Американская мечта. Даёшь 175 кораблей в три года!

12
Американская мечта. Даёшь 175 кораблей в три года!

борьба за конструкции вместо стилей,
расчет суровый гаек и стали


Морская стратегия США в годы Второй мировой заключалась в простом алгоритме: строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого подхода, он полностью соответствует условиям, в которых оказались США перед войной: колоссальные промышленные мощности и огромная база ресурсов позволяли «раздавить» любого противника.
За предыдущие 50 лет, «американский пылесос», пользуясь неурядицами в Старом Свете, собрал все лучшее со всего мира – грамотную и высококвалифицированную рабочую силу, ведущих ученых и инженеров, «светила мировой науки», новейшие патенты и разработки. Проголодавшаяся в годы «Великой депрессии», американская промышленность только ждала повода, чтобы «рвануть с места в карьер» и побить все стахановские рекорды.



Темпы постройки американских боевых кораблей настолько невероятны, что звучат как анекдот - в период с марта 1941 по сентябрь 1944 год янки ввели в строй 175 эсминцев типа «Флетчер». Сто семьдесят пять – рекорд не побит до сих пор, «Флетчеры» стали самым массовым типом эскадренных миноносцев в истории.

Для полноты картины стоит добавить, что наряду со строительством «Флетчеров»:

- продолжалось строительство «устаревших» эсминцев по проекту «Бенсон/Гливс» (серия из 92 единиц),

- с 1943 года в серию пошли эсминцы типа «Аллен М. Самнер» (71 корабль, включая подкласс «Роберт Смит»).

- с августа 1944 года началось строительство новых «Гирингов» (еще 98 эскадренных миноносцев). Как и предыдущий проект «Аллен М. Самнер», эсминцы типа «Гиринг» были очередным развитием очень удачного проекта «Флетчер».

Гладкопалубный корпус, стандартизация, унификация механизмов и оружия, рациональная компоновка – технические особенности «Флетчеров» ускоряли их постройку, облегчали монтаж и ремонт оборудования. Усилия конструкторов оказались не напрасны – масштабы крупносерийного строительства «Флетчеров» удивили весь мир.

Но могло ли быть иначе? Наивно полагать, что морскую войну можно выиграть лишь дюжиной эсминцев. Для успешного проведения операций на просторах океана требуются тысячи боевых и вспомогательных кораблей – достаточно вспомнить, что список боевых потерь ВМС США в годы Второй мировой войны содержит 783 названия (размерами от линкора до патрульного катера).

С точки зрения американской промышленности, эскадренные миноносцы типа «Флетчер» были относительно простыми и дешевыми изделиями. Однако, вряд ли кто из его ровесников – японских, немецких, британских или советских эскадренных миноносцев мог похвастаться таким же впечатляющим комплектом радиоэлектронного оборудования и систем управления огнем. Универсальная артиллерия, эффективный комплекс противовоздушного, противолодочного и торпедного оружия, огромный запас топлива, удивительная прочность и феноменально высокая живучесть – все это превратило корабли в настоящих морских чудовищ, лучших эсминцев Второй мировой войны.

В отличии от своих европейских «коллег», «Флетчеры» изначально проектировались для действий на океанских коммуникациях. 492-тонный запас мазута обеспечивал дальность плавания 6000 миль 15-узловым ходом – американский эсминец мог по диагонали пересечь Тихий океан без пополнения запасов топлива. В реальности, это означало возможность действовать в отрыве на тысячи миль от пунктов материально-технического снабжения и выполнять боевые задачи в любом районе Мирового океана.

Другим важным отличием «Флетчеров» от кораблей европейской постройки был отказ от «погони за скоростью». И хотя, в теории, котлотурбинная силовая установка мощностью 60 000 л.с. позволяла «американцу» разгоняться до 38 узлов, в реальности скорость перегруженного топливом, боеприпасами и снаряжением «Флетчера» едва достигала 32 узлов.
Для сравнения: советская «семерка» развивала 37-39 узлов. А рекордсмен – французский лидер эсминцев «Ле Террибль» (ГЭУ мощностью 100 000 л.с.) показал на мерной миле 45,02 узла!

С течением времени выяснилось, американский расчет оказался правильным – корабли редко ходят полным ходом, а погоня за чрезмерной скоростью приводит лишь к перерасходу топлива и негативно влияет на живучесть корабля.

Основным вооружением «Флетчера» стали пять 127 мм универсальных орудий Mk.12 в пяти закрытых башнях с боекомплектом 425 выстрелов на орудие (575 выстрелов в перегруз).

