Невезучие самолеты

34
Боевые машины, проектируемые в большой спешке, иногда проявляют совсем иные качества, чем ожидают проектировщики, стратеги и пилоты. Вот несколько весьма выразительных примеров.

Мk-1 Typhoon («Тайфун»)

Невезучие самолеты


Краткая биография: «Тайфун» был cоздан в 1940 году британской компанией «Глостер». Этот одномоторный истребитель, один из самых крупных на тот момент, был оснащен мощным двигателем и четырьмя 20-мм пушками.

Большие надежды: «Тайфун» создавался для «битвы за Британию», как средство противодействия фашистским бомбардировщикам, засыпающим бомбами английские города и промышленные центры. Здравый смысл подсказывал, что сочетание высокой мощности и хорошего вооружения должно сделать «Тайфун» могучим оружием против люфтваффе.

Суровая реальность: Первым сюрпризом оказалось то, что с бомбардировщиками самолет справлялся на удивление плохо. Он был настолько тяжел, что пока он набирал высоту и скорость, немцы уже успевали отбомбиться. Причиной стал побочный эффект хорошей вооруженности. Англичане перевели «Тайфун» в разряд штурмовиков. На самолет навесили держатели для бомб, пилоны для ракет, поставили дополнительную броню и отправили атаковать немецкие колонны и корабли. Казалось, карьера «Тайфуна» в новом качестве должна успешно состояться, но тут выяснилось удивительное обстоятельство: утяжеленный самолет получил дурную привычку при резких маневрах отбрасывать хвост, как ящерица. Только в отличие от ящерицы самолет не мог отрастить хвост. Самолет доработали, хвост укрепили и «Тайфуны» начали свой боевой путь. Но тут – в которой раз! – обнаружилась еще одна неприятная особенность «Тайфуна»: он был слишком похож на «Штуку» – немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87, поэтому зенитчики и истребители союзников иногда их путали. Это сделало профессию пилота «Тайфуна» крайне непопулярной. А те, кто летал на нем и выжил, поспешили забыть его после войны, как страшный сон.

Жизненный урок: Позиционирование самолета имеет значение. Внешний вид – тоже!

Messerschmidt Bf-110



Краткая биография: Тяжелый двухмоторный истребитель, производимый фирмой «Мессершмидт», оснащался целой батареей пушек и пулеметов, в 1938 году он был самым засекреченным самолетом в Германии и потенциальным любимым рейхсмаршала Геринга. Машина нравилась и другим партайгеноссе, например, Геббельсу, который сделал Bf-110 одним из главных персонажей легенды о непобедимости «Люфтваффе».

Большие надежды: В стадии проектирования Bf-110 был «шнельбомбером» – «быстрым бомбардировщиком.» Но родился уже стратегическим истребителем, что стало новым словом в распределении авиационных ролей. По замыслу стратегический истребитель должен сопровождать стратегические же бомбардировщики и защищать их на большом удалении от истребителей противника. К началу войны был изготовлен целый парк Bf-110, нор...
Суровая реальность: Уже во время польской компании самолет поверг генералов и конструкторов в некоторую задумчивость, так как не единожды становился жертвой допотопных польских этажерок. И, хотя самолеты у поляков быстро закончились, осадок остался. Bf-110 доработали и бросили в «битву за Британию». Ежедневно пилоты отчитывались о десятках сбитых английских машин и вскоре немецкое командование считало, что авиации у противника практически нет... Но «Люфтваффе» продолжал нести потери, причем не только от зенитного огня... Расследование показало, что немецкие асы занимались обычными приписками в то время, как юркие английские истребители разделывали тяжелые и неповотливые Bf-110. Дело дошло до того, что для сопровождения стратегического истребителя стали отряжать другие истребители – более легкие и подвижные Bf-109. Но потом, спохватившись, подчиненные Геринга стали придумывать Bf-110 новые задачи. Машину пробовали в качестве легкого бомбардировщика, разведчика, штурмовика, но ни в одной роли он не приживался, так как был недостаточно высотным, маневренным и защищенным. В конце концов удалось приспособить некоторое количество машин под ночной истребитель, но к 1944 году бомбардировщики союзников стали летать над Германией и днем, добивая остатки немецкой авиации – в том числе и последние Bf-110 – прямо на аэродромах.

