Сверхмощная лазерная установка в Сарове будет использоваться для термоядерного синтеза

34 580 18
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 февраля 2013 09:17
    Ну как она на самом деле будет использоваться пока не известно, но сам факт создания такой аппаратуры радует. Передовые технологии надо вводить в дело как можно шире и быстрее.
    1. w.ebdo.g
      +9
      15 февраля 2013 09:37
      видимо сейчас технология сжатия и разогрева мишеней лазером - наиболее продвинутая при создании самоподдерживающейся термоядерной реакции.
      начиная с 60-х годов наши инженеры предложили установку ТОКАМАК для удержания высокотемпературной плазмы магнитным полем в виде "бублика". тритий и дейтерий (изотопы водорода) под воздействием огромных температур сливались в ядра гелия, при этом слиянии получалось в 40 раз больше энергии, чем при распаде ядер (ядерная реакция), поэтому военные сразу обратили внимание на создание термоядерной бомбы. и успешно создали ее, используя для "зажигания" обычную атомную бомбу.
      атомная давала все необзодимые условия - давление, температуру для слияния ядер водорода. в термоядерной бомбе тритий и дейтерий имеет размер не больше апельсина, а мощьность в десятки раз превосходит атомный заряд...
      в 90-е все это встало намертво и исследований мы больше не проводили.
      и вот только спустя 23 года занялись создание инструмента для исследований...
      лучше поздно, чем никогда.
      Россия возрождается, потихоньку...

    2. donchepano
      0
      15 февраля 2013 11:45
      Цитата: стер

      сам факт создания такой аппаратуры радует. Передовые технологии надо вводить в дело как можно шире и быстрее.


      Энергия холодного термоядерного синтеза?
      очень перспективное дело по моему
      1. w.ebdo.g
        +1
        15 февраля 2013 12:19
        donchepano, при чем тут холодный термояд?
        это совершенно другая область научных исследований...
        тут как раз самый горячий термояд)))
        температуры необходимые для слияния ядер водорода достигаются пока только в эпицентре ядерного взрыва.
        именно поэтому термоядерная бомба состоит из трех -
        1. обычная взрывчатка, которая сводит вместе некритические заряды
        2. атомная бомба для создания приемлемых условий термояда
        3. и собственно говоря шарик из трития и дейтерия при слиянии которых высвобождается энергия в десятки раз большая чем при взрыве ядерных зарядов.

        как-то так.

        1. 0
          16 февраля 2013 01:25
          Нет не так.
          Насколько я знаю, в термоядерном заряде разогрев термоядерного горючего происходит рентгеновским излучением ядерной реакции. Процесс практически идентичен лазерному разогреву. Разница - в мощностях.
      2. 0
        16 февраля 2013 01:19
        Холодный термояд не существует - это или заблуждение или мошенничество. Росси - однозначно мошенник!
  2. +1
    15 февраля 2013 09:20
    Всем привет!
    Развитие фундаментальной науки не может не радовать!!!!
    1. 0
      15 февраля 2013 11:41
      вся перестройка была затеяна амерами с единственной целью - развалить фундаментальную науку СССР. Но результат превзошёл все ожидания.
  3. -15
    15 февраля 2013 09:23
    да уж ура наши будут лазерные светодиоды делать
    интересно когда же ещё и транзисторы научастся
    а там глядишь лет через 20 и микросхемы русские появяться laughing
    1. I627z
      +7
      15 февраля 2013 10:23
      Предполагаю что вы про транзисторы упомянули в связи с воможностью производства более совершенных микросхем для компьютеров?
      Если так, то помоему мнению догонять амеров в этой области будет трудно.(да и надо-ли?)
      На мой взгляд проще их обойти в области оптических компьютеров. Так сказать начать работать на перспективу сразу не дожидаясь когда к этому придут остальные. Сами они эту тему врядли продвигать будут активно т. к. слишком у них налажена уже существующая технология.
      1. Мимопроходящий
        -1
        15 февраля 2013 16:07
        Если мы не можем освоить даже современную полупроводниковую электронику, то каким таким чудесным образом мы сможем сделать что-то более сложное? Надо именно догонять остальной мир, а уже после замахиваться на что-то революционное. По другому не бывает.
        Тем более, что и советский задел имеется, и новый российский не настолько безнадежен - собственная архитектура процессора имеется, и это уже показатель. Осталось развить технологическую базу, собственно это и делается, но тут конечно далеко не все гладко, и будет ли хоть какой-то значимый результат неизвестно.
      2. +1
        15 апреля 2013 14:43
        согласен, оптику нужно продвигать, одна из передовых отраслей, а квантовые компьютеры на голову обгонят все современные
  4. +1
    15 февраля 2013 09:41
    Это конечно радует...Правда опять наворуют немеренно на этом объекте...как на СОЧИ...ГЛОНАССЕ...и т.д.
  5. +2
    15 февраля 2013 10:22
    Самая мощная в мире лазерная установка должна будет заработать в России уже к 2020 году....

