Sikorksy S-97 Raider – скоростной многоцелевой винтокрыл

23
В конце 2012 года известный американский производитель вертолетной техники – компания Sikorsky – приступила к сборке 2-х прототипов высокоскоростного комбинированного разведывательного вертолета, называемого также винтокрылом, S-97 Raider. Разработка данной винтокрылой машины ведется в интересах американской армии. По словам представителей компании производителя, сборку двух первых прототипов S-97 Raider планируется закончить в середине 2013 года, а к первым испытаниям новых машин приступить в 2014 году.

Винтокрыл S-97 Raider создается на базе высокоскоростного прототипа компании под названием X2. Данная модель помимо соосных несущих винтов оснащена толкающим хвостовым винтом и крыльями небольшой полощади для создания подъемной силы. По оценкам разработчиков проекта их детище в состоянии развивать скорость более 460 км/ч. На вооружении американской армии новый вертолет S-97 Raider может заменить морально устаревшие разведывательные вертолеты Bell OH-58 Kiowa Warrior, которые находились на вооружении армии США еще во время войны во Вьетнаме.
Sikorksy S-97 Raider – скоростной многоцелевой винтокрыл

Свои предложения по перспективному вертолету Sikorsky S-97 Raider, созданному на базе концепта Sikorsky X2, компания направила командованию Сухопутных войск американской армии еще в марте 2010 года. Raider, как и вертолет демонстратор, имеет ту же компоновку. При этом в боевой версии вертолета сразу на пилотской кабиной на 2-х членов экипажа в десантно-штурмовом варианте будет расположена кабина на 6 десантников (разведчиков), а в разведывательно-штурмовом варианте специальный отсек вооружения и дополнительный топливный бак. Стоит отметить, что американские конструкторы практически пошли по пути создания концепции «летающей БМП», учтя при этом очень высокие современные требования по маневренности и скорости машины.

По оценкам разработчиков данного проекта, реализация на практике в новом легком разведывательно-ударно или десантно-штурмовом вертолете всех тех наработок, которые в свое время были получены в ходе проведения длившихся на протяжении 2-х лет испытаний демонстратора технологий X2, позволят значительно повысить летные характеристики машины. По их словам боевая версия данного аппарата удовлетворит или превзойдет все требования, которые предъявляются к нему со стороны командования Сухопутных войск США. По словам директора программы разработки новой боевой машины Дага Шидлера, вертолет Sikorsky S-97 Raider позволит армии США успешно осуществлять боевые операции в высокогорных районах, где сегодня с той же эффективность не в состоянии работать ни один боевой вертолет в мире.

Следует особо отметить тот факт, что во время проведения испытаний прототипа X2 его конструкция претерпела ряд изменений. В частности была изменена конфигурация хвостового оперения машины: конструкторы смонтировали на нижний киль 2 дополнительных стабилизатора, имеющих общую площадь в 0,46 кв. метра (до этого для повышения путевой устойчивости вертолета каждая из концевых шайб основного горизонтального оперения вертолета была увеличена на 0,28 кв. метра). Идеальным можно бы было признать решение по увеличению площади основного стабилизатора, но такое изменение привело бы к серьезной переделке всей конструкции и более длительных затрат времени. Помимо этого, авиаконструкторы усовершенствовали систему управления машиной. По словам создателей, все это позволило уменьшить нагрузки на пилота вертолета и сделать управляемость машины более надежной, особенно во время совершения высокоскоростных полетов.

Когда те или иные лица, относящиеся к Минобороны России, хотели «покритиковать» боевую эффективность отечественных вертолетов соосной схемы, созданных в КБ им. Камова (к примеру, известного вертолета Ка-50), их главным аргументом, помимо того, что «двухэтажный вертолет не может быть боевым», было то, что нигде на западе вертолеты сосной схемы не используются в этом качестве. Однако теперь данная ситуация похоже подходит к концу и данный аргумент уже в скором времени может утратить свою актуальность. Когда в 1990-х годах на Западе, ссылаясь на советский опыт по созданию вертолета Ка-50, началась 2-я волна исследований вертолетов соосной схемы, это было принято еще не всеми. Но после того как компания Sikorsky Aircraft разработала программу соосника-демонстратора X2, пелена с глаз слетела практически у всех заинтересованных лиц. Уже в ближайшем будущем соосники, пусть и не совсем в виде вертолетов, могут появиться на вооружении американской армии.

