Венгерские оккупационные войска в Советском Союзе

48
Венгерские оккупационные войска в Советском Союзе

Предисловие переводчика.

Данный материал имеет предысторию. Некоторое время венгерские СМИ, близкие к правящей сегодня партии, проводят активное переосмысление исторических событий Второй мировой войны. Нетрудно даже угадать главные тематические направления: ревизионизм, представление Венгрии как жертвы агрессоров, и даже больше – акцентирование на преступлениях Красной Армии. И несколько неожиданно к последней годовщине событий на Дону, ознаменовавших крах 2-й венгерской армии, прибавилась многоголосица, что венгерские солдаты не только героически сражались, но и защищали национальные интересы на территории СССР.

Особую пикантность такому подходу придавал тот факт, что венгерский глава правительства В. Орбан на пике кампании (сам читал заголовки типа «Венгерские солдаты на Дону сражались за Родину») посетил Москву – договариваться об активизации экономических отношений. Тем не менее «активное переосмысление» не осталось незамеченным, что и подтверждает данный материал. Прошу обратить внимание на статус представлявших Россию на описанной ниже встрече историков, как и на слова ведущего: больше нет целесообразности прятать в архивах свидетельства преступлений оккупантов. Отдельное спасибо венгерским историкам, выступавшим против тенденций в освещении событий прошлого.


На основании архивных документов

5 марта 2013 г. в клубе Кошута прошла презентация серии документальных книг «Венгерские оккупационные войска в Советском Союзе. Архивные документы 1941 – 1947 гг.» (редакторы: Тамаш Краус – Ева Мария Варга, издательство Bp. L’Harmattan). Сборник представили: историк Петер Шипош; историк Василий Степанович Христофоров, начальник Управления регистрации и архивных фондов (УРАФ) ФСБ России, руководитель Центра публикаций источников по истории ХХ века; эстет Акош Силади; историк Андрей Николаевич Артизов, архивист, глава Федерального архивного агентства; историк Габор Дьони.

Ниже мы публикуем стенограмму выступления Петера Шипоша.

В наши дни прослеживается конъюнктура на экскурс в историю венгерского участия во Второй мировой войне, в особенности связанную с трагедией 2-й армии в излучине Дона. Один за другим появляются монографии, исследования, дневники, мемуары, фотоальбомы и иные произведения в подобном жанре. Самой главной чертой для них является оправдание военной политики режима Хорти и её апологетика, vulgo – обеление. Для раскрытия области источников, служащих инструментарием для аргументации, не нужно вести длительной исследовательской работы. Достаточно внимательно изучить выступления венгерских политических и военных руководителей в критическом 1941 году, особенно в весенние и летние месяцы. Общей характерной чертой этих документов является то, что авторы единогласно декларируют венгерское участие в войне против Советского Союза в качестве, так сказать, национальных интересов Венгрии. Генерал от инфантерии Генрих Верт, начальник штаба венгерской армии, написал в своих мемуарах, что участие требуется «ради территориальной целостности государства, а также безопасности государственного и общественного устройства, к этому обязывает наше христианское, покоящееся на национальной основе мировоззрение, потому что в плане политического союза мы окончательно определились со странами Оси, и наше дальнейшее территориальное расширение зависит от этого».

Глава правительства Ласло Бардоши, пусть и не чужды были ему взгляды Генриха Верта, из тактических соображений был против добровольного предложения участия. Его мнение разделял и Миклош Хорти. Глава государства и премьер-министр считали, что надо подождать немецкого сигнала для вступления в войну, ибо в таком случае можно просить встречных уступок. Но немцы как раз не желали делать предложения, ибо единственной территорией, которую они могли обещать в качестве награды, была местность Банат, на которую претендовала и Румыния.

Патовую ситуацию между Берлином и Будапештом разрешила бомбёжка Кашши. (Кошице, ныне город в Словакии - переводчик). Город на севере Венгрии, как известно, 26 июня 1941 г. бомбили самолёты без опознавательных знаков, принадлежность группы атакующих самолётов определить было невозможно, тайна осталась нераскрытой по сей день. Бардоши посчитал, что государственная принадлежность бомбивших Кашшу самолётов не столь важна. Он считал главным то, что венгерский штаб согласовал с немцами версию, согласно которой атаковавшие город самолёты являются советскими, и это доказывает, что именно немцы желают вступления Венгрии в войну. Итак, вот он долгожданный знак, дальнейшим колебаниям больше не место. За вступление в войну определённо нельзя привести тот аргумент, что Советский Союз проводил бы агрессивную политику против Венгрии. Более того, из Москвы в 1940-41-ом недвусмысленными жестами давали понять о намерениях иметь добрососедские отношения.

