Как Америка прищемит Россию

157
Как Америка прищемит Россию«Уолл-Стрит Джорнэл» никак не мог пройти мимо того праздника, который начался в США после публикации Институтом энергетических исследований РАН и Аналитическим центром при правительстве РФ доклада под названием «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года». Журналист Джеймс Марсон с воодушевлением отметил тот факт, что в ближайшие десятилетия экспорт российской нефти может упасть, а причиной падения станет наращивание США объёма производства горючих сланцев. По мнению журналиста, Институт энергетических исследований РАН сделал «необычайно откровенное признание, что североамериканский бум сланцевого газа представляет угрозу для российской экономики, которая питается углеводородами».

Ссылаясь на российский доклад, мистер Марсон сообщает читающей публике, что если «сланцевый прорыв» увеличится, то к 2040 году объёмы российского экспорта могут снизиться на 50 млн. тонн в год. (В прошлом году Россия экспортировала 240 млн. тонн нефти, напоминает корреспондент). Такое снижение может привести к уменьшению доли энергетической промышленности в российском ВВП с одной четверти в 2010 году до 15% с небольшим в 2040 году. Ну, и резюме из доклада: если учесть геополитическое значение Соединённых Штатов, то надо сказать: они фактически превратятся «в самого влиятельного игрока на мировом рынке углеводородов».

Параллельно вышел и другой доклад: «Прогноз развития энергетики до 2040 года» — от компании «Exxon Mobil».

Прогнозируя основные показатели развития мировой энергетики, американские аналитики выделили ряд факторов, касающихся нефти и газа:

— уровень энергетического спроса в США и других экономически развитых странах останется относительно неизменным, а рост мирового спроса будет определяться в первую очередь потребностью в энергии Китая и других стран, не входящих в ОЭСР. Предполагается, что в этих странах уровень спроса в 2040 г. повысится почти на 60% по сравнению с 2010 годом. До 2040 г. уровень мирового спроса вырастет приблизительно на 30% по сравнению с 2010 годом, но без ожидаемых достижений в области энергосбережения его рост был бы примерно в четыре раза больше. Вместе с тем спрос на энергию для эксплуатации коммерческого транспорта — грузовых автомобилей, воздушных и морских судов, а также железнодорожного транспорта, — в связи с ростом экономики, особенно в странах, не входящих в ОЭСР, увеличится более чем на 70%;

— спрос на нефть и другие жидкие энергоносители вырастет почти на 30%, что в первую очередь будет связано с потребностями транспортной отрасли. Этот повышенный спрос будет во всё большей степени удовлетворяться за счет глубоководных месторождений, нефтяных песков, залежей нефти в низкопроницаемых породах, сжиженного нефтяного газа и биотоплива.

Касательно сланцев эксперты «Эксон Мобил» пишут, что на развитие энергетики повлияют новые технологии, способствующие увеличению мирового объёма запасов энергоносителей. Это в том числе новые технологии добычи, с помощью которых становится возможной разработка в различных районах США запасов природного газа, достаточных для обеспечения населения этой страны на сто лет.

По оценке специалистов «Эксон Мобил», к 2040 году объёмы добычи газа из сланцевых и других аналогичных пород составят до 30% мирового объёма его добычи.

Вот такие радужные перспективы у Америки и вообще у сланцедобывателей.

Наши же эксперты и аналитики от американцев отличаются тем, что вместо откупоривания шампанского бьют тревогу. Впрочем, тревога эта не того качества, что вот-вот перейдёт в панику.

Аналитический центр при правительстве России и Институт энергетических исследований РАН в прогнозе развития энергетики до 2040 года выражают обеспокоенность ситуацией, говорит Сергей Дузь («Голос России»). Ведь российский ТЭК впервые сталкивается со столь жёсткими ограничениями со стороны внешнего спроса на энергоресурсы. И всё дело тут в «сланцевой революции». Эта технология стала окупаемой только в последнее время вместе с ростом цен на углеводороды, добываемые традиционным способом.

«Продавать газ по прежним ценам вряд ли удастся. Единственный выход — жёсткий просчёт экономической эффективности нефтегазовых проектов и правильная оценка возможных рисков», — говорит академик, директор ИНЭИ РАН Алексей Макаров.

Главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве России профессор Леонид Григорьев отмечает, что Россия будет чувствовать себя вполне комфортно в мировой экономике. К 2040 году она даже поднимется на пятое место с шестого в рейтинге стран по мировому ВВП. Через тридцать лет Россия останется важнейшим участником газового рынка и крупнейшим в мире экспортёром углеводородов.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, рассуждая о добыче из сланцев, отмечает: «Проблема в том, что продуктивность скважин очень быстро падает. То есть после гидроразрыва в течение 1-2 лет отдача газа сокращается на 70-80%. Поэтому бурить нужно постоянно, взрывать огромные подземные массивы. Это приводит к землетрясениям, что не нравится местному населению. США пока решают вопрос за счёт того, что добывают сланцевый газ на малонаселённых территориях. Но чем больше будут масштабы, тем больше будет экологических проблем. Почва превращается в выжженную землю. Похоже на лунный пейзаж. Мало кто согласится на такое».

А руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров объясняет: «Достоверно известно, что в первую очередь одно из негативных последствий добычи сланцевого газа является загрязнение грунтовых вод. Это технология гидроразрыва, когда под землю закачивается высокотоксичная жидкость. В итоге она заполняет поры, вытесняя газ и обеспечивая его приток в скважину. Одновременно эта жидкость попадает в грунтовые воды. Это во-первых. И во-вторых, в результате гидроразрыва часть рассеянного в почве газа не попадает в скважину, а просачивается в атмосферу и усиливает парниковый эффект. По некоторым оценкам, добыча сланцевого газа по своему негативному влиянию на экологию сравнима с добычей угля. По этим двум причинам учёные выступают против сланцевого газа».

Для одного гидроразрыва пласта, отмечает Сергей Дузь, используется смесь воды (между прочим, 7500 тонн), песка и химикатов. В районе добычи скапливается отработанная загрязнённая вода. Добыча сланцевого газа приводит к значительному загрязнению грунтовых вод толуолом, бензолом, диметилбензолом, этилбензолом, мышьяком.

Сергей Правосудов приводит экономический расклад сланцевой добычи в Соединённых Штатах. Он указывает, что сегодня сланцевый газ продаётся в США по цене ниже себестоимости. Себестоимость составляет 150-180 долларов за тысячу кубометров, а реализация идёт по 100 долларов. Как следствие, компании сокращают объём бурения. К концу 2013 года эксперт прогнозирует падение добычи сланцевого газа — и не простое падение, а «обвальное». К этому он добавляет, что, если три-четыре года назад работало 1400 буровых на сланцевый газ, то на март 2013 года их — меньше 400. Отсюда видно, какой объём падения ждёт американцев в ближайшее время. Что касается Европы, то эксперт считает, что там нет ни одной продуктивной газовой скважины.

Тем не менее российские докладчики бьют тревогу. В тексте доклада разработан не только базовый сценарий развития мировой экономики и топливных рынков, но и крайние версии базового сценария («сланцевый провал», «сланцевый прорыв»).

В «провальном» сценарии (печальном для США), балансовая цена нефти к 2040 году, согласно прогнозу, достигнет 130 долларов за баррель (доллар приравнен к доллару 2010 года). Взлетят и цены на газ: до 378 долл. за тысячу кубометров в Европе, 448 долл. — в Японии, 480 — в КНР. Спотовая цена газа в США достигнет 430 долл. за тысячу кубометров. При этом сценарии, считают эксперты, выиграют те, кто может проиграть при «сланцевом прорыве». Расклад сил на нефтяном и газовом рынке фактически сохранится. К 2040 году РФ значительно нарастит добычу нефти и газа: до 535 млн. т и 980 млрд. куб. м. США, наоборот, проиграет — и тоже «значительно». По сценарию, добыча там в сланцах упадёт уже к 2020 году; Америка вернётся в ряды стран-импортёров природного газа. Причём газ там будет стоить недешево: примерно посередине между стоимостью его в Европе и в АТР. ОПЕК нарастит объёмы добычи нефти (на 220 млн. т) и будет (опять же, «значительно» — на 20-30 долл. за баррель) влиять на мировые нефтяные цены. Параллельно этим процессам разовьётся добыча в АТР: ведь при высоких ценах на нефть станут рентабельными и глубоководные шельфовые проекты. В итоге усилится Китай.