127 мм пушка Mk.12 с длиной ствола 38 калибров оказалась очень удачной артиллерийской системой, сочетавшей в себе могущество пятидюймового морского орудия и скорострельность зенитной пушки. Опытный расчет мог сделать по 20 и более выстрелов в минуту, но о даже средний темп стрельбы 12-15 выстр./мин был для своего времени отличным результатом. Пушка могла эффективно работать по любым надводным, береговым и воздушным целям, являясь при этом основой ПВО эсминца.

Баллистические характеристики Mk.12 особых эмоций не вызывают: 25,6-килограммовый снаряд покидал срез ствола со скоростью 792 м/с – довольно средний результат для морских орудий тех лет.
Для сравнения, мощная советская 130 мм корабельная пушка Б-13 образца 1935 года могла послать к цели 33-кг снаряд со скоростью 870 м/с! Но, увы, Б-13 не обладала и долей универсальности Mk.12, темп стрельбы всего 7-8 выстр/мин, но главное…

Главным была система управления огнем. Где-то в глубине «Флетчера», в боевом информационном центре наряжено гудели аналоговые компьютеры системы управления огнем Мk.37, обрабатывающие поток данных, поступающих с радара Mk.4 - пушки американского эсминца централизованно наводились на цель по данным автоматики!

Супер-пушке нужен супер-снаряд: для борьбы с воздушными целями янки создали феноменальный боеприпас – зенитный снаряд Mk.53 с радиолокационным взрывателем. Маленькое электронное чудо, мини-локатор, заключенный в оболочку 127 мм снаряда!
Главным секретом были радиолампы, способные выдерживать колоссальные перегрузки при выстреле из орудия: снаряд испытывал ускорение 20 000 g , при этом совершал 25 000 оборотов в минуту вокруг своей оси!

А снаряд-то не простой!

Кроме универсальных «пятидюймовок», у «Флетчеров» был плотный контур ПВО из 10-20 мелкокалиберных зенитных автоматов. Изначально установленные счетверенные 28 мм установки 1,1" Mark 1/1 (т.н. «чикагское пианино») оказались слишком ненадежны и слабы. Осознав, что с зенитными орудиями собственного производства ничего не вышло, американцы не стали «изобретать велосипед» и развернули лицензионное производство шведских 40 мм зенитных автоматов «Бофорс» и швейцарских 20 мм полуавтоматических зениток «Эрликон» с ленточным питанием. Шведский и швейцарский автоматы оказались настолько удачны, что и в наши дни остаются на вооружении армий десятков стран мира (в том числе - США).

Для тяжелого зенитного автомата «Бофорс» был разработана оригинальный директор управления огнем Mk.51 с аналоговым вычислительным устройством – система зарекомендовала себя с наилучшей стороны, под конец войны половина из сбитых японских самолетов приходилась на счет спаренных (счетверенных) «Бофорсов» оснащенных СУО Mk.51.
Для мелкокалиберных автоматических зениток «Эрликон» был создан аналогичный прибор управления стрельбой под индексом Mk.14 – ВМС США не было равных по точности и эффективности зенитного огня.

Отдельно стоит отметить минно-торпедное оружие эсминца типа «Флетчер» – два пятитрубных торпедных аппарата и десять торпед Mk.15 калибра 533 мм (инерциальная система наведения, масса боевой части – 374 кг торпекса). В отличие от советских эсминцев, ни разу не применивших торпеды на протяжении всей войны, американские «Флетчеры» регулярно проводили торпедные стрельбы в боевых условиях и часто достигали солидных результатов. Например, в ночь с 6 на 7 августа 1943 года соединение из шести «Флетчеров» атаковало группу японских эскадренных миноносцев в заливе Велла – торпедный залп отправил на дно три из четырех эсминцев противника.

Mk.10 Hedgehog. Несмотря на кажущуюся компактность и "легковесность" штырей, это 2,6-тонное устройство (13 тонн с учетом платформы), способное метать 34-кг реактивные бомбы на дальность пару сотен метров. Стандарный боекомплект - 240 глубинных бомб.
Для борьбы с подлодками на американских эсминцах с 1942 года устанавливался многоствольный реактивный бомбомет Mk.10 Hedgehog («Ёж»), британской конструкции. Залп из 24 глубинных бомб мог накрыть обнаруженную подлодку в 260 метрах от борта корабля. Кроме того, на борту «Флетчера» имелась пара бомбосбрасывающих устройств для атаки подводной цели, находящейся в непосредственной близости от корабля.

