Гиперзвуковой самолет «Аякс»

32
О концепции гиперзвуковых летательных аппаратов «Аякс» в отечественной научной среде говорили еще в 80-е годы, а публично начали обсуждать в 90-е годы XX века. Стоит отметить, что человек всегда стремился передвигаться с как можно большей скоростью, и когда-нибудь мы обязательно будем летать на гиперзвуковых скоростях. Гиперзвук начинается там, где скорость полета превышает 6 Махов – чуть больше 8 тыс. км/ч (число Маха – это скорость распространения звука в воздухе – 330 м/с или 1100 км/ч). В настоящее время сверхзвуковые самолеты, в частности боевые истребители могут летать со скоростью 3 с лишним Маха (около 3,5 тыс. км/ч), а гражданский самолет «Конкорд» выдавал 2 с небольшим Маха. Логично, что следующим этапом развития авиации должны стать гиперзвуковые полеты.

Сегодня гиперзвук представляет собой 2-е проблемы. Первая заключается в создании непосредственно двигателя, который обеспечил бы нужную энергетику аппарату, а второй – тепловая защита. Когда любой аппарат летит в плотных слоях земной атмосферы с гиперзвуковой скоростью, его обшивка нагревается до очень высоких температур за счет трения. По этой причине силовая установка, которая и должна создавать летательному аппарату нужный движущий импульс, нуждается в достаточно серьезной тепловой защите. Сегодня данную проблему планируют решать следующим образом. На корпус гиперзвукового летательного аппарата в тех местах, где корпус принимает на себя лобовой напор воздушного потока, планируется установка особой пассивной тепловой защиты, своеобразная теплоизолирующая обмазка, подобная той, что была использована на отечественном «Буране» или на его предшественнике – американском шаттле. Такая защита одновременно и защищает оболочку летательного аппарата и в то же время отторгает от нее тепло.

В СССР в конце 80-х годов прошлого века была предложена концепция принципиально иного гиперзвукового самолета. Автором этой концепции стал Владимир Львович Фрайштадт, который в те годы трудился в Санкт-Петербургском НИПГС – Научно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем, которое входило в состав холдинга «Ленинец». Владимир Фрайштадт предложил не защищать гиперзвуковой аппарат, перемещающийся с огромной скоростью, от тепла, а наоборот впустить тепло внутрь для увеличения энергоресурса аппарата. Согласно предложенной концепции гиперзвуковой летательный аппарат «Аякс» (ГЛА) был открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой во время всего атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилировалась бы его бортовыми подсистемами, преобразуясь в электрическую и химическую энергию и повышая общий ресурс аппарата. Такой проект решал глобальный вопрос охлаждения гиперзвукового самолета, а также множество других проблем. Концепция предложения в проекте «Аякс» была революционной, она обладала большим коэффициентом новизны, а значит и большим техническим риском.
Гиперзвуковой самолет «Аякс»

Изюминкой советского проекта «Аякс», который первоначально создавался как ответ на планы США по созданию гиперзвукового самолета-разведчика Aurora, а позднее трансформировался в гиперзвуковой самолет большой дальности или же первую ступень для вывода на орбиту большой полезной нагрузки, было то, что в нем реализовывался совершенно иной подход, в котором все было наоборот. Тепло советским аппаратом не отторгалось, его планировалось использовать, запуская внутрь силовой установки. Те части летательного аппарата, которые необходимо было охлаждать и которые перегреваются на больших скоростях, предполагалось окружить еще одной оболочкой. Получался своего рода двойной корпус, полость которого должна была быть заполнена катализатором (обсуждались различные технологии) через нее планировалось пропустить смесь керосина и воды. Вместо теплоизолирующего твердого слоя на «Аяксе» планировалось использовать жидкостную рубашку, которая защищала бы силовую установку, при этом в роли охладителя выступало топливо.

Но и это было не самым новым и главным. По мнению разработчиков наиболее важным было то, что под воздействием высокой температуры – более 1000 градусов Цельсия – и наличия катализатора проходила бы эндотермическая каталитическая реакция. То есть происходил бы отбор тепла у наружной оболочки летательного аппарата, охлаждая обшивку до тех температур, с которыми современная наука сегодня в состоянии справиться.