Во всяком случае, движение в этом направлении представляется более чем очевидным, а учитывая возможности США финансировать любые перспективные разработки, можно быть уверенным в том, что проект будет доведен до логического завершения. 13 января 2013 года компании Sikorsky Aircraft и Boeing заключили соглашение в ответ на запрос Управления прикладных авиационных технологий о разработке ими Объединенного армейского многоцелевого технологического демонстратора. По словам представителей обеих известных компаний, данный многоцелевой винтокрыл, уже известный как S-97, будет основан на винтокрыле X2.

Стоит признать, что данный образец инженерной мысли выглядит несколько необычно. S-97 оснащен двумя расположенными близко друг к другу соосными винтами, но движется вперед он не с их помощью, а с помощью заднего толкающего винта. В результате этого удается устранить избыточную сложность конструкции соосного вертолета – ценой разработки отдельного механизма, который отвечает за горизонтальное движение машины. Сообщается, что экспериментальная машина смогла достигнуть скорости в 486 км/ч, но для разработок компании Сикорского это не рекорд. Подобных скоростей еще в 70-е годы прошлого века удалось достичь вертолету S-69.

Однако сейчас речь идет именно о винтокрыле, а не об обычном вертолете. Сегодня все нормальные компоновочные схемы вертолетов обладают принципиальными ограничениями, которые препятствуют наращиванию скорости полета. Известно, что КПД несущего винта по определению более низкий, чем у неподвижного самолетного крыла. Именно по этой причине классическим вертолетам никогда не видать тех скоростей полета, которые доступны современным самолетам, не могут они поддерживать и высокую крейсерскую скорость. Несущий винт, который создает не только подъемную силу, но и тягу для поступательного движения, а также потери на парирование реактивного момента – все эти конструкторские решения эффективны лишь при совершении взлета-посадки с пятачка, но никак не для быстрого полета вперед. Так что в наши дни после получения приказа на боевой вылет скорость реакции ударного звена вертолетов равна скорости у такого же звена штурмовиков Ju-87, которые использовались немцами еще 70 лет тому назад.

Именно по этой причине авиаконструкторы из компании Сикорского, отталкиваясь от технического облика S-69B и прототипа X2, использовали в новой модели ужатый обтекаемый фюзеляж, соосный несущий винт и толкающий винт в хвостовой части машины. Диаметр несущего винта – чуть более 10 метров, максимальный взлетный вес чуть более 5 000 кг. Можно отметить, что на первый взгляд для двухместного боевого вертолета это не так уж и много.

Хотя сейчас Sikorsky S-97 Raider называют многоцелевой машиной, которая чаще всего будет применяться как вооруженный разведчик, некоторые эксперты считают, что речь в данном случае идет скорее о маскировке истинных намерений на тот случай, если проект постигнут какие-то неудачи или появятся технические сложности. В настоящее время у американской армии есть большое количество БПЛА, которые обходятся дешевле предполагаемого винтокрыла на базе X2. Поэтому разведывательные вертолеты на его базе для американских военных не самая нужная вещь, в то время как интерес армейских спецподразделений к новинке вполне понятен. Данная машина идеальным образом подходит для переброски в неглубокий тыл противника небольшой разведывательно-диверсионной группы, при этом в случае необходимости вертолет сможет оказать десантникам поддержку с воздуха.

Ударный потенциал новинки не стоит недооценивать: благодаря сравнительно простому пилотированию (движение винтокрыла вперед происходит не за счет использования несущих винтов) этот аппарат обещают сделать способным к совершению беспилотных полетов при дистанционном управлении с земли. В таком варианте без десанта на борту винтокрыл сможет нести более чем приличную боевую нагрузку. Однако пока что, все вооружение летательного аппарата сводится к парке блоков неуправляемых ракет или ПТУР Hellfire, а также подвижной турели с 12,7-мм пулеметом M2HB (боезапас 500 патронов). При этом основным игроком на поле боя S-97 Raider никогда не стать, так как у него отсутствует соответствующее бронирование. Тренд делается именно на скорость с сочетанием некоторых ударных возможностей.

