Як-130 – настоящее и будущее учебно-боевой авиации России

61
Як-130 – это новейший российский учебно-боевой самолет, который является новой полноценной разработкой, а не модернизацией существующих моделей, построенной в России после развала СССР. По классификации НАТО: Mitten – «Рукавица». Самолет был создан для замены в составе ВВС России учебно-тренировочных самолетов Л-39. Главным конструктором самолета является Николай Должников. Созданием машины занималось ОКБ им. Яковлева совместно с итальянской компании Aermacchi, однако из-за возникших в ходе создания самолета разногласий каждая из компании продолжила реализовывать свою концепцию самостоятельно.

В настоящее время самолет серийной производится на авиационном заводе корпорации «Иркут». Потребность ВВС России в самолетах подобного класса оценивается в 250 единиц, а объем мирового рынка в 2500 единиц. Самолет принят на вооружение ВВС России. В настоящее время реализуется контракт на поставку 65 самолетов данного типа до 2017 года, сумма контракта 30 млрд. рублей. Данные машины должны обеспечить первоочередную потребность в подготовке военных летчиков. По состоянию на конец 2012 года в составе ВВС России числится 26 самолетов Як-130.

В перспективе данные самолеты должны полностью заменить в войсках устаревшие чехословацкие L-39 и стать основой учебно-боевой единицей российских ВВС. Произойти это должно в течение 10-13 лет. Многие из применяемых в настоящее время для тренировки курсантов L-39 «Альбатрос» с советским двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ уже давно отлетали свой ресурс. По этой причине еще в конце 1980-х годов в СССР был объявлен тендер на создания нового учебно-боевого самолета.
Як-130 – настоящее и будущее учебно-боевой авиации России

К созданию нового самолета руководство ВВС подталкивала также прожорливость L-39 в сочетании с повышением цен на авиационное топливо на фоне стремительно ухудшающегося экономического положения страны. К тому же выпускать летчиков на самолетах, относящихся к предыдущим поколениям, было явно бессмысленно, а молодые пилоты, даже достаточно хорошо освоившие L-39, не могли сразу же пересесть на МиГ-29 или Су-27. Слишком большим стал разрыв между летными качествами новых самолетов и «летающей партой».

Проектирование нового самолета было начато еще в 1991 году, работы по проекту были завершены в сентябре 1993 года, в том же году к работам подключилась итальянская компания Aermacchi. Уже на завершающем этапе разработки итальянцы из-за возникших разногласий вышли из проекта. При этом компания Aermacchi сумела получить всю конструкторскую документацию на планер учебно-боевого самолета и в итоге выпустила свою версию самолета – Aermacchi М-346. Работы по выпуску конструкторской документации на новый самолет были закончены в 2000-2001 годах, а 10 апреля 2002 года Як-130 стал победителем конкурса, который был объявлен ВВС России, на поставку нового учебно-боевого самолета.

Свой первый полет новый самолет выполнил еще 25 апреля 1996 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Андрей Синицын. Производство первых прототипов Як-130 было начато в 2003 году. Первый прототип, собранный на нижегородском авиазаводе «Сокол», поднялся в воздух 30 апреля 2004 года. Выпуск предсерийной партии из 4-х самолетов Як-130 был завершен в 2008 году. С этого же года началось серийное производство УБС Як-130 на Иркутском авиазаводе НПК «Иркут». Первые серийные самолеты поднялись в небо в 2009 году, а с февраля 2010 самолет начал поступать на вооружение ВВС России.

Як-130 особенности самолета

Як-130 – это первый в мире учебно-боевой самолет, летно-технические характеристики и аэродинамическая компоновка которого (на дозвуковых скоростях полета) аналогичны современным реактивным истребителям. Перепрограммируемая система управления машины позволяет пилотам во время полета в короткие сроки осваивать и совершенствовать свои навыки управления и пилотирования боевых самолетов 4-го и 5-го поколения как российского, так и зарубежного изготовления. Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным крылом трапециевидной формы и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы корпуса, расположенные перед крылом позволяют обеспечить устойчивую управляемость машины при углах атаки до 35 градусов. Як-130 оснащен трехопорным шасси, которое за счет использования пневматиками низкого давления, позволяет эксплуатировать самолет и с грунтовых аэродромов.

Учебно-боевой самолет Як-130 был создан для проведения основного и повышенного этапов подготовки пилотов с учетом современных тенденций развития мирового рынка самолетов данного класса и способен эффективно выполнять не только учебные, но и боевые задачи в локальных конфликтах или конфликтах малой интенсивности, например, в ходе проведения контртеррористических операций. Кабина УБС Як-130 была выполнена с учетом имеющихся тенденций развития приборного оборудования перспективных боевых самолетов пятого поколения. Самолет оснащен высоконадежной комплексной системой управления, которая имеет возможность репрограммирования, что позволяет готовить военных летчиков практически для всех современных истребителей: МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Typhoon и Rafale, F-22, F-35.

Хорошая тяговооруженность и совершенная аэродинамика машины позволяют самолету совершать полеты во всех режимах, которые свойственны современным и перспективным боевым самолетам, а также эффективно решать различные боевые задачи. Используемая на Як-130 система встроенного контроля позволяет обеспечить автономность эксплуатации машины, а катапультируемые «через фонарь» кабины катапультируемые кресла позволяют экипажу безопасно покинуть самолет в различных аварийных ситуациях, даже при нулевой скорости и высоте полета.

