Запуск сверхмощной российской лазерной установки анонсирован на 2020 год

49
Самая мощная в мире лазерную установку планируют запустить в 2020 году в Саровском технопарке, сообщил генконструктор по лазерным системам Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики – Российского федерального ядерного центра Сергей Гаранин.

Запуск сверхмощной российской лазерной установки анонсирован на 2020 год


По его словам, установка УФЛ-2м будет иметь 192 лазерных канала, занимать площадь «размером примерно в два футбольных поля, а в самой высокой точке достигать размеров 10-этажного дома».

«На этом уникальном оборудовании будут проводиться фундаментальные исследования высокотемпературной плотной плазмы, причем это будет центр коллективного пользования, где смогут работать не только российские, но и зарубежные ученые», – заявил Гаранин.

Лазерная установка будет располагаться на территории технопарка «Саров», который находится близ закрытого города ядерщиков и Федерального ядерного центра. «В настоящее время проектируются специальные «чистые» помещения, где будет установлено лазерное оборудование», – уточнил Гаранин.

Разработчиком системы управления установкой является нижегородское предприятие НИИИС им.Седакова.

Кроме того, в саровском технопарке создается национальный центр лазерных систем и технологий. В первом квартале будут завершены проектные работы по созданию этого центра, где помимо фундаментальных исследований планируется создавать опытные образцы продукции и выпускать их в серийное производство.

Как сказал Гаранин, здесь будет создано 360 высокотехнологичных рабочих мест для молодых ученых. Первую продукцию лазерного центра – уникальные лазерные диоды – рассчитывают получить к концу 2014 года.

Напомним, что в апреле прошлого года научный руководитель Российского федерального ядерного центра госкорпорации «Росатом» Радий Илькаев объявил, что на территории технопарка «Саров» будет построена мощнейшая лазерная установка для термоядерного синтеза.

Предварительная стоимость строительства составляла 45 млрд рублей (1,16 млрд евро).

В проектировке установки принимают участие десятки научно-исследовательских институтов России.

Предполагалось, что работы по строительству лазерной установки будут выполняться в закрытом городе ядерщиков Сарове (бывший Арзамас-16), однако, как отметил Илькаев, лучше все делать за пределами закрытой территории, чтобы обеспечить доступ к ней обычным ученым, в том числе иностранным. Местом расположения установки стал технопарк «Саров» близ города ядерщиков.

Длина лазерного комплекса составит 360 м, а высота – более 30 м, мощность устройства составит 2,8 мегаджоуля. В создании комплекса будут задействованы только российские технологии, при этом мощность лазера будет выше, чем у подобной установки, строящейся международными силами во Франции (порядка 2 мегаджоулей).

Лазер будет использоваться для термоядерного синтеза; лучи лазеров будут сходиться в определенной точке, где и будет создаваться плазма.

За последние 40 лет в Сарове создана база по созданию мощных лазеров. Это направление стало одним из профильных для созданного в 2004 году Саровского технопарка. На его территории площадью 60 га уже развернули высокотехнологичные производства свыше 30 компаний-резидентов.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Ванёк
    +5
    7 февраля 2013 07:51
    Ни столько впечатляют размеры, ни итог того что получится, да и получится что-нибудь вообще. Сколько то, что эта штука делается в РОССИИ.
    1. ЯРЫЙ
      +4
      7 февраля 2013 08:19
      Маленький шаг к новому ОРУЖИЮ!
      Да будет так.
      1. +1
        7 февраля 2013 08:56
        вот бы такой лазер еще и летал, ходил по океану или размещался на орбите!
        1. Ванёк
          +3
          7 февраля 2013 08:59
          Цитата: Гражданский
          вот бы такой лазер еще и летал, ходил по океану или размещался на орбите!


