Проблемы самолета F-35 Lightning II

96
Буквально пару дней назад компания Lockheed Martin опубликовала новые фото из цеха завода, где собираются новейшие истребители F-35 Lightning II. Запечатленные на них агрегаты крыла очередного самолета примечательны тем, что это будет уже сотый истребитель в серии. Всего же сейчас на заводах фирмы в разной степени готовности находится почти 90 бортов. Таким образом, с учетом 50 с лишним уже построенных самолетов, в ближайшие месяцы общее количество новых истребителей превысит отметку в полторы сотни. Как видим, несмотря на все проблемы и критику, «Локхид-Мартин» не только завершили разработку перспективного самолета, но и наладили полноценное серийное производство. Тем не менее, и после развертывания серийного производства сохранились некоторые проблемы, уже не столь большие, как раньше, которые до сих пор являются объектом критики.



Экономика

Основной вал критических замечаний в адрес проекта F-35 касается экономической стороны дела. Несмотря на обещанные преимущества перед существующей и перспективной техникой, самолет получился очень дорогим. В настоящее время производство одного истребителя F-35A обходится более чем в сто миллионов долларов. В середине девяностых, когда работы по этому проекту вошли в активную стадию, планировалось удержать стоимость одного самолета с учетом всех предварительных затрат на уровне в 30-35 миллионов. Как видим, на данный момент имеется трехкратное превышение цены самолета относительно планировавшейся. Само собой, подобные «коэффициенты» не могли не привлечь внимание противников проекта. При этом авторы проекта из фирмы «Локхид-Мартин» оправдываются объективными причинами значительного удорожания, как то сложность освоения новых технологий или создания унифицированной конструкции.

Примечательно, что все затраты на проект прямо или косвенно связаны с политикой, принятой в самом его начале. Поскольку Пентагон желал получить три самолета с разным назначением, отличающимися характеристиками и для трех разных родов войск, инженеры Lockheed-Martin взяли курс на максимальное упрощение конструкции. Кроме того, активно рассматривались вопросы упрощения обслуживания самолета. Как и в случае с предыдущим суперпроектом – F-22 Raptor – все меры по удешевлению не только не привели к оному, но даже увеличили стоимость программы в целом и каждого отдельного самолета в частности. Особенно интересно проект F-35 смотрится в свете концепций создания и применения. Изначально этот истребитель делался в качестве легкого и дешевого самолета, дополняющего тяжелый и дорогой F-22. В итоге получилось соблюсти требуемое соотношение цен, но сто миллионов за борт можно назвать небольшой стоимостью только в сравнении со 140-145 миллионами F-22.

Вероятно, сохранить соотношение стоимости самолетов и программ удалось в том числе и благодаря правильному подходу к делу. Проект F-35 восходит к программе ASTOLV, начавшейся еще в первой половине восьмидесятых, но не имевшей особого успеха. На базе наработок по этому проекту позже были развернуты работы под кодовым названием CALF, которые в итоге объединились с программой JAST. Задачи всех этих программ заметно отличались, но на стадии объединения CALF и JAST уже сформировались общие требования к перспективному истребителю. Возможно, именно номенклатурные моменты, из-за которых затраты по одной программе не приплюсовывались к расходам по другой, в итоге ощутимо уменьшили стоимость итогового проекта F-35. При этом последнее преобразование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology – «Единая перспективная ударная технология»), приведшее только к изменению ее названия на JSF (Joint Strike Fighter – «Единый ударный истребитель»), вряд ли можно считать причиной какой-либо экономии.

Стоит отметить, куда большей экономии удалось добиться при помощи использования имеющихся наработок. К примеру, при проектировании нового истребителя F-35 активно использовалась автоматизированная система CATIA и испытательный комплекс COMOC. Эти системы были созданы специально для проекта F-22, который фактически «взял на себя» их стоимость. Аналогичным образом обстоит дело и с некоторыми новыми технологиями, например с несколькими новыми сортами композитных материалов.

Тем не менее, даже при подобном разделении затрат самолеты F-35 вышли достаточно дорогими. Есть все основания полагать, что основной причиной высокой стоимости этих самолетов является специфическая идея создать несколько самостоятельных машин на базе одной конструкции. Такая задача непроста сама по себе, что уж говорить о современных самолетах, которые должны объединять в себе самые новые технологии. Кроме того, сказалось изменение требований заказчика. В конце девяностых годов ВМС США несколько раз пересматривали и корректировали свои желания в отношении характеристик будущего палубного F-35C. Из-за этого конструкторам Lockheed Martin приходилось постоянно обновлять проект. В случае с отдельной разработкой самостоятельного проекта такие коррективы не повлекли бы за собой каких-либо особо сложных работ. Но в случае с программой JSF, ввиду ее требований по унификации, каждое заметное изменение палубного истребителя или любой другой модификации прямо сказывалось на двух других вариантах истребителя. По различным оценкам, на дополнительные доработки проектов ушло около 10-15% от всего времени конструкторских работ. Очевидно, похожим образом обстояло дело и с лишними денежными затратами.



Техника

Помимо проблем с выполнением тех или иных требований, приводящих к лишним расходам, стоимость программы JSF также была обусловлена рядом новых технических решений, на разработку и проверку которых тоже уходили немалые деньги.

Первыми в глаза бросаются подъемные агрегаты истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Для выполнения требований Корпуса морской пехоты относительно возможности базирования на универсальных десантных кораблях сотрудникам «Локхид-Мартин» совместно с моторостроителями из Pratt & Whitney пришлось потратить много времени на создание подъемно-маршевого двигателя, который мог бы не только давать необходимую тягу, но и вписываться в принятую в проекте идеологию максимальной унификации. Если для создания силовой установки для «сухопутного» и палубного истребителей достаточно было обойтись модернизацией уже имеющегося двигателя PW F119, то в случае с самолетом укороченного или вертикального взлета пришлось предпринять ряд специальных мер.

Еще по результатам старой программы ASTOLV было отсеяно несколько вариантов подъемно-маршевых двигателей. В ходе работ по JSF в компании «Локхид-Мартин» пришли к выводу, что самым удобным из оставшихся вариантов будет применение турбореактивного двигателя с поворотным соплом и дополнительным подъемным вентилятором, приводимым в действие от двигателя. Такая компоновка обеспечивает достаточную для вертикального взлета тягу и удобство управления, хотя и не лишена минусов. Прежде всего, отмечается тот факт, что самолет большую часть времени будет возить лишнюю нагрузку в виде подъемного вентилятора, который необходим только при вертикальном/укороченном взлете или посадке. Все агрегаты вентилятора, от разобщительной муфты до верхних и нижних створок, весят порядка 1800 килограмм, что немного больше сухой массы самого двигателя F135-600. Тем не менее, при использовании высокотемпературного турбореактивного двигателя иные варианты выглядели не слишком удобными. Дело в том, что поток холодного воздуха от вентилятора, сталкиваясь с реактивной струей двигателя, частично охлаждает ее, а также не позволяет перегретым газам попадать в воздухозаборники. Ни одна другая схема размещения подъемной силовой установки не имеет такой возможности и поэтому лишний вес признали допустимой платой за преимущества.

С другим не менее сложным агрегатом силовой установки истребителя F-35B – поворотным соплом – связана интересная история. Изыскания по этой теме начались еще во времена программы CALF, но особых успехов не имели. Потратив много времени, сил и денег, американские ученые и инженеры обратились за консультацией в российское конструкторское бюро им. А.С. Яковлева. В результате продолжительных переговоров американцы смогли купить часть документации по проекту Як-141 и тщательно ее изучить. Уже с использованием полученных знаний было спроектировано новое сопло для двигателя F135-600, имеющее ряд общих черт с соответствующим агрегатом советского самолета Як-141.

И все же, несмотря на использование зарубежного опыта, создание силовой установки для самолета вертикального взлета оказалось очень сложным делом. В частности, незадолго до начала испытаний первого прототипа F-35B с индексом BF-1 обнаружился риск возникновения трещин в лопатках турбины двигателя. Из-за этого в течение нескольких месяцев все испытания подъемных агрегатов проводились с серьезными ограничениями по мощности, а после каждой газовки требовалось обследование двигателя на предмет повреждений. В результате достаточно длительных работ по доводке силовой установки все-таки удалось ликвидировать все основные ее проблемы и обеспечить требуемую надежность. Стоит отметить, эти неполадки до сих пор время от времени ставятся в вину новому самолету, а в ряде источников упоминается появление новых трещин, в том числе и на серийных самолетах.

Не обошлось без проблем и при создании палубного варианта F-35C. Первоначально предполагалось повысить его взлетно-посадочные характеристики при помощи двигателя с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем. Однако еще в конце девяностых годов общая сложность и стоимость программы JSF/F-35 выросли настолько, что было решено оставить только управляемый вектор тяги. Согласно некоторым источникам, сотрудники Lockheed Martin и смежных предприятий уже успели начать исследовательские и проектные работы по теме системы управления пограничным слоем, но вскоре прекратили их. Таким образом, в общую стоимость программы добавились еще одни расходы, которые, однако, не имели никакой практической пользы.