Бесспорно и то, что участие в войне не имело отношения к каким-либо венгерским национальным интересам. Едва ли найдётся более достоверный свидетель, чем один из самых значимых политиков эпохи Иштван Бетлен. В своих мемуарах, написанных в июне 1944-го, горькими словами осуждал он внешнюю политику Венгрии 1940-41 годов. Он считал, что венгерская политика «серию роковых промахов начала с присоединения к «Тройственному пакту», когда без всякой серьёзной необходимости и встречных выгод мы присоединились к такому союзу, который был создан для разрешения вопросов между мировыми державами. И этим сделала первый шаг в направлении катастрофы…».

Говоря о вступлении в войну против Советского Союза, Бетлен отверг пропаганду, «которая занималась тем, что рисованием на стене призрака большевизма втягивала нас в войну. Большевизм, безусловно, является опасностью для всей Европы, но не призвание маленькой Венгрии жертвовать цветом нации, чтобы отвести от Европы эту угрозу». Бетлен видел национальную цель в том, чтобы «снова сшить разрезанную на куски страну. К сожалению, в июне 1941-го мы отклонились от этой аксиомы национальной политики, и вновь горько будем искупать допущенные ошибки».

Венгерская историография, занимающаяся исследованием войны против Советского Союза, в первую очередь направляет своё внимание на бои венгерской армии на советско-немецком фронте, и едва интересуется деятельностью венгерских оккупационных войск. С осени 1941-го, в составе Западной и Восточной Оккупационной Группы, 90 тысяч венгерских солдат решали оккупационные задачи на площади около 500 тысяч квадратных километров на территориях России и Белоруссии. Оккупация означала так называемое «военное применение» в тылу, практически охоту на партизан.

О поведении венгерских частей можно узнать от такого свидетеля, как Йозефа Геббельса, доверенного лица Гитлера. Министр пропаганды империи 18-го мая 1942-го о проходящих в местности брянских лесов боях написал следующее: «Южнее этого региона воюют венгерские формирования. Им нужно занимать и пацифицировать одно село за другим. Когда венгры заявляют, что они пацифицировали одно село, это обычно означает, что там не осталось ни одного жителя».

Было бы серьёзной ошибкой утверждать, что речь идёт об отдельных случаях, и с венгерской стороны не случались массовые расправы над мирным населением. Венгерские охотники за партизанами регулярно сотрудничали с немецкими отрядами. Об этом свидетельствовал сержант отряда жандармерии:

«В 1941-м я вступил в батальон 32/II., и с этим подразделением в октябре 1941-го вошёл на советские территории военных действий… Мы сменили немецкий батальон, и немецкое командование возложило на наше подразделение задачу по борьбе с партизанскими отрядами… В декабре 1941-го немецкое командование переслало батальону для допроса около 80-ти советских граждан, после чего их следовало уничтожить. Допрос советских граждан проходил в здании тюрьмы… так как советские граждане не давали показаний, их подвергли ужасным пыткам. Это я знаю оттуда, что из здания тюрьмы доносились крики и стоны. Вместе с расстрельной командой мы окружили советских граждан и повели их на место казни.
Когда мы достигли находящихся возле железнодорожных путей воронок от попадания бомб, капитан дал приказ советским гражданам раздеться. Некоторые не слушались приказа, этих людей раздели члены расстрельной команды, при этом жестоко избивая. Советских граждан члены расстрельной команды сталкивали в воронки…».

В 1942-1945 годах в Советском Союзе работала Чрезвычайная Государственная Комиссия «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР». ЧГК на основании показаний 250 тысяч свидетелей только по убийствам составила 54 тысячи протоколов, а по ущербу – около 4 миллионов. В достоверность документов неверующие Фомы вынуждены поверить уже только потому, что фальсификация такого огромного количества материала или любая другая манипуляция с ним просто по техническим причинам невозможна и невообразима. Документы содержат достоверные описания убийств членов семей, родственников, друзей и коллег, солдат и военнопленных, свидетельства очевидцев о жестокостях. Каждый протокол является в то же время и обвинением.

Свидетельства, выступления, письма выживших советских и венгерских граждан, картотеки военнопленных и другие документы раскрывают страшные подробности той деятельности, в процессе которой венгерские солдаты в отсутствие мобилизовавшихся в армию мужчин с почти невообразимой жестокостью физически истребляли в основном массы советского гражданского населения, стариков, женщин, детей, а также военнопленных. Не случайно, что местное население десятилетия спустя по сей день хранит память о действиях венгров, и по случаю напоминает о них приезжим венгерским исследователям и туристам… Дозвольте pars pro toto процитировать два документа. «Согласно итоговому отчёту Чрезвычайной Государственной Комиссии от 28 марта 1945 года, лишь в 12 районах Черниговской области венгерские солдаты убили 38611 мирных советских граждан. Центром массовых убийств был город Щорс, где в тюрьмах, парках, лесах – перед большими ямами для братских могил, вырытыми приведёнными на казнь лицами – после самых ужасных пыток было казнено много тысяч людей. Во многих местах частым способом казни было сожжение. Жертвы большей частью были стариками, женщинами и детьми, но убивали и грудных младенцев вместе с матерями. И Щорс был лишь одним из мест для казни».

