Shenyang J-8 Finback

16
Шеньян J-8 (по кодификации НАТО – Finback) – это одноместный китайский истребитель-перехватчик, созданный Авиастроительной корпорацией в городе Шеньян. В настоящее время на вооружении ВВС НОАК находится до 300 подобных самолетов всех типов. Большую часть из них – 108 машин – составляют истребители J-8 II Finback. В перспективе их планируется заменить более совершенными машинами J-10 и J-11. Данный самолет является дальнейшим развитием конструкции достаточно успешного советского истребителя МиГ-21, при этом китайский самолет обладает большими размерами и оснащен 2-мя двигателями.

Истребитель J-8II был разработан в результате глубокой модернизации созданного в Китае в конце 1970-х годов истребителя-перехватчика J-8I, конструкция которого во многом опиралась на советский истребитель МиГ-21, который в то время выпускался в Поднебесной по лицензии. Первоначально данный истребитель имел лобовой воздухозаборник, который со временем был заменен на 2 боковых воздухозаборника, что позволило конструкторам смонтировать на самолет более мощную и совершенную БРЛС. Аэродинамическая схема китайского истребителя близка к советскому МиГ-23 и к американскому F-4 c дельтовидным крылом от советского Су-15.

Стоит признать, что создание и дальнейшую модернизацию истребителя J-8II можно назвать, пожалуй, самой большой и успешной программой КНР в области создания боевых самолетов. Спроектированный первоначально как истребитель-перехватчик, который должен был решать задачи в интересах ПВО Китая, самолет J-8II со временем сумел трансформироваться в полноценный многоцелевой истребитель, который по ряду параметров приблизился к американским и российским истребителям 4-го поколения. В то же время конструкция планера, аэродинамика, ряд бортовых систем китайского самолета соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам 2-го и 3-го поколений. В целом же последняя версия данного самолета J-8IIM достаточно хорошо и полно характеризует китайскую самолетостроительную отрасль, которая умеет сочетать советские технологии 1960-х годов с «привитыми» к ним элементами современной российской и западной авионики и вооружений.
Shenyang J-8 Finback

Работы над формированием облика нового истребителя были начаты в апреле 1981 года, а в следующем году в НИИ авиационной техники в городе Шеньян под руководством главного конструктора Гу Сонгфена начались работы по проектированию J-8II Finback. Перед коллективом китайских конструкторов стояла задача разработать истребитель завоевания превосходства в воздухе, который бы мог наносить удары и по наземным целям, а также использоваться в любых метеоусловиях. Определяющим элементом в облике истребителя J-8II стали новые боковые воздухозаборники. Под носовым радиопрозрачным обтекателем была смонтирована моноимпульсная РЛС с крупногабаритной антенной, которая по своим характеристикам была близка к советской БРЛС «Орел».

В западных средствах массовой информации сообщалось о том, что КНР получил из Египта какое-то количество истребителей МиГ-23, ряд технических решений с которых и были внедрены в новый китайский истребитель. К примеру, воздухозаборники J-8II по конструкции очень напоминают аналогичные на МиГ-23. Также 2 подфюзеляжных киля были заменены на 1 складывающийся – решение, скорее всего, также было заимствовано у создателей МиГ-23. На новый истребитель установили 2 ТРДФ WP-1ЗА, обладающих тягой на форсаже на уровне 6730 кгс (китайский вариант двигателя Р-13-300, который стоял на истребителе МиГ-21 МФ). В целом же модернизации подверглось примерно 70% исходной версии J-8I.

Конструкция истребителя J-8II Finback представляет собой полностью металлический моноплан, обладающий среднерасположенным треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке составляет 60°). Самолет имеет однокилевое оперение и оснащен цельноповоротным стабилизатором. Крыло истребителя имеет и двухсекционные закрылки и элероны, на верхней его части находятся аэродинамические гребни. Для увеличения путевой устойчивости машины под фюзеляжем был смонтирован дополнительный складной вертикальный киль. Шасси истребителя было выполнено по классической трехстоечной схеме. При этом передняя стойка шасси во время выполнения полета убиралась поворотом вперед, а основные стойки скрывались в крыле самолета.

Для уменьшения длины пробега при посадке истребитель может применять тормозной парашют, контейнер для которого находится под вертикальным оперением. Для решения этой же задачи могут применяться и 4 аэродинамических тормоза, установленных под фюзеляжем истребителя. Можно скачать, что в конструкции планера достаточно широко применены легкие титановые и алюминиевые сплавы, а также специальные марки стали. В частности, сплавы из титана используются в тех зонах фюзеляжа, которые подвергаются нагреву от 2-х работающих турбореактивных двигателей. Кабина летчика находится в передней части фюзеляжа сразу за радиопрозрачным обтекателем БРЛС.