Как и предыдущий истребитель F-22, F-35 изначально должен был оборудоваться мощным вычислительным комплексом, который обеспечивал бы возможность работы по воздушным и наземным целям, навигацию, управление всеми системами самолета и т.д. При создании комплекса авионики для F-35 широко использовались наработки по проекту F-22. В то же время, были учтены некоторые особенности производства компонентов для электроники. Предполагалось, что использование самых новых комплектующих позволит не только повысить характеристики оборудования, но и защитить самолет от неприятностей наподобие тех, что случились с F-22 в середине девяностых. Напомним, тогда, вскоре после начала испытаний первой версии вычислительного комплекса, производитель использовавшихся микропроцессоров объявил об окончании их выпуска. Сотрудникам сразу нескольких компаний, занятых в проекте F-22, пришлось в срочном порядке переделывать немалую часть электроники.

Основным средством получения информации об обстановке у самолета F-35 является бортовая радиолокационная станция AN/APG-81, оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также по конструкции самолета распределены шесть оптико-электронных датчиков системы AN/AAQ-37, следящих за обстановкой во всех ракурсах. Для наблюдения и использования оружия самолет оснащается тепловизионной системой AAQ-40. Также стоит внимания станция активных радиопомех AN/ASQ-239. В течение нескольких лет разработки, испытаний и доводок американским инженерам удалось решить почти все проблемы радиоэлектронного оборудования для F-35.

Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота. Дело в том, что в соответствии с требованиями военных и измышлениями авторов общего облика F-35, пилоты перспективных истребителей должны работать со специальным шлемом, стекло которого оснащено системой вывода информации. На нашлемном экране планируется выводить все данные, необходимые для навигации, поиска целей и атаки. Первоначально разработкой шлема занималась компания Vision Systems International, но в течение нескольких лет ей так и не удалось довести его до ума. Так, даже в конце 2011 года отмечались задержки в отображении информации на нашлемном экране. Кроме того, электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации. Из-за этих неполадок шлема от VSI и непонятных сроков их исправления компания Lockheed Martin была вынуждена заказать фирме BAE Systems разработку альтернативного варианта пилотского шлема. Уже существуют его прототипы, но принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего.



Перспективы

Если сравнивать состояние проектов F-35 и F-22 на момент начала серийного производства, то в первую очередь в глаза бросается степень общей доведенности истребителей. Похоже, инженеры и менеджеры Lockheed Martin учли все неприятности, случившиеся с предыдущим перспективным самолетом и постарались избежать основную массу проблем, мешавшую ранее. Конечно, доводка и дополнительные испытания всех трех модификаций F-35 отняли дополнительное время и деньги, но такую плату, по-видимому, посчитали приемлемой в свете возможных дальнейших проблем. Поэтому в настоящее время «Лайтнинг-2» имеет в основном финансовые проблемы и, как следствие, не вполне понятные перспективы, касающиеся в первую очередь поставок на экспорт.

Уже который год истребитель F-35 подвергается различной критике со стороны экспертов разных стран, в том числе и участвующих в проекте. Пожалуй, самой интересной является позиция австралийских военных и экспертов. Эта страна давно намеревается закупить некоторое количество новых истребителей с большими перспективами, причем желает приобрести самолеты F-22. США, в свою очередь, так же давно четко и ясно отказали всем зарубежным странам в возможности таких поставок и предложили «взамен» более новые F-35. Австралийцы, не желая лишаться возможности купить F-22, в течение последних лет регулярно стали поднимать вопрос целесообразности покупок F-35 в частности и перспектив этого самолета вообще. Нередко встречается мнение, что в погоне за более интересным «Рэптором» австралийцы готовы обвинять «Лайтнинг-2» в несуществующих недостатках. Тем не менее, в текущих условиях заявления из Австралии можно использовать как один из источников информации, не вызывающей серьезное недоверие.

Одними из самых известных и скандальных являются заявления аналитиков центра Air Power Australia. Проанализировав имеющуюся информацию, эксперты еще несколько лет назад признали самолет F-35 истребителем поколения 4+, хотя «Локхид-Мартин» позиционирует его как принадлежащий к пятому. В доказательство своих слов австралийские аналитики привели малую тяговооруженность самолета и, как следствие, невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа, относительно большую заметность для РЛС и ряд других факторов. Чуть позже австралийский аналитический центр сравнил соотношение возможностей истребителей F-22 и F-35 с мотоциклом и мотороллером. Кроме того, уже который год австралийские эксперты проводят сравнительные анализы F-35 и систем ПВО различных стран. Результатом таких расчетов постоянно становится вывод о почти гарантированной победе зенитчиков. Наконец, несколько лет назад австралийские военные присутствовали при виртуальной отработке воздушного боя между американскими самолетами F-35 и российскими Су-35 (поколение 4++). По информации, поступившей от австралийской стороны, американские самолеты, как минимум, не показали всего того, что должны были. Эти неудачи американской техники в «цифровом виде» официальный Пентагон объяснил некими другими целями. Так или иначе, Австралия продолжает оставаться самым ярым критиком проекта F-35.

Несколько дней назад австралийское издание Sidney Morning Herald опубликовало выдержки из попавших к нему планов министерства обороны страны. Из этих цитат прямо следует, что австралийские военные намерены разорвать договор с США на предмет поставок новых F-35. Вместо дюжины «Лайтнингов» Канберра собирается приобрести некоторое количество истребителей-бомбардировщиков F/A-18 последних модификаций. Действия австралийских военных создают устойчивое впечатление, что командование ВВС считает F-35 значительно уступающим по стоимости-эффективности более старому F-22 и поэтому не стоящим внимания и затрат. Именно по этой причине ВВС Австралии готовы покупать старые и проверенные F/A-18, но не новые и сомнительные F-35.

В апреле прошлого года в кулуарах канадского министерства обороны разразился настоящий скандал. Несколько лет назад, когда Канада вступала в программу F-35, планировалось купить 65 самолетов F-35A общей стоимостью около 10 миллиардов долларов. С учетом двадцатилетней службы самолетов все расходы должны были уложиться в 14-15 миллиардов. Немного позже канадцы пересчитали затраты по контракту и выяснилось, что в общей сложности самолеты обойдутся в 25 миллиардов. Наконец, к концу 2012 года, в результате очередного перерасчета, общая стоимость покупки и эксплуатации самолетов выросла до 40 с лишним миллиардов. Из-за такого увеличения расходов Оттава вынуждена отказаться от покупки нового истребителя пятого поколения и рассмотреть более скромные варианты. Примечательно, что из-за затягивания проекта F-35 канадские ВВС оказались в не слишком приятном положении: имеющаяся техника постепенно вырабатывает свой ресурс, а поступление новой начнется не сегодня и не завтра. Поэтому Канада сейчас рассматривает возможность покупки истребителей F/A-18 или европейских Eurofighter Typhoon с целью сэкономить деньги и время.

Все текущие экспортные проблемы самолета F-35 основываются на целом ряде причин. Сложность проекта привела к затягиванию сроков и медленному, но верному увеличению стоимости как программы в целом, так и каждого самолета в частности. Все это не могло не сказаться на экспортном будущем истребителя. ВВС, ВМС и КМП Соединенных Штатов, будучи основными заказчиками, обязательно должны продолжить закупки новой техники. Максимальным риском для программы в таком случае будет уменьшение количества закупаемой техники. Экспортные поставки имеют менее ясные перспективы, ведь дальнейшее смещение сроков и увеличение цены только отпугнут возможных покупателей.



Сегодня и завтра

Тем временем в 2012 году в общей сложности взлетело три десятка новых самолетов F-35, что в два с лишним раза превышает темпы производства 2011 года. Свои первые истребители получили ВВС Великобритании (два) и Нидерландов (один). Кроме того, первые три истребителя F-35B отправились служить в строевую эскадрилью Корпуса морской пехоты. По официальным данным компании «Локхид-Мартин», за прошлый год было выполнено 1167 испытательных полетов (на 18% больше плана), в ходе которых набрано 9319 баллов, характеризующих прогресс (план перевыполнен на 10%). Как видим, американцы даже не думают прекращать доводку и производство новейших истребителей. На текущий 2013 год запланированы испытания и доработка бортового радиоэлектронного оборудования версии Block 2B, а также первые испытания вооружения. На лето назначены первые испытания модификации укороченного взлета на универсальных десантных кораблях проекта Wasp.

В общем, сотрудники всех компаний и предприятий, занятых в проекте F-35, продолжают работать над ним и не собираются от него отказываться. Да и сам проект уже давно прошел точку невозвращения, поэтому у военных и инженеров нет обратного пути – нужно продолжать доводку и строительство новых самолетов. Все проблемы со сложностью той или иной части проекта, а также вызванные ими задержки в реализации в конечном итоге приводят к повышению стоимости всей программы. Но, как уже говорилось, обратной дороги нет, F-35 будут служить любой ценой.