При этом тепло предлагалось использовать для работы силовой установки. Избыток тепла, которые образовывался на катализаторе из воды с керосином, рвет радикалы (длинные углеводородные цепочки керосина). В результате этого прямо на борту гиперзвукового летательного аппарата должен был образовываться метан и водород. Все дело в том, что спроектировать и построить сверхзвуковую камеру сгорания можно только на том топливе, которое будет содержать водород. При этом это может быть смесь водорода с керосином, метаном или чем-то другим, но водород должен обязательно присутствовать. Без водорода просто не построить камеры сгорания для гиперзвуковой силовой установки. Таким образом, задача по отводу лишнего тепла на «Аяксе» была решена таким образом, что позволяла генерировать такой нужный водород прямо на борту самолета, это было главным зерном и основой все концепции.

В качестве маршевого двигателя планировалось использовать магнито-плазмохимический двигатель, который включал в себя МГД-ускоритель и магнитогазодинамический генератор. За счет торможения магнитным полем гиперзвукового потока создавались оптимальные условия для сгорания топлива в сверхзвуковой камере сгорания. Помимо этого должна была генерироваться электроэнергия мощностью до 100 МВт. В случае необходимости увеличить скорость полета МГД-ускоритель мог еще больше разогнать продукты сгорания, что позволило бы аппарату развить скорость на уровне 25 махов, а также обеспечить ему выход на околоземную орбиту.

Предполагалось, что ГЛА сможет преодолевать расстояние до 20 тыс. км., без дозаправки на скорости выше 10 тыс. км/ч, а также подниматься на высоту в 30-60 км. При этом, располагая достаточно мощной бортовой электроэнергией, он мог решать задачи по-настоящему планетарного масштаба. К примеру, обеспечить доставку грузов и людей в любую точку Земли, затратив на это не больше 2-х часов. Мог использоваться для осуществления экологического и метеорологического дозора за поверхностью Земли. Также он мог использоваться для оказания помощи космическим кораблям на околоземных орбитах или терпящим бедствие в Мировом океане судам.

Учитывая все это, стоит отметить, что инженера Владимира Фрайштадта достаточно долго обвиняли в том, что он работает над созданием вечного двигателя и то, что у него не научный подход к работе. Об этом сейчас смешно говорить, но в те годы речь действительно шла о том, что Фрайштадт нарушает основные физические законы. В результате только комиссия, которой руководил вице-президент Академии Наук Велихов и которая была создана в 1987 году, смогла вынести вердикт – концепция «Аякс» не является вечным двигателем и не нарушает физических законов. При этом стоит признать, что подобного рода коллизии достаточно часто возникали в истории, особенно при создании совершенно новых технологий. При этом сейчас многие полагают, что именно так и необходимо делать гиперзвуковой двигатель. Таким образом, красивая идея доказала свою способность на существование.
Испытания американского гиперзвукового самолета X43A

Стоит признать, что исследования в области гиперзвуковых полетов в рамках концепции «Аякс» носили в НИПГС фундаментальный характер. В частности был предложен принцип работы и созданы основные компоненты для реактора химической регенерации тепла с катализатором, который помещался под обшивкой конструкции планера. Помимо этого решалась проблема активного энергетического взаимодействия ГЛА с обтекающим его воздушным потоком. При этом расчеты показывали, что на всех скоростях и режимах полета температура элементов планера «Аякса» не будет превышать 800-850 градусов Цельсия. А во время испытаний, которые проводились в ЦАГИ было установлено, что разработанное углеводородное топливо сгорает быстрее, чем просто водород.

В итоге же по стечению обстоятельств на данный момент «Аякс» повторяет судьбу Ту-144 или «Бурана». При этом «Аякс» так и не был воплощен в металле и причиной всему является отсутствие финансирования. В то же время в США активно работают над созданием гиперзвуковых летательных аппаратов, а значит Россия может оказаться в роли догоняющей стороны, тратя на разработку или копирование иностранных изделий миллиарды долларов.