Представители компании Сикорского обещают, что S-97 Raider сможет развивать крейсерскую скорость порядка 426 км/ч, а максимальная дальность полета может составить 1300 км. И тот и другой показатель для подобной машины выглядит более чем солидным и радикально превосходит показатели всех современных боевых вертолетов в мире.

Хотя летательный аппарат за счет перевозки до 6 десантников в самом деле становится многоцелевым, некоторые вопросы все-таки возникают. В частности касающиеся уязвимости винтокрыла. Она может быть выше, чем у функциональных аналогов, за счет большего числа винтов и сравнительно близкого расположения несущих соосных винтов, что может привести к их перехлесту. Прояснить эти обстоятельства сможет только реальное использование новой машины в боевых условиях.

Так или иначе, до испытаний, которые должны начаться в 2014 году остается еще время и сказать что-то конкретное о судьбе данного проекта пока что сложно. При этом у подобной машины в американской армии есть свободная ниша, которую она сможет занять. Единственный в мире серийно производящийся конвертоплан V-22 является слишком громоздким и тяжелым для решения некоторых задач, требующих совершения вертикального взлета и посадки в сочетании с высокой скоростью, а классические вертолеты достаточно медленны для них.

Источники информации:
-http://science.compulenta.ru/739114
-http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4890-opytnyi-vertolet-sik.html
-http://lenta.ru/news/2012/10/22/s97
-http://raider.sikorsky.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Аликово
    +1
    7 марта 2013 09:42
    амеры хвалятся что они первыми создали вертолет (с сикорским), но сикорский
    еще в 1909 создал в россии, а в 1922 эмигрировал поскольку в его идею не поверили.
    1. +11
      7 марта 2013 09:51
      Леонардо Да Винчи тоже много чего нарисовал. И вертолет в том числе. Вопрос не в том кто первым придумал, вопрос в том, кто первый реализовал идею на должном уровне и обеспечил массовость применения.
      1. +4
        7 марта 2013 10:17
        Цитата: Zerstorer
        вопрос в том, кто первый реализовал идею на должном уровне и обеспечил массовость применения.


        Логично

        Sikorsky) USMC Korea.
        1. +6
          7 марта 2013 16:07
          Господа давайте не заниматься писькометрией, Что Сикорский, что Миль что Камов, ТАЛАНТИЩА. Машины у всех хороши. Просто хочется отделить зерна от плевел. Возможны ли такие скоростя на вертолетах?
    2. +4
      7 марта 2013 09:55
      Не знаю как кому а мне искренне жаль что Сикорский уехал в штаты спецслужбы Анатнты заинтересованные в талантливом конструкторе и зная преданность Сикорского престолу через своего агента блестяще провели операцию по воспоминанию сына в начале 1918 года один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой, и сказал: "Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле". После чего Сикорский спокойно через Мурманск уехал во Францию где строил более мощного Илью Муромца, а приказ о расстреле так никто и не видел
      1. Capt.Stryker
        0
        8 марта 2013 12:03
        Цитата: Vadivak
        спецслужбы Анатнты заинтересованные в талантливом конструкторе и зная преданность Сикорского престолу через своего агента блестяще провели операцию

        и тут пресловутый "госдеп" виноват! Что вы всё тут чушь придумываете! Не нужен был Сикорский на Западе НИКОМУ! Никакие спецслужбы Антанты его не вывозили из России!
        1. +1
          8 марта 2013 15:49
          Цитата: Capt.Stryker
          Что вы всё тут чушь придумываете! Не нужен был Сикорский на Западе НИКОМУ!


