В 2008-м Россия и Турция чуть не разделили Грузию

0
В 2008-м Россия и Турция чуть не разделили Грузию
Целый ряд агентств в среду распространили информацию, что, по утверждениям скандально известного ресурса WikiLeaks, во время августовской войны 2008 года Турция была готова ввести свои войска в Аджарию – автономную область на юго-западе Грузии. В трактовке, скажем, украинского сайта «Завтра – Новости» Турция как член НАТО якобы предупредила Москву, что если российские войска вступят в Аджарию, она возьмет под защиту этот регион. Этот интернет-ресурс отмечает, ссылаясь на документ, датированный 14 августа 2008 года, что намерения Турции были более чем серьезные.

Согласно документу, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган и члены парламента Турции направились с визитом в Москву и встретились с президентом России Дмитрием Медведевым, где изложили свою точку зрения относительно происходящих событий и заявили российской стороне, что если Россия будет вести военные операции ближе стокилометровой зоны от территории Турции, то турецкая сторона как член НАТО имеет право ввести свои подразделения в зону конфликта и защитить территории соседних членам Альянса государств.

Там же уточняется, что Турция ввела бы в Грузию войска и в том случае, если бы военные действия коснулись непосредственно Аджарии, и по ней были бы нанесены точечные воздушные удары. Необходимо отметить, что о возможном подключении Турции к военным действиям в случае вторжения в Аджарию в свое время заявлял грузинскому информагентству «ПирWели» и глава МВД Грузии Вано Мерабишвили. Он лично подтвердил данный факт агентству в интервью 3 марта 2009 года. «Турция была готова во время российско-грузинской войны ввести в Аджарию свои вооруженные силы, если грузинские власти не смогли бы обеспечить безопасность региона», – отметил он.

Конечно, радость грузинского министра по данному поводу выглядит достаточно странно. Если грузинские власти не могут «обеспечить безопасность региона» и согласны отдать его под оккупацию другой стране – это, конечно же, их дело. Только тогда совсем уж нелогично выглядят грузинские претензии к России по поводу «нарушенной территориальной целостности» и якобы «оккупированных» Абхазии и Южной Осетии.

Что же касается права Турции «как члена НАТО» вводить свои войска в некую стокилометровую зону, чтобы «защитить территории соседних членам Альянса государств», то либо это – неправильный перевод, либо передававшие информацию агентства что-то напутали. Либо, что также не исключено, мы имеем дело с фальсификацией – которых, как признает тот же WikiLeaks, также хватает в общем массиве опубликованных документов.

Ни в одном из натовских документов не предусмотрено право страны «как члена Альянса» влезать в конфликт на территории страны, к Альянсу не принадлежащей, и никаких стокилометровых зон для этого нигде не установлено. Более того, страна – член Альянса не может сама лезть в военное столкновение, по крайней мере, не получив на это согласие от прочих членов Альянса.

Более того, касаясь позиции Турции в конфликте августа 2008 года, это тем более выглядит непонятным. Если некоторые восточноевропейские члены НАТО и были готовы (по крайней мере, на словах) прийти на помощь Грузии, то как раз Турция достаточно четко обозначила свой нейтралитет в конфликте, причем скорее благожелательный в отношении России. Как раз тогда премьер-министром Турции Эрдоганом была выдвинута «Платформа по безопасности и стабильности Кавказа», которая в целом отвечала российским интересам. По поводу этой «Платформы...» Информационный центр армян России «Еркрамас» даже с некоторой тревогой отмечал: «Инициатива напоминает до некоторой степени Карсский договор от 1921 года, который, несмотря на свою юридическую сомнительность, фактически закрепил разделительные линии влияния между обоими государствами на Южном Кавказе».

Кстати, в этой связи упоминание о Карсском мире 1921 года вполне симптоматично. Собственно, это – действительно тот документ, на основе которого (а вовсе не мифического права стран – членов НАТО лезть в некие стокилометровые зоны) Турция действительно могла напомнить о своих интересах в Аджарии. Один из пунктов того договора предусматривал передачу Турцией Грузинской ССР Батума и прилегающей области при условии создания там автономии. Гарантом автономии становились Турция и РСФСР. Во времена СССР Турция, будучи членом НАТО, даже и не пробовала, ссылаясь на это положение Карсского договора, хоть как-то претендовать на свое право влияния на Аджарию. Но после развала СССР в Турции о своих интересах в этом регионе стали заявлять все более открыто и, к неудовольствию Тбилиси, напоминать, что «Карсский договор остается действующим».