В кабине пилота смонтировано катапультируемое кресло, также она оснащена системой кондиционирования воздуха. Радиоэлектронное оборудование истребителя включает в себя навигационную систему, моноимпульсную РЛС, систему оповещения об облучении истребителя РЛС противника, оборудование связи. Помимо этого истребитель может оснащаться средствами РЭБ. Вся необходимая летчику информация выводится на систему отображения на лобовом стекле кабины. Стремясь максимально повысить качество радиоэлектронного оборудования истребителя, командование ВВС НОАК вело работы по его модернизации с привлечением израильских и американских компаний.

В августе 1987 года с компаниями «Грумман» и «Вестингауз» было подписано соглашение о переоснащении 50 истребителей J8II американскими БРЭО, в то же время истребитель получил американизированное обозначение F-8II (в литературе самолет до сих пор часто так и называют F-8). Подписанный контракт предусматривал монтаж на китайские истребители импульсно-доплеровской РЛС «Вестингауз» APG-66 (они же ставились на истребитель F-16A/B), которая была в состоянии обнаружить цель на фоне земной поверхности. Архитектура новой бортовой электроники самолета была построена вокруг цифровой шины передачи данных единого в НАТО стандарта 1553В. Помимо этого предполагалось обновление прицельно-навигационного комплекса, в состав которого включалась инерциальная навигационная система Литтон LN-39. При этом в кабине пилота ставился индикатор на фоне лобового стекла, была повышена мощность системы кондиционирования воздуха и электропитания истребителя.

На первых порах китайско-американское сотрудничество шло достаточно успешно, уже в марте 1989 года 2 китайских истребителя были доставлены в США в испытательный центр Эдварде, где рабочие приступили к монтажу на них нового бортового оборудования. Но в том же 1989 году США ввели против Китая экономические санкции и все работы по совместной модификации J-8II были закрыты.

В итоге КНР пришлось самой заниматься модернизацией БРЭО машины. Опыт совместной работы с иностранными инженерами из «Вестингауз» и «Грумман» не прошел для китайских специалистов даром. Самолет все-таки получил импульсно-доплеровскую РЛС, а в его прицельно-навигационный комплекс удалось интегрировать нашлемные прицелы пилотов. Помимо этого тяга двигателей была увеличена на 4%, еще одним новшеством стала установка на F-8II устройства дозаправки топливом в воздухе. Модернизированная версия истребителя предназначалась в первую очередь для экспортных поставок. Впервые он был продемонстрирован на выставке в Сингапуре, которая прошла в 1992 году.

Следующей версией истребителя стал J-8II Block 02, который в китайских ВВС носит обозначение J-8B Block-02. Работы над данным проектом были начаты в 1980-х годах. Самолет J-8B Block-02 является модернизацией предыдущей модели J-8 II (J-8B). На этом самолете стандартная БРЛС Type 208 была заменена на гораздо более совершенную KLJ-1, которая была создана при участии российских инженеров. Новая БРЛС позволила самолет применять новые китайские управляемые ракеты класса «воздух-воздух» PL-8 и PL-11.

Помимо этого на истребитель был установлен новый комплект авионики, который включал в себя системы навигации и коммуникации, бортовой компьютер. В кабине пилота был смонтирован индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. Также в состав БРЭО машины была включена специальная аппаратура для постановки активных помех. Версия самолет J-8B Block-02 была разработана как некий промежуточный вариант между J-8 II и J-8 IIM. Первые самолеты, которые были модернизированы по проекту Block-02, были поставлены на вооружение китайских ВВС в 1994 году.




В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 выполнил свой первый полет J-8IIM, который, по сути, стал первым китайским современным многоцелевым истребителем. Самолет может использоваться для перехвата воздушных целей, эскортирования ударных самолетов, борьбы за господство в воздухе, патрулирования, атаки надводных и наземных целей. Разгонные характеристики и маневренность были повышен за счет применения маневренных предкрылков, а также более мощных двигателей WP13B.