Гонвед Ференц Болдижар (рота 46/1.2., полевая почта 115/20) в своём дневнике описал как раз одно из таких «геройств», которым к тому же и гордился: «Когда мы зашли в село, первые три дома поджёг я сам. Мужчин, женщин, детей мы убили, село сожгли. Пошли дальше… Наши великолепные гусары подожгли село, третья рота поджигала ракетами. Оттуда дальше мы пошли в разведку. За время, которое мы провели в разведке, гусары сожгли шесть сёл…».

Раскрытые документы делают ad acta такие допущения, такую релятивизацию, такие формулировки, как оправдания типа «с одной стороны – с другой стороны», что «в войне неизбежны эксцессы, злодеяния», что «можно говорить лишь об ограниченном количестве недисциплинированных солдат», «такие происшествия являются неизбежностью войны», и т. д. На основании архивных источников мы можем определить, что венгерские части на захваченных советских территориях между 1941-м и 1945-м проводили геноцид. На страницах представленного сборника документы раскрывают нам «венгерскую главу» нацистского геноцида. Эти преступления как преступления против человечества не забудутся никогда.
Совершённый венгерской королевской армией на советской территории геноцид до сих пор не являлся объектом научных исследований и составленных на их основании выводов. В этом отношении образовался вакуум, который не может быть оправдан отсутствием источников даже перед раскрытием советских архивных данных. Для венгерских исследователей в распоряжении имелась бы как раз документация, находящаяся в Архиве Истории Служб Государственной Безопасности и Военно-историческом Архиве. Всплеск интереса к теме как в Венгрии, так и в Советском Союзе парализовывали политико-идеологические кандалы и делали его невозможным. Партийные и государственные органы идею коснуться фактов массовых убийств и грабежей на советских территориях находили слишком деликатной и разжигающей страсти, неизбежно породивших бы намерения расследовать советские преступления на венгерской территории. Поэтому на всю эту область тематики было наложено табу, дабы преступления прошлого не привели к созданию напряжённости в отношениях между Советским Союзом и новоиспечёнными восточно-европейскими союзниками.

Доступ к советским архивам открывает возможности и перспективы исторических сведений о страшных и коварных преступлениях, о чём раньше можно было лишь надеяться. Тем более, что и связанные с актуальной политикой мелочные резоны о целесообразности расследования исторических событий сданы в утиль.

Этот сборник в своём роде новаторский. Его создатели проделали огромную работу над морем документов путём их исследования, отбора, упорядочения, перевода и создания необходимого для интерпретации научного аппарата. Бесспорно, база фактов данного сборника не вызовет безраздельной радости и одобрения в определенных кругах общественного мнения, публицистики, исторической науки. Но всё же откроет занавес молчания, за которым всегда таится мрак.

Послесловие переводчика. Чтобы читатель лучше мог понять, о каких тенденциях современного изложения истории говорил выступавший, ещё раз укажу на раннее переведённые материалы из венгерских СМИ.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Belogor
    +19
    12 апреля 2013 06:48
    Практически все страны из гитлеровской коалиции отличились в этом. А некоторые из них еще стали "друзьями" по соцлагерю. Как в поговорке "имея таких друзей и врагов не нужно"
    1. +2
      12 апреля 2013 18:22
      Ну в 1956 во время венгерского мятежа мы с ними слегка посчитались am
  2. +12
    12 апреля 2013 06:50
    представление Венгрии как жертвы агрессоров, и даже больше – акцентирование на преступлениях Красной Армии. И несколько неожиданно к последней годовщине событий на Дону, ознаменовавших крах 2-й венгерской армии, прибавилась многоголосица, что венгерские солдаты не только героически сражались, но и защищали национальные интересы на территории СССР.


    По количеству и качеству своих зверств венгерские "гонведы" претендуют на позорное первое место, в рейтинге "главный палач" мирных советских людей. И если наша власть, в угоду политических интересов,старается это не "вспоминать" и не допускать историков в архивы, то память народа не закрыть не постановлениями ЦК КПСС, не указами президента.Пора открыть архивы и выложить документы в "нэт", нам нельзя допустить, что бы палачи нашего народа, вдруг стали героями,иначе мы предадим память миллионов наших людей погибших на той войне.
    1. +4
      12 апреля 2013 07:39
      как воевали венгры на оккупированных территориях написано было в советской литературе достаточно много,надо только уметь читать.Я это помню,а молодым читать негде -эти книги из библиотек списаны и отправлены в печь.
    2. +4
      12 апреля 2013 07:48
      Цитата: svp67
      По количеству и качеству своих зверств венгерские "гонведы" претендуют на позорное первое место, в рейтинге "главный палач" мирных советских людей
      Так с мирным населением проще херойствовать,безопасней.На передовой то подстрелить могут
    3. +3
      12 апреля 2013 08:26
      Цитата: svp67
      По количеству и качеству своих зверств венгерские "гонведы" претендуют на позорное первое место, в рейтинге "главный палач" мирных советских людей.