Многие эксперты отмечают, что сами турки, не проявлявшие особенной религиозности, вдруг взялись за возрождение ислама в Аджарии, и взялись весьма рьяно. Основная же тактическая цель, которая преследуется Турцией, – формирование протурецкой ориентации, и она особо не скрывается. Применительно к Аджарии в частности и к Грузии в целом порой звучали вполне откровенные заявления. Так, в свое время председатель Союза дружественных отношений с Грузией адвокат Е.Шекерджи в одном из своих интервью заявил следующее: «В национальных интересах Турции, чтобы Грузия (речь идет об Аджарской автономии Грузии. – Прим. КМ.RU) оставалась мусульманской. Если мусульмане страны примут христианство, то они будут против ислама и Турции. Мусульмане Грузии любят Турцию или, по крайней мере, уважают ее, но тот, кто примет христианство, начнет защищать официальную идеологию. Поэтому Турция должна продолжить работу с мусульманами Грузии. Турция имеет на это право, и это входит в ее обязанности... В этом регионе основой автономности является ислам. И если они уничтожат ислам, значит, они уничтожат и автономию».

Ситуацию комментирует аналитик Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, доцент кафедры международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко:

– Это сообщение, конечно, выглядит несколько странно, но, вероятно, в его подоплеке есть реальные события. Конечно, в августе 2008 года речь не шла о том, что Турция пригрозила России, что она как страна – член НАТО выдвинет свои войска навстречу российским, чтобы защитить Грузию. Полагаю, что речь о возможности военной конфронтации с Россией не шла вообще. Формат отношений наших стран в последние 8 лет в целом носит характер взаимного партнерства, и он скорее дружелюбен, поэтому угрозы военной силы маловероятны для обеих сторон.

Но, с учетом даты прибытия Эрдогана в Москву, не исключено, что Турция допускала, что Россия намерена полностью ликвидировать грузинскую государственность. И в такой ситуации турки, очевидно, сочли необходимым напомнить Москве, что в Аджарии у них есть интересы – в соответствии в т. ч. с Карсским договором. Или попросту намекнуть: с Грузией делайте что хотите, но Аджарию не трогайте и оставьте нам.

Даже если турки и планировали ввод своих войск в Аджарию, то, полагаю, вовсе не для того, чтобы они противостояли российским войскам. Так что, вероятно, в условиях молниеносно разворачивающихся событий и решительных действий России, которых не ожидали, и потому могли предположить любые наши намерения, турецкая сторона просто предлагала план раздел сфер влияния на Южном Кавказе. Кстати, даже вне контекста той ситуации, такой раздел сфер влияния, пусть даже не оформленный официально, был бы полезен и для нас, и для Турции, и для региона в целом. К тому же Турция при руководстве партии Эрдогана отказалась от прежней политики, так характерной для их предшественников – светских националистов, опирающихся на военную касту. Вот те, действительно, активно поддерживали чеченских боевиков и прочих северокавказских сепаратистов. Впрочем, и с другими соседями – Грецией, Сирией, Ираном – они были на ножах. А Эрдоган и его партия придерживаются принципа дружбы со своими соседями. И хотя они тоже настроены на расширение влияния Турции (причем не только в сопредельных странах, но и по разным континентам), но делают это через культурную и экономическую экспансию. И добиваются, кстати, гораздо большего, чем прежние правительства с их генералами и спецслужбами. В отношениях же с Россией Эрдоган ориентирован именно на сотрудничество, небезосновательно полагая, что Турция от этого заработает гораздо больше, чем от конфронтации, а тем более – от поддержки подрывных элементов.

А тогда, в 2008 году, скорее всего, выяснилось, что Россия не собирается ликвидировать Грузию как таковую, поэтому вопрос о вводе турецких войск в Аджарию отпал сам собой.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»