Полёт бабочки


Учебно-боевой самолет Як-130 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АИ-222-25, каждый из которых обладает взлетной тягой в 2500 кгс. Высокая тяговооруженность обеспечивает самолету высокую скороподъемность и взлетных характеристики. Воздухозаборники двигателей прикрываются специальными защитными створками, которые закрываются при движении машины по земле и предотвращают попадание в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки. Также это обеспечивает безопасную эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов.

Самолет Як-130 может дополнительно оснащаться системой дозаправки топливом в полете, что значительно увеличивает боевые и учебные возможности машины. Установленная на самолет вспомогательная силовая установка ТА-14, оснащенная электрогенератором переменного тока позволяет эксплуатировать Як-130 автономно, в том числе на удаленных и полевых аэродромах. В случае возникновения на борту аварийной ситуации данная установка может быть применена уже в полете. Также самолет оснащается собственной бортовой кислорододобывающей установкой.

Комплекс БРЭО Як-130 обладает открытой архитектурой с трехканальной системой обмена информацией, выполненной согласно стандартам MIL-STD-1553B и радиальными связями, которые выполнены по стандарту ARING-429. Электронная индикация учебно-боевого самолета построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплеях размерами 6х8 дюймов (у каждого из пилотов) и не содержит электромеханических приборов. Также она включает в свой состав нашлемную систему целеуказания, расположенную в первой кабине, и коллиматорный авиационный индикатор.

УБС Як-130 в состоянии успешно решать и боевые задачи. Реализованная на нем современная система управления оружием, основанная на модульно-блочном принципе, позволяет варьировать состав используемого вооружения в зависимости от применяемых прицельных систем с минимальным количеством доработок. Самолет оснащен 9 точками подвески (6 подкрыльевых, 2 концевых и 1 подфюзеляжная), на которых может нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки. Благодаря этому на базе УБС Як-130 достаточно легко можно создать семейство легких ударных машин, обладающих высокой степенью преемственности главных технических и конструктивных решений. Степень унификации ударной версии самолета и учебно-боевой составляет 90%.

Реализованная на самолете бортовая система имитации режимов боевого использования позволяет:

- проводить имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием и захватом цели, а также ее сопровождением, пуском ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с использованием средств бортового комплекса обороны;

- проводить имитацию атак наземных целей с осуществлением пуска ракет класса «воздух-поверхность», оснащенных тепловыми, лазерными, телевизионными или радиолокационными головками самонаведения, а также неуправляемых ракет, различных типов бомб, стрельбой из пушек, постановкой помех противником и пуском зенитных ракет, использованием средств бортового комплекса обороны;

- осуществлять взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, другими самолетами в группе.

Простота конструкции Як-130, высокая надежность силовой установки и планера, самолетных систем, автономность базирования и большой ресурс использования вместе с высокими эксплуатационными характеристиками, низкой стоимостью жизненного цикла и высокими ЛТХ делают возможным осуществление высококачественной подготовки летного состава ВВС в короткие сроки, а также эффективное решение реальных боевых задач.

Летно-технические характеристики Як-130:

Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина – 11,49 м., высота – 4,76 м.
Площадь крыла – 23,52 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 7230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
Запас топлива – 1700 л.
Тип двигателя – два ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс.
Максимальная скорость – 1060 км/ч., крейсерская скорость – 650 км/ч.
Практическая дальность полета – 1600 км, с ПТБ – 2300 км.
Практический потолок – 12 500 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, пушечные контейнеры, 9 точек подвески, боевая нагрузка – 3000 кг.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/attack/yak130.html
-http://www.sokolplant.ru/p_yk130.shtml
-http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130
-http://www.yak.ru/PROD/new_130.php
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ХИМ-ДЫМ
    +1
    18 февраля 2013 09:34
    Взвейтесь "СОКОЛЫ" - орлами!!!!
  2. +3
    18 февраля 2013 10:19
    Обидно что только на одну сочинскую дорогу можно было перевооружить всю ВВС РОССИИ(((но лучше так чем вообще ни как....а машина очень нужная

    И пусть летают как можно больше)))как говорил Никитка про ТУ-144,нефти у нас на всех хватит)))
  3. 0
    18 февраля 2013 10:28
    Ну что,самолет хороший,нужный.Вот только 65 самолетов до 2017 года-это до неприличия мало.
    Напомню,что на вооружении ВВС СССР состояло более 2000 L-39.
    ВВС хотя бы 200-250 таких машин.....
    1. 0
      18 февраля 2013 12:03
      Читайте внимательнее, 65 это до 2017, после него производство же не прекратится, надеюсь во всяком случае:
      В настоящее время самолет серийной производится на авиационном заводе корпорации «Иркут». Потребность ВВС России в самолетах подобного класса оценивается в 250 единиц, а объем мирового рынка в 2500 единиц.
      1. 0
        18 февраля 2013 15:30
        Цитата: р_у_с_с_к_и_й
        Читайте внимательнее, 65 это до 2017, после него производство же не прекратится, надеюсь во всяком случае

        Спасибо,я в курсе.Просто потребность это одно,а реальность это совсем другое.
        Пока что в реальности мы имеем 65 самолетов в 2017 при начале поставок в 2010.На мой взгляд скромные темпы.Но будем надеяться на лучшее.
    2. vaf
      vaf
      +6
      18 февраля 2013 16:07
      Цитата: Одиссей
      ВВС хотя бы 200-250 таких машин.....


