Т-72УА1. Украинская модернизация советского танка

14


Как известно, Украина на протяжении последних лет занимает одно из первых мест в списке стран, модернизирующих и продающих подержанную военную технику. Украинские предложения вызывают интерес со стороны стран третьего мира и благодаря этому последние продолжают покупать старые бронемашины и т.п. технику, прошедшую ремонт и обновление. Несколько лет назад Украина и Эфиопия договорились о поставке бывших в употреблении танков Т-72, отремонтированных и доработанных. Часть из двух сотен заказанных танков Т-72Б1, в соответствии с контрактом, должна была пройти только капитальный ремонт. Остальные боевые машины будут переоснащены до состояния Т-72УА1. Этот вариант модернизации был создан харьковским танкоремонтным заводом в кооперации с Конструкторским бюро по машиностроению. Ремонт и доработка танков производятся на Киевском ремонтно-механическом заводе. Первые модернизированные танки были переданы заказчику прошлым летом.

Ввиду ограниченных финансовых возможностей заказчика при создании модификации Т-72УА1 пришлось ограничиться лишь несколькими нововведениями, обоснованными как дешевизной производства, так и имеющимися промышленными условиями. В первую очередь, это затронуло силовую установку танка. При модернизации с Т-72 демонтируется родной дизельный двигатель В-46-6 и на его место устанавливается харьковский 5ТДФМА-1 мощностью 1050 лошадиных сил. Особо отмечается, что такая силовая установка способна сохранять все свои параметры при температуре забортного воздуха до 55°. Для обеспечения этого предусмотрена возможность кратковременной работы при температуре охлаждающей жидкости до 120-125 градусов. Рекомендуемые значения этого параметра находятся в пределах 80-90°.

Т-72УА1. Украинская модернизация советского танка
(фото http://andrei-bt.livejournal.com)


Переработка моторно-трансмиссионного отделения повлекла за собой изменение бронированного корпуса. Некоторым доработкам подвергся кормовой броневой лист танка, а также размещенные на нем агрегаты. Ряд серьезных изменений внесен в конструкцию трансмиссии. Согласно имеющимся данным, при возросшей мощности удельный расход топлива сократился на 5-6%, а производительность системы охлаждения выросла более чем на треть. Кроме того, в сэкономленном объеме внутри моторно-трансмиссионного отделения удалось установить вспомогательную силовую установку с электрогенератором и некоторые агрегаты системы кондиционирования боевого отделения.

За исключением кормового листа, бронированный корпус остался прежним. В модификации Т-72УА1 повышение уровня защиты обеспечивается установкой системы динамической защиты. По экономическим, политическим и эксплуатационным соображениям для этого был выбран украинский комплекс, созданный на основе системы «Нож». От родных навесных систем динамической защиты танка новая отличается конфигурацией зарядов. Вместо плоских пластин в контейнерах динамической защиты помещаются удлиненные кумулятивные заряды. Таким образом, попавший в контейнер боеприпас инициирует подрыв удлиненного заряда и уничтожается либо серьезно поражается встречной широкой кумулятивной струей. Находящиеся в контейнере заряды поочередно детонируют и усиливают поражающий эффект. Утверждается, что такие системы способны эффективно противодействовать всем имеющимся противотанковым боеприпасам, а также способны защищать легкую бронетехнику.

На фото видно хорошее перекрытие башни блоками динамической защиты (фото http://andrei-bt.livejournal.com)


Модули новой динамической защиты устанавливаются почти по всей поверхности верхней лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на передней части башни. Кроме того, от снарядов прикрыта даже верхняя часть маски орудия. Примечательно, что контейнер динамической защиты, находящийся на башне слева от орудия, выполнен откидывающимся вверх и влево. При помощи этого небольшого технического решения обеспечивается большее удобство работы механика-водителя при езде с открытым люком. В то же время, динамическая защита танка Т-72УА1 далеко не идеальна. К примеру, заказчик потребовал сохранить имеющиеся системы ночного видения. Из-за этого значительный участок лба башни, находящийся под инфракрасным прожектором, не прикрыт динамической защитой.