    ... Будут открыты такие- то явления, будут получены такие-то результаты.
    И всё это если запад будет сидеть сложа руки, а деньги не расползутся по далеко не научным (а то и по директорским) карманам. Уж сколько было написано восторженных планов. Где же их осуществление?
  6. 0
    15 февраля 2013 15:50
    Пустая трата денег. Американцы точно такой-же махиной уже лет 40 пытаются сделать термрядерный синтез и ничего не получается. И даже если получится зажечь хоть ОДНУ спичку, то до выработки энергии таким способом еще дальше чем до Луны. Могу предположить, что сейчас у властьпридержащих в этой сфере есть родственники и "надо-же и им деньжат подкинуть". Пожалуй это единственный ожидаемы "результат" от подобного монстра ...
  7. Волхов
    +1
    15 февраля 2013 16:07
    Пока вы разлагаете молекулы на атомы... прекрасный образец реакции синтеза посетил Челябинск. Даже на смежном сайте оставлялась статья с упоминанием того, что не надо смотреть на болид - глаза самим нужны, но человек устроен так, что всё надо попробовать.
    В 2003 методика предлагалась МЧС - как взрывается, как прогнозировать, что бывает после взрыва... кому интересно, смотрите http://sinteh.info/ там есть про разные факторы, в том числе про остаточную радиацию - преобладает Калий-40. Воду поверхностную пить нежелательно.
    1. rereture
      0
      15 февраля 2013 19:43
      а про банановый эквивалент слышали?(бананы тоже фонят)
  8. Arget
    0
    15 февраля 2013 18:51
    Это оружие для отечественной Звезды Смерти laughing
    1. djon3volta
      0
      15 февраля 2013 20:10
      да,как догадался?

  9. +1
    15 февраля 2013 19:47
    Цитата: стер
    Ну как она на самом деле будет использоваться пока не известно, но сам факт создания такой аппаратуры радует.

    Ну вот только не надо вешать вуаль таинственности. Все очень даже известно.
    Никакой речи о военно-прикладном значении установки и быть не может. Все сделали еще в 53. Идут работы по удержанию, уплотнению и разогреву дейтерие-тритиевых капсул с надеждой на положительный баланс энергий.
    ТОКАМАК не оправдал надежд. Ищутся новые пути. И будут найдены, давайте очень надеяться, в России.
    1. -1
      16 февраля 2013 21:37
      И почему только "глупые" американцы за почти 40 лет ковыряния с такой установкой НИЧЕГО не смогли ... А вот возьмутся "умные" наши и на коленке все и сделают ... Наивная простота ... Но тем неменее работает ... Кто-то верит и финансирует ... А насчет Токамаков Вы не правы, они значительно ближе к результату чем эта ... э-э-э как бы помягше махина ... А может это американцы направили "нашу научную мысль" на "пустой круг"? Они-то уж знают, что там ничего нет ...
      1. 0
        16 февраля 2013 22:14
        Цитата: Я так думаю
        И почему только "глупые" американцы за почти 40 лет ковыряния с такой установкой НИЧЕГО не смогли ... А вот возьмутся "умные" наши и на коленке все и сделают ... Наивная простота ...