      А зачем столько то? Ведь сейчас "живое" только одно училище? wassat



      1. +2
        18 февраля 2013 16:15
        Здравствуйте vaf.Всегда читал ваши комментарии с интересом.Большое спасибо вам)
        Вот будет спрос и будут предложение....и новый(е) цетр не за горами....может мечты) smile
        1. vaf
          vaf
          +2
          18 февраля 2013 16:59
          Цитата: regin
          Здравствуйте


          Здравствуйте, Владимир!
          При всём моём "уважении" к этому самолёту, ..но он всё равно останется только как самолёт для начальной,базовой, ну и..."продвинутой" подготовки...но не более!
          Все остальные "функции", которые на него собираются "повесить" для нас они не пригодны, если только на экспорт! drinks
          1. +1
            18 февраля 2013 17:27
            Налил drinks
            Так все правильно.В этом их применение.Я сам против использования их кроме как начальных парт.Но переход поколения летчиков должен быть плавным.И 250 единиц в самый раз.Вопрос только в сроках.
            1. vaf
              vaf
              +2
              18 февраля 2013 17:45
              Цитата: regin
              В этом их применение.Я сам против использования их кроме как начальных парт.


              Ну в принципе можно и дальше-базовую и "продвинутую" (пилотаж,воздушный бой, атака наземных целей.групповая слётанность).

              Цитата: regin
              Но переход поколения летчиков должен быть плавным.


              Плавным это было только в наше время-Л-29,Миг-21УС,Миг-21БИС,Миг-23УБ,Миг-23П,Су-17УМ2,Су-17М2,и вот здравствуй полк.....пара провозок на Су-17УМ3, и вперёд на боевом Су-17М3.
              Но мы то начинали летать с 1 -го курса, а он сейчас..только в конце 3-го .."вывозную" начинают crying request а потом куда....только в центр, где опть...всё по-новой...т.е. процесс подготовки лётчика. как лётчика ( атне ерзаца с дипломом) затягивается минимум на 3-5ть лет. хотя естественно будут среди ребят и свои "Чкаловы", которые "на лету" всё схватывают, но по факту то.....не айс, к сожалению recourse
              1. +2
                18 февраля 2013 17:53
                А жаль.Русские любят и умеют летать.Много бюрократией талантов зарываем(((((
      2. +1
        18 февраля 2013 16:44
        Цитата: vaf
        А зачем столько то? Ведь сейчас "живое" только одно училище?

        Затем,что я бы расстрелял тех кто оставил в живых только одно училище. am
        И восстановил был ликвидированные.
        1. vaf
          vaf
          +4
          18 февраля 2013 16:54
          Цитата: Одиссей
          Затем,что я бы расстрелял тех кто оставил в живых только одно училище


          Здесь я с тобой (можно на ты, я так понял? wink ) полностью солидарен soldier
          Но вот ОНИ считают по другому (или считали?) к сожалению! wassat

          Цитата: Одиссей
          И восстановил был ликвидированные.


          Надеюсь, что к этому придёт. хотя бы .."профильные", но вот откуда брать инструкторов и преподавателей?
          1. +2
            18 февраля 2013 16:58
            С России по нитке..."вербовать" хорошими условиями работы,и исполнять эти условия.
            1. vaf
              vaf
              +3
              18 февраля 2013 17:47
              Цитата: regin
              "вербовать" хорошими условиями работы,и исполнять эти условия.


              Тебя бы..Главкомом good Даже я бы пошёл....на кафедру тактики или боевого применения, ну на худой конец...на тренажёр soldier

              Всё ..ближе к небу, чем .......в саду ковыряться wassat
              1. 0
                19 февраля 2013 20:32
                Цитата: vaf
                Даже я бы пошёл....на кафедру тактики или боевого применения, ну на худой конец...на тренажёр

                Правильно нужное это дело , а сколько еще мужиков которые готовы передать знания, пока еще не прервалась связь поколений.
                Только все это делать надо сейчас и училища восстанавливать и "вербовать" (не люблю это слово, наше поколение с детства просто "влюбляли" в авиацию) и условия создавать а главное выполнять все что обещано .И делать надо это по принципу " завтра может быть поздно"
          2. 0
            18 февраля 2013 17:46
            думаю новост в тему :главкомат ВВС принял решение о востановлении парка УБС ТУ -134 УБЛ, ТУ -134 Ш
          3. +1
            18 февраля 2013 19:15
            Цитата: vaf
            Надеюсь, что к этому придёт. хотя бы .."профильные", но вот откуда брать инструкторов и преподавателей?

            Восстанавливать,конечно,труднее чем разрушать.Где взять ? Со всего бывшего СССР всех оставшихся спецов,за нормальные условия-деньги,квартира.
            Цитата: vaf
            (можно на ты, я так понял?

            Можно,конечно drinks
        2. +2
          18 февраля 2013 17:07
          Цитата: Одиссей
          И восстановил был ликвидированные.