          Вы Александр Андреевич свою некомпетентность в других областях демонстрируйте, Сикорский в 1918 строил французам бомбер это общеизвестный факт, а стал им не нужен когда война кончилась, но то она и рыночная экономика сегодня нужен завтра сократили
    3. Capt.Stryker
      +1
      8 марта 2013 11:54
      Цитата: Аликово
      но сикорский еще в 1909 создал в россии,

      Который так и не полетел. А вот во Франции ещё в 1907 году вертолёты уже смогли оторваться от земли, первый из них Бреге
      Первый в истории вертикальный полет состоялся 24 августа (по другим источникам, 29 сентября) 1907 года и продолжался одну минуту, ради правды стоит заметить, что полет проходил на привязи, без пилота и не был управляемым. Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге под руководством профессора Шарля Рише, поднялся в воздух на 50 см. Аппарат имел массу 578 кг и был оснащён двигателем Antoinette мощностью 45 л.с. Gyroplane имел 4 несущих винта диаметром 8,1 м, каждый винт состоял из восьми лопастей, попарно соединённых в виде четырёх вращающихся бипланных крыльев. Суммарная тяга всех винтов составляла 560—600 кг. Максимальная высота полёта на режиме висения — 1,525 м была достигнута 29 сентября. Также существуют данные о том, что в 1905 году француз М. Леже создал аппарат с двумя противоположно вращающимися винтами, который мог на некоторое время отрываться от земли.

      и второй Корню
      Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский механик велосипедов Поль Корню. 13 ноября 1907 года он сумел, на сконструированном им вертолёте, подняться вертикально в воздух на высоту 50 см и провисеть в воздухе 20 секунд.

      Так что учите историю! И не надо приписывать России несуществующего первенства.
      Цитата: Аликово
      а в 1922 эмигрировал поскольку в его идею не поверили.

      А это ваще чушь! Прочтите книгу Вадима Михеева "Бог" вертолётов, может там найдёте истиную причину эмиграци Игоря Сикорского!
      1. +1
        8 марта 2013 15:54
        Цитата: Capt.Stryker
        А это ваще чушь!


        Похоже вы тут один умник
        1. Capt.Stryker
          -2
          8 марта 2013 16:58
          Цитата: Vadivak
          Похоже вы тут один умник

          Похоже я тут один из не многих кто не пьёт водку "прокремлёвская уряпоцриотическая", а поэтому всегда трезвый!
          1. 0
            8 марта 2013 17:05
            Цитата: Capt.Stryker
            я тут один из не многих ...... всегда трезвый

            Не показывая ни на кого пальцем...."пьяный проспится - тролль - никогда!"
  2. +3
    7 марта 2013 09:46
    Ну ниче такой, внешне очень даже не плохо смотрится.
  3. +8
    7 марта 2013 15:38
    Вертолет Ми Х-1 является скоростным вертолетом, предлагаемый Милем из России. Верто принадлежит к той же программе что и его конкурент Камов Ка-92, за дизайн вертолета с возможностями самолета которого правительство России выделит около 1,3 млрд. долларов.

    Ми Х-1 предназначен для создания нового поколения среднего класса вертолетов с крейсерской скоростью ≈500 км/час. Его эскизный проект и ранняя спецификация были представлены на выставке Heli Russia 2009 года в Подмосковье.

    http://www.aviarf.com/?p=416







    Вертолет Камов Ка-92 является коаксильным вертолетом с высокой скоростью. Разработан заводом Камовым из России. Ка-92 — главный конкурент Ми-Х1, разработчиков высокоскоростных вертолетов, которые идут на уровне с самолетами. А на разработку высокоскоростного вертолета самого лучшего проекта правительство России выделит около 1,3 млрд. долларов.

    Верто Ка-92 — это часть программы русской компании вертолетов, предназначенной для создания нового поколения вертолета среднего класса. Его предварительный дизайн и некоторые технические данные были представлены на выставке Heli Russia 2009 года в Подмосковье. Путину был дан рабочий стол модели Ка-92 во время короткого визита МАКС. Главный конструктор завода им. Камова Сергей Михеев говорил, что развитие займет как минимум 8 лет. Первые испытания хотят начать в 2014 году.