      Но только претендуют, таких претендентов полно: эстонские, латвийские и литовские эсесовцы; украинские эсесовцы, УПА, сами немцы, наше русское отребье. Венгры, кстати, по воспоминаниям наших фронтовиков, после немцев были самым серьёзным противником, в отличие от, например, итальянцев или румын. Воевали они жёстко и грамотно, массово в плен не сдавались. Но вот за это:

      «Когда мы зашли в село, первые три дома поджёг я сам. Мужчин, женщин, детей мы убили, село сожгли. Пошли дальше… Наши великолепные гусары подожгли село, третья рота поджигала ракетами. Оттуда дальше мы пошли в разведку. За время, которое мы провели в разведке, гусары сожгли шесть сёл…».

      этим гусарам надо ташку в задницу плашмя забить, причем без срока давности. angry
      1. 0
        12 апреля 2013 17:20
        Цитата: Владимирец
        массово в плен не сдавались
        Не настолько же тупы,чтоб не понимать последствия.Солдат и палач,то две бАААльшие разницы
    4. +1
      12 апреля 2013 09:16
      Цитата: svp67
      венгерские "гонведы" претендуют на позорное первое место

      погодите, а прибалты?
      Вопрос: разве венгры на фронте не были? Под Сталинградом, где с итальянцами и прочими? Вроде где-то слышал...
      Но статья не полная: а в плен их, венгров, брали? Что с ними потом было? Были статьи про немцев и японцев в плену, интересно бы почитать про будущих братьев по соцлагерю.
      1. +7
        12 апреля 2013 10:01
        После того что творили венгры на Украине и в Воронеже наши солдаты венгров в плен не брали. Под Воронежем уничтожено 2 венгерские дивизии. ПЛЕННЫХ НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО!!!
        http://maxpark.com/community/politic/content/1822566
        1. +1
          12 апреля 2013 10:35
          Цитата: Egen
          погодите, а прибалты?

          Цитата: igor36
          После того что творили венгры на Украине и в Воронеже наши солдаты венгров в плен не брали.


          Это показатель"любви" наших солдат к гонведам, те ведь зверствовали не только в тылу, но и в отношении наших пленных, особенно раненых...
      2. don.kryyuger
        +5
        12 апреля 2013 10:49
        В плен их не брали.Почему можно понять из статьи.Королевский экспедиционный корпус,был полностью уничтожен на Дону,под Воронежем.Упорные бои были и самой Венгрии.Был в Будапеште у дворца Хорти,со мной стоял фронтовик,который его освобождал.Он сказал,что кровь стекала по лестницам,и её было по колено.Обратил внимание,что медаль называется-"За ВЗЯТИЕ Будапешта",а другие ,"За освобождение Варшавы",Вены,и т.д.
    5. +1
      12 апреля 2013 13:59
      Цитата: svp67
      По количеству и качеству своих зверств венгерские "гонведы" претендуют на позорное первое место

      Насчёт этого вы правы.Венгры фашиствующие потомки великих тюрков.И в настоящее время отмечают годовщину разгрома 2-й венгерской армии на Дону в январе 1943 года,как день национальной скорби.От прибалтов недалеко ушли.Скользкий народец,мразненький.
    6. +1
      12 апреля 2013 14:56
      Цитата: svp67
      венгерские "гонведы"