Вот только не совсем понятно, как будет выглядеть следующее обновление американских ВВС, если цена очередного самолета будет еще выше, чем сейчас. В конце девяностых один из высокопоставленных руководителей фирмы «Локхид-Мартин» Н. Огастин подметил, что каждые десять лет программа разработки нового истребителя дорожает в четыре раза относительно предыдущей. Если эта тенденция сохранится, то к середине XXI века один годовой военный бюджет США образца конца девяностых будет эквивалентен затратам на разработку и строительство всего одного самолета. По меткому выражению Огастина, три с половиной дня в неделю этот истребитель будет служить в ВВС, еще столько же в ВМФ, а в особо удачные годы он изредка будет «перепадать» Корпусу морской пехоты. Сможет ли «Лайтнинг-2» прекратить эту нехорошую традицию? Судя по текущей обстановке, вероятность этого не так уж велика.



По материалам:
http://lockheedmartin.com/
http://pw.utc.com/
http://jsf.mil/
http://airwar.ru/
http://ausairpower.net/
http://lenta.ru/
http://rnd.cnews.ru/
http://smh.com.au/
Кудишин И.В. F-22 «Рэптор» и JSF. Американские истребители пятого поколения. – М.: Астрель/АСТ, 2002
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    1 февраля 2013 08:40
    За такие деньги, которые он стоит, его эскадрилия F-16 должна прикрывать.
    1. +2
      1 февраля 2013 09:02
      Цитата: Владимирец

      За такие деньги, которые он стоит

      можно построить 2 Т-50. (наверное). smile
      1. +13
        1 февраля 2013 09:56
        А ведь по сути своей это наша разработка.. ЯК 141 слитый за бугор сволочами ельциным, горби и другими мразями.
        1. +5
          1 февраля 2013 17:47
          Очень и очень частично, и только по одному из самолетов. Де-факто, это позволило американцам сократить издержки на тупиковых вариантах и проведении ряда испытаний.
          1. Kassandra
            0
            23 февраля 2015 12:28
            не очень частично а целиком.

            два других есть всего-лишь упрощения третьего.
        2. +3
          1 февраля 2013 21:04
          Ну не надо как всегда пытаться выдать желаемое за действительное.Немного слямзили движок и совсем немного аэродинамики.И это вы называете нашей разработкой?
          1. klop_mutant
            +3
            1 февраля 2013 23:04

            Угу, практически ничего общего.
          2. Darck
            0
            2 февраля 2013 22:54
            Можно конкретно перечислить,что они там слямзили ?Очень интерестно...
            1. 0
              5 февраля 2013 03:56
              А кто-нибудь знает цену наших Су-35? Ради посмеяться, сколько превосходящик этот Ф-35 сушек можно на его цену купить laughing

              EDIT: я сам в вики нашёл, экспортная стоимость - 85 млн. Значит построить - где-то 50. Так что на один корявый Ф-35 можно 2 штуки Су-35 которые гораздо лучше этого Ф-35. Нормально да?
              1. vovanbesmert
                +1
                17 мая 2014 00:38
                чем су 35 превосходит ф 35. Манёвренность ф 35 не нужна,этот показатель нивелирует сайдвиндер9Х - данная вундервафля может стать кошмаром для нашых истребителей 1. матричная головка этой ракеты с большим разрешением не чувствительна к ик ловушкам ( на испытаниях ракета поразила 21 из 22 целей ( постановки помех против ракет были)2. изменяемый вектор тяги даёт эттой ракете превосходную манёвренность - выше чем у р73 ( увы даже су35 может и не уйти). 3 АИМ9Х версия 3 ая планируется с увеличенной дальностью (50-55 км) а это уже показатели ракет средней дальности типа Р27эр и .т.д с манёвренностью ракет малой дальности. и это прискорбно всё сверхманёвренность на смарку !
                1. Kassandra
                  0
                  11 августа 2014 10:04
                  может ему с такими ракетами вообще способность летать не нужна? а что - будет поражать прямо с полосы...
            2. Kassandra
              0
              10 августа 2014 15:34
              абсолютно все слямзили... кроме газодинамической системы ориентации которую они до этого вместе с харриером слямзили у англичан (он тоже не лицензионный) bully
              собственное американское самолетостроение по STOVL застряло в Белл X-14 (это типа не-до Як-36)
              из сверхзвукых до покупки Як-141 у них был только ни разу не летавший XFV-12
              можно посмотреть на два эти самолета и сравнить laughing
              F-35 это просто Як-141 облепленный противорадиолокационными болотами, в котором два закабинных ПД заменили на вертилятор от XV-5
              причем если в случае с харриером Её Величеству Королеве Английской идут бапки хотябы за его запатентованный двигатель, то в случае с Яком - России вообще никакие бапки не идут, и мало того все технические решения Яка ковбои запатентовали как свои собственные bully
            3. Kassandra
              +1
              23 февраля 2015 12:24
              Можно - ВСЁ! bully передача технологии носила официальный характер и заняла 1,5г

              потом Локхид добавил элементы невидимости и поменял два подьемных двигателя Яка на вентилятор от XV-5
              адаптацией всех этих изменений занималось то же советское КБ нанятое на субподряд. сами американцы не сделали ничего, только незначительно меняли аивонику и БРЭО потом на протьяжении 20 лет.

              "зубило" (жигули-восьмерка) в молдингах это по прежнему зубило.
        3. 0
          9 июня 2017 13:00
          скорее ЯК-201, силовая установка полностью содрана. А что слили, может не так и плохо - и ЯК то был не очень, а этот вообще посмешище. Две ошибочные концепции - вертикальный взлёт и стелс-технологии в ущерб боевой эффективности = F-35
    2. Инсургент
      -4
      1 февраля 2013 10:29
      Доведут самолет тем более уже изготовлено 100 единиц а т-50 только 4 протатипа
      1. +7
        1 февраля 2013 10:34
        Цитата: Инсургент

        Доведут самолет тем более уже изготовлено 100 единиц а т-50 только 4 протатипа


        Согласен. Бабла они конечно не хило влили. Но уже имеется 100 едениц. Доработать их я думаю не сильно проблематично в будущем. А вот нашим с ПАК ФА нужно немного темп прибавить. Да самолет крутой, но строить нужно быстрее.
        1. +7
          1 февраля 2013 10:51
          Цитата: Манагер
          Согласен. Бабла они конечно не хило влили. Но уже имеется 100 едениц. Доработать их я думаю не сильно проблематично в будущем. А вот нашим с ПАК ФА нужно немного темп прибавить. Да самолет крутой, но строить нужно быстрее.

          Что бы увеличить темп, нужно ввалить ещё столько же бабла. Быстрая доводка самолета возможна при наличии приличной установочной партии. Но я смысла не вижу гнаться. Кроме радара, наше поколение 4++ ни чем не ступает ни рапторпу и F-35. А ну и по предельной скорости в бесфорсажном режиме.
          1. +5
            1 февраля 2013 11:21
            Цитата: Инсургент
            Доведут самолет тем более уже изготовлено 100 единиц а т-50 только 4 протатипа

            Цитата: Манагер
            Согласен. Бабла они конечно не хило влили. Но уже имеется 100 едениц. Доработать их я думаю не сильно проблематично в будущем. А вот нашим с ПАК ФА нужно немного темп прибавить. Да самолет крутой, но строить нужно быстрее.

            Цитата: PROXOR
            Что бы увеличить темп, нужно ввалить ещё столько же бабла. Быстрая доводка самолета возможна при наличии приличной установочной партии. Но я смысла не вижу гнаться. Кроме радара, наше поколение 4++ ни чем не ступает ни рапторпу и F-35. А ну и по предельной скорости в бесфорсажном режиме.