Главным отличием новой версии истребителя стало применение многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС «Жук-8II», которая была создана российским объединением «Фазотрон» и относится к большому отечественному семейству РЛС «Жук», которое предназначено для установки на модернизированные версии истребителей Су-27 и МиГ-29. По своим характеристикам «Жук-8II» несколько уступает российской «Жук-27», которую предлагается устанавливать на модернизированных Су-27 из состава китайских ВВС. При этом обе РЛС обладают существенной технической общностью, что должно удешевить и облегчить эксплуатацию парка «тяжелых» китайских истребителей.

На истребителе J-8IIM был существенно расширен арсенал применяемого вооружения, в состав которого были включены современные УР класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, противокорабельные УР, способные поразить цель до «эскадренного миноносца» включительно, НАР и свободнопадающие бомбы.

Летно-технические характеристики J-8II Finback:

Размеры: размах крыла – 9,34 м., длина – 21,59 м., высота – 5,41 м.
Площадь крыла – 42,2 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 14 300 кг.
Запас топлива во внутренних баках – 5400 л.
Тип двигателя – два ТРДФ 13А II, тяга нефорсированная – 2х42,66 кН, форсированная – 2х65,9
Максимальная скорость – 2300 км/ч.
Боевой радиус действия на высоте – 800 км, с дозаправкой 1200 км.
Практическая дальность – 1 500 км.
Практический потолок – 19 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: одна 23-мм пушка Type 23-3 (боезапаса 200 снарядов).
Боевая нагрузка: 4500 кг., 7 точек подвески, УР «воздух-воздух», НУРСы.

Airshow China 2012. J-8DF - новая версия истребителя Shenyang J-8 II Finback






















Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/j8-2.html
-http://military-informer.narod.ru/ist-j8.html
-http://ru-aviation.livejournal.com/2528458.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Shenyang_J-8
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AntiBrim
    +5
    1 марта 2013 09:46
    я бы им вообще ничего никогда не продавал, все копируют. у самих не хватает ума придумать видимо, а наши еще как не пойми кто могут технику и штучно продавать. специально для копирования!
    1. +3
      1 марта 2013 11:09
      Что то и не чувствуется комплекса неполноценности у китайцев от того что это техника 2-3 поколения..постепенно, не особо спеша разрабатывает и приобретает современную технику. Может и нам стоит не надрывая голосовых связок и пупка (а так же экономики) шаг за шагом идти вперед? (что собственно и делается). А не кричать, что все пропало! все пропало! все развалили! караул!
      1. +1
        1 марта 2013 17:41
        Цитата: ShturmKGB
        Что то и не чувствуется комплекса неполноценности у китайцев от того что это техника 2-3 поколения..постепенно, не особо спеша разрабатывает и приобретает современную технику.

        Несколько разная ситуация.У нас была сильнейшая авиация,а стала...ээээ.. ,мягко выражаясь,не очень сильная.
        У КНР была никакущая,а стала очень сильной.
        Но то,что надо планомерно все восстанавливать-это,конечно,верно.
  2. +4
    1 марта 2013 09:48
    Цитата: "Стоит признать, что создание и дальнейшую модернизацию истребителя J-8II можно назвать, пожалуй, самой большой и успешной программой КНР в области создания боевых самолетов."
    А собственно программа J-10?

    Цитата: "В целом же последняя версия данного самолета J-8IIM достаточно хорошо и полно характеризует китайскую самолетостроительную отрасль, которая умеет сочетать советские технологии 1960-х годов с «привитыми» к ним элементами современной российской и западной авионики и вооружений. "
    Ну я бы сказал, что уже советски технологии 70-80х годов.

    Статье +.
    1. 0
      1 марта 2013 17:44
      Цитата: Zerstorer
      Цитата: "Стоит признать, что создание и дальнейшую модернизацию истребителя J-8II можно назвать, пожалуй, самой большой и успешной программой КНР в области создания боевых самолетов."
      А собственно программа J-10?

      Просто это старая статья,она была написана когда программа J-10 только-только разворачивалась.
      Конечно,десятка лучшее из того,что сделали Китайцы.
  3. djon3volta
    -5
    1 марта 2013 11:50
    клоны копии советских конструкторов.непонимаю тех людей которые хвалят китайцев,и говорят МОЛОДЦЫ..в чём молодцы то я непойму никак?
    1. Гэмэр
      +6
      1 марта 2013 13:39
      Цитата: djon3volta
      в чём молодцы то я непойму никак?