      Которые страшно оскорбляются на то, что их называют "венграми". Они требуют, чтобы их называли "мадьярами". А вот фиг им венграм. Прежде людьми надо быть, и только после этого делать предъявы.
  3. Несвет Незаря
    +1
    12 апреля 2013 07:09
    Плевать что думают "новые" венгры... Пришли, озведюлились, ушли. После драки кулаками не машут. А вот спешить себя героями представить, в проамериканской воспевающей ошибки риторике, грозит новыми звездюлями в случае смены геополитических курсов. Средняя Европа глупа была, глупой является и глупой .............
  4. +6
    12 апреля 2013 07:15
    Законы вселенной никто ещё не отменял. Это всё аукнется другим поколениям.
  5. +12
    12 апреля 2013 07:15
    В СССР, по глупости и недомыслию тогдашних идеологов, скрывали правду об участии в войне против СССР союзников Гитлера, ничего кроме вреда нам это не принесло. Они воображают себя жертвами и готовы напасть снова.
    Все эти венгры, румыны, немцы, испанцы, итальянцы и прочие "цивилизованные европейцы" шли в нашу страну грабить, насиловать и убивать, расширять свою территорию, так что любые репрессивные действия со стороны СССР по отношению к ним были в высшей степени оправданны.
    Это и должна была внушать всему миру советская пропаганда, а не прятаться за пролетарскую солидарность.
    1. 0
      12 апреля 2013 20:32
      ПО поводу глупости и недомыслия. Не стоит повторять штампы, и чужие глупости, ибо это-то и не является признаком глубокого ума. Вы полагаете, что активное муссирование роли венгерских "братьев" в войне способствовало бы укреплению Варшавского блока? Или Вы сомневаетесь в необходимости существования самого блока?. Тогда Вам прямиком в Горбачев-фонд. Именно тамошние господа до сих пор твердят, что НАТО у наших границ,есть большое счастье. Кстати не припомню, чтобы нынешние властители и их официальные идеологи открывали народу глаза по этому поводу. Более того господин Пивоваров, занимающий видное место в Академии наук, член различных экспертных групп и советов при органах власти в прошлом году в Будапеште упорно хвалил венгров за участие в войне на стороне Германии. Вот как-то так.
  6. AK-47
    +4
    12 апреля 2013 07:29
    Венгры патологически жестокие люди, и отличались они этим еще с незапамятных времен. Стоит ли удивляться.
    1. +5
      12 апреля 2013 07:55
      Чего ты хочешь от пигмеев? Что от них можно ожидать? Норовят нагадить, плюнуть в на спину, подставить подножку, предать... Их сейчас много у нашей околицы - не дай бог, что случится: шумной ватагой ворвутся на чужой двор, за спиной здорового дяди... А когда получат по соплям - вспомнят о славянских корнях, о совместной истории, прикинутся овечками...
      "Помни войну!" (адмирал Макаров)
      1. +1
        12 апреля 2013 08:04
        Одно слово от них от всех Цыганщиной пахнет. Хотя я оскорбил цыган. Цыгане где живут и с кем живут, там не гадят. (По крайней мере раньше так было)
  7. pinecone
    +7
    12 апреля 2013 07:40
    Мадьяры отличились своими зверствами и в Гражданской войне на территории России.По-видимому, это национальная черта потомков Атиллы, именем которого называют улицы венгерских и турецких городов.
    1. +3
      12 апреля 2013 10:11
      Венгерская советская республика, существовавшая с марта по август 1919 года была уничтожена хортистами с помощью румын. Со сторонниками республики хортисты расправились с чудовищной жестокостью.
      Так что они и у себя зверствовали.
  8. fedot.uncle
    +11
    12 апреля 2013 07:42
    Да, их жестокость запомнили жители Украины. Рассказывают,свидетели, что венгры вели себя даже хуже немцев. Отступают немцы, проходят мимо, а венгр обязательно в окно гранату кинет. Недаром в 1956 году, когда советские солдаты подавляли фашистский мятеж в Венгрии, на Закарпатье в военкоматы очередь добровольцев собиралась, просили оружия бить мадьяр. Коммунисты это скрывали.
    1. 0
      12 апреля 2013 12:06
      Не забывайте про румынов. Во время окупации на северном кавказе, по рассказам стариков, части этих сволочей жестили так, что немцам и не снилось.
  9. +5
    12 апреля 2013 07:43
    Изза этих недоеб...ых мадьяр доблестному Воронежу не присвоили звание города Героя. Почему наши воины не жгли венгерские села? А когда им стреляли в спину не "пацифицировали" венгерские селения?.Да потому, что людьми были. В воспоминаниях ветеранов часто встречаются рассказы о зверствах венгров. И когда они оказались на острие нашего наступления в начале 43г, на уровне армий (по слухам) было принято решение с пленными венграми не заморачиваться.
    1. +2
      12 апреля 2013 08:12
      А с ними и не заморачивались - тут уже приводили данные, укоротили венргов при наступлении прилично
    2. +1
      12 апреля 2013 10:39
      Наверное поэтому в Тульской области есть кладбища вегров-германских военнослужащих, погибших в плену. Брали их в плен, брали. Человечность проявляли.
  10. +8
    12 апреля 2013 07:58
    «Согласно итоговому отчёту Чрезвычайной Государственной Комиссии от 28 марта 1945 года, лишь в 12 районах Черниговской области венгерские солдаты убили 38611 мирных советских граждан. Да уж Катынь с её ложью в западных СМИ, отдыхает. Кому и когда Россия будет притензии предъявлять? И будет ли? Как то не справедливо, получается, все хотят нам на голову нагадить, ущипнуть, откусить, и это всегда почти, остается безнаказаным. Про эти братские республики, я бы сказал так. Нафиг мне родня такая, лучше буду сиротой.
  11. +7
    12 апреля 2013 08:32
    Кто только против нас не воевал.Но все отгребли по полной.Есть старый анекдот:спрашивают немца:"На чем ездишь на работу?""На "Мерседесе"."А по Европе?""На "Фольксвагене."Тот же вопрос французу.Отвечает:"На работу на "Пежо",по Европе на "Рено".Отвечает русский:"На работу на трамвае,а в Европу мне не надо."Спрашивают:"А если очень понадобится съездить в Европу,на чем приедешь?""Ну если очень понадобится тогда приеду на танке."
    1. 0
      12 апреля 2013 17:25
      Цитата: igorgar
      Есть старый анекдот
      Позвольте проиллюстрировать
      Ис-2,прошу любить и жаловать
      не хотите-заставит
  12. +6
    12 апреля 2013 08:38
    Мать была в оккупации,ребенком, на территории Брянской области, где соседствуют Белоруссия, Украина, Россия. Она рассказывала что жестче немцев были венгры и финны, а за итальянцами и словаками жесткости не замечали.
    В ее рассказах я сомневался по поводу финнов, считая что они воевали только у себя, но судя по http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=907 я был не прав.
    1. 0
      12 апреля 2013 09:36
      Цитата: igordok
      ...что жестче немцев были венгры и финны, а за итальянцами и словаками жесткости не замечали...