Жизненный урок: «Межвидовое скрещивание» дает результаты, но по большей части странные.

F-117 Nighthawk («Найтхок» – «Ночной сокол»)



Краткая биография: Родился усилиями компании «Локхид Мартин» в 1981 году. Почти пять лет летал только по ночам, поскольку степень секретности была чрезвычайной. В 1982 году самолет приняли на вооружение столь же секретной тактической авиагруппы 4450, а в 1986 он сам себя рассекретил, разбившись во время испытательного полета.

Большие надежды: Знаете, почему ракеты стали среди военных намного популярнее самолетов? Просто после того, как бомбардировщик засекается средствами ПВО, оставшегося времени как раз хватает экипажу на катапультирование. Технология «стелс», по которой был сделан F-117, крайне затрудняла обнаружение радиолокаторами. Оставаясь невидимым для радаров, самолет должен был проникать в расположение противника, уничтожать РЛС, командные пункты и зенитные установки. После чего обычные бомбардировщики над территорией противника чувствовали себя как дома.

Но формы корпуса, затрудняющие отражение излучения радаров, а также покрытие несколькими слоями хитроумных красок, также поглощающих излучение, не способствовали аэродинамике...

Суровая реальность: Уже на летных испытаниях F-117 проявил себя своеобразно: он оказался очень непрочным и капризным как в эксплуатации, так и в обслуживании. Например, техники, дабы не повредить вышеупомянутые слои красок, по поверхности самолета ходили в носках.

Но после случайного рассекречивания самолет быстро стал звездой боевиков и журнальных обложек: нестандартный внешний вид машины Пентагон решил использовать шанс для запугивания потенциального противника. Чуть ли не в каждом американском фильме «про войну» появлялся силуэт «Найтхока». В итоге F-117 нажил себе славу совершенно несбиваемого самолета, которая держалась вплоть до операции в Югославии, когда под Белградом сербы сбили «Найтхок» и продемонстрировали обломки всему миру.

Американцы сначала поспешили заявить, что «стелс» упал сам из-за отказа двигателя... потом признали, что самолет был сбит, но победу приписали новейшему зенитно-ракетному комплексу С-300, который Россия якобы поставила Югославии в обход санкций. Реальность оказалось печальнее: «завалил» F-117 древний зенитно-ракетный комплекс С-125, изготовленный еще в пятидесятые годы. Скандал был грандиозный: программа «стелс», в которую были вложены миллиарды долларов, оказались неспособной замаскировать самолеты от радаров, выпущенных еще во времена СССР. Поэтому 22 апреля 2006 года последние экземпляры «Найтхока» совершили последний полет и отправились в музей.

Жизненный урок: Чем необычнее фантазия, тем более точных расчетов требует ее реализация.

«Як-38»



Краткая биография: Появился на свет силами конструкторского бюро Яковлева в 1981 году. К тому времени британцы смастерили вполне успешный самолет вертикального взлета и посадки «Харриер», Стране Советов нужно было как-то ответить на этот наглый вызов западной военщины. Тем более, что как раз были построены первые советские авианесущие крейсеры (опять-таки, в ответ на североатлантические корабли такого класса), а оснащать их было нечем, кроме довольно вертолетов, которые не могли решать все боевые задачи на море.

Большие надежды: На «Як-38» надеялись не только военные моряки, но и армия. Последние предполагали, что этот легкий штурмовик сможет взлетать из боевых порядков пехоты (например, в составе военной колонны движется грузовик, к которому прицеплен трейлер с Як-38. При необходимости трейлер останавливается, самолет взлетает, наносит бомбово-штурмовой удар, возвращается и колонна продолжает свой путь).

Суровая реальность: Несмотря на то, что советские инженеры воплощали идею, уже реализованную на Западе, в этот раз успешной «адаптации» к российским реалиям не получилось. В отличие от «Харриера», у которого оба двигателя работали как при вертикальном взлете, так и при горизонтальном полете, советская машина оснащалась тремя двигателями, один из которых был основным (обеспечивающим собственно полет), а два вспомогательных были задействованы в случае вертикального взлета или такой же посадки. Больше двигателей – больше вес самолета, следовательно, машине требуется больше топлива и она может нести меньше меньше вооружения.

