Ох, нелегкая это работа «Бегемота» тащить из болота…
В этом году Войско Польское получит первую партию тяжелых колесных плавающих бронетранспортеров 8x8 (CPKTO 8x8) «Гиппопотам». Это транспортное средство, созданное в рамках проекта, финансируемого из ресурсов Министерства науки и высшего образования.
Созданный с нуля, не прибегая к существующему шасси, что имелось в более ранних разработках AMZ, то есть «Вепрей», «Туров» или «Зубров». Транспортное средство с собственной массой около 21 тонны, допустимой снаряженной массе, около 32 тонн и грузовместимости до 5 тонн (и плавучести при массе до 26 т!)
Вообще мы мало знаем о польской военной промышленности. Я, допустим, до начала общения с польскими военными – думал что весь их ВПК умер, и они тоже «доедают» остатки советского наследия. Оказалось – это не так, вернее не на все 100%. Во-первых Польша, практически не получала советского оружия, а все выпускала самостоятельно или импортировала из Чехословакии , так что разрыв экономических связей не повлиял на ее оборонку. Другое дело – рыночная экономика и потом вступление в НАТО. То, что Польша всегда тяготела к Западу, и слепому было видно.
НАТО «не поскупилось». Помимо танков, им было переданно аж 25 БТР М113 разных модификаций и 150 «Хамеров»! Вот тут и начались проблемы…
Польша сама не выпускала БТРы, а экспортировала комплектующие ОТ-64 «SKOT» из Чехословакии и собирала у себя в Познани под именем «Рысь». Сей бронетранспортер давно устарел и требовал замены. Но после революции ( или может контрреволюции) Чехословакия перестала их выпускать, а потом вслед за разделом страны им вообще было не до новых проектов. Хотя надо отдать должное – чешская техника немного превосходила советских прародителей.
Поэтому Польша, которая тогда потеряла практически всю военную промышленность, купила лицензию на производство БТР Patria ( не знаю как это по фински, но по-испански это будет «Родина») и стала их успешно клепать под именем «Росомаха». К этому году их в строю уже более четырех с половиной сотен.
Так зачем же нужен «Гиппо»? Дело в том,что «Росомаха» не подходила для инженерной разведки. По данным логистики, на полный комплект технической разведки требовалось 2 «Рыси» или 1,5 «Росомахи» (как полтора землекопа).
Дальнейшее его проектирование привело к тому, что на этот бронетранспортер можно установить и крупногабаритные системы ПВО и минно-заградительного оборудования, да мало ли чего еще!
Благодаря применению нового разработанного бронирования (подкорпусного дефлектора), современных технологий композитов, а также систем индивидуальной защиты, он должен обеспечить экипажу максимально возможную степень баллистической и противоминной защиты.
Конструкция «Гиппопотама» характеризуется универсальностью и возможностью быстрой адаптации внутренностей, в зависимости от вида задач, которые выполняются. Он не должен быть альтернативой для «Росомахи» а его дополнением в сферах, которые требуют специализированной заданий, нередко тяжелого и требующего большого пространства для оборудования.
"Гиппопотам" имеет полную длинну около 9,5 м, высота 2,82 м, а ширина 2,88 м. Для сравнения, "Росомаха" имеет длинну 7,77 м, высота около 2,36 м и ширина 2,83 м.
Базовое шасси Гиппопотама будет оборудовано шасси 8x8 высокой мобильности с двумя управляемыми мостами, Дизельный двигатель Deutz TCS 2015 V08 мощностью 600 л/с, обеспечивает, крутящий момент в пределах 2700 Нм. Коробка Allison 7-ступенчатая автоматическая. Скорость его по шоссе равняется 110 км/ч.
Транспортное средство оснащено ABS, центральной системой подкачки колес, противовзрывными вкладками (для колес с размером 16.00 R20) а также лебедкой.
Основной корпус транспортного средства выполнен из броневой стали с дополнительной композитной разнесенной броней. Уровень баллистической защиты на уровне класса IV STANAG 4569 - то есть защищает 90-% проекции от обстрела бронебойными пулями 14,5×114 мм B32 из расстояния 200 м при скорости 911 м/с. Для самозащиты БТР оснащен управляемым модулем вооружения OBRSM ZSMU - 1276C1 Kobuz, а также КОЭП SSP - 1 Obra ( аналог «Шторы») и пусковыми 81 мм установками дымовых гранат. Транспортное средство должно быть также оборудовано оптическими (дневными и тепловизионными камерами).
Так почему же «работа из болота»? Все дело в том, что первый опытный экземпляр не хотел плавать ВООБЩЕ!
По началу удалось достичь плавучести при минимальном весе 22 тонны и то со скоростью 4 км/ч.
При требуемом весе 26 тонн, он провокационно стремился стать «подводной лодкой».
О заявленных тогда нормативных 10 км/ч по воде – можно было только мечтать.
Но у поляков остались неплохие корабелы. Исследования, связанные с оптимизацией конструкции корпуса относительно плавучести, реализовывались в сотрудничестве с КБ корабельной промышленности - тесты модели на волне и на спокойной воде проведенными были в испытательном бассейне отдела океанотехники и судостроения Гданьского политехнического университета.
Плавучести удалось обеспечить установкой модулей с газом, которые автоматически заполняли кассеты-ячейки с полостями, находящиеся на внешней стороне корпуса. Как-бы то ни было, но «Гиппопотам» стал «грести» со скоростью 10 км/ч не только по спокойной пресной воде, но и держать 3-бальную морскую волну.
По материалам сайтов:
http://www.defence24.pl
http://www.militaryrok.pl
http://promilitaria21.org
Информация