Другой, «прорывный», сценарий, на котором заостряют внимание авторы доклада-2040, построен на допущении того, что этот самый «прорыв» — уже свершившийся факт. Аргументом в пользу такого утверждения служит статистика: за последние 5 лет добыча нефти сланцевых плеев выросла с 8 млн. тонн (2007 г.) до 100 млн. тонн (2012 г.), а добыча сланцевого газа — с 40 млрд. кубометров до 250 млрд. кубометров (период тот же). Тем не менее, учёные отмечают (см. с. 65 доклада), что имеется и ряд факторов, сдерживающих рост добычи: сравнительно высокий диапазон затрат; высокий расходы воды; экологические риски; неапробированность технологии добычи нефти, добываемой внутрипластовым ретортингом. Но на то он и «прорывный» сценарий, чтобы предположить: появятся технологии, которые смогут снять имеющиеся ограничения (например, дешёвый безводный метод разрыва гидропласта). Применение подобного метода эксперты прогнозируют в 2020 году.

В итоге в эксплуатацию поступят месторождения Китая, Монголии, Иордании, Израиля и др. стран. Проблемы с экологической составляющей добычи снимутся. Затраты на сланцевую добычу во всём мире выйдут на уровень расходов в США (не более 80 долл. за баррель нефти и 150 долл. за кубометр газа). После 2020 г. начнётся активная разработка не только нефти низкопроницаемых коллекторов, но и сланцевой (керогеновой) нефти.

Реализация «прорывного» сценария, считают докладчики, к 2040 году увеличит добычу «нетрадиционной» нефти в мире на 117 млн. тонн, а газа — на 222 млрд. куб. м по сравнению с базовым сценарием. Это вполне может сместить нефтяные и газовые цены вниз. Правда, значительного падения цен на нефть наши эксперты не предвидят. Однако, некоторые глобальные игроки на рынке получат дополнительные возможности влияния, а кое-кто и потеряет позиции.

Выиграют здесь, разумеется, США. В первую очередь — за счёт добычи собственной нефти (на 70 млн. тонн больше, нежели при базовом сценарии), во вторую очередь — за счёт добычи собственного газа (чуть меньше, чем при базовом сценарии — из-за наращивания добычи в КНР). «Этот факт с учетом общей геополитической значимости США фактически превращает их в самого влиятельного игрока на мировом рынке углеводородов», — написано на странице 69-й доклада.

Выиграет и Китай — за счёт снижения объёмов импорта относительно базового сценария, вызванного освоением собственных сланцевых месторождений после 2020 года.

Проиграют от «прорыва» развитые страны Европы: с рынка будут вытеснены объёмы собственной европейской нефти, не будут введены проекты по эксплуатации месторождений на шельфе Северного моря, вырастет энергетическая зависимость от поставщиков, и др.

Проиграют также страны-члены ОПЕК. «Сланцевый прорыв» вообще ослабит картель — вплоть до лишения его возможности влиять на политику нефтяных цен.

Проиграют, конечно, и страны СНГ. Реализация «прорывного» варианта для Российской Федерации выразится в уменьшении к 2020 г. добычи нефти на 50 млн. тонн по сравнению с базовым сценарием и сокращении экспорта из-за сужения ниши на азиатском рынке. Экспорт газа тоже снизится — на 70 млрд. кубометров, чем при базовом сценарии. СНГ окажется наиболее чувствительным к данному сценарию, считают эксперты.

Таким образом, можно заключить, что для России оказывается благоприятным лишь сценарий «сланцевого провала», при котором «прорывные» технологии, очевидно, вовсе не появятся, а цены на нефть и газ существенно повысятся. Выигрыш России будет сопровождаться проигрышем США, которые вынуждены будут вернуться в ряды стран-импортёров газа (причём подорожавшего).

Известный аналитик Эль Мюрид пишет:

«Даже беглое и первоначальное знакомство с этим документом выглядит весьма удручающе. Доклад четко и однозначно признает наличие проблемы сланцевого бума в США, как бы руководитель Газпрома Миллер не пытался принизить его значение. Доклад совершенно однозначно говорит об ухудшении общих прогнозов для России: «…Настоящее исследование выявило большие риски для российской экономики и энергетики в результате трансформаций мировых энергетических рынков: снижение объемов экспорта нефти и газа и выручки от экспорта относительно планируемых показателей, замедление роста ВВП страны, ухудшение всех основных параметров российского ТЭК…» Доклад признает удручающую неэффективность инвестиционных проектов в России, приводя «…результаты анализа зарубежными и российскими специалистами стоимости отечественных энергетических проектов, которые регулярно показывали кратное их удорожание по сравнению с мировыми аналогами, и при этом нередко мощность построенных объектов годами была слабо загружена…»


Аналитик продолжает:

«Естественно, в Докладе представлены и конструктивные предложения о выходе из ситуации. Однако авторы Доклада не могли сказать то, что должно быть сказано: любые мероприятия по срочному выходу нужно начинать с кадровых решений».


Почему же не могли? Как представляется, Эль Мюрид не дочитал доклад до конца. Недаром он упомянул «беглое и первоначальное знакомство» с документом.

В конце доклада, на странице 93-й, довольно-таки ясно, пусть и общими словами, сказано:

«Главным же условием повышения конкурентоспособности российского ТЭК является коренное улучшение качества государственного и особенно корпоративного управления…»


Видите: «главным» условием.

Далее авторы советуют привлечь иностранных партнёров в консорциумы по освоению ресурсов (особенно в восточной части России, на шельфы и «нетрадиционные» месторождения). В страну пойдут иностранные инвестиции, а с ними и передовые технологии. При «рюриках», вероятно, будет обеспечен и «жёсткий контроль затрат», а также «результативности деятельности» (тут, очевидно, содержится прозрачный намёк на то, что наши-де ни контролировать, ни приятно удивлять результатами не умеют). Ещё будут получены «дополнительные гарантии сбыта продукции». Ну, и ещё кое-что позитивное попутно произойдёт.

В качестве же общих мер противодействия влиянию всяких там «прорывов» эксперты предлагают «радикальное повышение инвестиционной эффективности российского ТЭК и энергетической эффективности экономики в целом». Гигантские капиталовложения российского ТЭК именуются в докладе «расточительством» (см. с. 93). Предлагается снизить стоимость инвестпроектов и тщательно оценивать их экономическую эффективность и риски. Ещё одной мерой «повышения эффективности» является «широкое исследование перспектив внешних и внутренних энергетических рынков».

Упомянутый выше главный советник руководителя Аналитического центра Леонид Григорьев охарактеризовал прогноз доклада-2040 как умеренно неоптимистичный. «Мы не рисуем катастрофических сценариев и не хотим пугать людей, — цитирует его слова Татьяна Николова («Госбук»). — Но нельзя всё время строить национальные энергетические планы, основываясь на радужных ожиданиях всеобщего роста потребления энергоресурсов, которыми мы будем всех снабжать по высоким ценам. Нужно закладываться на неожиданности и исходить из умеренных темпов экономического роста мира в обозримом будущем».

Ничего нового, впрочем, эксперт не сказал. Россия давно сидит на сырьевой игле. Сегодня нефть даёт в России примерно 30% от экспортной выручки, газ — 12%, нефтепродукты — 28%. Общий объём экспорта продукции ТЭК России составил по итогам прошлого года 69,8%.

В случае реализации технологического «прорывного» сценария у России появится шанс с иглы соскочить. Нет худа без добра. Не дадим Америке нас прищемить, а, ребята?

Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
157 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +39
    18 апреля 2013 08:04
    Ну чтож все вроде правильно,пора России свои планы претворять в действительность. А на счет "сланцевой революции", еще не известно чем она закончиться для самих "революционеров"
    1. +39
      18 апреля 2013 08:15
      Недавно смотрел видео репортаж о сланцевом газе, всё раздуто и разрекламированно, экологии причиняет невосполнимый ущерб, компании добытчики нерентабельны. Так что ерунда всё это.
      1. +16
        18 апреля 2013 08:26
        Тему о добыче сланцевого газа амеры подняли.Увидели что Россия завязала всю Европу трубами, а также Азию.Хотят жути нагнать.!Это даже к лучшему ,-чтоб хлопци не журились(не расслаблялась Россия) angry
        1. 0
          18 апреля 2013 10:48
          Цитата: krasin
          Увидели что Россия завязала всю Европу трубами, а также Азию.Хотят жути нагнать.!

          Не так труба кормит, как ее ответвления...
        2. Добряк Украина
          +11
          18 апреля 2013 18:16
          hi
          Цитата: krasin
          о добыче сланцевого газа амеры подняли.Увидели что Россия завязала всю Европу трубами, а также Азию.Хотят жути нагнать.!Это даже к лучшем


          Автор пишет:
          Видите: «главным» условием.
          Далее авторы советуют привлечь иностранных партнёров в консорциумы по освоению ресурсов (особенно в восточной части России, на шельфы и «нетрадиционные» месторождения). В страну пойдут иностранные инвестиции, а с ними и передовые технологии.
          это называется - запусти козла в огород.