          И как Вы это представляете smile

          «размером примерно в два футбольных поля, а в самой высокой точке достигать размеров 10-этажного дома».
          1. SSR
            +6
            7 февраля 2013 09:51
            Цитата: Ванёк
            И как Вы это представляете

            ну как то вот так))) так сказать лазер в действии hi
            1. Ванёк
              +2
              7 февраля 2013 10:15
              Цитата: SSR
              ну как то вот так


              Вопросов больше не имею. hi
            2. Наталия
              +2
              7 февраля 2013 16:16
              А можно я представлю свою версию орбитального лазерного орудия. smile
              Более компактная, не такая громоздкая выводится на орбиту ракетойноситель Протон-М
              Орбитальные Войска Стратегического Назначения России.))))...... так сказать.... вот
              1. +3
                7 февраля 2013 20:12
                Наталия,

                Наберите в интернете фразу проект "Скиф" и Горбачев. Многое станет ясно.
                Ссылочкой поделюсь одной так и быть

                "Скиф" -советская боевая лазерная станция
                1. Наталия
                  +2
                  7 февраля 2013 20:47
                  Аскет:
                  Прикольна ))) Класс! good
                  Спасибо за матерьяльчик большое)........ачуметь
          2. 0
            7 февраля 2013 20:57
            Ванёк,

            эээ... ну какие-там размеры у Тайфуна?
        2. Gluxar_
          0
          7 февраля 2013 14:54
          Цитата: Гражданский
          вот бы такой лазер еще и летал, ходил по океану или размещался на орбите!

          Что за бредни. Лиди совсем сдвинулись на компьютерных играх.
          Это же ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СМНТЕЗ о котором столько мечтают. Если проект добьется успеха ,то это ответ России на мировые проблемы энергетики для 21 и 22 веков.
          Правда такая штука есть и в США, притом уже сегодня ,как в прочем и в России. Но здесь важна пиковая мощность и температура.
          Однозначно хорошая "старая" новость.
          1. Наталия
            +2
            7 февраля 2013 16:34
            Gluxar_:
            Чё теперь по фантазировать нельзя, на радостях)..... tongue
        3. Башкаус
          +2
          7 февраля 2013 15:03
          зачем? просто направил в землю луч и через 20мин яйца обамы сварились в смятку, через 25 в крутую))
      2. Region65
        +2
        7 февраля 2013 09:35
        планеты вражеские сбивать:)))
      3. Nechai
        +1
        7 февраля 2013 10:58
        Цитата: ЯРЫЙ
        Маленький шаг к новому ОРУЖИЮ!

        "Предполагалось, что работы по строительству лазерной установки будут выполняться в закрытом городе ядерщиков Сарове (бывший Арзамас-16), однако, как отметил Илькаев, лучше все делать за пределами закрытой территории, чтобы обеспечить доступ к ней обычным ученым, в том числе иностранным. Местом расположения установки стал технопарк «Саров» близ города ядерщиков."
        Такая ... как и "Сколково" - за ради успехов "мировой", ага, глобальной науки. Кроме исследований, будет передача(продажа по сходной цене) научных достижений России. Собственно как и весь "Саровский "технопарк"предназначен исключительно для обхода законадательства... "Смершу" там будет работы НЕ МЕРЕННО...
        1. SSR
          0
          7 февраля 2013 13:04
          Цитата: Nechai
          Кроме исследований, будет передача(продажа по сходной цене) научных достижений России.

          а может наоборот "Зеркально"? Ученые забугорные будут приезжать на НАШУ территорию где за ними гораздо легче наблюдать и в случае выявления тех или иных "слабостей" ВЕРБОВАТЬ!
    2. +2
      7 февраля 2013 10:59
      Цитата: Ванёк
      Сколько то, что эта штука делается в РОССИИ

      Русская(советская) научная школа - самая лучшая в мире!!
      1. 0
        7 февраля 2013 11:25
        самый гуманный суд в мире.........поаплодируем товарищи!!!
    3. +2
      7 февраля 2013 20:15
      Цитата: Ванёк
      Ни столько впечатляют размеры, ни итог того что получится, да и получится что-нибудь вообще. Сколько то, что эта штука делается в РОССИИ.