      +
      Румыны себя тоже, как-то особо жестко не показали.
      1. 0
        12 апреля 2013 10:38
        Цитата: BigRiver
        Румыны себя тоже, как-то особо жестко не показали.


        Да как то не всегда, простите про трагедию нашего нашего десанта в Эльтигене...
        1. neodim
          0
          8 мая 2013 21:21
          Трагедии там не было.
          В Эльтигенской операции 1.11.1943 принимали участие бойцы, освободившие Новороссийск, морпехи, все с боевым опытом.
          Да, изначальный план не сработал, ошибки в планировании были, за что потом поплатилось командование.
          Десант создал плацдарм, оттянул на себя силы и сражался...
          Потом, правда оголодали, но прорвались на север и снялись на катерах.
          Трудно было, но боевую задачу ГЕРОЙСКИ выполнили.
          Керченский плацдарм остался у нас, что и помогло в освобождении Крыма.
          Да и оттянули на себя крупные силы, помогли 4-му Украинскому.
          Дед мой взводным там был, в составе 318 горно-стрелковой (там было 60% уроженцев Кавказа и моряки), орден получил, после этого принимал участие в Жебриянском десанте,там, где румыны метались, пытаясь кому-нибудь сдаться.

          P.S.
          В Жебриянах (недалеко от Вилково) погибли двое из выживших героев Ольшанцев 384 ОБМП, участвовавших в морском десанте в Николаев.
          (Единственный случай, когда всех - 55 человек! представили к званию Героя Советского Союза.
          В т.ч. 11-ти выжившим.)

          ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
      2. +1
        12 апреля 2013 12:48
        Цитата: BigRiver
        +
        Румыны себя тоже, как-то особо жестко не показали.

        Вы наверное шутите? почитайте как они устанавливали свою власть на якобы "своих территориях" - Молдавии и Одесской области и Ваше мнение поменяется на противоположное. Кто ещё жив остался румынов точно любить не будут
  13. +6
    12 апреля 2013 08:44
    По моему обо всех зверствах германских союзников надо каждый день писать в газетах, вещать на телевидении и радио, а так же ввести в раздел исторических учебников в школе. Кроме того рассказывать и печатать про зверства бандеровцев, прибалтийских эсэсовцев, польских, французских, голандских, хорватских и конечно о власовцах.
    1. +4
      12 апреля 2013 08:55
      Складывается стойкое ощущение,что для кое-кого фашистская оккупация,судя по нынешним разглагольствованиям, была во благо-прибалтам нравились концлагеря,украинским националистам -сожженные деревни и села...здесь можно ставить знак бесконечности.Оказывается,что во всем виноват СССР,нам надо было просто сдаться и было бы счастье для всех,а мы взяли,да всех "подставили".
  14. +6
    12 апреля 2013 09:22
    Доброе утро всем! Кстати, обратите внимание на надписи на боевых (не юбилейных) медалях, которыми награждены наши ветераны. Там есть медали "За взятие..." и "За освобождение..." (в зависимости от того, в какой стране занимался город - союзнике или противнике Германии). Медаль "За взятие Будапешта" говорит сама за себя.
  15. ed65b
    +1
    12 апреля 2013 09:32
    Надо посчитать сколько ущерба нанесли венгры и предъявить им счет и потребовать покаяния, признать это холокостом и компенсаций добиваться постоянно и везде им напоминать об этом в общем др...ить. И так всех и прибалтов и поляков за 20 годы. чтоб им жизнь сладкой не казалась.
  16. Владимир_61
    +3
    12 апреля 2013 09:35
    Смерть фашистским оккупантам! Расчёты - впереди.
  17. adg76
    +2
    12 апреля 2013 09:37
    Цитата: igordok
    Мать была в оккупации,ребенком, на территории Брянской области, где соседствуют Белоруссия, Украина, Россия. Она рассказывала что жестче немцев были венгры и финны, а за итальянцами и словаками жесткости не замечали.
    В ее рассказах я сомневался по поводу финнов, считая что они воевали только у себя, но судя по http://www.poisk32.ru/index.php?showtopic=907 я был не прав.