          Американцы датируют сланцэвый мыльный пузырь пустыми бумажками, чтобы принудить Россию поделиться месторождениями. А хрена!!!

          Постоянная болтовня о нефтяной и газовой игле.
          А почему никто не говорит о Катарской газовой игле? Я ни разу не слышал. А там не то, чтобы игла - там целая "система".
          Себестоимость газа в России 19 долларов. и никакой сланцевый газ не сможет с этой ценой конкурировать ни в ближайшем ни в далёком будущем. И газа у РФ на 300 лет. Вот и пытаются залесть на "иглу" сами.
          И вопрос: А США не сидят на нефте-долларовой игле? Скоро ломки начнутся!
          1. psdf
            +4
            18 апреля 2013 20:07
            Цитата: Добряк Украина
            И вопрос: А США не сидят на нефте-долларовой игле? Скоро ломки начнутся!

            У них игла очень своеобразная - резаная бумага за реальный товар.
      2. StarkSA
        +15
        18 апреля 2013 08:44
        и что-то не слышно воплей экологов и всяких зеленных
        1. Akatsubasa
          +11
          18 апреля 2013 11:05
          повторюсь, меня как биолога возмущает такое отношение к природе... но у них же там демократия, если хотят у себя гадить - пусть гадят)
          1. +1
            18 апреля 2013 19:30
            Земля наш общий дом, и гадить нигде нельзя. Вам как биологу должно быть это известно.
            1. StarkSA
              +4
              18 апреля 2013 20:15
              согласен, правда нужно начать не мусорить каждому гражданину, а то как снег сойдет и сразу видно.
              1. Akatsubasa
                +3
                20 апреля 2013 10:02
                Мне действительно стыдно за такое эгоистичное мнение, но в конце концов ничего не заставляет человека учиться лучше, чем собственные ошибки. И для покрытия растущего спроса вместо увеличения объема производства необходимо развивать дальше технологии переработки того же пластика или продуктов ядерного распада скажем. Да это не так выгодно, но такой выбор толкает вперед науку и сохраняет экологию. В этом вопросе показательны выступления ангажированных экологов в Германии и Франции: уберите АЭС, уберите АЭС! А ничего, что такие проекты создаются с удивительной степень безопасности и прочности? Это та же Фукусима показала. Станция то не разрушилась, вода из охладителей не прошла в водоносные слои грунта, да немного попало в море, это грустно, но не так грустно, как могло бы быть, если бы при их постройке не думали о возможных факторах. Спорить об этом можно потом если хотите, я находился в командировке в Сендае во время этого события. И как бы так помягче сказать, ничего критичного и такого страшного тогда не произошло - резервные генераторы (у которых ещё был резерв прочности) и ловушки на самом энергоблоке держали ситуацию под контролем. Единственная проблема на данный момент этой отрасли - невозможность переработки отходов во что то хотя бы нетоксичное, но в принципе наверное и до этого скоро дойдут люди) Больше энергии, чем АЭС пока не дает никакая технология (хоть это и не так, но другие способы пока недостаточно изучены). Те самые ангажированные экологи кричат о ветряках, ПЭС и солнечных батареях... Надеюсь, вы сами понимаете, что ветряки и ПЭС очень специфичны по месту расположения и не дают достаточных мощностей. А чтобы при нынешних технологиях обеспечить потребность в энергии, получаемой за счет атома, необходимо покрыть Землю 2,5 (примерно, я не помню точно) раза покровом из солнечных батарей. Это не невозможно, но это выйдет очень дорого и потребует несравнимо больше энергии для создания и поддержания такой системы. Если в ближайшее время произойдет скачок в технологии батарей или на основе энергии фотонов, я с радостью пересмотрю свое мнение на эту отрасль альтернативной энергетики. Не наше дело, как те же американцы придут к вопросу экологии: путем осознания проблемы и разворота модели нации, путем ужаса от наступивших последствий (хотя редкий позволит так раскапывать и загрязнять свой дом), путем уничтожения\вырождения самой нации\части от наступивших отдаленных последствий химического заражения, что породит больший страх у всех остальных народов. Действительно, пока каждый не захочет заботиться о маленьком пятачке, на котором он живет, даже о своем дворе - куда то дальше в космос ли, или просто строить новые энергетические установки или способы получения сырья для них скажем можно даже не пытаться. Да пока все мы остаемся варварами, но очень не хочется учиться такими же варварскими методами. Хотя что то мне подсказывает, что все таки именно это нас и ждет(
          2. +4
            18 апреля 2013 23:08
            Вы уверены что в США демократия??? Один из факторов демократии это свобода слова, вы её наблюдаете в США??? Там быстро затыкают рот недовольным ради "коммерческой выгоды"
            1. StarkSA
              +1
              18 апреля 2013 23:43
              ну так он не видит там демократии)) просто написал завуалировано) ну или демократия = загрязнение окружающей среды)хД
            2. Akatsubasa
              +1
              20 апреля 2013 10:03
              Это действительно была ирония) Я рад, что вы тоже не воспринимаете всерьез предложение, где рядом находятся слова "США" и "демократия")
        2. Hudo
          +5
          18 апреля 2013 20:14
          Цитата: StarkSA
          и что-то не слышно воплей экологов и всяких зеленных


          Лжеэкологи, псевдозелёные и прочие прихлебатели не смеют укусить руку их кормящую. stop
      3. psdf
        0
        18 апреля 2013 20:05
        Сейчас, да, но за 2-3 десятка лет вполне возможно отработать технологию, найти новые решения, снижающие себестоимость и т.п.
        Тема интересная, но очень на перспективу.
      4. сержант ввс
        +1
        18 апреля 2013 22:57
        Есть отличный фильм про сланцевый газ. Называется "Земля Обетованная" с Марком Уолбергом в главной роли. Там все отлично рассказано про добычу. Советую всем посмотреть.
        1. Akatsubasa
          0
          20 апреля 2013 10:15
          Кстати действительно интересный фильм. Тем, кто никогда не имел дела с этими технологиями поможет немного ориентироваться.
    2. +15
      18 апреля 2013 09:48
      Цитата: svp67
      А на счет "сланцевой революции", еще не известно чем она закончиться для самих "революционеров"
      Как это неизвестно? Американцы уже считают это аферой:"“Oilprice.com”, США - 24 ноября 2012 г. "US Shale Gas Bubble is Set to Burst"
      В последние три или четыре года источники в американских СМИ трубят о "меняющем правила игры в отрасли" новом потоке природного газа из непроницаемых залежей сланцев, получаемого посредством технологий горизонтального бурения и гидравлического разрыва пласта. Из скважин в Техасе, Оклахоме, Луизиане, Арканзасе и Пенсильвании было получено столько газа, что Министерство энергетики США, кандидаты в президенты и компании, работающие на этих месторождениях, все были единодушны: Америка может радоваться дешёвому, имеющемуся в изобилии газу в течение ста лет! На ранних этапах бума применения гидравлического разрыва пласта геолог-нефтяник Арт Берман начал подавать сигналы тривоги. Вскоре к нему присоединился геолог Дэвид Хьюз, подготовивший обширный критикующий доклад для Пост-углеродного института ("Даст ли природный газ толчок Америке в 21-м веке?") И здесь Берман и Хьюз снова делают еретическое заявление: бум недавней добычи газа первоначально был связан не с новыми техологиями или открытиями, а с высокими ценами. В период с 2005 по 2008 гг., когда иссякли поставки обычного природного газа из-за истощения запасов, цены на природный газ выросли до 13 долларов за миллион БТЕ - британских тепловых единиц (цены находились в районе 2 долларов в 1990-е). Именно эти высокие цены стали побудительной причиной для использования дорогостоящих технологий при бурении труднодоступных пластов. В Хейнсвиль с его пластом глинистых сланцев в штате Техас стали стекаться компании, которые покупали право на разработку полезных ископаемых и тотчас же бурили тысячи скважин. Высокие темпы истощения скважин и высокая себестоимость добычи были скрыты за стремительным потоком добычи - и ажиотажем. Так как новые поставки газа появились быстро, то цены на газ упали ниже 3 долларов за миллион БТЕ, что в большинстве случаев меньше реальной себестоимости добычи. И с этого момента производителям газа нужно было привлекать всё больше инвестиционного капитала, чтобы поддержать движение наличных средств. По сути это была финансовая пирамида. Теперь Краусс и "Таймс" запели несколько иное. В статье "После бума природного газа", написанной совместно с Эриком Липтоном и опубликованной 21 октября, отмечается, что "... газовая лихорадка ... стала на настоящий момент убыточной для многих нефтегазопоисковых компаний и их десятков тысяч инвесторов". Краусс и Липтон затем цитируют слова Рекса Тиллерсона, президента ExxonMobil: "Мы все сегодня проигрались... Мы не делаем деньги. Все несут убытки". Судя по всему, газодобывающие компании бурили слишком много скважин слишком быстро, что привело к падению цен на газ ниже реальной себестоимости добычи. И, судя по всему, повторяющийся сценарий быстрого истощения и преувеличенной способности сланцевых пород радикально наращивать добычу верен для всех регионов США, как для газа, так и для нефти. В попытке сохранить и увеличить нефте- и газообеспечение американцам придётся фактически быть прикованными к буровым вышкам, чтобы компенсировать спад добычи и удовлетворить рост спроса, и им придётся мириться с побочным воздействием на окружающую среду растущего числа бурений и применения гидроразрыва. Добыча сланцевого газа продолжится только до тех пор, пока она будет субсидироваться традиционными нефтью и газом с более высоким показателем энергоотдачи от энергозатрат. - Ричард Хейнберг http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/75750/
      1. +6
        18 апреля 2013 11:19
        Каа