Но самым необычным оружием эсминца типа «Флетчер» был гидросамолет Vought-Sikorsku OS2U-3, предназначенный для разведки и, при необходимости, атаки цели (обнаруженных подлодок, катеров, точечных целей на берегу) с применением бомб и пулеметного оружия. Увы, на практике выяснилось, что гидросамолет эсминцу ни к чему – слишком трудоемкая и ненадежная система, лишь ухудшающая другие характеристики корабля (живучесть, сектор обстрела зенитных автоматов и т.д.) В результате гидросамолет «Воут-Сикорский» сохранился лишь на трех «Флетчерах».

Живучесть эсминца. Без преувеличения, живучесть «Флетчера» была потрясающей. Эсминец «Ньюкомб» выдержал пять атак самолетов-камикадзе в одном бою. Эсминец «Стенли» был пробит насквозь реактивным самолетом-снарядом «Ока», управляемым пилотом-камикадзе. «Флетчеры» регулярно возвращались на базу, имея жестокие повреждения, фатальные для любого другого эсминца: затопление машинных и котельных отделений (!), обширные разрушения силового набора корпуса, последствия страшных пожаров от попаданий камикадзе и пробоины от вражеских торпед.

Причин исключительно живучести «Флетчера» было несколько. Во-первых, высокая прочность корпуса – прямые линии, ровный силуэт без изысканных обводов, гладкие палубы – все это способствовало увеличению продольной прочности корабля. Свою роль играли непривычно толстые борта – обшивка «Флетчера» выполнялась из 19 мм листов стали, палуба – полдюйма металла. Помимо обеспечения противоосколочной защиты, эти меры влияли самым положительным образом на прочность эсминца.

Во-вторых, высокая живучесть корабля обеспечивалась некоторыми специальными конструктивными мерами, например, наличием двух дополнительных дизель-генераторов в изолированных отсеках в нос и корму от котельно-турбинной установки. Именно этим объясняется феномен выживания «Флетчеров» после затопления машинных и котельных отделений – изолированные дизель-генераторы продолжали питать шесть помп, поддерживая корабль на плаву. Но и это еще не все – для особо тяжелых случаев был предусмотрен набор переносных бензиновых установок.

Всего из 175 эсминцев типа «Флетчер» в боевых действиях было потеряно 25 кораблей. Вторая мировая завершилась, а история «Флетчеров» продолжалась: огромный флот из сотен эсминцев бел переориентирован на решение задач Холодной войны.
У Америки появилось много новых союзников (среди которых были бывшие враги – ФРГ, Япония, Италия), чьи вооруженные силы были полностью уничтожены в годы войны – требовалось быстро восстановить и модернизировать их военный потенциал, чтобы противопоставить их СССР и его сателлитам.

52 «Флетчера» были проданы или отданы в лизинг ВМС Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Греции, Турции, ФРГ, Японии, Италии, Мексики, Южной Кореи, Тайваню, Перу и Испании – все 14 стран мира. Несмотря на свой почтенный возраст, крепкие эсминцы оставались в строю под другим флагом еще более 30 лет, а последние из них были списаны лишь в начале 2000-х годов (ВМС Мексики и Тайваня).

В 1950-е годы рост подводной угрозы от стремительно увеличивающегося числа субмарин ВМФ СССР заставил по-новому взглянуть на применение старых эсминцев. Оставшиеся в составе ВМС США «Флетчеры» было решено переоборудовать в противолодочные корабли по программе FRAM – fleet rehabilitation and modernization.

Вместо одного из носовых орудий был смонтирован реактивный бомбомет RUR-4 Alpha Weapon, противолодочные 324 мм торпеды Mk.35 с пассивным самонаведением, два гидролокатора – стационарный сонар SQS-23 и буксируемый VDS. Но главное – на корме была оборудована вертолетная площадка и ангар на два беспилотных (!) противолодочных вертолетов DASH (Drone Antisubmarine Helicopter), способных нести пару 324 мм торпед.

Посадка беспилотного вертолета DASH на палубу эсминца "Аллен М. Самнер"

В этот раз американские инженеры явно «перегнули палку» - уровень компьютерной техники 1950-х годов не позволял создать эффективный беспилотный летательный аппарат, способный выполнять сложнейшие операции в открытом море – вести борьбу с субмаринами субмарин на удалении десятков километров от борта корабля и осуществлять взлетные и посадочные операции на тесной, раскачивающейся под ударами волн вертолетной площадке. Несмотря на многообещающие успехи в полигонных условиях, 400 из 700 поставленных флоту «беспилотников» разбились в течение первых пяти лет эксплуатации. К 1969 году систему DASH сняли с вооружения.

