Военные готовы сделать ставку на роботизированные системы

13
Военные готовы сделать ставку на роботизированные системы

Российские военные и представители ОПК определили приоритеты в разработке перспективных видов военной техники и вооружений. Сообщается, что упор будет сделан на разработку максимально роботизированных боевых систем, в которых человеку достанется безопасная роль оператора. На состоявшемся заседании Общественного совета Военно-промышленной комиссии правительства России собравшиеся обсуждали вопросы совершенствования российских вооружений в контексте перспективных угроз для нашего государства, а также начало работы Фонда перспективных исследований (ФПИ) –совершенно нового подразделения в структуре российского оборонного комплекса.

Открывая заседание, вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что наиболее актуальным вопросом, который необходимо будет решить в первую очередь, является создание и испытание максимально роботизированной военной техники различного назначения. Объясняется это в частности и неблагополучной демографической ситуацией в стране. Коренное население России сократилось до критического предела, при этом наша страна по-прежнему остается крупнейшей по размеру территории и сосредоточенным природным ресурсам державой.



По мнению специалистов, в ближайшее время приоритетными природными ресурсами станут не только полезные ископаемые и углеводороды, но и чистая вода, чистые леса, чистая и плодородная почва. Всего этого в России пока что в избытке. Но, возможно, именно за эти ресурсы нашей стране придется сражаться с оружием в руках уже в этом веке. При этом роботизация предлагается в качестве одного из способов значительного повышения эффективности боевых действий, а также снижения боевых потерь. Исходя из демографической ситуации в стране, это более чем актуально. И то, что еще вчера могло казаться фантастикой, сегодня уже формулируется в виде тактико-технических заданий.

Сегодня по робототехнике намечен целый ряд программ, в том числе: создание подводных роботов самого различного назначения, разработка силовых доспехов, более известных как экзоскелеты, разработка серии БПЛА. Также в данного рода новации вписываются работы по разного рода сетевым технологиям военного назначения. К примеру, разработка технологии, позволяющей передавать электроэнергию без использования проводов. Более ста лет назад опытами в этой области занимался еще известный изобретатель Никола Тесла. Современные технологии могут помочь на практике реализовать его идеи и увеличить их промышленный масштаб.

В настоящее время робототехника различного назначения и во все возрастающих количествах уже достаточно широко применяется в армиях многих государств. Беспилотные летательные и плавающие аппараты (в том числе подводные), а также наземные машины разного класса берут на себя все большее количество функций, которые до этого выполнялись только людьми. Численность такой техники постепенно росла, пока на рубеже веков количество наконец-то не перешло в качество – разнообразные воздушные, морские и сухопутные роботы играют все большую роль в ведении военных действий.

Сегодня беспилотные летательные аппараты широко применяются в разведывательных целях, для наведения на цель управляемых ракет, а некоторые из них в состоянии самостоятельно поражать цели. Наземные роботы применяются для разминирования территории, прорыва заграждений, помимо этого многие из них могут оснащаться вооружением и применяться во время ведения боевых действий высокого риска, например городских боях. Также роботы начинаются использоваться и в тылу. К примеру, американская компания Oshkosh Truck занимается созданием «беспилотных» грузовых машин, а компания Boston Dynamics разработала специального робота-носильщика, который напоминает большую собаку (называется он соответствующе Big Dog), такой робот без особых проблем может перенести до 75 кг. груза.


Доклад, который был представлен на общественном совете, предполагает создание нескольких семейств роботов военного назначения: от разведывательных и ударных БПЛА большой дальности, до роботизированных экзоскелетов, позволяющих существенно повысить физические возможности человеческого организма, и подводных роботов.

Помимо этого в интересах ВМФ планируется создавать роботизированные катера, о планах по постройке которых не так давно говорил вице-президент ОСК – Объединенной судостроительной корпорации Игорь Захаров. В настоящее время в постройке и принятии на вооружение подобных аппаратов заинтересованы многие страны мира. Катера-роботы очень востребованы для проведения операций в прибрежной зоне, совершения разведки, борьбы с минами, а также совершения диверсий. Такие катера могут оснащаться различным оборудованием для уничтожения линий связи, разрушения инфраструктуры противника и решения других задач.