        Как всегда прав,мудрый.Дотационность добычи сланцевой нефти и газа только усугубит финансовый кризис в США.
        Вперед,на винные склады.
        Если же постепенно уходить от долларовых расчетов за нефть и газ,то Америка начнет поедать сама себя,война не впереди,-она уже идет
    3. Xtra1l
      +1
      18 апреля 2013 10:09
      Вот как выглядит пейзаж после сланца
    4. Xtra1l
      +11
      18 апреля 2013 10:14
      Вот как выглядит пейзаж после сланца
      1. +6
        18 апреля 2013 10:46
        А не приведет ли это дело в дальнейшем изменение структуры пластов, подземных вод и как итог не приведет ли всё это к землетрясениям? Не спровоцирует ли добыча к извержению самого большого вулкана в мире в Йеллоустонском национальном парке? Всё таки взрывы! what what what
        1. +5
          18 апреля 2013 11:34
          Цитата: ИНТЕР
          А не приведет ли это дело в дальнейшем изменение структуры пластов, подземных вод и как итог не приведет ли всё это к землетрясениям?

          Структура различных пластов изменится, будут происходить просадки, появляться карстовые провалы, локальные поверхностные землетрясения (из-за подвижки грунтов)
          Цитата: ИНТЕР
          Не спровоцирует ли добыча к извержению самого большого вулкана в мире в Йеллоустонском национальном парке? Всё таки взрывы!

          Это вряд ли... Осадочные породы (сланцы) не влияют
          на вулканическую деятельность. Но экологическая катастрофа будет похлеще чем извержение супер вулкана ...
          1. Рудаков
            +1
            18 апреля 2013 11:59
            Чтобы комментировать этот вопрос, нужно немного знать тему. Никаких просадок, а уж тем-более карстовых провалов быть не может после ГРП. При ГРП закачивают в пласт гель с песком
            , что усиливает трещиноватость горной породы, чтобы поры не схлопнулись-используют спецпесок. Потом все из скважины вымывается, песок отсеивается и ещё изпользуется не раз.
            1. 0
              19 апреля 2013 07:06
              Что за бред вы несете молодой человек? Почитайте ка хоть немного литературы на данную тематику. Во время проведения ГРП, к вашему сведению, используется различная химия для различных целей. Ускорители, загустители, замедлителя и т.д. Все это замешивается в определенных пропорциях с водой и песком, который называется пропант. Пропант имеет различные размеры зернистости, для разных пластов - разные размеры. После замешивания на блендере, вся эта кака отправляется в пласт и остается там. Могу вас уверить, песок никто не вымывает, все остается в пласте, в коллекторах для того что бы "поры не схлопнулись". Лишь малая часть флюида, который остался в НКТ, моется при помощи КРС или ГНКТ.

              Кстати ГРП это самая варврская интенсификация добычи
              1. Рудаков
                +2
                19 апреля 2013 14:12
                прочитал в википедии и распинаешься передо мною. а я все это собственными глазами видел и руками щупал. "Могу вас уверить, песок никто не вымывает, все остается в пласте, в коллекторах для того что бы "поры не схлопнулись". Читай внимательно: если промывку не сделать и не вымыть пропант, то нефть не пойдет из пласта,т.к. зона перфорации 100 % завалена пропантом, на выходе агрегата подвешивают решето для задержания пропанта, который сдают грп-шникам. Эх ты,писатель, нужно ещё знать о чем пишешь чтобы не выглядеть фигляром. "Лишь малая часть флюида, который остался в НКТ, моется при помощи КРС или ГНКТ",- это что за абревиатуры?. Ну НКТ понятно, они после промывки блестят. КРС-капитальный ремонт скважин, тоже понятно, просто коряво написанная фраза, ГРП делается при КРС. А вот что такое ГНКТ? Объясните пожалуйста.
                1. 0
                  21 апреля 2013 19:51
                  человече, тебе надо отдохнуть от Википедии. ГНКТ к твоему сведению....это Coil Tubing по русски. я рад что ты хоть что то щупаешь руками.....но в отличии от тебя я работаю 11 лет в компании HALLIBURTON и все эти годы занимаюсь именно ГРП
        2. nikolai1096
          0
          29 апреля 2014 16:28
          Подача воды к Йеллоустонскому вулкану УСИЛИТ и УСКОРИТ его извержение.
          ПАТЕНТ физиков РФ от 2011-го, а добытчики этого газа - "обезьяна с гранатой".

          См. пост: Вулкан - естественный термоядерный реактор, но ему нужен водород.
          Пост с ссылкой на патент написан к другому посту о Йеллоустонском вулкане:

          Vlad Balt # написал комментарий 6 апреля 2014, 19:49
          Закон сохранения энергии ни кто не отменял. Единственным источником взрыва супер вулкана может быть термоядерный синтез - внутри супер вулкана могут быть температуры, значительно превышающие 3 000 градусов и давления в десятки тысяч атмосфер - идеальные условия для термоядерного синтеза. Йеллоустонский вулкан взрывался во время ледниковых периодов, когда была многометровая толща льда, вулкан подтапливал лед, образовывалась ниша и начинался процесс, аналогичный термоядерной бомбе. Сейчас не ледниковый период, но идет добыча сланцевого газа в непосредственной близости от вулкана. Для этого применяется гидроразрыв и закачивается вода под большим давлением, по всей видимости вода стала попадать в вулкан, что стало причиной вулканической деятельности, в подземных нишах идет наработка дейтерия и трития. Если произойдет термоядерный взрыв, то взрыв советской самой большой термоядерной бомбы будет как хлопушка, по сравнению со взрывом Йеллоустонского вулкана. ссылка на www.spazint.ru
        3. nikolai1096
          0
          29 апреля 2014 16:28
          Подача воды к Йеллоустонскому вулкану УСИЛИТ и УСКОРИТ его извержение.
          ПАТЕНТ физиков РФ от 2011-го, а добытчики этого газа - "обезьяна с гранатой".

          См. пост: Вулкан - естественный термоядерный реактор, но ему нужен водород.
          Пост с ссылкой на патент написан к другому посту о Йеллоустонском вулкане:

          Vlad Balt # написал комментарий 6 апреля 2014, 19:49
          Закон сохранения энергии ни кто не отменял. Единственным источником взрыва супер вулкана может быть термоядерный синтез - внутри супер вулкана могут быть температуры, значительно превышающие 3 000 градусов и давления в десятки тысяч атмосфер - идеальные условия для термоядерного синтеза. Йеллоустонский вулкан взрывался во время ледниковых периодов, когда была многометровая толща льда, вулкан подтапливал лед, образовывалась ниша и начинался процесс, аналогичный термоядерной бомбе. Сейчас не ледниковый период, но идет добыча сланцевого газа в непосредственной близости от вулкана. Для этого применяется гидроразрыв и закачивается вода под большим давлением, по всей видимости вода стала попадать в вулкан, что стало причиной вулканической деятельности, в подземных нишах идет наработка дейтерия и трития. Если произойдет термоядерный взрыв, то взрыв советской самой большой термоядерной бомбы будет как хлопушка, по сравнению со взрывом Йеллоустонского вулкана. ссылка на www.spazint.ru
      2. +2
        18 апреля 2013 10:47
        Цитата: Xtra1l
        Вот как выглядит пейзаж после сланца

        Да, бледный вид...
      3. +3
        18 апреля 2013 11:07
        Цитата: Xtra1l
        Вот как выглядит пейзаж после сланца

        Интересно, а как смотрится добыча у нас на севере?
        1. +6
          18 апреля 2013 12:14
          С самолёта добыча на севере выглядит не слишком внушительно, участки добычи и трубопроводы смотрятся, как мушиные какашки на футбольном стадионе соединённые нитками.
          А вблизи погано выглядит, как и должно выглядеть захламленное болото.
        2. +5
          18 апреля 2013 12:40
          Цитата: Сухов
          Интересно, а как смотрится добыча у нас на севере?