Источники информации:
-http://expert.ru/northwest/2001/20/20no-texno_53015
-http://www.testpilot.ru/russia/leninets/ajax/ajax.htm
-http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/tm/1994/12/ayaks.html
-http://hard-games.ru/217
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    22 марта 2013 08:03
    А ведь мог бы стать национальным проектом, в данном случае большая степень новизны только плюс. К сожалению все прорывные идеи уходят никуда - МАКС. АЯКС. РАКС даже КЛИПЕР заменили космическим ведром.
  2. Skarte
    +8
    22 марта 2013 08:18
    Да, был потенциал в СССР...Наработки есть, есть проект, да и технологии за это время сделали огромные шаги...Можно потихонечку и дальше развивать проект. Я надеюсь, что все слова Рогозина будут иметь силу и Россия создаст стоящий проект, пусть мы будем не первые, но мы будем знать "Мы смогли это сделать"...Да и по большей части, мы всегда были догоняющими, но это не мешало нам быть Сверхдержавой и не мешало заставлять нервничать многие страны в Мире, и в первую очередь США...Мы Были, Есть и Будем!!!
    1. +2
      22 марта 2013 10:56
      Не только догоняющими, но часто и в лидерах - космос, ракеты, технологии, до сих пор по целому ряду направлений нас матрасники догоняют и у них не очень получается, хотя мы давно в дрейфе, двигатели кузнецовские, которые делались очень давно, хоть и продаются матрасникам, они так и не смогли за 20 лет воспроизвести - все их варианты взрывались...
    2. rubber_duck
      -1
      22 марта 2013 12:07
      Он превосходит по своим качествам: огнестрельности и надежности все известные нам образцы. (c) Рогозин

      Цитата: Skarte
      Я надеюсь, что все слова Рогозина будут иметь силу


      Ну-ну...
    3. Cheloveck
      0
      23 марта 2013 05:05
      Цитата: Skarte
      .Да и по большей части, мы всегда были догоняющими

      Странно, что после 20-летней нашей остановки "высокотехнологичный" запад так и не догнал "этих русских варваров".
  3. -1
    22 марта 2013 08:40
    Интересно - куда комменты подевались? Ну мне не трудно я повторюсь -
    АЯКС мог бы стать национальным проектом, большая степень новизны в этом случае только плюс. К сожалению все прорывные проекты уходят в никуда. АЯКС, МАКС. РАКС ... даже КЛИПЕР заменили космическим ведром
    1. +1
      22 марта 2013 10:54
      Никуда не подевались laughing данный комент - повтор hi
      1. 0
        22 марта 2013 11:22
        Между моим вопросом и Вашим ответом прошло 2 часа. Но все равно спасибо за разъяснения
  4. pavlo
    0
    22 марта 2013 09:34
    Ну во всяком случае ТУ-160 летает-конечно не Аякс ,но все же-Конкорд ихний не летает!
    1. Samuray
      +5
      22 марта 2013 10:55
      А причем тут конкорд и ту-160? Абсолютно два разных самолета, тем более что аналог конкорда ту-144 даааавно не летает тоже
    2. +5
      22 марта 2013 11:00
      Зачем же ТУ-160 сравнивать с Конкордом. Уж если его с чем и сравнивать, то с B1, который как летал так и летает. А Конкорд нужно сравнивать с ТУ144. Кстати ТУ144 сошел со сцены намного раньше Конкорда по сути так и не приступив к исполнению своих обязанностей в отличие от Конкорда, который долго эксплутировался на пассажирских авиалиниях. Кстати, Конкорд сгубили не его летные свойства, а чья то элементарная халатность, приведшая к тому, что на взлетной полосе, с которой взлетал Конкорд оказалась полоса металла, оторвавшаяся с другого самолета, который взлетал с этой полосы перед Конкордом. Но пока установили истинную причину катастрофы Конкорда, пока то да се, на Конкорде поставили жирный крест, и не в последнюю очередь благодаря конкурентам. А когда разобрались, поезд уже тю тю, ушел.
      А в "смерти Ту144 виноваты свои же отечественные чиновники и пилоты, которым захотелось показать забугорным конкурентам "кузькину мать" и которые загнали ТУ144 в на аэрошоу в запредельный режим. А дальше все как и с Конкордом. Потеря репутации, судорожные попытки туполевцев ее восстановить и в результате "похороны" очень перспективной машины
      1. +2
        22 марта 2013 17:34
        Уточню, Ту 144 совершал регулярные пассажирские рейсы. В частности по маршруту Москва - Алма-Ата....
        1. No_more
          0
          22 марта 2013 18:34
          Это были экономически неоправданные маршруты.
          1. +1
            23 марта 2013 02:40
            Так же как и с Конкордом. Сплошные убытки.
      2. 0
        16 июля 2016 15:01
        Цитата: gregor6549
        Но пока установили истинную причину катастрофы Конкорда, пока то да се, на Конкорде поставили жирный крест