Оснащенные подводными роботами такие катера смогут стать самыми настоящими «глазами и ушами» ВМФ во время действий на прибрежных ТВД – будь то Черное море, Балтика или Средиземное море. По словам Захарова, для знакомства с новейшими разработками в данной области, ОСК планирует купить у французской фирмы «Эхо» робот-катер «Инспектор» и подводный аппарат. В дальнейшем ОСК собирается развивать собственные разработки подобного рода аппаратов.

При этом у всех нас возникает резонный вопрос, а сможет ли Россия догнать вырвавшиеся вперед страны? К примеру, США, где БПЛА уже достаточно давно применяются и в разведывательных целях и в роли штурмовиков, где созданы образцы экзоскелетов и уникальные транспортные роботы. Однозначно ответить на данный вопрос трудно, но исторически самыми высокотехнологичными роботами в начале освоения человеком космоса обладал именно СССР, это были отечественные «Луноходы». Да и первые боевые беспилотники также начали разрабатывать еще в СССР.

SАR-400

В настоящее время российским инженерам также есть чем гордиться. Не так давно они представили робота-андроида SАR-400. SАR-400 является антропоморфным роботом-космонавтом производства НПО «Андроидная техника», он разрабатывается по заказу Роскосмоса. Проведение космического эксперимента с его участием запланировано на 2014 год. Данный робот представляет собой торс с двумя «руками-манипуляторами», которые имеют специальные сенсоры, необходимые для работы. SАR-400 стал первым отечественным космическим роботом, созданным за последние 20 лет. Основной целью его создания является замена роботом человеческого присутствия для уменьшения риска жизни людей, уменьшения финансовых затрат на содержание космонавтов. Также данного робота планируется использовать в ходе совершения перспективных инопланетных экспедиций.

В настоящее время данный робот может выполнять лишь несложные, но опасные для человека функции. К примеру, погрузку и разгрузку грузовых космических кораблей, внешний осмотр космических аппаратов и спутников на предмет наличия неисправностей, повреждений и их устранение. Предполагается, что со временем данный робот будет отправлен для работы на борт МКС. Конструкторы SАR-400 попытались добиться максимального сходства между руками-манипуляторами робота и руками человека. Управлять данным андроидом может как сам космонавт на борту станции, так и оператор, находящийся на Земле. Для этого достаточно будет надеть на себя перчатки и жилет, оснащенные специальными датчиками. Робот SАR-400 сможет не просто повторить все движения оператора, но и передаст человеку звук, картинку и даже тактильные ощущения.

Уже сейчас ясно, что SAR-400 сможет выполнять множество функций, а сфера его использования не будет ограничена одним лишь космосом. Помимо всего прочего данный робот можно использовать при проведении хирургических операций, а в военном деле ему вообще не будет цены. Такой робот в состоянии выполнять роль сапера, ремонтника, разведчика. Сообщается, что российский андроид по своим рабочим возможностям и тактико-техническим характеристикам превзойдет все иностранные аналоги, в том числе и разработки США. Основным отличием данного робота от современных западных разработок является тот факт, что он сможет передавать своему оператору не только картинку и звук, но и тактильные ощущения. По сути, данный робот позволяет оператору работать с различными объектами так, как это делали герои известного фантастического фильма Джеймса Кэмерона «Аватар».

Источники информации:
-http://www.rg.ru/2013/03/28/kiborgi-site.html
-http://rus.ruvr.ru/2013_04_01/Robotizacija-armii-kak-perspektiva
-http://nnm.ru/blogs/mars_15/sar-400-pervyy-rossiyskiy-robot-android-dlya-raboty-v-kosmose
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 апреля 2013 09:01
    Да, прогресс уже впрямую подошел к тотальной роботизации. Очень двойственные чувства. С одной стороны - в опасных зонах-ситуациях лучше, чем хрупкие человеки в самой козырной защите, тут спору нет.
    А вот как конкуренты на заводах... Безработица-то и так в полный рост.
    Про чисто военную сферу - настораживает еще больше. Самый большой соблазн для известных любителей нанесения демократии повоевать дистанционно, есть мнение, что при серийном производстве будут дешевле в разы все вот эти гусеничные платформы. Геймеров навалом - вот и операторы...
    Я вижу асимметричный ответ только в средствах РЭБ и ЭМИ-боеприпасах для нас.
    1. 0
      4 апреля 2013 11:27
      Гигантских человекоподобных роботов я еще могу спокойно воспринять, даже терминатор а-ля Шварценегер не так страшно. Но ведь америкосы сейчас разрабатывают всяких роботизированных жучков-паучков, стрекоз и прочих членистоногих. Представляете, что будет, когда миллиард таких изделий, вооруженных даже просто жалом с цианистым калием ( любое другое на выбор) ринется все уничтожать... Ими управлять не надо, только программа -"колоть все, что движется" и дистанционный тумблер "вкл-выкл"
      1. 0
        4 апреля 2013 20:18
        Цитата: mark1
        Гигантских человекоподобных роботов я еще могу спокойно воспринять, даже терминатор а-ля Шварценегер не так страшно. Но ведь америкосы сейчас разрабатывают всяких роботизированных жучков-паучков, стрекоз и прочих членистоногих. Представляете, что будет, когда миллиард таких изделий, вооруженных даже просто жалом с цианистым калием ( любое другое на выбор) ринется все уничтожать... Ими управлять не надо, только программа -"колоть все, что движется" и дистанционный тумблер "вкл-выкл"