          Смотрится очень печально...Гусеницами поврежденный ягель восстанавливается десятилетиями. Ямал - как лицо старухи.... тайга безжалостно валится и гадится..
      4. +9
        18 апреля 2013 11:07
        При класическом способе не сильно отличаются внешне.
        А Гидроразрывы нефтеносных и газоносных пластов практикуются практически на всех месторождениях ХМАО, ЯНАО.
        1. Рудаков
          0
          18 апреля 2013 11:52
          Работает "Меками"
      5. +3
        18 апреля 2013 11:21
        Цитата: Xtra1l
        Вот как выглядит пейзаж после сланца

        И атомной бомбы не надо. laughing
      6. +3
        18 апреля 2013 11:41
        Вот как выглядит пейзаж после сланца

        Планета Плюк из галактики Кин-Дза-Дза. bully "Удачи" им в их каторжном труде. Ну а если серьёзно, то Россия действительно плотно сидит на сырьевой игле, а на дворе то между прочим 21 век, неужели нет прорывных разработок в энергетике?
        1. +6
          18 апреля 2013 13:57
          Цитата: Alekseir162
          неужели нет прорывных разработок в энергетике?

          Солнечная энергетика пока не развивается, поскольку Солнце не принадлежит нефтяным компаниям.

          — Ральф Нейдер, американский адвокат и политический активист
      7. Рудаков
        +3
        18 апреля 2013 11:54
        Нормальный пейзаж. Сделана обваловка, разливов нет. Чем не устраивает? А вы вообще представляете как выглядит нефтянной куст?
        1. +2
          18 апреля 2013 13:58
          Цитата: Рудаков
          А вы вообще представляете как выглядит нефтянной куст?

          Как кактус? С удовольствием не посидишь?
          1. Рудаков
            -2
            18 апреля 2013 14:31
            ты жертва фурсенка, уверен.)) вы уже везде, Россия, плачь.
        2. 755962
          +10
          18 апреля 2013 14:13
          И не вестись на "нефтяную иглу" и продавать только нефть,а делать больший акцент на продажу нефтепродуктов.А это значит строить производства по нефтепереработке ,тем самым повышая рентабельность от добычи.И вместе с тем создавая рабочие места,что значит налог в казну опять же...Токо "нашим" проще загнать сырьё и деньги в оффшор нежели вкладывать в будущее страны...наболело..
          1. Алехандро
            +2
            18 апреля 2013 22:20
            Цитата: 755962
            И не вестись на "нефтяную иглу"

            +++ Нефтяные сверх доходы благо для России, вот только этим благом пользуется кучка олигархов и ФРС США. А ведь сейчас, с высокой ценой на нефть и газ, у России есть шанс снизить налоги и поддержать своих производителей.
            В случае реализации технологического «прорывного» сценария у России появится шанс с иглы соскочить.
            В этом случае у России будет не шанс а вынужденные и болезненные реформы в условиях отсутствия финансов и стабильности.
      8. TRAFIC
        +2
        18 апреля 2013 14:27
        Цитата: Xtra1l
        Вот как выглядит пейзаж после сланца
        Этот пейзаж с месторождения природного газа Jonah Field, а не сланцевого газа.
      9. НАПОЛЕОН
        +1
        18 апреля 2013 18:27
        а вы видели как выглядит наша тундра после газовиков нефтяников.
    5. 0
      18 апреля 2013 14:52
      Цитата: svp67
      А на счет "сланцевой революции", еще не известно чем она закончиться для самих "революционеров"

      Если оперировать понятиями "нефтяной иглы", то:
      Сейчас наркотик - героин,
      Они готовят - "крокодил".
      Не просто дурь, но еще и яд!
      hi
    6. +1
      18 апреля 2013 19:11
      Цитата: svp67
      пора России свои планы претворять в действительность. А на счет "сланцевой революции", еще не известно чем она закончиться для самих "революционеров"

      Пора России от продажи сырья плавно переходить к новой индустриализации!
    7. +1
      18 апреля 2013 22:12
      Цитата: svp67
      А на счет "сланцевой революции", еще не известно чем она закончиться для самих "революционеров"

      Вся эта революция попахивает бредятиной!
      Все публикации в СМИ и оглашение печальных прогнозов с одной стороны. И захват Ираки,Ливии с нефтяными залежами под демократическими лозунгами с другой!
      На пустынный берег Сомали американцы не сунулись,а там права человека не соблюдают и демократии там НЕТ!А самое главное у Самоли нет нефти!!!
    8. Разумный,2,3
      0
      19 апреля 2013 01:14
      Зато у нас "ноночуб" есть.
  2. +4
    18 апреля 2013 08:07
    Думаю, что все это преувеличено. Так сказать раздуть огонь, чтобы русские призадумались.
    1. +11
      18 апреля 2013 08:45
      Цитата: DEDUCHKA
      Так сказать раздуть огонь, чтобы русские призадумались.

      А что нам думать-у нас хватает и нефти и газа ,нет надобности засирать экологию. После своего сланца амеры уже будут экспортировать из России питьевую воду или опреснители ставить,что бы из морской питьевую делать.
      1. +4
        18 апреля 2013 09:55
        Цитата: Александр романов
        После своего сланца амеры уже будут экспортировать из России питьевую воду

        Потому они на Байкал слюной исходятся и обьявляют достоянием всего мира, т.е своим. Пусть совершенствуют технологию, учится на своих ошибках, умный на чужих, посмотрим сколько они эпидемий переживут.
        1. +3
          18 апреля 2013 10:30
          Цитата: Стрежевчанин

          Потому они на Байкал слюной исходятся и обьявляют достоянием всего мира, т.е своим

          Есть такое выражение -захлебнулся слюной,а может и не выражение hi
      2. +21
        18 апреля 2013 10:16
        Цитата: Александр романов
        А что нам думать-у нас хватает и нефти и газа ,нет надобности засирать экологию. После своего сланца амеры уже будут экспортировать из России питьевую воду или опреснители ставить,что бы из морской питьевую делать.


        А как же глобальная проблема дефицита пресной воды? Сначала пугали что в мире 1,2 млрд.человек страдают от жажды от экстенсивного использования водных ресурсов, а теперь молчок,проблемы нет зато всё на благо сланцевой революции.Вообще перед ниминуемым снижением рентабельности и банкротством любая компания стремиться заработать на продажи своих акций по максимальной цене, а потом наступает кердык и акции превращаются в пыль, а все втянутые в этот процесс в лохов и неудачников.
        Когда-то США втянули СССР в непосильную гонку вооружений, используя идею «звездных войн». Это был блеф, и сами американцы никакого СОИ (стратегическая оборонная инициатива) так и не построили.
        Сегодня США в качестве уже экономического блефа используют сланцевый газ.
        Цепочка: владелец Halliburton
        - Дик Чейни – вице президент при Д.Буше младшем
        – лобби (коррупционный сговор) «лазейки Halliburton» - загрязнение
        подземных вод – чистые убытки 10 млрд. $ в год – сланцевый пузырь – сбагривание
        «сланцевых активов» лохам
        – ну и последнее оставшееся, банкротство газовых
        компаний и прирост непригодных земель для проживания и дефицит питьевой воды.
        В 2005г. Чейни пролоббировал закон выводящий процесс ГРП из-под надзора Агентства охраны окружающей среды США (EPA),то есть процесс добычи сланца признан БЕЗВРЕДНЫМ для экологии.Закон 2005 года известен как "лазейка Halliburton". Значит бурить можно где угодно.как угодно и сколько нужно. А так как темпы истощения скважин требуют их постоянного наращивания в геометрической прогрессии, то срабатывает закон обрушения пирамиды рано или поздно и верхам нужно сбросить убыточные активы или вовлечь как можно больше лохов в эту пирамиду(Украину уже вовлекли), получается что то вроде ипотечного пузыря с которого начался мировой финансовый кризис или по простому говоря очередной кидок от финансовых воротил с Уолл-стрит.
        1. +6
          18 апреля 2013 10:33
          Цитата: Аскет
          подземных вод – чистые убытки 10 млрд. $ в год – сланцевый пузырь – сбагривание
          «сланцевых активов» лохам – ну и последнее оставшееся, банкротство газовых