«Як-38» мог брать всего пару бомб или десяток неуправляемых ракет, а летал при этом всего на 250 километров.
Но малая эффективность оказалась не самым страшным его недостатком. Хуже была крайняя капризность машины на взлете и посадке. Чтобы избежать неестественной убыли личного состава, на Як-38 поставили систему принудительного катапультирования в случае возникновения технических проблем или техники. Но и эта система работала... нестандартно. Например, в ходе одного из испытаний в режиме вертикального взлета на высоте 70 метров автоматика катапультировала летчика, после чего самолет самостоятельно продолжил полет, а после выработки топлива благополучно приземлился на колхозное поле. Як-38 довольно быстро стал лидером советской авиации по числу катастроф, хотя жертв, благодаря катапультированию, было не так уж много. А вскоре появился на свет вертолет Ка-29 – надежная бронированная и тяжеловооруженная машиная. По сравнению со слабо вооруженным Як-38, этот вертолет был настоящей летающей крепостью, да к тому же имел почти в два раза больший радиус действия. Практицизм взял верх над амбициями и производство Як-38 прикрыли.

Жизненный урок: Копия почти всегда бывает хуже оригинала.

Martin В-26 Marauder («Мародер»)



Краткая биография: Самолет был разработан еще до Второй мировой войны в фирме «Мартин». Высочайшая культура конструирования и производства заставляли американских военных верить фирме, как самим себе. Неудивительно, что когда «Мартин» предложила американским генералам скоростной бомбардировщик среднего радиуса действия, они тут же с радостью подмахнули контракт. Более того, машину приняли на вооружение еще на стадии проектирования – случай небывалый!

Большие надежды: «Мартин» создала самолет с обтекаемыми обводами, двумя самыми мощными на тот момент движками «Пратт энд Уитни» и наилучшей авионикой. Для того, чтобы бомбардировщик летал как можно быстрее, на него поставили минимум пулеметов, а главное – его крылья сделали совсем узкими и тонкими. На испытаниях новая машина выдала скорость свыше 500 км/ч – больше, чем у большинства истребителей того времени..

Суровая реальность: Первые сражения показали, что B-26 не в состоянии улизнуть даже от сравнительно небыстрых японских истребителей, не говоря уж о европейских. Поэтому на машину пришлось устанавливать дополнительные пулеметы, что увеличило вес самолета и, соответственно, снизило его скорость. Но это полбеды! B-26 часто разбивались на взлете и посадке. Причиной были узкие крылья, которые увеличивали не только скорость полета, но и посадочную скорость... если первое было благом, то второе резко повышало требование к мастерству пилотирования бомбардировщиком. Начинающие пилоты – коих в войну становилось все больше и больше – слишком часто не справлялись с управлением. Вдобавок у В-26 были очень слабые стойки шасси, которые легко подламывались при слишком резком ударе о взлетно-посадочную полосу...

Управляемый опытными пилотами самолет вел себя отлично, был надежен и живуч. Но его репутацию – а самолет прозвали «фабрикой вдов» – уже ничто не могло спасти. Как только боевые действия завершились, всех «Мародеров», даже еще не исчерпавших ресурс, отправили под нож.

Жизненный урок: То, что создано для профессионалов, неэффективно в руках начинающих.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. cool.ya-nikola
    +15
    2 марта 2013 12:19
    К этим "невезучим" самолетам, я бы еще добавил ЯК-141.
    В апреле 1991 года лётчик-испытатель Андрей Синицын подтвердил уникальные возможности машины, поставив на «Яке» 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. Несмотря на то, что полёты проводились не в идеальных условиях (температура была выше +15 °C), они показали полное превосходство машины над «Харриером» при наличии подвешенных грузов (без них Як-141 уступал сопернику по скороподъёмности). При этом из-за повышенной температуры оставался запас около 10 секунд для возможных последующих рекордов!...