        Тут вы ошибаетесь! Эта катастрофа - всего лишь УСКОРИЛА конец проекта. Конкорды доживали свой век и новых заказов никто не предусматривал. Причина проста - самолет выл экономически невыгоден (высокий расход топлива, сложное межполетное обслуживание и т.д.). К тому же на взлете и посадке ужасно грохотал, что вызывало многочисленные иски (но тут уж действительно без конкурентов не обошлось).

        Кстати именно та же причина, а отнюдь не катастрофа на аэрошоу "сгубила" Ту-144. Эта машина оказалась настолько "прожорлива", что могла из Москвы "дотянуть" только до Алма-Аты (куда и летала). Да и требования к качеству и длине ВПП там были крайне жесткие, межполетной обслуживание - сложное и дорогое. В общем машина оказалась абсолютно НЕРЕНТАБЕЛЬНОЙ! Увы - действительно так (знаю от специалистов).
  5. +4
    22 марта 2013 10:33
    Реактивные двигатели ,современная металлургия и кремневая электроника достигла апогея в своем развитии , без прорывов в фундаментальных науках дальнейший технологический скачок невозможен.
  6. 0
    22 марта 2013 12:17
    К сожалению в статье сказано верно - концепция обладает огромной научной новизной и большими техническими рисками. Следовательно, требует огромных финансовых затрат на проведение НИОКР. Кроме того, пока до сих пор не ясно, где конкретно такой аппарат нужен, исключая нужды космоса и военную сферу применения. Американцы ещё в 60-х гг. расчётами доказали полную нерентабельность сверхзвуковой гражданской авиации. Конкорд и Ту-144 только подтвердили расчёты. Увы, но в нынешних условиях выгоднее применять относительно тихоходные широкофюзеляжные лайнеры и грузовики большой вместимости.
    В будущем в связи с исчерпаемостью запасов нефти ситуация только усугубится.
    В самой концепции Аякса много неясностей. Какой собираются применять катализатор? Например, на установках каталитического риформинга на НПЗ используют платино-иридиевые катализаторы. Но их удельный вес очень велик, а масса в реакторных блоках исчисляется десятками тонн. Далее, как собираются осуществлять маневрирование такой нашиной на скоростях ~10000 км/ч? Как будет осуществляться управление двигательной установкой на переходных режимах? Вообще, насколько целесообразна концепция именно пилотируемого гиперзвука, учитывая прогресс в системах ИИ и дистанционного управления?
    1. No_more
      0
      22 марта 2013 18:33
      Двойное назначение: орбитальная космонавтика и грузоперевозки + недосягаемость для средств ПРО.
      1. 0
        22 марта 2013 19:05
        Если что-то летает, то это всегда можно догнать и сбить. Тем более, что манёвр для таких скоростей сильно затруднён, ибо перегрузки - мама не горюй. Опять же - смысл в пилотируемом аппарате? Чем ракеты хуже? Может, тогда лучше вкладывать деньги в создание принципиально новых двигателей для ракет-носителей?
  7. +1
    22 марта 2013 13:55
    в гибели Ту-144 в Ле-Бурже действительно виноваты чиновники. По их решению перед показом на самолёте включили АСУ, которая при угрозе столкновения с "Миражом" вывела Ту-144 на предельные уровни нагрузки. Об этом говорилось в фильме "Ту-144. Битва за сверхзвук". Плюс бичом нашего суперсоника стали недоведённые до ума двигатели. Кстати, "Конкорд" тогда рухнул всего в пяти милях от места падения Ту-144.
    И по теме. нашим ГЛА не повезло родиться именно незадолго до крушения Державы. Проекты, готовые на 80-90% сейчас потихоньку получают путёвку в жизнь (Ми-38, Ми-28, Су-34, МиГ-29К и прочие). Те же, что были на бумаге, отдельными узлами или демонстраторами, ушли в Историю (Ту-2000, МиГ-1.44)
  8. USNik
    0
    22 марта 2013 14:52
    Если в роли теплозащиты выступало топливо, то по идее с выработкой горючего аппарат переставал быть гиперзвуковым? А так конечно абсолютно прорывная идея и концепция .
    1. 0
      22 марта 2013 15:56
      Скажем даже что в случае такой защиты от перегрева должен быть обязательно предусмотрен плавный переход на до гиперзвуковой полет, что бы успел остыть до окончания топлива, да и запрет на выход на гиперзвук при малом количестве топлива...