          В Иркутске губернатор с думой вместе собираются писать Шойгу и Путину письмо с предложением вернуть назад ИВВАИУ. Только вот стоит ли второй раз за 5 лет громить училище? Оно на новом месте наверное только-только на ноги встало. А с другой стороны в Восточной Сибири военных училищ не осталось - палка о двух концах.
          1. 0
            18 февраля 2013 19:18
            Цитата: siber
            В Иркутске губернатор с думой вместе собираются писать Шойгу и Путину письмо с предложением вернуть назад ИВВАИУ

            Это как запорожские казаки султану ? smile Пускай пишут
            Если серьезно,уж где-где,а в Восточной Сибири и на ДВ должны быть училища.
    3. +1
      19 февраля 2013 02:49
      В данном случае от предприятия сроки выпуска самолетов и их количество не зависят.
  4. +2
    18 февраля 2013 14:51
    Как то странно .... Текст статьи расходится с тем , что говорили наши эксперты и по учебным качествам и особенно по возможному боевому применению , Сергей , Саша , где вы ????? Срочно нужна ваша консультация !!!!
    1. 0
      18 февраля 2013 15:34
      Любопытно.А в чем расхождения ?
      1. vaf
        vaf
        +4
        18 февраля 2013 16:11
        Цитата: Одиссей
        Любопытно.А в чем расхождения ?


        выдержка из статьи.......УБС Як-130 в состоянии успешно решать и боевые задачи.?????? request

        Реализованная на нем современная система управления оружием, основанная на модульно-блочном принципе, позволяет варьировать состав используемого вооружения в зависимости от применяемых прицельных систем с минимальным количеством доработок.

        Читаем выделенное, а потом..отвечаем на ваш вопрос.....в чём расхождение! wink
        1. 0
          18 февраля 2013 16:54
          Цитата: vaf
          выдержка из статьи.......УБС Як-130 в состоянии успешно решать и боевые задачи.??????

          Ээээ,а разве там под БРЛС не зарезервировано немного места ?
          А ОЛС можно куда нибудь в подвесной контейнер запихнуть.
          1. vaf
            vaf
            +4
            18 февраля 2013 17:51
            Цитата: Одиссей
            а разве там под БРЛС не зарезервировано немного места ?


            В том то и дело, что пока т олько...зарезервировано wink

            Цитата: Одиссей
            А ОЛС можно куда нибудь в подвесной контейнер запихнуть.


            Так его все ждут, когда Фазатрон и УМПО .."разродятся"......и для МиГ-29-х и для Су-30-х и для Су-35-х.

            Можно,конечно попробовать Х-59'ю с контейнером АПК-9'ть, но боюсь...не взлетит wink
            1. +2
              18 февраля 2013 19:29
              Цитата: vaf
              В том то и дело, что пока т олько...зарезервировано

              Главное зарезервировать,поставить мы всегда успеем smile
              Цитата: vaf

              Так его все ждут, когда Фазатрон и УМПО .."разродятся"......и для МиГ-29-х и для Су-30-х и для Су-35-х.

              Да уж,заждались.
              Но в целом мы после ликвидации ИБА испытываем такую катастрафическую нехватку самолетов поля боя,что идея доработать Як-130 под легкий штурмовик,на мой взгляд,вполне разумна.К тому же они как раз полезны в конфликтах малой интенсивности (локальных войнах)
              1. vaf
                vaf
                +1
                18 февраля 2013 20:24
                Цитата: Одиссей
                Главное зарезервировать,поставить мы всегда успеем


                Да как показывает практика...не всегда....успеваем, к сожалению request

                Цитата: Одиссей
                идея доработать Як-130 под легкий штурмовик,на мой взгляд,вполне разумна


                Категорически не согласен,т.к. проблема "маленьких" самолётов...это ..ВЕС....

                И если на него .."повесить" всё. что необходимо лёгкому штурмовику request то тогда..взять на борт он сможет...ну совсем...мало-мало, а улететь с этим куда-нибудь и ..подавно lol

                Это красиво ...в статьях писать-9-ть точек подвески и т.д., а по факту? 2-е точки топливные баки (тонны нагрузки нет), точка контейнер со станцией РЛС, точка ОПЭС, сколько остаётся? правильно 5-ть, две под ракеты Р-73, 2-е под контейнеры РЭБ...и всё........а что-нибудь куда-нибудь надо и бросить или пострелять? Т.е. ещё и пушку надо ..установить? а это то же вес,

                ну а если вроде бы как про штурмовик, то надо хотя бы минимальную броню, я так думаю......

                Так что фото в статье...где Як рядом с Грачём...как то...не очень, я так ..думаю

                1. +1
                  18 февраля 2013 21:55
                  Цитата: vaf
                  Да как показывает практика...не всегда....успеваем, к сожалению

                  Это была шутка. Для поднятия духа ))
                  Цитата: vaf
                  точка контейнер со станцией РЛС, точка ОПЭС, сколько остаётся? правильно 5-ть, две под ракеты Р-73

                  РЛС можно поставить и не в контейнер,Р-73 приодеться пожертвовать.
                  Цитата: vaf
                  Категорически не согласен,т.к. проблема "маленьких" самолётов...это ..ВЕС....