Комплекс вооружения танка Т-72УА1 почти полностью соответствует оружию исходного Т-72. Это 125-миллиметровое орудие-пусковая установка 2А46 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На башне, рядом с командирским люком в ходе модернизации устанавливается зенитный пулемет. В качестве последнего на Т-72УА1 используется ДШКМ. По-видимому, эфиопские военные предпочли продолжить использование давно знакомого оружия и не переходить на более новые НСВ-12,7. Дымовые гранатометы и системы управления вооружением остались прежними.

Установка ДЗ на правом борту (по ходу танка) на Т-72УА1 и Т-72Б "Рогатка1". Видно, что несмотря на наличие одинакового числа (5) блоков у Т-72УА1 перекрытие лучше (фото http://andrei-bt.livejournal.com)

На башне установлены новые защитные модули, т.к. штатное размещение осуществляется без придания контейнерам эффективных углов наклона (фото http://andrei-bt.livejournal.com)




Модернизация танка Т-72 по проекту «УА1» выглядит неоднозначно. С одной стороны, новая силовая установка обеспечивает обновленной машине удельную мощность на уровне 20-23 л.с. на тонну, а новая динамическая защита, по заявлению ее создателей, способна выдержать попадание любого противотанкового боеприпаса. С другой стороны, возникают вопросы по поводу живучести ходовой части, возможно, не приспособленной для столь мощного двигателя. Кроме того, комплекс вооружения и системы управления им остались прежними, что не дает никакого прироста в огневой мощи. Выходит, на каждый плюс модернизации приходится свой собственный минус.

Однако такой баланс характеристик может являться вполне обоснованным. Необходимо учитывать, что танки Т-72УА1, во-первых, делаются на основе существующей конструкции, причем не самой новой, а во-вторых, они предназначены для поставки в небогатую африканскую страну. Судя по наличию контракта на поставку такой техники, эфиопская армия вполне довольна предлагаемыми танками и не имеет претензий к использованию вооружения и электроники старых моделей. Более того, из некоторых вещей можно сделать выводы, что Эфиопия сама настояла на применении старых агрегатов. Примером тому могут служить используемые инфракрасный прожектор и ночной прицел. Так что танк Т-72УА1 можно признать достойным вариантом модернизации старой техники, предназначенной для небольших и небогатых стран, которые заинтересованы в обновлении своих бронетанковых войск, но при этом не нуждаются в срочной модернизации до уровня мировых лидеров.

Т-72УА1 для Эфиопии (Фото: А. Яремчук)


По материалам сайтов:
http://andrei-bt.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    13 марта 2013 09:53
    Не верх совершенства конечно, но вполне приемлемо при минимуме бюджета, т.е. сойдет для эфиопской местности.
    1. +1
      15 марта 2013 21:01
      "....Установка ДЗ на правом борту (по ходу танка) на Т-72УА1 и Т-72Б "Рогатка1". Видно, что несмотря на наличие одинакового числа (5) блоков у Т-72УА1 перекрытие лучше..."


      А если лучше посмотреть, то выводы можно сделать полностью противоположные:
      на "Рогатке" блоки динамической защиты стоят впритык друг к другу, а на украинской разработки блоки дин. защиты (их видно по открытым крышкам, один из них помечен красной стрелкой) стоят веером, а промежутки между ними прикрыты чем-то вроде жести или тонкой брони (указаны синими стрелками) и противодействие снаряду это перекрытие окажет нулевое.
  2. avt
    +3
    13 марта 2013 10:43
    Цитата: Кастор_ка
    Не верх совершенства конечно, но вполне приемлемо при минимуме бюджета, т.е. сойдет для эфиопской местности.