      Но можно ведь охлаждаться не только топливом тем же потоком набегающего воздуха, через декомпрессор, со сбросом воздуха обратно во входную камеру сжатия, например.
      А насчет передовой технологии да...
  9. 0
    22 марта 2013 17:57
    Как много Советских разработок мы потеряли, но приобрели США.
  10. No_more
    +2
    22 марта 2013 18:29
    Ну я как выпускник аэрокосмического университета, могу тут кое что добавить.
    Гиперзвук для гражданских нужд абсолютно не нужен в нынешних условиях. Дело в том, что возить грузы и людей быстрее само по себе хорошо, но слишком дорого выходит это и чтобы окупить покупку такого самолёта перевозками нужны расстояния побольше, чем те которые доступны на нашей планете. Это как построить завод который может очень быстро делать, допустим, ложки - 1000 ложек в день, но снабжать этот завод будет деревеньку в 200 человек. То есть он конечно хорош, технологичен и производителен, но для таких масштабов убыточен.
    А вот для орбитальной космонавтики - вывод грузов и людей на орбиту масштаб уже соизмерим и тем более расходы. На мой взгляд многоразовые аппараты, намного выгоднее и экономически и технологически и даже экологически, чем одноразовые ракеты. Вот в эту область нужно и двигать такие проекты.
    Увы, у нас с советских времён страшное "ракетное лобби", которое выросло из того, что во времена, когда припекло в космос попасть к для идеологической борьбы, так и для гонки вооружений, было намного быстрее построить многоразовые ракеты, чем подобный аппарат - не позволяли технологии тех времён.
    1. 0
      22 марта 2013 19:08
      Плюсую, товарищ! Как выпускник аэрокосмического университета не можете подсказать, где взять расчёт экономической целесообразности гражданских сверхзвуковых лайнеров? Читал или брошюру или статью в Сети- там всё было расписано. Теперь не могу найти! recourse
  11. Aiviar
    0
    22 марта 2013 19:15
    Уже очень давно и повсеместно существуют ограничения на проведение сверхзвуковых полётов над плотно заселёнными территориями. Это касается даже военной авиации. И сегодня уже очень немногие молодые люди слышали какой грохот произодит ударная волна распространяемая самолётом, летящим на серхзвуке. В шестидесятые, в советских городах бывало и стёкла вылетали. (в Чернигове например, где я тогда жил по соседству с лётным училищем) И Конкорду между прочим разгон до сверхзвуковой скорости по этой причине был разрешён только над океаном.
    О проектах гиперзвуковых самолётов пишут немало, об аэродинамике, энергетике и теплозащите таких аппаратов, но ни в одной встреченной на эту тему статье мне не приходилось читать как предполагается решать проблему их шумности. Тогда как без её решения ни о каких перевозках пассажиров и грузов на таких скоростях в атмосфере даже мечтать не приходится. Увеличение высоты полёта решением вовсе не является. Челябинский метеорит например, после входа в атмосферу сделался именно высотным гиперзвуковым объектом и первый, из серии "бумов" им произведённых, был вовсе не звук взрыва - а удар фронта звуковой волны просто от его полёта.
  12. 0
    22 марта 2013 19:20
    Цитата: Aiviar
    как предполагается решать проблему их шумности

    А никак. С законами термодинамики сложно спорить - ударную волну утилизировать не получится. Поэтому, на мой дилетантский взгляд, выход останется прежним - полет на дозвуке до безлюдных районов или океана, там разгон и выход на крейсерскую скорость. request
  13. +1
    22 марта 2013 20:12
    Честно говоря - выглядит несколько нереализуемо..
    МГД системы требуют весьма сильных магнитов ( а магниты - эта ведь такая тяжесть..). Было бы желательно чтобы кто-то из дееспособных специалистов выполнил оценочные расчеты и их привел...
    Из своей практики знаю, что сделать электротехническую систему с эквивалентным магнитным давлением в 0.1 атм - это надо очень хорошо постараться...в тоже время иметь газовое противо-давление в 0.1 атм и много более..- это обычные реалии жизни... и здесь не видно простого баланса что МГД удасться все круто закрутить..