    Только последовавший распад СССР, не оставил этому в общем-то перспективному самолету никаких шансов на выживание. А, жаль...
    1. +4
      2 марта 2013 21:43
      Цитата: //
      По Як-38 советские инженеры воплощали идею, уже реализованную на Западе,


      Да загадка, китайцы бы принаших возможностях глазом не моргнули
  2. avt
    +6
    2 марта 2013 12:46
    ,,Но тут – в которой раз! – обнаружилась еще одна неприятная особенность «Тайфуна»: он был слишком похож на «Штуку» – немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87, поэтому зенитчики и истребители союзников иногда их путали. Это сделало профессию пилота «Тайфуна» крайне непопулярной. А те, кто летал на нем и выжил, поспешили забыть его после войны, как страшный сон. "---------- request Вот прочитал и остальное дочитывать не стал ,даже сказать нечего request автор картинки самолетиков посмотрел бы что ли .Если для него разницы нет между Штукой и Тайфуном ....... request Так ,для справки .По воспоминаниям Френка Эвереста, будущего летчика испытателя , в Африке и Италии было у союзников такое разнотипье аэропланов ,что зенитчики действительно стреляли во все что движется .Но опять же Штука причем?
    1. +2
      2 марта 2013 20:32
      Цитата: avt
      Но опять же Штука причем?

      Похож или не похож тут дело второе, но даже внешнюю похожесть самолёта на другой записывать в недостатки. what
    2. +5
      2 марта 2013 21:56
      Цитата: avt
      он был слишком похож на «Штуку» – немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87

      В первый раз слышу
      У Хоукера вроде и шасси убирающееся и хвост и крыло скругленное не обратная чайка и кабина не двухместная был радиатор-борода, но его с земли в силуэт не впишешь,
      1. +4
        3 марта 2013 01:20
        На Тайфуны наносили черно белые полосы еще задолго до "полос вторжения" в Нормандии ,но это не из за особенности самолета,а такое вот отличие,у немцев желтые носы,англичане черно-белые, да и когда пошли "тайфуны" "штук" практически не было на Западном фронте.
    3. +3
      2 марта 2013 22:09
      Цитата: avt
      .Но опять же Штука причем?

      А так просто, для красного словца и длинны текста. Так и сама статья надерганна из разных источников и у разных авторов.
  3. 0
    2 марта 2013 13:07
    Говорят Як был феноменально невезучим: "Гордо реет грозный Як, Як об палубу х...як"
  4. +12
    2 марта 2013 13:22
    Андрей Мусалов - капитан некомпетентность. Так абсолютно не знать предмет статьи, дальше просто некуда. Як-38 после катапультирования летчика сам сел на колхозном поле? Где он такой бред выкопал? Ка-29 заменил Як-38? Что блин за идиотизм? F-117 совершивший в Ирак-1991 тысячи вылетов и уничтоживший без потерь всю ПВО Ирака невезучий самолёт? Мk-1 Typhoon давший начало серии Темпест-Си Фьюри до сих пор участвующий в гонках на скорость невезучий? Bf-110 первый ночной истребитель с бортовой РЛС невезучий? Андрей Мусалов, если вы не любите авиацию, то зачем вообще писать о ней статьи?
    1. +3
      2 марта 2013 13:52
      Про Як-38 в док. фильме Ударная сила говорили, там и про "беспилотную" посадку инфа была.
      1. +2
        2 марта 2013 14:45
        Ударная сила - источник информации для безусых юнцов хватающих верхушки. Наверно там не знают, что при полной выработке горючего самолёт совершает неуправляемое падение, а совершить на Як-38 посадку дело довольно сложное, машина реально капризная была и аварий при посадке было достаточно много.
    2. +2
      2 марта 2013 20:35
      Цитата: Nayhas
      Ка-29 заменил Як-38?

      На это тоже обратил внимание, каким образом вертолёт по своим возможностям и спектру решаемых задач может заменить самолёт?
  5. +7
    2 марта 2013 13:25
    F-117 Nighthawk («Найтхок» – «Ночной сокол»)

    Ночной ястреб, вообще-то. Соколом они Ф-16 называют.
    1. +6
      2 марта 2013 18:01
      Совершенно с Вами согласен. Сокол по английски - falcon.
  6. Avenger711
    +1
    2 марта 2013 14:34
    Як-38. Мораль: СВВП=вредительство.
    F-117. Полетал в Ираке успешно. Снятие с вооружения в 2008-ом вряд ли следует считать такой уж проблемой, специализированные машины долго не живут.
    Bf-110. Ну сама идея весьма УГ. Двухмоторный винтовой самолет как истребитель применять невозможно в принципе, угловая скорость крена будет такой низкой, что самолет просто не сможет достаточно быстро маневрировать. Разве что бомбардировщики в лоб сбивать, что с успехом делал Ju-88, но никак не карусели крутить.
    1. 0
      2 марта 2013 18:15
      Цитата: Avenger711
      Двухмоторный винтовой самолет как истребитель применять невозможно в принципе, угловая скорость крена будет такой низкой, что самолет просто не сможет достаточно быстро маневрировать.