            Товарищи не стоит так кипишить по поводу т-50! Не стоит сравнивать т-50 и f-35 так как f-35 гораздо ранше производится сирийно а т-50 только пратотипы. В этом случае мы яно не безащитны хоть и стоят у нас на вооружении истрибители поколения 4+ и 4++. Сейчас су-35с в ближайшее время поступит на вооружение, ну а там и т-50 подоспеет. Дела идут согласно графику .
            1. Инсургент
              +2
              1 февраля 2013 11:59
              90% процентов стоят су-27,и миг-29 ещё советских
              1. 0
                9 июня 2017 13:09
                В США тоже 90% это F-15, F-16, F-18 и тому подобное. А всё это новое барахло будет изготовлено, оплачено, сделает несколько демонстрационных боевых вылетов (дабы показать якобы их нужность) а потом будет потихоньку списано ввиду явной небоеспособности (пример - F-117), а F-15, F-16, F-18 и т.п. будут модернизированы и продолжат службу
            2. +3
              1 февраля 2013 17:25
              учитывая, что документация на раптор была подогнана аж в далеких 20-ых, то мы вполне нормально идем по срокам. уже 5 прототип Т-50 на подходе. к концу года должно быть 8,а Сергей(ССИ) вроде писал, что все 10. и стоит взять во внимание то, что у них заводы по 15 лет не простаивали. нет заказов, есть ремонт и прочее обслуживание. мощности сохранились.
          2. +3
            1 февраля 2013 11:24
            Цитата: PROXOR
            поколение 4++


            Да я полностью с тобой согласен. Поколения 4+ и ++ более чем достаточно. Единственное как я писал вчера или позавчера нужно нам военные округа все укомплектовать 4+ на 100% . У нас этого пока нету. А враг не дремлет.
            1. +10
              1 февраля 2013 13:28
              Я вообще не понимаю паники по поводу того , что у нас нет самолета 5 го поколения, есть прекрасные машины которые дадут фору этим уродцам на много лет вперед, нужно делать т -50 не спеша и всерьез - не на одно 10-тилетие проект.
              Все уже видят это вранье про невидимость технологий стелс, и прочую трехомудь. Вкладывать бабло в создание оружия, которое нужно для того, чтобы противостоять оружию которого нет, это пустая трата денег. Это , как программа СОИ которой пугали СССР, и мы на этой волне тратили на оборону деньги бо"льшие чем требовалось.
              Нужен баланс: количество техники должно соответствовать инфраструктуре обслуживания, возможности государства его содержать и обученном персонале. Зачем кричать - Мало строим, если летать и обслуживать технику будет некому. Нужен сбалансированный подход.
            2. +1
              1 февраля 2013 17:49
              Ну, если так думать, то вполне можно воевать Мосинкой и наганом. Но почему-то не воют, верно?
              1. alex popov
                0
                2 февраля 2013 19:25
                Цитата: Пупырчатый
                Ну, если так думать, то вполне можно воевать Мосинкой

                Воюют люди , а не техника. При сопоставимых технологиях "...победят те, кто больше хочет победить...". В существующей ситуации, перевооружение-перевооружением, но в приоритетах подготовка личного состава на первое место должна выходить.
                З.Ы. Трехлинейка-отличное оружие. МОЖНО воевать.)
          3. Инсургент
            -1
            1 февраля 2013 11:58
            Хорошо а сколько тех же су-35 пару штук
          4. moritz
            +4
            1 февраля 2013 17:41
            Цитата: PROXOR
            Но я смысла не вижу гнаться. Кроме радара, наше поколение 4++ ни чем не ступает ни рапторпу и F-35. А ну и по предельной скорости в бесфорсажном режиме.

            но как же сильно оно уступает по количеству
        2. 0
          1 февраля 2013 17:09
          Цитата: Манагер
          Да самолет крутой, но строить нужно быстрее.

          Пока еще это не доказано. Испытания покажут. Двигателя пока нет... А то что существует сейчас можно считать демонстратором технологий.
        3. Avenger711
          -1
          1 февраля 2013 20:25
          Ошибаетесь. Доработка - основная проблема.
      2. +2
        1 февраля 2013 11:53
        Может сначала надо довести самолет до ума, а потом строить? Дешевле получится намного. Ну, Америка опять свой госдолг увеличит и доведет самолет, а потом переделает все 100 остальных...
      3. +1
        1 февраля 2013 13:15
        100 недоработанных гробов, на их доработку еще столько же бабла уйдет, жаль , что у них нет проблем с печатаньем этого самого бабла (.
        4 качественно доработанных прототипа , дадут качественную серию.
        1. +2
          1 февраля 2013 16:42
          Дополним их качественными комплексами РЭБ и "пернатые заклятые друзья" прижмут "опы.
  2. +14
    1 февраля 2013 09:19
    Чем больше проблем у новой техники "друзей", тем приятней читать новости. Даешь 200 мл. за машину!!!!
    Рано или поздно они сами себя поставят в тупик.
    1. alex21411
      0
      1 февраля 2013 18:31
      Да они уже походу поставили себя в тупик)
  3. logik
    0
    1 февраля 2013 09:48
    2 Т-50 эт точно.
    К тому же эта их летающая несуразность. Его будут доводить и строить даже если его будут сбивать пачками. Самолёт нужен сейчас, а другого нет. Если строить совершенно новый, то уйдут года, и воздушный флот штатов не будут воспринимать как серьёзного противника, отсюда выводы.
    1. Avenger711
      -1
      1 февраля 2013 20:28
      F/A-18E/F с вами не согласен.
    2. 0
      9 июня 2017 13:19
      У америки есть вполне нормальные самолёты которые НЕ ХУЖЕ, а при небольшой модернизации будут ЛУЧШЕ этих стелс-уродцев, проверенные, надёжные и очень боеспособные. Именно они и несут сейчас основную нагрузку по обеспечению американской экспансии. А все эти новинки никакого существенного влияния на ход боевых действий в известных конфликтах не оказывали (вопрос решали томагавки и страйк-иглы) и служат лишь для распиливания бюджета. Каждый изготовленный F-35 повышает обороноспособность России значительно больше чем Т-50
  4. +5
    1 февраля 2013 09:57
    Жаль сбивать такие дорогие самолеты будет. Жаль, но придется.
  5. Cheloveck
    +6
    1 февраля 2013 10:44
    Мне кажется, что штаты, по примеру Германского рейха увлеклись вундервафлями.
  6. borisst64
    -9
    1 февраля 2013 11:01
    Наш Т-50 внешне очень похож, особенно с переднего ракурса, когда не видно, что у нашего два двигателя.
    1. +14
      1 февраля 2013 11:06
      Вы не правы, нифига они не похожи.
    2. DuraLexSedLex.
      -1
      1 февраля 2013 15:37
      Ну есть такая наука аэродинамика...так вот без обид, но все самолеты в чём-то похожи;)А если к самолётам предъявить одни и теже требования и рамки, они реально будут в чем-то походить друг на друга, как-то так)
    3. 0
      1 февраля 2013 17:28
      Цитата: borisst64
      Наш Т-50 внешне очень похож, особенно с переднего ракурса, когда не видно, что у нашего два двигателя.

      А вы пожалуйста повнимательней присмотритесь, а то как то ......слова подобрать не могу.
    4. +1
      1 февраля 2013 17:50
      Не похож. Есть определенная схожесть с раптором.
      1. 0
        1 февраля 2013 17:59
        Цитата: Пупырчатый
        схожесть с раптором.

        Как у лани с коровой.
        1. alex21411
          +1
          1 февраля 2013 18:34
          Извини, по ошибке минус влепил выше, компенсация с меня drinks
  7. +6
    1 февраля 2013 11:07
    Самолет конечно еще тот, и проблем валом и цена, но с какой скоростью его делают -эх, нам бы так!
  8. Джон из США
    +3
    1 февраля 2013 11:08
    Примерно такая-же история происходила в 1944 году при Гитлере.
    Тогда Гитлер принял решение делать дорогие KingTiger
  9. VoStattik
    -1
    1 февраля 2013 11:18
    Самолёт получился как многие западные машины - излишне дорогой и с сомнительными возможностями.
  10. +1
    1 февраля 2013 11:29
    Когда проходил выбор между Боингом и Локхидом по JSF, стоимость машины не должна была привышать 40млн$. Под это удалось собрать много покупателей, хотевших иметь самолет 5го поколения по цене чуть дороже ф-16. Время показало, что цена выросла в разы и рост продолжается, а самолет как бы и не 5-е поколение. Вот и заказчики, которые уже и потратились на них, смотрят в другую сторону.
    В статье указана стоимость Раптора как 140-150 млн., на сколько я знаю, то стоимость машины с заложенными исследованиями и прочим около 350 млн. При этом на ф-22 также много от чего отказались из-за сверхстоимости.
    1. +2
      1 февраля 2013 21:11
      140 млн - это чистая стоимость 1 машины.Когда речь идёт о ценах на наши самолёты,все цифры означают стоимость машины без учёта НИОКР и тд.
  11. +4
    1 февраля 2013 11:32
    На форуме преобладает мнение, что самолетик так себе (я этим полностью согласен), а МИГ -35машина шикарная и очени нужная (закрыть пробел легких истребителей) и при прочих равных условиях " наваляет "F -35 однозначно, только одна загвоздка F -35 -100шт.,а МИГов сколько -0, из этого делаем простой вывод как бы небыл плох F -35, что мы противопоставим ему в небе? ДАЕШЬ ЗАКАЗ НА 150 МИГов!!!!!
    1. Инсургент
      -2
      1 февраля 2013 12:04
      TSOOBER ну чего такая уверенность на палят ты знаешь программа ф-22 стоит 75 млд,а т-50 2млд ,запорожец может быть лучше мерседеса а электроника у амеров намного лучше это и тех процесс
      1. +5
        1 февраля 2013 14:45
        Хорош мерседес наверное, если пилот из него 5 часов выйти не может laughing и его достают с помощью резака!
        1. +10
          1 февраля 2013 17:29
          А у нас все гладко и не сучка ни задоринки? Народ, хватит уже шапкозакидательства! Лучше переоценить противника, чем его недооценить. Лучше бы обсуждали технические изюминки проекта F-35 или F-22...
          1. Pinochet000
            +3
            1 февраля 2013 20:37
            Цитата: Zerstorer
            Народ, хватит уже шапкозакидательства! Лучше переоценить противника, чем его недооценить