    Ка-92 будут представлены системой коаксильного ротора, которая является отличительной чертой продукции Камова. Как и Ми-Х1, толкающий винт будет использоваться на Ка-92, но Камов использует два соосных винта вместо одного (как у Миля).

    http://www.aviarf.com/?p=406
  4. +1
    7 марта 2013 16:04
    их детище в состоянии развивать скорость более 460 км/ч. Господа есть кто специалист по аэродинамике вертолетов? Как на счет срыва потока на таких скоростях? с лопостей несущего винта. Тем более подталкивая сзади. Может кто объяснит? Где то я слышал, что невозможно по тех причинам достичь на вертушке таких скоростей.
    1. Мимопроходящий
      +4
      7 марта 2013 21:46
      У вертолета горизонтальная "тяга" создается теми-же лопастями, что и вертикальная, но скорость вращения лопастей ограничена порогом наступления скорости звука на концах лопастей, поэтому наступает такой момент когда уже не хватает тяги на поддержание вертолета в воздухе и одновременно на еще большую скорость.
      У схемы винтокрыла горизонтальная тяга уже ничем не ограничена, правда ограничение сверхзвукового обтекания законцовок все равно остается, но тяга "вертолетных" лопастей уже не расходуется на горизонтальный полет, т.е. этот порог сдвигается на гораздо большие скорости полета.
      ЗЫ: все вышеприведенное про соосную схему, для классической схемы все несколько сложнее, но не будем углубятся в дебри.
  5. +1
    7 марта 2013 17:45
    Цитата: Аликово
    а в 1922 эмигрировал поскольку в его идею не поверили.

    От большевиков с 17-по 25 год уехало очень много светлых умов. При том, что наука для них -была одной из приоритетных задач, но, несмотря на их обязательства перед наукой, не очень задумывались над тем, каким образом она должна быть организована и поддержана. И пошла самая настоящая утечка мозгов. (а многие и в лагерях закончили дни свои, как например отец электронного телевидения Б.Л.Розенг).
    Но катастрофа 20-х годов -ничто по сравнению с положением дел в современной Российской науке. Политика новой России за первые 20 лет привела к тому, что разрушенный научно-технологический потенциал Советского Союза восстановить уже вряд ли удастся. Научные кадры, оставшиеся в России стремительно стареют. В 2005 году средний возраст академиков РАН был более 70 лет. Это еще можно понять, но то, что средний возраст докторов наук - 61 год, а кандидатов - 52 года, тревожит. Если положение не изменится, то примерно к 2016 году средний возраст научных сотрудников достигнет 59 лет. Такая картина складывается как в системе Академии наук, так и в системе высшего образования и в отраслевых НИИ. Так что через 10-15 лет серьезная наука у нас может просто исчезнуть.
  6. +1
    7 марта 2013 19:33
    Вот , что нашел за 2009 год


    В России начаты работы по созданию скоростного вертолета будущего. Его уже называют - по аналогии с новым самолетом-истребителем Т-50 - "вертолет пятого поколения". Об этом заявил исполнительный директор компании "Вертолеты России" Андрей Шибитов. Технические характеристики новой машины Шибитов не уточнил, заметив лишь, что компания "активно работает над концепцией боевого вертолета пятого поколения".

    Впрочем, как уточнили "Известиям" в компании "Вертолеты России", СМИ, распространившие эту информацию, их не совсем правильно поняли. "Вертолет пятого поколения" - это, скорее, фигуральное выражение. Новость в том, что фирмы "Камов" и "Миль" начали совместную работу над высокоскоростными вертолетами Ка-92 и Ми-Х1. До этого в современной России разрабатывались три модели скоростных вертолетов - Ми-X1 КБ Миля, а также Ка-90 и Ка-92 КБ Камова. Ка-90 предположительно сможет развивать скорость свыше 800 км в час благодаря двухконтурному реактивному двигателю. В 2009 году сообщалось, что эти проекты ведутся в рамках федеральной целевой программы по развитию российского вертолетного строительства. При этом предположительный срок создания машин оценивался в пять-восемь лет.

    Достичь таких скоростных показателей конструкторы надеются за счет новой системы управления (толкающий винт с изменяемым вектором тяги) и собственно самих винтов модернизированной конструкции. Новые машины сделают доступными практически любые регионы страны. Причем в отличие от самолетов для них не нужны специальные аэродромы.