      [img]http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRwM3kaf-tvzbUOaArU0WiU5AEevhOUJmam
      MURdKQgqU9uxsS57yg[/img]



      Один из удачных самолетов времен 2 -й мировой... Москито, выпущено около 8000 штук. Истребитель-бомбардировщик, ночной истребитель, дальний истребитель... Двухмоторный однако..
    2. 0
      2 марта 2013 18:20
      [img]http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ3mEBz4Nb0M5zyxNVjLxEMK0Gk3qIhTVbk
      q15BtcndHDpz_tt8[/img]

      Один из удачных самолетов Второй мировой. Москито... Истребитель-бомбардировщик, ночной истребитель, дальный истребитель... Двухмоторный, между прочим..
    3. +7
      2 марта 2013 18:22
      Цитата: Avenger711
      Двухмоторный винтовой самолет как истребитель применять невозможно в принципе, угловая скорость крена будет такой низкой, что самолет просто не сможет достаточно быстро маневрировать. Разве что бомбардировщики в лоб сбивать, что с успехом делал Ju-88, но никак не карусели крутить.

      Покопайтесь в сети. Де Хевиленд "Москито". Почти 8000 машин. Не смешите...
      1. +4
        2 марта 2013 18:29
        Истребитель сопровождения Локхид Р-38 «Лайтинг» (1939

        Мне сразу этот в голову приходит--почти 10 000
        1. +4
          2 марта 2013 18:55
          Истребитель сопровождения Локхид Р-38 «Лайтинг»

          Не только сопровождения, ими уничтожен самолет с адмиралом Ямамото. Самый результативный пилот США Бонг сбил 40 самолетов на этом истребителе.
      2. +2
        2 марта 2013 18:29
        Можно и в цвете найти..
      3. +1
        3 марта 2013 12:57
        Ну "Москито" это скорее блиц бомбер чем истребитель, собственно так-же как и 110-й
    4. +2
      2 марта 2013 20:33
      Цитата: Avenger711
      Bf-110. Ну сама идея весьма УГ. Двухмоторный винтовой самолет как истребитель применять невозможно в принципе, угловая скорость крена будет такой низкой, что самолет просто не сможет достаточно быстро маневрировать.
      Messerschmitt Bf110 неплохо себя показал в начальный период Второй мировой, а после был создан "Шершень", Messerschmitt Me-410, вполне современный истребитель-перехватчик.
      1. 0
        4 марта 2013 18:59
        Скорость крена на 110 действительно маленькая и на Восточнм фронте он вовсю использовался как штурмовик и как истребитель бомберов. Но...только пока было мало наших истребителей.Его неповоротливость не позволяла вести бой с одномоторными самолётами.У нас тоже пытались сделать на основе Пе-2 тяжёлый истребитель, но быстро отказались( даже из Ил-2 пробовали). А 410 создавался как аналог Ила-в качестве штурмовика. А в качестве перехватчиков использовались ФВ-190(не помню модификацию)
  7. КАРБОН
    0
    2 марта 2013 17:05
    В авиации я "начинающий любитель" оценивать не буду, но стиль написания понравился!
  8. +5
    2 марта 2013 19:02
    В отличие от «Харриера», у которого оба двигателя работали как при вертикальном взлете, так и при горизонтальном полете, советская машина оснащалась тремя...
    Дочитал и понял,что чё то не то с автором.Где он нашёл у Харриера Два двигателя...Вертикальный взлет и взлет к коротким разбегом осуществлялся с помощью четырёх коротких поворотных насадок на которые работал Пегас,из-за чего не удалось сделать машину околозвуковой. А нашим это удалось-причем именно с комбинированой силовой установкой-Як 141
  9. +4
    2 марта 2013 19:47
    Вот так летали наши яки - 38


    Создать самолет вертикального взлета непросто, в серию пошли только английский харриер и наш як-38. французский мираж дальше опытной машины не пошел. Только сейчас америкосы создали вертикальную модификацию ф-35, так что считаю, что все равно наши молодцы.