    Безобразие ! laughing Невозможно комментировать ,все тормозит ,опять мысль угнали laughing ,плюс вам и автору тоже.
    1. +1
      13 марта 2013 10:49
      Цитата: avt
      Безобразие ! laughing Невозможно комментировать

      Поделюсь с Вами Коллега! smile
  3. Несвет Незаря
    0
    14 марта 2013 06:43
    Ще не вмерла Украина?
    1. Сирйожа
      -1
      14 марта 2013 13:07
      Не дождетесь! ;)
  4. 0
    14 марта 2013 08:14
    Молодцы, делают, что умеют и не парятся, только вот это: "С другой стороны, возникают вопросы по поводу живучести ходовой части, возможно, не приспособленной для столь мощного двигателя. Кроме того, комплекс вооружения и системы управления им остались прежними, что не дает никакого прироста в огневой мощи. Выходит, на каждый плюс модернизации приходится свой собственный минус." не совсем понял. Минусы какие-то натянутые, вопросы по ходовой, которая "возможно" не приспособлена, "комплекс вооружения и системы управления остались прежними", ну и что? Они, что плохие были? Ну не модернизировали их, что такого?
    1. +1
      14 марта 2013 10:39
      Молодцы харьковчане!
      (А, что делать, жить охота, кушать надо, семьи у всех есть)
      Для Эфиопии вполне сойдет. Там тепло, заводить 5тдф не сложно, вентилятор охлаждения от т-72 остался, все не будет так двигатель греться, как на родной 64-ке. Менять его легко, запасных дадут сколько нужно.А супер сложных (и дорогих СУО там не надо). Дешево, и для Африки, достаточно сердито.
      Да и задел Т-72 от советского времени ещё не весь распродан.
    2. 0
      25 марта 2013 11:28
      Цитата: Владимирец
      С другой стороны, возникают вопросы по поводу живучести ходовой части, возможно, не приспособленной для столь мощного двигателя. Кроме того, комплекс вооружения и системы управления им остались прежними, что не дает никакого прироста в огневой мощи. Выходит, на каждый плюс модернизации приходится свой собственный минус." не совсем понял. Минусы какие-то натянутые, вопросы по ходовой, которая "возможно" не приспособлена, "комплекс вооружения и системы управления остались прежними", ну и что? Они, что плохие были? Ну не модернизировали их, что такого?


      Вопросы действительно натянутые. Хотя и устанавливается более мощный двигатель, но ходовая Т72 ее вполне "потянет", тем более что на танке вместо "родной" гусеницы,с последовательным зацеплением траков, стоит "восьмедесяточная" гусеница с параллельным зацеплением трака, а там несколько по другому распределяются нагрузки из-за ее большей "жесткости"
  5. НАПОЛЕОН
    0
    14 марта 2013 15:04
    вероятный противник сомали дня него самый раз. soldier
  6. 0
    15 марта 2013 13:26
    Для Африки самое-то. Молодцы Украинцы, подсуетились. :)
  7. 0
    16 марта 2013 04:25
    Установка ДШК - вот это решение!
    1. 0
      25 марта 2013 11:22
      Цитата: Сторож
      Установка ДШК - вот это решение!



      ДШК не на столько уж лучше НСВ,но видимо их много в наличии у покупателя танков, так что вполне нормальное решение.
  8. Conepatus
    0
    16 марта 2013 17:23
    Почему бы и нет?Рынок новых вооружений поделен и хрен туда влезешь,тем более что правительство не особо и помагает это делать.А рынок модернизации старой техники,довольно прибыльная штука.Деньги конечно не те,но их хватит чтобы КБ и завод могли держаться на плаву.Израиль и ЮАР модернизируют старую технику любого производства и хороше на этом зарабатывают.
  9. director
    +1
    17 марта 2013 17:09
    К примеру, заказчик потребовал сохранить имеющиеся системы ночного видения. Из-за этого значительный участок лба башни, находящийся под инфракрасным прожектором, не прикрыт динамической защитой.
    fool wassat angry laughing
    ЦУКО-но разве нельзя этот гребаный прожектор поставить на блоки ДЗ кто нибудь помогите или я с ума сойду . ОНИ ТАМ ВООБЩЕ ЧТОЛИ ДЕБИЛЫ или я че то не понимаю.
  10. 0
    23 марта 2013 15:13
    Да и "гуска" от Т80, вообще "гибрид"....