                  Дык,ясно,что лучше работать многоцелевыми истребителями не входя в зону ПВО и с помощью высокоточных боеприпасов,а над полем боя,вообще,использовать ударные беспилотники. Только где ж это счастье взять ?
                  Ведь мы вообще остались без ударников.Су-24,25 прекрасные самолеты для своего времени,но в возрасте (особенно первый).Сколько их останется через 5 лет ?.Су-34 концептуально устарел,к тому же дорогой и их мало.А из наших истребителей только Су-30СМ может быть будет по земле работать.Если уж во время войны с Грузией Ту-22М3 в качестве фронтового бомбера использовали........Куда уж дальше.
                2. 0
                  20 февраля 2013 20:49
                  Думаю, установка вооружения на ЯК-130 не для военного применения самолёта, а для обучения курсантов лётных училищ навыкам применения оружия самолёта,
    2. vaf
      vaf
      +3
      18 февраля 2013 16:08
      Цитата: снайпер
      Срочно нужна ваша консультация


      Уже здесь..в чём вопрос? wink
      1. +1
        18 февраля 2013 18:55
        vaf,Привет , Серёга , так ты вроде уже всё ответил .... Именно это я и хотел спросить , разве что ещё один момент :
        К тому же выпускать летчиков на самолетах, относящихся к предыдущим поколениям, было явно бессмысленно, а молодые пилоты, даже достаточно хорошо освоившие L-39, не могли сразу же пересесть на МиГ-29 или Су-27. Слишком большим стал разрыв между летными качествами новых самолетов и «летающей партой»

        То есть автор хочет сказать , после обучения на ЯК-130 летчики готовы к самостоятельным полётам на МИГ-29 и СУ-27? Или они созревают для обучения на этих самолётах ???
        1. vaf
          vaf
          +2
          18 февраля 2013 19:33
          Цитата: снайпер
          То есть автор хочет сказать , после обучения на ЯК-130 летчики готовы к самостоятельным полётам на МИГ-29 и СУ-27? Или они созревают для обучения на этих самолётах ???


          Нет,здесь автор "лукавит"..идёт "рекламирование" системы "репрограмирования", хотя...на "старом-добром" Миг-29УБ стоит...испокон веков АРУ-"легко-автомат-тяжело" wink

          Так что конечно нет и однозначно...пока "пятой" точкой сам не почувствует всё...как рыскает, как просаживается (ведь вес и скорости другие,да и центровка то же), габарита,обзор, фурнитуру кабины, ограничения ..по самолёту и системам, особые случаи и т.д. никто его в самостоятельный полёт на другом типе..не выпустит, а особенно после.."школы"!

          Только на типовом УБ или ПУ! soldier
          1. +2
            18 февраля 2013 20:19
            Цитата: vaf
            ,здесь автор "лукавит"..

            Ну вот , не зря вы нас тёмных просвящаете ... А раньше бы , я б поверил ...Спасибо , Сергей ! bully
  5. Артур
    0
    18 февраля 2013 15:09
    Красивая машина, еще бы увеличили темпы поставки было бы замечательно. Назло полосатым Россия подымается с колен drinks
    1. 0
      18 февраля 2013 15:46
      для военной авиации на "Иркуте" будет новый цех, может и темпы увеличется
  6. 0
    18 февраля 2013 16:20
    Прошу прощения за офф-топик(вопрос не по теме), но просто уж очень интересен вопрос:

    Рассматривал 2 фотки: одна днища раптора ,а вторая соответственно ПАК ФА.
    Слышал, что у ПАК ФА полезный объем внутреннего отсека куда объемнее, но если исходить их фото, то наглядно кажется все наоборот, т.к. у раптора область между движками занята под этот самый объем , а в это же время у ПАК ФА оно свободно и схоже с Су-27 и МиГ-29.
    вот фото обоих:
    http://topwar.ru/uploads/images/2013/483/jkoy705.jpg

    http://topwar.ru/uploads/images/2013/635/jktq542.jpg

    Особенно прошу наших спецов помочь разрешить эту дилемму. Заранее благодарен!
  7. 0
    18 февраля 2013 16:21
    Прошу прощения за офф-топик(вопрос не по теме), но просто уж очень интересен вопрос:

    Рассматривал 2 фотки: одна днища раптора ,а вторая соответственно ПАК ФА.
    Слышал, что у ПАК ФА полезный объем внутреннего отсека куда объемнее, но если исходить их фото, то наглядно кажется все наоборот, т.к. у раптора область между движками занята под этот самый объем , а в это же время у ПАК ФА оно свободно и схоже с Су-27 и МиГ-29.
    вот фото обоих:


    Особенно прошу наших спецов помочь разрешить эту дилемму. Заранее благодарен!
    [img]http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&q=F-22&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.
    r_qf.&bvm=bv.42553238,d.Yms&biw=1366&bih=653&um=1&ie=UTF-8&tbm=isch&source=og&sa
    =N&tab=wi&ei=_xwiUYO0IM-GswaNn4DoBg#imgrc=-u62fE_f5jnkdM:;jCBiRrzAAixRiM;http%3A
    %2F%2Fwww.globalsecurity.org%2Fmilitary%2Fsystems%2Faircraft%2Fimages%2Ff-22-199
    9043-f-0000l-001.jpg;http%3A%2F%2Fstomaster.livejournal.com%2F2008218.html;836;5
    55[/img]
  8. 0
    18 февраля 2013 16:26
    заранее простите за офф-топ, но все же уж больно интересно.
    Разработчиками ПАК ФА вроде бы(!) было заявлено, что внутренний отсек у Т-50 объемнее чем у раптора. Но если рассматривать днища этих ЛА, то видно, что у раптора между движков на брюхе место отведено под внутренний отсек, в то же время у ПАК ФА этоместо пустое как и у Су-27 и МиГ-29. Где же тогад берется внутренний отсек???
    http://topwar.ru/uploads/images/2013/322/aqik310.jpg

    http://topwar.ru/uploads/images/2013/844/bjgg273.jpg
  9. 0
    18 февраля 2013 16:27
    заранее простите за офф-топ, но все же уж больно интересно.
    Разработчиками ПАК ФА вроде бы(!) было заявлено, что внутренний отсек у Т-50 объемнее чем у раптора. Но если рассматривать днища этих ЛА, то видно, что у раптора между движков на брюхе место отведено под внутренний отсек, в то же время у ПАК ФА этоместо пустое как и у Су-27 и МиГ-29. Где же тогад берется внутренний отсек???