          Привет Станислав! Это надо было профессору в прошлой теме выложить. Он там говорил о супер прибылях от сланца. Терминалы для экспорта построены,даже фото выложил laughing
          1. +12
            18 апреля 2013 11:02
            Цитата: Александр романов
            Привет Станислав! Это надо было профессору в прошлой теме выложить. Он там говорил о супер прибылях от сланца. Терминалы для экспорта построены,даже фото выложил

            Привет,Саша! Вчера когда Олег вместе с нами праздновал годовщину мозаики, приехал поздно(присоединюсь к поздравлениям,лучше поздно чем никогда), посмотрел ветки и жене говорю сегодня годовщина геополитической мозаики надо отметить...она посмотрела на меня как на больного ибо не в курсе...Так и здесь спор по данной теме напоминает диалог дурака с обманщиком,где профессор всегда прав, а дуракам нужно учить матчасть
            Он действительно прав если сейчас играть на раздутом ажиотажном спросе то можно получать выгоду из покупки и дальнейшей перепродажи растущих в цене акций "присланценутых компаний", в идеале наверняка точка наивысшего подьема курса акций уже известна узкому кругу финансовых спекулянтов,так что можно пока наваривать до момента нименуемого понижения этого курса(обвального или постепенного не столь важно). Как в любой пирамиде кто раньше встал того и тапки.
            Доказывать то нечего всё равно у рукопожатных будешь агентом Газпрома, путиноидом. антисемитом и продажным агентом "кремлевских спецслужб". Кстати было дело,давно ещё выдали пропуск на обьекты ГРУ (система "Дозор"), так шта-а-а...завербовали блин smile
            1. +4
              18 апреля 2013 11:22
              Цитата: Аскет

              Он прав если сейчас играть на раздутом ажиотажном спросе то можно получать выгоду из покупки и дальнейшей перепродажи растущих в цене акций "присланценутых компаний

              Да нет,базар шел не за акции,а за процветание реальное газовых компаний добывающих сланец.О прибыли не воздушной ,раздутой на акциях,а реальной.
              Цитата: Аскет
              Кстати было дело,давно ещё выдали пропуск на обьекты ГРУ

              Ну я так и понял.что ты засланный laughing
              1. +6
                18 апреля 2013 11:50
                Цитата: Александр романов
                Ну я так и понял.что ты засланный


                В данном случае засланцевый laughing


                Цитата: Александр романов
                Да нет,базар шел не за акции,а за процветание реальное газовых компаний добывающих сланец.О прибыли не воздушной ,раздутой на акциях,а реальной.


                По данным геолога Дэвида Хьюза, затраты корпораций на бурение более чем 7 тысяч скважин в США составили 42 миллиарда долларов. Прибыль от продажи добытого сланцевого газа — 32,5 миллиарда. BP заявила об убытках в 5 миллиардов долларов, английская BG Group потеряла 1,3 миллиарда, но хуже всего бывшему лидеру индустрии: Chesapeake Energy — на грани банкротства.
                «Страны, где собираются добывать сланцевый газ, ждет то же самое, что произошло у нас. Сначала — короткий бум, какие-то новые рабочие места, но когда пузырь лопнет, останется плохая экология и разрушенная инфраструктура, как в Димоке. Также будет и в Латвии, и в Ирландии, и на Украине. Люди столкнутся с еще большими проблемами, чем были у них до того, как пришел газ»,
                - профессор Блумсбургского университета Уэнди Ли.
                «Сланцевый газ — это лучшая энергетическая новость за последние 50 лет. В долгосрочной перспективе он потенциально способен заменить жидкое топливо в США»
                — этот доклад в 2010-м взорвет биржи. Инвесторы за полгода скупают акции газодобывающих компаний на 21 миллиард долларов.
                Соавтор доклада Джон Марк Дейч — бывший директор ЦРУ. Теперь — член наблюдательных советов корпораций Cheniere Energy и Schlumberger, стоявших у истоков сланцевой революции.

                В 2013 году в США не осталось ни одной прибыльной скважины, добывающей сланцевый газ.
                ссылка на источник
                1. +3
                  18 апреля 2013 16:04
                  Цитата: Аскет

                  В 2013 году в США не осталось ни одной прибыльной скважины, добывающей сланцевый газ.

                  Привет вложившимся в сланцевый газ laughing
      3. +4
        18 апреля 2013 12:24
        Крутой бизнес: добыть газ, загадить воду, газ использовать для производства электроэнергии, электроэнергию использовать для опреснения воды.
        Но вода будет стоить дороже виски, слишком уж дорого газ обходится.
    2. +3
      18 апреля 2013 14:12
      Цитата: DEDUCHKA
      Так сказать раздуть огонь, чтобы русские призадумались.

      Интересно, как, если что, будут тушить пожар в месте добычи сланцевого газа?
      Вода то там - газированная...
      Если такой вопрос задать американцам - они задумаются? Поймут намек?
  3. +2
    18 апреля 2013 08:09
    Правильно, пусть считаются с нами.
    И нам нельзя расслабляться.
  4. +2
    18 апреля 2013 08:09
    Все это только прогнозы, в жизни вылезет куча подводных камне у этой "Сланцевой революции". Вспоминается эйфория в начале эксплуатации атомных станций: угля эшелонами не надо, не дымит, не дорого и т.п., а на деле все вышло сложнее. Да и потом потребление углеводородов в мире только растет.
    1. +2
      18 апреля 2013 09:11
      Цитата: Canep
      Все это только прогнозы, в жизни вылезет куча подводных камне у этой "Сланцевой революции".

      Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...
  5. +4
    18 апреля 2013 08:13
    Что то мне очень древнее в голову лезет...Программа Звездных войн в новом исполнении.Потребности в энергоносителях будут постоянно расти и это неприложный факт.Добыча будет расти соответственно,просто потому,что необходимо сохранить порядок цен.
    На сегодняшний день,и даже на ближайшие 10-15 лет сланцевый газ не только нерентабелен,но и опасен.Не пойдут американцы и европейцы на экологическую катастрофу ради газа...А ,значит,эти 10-15 лет Россия будет сидеть на нефтянной игле и смеяться
    1. +3
      18 апреля 2013 08:50
      Цитата: domokl
      .Не пойдут американцы и европейцы на экологическую катастрофу ради газа.

      Привет Саша! Сегодня выше разума стоят лобби и сиюминутная политическая выгода ,ну и чьи-то личные финансовые интересы. Сейчас Обама затеял игру ,что они типа энерги тически независимы от мира. Даже если из рук все будет валится признать поражение в сланцевой добычи политически не выгодно,потому продолжать засирать экологию. Там хмельницкий в прошлой теме рассказывал о взрывающихся раковинах с которых вместо воды течет результат добычи сланцевого газа.
      1. +4
        18 апреля 2013 09:42
        Цитата: Александр романов
        . Там хмельницкий в прошлой теме рассказывал о взрывающихся раковинах с которых вместо воды течет результат добычи сланцевого газа.
        Приветствую Саш hi Всё верно.Только добавлю,американцы так привыкли к своей исключительности и богатству,что обыватель просто не понимает,как это получилось,что зависят?
        Игра идет в двух направлениях-своим внушить уверенность в исключительности и богоизбранности и других напугать..Типа закончится ваше время скоро,давайте добывайте побольше,чтобы цена стала поменьше и тогда,может быть,мы не будем добывать сланцевый и прочий газ
        1. +3
          18 апреля 2013 10:37
          Цитата: domokl
          ,давайте добывайте побольше,чтобы цена стала поменьше и тогда,может быть,мы не будем добывать сланцевый и прочий газ

          Еще год назад это бы прокатило,а сейчас начало всплытие последствий от добычи,настоящей цены и обанкротившихся компаний по добыче сланца. Так что сейчас Миллер ГАЗировкой пытается сбить икоту, вызванную смехом от добычи сланцевого газа в СШАhi
    2. +2
      18 апреля 2013 09:12
      Цитата: domokl
      Не пойдут американцы и европейцы на экологическую катастрофу ради газа...

      А если и пойдут, то вместо нефти им придется покупать питьевую воду...
      1. +8
        18 апреля 2013 10:40
        Цитата: Сухов
        то вместо нефти им придется покупать питьевую воду...

        Ну вот,теперь водопроводы еще строить belay Значит Россия все таки соскочит с нефтяной иглы what Эх ,жили себе спокоино сидя на нефтяной игле,теперь на водную иглу подсядем laughing
        1. +6
          18 апреля 2013 11:01
          Цитата: Александр романов
          теперь на водную иглу подсядем

          Зато дышать легче будет!

          Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа.
          Виктор Черномырдин.
          laughing
        2. +10
          18 апреля 2013 12:05
          Цитата: Александр романов
          Эх ,жили себе спокоино сидя на нефтяной игле,теперь на водную иглу подсядем


          Вопрос то серьезный. вон у нас в районе водозабора и природных озер на севере Московской обл.( озеро Сенеж с цепью озер)ещё со времен Лужкова ведем народом борьбу против строительства москвичами кладбища на выкупленных лужковцами землях обанкроченного совхоза, Пока ситуация ни туда ни сюда. Как дальше будет неизвестно. Сейчас у меня колодец на участке- вода вкусная . ЖИВАЯ и экологически чистая и полезная, хоть на экспорт отправляй good А что будет если в зоне грунтовых вод будет кладбище? Вопрос риторический...Также думаю если не хуже будет и со сланцами...Потому эта тема мне наиболее понятна и близка,чистую воду никакими кулерами и деньгами не заменишь, можно только потерять безвозвратно то что создано самой природой.
          1. +5
            18 апреля 2013 13:55
            Вставлю свои пять копеек по поводу сложившейся экологической ситуации.

            Газ сам по себе в рассматриваемом аспекте никакой ценности не представляет (речь не идет о химической промышленности), а нужен лишь для получения электроэнергии. Чтобы её получить, этот газ надо сжечь, затратив примерно 11 кубов воздуха на кубометр природного газа.

            Основные продуценты кислорода на планете это тайга и океан (тропические леса, о вырубке которых было столько скандалов, сами потребляют кислорода немногим меньше, чем производят, в основном на гниение). Тайга есть у нас и в Канаде, причем обе страны как-будто соревнуются: кто быстрее уничтожит свои запасы. Океан основательно загажен (отравлен), продуктивность его непрерывно снижается (причем основную роль играют как раз маттрасники - он у них вместо помойки,ну и Китай с Японией не отстают, и прочие - поменьше, но тоже гадят по возможности).
            Наземная биота компенсирует в настоящее время лишь около 13% от антропогенного потребления кислорода, связанного со сжиганием ископаемого топлива.

            Вот как-то так.
            1. jjj
              +2
              18 апреля 2013 22:34
              На протяжении последних лет двадцати пяти мы не выбираем плановую лесосеку. То есть лес растет быстрее, чем мы вырубаем его запланированную часть. Иными словами, Россия лесами прирастает. Вот только погано, что очень часто вырубаются реликтовые леса, которым лет по пятьсот-шестьсот.
              1. +2
                19 апреля 2013 04:42
                Цитата: jjj
                То есть лес растет быстрее, чем мы вырубаем его запланированную часть.

                Это поля не паханные зарастают.
    3. 0
      19 апреля 2013 04:24
      Цитата: domokl
      Добыча будет расти соответственно,просто потому,что необходимо сохранить порядок цен.

      Вовсе нет необходимости сохранять порядок цен, важно не допустить скачкообразного поднятия цен. Придет время (нескоро) и в ход пойдут и сланцы и гидраты, а потом дойдет дело и до лунных запасов гелия-3
  6. +3
    18 апреля 2013 08:15
    Газпром уж как 5 лет понял, что время сверхдоходов закончились. Программа снижения издержек и повышения рентабельности внутри корпорации выполняется вовсю. Кадры толковые притекают в Газпром во все возрастающем количестве. Бардака хватает, но тенденция -налицо.
  7. fenix57
    +2
    18 апреля 2013 08:15
    Версий по данному вопросу более чем достаточно.В России достаточно специалистов в экономическо-политическо-нефте-газовой отрасле, что-бы сделать технологический "прорыв " России. Они не ошибутся(будем надеется)!
  8. 0
    18 апреля 2013 08:19
    http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=VORKFiBL1ow
  9. +6
    18 апреля 2013 08:30
    Риски конечно есть, так как наука и техника не стоит на месте. Выход это развитие конкурентноспособного производства высокотехнологичных товаров!!! Милер что то мутит! Опять же привлечение иностранцев....походу хочет продолжать грабить и насиловать нашу матушку природу! Но что конкретно бесит это то что они обленились все, привыкли идти наилегчайшим путем. Вместо того чтоб зазывать буржуев лучше б заводы строили! Опять же мутная-мистика по поводу технологий добычи углеводородов......у нашей страны колосальный опыт добычи, я думаю наши технологии ничем не уступают зарубежным! Доклад так сказать сделан на "отЪ...ись и дай денег, мы не виноваты что все проср...м!"
  10. +2
    18 апреля 2013 08:39
    Ну так эксперты подсчитали, что Бараку просто "продули уши". Ни какой перспективы в сланцевых запасах. А то,что мерикатосы уже наяву хапнули горя от рытья этих сланцев, это факт. И водичку пьют непонятно чем газированную и земелька валится неизвестно куда и насколько вглубь, и выход газов в атмосферу не понять какой. Это начало их энергетического конца. Ну а на фоне этого, чего им не повоевать еще с кем нибудь за энергоресурсы. Кто там на очереди?
  11. fenix57
    +1
    18 апреля 2013 08:50
    Цитата: krasin
    Тему о добыче сланцевого газа амеры подняли.

    Эта тема уже как пузырь "лопнула",есть такое мнение::http://pda.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/78275/
  12. +2
    18 апреля 2013 08:55
    По всей видимости Россия скоро и питьевую воду начнет активно экспортировать, свою то бурги засрут сланцевыми подрывами. Мелочь, а приятно :)
  13. +1
    18 апреля 2013 08:56
    На сколько я понимаю большинство экспертов сходятся во мнении сланцы-это бред! Чтоб их добывать рентабельно с учетом затрат на экологию цена на газ должна минимум примерно вдвое.
  14. +9
    18 апреля 2013 09:03
    России нужно реальный производственный сектор развивать и наукоемкие технологии. Локомотивом в этой области во все времена был ВПК. А объемы поставляемой за бугор нефти нужно сокращать, нечего их подкармливать.
    1. 0
      19 апреля 2013 04:29
      Цитата: rugor
      России нужно реальный производственный сектор развивать и наукоемкие технологии. Локомотивом в этой области во все времена был ВПК. А объемы поставляемой за бугор нефти нужно сокращать, нечего их подкармливать.

      Это одно из классических заблуждений - оставить нефть потомкам. Придет время и найдут замену нефти, тогда мы со своими "сохраненными для потомков" запасами будем бледно выглядеть. Каменный век кончился не потому что закончились камни.
  15. Михаил Топор
    +3
    18 апреля 2013 09:09
    наши докладчики какие-то паникеры bully может панекерство проплаченное?
  16. +4
    18 апреля 2013 09:11
    А что, добычей нефти и газа в мире только Россия занимается?И в случае удачи "прорывного" варианта (что весьма сомнительно) пострадают и все остальные экспортеры нефти.
  17. ник 1 и 2
    +1
    18 апреля 2013 09:16
    Не всегда коту масленица!

    Слов на них жалко.
  18. +4
    18 апреля 2013 09:18
    уже давно пора слазить с нефтяной и газовой иглы.....а лозунг США сланцевый прорыв похож на вторые звездные войны как с рейганом в свое время....уж больно много там подводных камней...но на рынок подобные заявления конешно будут влиять...нефть вон как в цене уже упала....вот только почему то я подъезжаю к заправке а бензин все дороже и дороже, господа чиновники наоборот все должно быть, хочу как раньше 17руб за литр laughing
  19. могус
    +4
    18 апреля 2013 09:23
    сланец-за 4 года добычи объемы уменьшаются в 10 раз (это выгодно?),при этом нужны химикаты и много воды. Чтобы добывать таким способом в течении длительного времени,им будет нужно отравить большие территории-вряд ли они на это пойдут. значит всё это временно (с какой целью?). Сейчас упала цена на золото-цену определяют Ротшильды,Рокфеллеры,и пр. Зачем они снизили цену? - из последних сил пытаются показать,что доллар имеет цену,а золото может "упасть".
  20. +5
    18 апреля 2013 09:24
    да ради бога, пусть свою землю взврывают сколька хотят)) у меня так лично 15га есть - картошку на крайняк посажу с голоду не сдохну
    И вообще у меня сложилось такое впечатление от всех этих експертов: чем "опаснее" прогноз, тем ценнее експерт, этот прогноз давший))
  21. +1
    18 апреля 2013 09:28
    А у них прищемка чё уже выросла?
  22. +1
    18 апреля 2013 09:28
    Цитата: darksoul
    уже давно пора слазить с нефтяной и газовой иглы.....а лозунг США сланцевый прорыв похож на вторые звездные войны как с рейганом в свое время....уж больно много там подводных камней...но на рынок подобные заявления конешно будут влиять...нефть вон как в цене уже упала....вот только почему то я подъезжаю к заправке а бензин все дороже и дороже, господа чиновники наоборот все должно быть, хочу как раньше 17руб за литр laughing


    вот тут плюсану, в стране добывающей столько нефти цены на бензин должны быть априори самыми низкими
  23. +12
    18 апреля 2013 09:45
    Самый оптимальный сценарий для России не продавать за бугор ни грамма газа и нефти, а использовать их для развития своей энергетики и транспорта.
    В России слишком высокие цены на электроэнергию и на горючее для транспорта, а это тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства.
    А если парням за бугром понадобятся наши нефть и газ пусть покупают за рубли по нашим ценам.
    Это самый оптимальный сценарий для России.
    1. djon3volta
      0
      18 апреля 2013 12:52
      Цитата: Корсар5912
      Самый оптимальный сценарий для России не продавать за бугор ни грамма газа и нефти, а использовать их для развития своей энергетики и транспорта.