Впрочем, модернизация по программе FRAM имеет мало отношения к эсминцам типа «Флетчер». В отличие от чуть более новых и чуть более крупных «Гирингов» и «Аллен М. Самнеров», где модернизации FRAM подверглись около сотни кораблей, модернизация «Флетчеров» была признана малоперспективной – полный «курс реабилитации и модернизации» успели пройти всего три «Флетчера». Остальные эсминцы использовались в эскортных и разведывательных миссиях в качестве торпедно-артиллерийских кораблей вплоть до конца 1960-х годов. Последний эсминец-ветеран покинул состав ВМС США в 1972 году.

Это были настоящие боги морской войны – универсальные боевые корабли, принесшие на своих палубах победу ВМС США на Тихоокеанском театре военных действий. Лучшие эсминцы Второй мировой, которым не было равных на морских просторах. Но главное, их было много, чудовищно много – 175 эсминцев типа «Флетчер».




Боевой информационный центр



USS Radford (DD-446/DDE-446) - один из эсминцев типа "Флетчер", прошедших модернизацию по программе FRAM. Вместо второй башни заметен реактивный бомбомет Alpha Weapon. Снимак сделан в Перл-Харборе, 1960-е годы



Глубинная бомба Alpha Weapon



Эсминец-музей "Кассин Янг", Бостон, наши дни



Камбуз эсминца "Кассин Янг"



Операционная на борту "Кассинр Янг"


12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. biglow
    +6
    1 апреля 2013 10:43
    война всегда мобилизует на выпуск всего самого передового ,и так происходит во всех странах.
    Хотя амеркосам не пришлось эвакуировать свою промышленость за тысячи километров ,да и работать в теплом климате это совсем не то что в холодном
    1. +1
      1 апреля 2013 17:27
      Цитата: biglow
      да и работать в теплом климате это совсем не то что в холодном

      Верно подмечено и можно добавить.
      Раскажи нам "родное сердце", "автор-->автор-->автор" сей поэмы.
      А сколько эсминцев данного проекта были списаны после обычных для моря-акияна штормов и какие повреждения они получали от обчных для окияна волн?
      Транспортов типа «Либерти» вообще было "нашлёпано" за 1000 штук и выпус доходил до 3 шт. в сутки. Расчитывались они вообще на один переход из порта погрузки в порт разгрузки. Что вы их "уважаемый автор-->автор-->автор" "обнесли" вниманием?
      Рассматриваемое вами и восхваляемое "корыто" было вооружено передовыми системами оружия Мk.37, Mk.4, Mk.51и Mk.10 Hedgehog
      Подчёркиваю передовыми системами оружия

      Технически "матрас" подошёл к разоженным им же 2 МВ очень-очень подготовленым. И выжал максимум из этой БОЙНИ!
      1. 0
        1 апреля 2013 17:54
        Цитата: Папакико
        Транспортов типа «Либерти» вообще было "нашлёпано" за 1000 штук

        2710
        Цитата: Папакико
        Расчитывались они вообще на один переход из порта погрузки в порт разгрузки.

        После войны Аристотель Онассис купил 600 транспортов "либерти" и сколотил с их помощью миллиардное состояние. Суда этого типа массово использовалось до середины 60-х годов

        Один из сохранившихся "Либерти" - Джереми О'Брайен, дор сих пор катает туристов по гавани Сан-Франциско

        Цитата: Папакико
        Что вы их "уважаемый автор-->автор-->автор" "обнесли" вниманием?

        http://topwar.ru/19265-geroi-arkticheskih-konvoev.html
        Уже было
        1. +1
          1 апреля 2013 19:23
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          2710

          Это разве меньше чем 1000 шт. ? belay
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Суда этого типа массово использовалось до середины 60-х годов

          Пол мира были в руинах после войны и не было ни каких ресурсов на постройку других судов. Когда и лопушок лучше чем клок туалетной бумаги.
        2. +2
          1 апреля 2013 19:37
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          После войны Аристотель Онассис купил 600 транспортов "либерти" и сколотил с их помощью миллиардное состояние. Суда этого типа массово использовалось до середины 60-х годов

          В конце семидесятых, увидев пришвартованное в порту судно, я спросил у отца, бывалого моряка, почему же корабль выглядит таким неухоженным. «Да это же “грек”, они всегда такие ржавые и грязные»
          Вродясь вполне лаконично. hi
  2. +4
    1 апреля 2013 11:50
    Да чего уж оправдываться, у них был момент в истории стать сверх державой и они надо отдать должное его грамотно использовали!
    1. -1
      1 апреля 2013 12:29
      Этот "момент" американцы создали сами, не надо умалять чужих заслуг.
      1. +3
        1 апреля 2013 13:59
        Это и есть искусство политики - создавать моменты, выгодные для своей страны.
  3. +4
    1 апреля 2013 11:54
    Но ведь умели же пахать. Трудно представить от сегодняшних американцев такой работы на верфях или стапелях. Все больше в кабинеты идут.
    1. +10
      1 апреля 2013 13:07
      Цитата: Арон Заави
      Трудно представить от сегодняшних американцев такой работы на верфях или стапелях