      В том, что в стране нет такого обилия полезных ископаемых как в РФ, в том, что в стране нет конструкторских традиций... а они взяли и скопировали Су-33. Дай нам сейчас скопировать Ф-22... я думаю, скопировать то скопируем, может даже лучше чем у США получится, только быстрее Китая ли?
      Страна, которая еще 20 лет назад мечтала обеспечить население шинелями, теперь пытается разработать двигатель не уступающий по характеристикам и надежности 117-му.
      В том, что Китай копирует я не вижу ничего странного. Советская промышленность на начальном этапе тоже копировала. Теперь мы являемся ведущей авиационной державой (и спор тут неуместен, даже наши потенциальные партнеры признают превосходство Су и МиГ над Локхидами и Боингами). Правда в чем-то уступаем (электроника). Да до сих пор чужие армии вооружаем уверенней чем свои...
      А вот тот факт, что Китай нарушает договоренности (я про неисполнение контракта по Су-27 и наглое получение Су-33 от Украины) не делает ему чести и заставляет задуматься о целесообразности в дальнейшем сотрудничестве с ним. Особенно напрягает желание нашего правительства продать Китаю Су-35. Им для продвижения работ по своим истребителям пятого поколения как раз ООООЧЕНЬ не хватает как новейшего БРЭО, так и движек с характеристиками 117-х. Скопировать ведь намного быстрее и дешевле, чем самим разработать.
      Короче, Китаем можно как восхищаться, так и ненавидеть его. Один факт того, что Китай скопировал Су-33 (причем оснастил его новейшими системами), а теперь пиарит свою конструкторскую школу за счет нашей, говоря, что превзошел самолет построенный 25 лет назад в СССР, не делает кИТАЮ чести. Более того, люто ненавижу китайцев, так как прожил там 8 лет - я знаю, что это за нация. Лживие, наглее и трусливее нации на Земле еще надо поискать!
      СЛАВА РОССИИ!
      1. G_Sl
        +2
        1 марта 2013 18:26
        Цитата: Гэмэр
        нация. Лживие, наглее и трусливее нации на Земле еще надо поискать!


        Это чисто ваше мнение, и на мой взгляд не стоит это выражать в такой форме! Я знаю многих не китайцев, кто к нам, к русским относятся также как вы к китайцам!!! Среди любой нации есть наглые трусы и лживые сволочи!!! hi
        1. Гэмэр
          +4
          1 марта 2013 19:30
          Цитата: G_Sl
          Это чисто ваше мнение

          Есс-но!
          Цитата: G_Sl
          и на мой взгляд не стоит это выражать в такой форме! Я знаю многих не китайцев, кто к нам, к русским относятся также как вы к китайцам!!!

          Знали бы Вы в какой форме китайцы выражают свое отношение к нам!
          Цитата: G_Sl
          Я знаю многих не китайцев

          А я знаю многих китайцев. Со многими до сих пор сотрудничаю.

          Я одинаково как восхищаюсь этой нацией, так и ненавижу их. Отчасти из-за того, что завидую их упорству\наглости.
          Цитата: G_Sl
          Среди любой нации есть наглые трусы и лживые сволочи!!!

          А кто спорит???
          Вот когда (не дай Бог, конечно) на ваших глазах изобьют русского до смерти, а Вы (тоже упоси) попадете в полицию за попытку спасти ему жизнь, тогда можете судить о "миролюбивом Китае" и о русских сволочах.
          Если Вы каждый день будите слышать заявления о неизбежном возврате Владивостока в подчинение КНР...Если Вы будите каждый день слышать от китайцев, что МАОЦЗЫ (волосатые) тупее их... Могу продолжать до бесконечности...
          Именно по этому, не собираюсь уезжать с Дальнего Востока России. Собираюсь нарожать тут как можно больше детей и научить их "любить" Китай, как "люблю" его я.
  4. biglow
    +1
    1 марта 2013 15:52
    Без советской помощи нынешний китай ничего бы добиться сегодня не смог бы.Копировать не понимая что это значит это путь в некуда.А инженерная школа китай недалеко от этого ушла.Недавно проскакивала инфа что в южной корее работает около 10.тыс специалистов из советского союза.В китае наверняка не меньше.Вот на этом все эти технологические подвижки китая и держаться.Если все наши домой вернутся у них наверняка начнется застой.Запад уже научен и свежие технологии китаю сливать не спешит.Новые предприятия западные компании в китае строить практически перестали...
    1. -2
      1 марта 2013 17:51
      Цитата: biglow
      Без советской помощи нынешний китай ничего бы добиться сегодня не смог бы.Копировать не понимая что это значит это путь в некуда.А инженерная школа китай недалеко от этого ушла.