            Вот-вот, например ситуационную осведомленность или крейсерский сверхзвук, малозаметность, а сравнивать цену особенно в сравнении США смешно, они это печатают и заявить могут любую цену-стоимость-себестоимость, лишь бы подороже загнать союзникам...ИМХО
            Ничему не учимся, причем на собственном опыте, 41г забыли? Разрыв в ТТХ еще больше сейчас...по некоторым видам.
    2. +3
      1 февраля 2013 21:12
      Цитата: TSOOBER
      МИГ -35машина шикарная и очени нужная (закрыть пробел легких истребителей) и при прочих равных условиях " наваляет "F -35 однозначно,

      как бесят безмозглые шапкозакидатели...
      1. +1
        3 февраля 2013 15:12
        Конкретизируй однако.с чем не согласен?
  12. +2
    1 февраля 2013 11:42
    Ну, у амереканцеы ситуация патовая. Они активно использовали свои самолеты, в отличии от нашего застоя в 90х, когда они взлетали раз в год. Кроме того, у них огромная доля палубной авиации, а это высокие перегрузки на взлете и посадке.
    То есть при равном возрасте самолета, у амереканского усталость металла в конструкции в разы выше, чем у наших самолетов.
    Сейчас эта "усталасть" дошла до того, что были случаи, когда самолеты просто разваливались в воздухе. Пока это редкость, но уже многие самолеты на грани, поэтому срочно нужна замена в виде ф-35.
    1. +2
      1 февраля 2013 17:16
      к сожалению наши самолеты не в такой степени, но в приближенной постигла та же участь. уже ни раз писали о том, что состав су-27 уб сильно изношен и что чуть ли не половина не годится для полетов.
      к тому же у них парк ЛА чаще обновляется. 90 бортов стоит на конвеере...вы только прикиньте если бы на нашем портале появилась новость о 90 штук су-35с на выходе...это была бы просто эйфория ! хотя перспектива до 2016 вроде гоа под 80 штук тоже прекрасна.
  13. +1
    1 февраля 2013 11:43
    Джон из США,
    Поправка- "Konig tiger"
    1. +1
      1 февраля 2013 17:00
      Ну тогда уж более точно - Тигр 2. Королевский тигр - название неофициальное
  14. alex popov
    0
    1 февраля 2013 11:45
    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

    Напомнило сюжет из фильма "Войны Пентагона" о принятии на вооружение БМП Бредли.
    Надеюсь, не найдтся у них свой "полковник Бертон" и ф-35 так и останется супердорогой и малополезной вундервафлей.
    1. +2
      1 февраля 2013 12:45
      Настоящий Бертон вскоре после тех событий уволился. А прототип Партриджа, вероятно, никуда не делся. wink
      1. Avenger711
        -1
        1 февраля 2013 20:31
        Colonel Burton - герой фракции USA в игре C&C Generals. laughing
      2. alex popov
        +1
        2 февраля 2013 18:46
        Цитата: Glenn Witcher
        Настоящий Бертон вскоре после тех событий уволился. А прототип Партриджа, вероятно, никуда не делся.

        Я бы даже тост поднял: "За то чтоб не перевелись на земле американской "генералы Партриджы". Аминь." laughing hi
  15. 0
    1 февраля 2013 11:57
    ...Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота... ...электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации... ... принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего."
    Интересно, а для танкистов разрабатываются подобные шлемы? Их наверняка сделать проще, чем для лётчиков. А насколько удобнее было бы командиру танка в таком шлеме... Да и механик-водитель, наверное, не отказался бы...
    1. +1
      1 февраля 2013 21:14
      дороговато будет...для танка
  16. новичок
    -2
    1 февраля 2013 12:05
    Цитата: Stiletto
    Жаль сбивать такие дорогие самолеты будет. Жаль, но придется.

    много насбивал уже? много ли вообще в истории примеров когда наши лётчики противников "пачками" сбивали?
    1. +7
      1 февраля 2013 12:16
      Цитата: новичок
      много насбивал уже? много ли вообще в истории примеров когда наши лётчики противников "пачками" сбивали?

      Северная Корея и Вьетнам тебе мало? И ещё на злобу дня. Весной 1945 года, в небе на Германией, одиночно идущего Ивана Кожедуба, атаковало два американских P-51 Мустанг, принявших его за самолет Вермахта. Кожедуб не только увернулся из под атаки этой пары но и сбил обоих, поскольку те не оставили ему выбора.
      Ещё примеры нужны! Со времен Вьетнама это все бравая полосатая команда Асов воюет только с теми у кого уже фактически нет ПВО.
      1. moritz
        +2
        1 февраля 2013 17:51
        вот так вот и живем прошлыми заслугами наших отцов и дедов, только времена тогда были другие и люди. Даже ПВО было практически вокруг каждого промышленного города, а сейчас оно есть у нас?
    2. Avenger711
      -2
      1 февраля 2013 20:35
      24 июня 1941-го года над Минском перехватили группу Ju-87. Отчитались о 20 сбитых, немцы подтверждают 9 потерянных машин. С учетом уровня превышения личных счетов пилотов РККА над реально уничтоженными фашистских стервятников, составлявшего примерно 4х, ребятки еще поскромничали.
  17. +8
    1 февраля 2013 12:14
    Стыдно и обидно за наше славное руководство конца 80-х - начала 90-х годов, когда наработки огромного коллектива КБ Яковлева, потратившего годы и огромные деньги государства на разработку поворотных сопел, толкнули американцам. Не удивлюсь, если за смешные для них деньги. Без этого этот самолет стал бы вдвое дороже чем сейчас. А у нас Як-141 так и не появился.
    1. Avenger711
      +1
      1 февраля 2013 20:37
      Надо КБ им. Яковлева наградить. Если бы у янки возникли неразрешимые проблемы, они могли бы вообще отказаться от этого хлама и проект пошел бы куда проще.
  18. новичок
    +3
    1 февраля 2013 13:26
    Цитата: PROXOR
    Кожедуб не только увернулся из под атаки этой пары но и сбил обоих, поскольку те не оставили ему выбора.

    единичные случаи - это не "пачки". За Ивана Кожедуба вместе с тобой порадуюсь. А общей статистикой по итогам войны не интересовался? А зря. много нового узнал бы. Сколько наши лётчики немцев за годы войны сбили, сколько немцы наших,сколько наши лётчики своих же самолётов убили в авариях и катастрофах... Заодно поинтересуйся статистикой к примеру ф-15 и ф-16 из "полосатой команды" - соотношение побед к потерям в воздушных боях за все годы своего существования,и такую же статистику по нашим су-27 и миг-29 посмотри,тебе будет интересно... Это конечно не программа "смотр" от НТВ по телевизеру, но тем не менее...
    1. +10
      1 февраля 2013 14:14
      Цитата: новичок
      единичные случаи - это не "пачки". За Ивана Кожедуба вместе с тобой порадуюсь. А общей статистикой по итогам войны не интересовался? А зря. много нового узнал бы. Сколько наши лётчики немцев за годы войны сбили, сколько немцы наших,сколько наши лётчики своих же самолётов убили в авариях и катастрофах... Заодно поинтересуйся статистикой к примеру ф-15 и ф-16 из "полосатой команды" - соотношение побед к потерям в воздушных боях за все годы своего существования,и такую же статистику по нашим су-27 и миг-29 посмотри,тебе будет интересно... Это конечно не программа "смотр" от НТВ по телевизеру, но тем не менее...


      И Вам я советую действительно до конца со всеми фактами ознакомится.
      Факт первый: Асы Люфтвафе записывали на свой счет все самолеты которые они уничтожили, при этом не важно то что он был на земле.
      Факт второй: Строевой летчик люфтвафе имел налет КАКМИНИМУМ 80-90 часов на том типе машин, на чем он должен воевать, советские младшие лейтенанты имели максимум 8 часов. И учили их в отличии от Люфтвафе только взлет посадка.
      Факт третий: Советским летчикам присуждался сбитый самолет при подтверждении что самолет упал либо наземными войсками либо другими членами эскадрилии. Поскольку часто победы наших летчиков были над территорией противника, не всегда победа могла быть зафиксирована. Часто летчики Асы припысывали победы другим летчикам, более молодым и малоопытным, которые оказывали содействие в сбивании самолета.
      Факт четвертый: Ф-15 и Ф-16 не сталкивались в прямом бою с нашими машинами. Все столкновения этих истребителей с нашими под управлением тех же Сирийцев, Египтян и других стран, кому мы продовали их.
      Факт пятый: Я не помню фамилий, но в начале 90х наши лучшие летчики наспор а американцами устроили учебные воздушные бои. Из 10 боёв 9 остались за нашими и 1 ничья.
      Новичек БОЛЬШЕ ФИГНЮ НЕ ПЕЧАЙТЕ!!!! Стыдно становится за таких "знатаков" истории.
      1. +4
        1 февраля 2013 14:54
        PROXOR, спасибо, что за меня перед пользователем "новичок" отбился, его комменты мне адресованы были, но что-то лень стало в дискуссию по очевидным вещам вступать. Прекрасно все обосновал, уважаю. И, кажется, я только что помог Вам стать капитаном )))
        1. +1
          1 февраля 2013 15:41
          Цитата: Stiletto
          И, кажется, я только что помог Вам стать капитаном )))

          Пока СтаршЁй я)))!!!! Да ну и пофиг, я не для статистики тут.