      Так СССР по лазерным технологиям всегда был "впереди планеты всей". Где же еще делать самые мощные лазеры? Радует то, что за 20 лет разрухи сумели потенциал сохранить.
    4. Kommunisten
      -1
      11 февраля 2013 02:49
      Кто то будет осваивать миллиарды целых 7 лет. Хотя до масштабов олимпийских игр в Сочи им еще далеко))
  2. +2
    7 февраля 2013 07:51
    Хорошо что начали строить новые центры исследований, а то сейчас взглянуть страшно на каком оборудовании работают наши ученые... good
    1. +1
      7 февраля 2013 10:36
      Это не просто новое оборудование, это вещь без которой не возможно двигаться к управляемому термоядерному синтезу.
  3. Дима67
    +2
    7 февраля 2013 08:11
    Да. Наши и на нашем оборудование.
    1. Лич
      +1
      7 февраля 2013 08:38
      Дима67,
      Это точно, а то из-за бугра достали все тащить можно подумать что у нас мало технологий и мозгов чтобы создать либо аналог, а то и превосходящее оборудование. Вот тому и доказательство! Новость отличная! Пусть работает гладко и даст много полезных данных!!! good
  4. s.t.a.l.k.e.r
    +1
    7 февраля 2013 08:12
    Новость порадовала вот только про зарубежных ученых напрягло зачем они здесь,еще и возле закрытого обьекта.
    1. +3
      7 февраля 2013 08:18
      Цитата: s.t.a.l.k.e.r
      про зарубежных ученых напрягло зачем они здесь,еще и возле закрытого обьекта.

      Написано в статье -резиденты,проще говоря разведчики laughing
      1. 0
        7 февраля 2013 09:12
        Ну и что? ЧК не дремлет!
        1. Nechai
          +1
          7 февраля 2013 11:16
          Цитата: Димыч
          ЧК не дремлет!

          Правильно! Обожравшись и упившись оне дрыхнут. Вот господин пнёт, может чутка шевельнутся. Изображая бурную деятельность.
          Уже то что будет сей технопарк говорит само за себя. Причём здесь сходятся интересы и менеджеров от науки и учёных. Одним бабло необходимо, а другие грезят человечество в целом осчастливить. Управляемый термояд конечно же необходим! Кто спорит. Но ведь будет как всегда - созданный в России, производится будет зарубежом. И покупаться будет нами в тридорого, если вообще продадут.
          А то что УФЛ-2м будет укоплектована НАШИМ оборудованием нет ни чего удивительного. Ведь и Большой адронный коллайдер так же укомплектован. Причём создавалось то оборудование для нашего аналогичного комплекса. И кольцо уже было построенно в Подмосковье. Несколько скромнее конечно. НО, как и всё в то безвременье, чета горбачёвых восприняв озабоченность "мировой общественности", что русские сделают рукотворную "чёрную дыру", прикрыла все работы. Монтаж прекратили. Оборудование и приборы отправили на склад. Откуда оно было уже семьёй ебна продано гей-врапейцам... Ну пришлось чутка поболе доработать комплектацию, но зато теперь мировая научная мысля могёт баловаться на сей игрушке, в своё удовольствие.
    2. НИмп
      +1
      7 февраля 2013 08:21
      Цитата: s.t.a.l.k.e.r
      зачем они здесь,еще и возле закрытого объекта.
      Сейчас всё открыто и доступно, это, нам познавшим секретность стратегических объектов при Союзе, дико. Я надеюсь нашим учёным хватит смекалки не открывать все секреты иностранцам?!
      1. +1
        7 февраля 2013 08:49
        Цитата: НИмп
        Я надеюсь нашим учёным хватит смекалки не открывать все секреты иностранцам?!