      Арон, зачем повторяете глупую пропаганду - россиянам внушают, что все страны живут с остановившимися заводами и ничего не делают. И это правильно. Однако, реальность далека от официальной идеологии РФ - ""Бери от жизни все", "не дай себе засохнуть", "производи понты"

      США за последние 20 лет построили 62 Иджис-эсминца "Орли Берк". Это их собственный проект, их технологии и разработки - верфи Bath Iron Works и Ingall Shipbuilding.

      надстройка 15 000-тонного эсминца "Замволт"

      Компания "Боинг" собирает по 2 авиалайнера в день. Например, с января по июль 2012 года "Боинг" поставил заказчикам 332 гражданских авиалайнера. Официальный пресс-релиз компании:
      http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/Aerial_Boeing_Everett_Factory


      _October_2011.jpg


      Boeing Everett Factory в штате Вашингтон

      1. +3
        1 апреля 2013 17:32
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Это их собственный проект, их технологии и разработки

        А всё предыдущее они "слямзили" у других?
        Сколько спецов из бывшего СССР работает на БОИНГ и другие "структурки?
        Сколько Институтов, ФИРМ и КБ со всего мира привносят в каждый "восхваляемый продукт" произведённый в "матрасе"?

        Хотя "задолизам" на это начхать, ведь главное "матрасу песенку восхваления попеть".
        1. 755962
          0
          1 апреля 2013 22:19
          В историческом плане это самый распространенный эсминец в военно-морском флоте США во время Второй Мировой Войны.Как американцы любят говорить "this is US iconic destroyer World War II"-эскадренный миноносец ставшим иконой во време ВМВ. Очень удачные корабли.Война подтвердила высокую живучесть эсминцев типа «Флетчер». hi
  4. -1
    1 апреля 2013 14:09
    Чем бы окончился бой между Ямато и авианосцами 58ОС, будь у джапов Mk.37, Mk.51, Mk.14, бофорсы и снаряды с РЛ-взрывателем?
  5. -1
    1 апреля 2013 19:12
    Автор намудрил насчет системы управления огнем.Какие аналоговые компьютеры в сороковых годах?
    1. Wasserfall
      +1
      1 апреля 2013 19:30
      Цитата: albert
      Какие аналоговые компьютеры в сороковых годах?

      Вот такие - "Ford Mark 1A Fire Control Computer".
    2. +3
      1 апреля 2013 19:35
      Цитата: albert
      Какие аналоговые компьютеры в сороковых годах?


      Аналоговый компьютер Mk.1 для СУО Mk.37, 1938 год
      Масса 1363 кг. В нем нет микрочипов, зато есть гироскопы, реле и точнейшая механика




      "Паскалина" анлоговый компьютер конструкции Блеза Паскаля, 1642 г. Выполняла простейшие арифметические операции, Паскаль построил около 50 таких машин на продажу



      Антикетирский механизм. ~100 год до н.э.


      В 2008 году в Афинах был озвучен глобальный доклад о результатах международного проекта «Antikythera Mechanism Research Project». На основании 82 фрагментов механизма (с использованием рентгеновского оборудования X-Tek Systems и специальных программ от HP Labs) было подтверждено, что устройство может выполнять операции сложения, вычитания и деления. Удалось показать, что механизм был способен учитывать эллиптичность орбиты движения Луны, используя синусоидальную поправку (первая аномалия лунной теории Гиппарха) — для этого использовалась шестерёнка со смещённым центром вращения. Число бронзовых шестерён в реконструированной модели увеличено до 37 (реально уцелело 30). Механизм имел двухстороннее исполнение — вторая сторона использовалась для предсказания солнечных и лунных затмений.
      1. почтальон
        0
        1 апреля 2013 23:08
        Argo Mark V(1914)

        Kerrison Predictor


        T-10 Gun director (optical inputs) (started in 1940)
  6. ABV
    0
    2 апреля 2013 01:34
    цитата: "Морская стратегия США в годы Второй мировой заключалась в простом алгоритме: строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник."

    а ещё смеют упрекать нас в том, что мы солдат не жалели...политика двойных стандартов в действии (в очередной раз)!