          Пардон, написал тебе и увидел что капитан!))))))))))
          1. +1
            1 февраля 2013 16:16
            Вот и я о том же, поздравляю! Так сказать, "За заслуги перед "Военным обозрением"!
      2. SSR
        +2
        1 февраля 2013 15:21
        Цитата: PROXOR
        Я не помню фамилий, но в начале 90х наши лучшие летчики наспор а американцами устроили учебные воздушные бои

        Хотел приврать, да не смог…, как америкосы хотели наши сушки угробить

        Харчевский и Карабасов
        http://atnews.org/news/khotel_privrat_da_ne_smog_kak_amerikosy_khoteli_nashi_sus

        hki_ugrobit/2012-05-23-2766
        Наверное, не стоит подробно рассказывать всем известный факт, что тогда наши лётчики при совместном проведении нескольких воздушных показательных боёв подчистую раздербанили лучших заокеанских асов. Превосходство отечественной техники и лётного мастерства нашей пары было настолько впечатляющим, что американские «орлы» перестали при встрече на земле улыбаться и подавать руку. Им только и оставалось в бессильной ярости скрипеть зубами, стирая их порошок. Под конец командировки это чуть не обернулось трагедией.

        1. SSR
          +2
          1 февраля 2013 15:38
          генерал-майор Александр Харчевский исполнил свою давнюю мечту и совершил показательный полет за штурвалом истребителя"Мираж-2000". В ходе учебного боя с 30-летним французским летчиком, 52-летний генерал одержал неоспоримую победу. После боя французы наградили российского аса Золотой Медалью Национальной обороны страны - за боевые заслуги и укрепления содружества между двумя странами.

          Вот кто если найдет рассказ Харчевского.. как он на не известном ему самолете отфеячил француза.. тогда может понятней станет что он там сотворил)))
          1. alex popov
            +1
            2 февраля 2013 19:08
            Если не трудно, дайте ссылку. Все какие-то огрызки вылазят, полного рассказа нет.)
      3. 0
        1 февраля 2013 17:13
        Прохор, это даже не спор будет, а стремление к объективности. А именно:

        1."Строевой летчик люфтвафе имел налет КАКМИНИМУМ 80-90 часов на том типе машин, на чем он должен воевать, советские младшие лейтенанты имели максимум 8 часов. И учили их в отличии от Люфтвафе только взлет посадка".

        есть ли в этом вина летчиков Люфтваффе? и умаляет ли это их боевые заслуги?

        2. "Поскольку часто победы наших летчиков были над территорией противника, не всегда победа могла быть зафиксирована".

        А с чего бы это победам немецких летчиков быть только над своей территорией? по логике, их победы были в основном над нашей территорией, особенно в 41-43 годах. Почему же они не столкнулись с проблемой фиксации побед?
        1. Kassandra
          0
          11 августа 2014 10:08
          а у них и не было проблем, ассам на слово верили... кто то врал кто то нет.
      4. Avenger711
        -1
        1 февраля 2013 20:48
        Начнем с того, что армия готовит солдат столько, сколько может себе позволить, у нас пехотинцев, например, уже в 42-ом срок подготовки был 3 месяца, офицеров месяцев 9-10 учили. Поэтому сказки о 8 часах будете рассказывать детям. У что-что, а процесс восполнения потерь у нас был поставлен отлично, а вот у немцев в 44-ом с этим уже было туговато. Взлет счетов немецких асов, как раз идет на период после 43 года, когда молодые пилоты быстро выбивались, и всякие Хартманы работали за двоих, а то и за троих.

        Подтверждение победы было у всех воющих сторон, примерно одинаково хреновым. Отсюда завышения реальных успехов в 4-6 раз.
      5. Heccrbq
        0
        5 февраля 2013 00:27
        Не будь таким самоуверенным ,почитай о прямых столкновениях Ф-16 и наших
        http://www.airwar.ru/history/locwar/afgan/awar/awar.html

        Не будь таким самоуверенным ,почитай о прямых столкновениях Ф-16 и наших
        http://www.airwar.ru/history/locwar/afgan/awar/awar.html

        Не будь таким самоуверенным ,почитай о прямых столкновениях Ф-16 и наших
        http://www.airwar.ru/history/locwar/afgan/awar/awar.html

        Не будь таким самоуверенным ,почитай о прямых столкновениях Ф-16 и наших
        http://www.airwar.ru/history/locwar/afgan/awar/awar.html

        Не будь таким самоуверенным "знатОком",почитай о столкновениях Ф-16 и наших
        http://www.airwar.ru/history/locwar/afgan/awar/awar.html
      6. Heccrbq
        0
        5 февраля 2013 00:52
        http://www.airwar.ru/history/locwar/afgan/awar/awar.html Это про Ф-16 и наших ,от знатОка !
      7. Kassandra
        0
        10 августа 2014 15:20
        F-15, F-14 и F-16 столкнулись в Ливане в 1983-1984г с нормальными, практически неэкспортными МиГ-23МЛД, поэтому они (и НАТОвцы тоже) про ту войну писать не любят bully
        До 1988г ничего круче него на западе не было. Потом появились модификации F-15 с разогнанными двигателями, противостоять которым МиГ-23 уже не мог из-за своей однодвигательности.
        F-14 до уровня МиГа по тяговооруженности смог дотянуться только в 1994г, когда его уже давно сняли с вооружения. laughing
    2. SSR
      +6
      1 февраля 2013 15:12
      Цитата: новичок
      А общей статистикой по итогам войны не интересовался? А зря. много нового узнал бы.

      В общем то вам ещё узнавать и узнавать )))
      Хартман предупреждал, что необходимо отказываться от атаки, если бомбардировщики противника летят бомбить немецкие позиции, а русские истребители прикрытия заметили истребитель Хартмана и не дают ему шанса для внезапной атаки. В этом случае Хартман отказывался, как он полагал, от бессмысленного риска.
      , а бомбы пусть сыпятся на технику и солдат, зато Хартман жив здоров - логика железная. А ведь не истребители нужны наземным войскам, они созданы для борьбы с вражескими бомберами,

      А Покрышкин это Хартман наоборот

      http://topwar.ru/7288-v-chem-byla-sila-asov-lyuftvaffe.html

      Постановка задач и цели были разные...
      уничтожить эшелон важнее чем сбить самолет.. в общем читайте, изучайте и узнаете много нового
      и да.. таки не стоит забывать : что бились мы не с папуасами а со страной которая другие страны Европы за недели сокрушала.
      И зубы мы выбили могучему зверю.
    3. Avenger711
      -1
      1 февраля 2013 20:51
      А что статистика? Потеряли за Войну 40к самолетов в боях, но одних только Ил-2 построили 36к. У амеров тоже примерно 40к вроде потери. Больше машин теряли по банальному износу, чем от суровых тевтонских асов.

      Су-27 вступал в бои только с МиГ-29. Предсказуемо выиграл, да и там вроде Су-27СК были, которые поновее противостояших МиГов.
  19. +5
    1 февраля 2013 13:34
    На самом деле и с F-22 проблем хватает ))) Пилот многоцелевого истрибителя пятого поколения F-22 Raptor просидел в самолете пять часов, потому что он просто не мог открыть фонарь кабины. А ведь над этим истребителем трудились лучшие инжинеры Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics! В итоге бедолагу освободили, разрезав поликорбонатное покрытие кабины.
    1. +1
      1 февраля 2013 13:49
      А что они на нулевой высоте и катапультироваться не могут??? laughing
      1. Avenger711
        -1
        1 февраля 2013 20:53
        Опасно. Возможна травма позвоночника, потому после катапультирования первым делом в госпиталь.
    2. +2
      1 февраля 2013 13:53
      НАСТАВНиК, спасибо, порадовал - это +++. Видимо, предполагалось, что пилоту вообще оттуда вылезать не понадобится.
      Все понятно становится со стоимостью самолета - сама консерва больших денег стоит, штопор явно не из дешевых, да и те, что вокруг Локхида на троих соображают, явно не по 15 т.р. в месяц получают. Вот и считайте )))
    3. Инсургент
      -4
      1 февраля 2013 15:03
      Ты лучше поспрашивай у российских пилотов как им летается
      1. +6
        1 февраля 2013 17:54
        Цитата: Инсургент
        Ты лучше поспрашивай у российских пилотов как им летается