        - зачем уничтожать все живое? Есть более эффективные методы применить это - мириады этих микрочудищ могут уничтожать топливо, пронизать и повреждать кабельные линии связи и внутри радиотехнических изделий и т.д
    2. 0
      4 апреля 2013 11:39
      В правительствах и так хватает током стукнутых.
      Хакеров навалом - вот и перехватчики.
      Что скажут разработчики, когда их роботы пойдут в другую сторону?
      Я за РЭБ, но против ЭМИ - пострадают мирные роботы-пылесосы с которых всё и началось. Рогозин про пылесосы знает? А про газонокосилки и т.д.? А-а, не его епархия!
      А в курсах, что два хай-тековых строителя заменяют сотню таджиков. А применительно к армии?
    3. progserega
      +2
      4 апреля 2013 14:24
      А вот как конкуренты на заводах... Безработица-то и так в полный рост.


      Не стоит бояться модернизации и роботизации. Как не стоит бояться электродрели, а вот капиталистическая модель, где при уменьшении затран на производство товаров становится жить только хуже, т.к. рабочих выгнали и им нечем платить за даже дешёвые товары - вот это недопустимо.

      Вообще, кап. модель себя изжила.
      Вот тут: http://aftershock.su/?q=node/21747
      хорошо описано, почему капитализм рано или поздно приводит либо к тотальной войне и почти полному уничтожению населения планеты. Логично и просто, как и весь кризис - советую почитать.

      А насчёт Роботов - роботы, Rfild, СНИП и т.п. - это лишь инструменты, которые могут быть направлены во зло, а могут быть в добро. И это вопрос к направляющим и к нашему контролю за этим.
    4. 0
      4 апреля 2013 20:22
      это не робот а автомат. так как его действиями непосредственно управляет оператор, робот способен выполнять функции самостоятельно хотя и в рамках заложенной программы
    5. 0
      4 апреля 2013 20:58
      Цитата: Mikhado
      Да, прогресс уже впрямую подошел к тотальной роботизации. Очень двойственные чувства. С одной стороны - в опасных зонах-ситуациях лучше, чем хрупкие человеки в самой козырной защите, тут спору нет.
      А вот как конкуренты на заводах... Безработица-то и так в полный рост.
      ас.