        Так всегда и происходит, кто-то 40 лет ковыряется, распиливает бабло, а приходят энтузиасты и почти из бытовых приборов собирают реактор.
  10. texnar
    0
    15 февраля 2013 21:32
    Спасибо автору, статья интересная очень, рад за Россию, молодцы, жил там некоторое время в Нижнем Новгороде. good
  11. mars6791
    +1
    15 февраля 2013 23:29
    Вот когда запустят тогда и надо бить себя в грудь, самый самый мощный, надеюсь, а пока это что-то горбачевского
    , к 2000 году все советские люди будут обеспечены квартирой, или ишак помрет или падишах гикнет.
  12. 0
    16 февраля 2013 15:39
    Ток руководитель Российского федерального ядерного центра не Илькаев, а Костюков, Илькаев уже на пенсии. А так все верно :)
  13. 0
    4 апреля 2015 17:56
    СВЧ электромагнитное поле для удержания DT плазмы силой Миллера можно создавать
    не только гиротронами или лампами бегущей волны в виде линзы Френеля, но и лазерным излучением, интенсивность которого модулирована СВЧ частотой.
    Термоядерную плазму удержит твердотельная бериллиевая сферическая оболочка
    Внутренний диаметр бериллиевой оболочки 10см, наружный диаметр 12см.
    В бериллиевой оболочке сделаны 12 отверстий диаметром 1см каждое.
    Отверстия в стенках бериллиевой оболочки расположены в вершинах правильного многогранника.
    В центре бериллиевой оболочки располагают DT шаровую мишень из твердого LiD+LiT диаметром 1мм.
    На отверстия в бериллиевой оболочке фокусируют 12 лазерных импульсно-периодичных пучков неодимового лазера, аналогичного лазеру NIF.
    Каждый из 12 лазерных пучков состоит из пачки лазерных импульсов.
    В каждой пачке импульсов излучения неодимового лазера содержится 2,74*10^5 штук импульсов.
    Каждый лазерный импульс в каждом из 12 лазерных пучков имеет длительность 0,182 наносекунд.
    Лазерное излучение разных пространственных пучков имеет немного разные частоты СВЧ модуляции, синхронизировано только время начала пачки лазерных импульсов в каждом пучке, а сами импульсы в каждом лазерном пучке не синхронизированы вследствие немного отличающейся длительности импульсов.
    Суммарная длительность пачки импульсов лазерного излучения составляет 10^-4сек.
    суммарная энергия пачки импульсов от всех 12 лазерных пучков составляет 4*10^5дж.
    Пачки лазерных импульсов посылают в плазменную камеру с периодичностью
    замены бериллиевых оболочек в центре плазменной камеры, т.е. 1 раз в секунду.
    Попадая через отверстия в бериллиевой оболочке на её внутренние стенки, лазерные лучи выбивают из стенки потоки электронов термоэлектронной эмиссии.
    Потоки термоэлектронов генерируют в полости бериллиевой оболочки СВЧ электромагнитное излучение. Частота генерируемого СВЧ излучения совпадает с собственной частотой бериллиевой оболочки, образующей СВЧ резонатор.
    Давление СВЧ излучения на DT плазму в полости оболочки термоизолирует DT плазму от стенок оболочки силой Миллера.
    СВЧ давление силы Миллера удерживает DT плазму внутри бериллиевой твердотельной оболочки в течение 10^-4сек на расстоянии 1...2 см от стенок бериллиевой оболочки.
    К концу времени действия пачки СВЧ-модулированного лазерного излучения неодимовых лазеров бериллиевая оболочка нагреется, изнутри потоками нейтронов,
    потеряет механическую прочность и разлетится на стенки плазменной стальной камеры внутренним диаметром 5м.
    Но ввиду малости массы бериллиевой оболочки (0,58кг), сколь-нибудь заметных механических повреждений внутренней стенке плазменной стальной камере разлёт бериллиевой оболочки не причинит.
    Если бериллиевую оболочку покрыть слоем обеднённого урана толщиной несколько сантиметров, то к концу времени действия пачки лазерного излучения оболочка не потеряет механической целостности, только сильно нагреется и упадет в нижний бассейн из жидкометаллического литий-свинцового теплоносителя.