        Сейчас только с сыном разговаривал по телефону. Все у него хорошо. Позавчера с его другом разговаривал, он на западе служит, тоже хорошо летается.Так что господа евреи не дождётесь.
        1. Инсургент
          -1
          1 февраля 2013 18:51
          Ты лучше спроси каков у него налет И каков в штатах и в израиле
    4. +3
      1 февраля 2013 17:53
      Это говорит о том что машина плоха? Нет, скорее это говорит об открытости тамошних военных источников и активном общении с прессой.
  20. +1
    1 февраля 2013 15:11
    А только я один обратил внимание что у них на заводе собирается сразу 90 бортов!? Надо отдать должно впечатляет!
  21. DuraLexSedLex.
    -1
    1 февраля 2013 15:29
    Проблемы проблемами, НО он низх есть и МАССОВО)А наши пока напилят пока распилят...авось что нибудь придумаем...
  22. +5
    1 февраля 2013 16:27
    Здравствуйте. Не могу понять, а почему все сравнивают F35 с Т50 и радуются, что у нас есть вот, вот уже тоже аналог. Как я понимаю тяжелый и дорогой Т50 конкурент F22, а более легкого, более дешевого и более массового как F35 у нас нет!!! И поэтому я считаю, что неправильно сравнивать Т-50 с Ф35. Да возможно и скорее всего так оно и будет, что Т-50 окажется лучше, чем ф-35, но ф-35 идет на замену Ф-16, ф-22 на замену Ф-15, У нас Т-50 на замену и классом как Су-27-35, а замены миг 29-35 у нас нет. Я нигде не читал (может, ошибаюсь) что выдуться разработки легкого истребителя 5 поколения для замены миг-29, с корпусом по технологии малозаметности, и внутренними отсеками для вооружения. Так что пока буржуи обгоняют!!!
    1. -3
      1 февраля 2013 16:37
      Цитата: greka

      Здравствуйте. Не могу понять, а почему все сравнивают F35 с Т50 и радуются, что у нас есть вот, вот уже тоже аналог. Как я понимаю тяжелый и дорогой Т50 конкурент F22, а более легкого, более дешевого и более массового как F35 у нас нет!!! И поэтому я считаю, что неправильно сравнивать Т-50 с Ф35. Да возможно и скорее всего так оно и будет, что Т-50 окажется лучше, чем ф-35, но ф-35 идет на замену Ф-16, ф-22 на замену Ф-15, У нас Т-50 на замену и классом как Су-27-35, а замены миг 29-35 у нас нет. Я нигде не читал (может, ошибаюсь) что выдуться разработки легкого истребителя 5 поколения для замены миг-29, с корпусом по технологии малозаметности, и внутренними отсеками для вооружения. Так что пока буржуи обгоняют!!!

      Вопрос, а нафига он нужен? Истребитель по завоеванию господства в воздухе у нас есть. Это Т-50. Как только он вскроет небо далее в бой вступают машины по уничтожению наземных целей. Я вот сейчас даже не могу понять назначения F-35. Ну ладно! На авианосцы F-35 пойдет. С вертикалкой самое то. А на обыкновенных аэродромах?!!!! Перевооружить МИГ-29 Такой же шлем, новая авионика, системы обнаружения и двигатели. И можно считать что миллиарды бакинских ушли вникуда.

      Хотя стоп, я получается фигово знаю наши машины:
      Основные отличия МиГ-35/МиГ-35Д:
      интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
      возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
      повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны;
      интегрированная РЛС Жук-А. Активная фазированная антенная решётка позволяет «Жук-А»[4] увеличить дальность обнаружения целей, параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.[5] Это значительно увеличивает его боевые возможности и приближает его к Истребителям пятого поколения
      1. -1
        1 февраля 2013 16:50
        Может вы и правы, что можно обойтись для завоевания превосходства в воздухе одним типом самолетов!! Но может быть, а меры тоже не дураки, мы не можем точно знать все, на что способен ф-35. Если ожидать что, в самом деле, он станет таким массовым как предполагалось около 2000шт. и он будет гораздо лучше чем самый последний ихний ф-16, то может и будет толк. А почему раньше было разделение на два типа легкий и тяжелый? Как у амеров так и у нас, Кто знает?
      2. Ластик
        +2
        1 февраля 2013 17:33
        На обыкновенных аэродромах будет F-35A ,с обычным взлетом и посадкой ,которых будет построено большинство из трех модификаций .
      3. Avenger711
        -1
        1 февраля 2013 20:56
        Назначение как ударного самолета как раз-таки понятно. Непонятно, кто будет в ПВО работать, хотя можно еще F-22 настрогать.
    2. +1
      1 февраля 2013 17:36
      Т-50 с F-35 пока сравнивать нелепо .Т-50 опытный образец,F-35 в серийном производстве
      F-35 и F-22 подразделяются скорее не как тяжелый/легкий истребитель(это концепция авиации 4 поколения),а как самолеты с разной областью применения.
      F-22 самолет созданный в 90-е годы как специализированный "истребитель истребителей",а поскольку самолеты против которых он предназначался не появились на свет,он был построен в незначительном(для США) кол-ве.
      А F-35 первая попытка создать полностью многоцелевой истребитель одинаково эффективный и против воздушных и против наземных целей.
  23. 0
    1 февраля 2013 16:38
    Хрень амерская
  24. +5
    1 февраля 2013 17:18
    Если отжать всю воду из статьи и оставить лишь факты,то получается,что у F-35 есть только 2 проблемы
    1) Высокая стоимость создающая проблемы с экспортными контрактами.
    2) Недоведенный шлем
    При этом самолет запущен в серийное производство и темпы его нарастают, строиться уже сотый самолет.
    Все это крайне настораживает.
    Преодолевая последствие "реформ армии" нужно, по крайней мере,отремонтировать наш древний авиапарк.
    И ,обязательно,наращивать усилия на программе Т-50.
  25. +4
    1 февраля 2013 17:21
    F-35 проходит стандартную обкатку и постановку на крыло в строевых частях, это всегда не простой процесс, что в России, что в США и Зимбабве) Определенные проблемы всегда будут у любого сложнейшего авиационного комплекса, коим F-35 и является. Лучше он, или хуже, покажет время, но нужно учитывать несколько немаловажных факторов типа того, что американцы - сильнейшие в мире по разработке и производству электроники и обгоняют нас тут значительно, что американцы никогда нам не уступали ни в двигателестроении, ни в материаловедении, что они ВСЕГДА создавали очень и очень технически продвинутые и совершенные самолеты, во многом как раз заставляя нас искать ответ и догонять. Теперь нужно вспомнить, что у них небыло 20 лет развала всего и вся и массового бегства спецов за рубеж. F-35 уже в серии и почему можно думать, что истребитель, произведенный в 2012 году страной, которая всегда идет на острие НТР - плохой?
    1. +1
      1 февраля 2013 18:12
      Цитата: барбитурат
      что истребитель, произведенный в 2012 году страной, которая всегда идет на острие НТР - плохой?

      А ни кто не говорит, что он плохой, он просто очень дорогой и отказ от его приобретения несколькими клиентами, еще больше нагрузит американцев и это, не может не радовать.
      1. +1
        2 февраля 2013 15:48
        Самолет будет не плох и То что он дорогой - да так вышло, но я думаю что это не помешает амерам закупить его в больших количествах, притом что факты темпов строительства на лицо. И цена не сильно на это повлияла. Выпекают как пирожки!!! Сможет ли Россия закупить такое количество самолетов 5 поколения?
  26. новичок
    +3
    1 февраля 2013 18:57
    Цитата: PROXOR
    Новичек БОЛЬШЕ ФИГНЮ НЕ ПЕЧАЙТЕ!!!! Стыдно становится за таких "знатаков

    я ни какую фигню не печатал. а всего-то предложил вам ознакомиться со статистическими данными нашего министерства обороны : сколько самолётов было у нас за годы войны и сколько у немцев, сколько они наших сбили и сколько мы их. немецкие официальные данные посмотрите сколько самолётов они произвели за годы войны и сколько потеряли,сколько на западном фронте и сколько на восточном. вот эти цифры и есть ФАКТЫ. а вы мне про воспоминания Кожедуба или Хартмана будь он не ладен. и к стати спросите у своего друга stiletto (он должно быть лётчик-ас если собрался ф-35 "пачками" сбивать) много ли в наших ВВС строевых лётчиков способных выполнять дозаправку в воздухе и посадку на палубу? если много, буду очень рад, что не одному ему врагов валить придётся.
    1. 0
      5 февраля 2013 15:21
      Не хотел связываться, но отвечу. Летчики у нас есть, хорошие летчики. И машины им под стать. Если вас по каким-либо причинам это не устраивает, укройтесь звездно-полосатым флагом, и ждите, пока прилетит ваш любимый F-35.
  27. 0
    1 февраля 2013 19:33
    Цитата: cherkas.oe
    А ни кто не говорит, что он плохой, он просто очень дорогой и отказ от его приобретения несколькими клиентами, еще больше нагрузит американцев и это, не может не радовать.