    По своей сути система напоминает обычный прямоточный двигатель. Может быть и стоило остановиться на таком варианте ( с внутренним или с внешним сгоранием , как было опробовано у америкосов для Авроры..)

    И есть еще подозрение что для того чтобы система из МГД генератора и МГД ускорителя как-то включалась, балансировалась и работала нужен дополнительный источник электроэнергии мощностью как минимум 5-20% от мощности в контуре генератор- ускоритель..
    И вот тут-то мы приехали...(ведь таких источников нет)...

    --------------------------------------------------------------------------------

    И еще - если авторы хочет ссылаться на какие-то авторитеты - мне интересно мнение специалистов МВТУ им.Баумана, МАИ,.. - то есть тех "лошадок" которые и тащили космические и авиационные проекты СССР,
    Велихов - по крайней мере для меня - это человек из тусовки.
  14. +1
    23 марта 2013 00:15
    Цитата: Aiviar
    Уже очень давно и повсеместно существуют ограничения на проведение сверхзвуковых полётов над плотно заселёнными территориями

    а на высотах в 10000-15000 м для Ту-144 и более 20000 м для ГЛА типа Ту-2000 и Аякса разве волна не будет рассеиваться?
  15. za_zik
    +4
    23 марта 2013 03:45
    Смотрю коменты и удивляюсь. Над этим работали 10 лет + еще с амерами продолжают . А оказывается есть люди которые поболее их шарят . Не надо забывать что изначально все темы военные , поэтому многие мнения тут не уместны
    1. 0
      23 марта 2013 08:53
      Плюс поставил, но тем не менее замечу - статья для того и размещена на этом сайте, чтобы мы в силу своих скромных познаний обсудили данную проблему и выразили свое отношение к ней
  16. mladenec
    0
    25 марта 2013 18:46
    Автор явно не патриот, или такая особенность повествования не думающих личностей,
    В настоящее время сверхзвуковые самолеты, в частности боевые истребители могут летать со скоростью 3 с лишним Маха (около 3,5 тыс. км/ч)
    нет и намека на родину этого шедевра "истребителя" а он такой один миг-25-31, сразу же следующее
    , а гражданский самолет «Конкорд» выдавал 2 с небольшим Маха. Логично, что следующим этапом развития авиации должны стать гиперзвуковые полеты.
    , опоньки! и так скромно умолчать о аналоге ту 144, информационная война в действии!!!!!!! дальше читать не стал смысла не вижу
    П.С. заметил последнее время когда местами новости смотрю, как наш самолет где разбился так сразу название КБ, сам самолет, Россию вспомнят что то вроде: "Сегодня разбился в Мозамбике Самолет Российского производства Ту-154", и раз так 10 повторят , стоит на западе чему нибудь навернутся, скромнинько так: "...потерпел аварию самолет" ни названия ни фирмы ???!!!!!!!???? ВСЕ!!!!!!!!!!!!
    Поиск первое что нашел, вроде сегодняшнее новости
    http://rbctv.rbc.ru/archive/news/562949986277174.shtml см. с 4:50
    про наши я думою не надо ссылки приводить.
  17. mladenec
    0
    25 марта 2013 19:02
    http://smotri.com/video/view/?id=v2416488f1dc
    тоже с 4:50
  18. +1
    31 марта 2013 23:13
    Аппарат нового типа земля воздух космос? А ещё тема была про полёты в облаке плазмы? Надо в космос научится выходить по самолётному и такой аппарат первая ступень.
  19. KostikZaika
    0
    18 ноября 2014 20:07
    Про "Аякс" я давно читал у Максима Калашникова в его книге "Сломанный меч Империи". Продолжаю верить что эта великолепная машина будет создана вовремя.
    Хоть эта вера и может выглядеть наивной.