        Им сообщили только, что "установка УФЛ-2м будет иметь 192 лазерных канала, занимать площадь «размером примерно в два футбольных поля, а в самой высокой точке достигать размеров 10-этажного дома». wink
      2. Nechai
        +1
        7 февраля 2013 11:19
        Цитата: НИмп
        Я надеюсь нашим учёным хватит смекалки не открывать все секреты иностранцам?!

        Если только путь лазерной накачки плазмы, есть ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ...
        1. Волхов
          +1
          7 февраля 2013 11:35
          Цитата: Nechai
          ТУПИКОВЫЙ ПУТЬ..

          Совершенно верно, и сообщение о стройке - весёлый стёб над российской наукой.
          Ещё один тупик - токамак, но почему - то именно эти направления получают все средства.
    3. 0
      7 февраля 2013 10:39
      Некоторые вещи не реализовать в одиночку. Например "Международная команда ученых из США, Японии и Франции обнаружила, что реакцией термоядерного синтеза можно управлять с помощью ультратонкой пленки литированного графита. Удивительно, но тонкое покрытие из лития и графита может оказывать влияние на сверхгорячую плазму реакции синтеза." http://vpk.name/news/83894_litiigrafitnaya_plenka_mozhet_upravlyat_termoyadernyi
      m_sintezom.html
  5. Милафон
    +6
    7 февраля 2013 08:16
    Ну вот , скоро глядишь и нормативы по стрельбе из бластера сдавать придёться.
  6. НИмп
    +2
    7 февраля 2013 08:24
    Много российских мозгов утекло на запад. Возможно восстановление нашей науки из пепла горбачёвской перестройки и ельцинского лихолетия компенсирует эту утрату. Я на это надеюсь.
    1. VadimBer
      +1
      7 февраля 2013 10:36
      Отличные слова!
  7. 0
    7 февраля 2013 08:24
    Хм, я не физик, но фраза "Лазер будет использоваться для термоядерного синтеза" кажется мне мягко говоря странной.
    1. I627z
      +1
      7 февраля 2013 09:58
      Лазер используется для получения плазмы. Которая в свою очередь участвует в реакции термоядерного синтеза. Возможно чем мощнее лазер тем больше температупа плазмы хотя её и путем пропускания через неё электрического тока можно разогреть.
      В термоядерной бомбе роль получения высокой температуры (и как следствие плазмы) исполняет обычный ядерный заряд.
      1. +2
        7 февраля 2013 10:16
        броблема не в нагреве а в удержании плазмы в торообразном состоянии.
        1. I627z
          0
          7 февраля 2013 12:09
          Магнитными полями и удерживают. Вопрос-то не в удержании, а для чего лазер. Удержание не путать с поддерживанием.
      2. Nechai
        0
        7 февраля 2013 11:26
        Цитата: I627z
        исполняет обычный ядерный заряд.

        Это в первом покалении термоядерных боеприпасов так было. На всех плакатах рисовалось. Так называемая сахаровская слойка. (Лаврентьева кстати так элегантно забвинули у небытиё, как буд-то его и не было)
        В современных спец. б/ч, инициатором термоядерных реакций является АМПУЛЬНЫЙ источник нейтронов, ну и счё кой чего... Именно это позволило войти в такие миниатюрные габариты.
  8. vladsolo56
    +1
    7 февраля 2013 08:25
    Интересно доступ нашим ученым к такой же установке к примеру в США был бы возможен. мне так кажется что вряд-ли
    1. 0
      7 февраля 2013 09:32
      Отто фон Бисмарк


      “Никогда ничего не замышляйте против России - на любую нашу хитрость они найдут свою глупость.
      Славян невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет.
      Это нерушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей.
      Даже самый благоприятный исход открытой войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских...