    Особенно буду благодарен нашим спецам за ответ!
    1. +1
      18 февраля 2013 16:37
      вроде видно
    2. Мимопроходящий
      +1
      18 февраля 2013 19:01
      У F22 между движками нет никаких отсеков:

      У ПАК-ФА ровно тоже количество отсеков (два в фюзеляже, два под крыльями), но центральный гораздо более глубокий:
      1. olp
        +1
        18 февраля 2013 19:29
        У ПАК-ФА ровно тоже количество отсеков (два в фюзеляже, два под крыльями), но центральный гораздо более глубокий:

        точно
        и F-22 и ПАК ФА берут по 6 ракет средней дальности и по 2 ракеты малой дальности

        а вот у Фу-35 всё гораздо печальней
        всего 2 ракеты средней дальности + 2 бомбы (или возможно ещё +2 ракеты)


        а для того чтобы взять более-менее серьёзную нагрузку Фу-35 придётся подвешивать пилоны

        но в этом случае ни о какой малозаметности говорить не приходится.. не зря австралийцы назвали Фу-35 самолётом 3-его поколения с элементами 5-ого)
        1. +3
          18 февраля 2013 19:43
          Цитата: olp
          но в этом случае ни о какой малозаметности говорить не приходится.. не зря австралийцы назвали Фу-35 самолётом 3-его поколения с

          Это верно,но к сожалению их будет очень много.
          Так что просто создаются боевые группы для преодоления ПВО и расчистки воздушного пространства(с оружием только во внутренних отсеках),а самолеты с пилонами работают уже по чистому небу.
          Не надо считать противников дураками.
          1. olp
            +2
            18 февраля 2013 20:01
            Это верно,но к сожалению их будет очень много.

            не стоит забегать вперёд, лучше подождём и посмотрим что будет

            к тому же "много" это понятие крайне относительное


            Так что просто создаются боевые группы для преодоления ПВО и расчистки воздушного пространства(с оружием только во внутренних отсеках),а самолеты с пилонами работают уже по чистому небу. Не надо считать противников дураками.

            зря переоценивать тоже глупо
            малозаметность это не панацея, против хорошей ПВО (зрк+авиация) тем более не поможет, а судя по ЛТХ этих пингвинов(по возможной пергрузке) их и дальними ракетами (Р-37,48Н6ДМ) будут сбивать как пингвинов уток
            1. +3
              18 февраля 2013 20:33
              Цитата: olp
              будут сбивать как пингвинов уток



              Примерно так .... wassat
            2. +2
              18 февраля 2013 22:12
              Цитата: olp
              не стоит забегать вперёд, лучше подождём и посмотрим что будет
              к тому же "много" это понятие крайне относительное

              Дык,чего тут смотреть,уже сотый самолет в производстве.
              Что касается "много",то их будет около 3000,так что когда я говорил много,то это было сказано очень мягко.На самом деле их будет-дохе..ще
              Цитата: olp
              малозаметность это не панацея, против хорошей ПВО (зрк+авиация) тем более не поможет, а судя по ЛТХ этих пингвинов(по возможной пергрузке) их и дальними ракетами (Р-37,48Н6ДМ) будут сбивать как пингвинов уток

              Не панацея,но штука крайне полезная.Что касается поражения дальними ракетами,то ее вероятность зависит прежде всего от возможности обнаружения и сопровождения цели,и от возможностей РЭБ цели.
              Обнаружить F-35 трудно,а средства РЭБ у него отличные.Поэтому сделать это будет затруднительно.
              Что касается "сбивать как уток" то я слышу это с 91 года.Результаты пока строго противоположные.
              Так что лучше перебдеть.
              1. olp
                +1
                19 февраля 2013 01:58
                Дык,чего тут смотреть,уже сотый самолет в производстве.
                Что касается "много",то их будет около 3000,так что когда я говорил много,то это было сказано очень мягко.На самом деле их будет-дохе..ще

                хз как вы насчитали 100 самолётов, но.. ф-22 тоже планировали до хрена построить, а получилось как получилось, так что даже для сша 3000 самолётов строить лет 10, при этом старые ф-15/16/18 будут выводить из эксплуатации

                Не панацея,но штука крайне полезная.Что касается поражения дальними ракетами,то ее вероятность зависит прежде всего от возможности обнаружения и сопровождения цели,и от возможностей РЭБ цели.
                Обнаружить F-35 трудно,а средства РЭБ у него отличные.Поэтому сделать это будет затруднительно.

                уж не знаю с чего вы взяли что обнаружить ф-35 трудно, я вот лично не проверял, достоверно на данный момент известно только то что обнаруживать их будет сложнее, чем самолёты предыдущих поколений, а не то что сложно-невозможно
                лично я отношусь ко всем утверждениям о невидимости крайне скептически


                Что касается "сбивать как уток" то я слышу это с 91 года.Результаты пока строго противоположные.