    У меня бабушка была то же из под Брянска. Один в один говорила. Единственное добавляла, что немцы и итальянцы из регулярных частей, подкармливали семьи у которых на постой остановились.
    1. 0
      12 апреля 2013 10:36
      Цитата: adg76
      Единственное добавляла, что немцы и итальянцы из регулярных частей, подкармливали семьи


      У матери в памяти осталось как немец угощал её шоколадкой, и показывал фотографию своего киндера. Зато другие немцы брали все что хотели.
    2. 0
      12 апреля 2013 11:11
      Цитата: Владимир_61
      Смерть фашистским оккупантам! Расчёты - впереди.

      Моя бабушка и тётка были в Брянске в оккупации и рассказывали, что гарнизон в городе был финский и бабка рассказала, что её чуть не расстреляли, убежала спрятали соседи. Про немцев плохого не говорила, а фины звертвовали.
      1. Владимир_61
        0
        12 апреля 2013 13:19
        Цитата: valokordin
        Моя бабушка и тётка были в Брянске в оккупации и рассказывали, что гарнизон в городе был финский и бабка рассказала, что её чуть не расстреляли, убежала спрятали соседи. Про немцев плохого не говорила, а фины звертвовали.

        Всякое бывало. Вы слышали одни, мне приходилось слышать другие рассказы очевидцев, которые живы ещё. Под фашистами понимаю не только немецких нацистов, но и всех их прихвостней. Насчёт финнов тоже наслышан. В тихом омуте... А расчёты будут неминуемо. Нельзя безнаказанно попирать законы. Очень плохо, что невежество понятия не имеет о законе причин и следствий, которым обуславливается всё на земле. Не злорадствую ( низкое это чувство), однако Европе предстоит платить по долгам, причём уже в это веке.
  18. +1
    12 апреля 2013 10:07
    В отличие от Гитлеровской Германии, где не было ни одно фашиста, а только нацисты, в Венгрии фашисты были. И хортисты - их подражатели. В СССР венгры поработали на славу. Как и все немецкие прихлебатели. Вся европейская свора тогда пыталась уничтожить СССР. Не вышло. Сейчас хотят уничтожить память и переделать историю. Мы не хотим, чтобы это вышло. А вот что хочет российская власть? Пока не очень понятно.
  19. mayor46
    +3
    12 апреля 2013 10:10
    ВОВ не закончилась!!!
    Когда же будет приказ наступать?
  20. +3
    12 апреля 2013 10:13
    В мире все меньше человечности, морали, особенно в европе. Кто духом слаб всегда отличается зверством в отношении мирных......Наш народ должен помнить что друзей у славян крайне мало. Русскую доброту и душевность они воспринемают как слабость и пользуясь ей продолжают строить козни по нанесению наибольшего вреда.
  21. +1
    12 апреля 2013 10:59
    Цитата: BigRiver
    Румыны себя тоже, как-то особо жестко не показали.

    Вы в Одессе побывайте. Вам расскажут.
  22. +2
    12 апреля 2013 11:12
    Немцы, венгры -----и др. пришли покорять - они чувствовали себя победителями и творили страшные зверства "с низшей расой". ЗАБЫВАТЬ об этом нельзя или это может повториться. Если наша молодёжь проглотит эту ложь, "о некой освободительной роли палачей" они обрекут себя и последующие поколения на роль вечной жертвы, виноватой во всём.
  23. +2
    12 апреля 2013 11:14
    Это давно не секрет, Россия постоянно воюет со всей европой, это было и при Петре и в 1812 году, так и ВОВ. Эти европейские .авнюки очень здорово умеют менять цвета подобно шакалу Табаки, как же меня тошнит от этой снаружи напудренной напомаженной и надушенной, а чуть ковырнёшь - зловонной, фикальной, противной европы.
  24. +1
    12 апреля 2013 11:22
    Это давно не секрет, против России всегда вся Европа воюет, так было и при Петре и в 1812 и во время ВОВ, да и раньше было так же, мы всегда как кость в горле у "просвещённой" европы, потому что мы в стадо не сбиваемся, мужики на мужиках не хотят жениться, ювенальную юстицию не хотим, женщин на кострах не жжём, и они у нас женщинами остаются, не то что ихние меркели, МЫ не они, МЫ НАСТОЯЩИЕ. Тошнит меня от них.
    1. 0
      12 апреля 2013 18:14
      Цитата: maximus_1974
      Это давно не секрет, против России всегда вся Европа воюет

      В одном из старых фильмов о войне или про Ковпака или про Фёдорова, мельком показали плакат на стене "Освободим Европу от большевиков", наглядно показывающий под каким соусом подавалось вторжение на нашу территорию
      1. +1
        12 апреля 2013 19:16
        Цитата: Ghen75
        В одном из старых фильмов