    ну а то, что дорогой, это дело другое, долларовой бумаги амеры могут много напечатать и все остальные страны мира, будут продавать труд своего населения и природные ресурсы за эту бумагу, как сейчас. На эти деньги амеры и строят свои F-35) Отказ от закупок несколькими странами просто мизер в общих объемах (ну сколько закупают истребителей всякие Дании или Австралии, два три десятка, пустяк в общей программе), никак это не нагрузит, вот увидите, они еще многим навяжут купить F-35
  28. +1
    1 февраля 2013 20:04
    "...потенциальные экспортеры F-35 должны учитывать, что если его (F-35) изъять из структуры экспедиционной воздушной армии США, то боевые возможности самолета «Лайтнинг-II» существенно снизятся..."(с)
    Весьма интересная и довольно подробная статья о Ф-35 и его проблемах. Как по мне - серьезнее и полнее обсуждаемой
    .http://www.arms-expo.ru/055057052124053055057048.html
    Интересно и , на мой взгляд, обосновано представлено моделирование воздушного боя между Су-35 и Ф-35.
    В общем - на то, чтобы сбить одну Сушку нужно 3-4 "Лайтинга".
    1. +3
      1 февраля 2013 22:03
      Меня-то за что минусовать?:)))))))))))))) Я как купил, так и продал. Так написано в статье, на которую я сослался. . И обосновано. Если возражаете - свои доводы приводите против той модели. Обсудим.
      Или обидно стало за этого беременного пингвина (Ф-35)?
  29. 0
    1 февраля 2013 20:49
    Когда уже у нас будут строить самолеты такими же темпами ?
  30. Avenger711
    +2
    1 февраля 2013 22:21
    Вроде недавно проскакивала инфа, что по ряду параметров достичь требований не получается, отставание довольно серьезное. От этого в принципе и растет цена, что надо постоянно что-то допиливать. Отказы и сокращения партий уже вторичны, но дают тот же эффект, ведь надо и прибыль получать.

    Массовая постройка до принятия на вооружение ничего хорошего не сулит, машины придется переделывать, аналогично вызывают сомнения о серийных Т-50 в 2015-ом. Построят 10 машин для ускорения испытаний, назовут серией, ни одна не попадет в строевые части и после начала массового производства, или допиливать, или на опыты, или в музей. Возможно, что после первого Су-35 такой большой перерывчик был как раз чтобы такого избежать и второй борт исправить согласно замечаниям еще на стапеле.

    Касательно шлема, то извините, но это идиотизм. Есть общепринятые методы разработки. Данный шлем не является необходимым для всей программы, да и вообще применить его можно на любом самолете, вопрос в оснащении машины датчиками, так что очевидным решением является использование ИЛС, а шлем добавлять уже по мере допиливания.

    Как показывает практика, техника построенная из неотработанных компонентов обречена на постоянные недоработки и быстро подыхает.

    Что касается самого F-35, то пару дней назад я уже высказался, что Су-35, это всерьез и надолго, а стелс-истребитель сам по себе концептуально странная идея. Перепечатывать, когда копи-паст есть влом, так что:

    Перед истребителями стоят 2 основные задачи:
    - Обеспечение ПВО.
    - Сопровождение своей ударной авиации.

    Для первой задачи невидимость особо не нужна, истребитель обязан атаковать ударные самолеты противника и сорвать выполнение ими боевой задачи. Партизанщина в стиле МиГ-21 во Вьетнаме тут противопоказана, т. к. задачу не решает и применяется только от слабости.
    Зато нужно большое количество самолетов для банального обеспечения покрытия территории, и одновременного перехвата максимума целей. Т. е. цена выходит на передний план. Хотя как у перехватчика у Т-50 над Су-35 одно преимущество все-таки есть - более высокая скорость в броске и большая дальность, за счет оптимизации под длительный сверхзвуковой полет.

    Для второй задачи необходимы самолеты с одинаковым уровнем заметности, но от нее можно вообще попробовать уйти, ведь если невидимка у нас бомбардировщик, то и сопровождать его не надо. Сама по себе тактика применения ударных самолетов предполагает скрытность. Т. е. большие отсеки Т-50 прямо так и просят, чтобы туда загрузили не ракеты воздух-воздух, а КАБ-1500, или какую-нибудь Х-31.

    В отличие от истребителей, которые размазаны по всем направлениям, и ждут команды на перехват в режиме 24х7, ударные самолеты можно спокойно сконцентрировать на предполагаемом ТВД, при возникновении угрозы, т. е. их численность может быть сравнительно невелика. Как раз ниша для дорогого супероружия первого удара. Собственно поэтому F-117 было построено всего 60 штук.


    Если смотреть с этой стороны, то F-35, как легкий бомбардировщик в принципе логичен, ну кроме нелепого F-35B от которого еще и штурмовки ждут. Собственно программа так и называется Joint Strike Fighter.

    Но у амеров получается такая ситуация, что на 2400 F-35 будет 180 F-22. Какое-то странное соотношение. ПВО будет держаться на самолетах с максимальной скоростью ниже 2000 км/ч и тяговооруженностью на уровне 4-го поколения, если не ниже, хотя у движка явно еще есть больше резервов, чем у предыдущих моделей? Просчет может оказаться не в F-35, как таковом, его допилят, рано или поздно, а в самом построении ВВС.

    Нет, демократизировать кого-то в Азии, или Африке истребители не нужны особо, можно полсотни F-22 подогнать с AWACS'ами, забить все эти МиГ-21, подаренные СССР 40 лет назад, и бомби в свое удовольствие.
    1. 0
      3 февраля 2013 20:37
      Цитата: Avenger711
      а стелс-истребитель сам по себе концептуально странная идея.

      Смысл Стелс прост.
      1) Малозаметность дает большое преимущество в ДВБ.
      2) Позволяет уменьшить рубеж обнаружения наземными РЛС,и увеличить шансы на преодоление ПВО.
      Цитата: Avenger711
      ПВО будет держаться на самолетах с максимальной скоростью ниже 2000 км/ч и тяговооруженностью на уровне 4-го поколения,

      Здесь все еще проще.
      США просто не нужен специализированный истребитель ПВО.
      Посмотрите на карту-с севера Канада,с юга Мексика,с Запада,Востока океан,за рубежом везде амерские базы.Гипотетической угрозой территории США считались только Советские ДА,теперь и это угроза пропала
      Но тем не менее (чисто перестраховки ради) все Рэпторы как раз задействованы в системе ПВО базируясь только на территории США (от Флориды до Аляски)
      1. Avenger711
        0
        5 февраля 2013 16:26
        ДВБ в принципе не решает задачи ПВО, пуском ракеты за 100 км вы врага не напугаете, статистика неутешительная, даже при стрельбе по фактически беспомощным мишеням вроде югославских МиГ-29 с нерабочими радарами достигнуто всего 30% попаданий.
        Преодолевать ПВО должен ударный самолет.

        У США нет опасных соседей, однако в случае конфликта может понадобиться уничтожить вражеские ВВС, тут опять нужны истребители, плюс надо вооружать союзников, которые могут вступить в полномасштабную войну.

        F-22 базируются не только в США.
  31. +3
    2 февраля 2013 00:02
    Саамолёт рано или поздно получится хороший,но настолько дорогой что вылет эскадрильи возможен будит только после личного разрешения президента....и то после согласования с конгрэссом.
  32. Larus
    0
    4 февраля 2013 01:19
    Я так скажу:если бы Ф 22 был бы таким крутым самолётом,то мы с вами наблюдали бы его во всех конфликтах мира,куда лезут ы,а пока эта вундервафля может летать только по прямой и не высоко.Это же касается и этого ф 35,который будет таким же ангарным самолётом СШП и никуда дальше.
    А вообще деньги нужным людям в Сии рулят,вот и наблюдаем офигительные расходы на всё.
  33. MG42
    +2
    5 февраля 2013 00:32
    Каждый сбитый в будущем F35 будет сердечным приступом для дяди Сэма = уж адски дорого. Хотя были новости что бюджет Пентагона в 2013г урежут.
    Но, как уже говорилось, обратной дороги нет, F-35 будут служить любой ценой.

    Да да смело приближайте отметку в 17 трлн. долл долга = это не предел.
  34. 0
    9 февраля 2013 12:03
    Складывается такое впечатление, что F22 самолет престижа, как игрушка, типа -у меня есть , а у вас нет. Почему они штампуют F35, боятся не успеют до дефолта бакса, выполнить программу выкачки материальных ценностей. Госдолг в примерно в 17 триллионов это не хухры -мухры recourse. Списывать будут скорее всего войной, ах как её не хочется. Поживём --увидим soldier
    1. CSI
      0
      29 февраля 2016 17:19
      пока платят бабки по долгу, доллар будет держаться ... what

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»