                американские байки про невидимые самолёты тоже слышны с 91-ого года, и результаты тоже пока никакие, не говоря уж о том что с современной ПВО хотя бы уровня С-300ПМ им сталкиваться не приходилось
                1. +2
                  19 февраля 2013 06:46
                  Цитата: olp
                  хз как вы насчитали 100 самолётов, но.. ф-22 тоже планировали до хрена построить, а получилось как получилось, так что даже для сша 3000 самолётов строить лет 10, при этом старые ф-15/16/18 будут выводить из эксплуатации

                  А я не знаю,как вы их не насчитали-http://vpk.name/news/83511_idet_sborka_100go_samoleta_f35.htm
                  l
                  Строить будут лет 15.3000 самолетов это очень много.
                  Цитата: olp
                  лично я отношусь ко всем утверждениям о невидимости крайне скептически

                  Правильно относитесь Невидимых самолетов не бывает.Бывают самолеты с малой ЭПР,что создает проблемы с их своевременным обнаружением.
                  Цитата: olp
                  американские байки про невидимые самолёты тоже слышны с 91-ого года, и результаты тоже пока никакие, не говоря уж о том что с современной ПВО хотя бы уровня С-300ПМ им сталкиваться не приходилось

                  1) Почему никаких ? F-117 применялся очень эффективно и за все время применения имел всего одну боевую потерю.Хотя его ЭПР,по сведениям американцев,существенно выше чем у F-22,35.
                  2) С-300 ПМ есть у 2 стран НАТО.Полагаете они на них не тренируются ? )))
                  3) Вообще странно.Во время СССР мы имели мощнейшую авиацию,но относились к противнику уважительно.Даже к Китаю,который был тогда вообще никакой.
                  А сейчас мы имеем откровенно слабые ВВС,но при этом многие склонны закидывать противника шапками.
                  Не обессудьте,но в этом есть что-то явно ненормальное.
                  1. olp
                    +1
                    19 февраля 2013 12:47
                    Правильно относитесь Невидимых самолетов не бывает.Бывают самолеты с малой ЭПР,что создает проблемы с их своевременным обнаружением.

                    опять же никакой конкретики
                    обнаружение на каком расстоянии можно считать своевременным и собственно чем пытаемся обнаруживать.


                    1) Почему никаких ? F-117 применялся очень эффективно и за все время применения имел всего одну боевую потерю.Хотя его ЭПР,по сведениям американцев,существенно выше чем у F-22,35.

                    тем не менее при внимательном рассмотрении его боевого применения сделать какие-то однозначные выводы нельзя
                    какие зрк ему противостояли, с-125 61-ого года? это и есть показатель эффективности? ладно бы РТС там были бы новейшие хотя бы(хотя это всё равно бы не помогло, всё равно бы сначала томагавками забросали)
                    а вопрос почему ф-22 не было в ливии интересует многих

                    2) С-300 ПМ есть у 2 стран НАТО.Полагаете они на них не тренируются ? ))

                    а у вас есть результаты этих учений? нет? в таком случае зря улыбаетесь
                    .

                    3) Вообще странно.Во время СССР мы имели мощнейшую авиацию,но относились к противнику уважительно.Даже к Китаю,который был тогда вообще никакой.
                    А сейчас мы имеем откровенно слабые ВВС,но при этом многие склонны закидывать противника шапками.
                    Не обессудьте,но в этом есть что-то явно ненормальное.

                    вы ошибаетесь, шапками я закидывать никого не собираюсь, тем более посылать делать это других.
                    но я считаю что "военную машину" сша делает сильной в первую очередь продуманная стратегия, тактика применения и организация, а не как считаете вы что это пара вундервафель
                    Не обессудьте,но в этом есть что-то явно ненормальное.
                    1. 0
                      20 февраля 2013 22:42
                      Цитата: olp
                      опять же никакой конкретики
                      обнаружение на каком расстоянии можно считать своевременным и собственно чем пытаемся обнаруживать.

                      На расстоянии которое позволяет обнаружить и атаковать противника до того,как он обнаружит и атакует тебя (или,хотя бы,в сопоставимое с ним время)
                      В каждой конкретной боевой ситуации это расстояние будет различным.
                      Но ,например,локаторы истребителей Су-27,Миг-29,Миг-31 произведенных в 80-х,и до сих пор составляющих абсолютное большинство нашей истр.авиации легко забиваются помехами и вообще не могут обнаружить F-35 или обнаружат его только на расстоянии прямой видимости.. Соответственно в данном случае и у данных боевых систем имеет место проблема с своевременным обнаружением.
                      Чем обнаруживать ? Да чем угодно.Главное-результат.
                      Цитата: olp
                      а вопрос почему ф-22 не было в ливии интересует многих

                      Странный вопрос.А что им там было делать ? F-22 в своем современном состоянии это чистый истребитель.Кого он должен был истреблять в Ливии.если ее авиация практически не поднималась в воздух ?
                      Что касается ПВО Ирака то на конец 80-х для страны 3 мира она была достаточно современной и весьма многочисленной.Собственно, лучше была только у ведущих стран Запада и стран Варшавского Договора,аналогичная была у Индии.
                      Цитата: olp
                      а у вас есть результаты этих учений?