    Кто знает как бы повернулось. если бы мы довели до ума як-141 в фильме ниже подробно поясняют, почему двигательная схема харриера нашими конструкторами была признана неприемлемой.
  10. +1
    2 марта 2013 20:27
    кому интересно, вот продолжение про як-141


    а вот уникальное видео про аварию як-38у
  11. +1
    2 марта 2013 20:56
    Да когда же наконец наши "стратеги" от правительства и администрации поумнеют...
    1. +1
      3 марта 2013 00:44
      Им некогда - бюджет однако пилить надо!!! laughing
  12. +3
    3 марта 2013 01:14
    среди пилотов "тайфунов" ходил анекдот " Если вам не нравиться моя работа-вызывайте три эскадрилии "ланкастеров"
  13. 0
    3 марта 2013 02:59
    Согласен с автором статьи-невезучие модели самолетов есть.
    Для примера -
    Ту-2 был лучше Пе-2, но выпускать стали после войны,
    Лагг-3 - лакированный гарантированный гроб,
    И-185 -не пошел в серию, хотя был очень не плох,
    F-104 - опять вдовы,
    F(B)-111 истребитель, ставший бомбардировщиком, притом плохим,
    Як-28 неудачный самолет, во всем проигрывающий ровесникам,
    Ту-22 (без М) покидание вниз, а на взлете куда?,
    Миг-9-очень быстро устарел,
    Ер-2 - та же проблема что и «Тайфун» - из-за малой известности часто сбивали свои.
    Ту-204 - вообще не везет,
    Ан-10 - разрушался в воздухе,
    Ту-144/Конкорд-погнались за скоростью, забыв о безопасности,
    Интересно было бы составить список самых удачливых самолетов!
    1. 0
      4 марта 2013 07:41
      Ту-2 выпуск свернут в 1941 возобновлен в конце 1943-го;
      МиГ-9 был не хуже ровесников;
      Б-58 по сравнению с Ту-22 вообще не везучий. Концепция размещения большей части топлива и вооружения в подвесном баке. Да еще и РЛС туда хотели сунуть. В сбрасываемый подвесной. Плюс маневренность на уровне менее 2g. Т.е. летающий утюг с крайне низкой прочностью. Силовые элементы трещали и трескались.
      Як-141 -выдающийся самолет, который родился в не то время. На год бы раньше и успели бы пустить в серию.
      Як-28-прикол был в том, что после подвески бомб от 2-х тон фонарь перекашивало и он не мог открыться. Подвеска осуществлялась после посадки летчика. Низкое шасси обеспечивало эту подвеску только с ямы. Но по летным характеристиками, скороподъемности и особенно разгонным характеристиками на малых высотах выигрывал у ровесников. Одним словам для прорыва ПВО был очень даже удачен. Имел неплохое спецоборудование как с РЛС ИНициатива так и с Лотосом. Одним словом свою роль сыграл. Кроме того надежная машинка была. И, блин, красивая))))
      F-4, дорогущий, двухместный, двухмоторный, напичканный всяким-всяким оборудованием. И несший огромные потери от дешевых МиГ-21 и МиГ-17.
      А лидер несчастливых самолетов А-5. Дорогой как F-22. Ну в смысле на тот период. Часть тракта двигателя была покрыта золотом!!!!! И при этом заточен исключительно по одну атомную бомбу. Одного геометрического размера....Куча инноваций и денег на разработку и коткая ничем не проявившаяся кроме кучи нареканий служба.
      ЛаГГ-3 был не хуже Р-40 и Хариккейна. Точнее он и был типа харрикейна, который в принципе в английских ВВС вполне уважали, т.к. он был прочнее и живучее Спитфайра. Так и ЛАГГ-3 был прочнее и живучее Яков.