    Создание такого рода вертолетов - как раз тот случай, когда торопиться есть куда. Американская фирма "Сикорский" уже подняла в небо прототип первой такой машины - вертолет Х1. В планах создание второго варианта - Х2 для армейской разведки. Эта однодвигательная машина, управляемая одним пилотом, будет иметь крейсерскую скорость 460 км в час. Первый полет вертолет совершил в 2008 году. По словам Шибитова, прототип "получил серьезные замечания по редуктору и трансмиссии", и эти технические проблемы пока не устранены.

    Как говорят российские разработчики, сейчас оба их прототипа пока проходят "продувку" в аэродинамической трубе. В будущем на базе этих машин будет выбрана одна, а скорее - пройдет объединение идей в какой-то третьей машине. Элементы конструкции, технические идеи которой, возможно, лягут в проект военного вертолета нового поколения.

    На отдаленную перспективу наиболее приоритетной названа программа по созданию скоростного вертолета. В настоящее время на ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля и ОАО "Камов" по машинам

    Ми-Х1 и Ка-92 проходит этап предпроектных работ. Они ведутся за счет средств разработчиков и управляющей компании ОАО "Вертолеты России".

    По оценке генерального конструктора ОАО "Камов" Сергея Михеева, на разработку прорывного проекта с выходом на этап готовности к серийному выпуску потребуется 7 лет и финансирование со стороны государства. С его точкой зрения солидарны гендиректоры ОПК "Оборонпром" и "Вертолеты России". А в своих силах и возможностях по конструированию и производству отечественные разработчики уверены. "Несмотря на имеющиеся сложности, компания будет решать все стратегические задачи, которые перед нами поставлены", - отметил А. Реус.
  7. 0
    7 марта 2013 19:56
    А вот по поводу Сикорского

    Компания Sikorsky предложила иное решение проблемы падения подъемной силы - концепцию опережающей лопасти, по-английски она обозначается сокращением АВС.

    Вертолет с технологией ABC может спокойно продолжить разгон - даже после того как подъемная сила на отступающей стороне исчезнет, на наступающей она будет продолжать расти. Концепция уже доказала свою жизнеспособность на экспериментальном вертолете Sikorsky S-69. С помощью двух реактивных двигателей, создающих горизонтальную тягу, аппарат разогнался до 518 км/ч, опираясь на подъемную силу наступающих лопастей соосного винта.

    Когда законцовки лопастей вертолета приближаются к скорости звука, сопротивление вращению резко возрастает. Это может стать следующим скоростным пределом для вертолета. Скорость вращения несущих роторов Sikorsky X2 автоматически снижается, начиная со скорости 390 км/ч. На максимальной скорости, а это 474 км/ч, замедление составит 20%. Тот факт, что скорость горизонтального полета не определяется несущими винтами и подъемная сила используется максимально эффективно, позволяет роторам вращаться очень медленно, а вертолету - лететь очень быстро.

    Система управления Sikorsky X2 - электродистанционная (Fly-by-Wire). Ни один из органов управления не имеет механической связи с исполнительными механизмами - пилот лишь отдает команды компьютеру, управляющему сервоприводами. Электронное управление позволило реализовать систему активного подавления вибраций, интеллектуальное управление шагом и скоростью вращения роторов, единую систему контроля технического состояния машины, простой переход на авторотацию в случае отказа двигателя. Все винты приводятся в движение одним турбовальным мотором LHTEC T800 мощностью свыше 1000 кВт. Общий шаг регулируется электроприводами, встроенными во втулки бесшарнирных несущих винтов. Кстати, сами винты сделаны из композитных материалов и отличаются улучшенным соотношением подъемной силы к сопротивлению за счет инновационной формы и профиля. Втулка соосного винта X2 будет заключена в аэродинамический обтекатель, который значительно снижает аэродинамическое сопротивление машины на скоростях свыше 400 км/ч.

    Президент компании Джеф Пино утверждает, что X2 совершит революцию в вертолетной индустрии. Но так ли это?

