолетов будут являться обеспечение круглосуточности боевого применения, повышение эффективности поражения наземных целей, улучшение летно-технических характеристик, повышение выживаемости, точности навигации, повышение помехозащищенности средств связи.

В современных и прогнозируемых на обозримую перспективу условиях развития военно-политической обстановки Военно-воздушные силы будут играть определяющую роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации как в мирное, так и в военное время. Главное командование ВВС приложит все возможные усилия для укрепления обороноспособности страны.