      1. +1
        4 марта 2013 11:19
        Цитата: qwert
        Як-28-прикол
        Но наши вероятные друзья его не зря летающим забором прозвали,понятно что загораживал и прикрывал
        ,,,
    2. 0
      4 марта 2013 19:10
      Про ЛАГГ-3. Цитата Бакхорна:"Однажды в 1943г. мне пришлось срахаться на Ме-109G с одним русским на ЛАГГ-3Кок его машины был выкрашен в красный цвет.Это был лётчик из гвардейского полка.Бой продолжался минут 40 и я не мог его одолеть.Мы вытворяли на своих машинах всё, что только знали и могли и всё же вынуждены были разойтись Да, это был настоящий мастер." Дело ещё и в том, кто в кабине.
  14. +2
    3 марта 2013 09:36
    бросили в «битву за Британию».
    Автору огромный + за кавычки! А то как не почитай-послушай,то нацистов разгромили над британикой и чуть-чуть Мальтой.И самые лучшие были спитфайры-машины неплохие,но и в брехне меру знать надо,а тайфун так лучший истребитель танков.
    ЯК -141 жаль
  15. +1
    3 марта 2013 20:36
    Цитата: cool.ya-nikola
    К этим "невезучим" самолетам, я бы еще добавил ЯК-141.
    думаю что невезучий он был из за времени а не из за конструкции, да еще и амеры всю документацию вытянуть ухитрились, кстати ихние рапторы чем то похожи на мой взгляд на ЯК-141
  16. +1
    3 марта 2013 21:22
    Во время ВОВ по лендлизу подогнали 200 истребителей "харикейн",мощная машина,но из-за тяжелого двигателя стоял деревянный винт.На наших грунтовых аэродромах они частенько клевали носом и ломали винты.Из-за этого техники садились на хвост самолету при маневрировании на взлетке,одного подняли в небо случайно,опустили обмороженного и седого.
  17. +1
    4 марта 2013 05:34
    Про то что Тайфун путали со штукой -ну когда он выпустит шасси то вроде есть что-то похожее...Правда он летал почему то с убранными шасси.Но вот то что у однодвигательного ХАРРИЕРА-оба двигателя работали как при вертикальном взлёте,так и при горизонтальном полёте-это уже что-то,даже коментировать лень.
  18. +1
    9 марта 2013 10:23
    Википедия о ЛАГГ-3:

    Самолёты ранних серий имели недостаточную тяговооружённость и соответственно плохую манёвренность на вертикали.

    Стоит заметить, что некоторым пилотам самолёт не нравился из-за недостаточной манёвренности. Впрочем, это скорее касалось молодых и неуверенных в себе пилотов, число которых резко возросло после больших потерь опытных кадров ВВС первого эшелона в первые месяцы войны. В руках опытных пилотов ЛаГГ-3 являлся грозным оружием, особенно для бомбардировщиков. Конечно, инертность при разгоне и недостаточные динамико-маневренные свойства («тупость» машины по терминологии летчиков) портили впечатление, но 5 огневых точек — пушка, 2 тяжёлых пулемёта и 2 ШКАСа, сведенных к тому же очень близко к продольной оси самолёта, обеспечивали надёжное поражение любого немецкого самолёта даже при не очень точной стрельбе, — когда ЛаГГ стрелял, наблюдался огромный сноп огня. По отзывам немецких пилотов, именно этот самолёт они больше всего опасались на первом периоде войны из-за его огромной огневой мощи. Также неимоверная живучесть и стойкость к повреждениям конструкции ЛаГГа признаётся советскими пилотами наивысшей среди всех истребителей ВВС РККА первого периода войны. Особенно эффективно показал себя ЛаГГ-3 в частях ПВО при отражении немецкого воздушного наступления на Москву в 1941, а также при обороне с воздуха советских стратегических объектов. Хотя и в боях с истребителями в умелых руках самолёт ЛаГГ-3 также весьма эффективно показывал себя — к примеру, советский ас Георгий Дмитриевич Костылев (впоследствии инспектор истребительной авиации КБФ) сбивал в 1941—1943 на ЛаГГ-3 немцев и (особенно) финнов, сформировав за этот период боевой счет более 30 вражеских самолётов (почти все сбил на ЛаГГе). Также, сражаясь на ЛаГГ-3, свою первую звезду Героя Советского Союза заслужил Павел Михайлович Камозин.

    Живучесть конструкции из дерева и дельта-древесины была выше, чем у аналогичного Як-1.

    Занимательный факт: в 1941 году Сталин, не доверяя словам о «негорючести» дельта-древесины, пытался зажечь образец материала от огня собственной трубки. Широко известное прозвище «Лакированный Гарантированный Гроб» вопреки распространенному мнению не употреблялось во время войны, и появилось после выхода книги, посвященной творчеству С. А. Лавочкина.
    1. 0
      9 марта 2013 18:12
      А ещё с него снимали второй пулемет, чтобы он хоть как-то мог летать.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»