      То,что Вы пишете абсолютно неверно.Китай сейчас крупнейшая индустриальная держава мира.
      Особенно странно слышать такие речи из постсоветского пространства где за 20 лет "реформ" довели промышленность до такого плачевного состояния,что скоро уже и гвозди будем в Китае закупать.
      Хотя минус это не я Вам поставил ))
      1. biglow
        0
        2 марта 2013 09:08
        Одиссей,
        То что у нас все развалилось,Это все ерунда.Будут условия подходящие все востановим.У вот откуда у китайцев вся эта промышленость взялась вот вопрос.
        Они что имею много вековой инженерный опыт и добились всего эволюционым путем.
        Нет мы их вытащили из средневековья .Потом америка и европа продолжили.Это ведь очевидные факты.Если азиаты за столько веков ничего с порохом придумать не смогли ,это о чем говорит.Их уровень развития таков что не позволяет продуктивно развиваться. по многим причинам.Сами китайцы свое нынешнее состояние называю бумажный дракон,суть надеюсь ясна.
        Без новый западных технологий в китае начнется долгий застой.А многое говорит о том что к тому дело и идет .
        1. +1
          2 марта 2013 22:19
          Цитата: biglow
          Нет мы их вытащили из средневековья

          Вы просто не знаете историю Китая. "Вытащили из средневековья" то есть из традиционного общества Цинскую Империю,страны капиталистического Запада и Япония.Привело это к рассыпанию Китаю.
          Огромнейший вклад СССР в развитие Китая состоит в том,что мы очень способствовали победе Коммунистов в Китае.Что помогло им избавиться от зависимости от Западного капитала.И в первые десять лет существования КНР 1949-1959 мы им помогали с осуществлением начального этапа индустриализации.
          Затем после самоубийственного Хрущевского разрыва с КНР,Китай развивался самостоятельно. Что до "помощи" Запада,то она имела место только в 1979-1989 г,и то в очень ограниченном количестве.Затем никакой помощи не было.Чистый бизнес.Что до копирования КНР многих технологий,то это совершенно нормальный этап развития для страны которая индустриализацию провела на 120 лет позже стран Запада.СССР тоже если мог скопировать что-то полезное,разумеется,делал это.
          Цитата: biglow
          Если азиаты за столько веков ничего с порохом придумать не смогли ,это о чем говорит.

          При чем здесь "азиаты и порох " Вы что расист ? В начале 20 века самые тупые из Русских тоже считали Японцев "макаками".Но Японцы быстро объяснили им Ху из Ху.А в начале 21 века такие рассуждения ,вообще,смешно слушать.Посмотрите на уровень техники и развития Японии,Южной Кореи,Китая, а потом сравните с просаживающей Советское наследство Россией.Ну а уж про,прости Господи,Украину я вообще молчу smile
    2. djon3volta
      +2
      2 марта 2013 08:07
      Цитата: biglow
      Без советской помощи нынешний китай ничего бы добиться сегодня не смог бы.Копировать не понимая что это значит это путь в некуда

      я больше скажу,если бы СССР не существовал,китайцы жили как в эфиопии,и все их технологии были бы на уровне деревянного плуга.
  5. Rrrrr
    +1
    1 марта 2013 17:05
    Один раз мы совершили очень большую ошыбку( надо было продавать , но без передачи технологий и обучения инженерного состава, глупьцы
  6. 0
    1 марта 2013 20:57
    Китайцы идут вперед, а мы топчемся на месте, сейчас они сделали совместно с пакистаном недорогой истребитель FC-1, + делают достаточно современный J-10, + копию нашего СУ-27 - J-11, и + начали обкатывать истребитель 5 поколения, но у них пока нет двигателя такого поколения, используют наш от СУ-27, думаю, лет через 5-10 возможности их ВВС в разы превысят наши, если наша программа перевооружения не будет выполнена.


    http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_4lu5qOHMIE#t=85s

    Вот такие у них сейчас ввс
    1. L. Konstantin
      0
      4 марта 2013 00:45
      Мне понравился кадр в каких перчатках сидел пилот! Дело тут даже не вторчащей нитке а в самом матер яле и пошивки! Я на заводе в таких работаю) такая же и техника у них! А видео понравилось точнее музыка)
  7. 0
    3 марта 2013 20:40
    да уж шлепают самолеты как игрушки прям...
  8. sun
    sun
    0
    4 марта 2013 16:01
    А вот зто уже лучше wink
    http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/1121/