        Что вы, что вы, нас намного раньше начали изображать чудищем и стали пугать нами своих детей! Вот вам пример старинных плакатов. Их немало подобных и выполненных от лица разных стран и Европы тоже.
      2. 0
        12 апреля 2013 22:38
        а вот и кадр кинохроники из Ковпака, где наглядно видно, как "воюет" Наглия с Германией, поставляя ей свою нефть
      3. 0
        12 апреля 2013 22:41
        а вот и кадр кинохроники из Ковпака, где наглядно видно, как "воюет" Наглия с Германией, поставляя ей свою нефть
  25. NIK 163
    +2
    12 апреля 2013 11:53
    Россия была ,есть и будет главным противником Запада.Вся ,,просвещенная,, Гейропа не раз ходила на Русь с мечем и пока только с этим мечем в жопе и уходила обратно.Не ужели мы не сможем продолжить добрую традицию наших предков,ну гомосеки же ,что с них взять.
  26. +1
    12 апреля 2013 12:37
    Дело Гебельса,живет и процветает. Может гордится , своими учениками.
  27. Marek Rozny
    +3
    15 апреля 2013 12:55
    Венгры по сути те же степняки. Обычная для азиатского менталитета военная жестокость у венгров для остальных европейцев всегда была удивительной и пугающей. Все времена в Европе мадьяры считались самыми хладнокровными и жестокими (во время войн). В обычное мирное время мадьяры наоборот славятся своим радушием как кавказцы или степняки, особенно в праздники. Так же мадьяры спокойно относятся к другим национальностям и религиям, им чужды понятия о том, что какая-то нация лучше/хуже другой (хотя во время ВМВ венгерских евреев "сдали" немцам). Но миролюбивый гостеприимный венгр мгновенно превращается в жестокого солдата, когда начинается война, когда есть враг. Причем, мадьяр убьет мадьяра с той же жестокостью, что и немадьяра.
    У венгров инстинкт самосохранения срабатывает очень поздно, причем когда вопрос касается физического сохранения самой венгерской нации. Лично свою жизнь мадьяр ценит не очень высоко, интересы нации для него выше всегда.
    Рефлексиями и угрызениями совести мадьяры "не страдают". Они превосходно знают свое прошлое, но будущее их интересуют куда больше. Сегодня ты с ним подрался на улице в кровь, а завтра он может первым позвонить, помириться и пригласить в гости, ожидая, что ты тоже готов к примирению, не разбирая "кто был прав/виноват" во вчерашней драке.
    В целом, менталитет очень спокойный, тактичный. Никогда не будут выеживаться, чтобы оскорбить другого человека. Но не стерпят, если кто-то начнет при них так поступать. Чтобы русским было понятнее - башкиры башкирами по менталитету. Если знаете менталитет волжских тюрков, то тогда вам легко будет понять мировосприятие венгра. Различия минимальны.
    Венгры не воспринимают своих солдат ВМВ, как "фашистов" (в Венгрии даже тогда были запрещены партии совсем уж фашистского типа). Венгры считают, что война началась после известной (хотя и покрытой тайнами) "провокации" Советского Союза в Кошице. Вполне вероятно, что это немцы/румыны устроили, но формально выглядело так, что на Венгрию напали советские самолеты. Тут у венгров логика в башке отключается и включается "режим солдата". Если бы правительство Венгрии после кошицкого авианалета не направила войска в СССР, чтобы отомстить, то сами бы рядовые венгры линчевали премьер-министра и сами ушли бы на войну в Советский Союз. Сравните действия с войной 2008 года. Обстреляли российскую базу в Грузии, Россия мгновенно взорвалась возмущением и желанием отомстить.
    Кстати, венгры всегда хреново соображали в политических играх. Для подобных действий они слишком простодушны. Гитлер фактически заманил Венгрию в паутину-ловушку, связав цепью из нескольких договоров о сотрудничестве и дав возможность вернуть территории, ранее отторгнутые от Венгрии по итогам ПМВ. Когда премьер-министр Венгрии осознал, во что вляпал свою страну после немецкой хитрож_пости - он застрелился еще в апреле 1941 года. Но изменить уже ничего не могли. Венгры всегда стараются соблюдать заключенные соглашения.

    Так как много общался с венграми, пишу это, чтобы был более-менее понятен психологический мир венгров и некоторые моменты истории этой страны.

    З.Ы. Венгерский анекдот, который точно характеризует неспособность венгров к геополитическим и политическим соображалкам. Это главый минус венгерского менталитета. Умели бы быть дальновидными политиками, давно бы уже пол-Европы была территорией Венгрии.
    Венгры накануне ВМВ разговаривают с послом США:
    - Венгерское королевство объявляет вам войну!
    - За что на нас обиделся ваш король???
    - Ээээ... у нас нет короля...
    - Тогда кто у вас в стране главный?
    - Контр-адмирал Хорти.
    - Венгрия - морская держава?
    - Нет... у нас нет моря...
    - Сорри, но мы не понимаем, почему вы лезете воевать.
    - Как почему? У нас есть территориальные претензии!
    - К США???
    - Нет, к Румынии.
    - Значит, вы объявите войну и Румынии?
    - Нет, они наши союзники...