      - когда человечество изобрело Такую технологическую новинку, как разделение труда (распараллеливание отдельных технологических операций), это очень резко повысило производительность труда. Освободилась почти половина населения, ибо вторая половина могла запросто произвести и для себя, и для второй половины. Какой же общественно-экономической форм акцией ответило человечество на такой технологической скачок? А выделило и наделило рентой ту освобожденную половину. В России - это помещики, дворяне. Вот они и зажили. Танцевали на балах, ходили на приемы, кутили на пирушках, плели интриги.... Но так жили не все! Всего один процент был тех, кто так проводить время не мог и начал ТВОРИТЬ! Назвать вам их фамилии? Толстой (Ясная поляна), Пушкин (Болдино), Тургенев, Лермонтов.... Что-то смутно начали припоминать? Ну и слава богу -))))))) . Вы можете спросить - ради этого одного процента второй, работающей, половине пришлось содержать 99 процентов бездельников от первой половины - оно того стоило? Отвечу прямо - учитывая масштаб "содеянного" этим одним процентом, более ЧЕМ СТОИЛО!!!!! Заметьте, за последние полвека ничего стоящего ни в культуре, ни в науке не сделано!!! А нет свободных (не безработных, занятых собственным выживанием, а свободных по настоящему, не обремененных материальными проблемами) людей. Заняты все! Никто, ни ученые, но люди культуры, не могут себе позволить ТВОРИТЬ! Могут только создавать нечто, что окупится меньше чем за два года. Именно поэтому искусственным интеллектом никто всерьез не занимается (то, что в САБЖе - не искусственный интеллект, это радиоуправляемые модели и управляемые компом транспортные средства, решений они не принимают), а Бекмамбетов не снимает хорошее кино, а туфту на приличном уровне. Создание настоящих роботов по своей масштабности будет даже посерьезней, нежели изобретение разделения труда. И если роботы будут выращивать урожай, шить одежду, строить дома - можно будет освободить человека вообще от необходимости работать. На самом деле обеспечить человека какой-то крышей, какой-то одеждой (конечно же, совсем не от кутюр) и продовольствием ( с минимальным набором деликатесов) - даже и без роботов, даже на нынешнем этапе развития человечества не представляет собой совсем уж сложную проблему, тут просто грамотную распределительную систему забабахать, а с роботами - это вообще не будет проблемой. Потому, Микадо, расслабьтесь насчет безработицы, ее не будет. Будет обеспеченное необходимым для небогатой жизни население, которое может не работать, а кто хочет большего - тот займется чем-нибудь, к чему имеет склонность, способность и тягу и дойдет до самых высот профессионализма. Конечно, далеко не все дойдут до вершин в своей деятельности, будут и "непризнанные художники", спивающиеся от такой обиды и огорчения, и это будет главной социальной проблемой того общества будущего. Но как-то эта проблема мне симпатичнее, нежели нынешние голодающие дети.
    6. 0
      4 апреля 2013 21:05
      Уважаемый, где-то недавно читал исследования на эту тему то ли Голдман Сакс, то ли еще кто, что в самых роботизированных промышленных отраслях -автомобильной и электронной промышленности доля труда роботов составляет 35 и 55 % соответственно. И пока есть КНР, и потенциальные дешевые рынки труда-Мьянма, Камбоджа и подобное, массовая безработица миру не грозит.
  2. 0
    4 апреля 2013 13:25
    А Вы уверены, что после последних технических нововведений армия США стала сильнее? Ветер - то оттуда дует. Научиться грамотно ставить помехи или еще что - то в этом духе и всем этим барахлом можно гвозди забивать. Помните. как Юги "невидимые" самолеты находили?
  3. негоро
    0
    4 апреля 2013 13:48
    Что бы реально роботы пошли в войска,надо как минимум,их поставить на конвеер. В противном случае от единичных экземпляров будет мало толку и прибор дорогой, и оператора научить по индивидуальной программе дорого.А на дай бог накроется...не всякому замена найдётся,тут нужна массовость!
  4. +1
    4 апреля 2013 15:40
    Это самое перспективное направление развития оружия ... И это надо воспринимать как данность ... пока это выглядит забавно и неуклюже, но и первые танки смотрелись тоже неважно ... К этому надо готовиться это надо делать у себя ... Думаю вскоре появятся роботы автоматы способные ВИЗУАЛЬНО ориентироваться и искать цели и самостоятельно принимать решения по их уничтожению ... Такие машины в воздухе, на земле, на воде, под водой и будут определять кто кого ... Пары тройки тысяч небольших самолетиков с 200грамовой гранатой и видеокамерой достаточно чтоб уничтожить ВСЮ матчасть дивизии ... Автономные "дельфинчики" с гидролокаторами, рыская по океану легко обнаружат все подводные лодки и потопят их ... Автономные механические устройства с камерой и пулеметом размещенные на местности могут полность парализовать любое движение любых живых существ на любой площади на любое время ...
    Врядли такими возможностями не воспользуются военные ...
  5. +1
    4 апреля 2013 18:35
    Добрый день всем.











    Последнее видео про обитаемую лодку:

  6. +1
    4 апреля 2013 19:04
    Роботизация армии должна проводиться в любом случае, даже если населения РФ будет составлять 1млрд человек.
    Будущие войны за роботами.
    Кто не успеет освоить военную роботизацию, потом не поможет и 2млрд населения.
  7. 0
    4 апреля 2013 19:23
    Цитата: mark1
    Ими управлять не надо, только программа -"колоть все, что движется" и дистанционный тумблер "вкл-выкл"


    на любое действие есть противодействие: перепрограммируем - побегут обратно колоть тех кто нажимает вкл-выкл