      Но славянам можно привить лживые, низкие ценности, и тогда они победят сами себя.”
    2. Nechai
      0
      7 февраля 2013 11:31
      Цитата: vladsolo56
      Интересно доступ нашим ученым к такой же установке к примеру в США был бы возможен. мне так кажется что вряд-ли

      Не только наших, но и учёных из других стран особливо этим не балуют. Еже ли только без его работ не возможно дальнейшее продвижение в перёд, тогда "да". Вспомните, Владимир, при создании атомного оружия из наглов выжали всё что можно, а затем на финишной прямой банально кинули. Видители Конгресс у них (тогда) новый закон принял и поэтому джентэльмены шли бы вы нах наус...
  9. +1
    7 февраля 2013 08:41
    Новость хорошая, но это в далёком будущем, как обычно кормят обещаниями, а где же результаты эффективнейшего рыжего менеджера, ведь платят ему миллионы в месяц, а результатов нет, с кем этот рыжий делится, не ужели ...
    1. 0
      7 февраля 2013 11:00
      Цитата: valokordin
      с кем этот рыжий делится, не ужели ..

      С членами бильдерберского клуба
  10. Никто_кроме_нас
    +1
    7 февраля 2013 08:42
    Вспомнился гиперболоид инженера Гарина.
    Ладно,поживем-увидим.
  11. +2
    7 февраля 2013 08:43
    Вот любят наши рубаха-парни: "Приходите! Смотрите! Участвуйте, все кому не лень!" drinks
    А как кто-то за бугром что-нибудь годное замутит, так хрен вам по всей роже, дорогие русские "партнёры" wassat
    Гнать их всех ссаными вениками am
    1. +2
      7 февраля 2013 09:31
      Статья не раскрыта, это общая программа развития термояда! Мы, сша, Франция, Китай и тд. У сша уже есть такая установка и наши ученые участвуют в проекте, несколько стоящих открытий получили, неплохие перспективы, вот и у нас решили построить!!!
      1. 0
        7 февраля 2013 09:59
        У сша уже есть такая установка
        Какая установка Термоядерная?
    2. 0
      7 февраля 2013 09:59
      А наши ученые точно также паслись и пасутся в их ядерных и лазерных центрах еще с 70-х годов.
      1. 0
        7 февраля 2013 13:04
        Хорош троллить, не пасутся, соинвестируют около 4 млрд зелени. Установка построена при нашем УЧАСТИИ И НАШИХ УЧЕНЫХ.
        1. 0
          7 февраля 2013 22:29
          как бы вам сказать ладно уже длительное время проводят совместные исследования.
  12. +3
    7 февраля 2013 09:13
    Поддерживаю. Участие иностранцев должно сводиться к лицезрению русской мощи на почтительном расстоянии. Ну, на крайняк, можно им билеты продавать, чтобы посмотрели издалека, как наши работать будут.
    1. 0
      7 февраля 2013 11:01
      Цитата: Stiletto

      Поддерживаю. Участие иностранцев должно сводиться к лицезрению русской мощи на почтительном расстоянии. Ну, на крайняк, можно им билеты продавать, чтобы посмотрели издалека, как наши работать будут.

      Хорошо сказал! +100000
  13. Warrawar
    0
    7 февраля 2013 09:17
    Впечатляет! Очень хорошо, что у нас реализуются подобные проэкты! Всё не так плохо, на самом деле, как некоторые пытаются представить.
  14. 0
    7 февраля 2013 09:25
    ну вот подстанцию в следующем году мы уже сдать должны, а лазер только к 2020, темнят раньше пустят.
  15. 0
    7 февраля 2013 16:41
    Как думаете,если мы все американские спутники этой штукой позбиваем , у них будет коллапс??? feel
  16. +1
    7 февраля 2013 17:52
    советские разработки поди опять?
    1. 0
      7 февраля 2013 20:59
      jagdpanzer,

      других, кроме ваучеров, нет...
  17. 0
    7 февраля 2013 21:25
    А как же сколково? laughing