    Опять же, на вертолете Х2 применена сложная трансмиссия, распределяющая мощность между соосными несущими и толкающим винтами. Как она поведет себя в эксплуатации? Насколько окажется уязвимой в боевых условиях? Сколько это все будет стоить в серии? На эти вопросы пока нет ответа.

    Геннадий Нечаев

    22 октября 2010 г.
  8. 0
    7 марта 2013 21:11
    Благодаря нашему лысому вождю Сикорский эмигрировал в 1919 в америку. Ну и сколько военно-технических проблем мы из-за этого имеем?
    Давайте не выбирать лысых вождями!
    1. 0
      7 марта 2013 22:17
      Так мы их и не выбираем, пролазят патлы насильно...
  9. +1
    7 марта 2013 22:42
    Интересно. Фирма Сикорского до сих пор не смогла повторить соосную схему в чистом виде, для обеспечения поступательного движения. То есть фирма Камова единственный производитель классических соосных вертолётов!
    Схема с толкающим винтом конечно поможет. Но всё равно,
    Цитата: fzr1000
    Ка-90 предположительно сможет развивать скорость свыше 800 км в час
    в это верится больше (учитывая опыт фирмы Камова),чем в то, что Х-2 выжмет 500 км.ч!
    Тем более учитывая амерский опыт последнего времени(Ф22 разваливается и гниёт, Ф-35 не летает) будет вундервафля хавающаа бабло нереально!
    1. +3
      7 марта 2013 22:54
      Про Ка-90. Такой концепции нет ни у кого в мире, даже у американцев. Это совершенно новая техническая схема. Вертолет поднимается с земли с помощью жестких и укороченных винтов. Набирает скорость 400 км/ч, потом включается турбореактивный двухконтурный двигатель, разгоняющий машину до 700-800 км/ч.
      Затем винты автоматически складываются в футляр на "спине" геликоптера. Когда надо сесть, винты снова раскладываются, реактивный движок выключается, и машина приземляется в обычном режиме. По поводу силовой установки разгорелись споры, это будет комбинация ГТД и ТРДД (в таком случае ГТД, приводящий в движение несущий винт, будет "висеть" мертвым грузом в большинстве режимов полета) или ТРДД с отбором мощности для несущего винта на взлетном режиме.
      1. Бурелом
        +1
        8 марта 2013 12:12
        Цитата: fzr1000
        Затем винты автоматически складываются в футляр на "спине" геликоптера
        и как подъемная сила в таком режиме будет возникать?
        1. 0
          8 марта 2013 13:18
          За счет тяги ТРД, наверное. Я больше верю в вариант с меньшой скоростью и толкающим винтом.
      2. Capt.Stryker
        0
        8 марта 2013 12:12
        Цитата: fzr1000
        Про Ка-90. Такой концепции нет ни у кого в мире, даже у американцев. Это совершенно новая техническая схема. Вертолет поднимается с земли с помощью жестких и укороченных винтов. Набирает скорость 400 км/ч, потом включается турбореактивный двухконтурный двигатель, разгоняющий машину до 700-800 км/ч.

        Нечто подобное про американский концепт писалось ещё в начале 80-х годов прошлого века в одном из советских научно-популярных журналов, может быть "Техника-Молодёжи" - точно не помню.
      3. WS
        +1
        8 марта 2013 18:18
        Комментарий полезный, но ТРДД это вид ГТД, может ТВаД( Турбовальный)
  10. dsf43rewdsg
    0
    8 марта 2013 01:43
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете в свободном пользовании на nutshellurl.com/5yu1 Просто вводишь свое имя и фамилию и там тебе и адреса, и место роботы, переписки в соц. сетях, и даже нашло мои интимные фотографии, не представляю откуда оно у них... В общем, была очень напугана. Но есть и хорошее - данные можно удалить, сама воспользовалась и вам советую…
  11. xmel2003
    +4
    8 марта 2013 16:44
    Это не вертолет. Не зря для этой машины они термин придумали. Думаю это реализация автожира на современном техническом уровне. Поправьте если не прав.
  12. +2
    8 марта 2013 17:18
    Прекрасные машины
    И американцы, и Ми с Камовым-92
    По сути, новый взгляд на прыжковые автожиры.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»