                      Нет,конечно.Но они уже много лет тренируются на С-300ПМ. Соответствено знают все слабые места,как подавить помехами,и.т.д. Например-Как сообщает английский журнал "Jane's Missiles and Rockets" от 01 апреля 2005 г., некоторые элементы радиотехнических средств зенитной системы С-300ПМУ словацких ВВС примут участие в специализированных учениях НАТО под названием "Trial Hammer 05". На данных учениях страны НАТО отрабатывают методику прорыва вражеской системы ПВО. Участие Словакии в учениях было одобрено национальным правительством 9 февраля 2005 г.
                      Цитата: olp
                      но я считаю что "военную машину" сша делает сильной в первую очередь продуманная стратегия, тактика применения и организация, а не как считаете вы что это пара вундервафель

                      belay Где я такое писал ? Я лишь писал,что проблемf с недостатком места во внутренних отсеках F-35 вполне решаема.
                      А так все верно-сила ВВС США в сочетании хорошей техники с продуманной стратегией ее применения.
      2. 0
        19 февраля 2013 16:14
        в общем выходит, что у ПАК ФА более глубокие отсеки, поэтому визуально они меньше....ясно.
        Всем спасибо за картинки и объяснения! hi
  10. 0
    18 февраля 2013 16:40
    Два отсека в цетроплане и по одному (итого два) в подкрыльевых пилонах
    1. vaf
      vaf
      +4
      18 февраля 2013 16:55
      Цитата: sakmagon
      Два отсека в цетроплане и по одному (итого два) в подкрыльевых пилонах


      В центроплане то два, а вот что такое......"в подкрыльевом пилоне"? wassat
      1. +2
        18 февраля 2013 17:19
        Ну да, корявенько так написал, поленился исправить когда заметил, за что по справедливости и получил feel
        1. vaf
          vaf
          +2
          18 февраля 2013 17:53
          Цитата: sakmagon
          за что по справедливости и получил


          да ничего ты.... не получил wink , так...по дружески drinks
  11. 0
    18 февраля 2013 17:08
    Уверен, никакого будущего у учебно-БОЕВОЙ авиации нет. Как и настоящего и прошлого.

    Невозможно создать эффективный УЧЕБНО-БОЕВОЙ самолет.
    Или упрощенная учебная машина. Или настоящий боевой комплекс с нормальными системами прицеливания, активными и пассивными системами защиты, отменными ЛТХ и грозным вооружением.
    1. +1
      18 февраля 2013 17:32
      Учебная машина на котрой можно обучать летчиков боевому применению, это не "упрощенная учебная машина", это самая что ни на есть навороченная, не зациклевайтесь на слово "боевой", в версии легкого штурмовика ЯК-130 только планируют сделать для поставок на экспорт и слова "учебный" в этой модификации не будет. Самолет где в названии "учебный" , а не "учебно-боевой" - предназначен для обучения пилотажа, на ЯК-130 можно применять вооружение - НО в учебных целях
      1. 0
        19 февраля 2013 00:44
        Цитата: sakmagon
        Учебная машина на котрой можно обучать летчиков боевому применению

        обучать боевому применению можно (и нужно) уже на боевых машинах. а есть еще такая вещь, как "спарка"

        Цитата: sakmagon
        ЯК-130 только планируют сделать для поставок на экспорт и слова "учебный" в этой модификации не будет

        У Як-130 в носовом конусе не поместится даже метеолокатор.
  12. +2
    18 февраля 2013 20:28
    Я например,очень рад, 39-ые заменяются отечественными машинами
  13. 0
    19 февраля 2013 09:03
    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    обучать боевому применению можно (и нужно) уже на боевых машинах. а есть еще такая вещь, как "спарка"
    разумеется кто спорит, на спарках обучают ,но это следующий этап обучения, или сажать на нее получив права категории "С"?

    Цитата: SWEET_SIXTEEN
    У Як-130 в носовом конусе не поместится даже метеолокатор.

    он только в разработке, где примерить успели?
    1. 0
      19 февраля 2013 09:16
      перекинул с соседней темы
      Первый этап модернизации включает установку бортовой системы дозаправки и оптико-электронного модуля, говорит вице-президент «Иркута» Константин Попович. Эта работа должна быть завершена в 2013 году, добавил он.



      На следующем этапе разработчики планируют оснастить самолет радаром. В настоящее время прорабатываются три варианта, сказал Попович. Первый – радар компании Фазатрон-НИИР. Ранее главный конструктор «Фазатрона» Юрий Гуськов сообщил Aviation Week, что его компания приступила к разработке для этого самолета РЛС с щелевой антенной, получившей название ФК-130.



      Другие варианты представлены бортовой РЛС НИИР им. Тихомирова и подвесной РЛС Санкт-петербургского завода «Ленинец». По словам Поповича, проектировщик и поставщик радара должны быть выбраны до конца года, реализация данного этапа запланирована в 2013-14 гг.



      Попович сказал, что РЛС обеспечит Як-130 обнаружение наземных целей и применение ракет Х-31, Х-38 и Х-29. «Мы теперь понимаем, что устойчивость самолета позволяет использовать такие тяжелые ракеты», сказал о
  14. +1
    19 февраля 2013 12:43
    Костя все рассказал!Но сейчас важнее ,что бы машина как можно больше работала.Нужен налет для устранения "детских" болезней и отработке методики.Самолет-то в принципе состоялся и возможности для его модернизации имеются не плохие. Но в первую очередь это учебная машина и ее основная задача -"Обучение".А для этого нужен надежный ,я бы сказал неприхотливый аппарат,способный многое прощать и в то же время решать большой комплекс задач в учебном процессе.
  15. DmitryMSK
    +1
    19 февраля 2013 15:06


    Видео в тему good

    Вот они, красавцы)