      Россия и так более 40% добываемых углеводородов потребляет внутри страны.
      и что будет со страной если прекратить продавать нефть и газ?где валюту брать?СССР тоже продавал нефть и газ,вопрос - зачем он это делал?Каддафи и Хусейн тоже не хотели за доллары продавать свою нефть,и что с ними стало?где они сейчас?
    2. Earthman
      -9
      18 апреля 2013 12:56
      Будете опять жить в Совкостане
  24. 0
    18 апреля 2013 09:50
    Цитата: domokl
    Что то мне очень древнее в голову лезет...Программа Звездных войн в новом исполнении

    Вот именно так и подумал.
  25. 0
    18 апреля 2013 09:52
    Проверка комментария
    1. 0
      18 апреля 2013 09:53
      http://topwar.ru/26854-kak-amerika-prischemit-rossiyu.html
    2. 0
      18 апреля 2013 09:53
      тест тест тест тест тест
    3. Комментарий был удален.
  26. +2
    18 апреля 2013 09:58
    Вилами на воде писано, со стороны американцев это похоже на словестный онанизм, чем хуже прогноз для России или Китая тем он ценнее, я не знаю хорошо это или плохо но США все больше и больше становятся похожими на СССР позднего периода.
  27. 0
    18 апреля 2013 10:01
    Продавать газ по прежним ценам вряд ли удастся.

    Надеюсь...
    Надоел существующий хамский подход доморощенных нефтяников к отечественному потребителю:
    Справедливая цена бензина — столько, сколько можно за него получить, плюс десять процентов.
  28. 0
    18 апреля 2013 10:04
    Продавать газ по прежним ценам вряд ли удастся.

    Надеюсь...
    Надоел существующий хамский подход доморощенных нефтяников к отечественному потребителю:
    Справедливая цена на газ, бензин — столько, сколько можно за них получить, плюс десять процентов.
    1. +4
      18 апреля 2013 10:53
      Структура цены на бензин включает 12 параметров, причем более половины стоимости - это налоги. Их всего четыре: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составляет 8,11% стоимости бензина, налог на прибыль - около 10%, НДС - 15,25% и самая объемная налоговая составляющая - акциз, на который приходится 17,64%. Еще около 30% - это прибыль производителей и продавцов топлива, а производственные и транспортные затраты в цене бензина составляют менее 20%. Примечательно, что доля цены сырой нефти в стоимости бензина всего лишь 3,68%. hi
  29. avt
    0
    18 апреля 2013 10:09
    ,,Далее авторы советуют привлечь иностранных партнёров в консорциумы по освоению ресурсов (особенно в восточной части России, на шельфы и «нетрадиционные» месторождения). В страну пойдут иностранные инвестиции, а с ними и передовые технологии. При «рюриках», вероятно, будет обеспечен и «жёсткий контроль затрат», а также «результативности деятельности» (тут, очевидно, содержится прозрачный намёк на то, что наши-де ни контролировать, ни приятно удивлять результатами не умеют). Ещё будут получены «дополнительные гарантии сбыта продукции»"-------Ну вот собственно основное из всего этого сланцевого разводилова .Сразу вспоминается гога явлинский с яблочным законом о разделе продукции ,только вот от него отделались ,а тут как у Высоцкого ,,....ты их в дверь ,они в окно ..."Не знаю как ВВП ,но вот Твиттер Айфоныч Всехмедведий точно поведется ,после того как шельф норвегам отдал ,ну абсолютно не сомневаюсь .
    1. +3
      18 апреля 2013 10:21
      Цитата: avt
      а тут как у Высоцкого ,,....ты их в дверь ,они в окно ...

      А что бы Вы хотели? У Израиля нет своих: ни нефти ни газа.

      Об этом еще Голда Меир печалилась:
      Моисей водил нас по пустыне 40 лет, чтобы привести к единственному месту на Ближнем Востоке, где нет никакой нефти...
  30. +2
    18 апреля 2013 10:22
    Я думаю амеры пиарят себя чтоб на себя обратить внимание(предсмертная агония)отвлечь покупателей от России. Они явно выдумывают какие-то "засланцевые газы"в больших кол-вах, вся эта история смахивает на историю с F-35(воен.самолёт)= распиарили, даже умудрились найти лохов подписали контракты собрали бабло,а существование этих F-35 под сомнением. Я лично не верю в эти дрынолёты.
    1. avt
      +1
      18 апреля 2013 10:26
      Цитата: RUSmen
      Я думаю амеры пиарят себя чтоб на себя обратить внимание(предсмертная агония)отвлечь покупателей от России. Они явно выдумывают какие-то "засланцевые газы"в больших кол-вах, вся эта история смахивает на историю с F-35

      Скорее на ,,падение"нефтяных цен времен позднего СССР .Ну все стоны один в один ,только вот пришлось вложиться в ,,сланцевую революцию",а раньше было проще ,с саудитами договорились и вуаля - получите результат ,Мир минус СССР.
      1. +1
        18 апреля 2013 12:06
        Дело было тогда при СССР под руководством Брежнего(застойные времена)если бы эти "члены" партии пошевелились БЫ(только мямлили с экрана телевизора) возможно такого БЫ не было да ладно это всё в прошлом, сейчас наши нефтяники по всем щелям земного шара- рыщут под жопой у амеров нефть и газ добывают(Куба),перехватили шланг в Венесуэле. Амеров это бесит из-за этого и пускаю зловоние на весь мир.
    2. Akatsubasa
      +2
      18 апреля 2013 10:32
      Ф35 это ещё цветочки, они уже шестое поколение кричат, что в разработку отправили. Единственная авиадержава страна в мире, где никогда не было собственных истребителей 3 поколения, но были истребители 4 поколения, которые получали люлей от наших МиГ 21 и МиГ 23)

      А если возвращаться к теме, сланцевый газ это даже не пузырь и не афера. Это - варварство во всей красе. У меня как биолога сердце кровью обливается, когда понимаю, что результатом этой "революции" станут тысячи га отчужденных и непригодных ни для чего земель... Но как гражданина России меня устраивает, что американцы гадят у себя же во дворе. Глупость человеческая неизмерима, невозможно совершить "инновационный научный" скачок ЭКСТЕНСИВНЫМ путем со сроком полезной работы каждой ячейки 1-2 года... Да денег они получат от этого много, но ещё больше они потратят на восстановление тех самых отчужденных земель, которые они сами же и наплодят)
  31. +1
    18 апреля 2013 10:24
    всё это страшилки против России, обосруться на западе пыль глотать.
    скажу честно в России ещё сами русские до конца не знают что в недрах родины лежит.
    всё это пиар ходы по сбитию цены на энерго-ресурсы не более.
    через 10 лет посмотрим на независимую американскую энергетику,а из доклада видно, что мы увидим лунный американский пейзаж.
  32. +2
    18 апреля 2013 10:25
    Не претендую на экспертную оценку, но как вариант такой сюжет:
    -ряд экспертов уже высказали мнение, что сегодняшняя цена на сланцевый газ в США ниже себестоимости добычи, транспортировки(проанализировав информацию по добыче сланцевого газа не вижу причин в этом сомневаться),дальнейшей эксплуатации существующих скважин будет сопутствовать резкое падение их отдачи и по сему себестоимость сланцевого газа будет только расти
    -полагаю в настоящий момент в какой-то форме разница цен субсидируется из бюджета США.
    Думаю цель этих действий не доминирование на энергетическом рынке в дальней перспективе, а падение цен на природный газ в ближайшей, и как следствие снижение поступлений в федеральный и, как следствие, в военный бюджеты. Наверняка в ближайшие 3-5 лет США в очередной раз отработают сценарий выхода из экономического кризиса с помощью мировой мясорубки, каковая невозможна без участия ключевых игроков России и Китая. Учитывая активное перевооружение российской армии (со всеми сопутствующими подводными камнями и коррупцией)время играет на нас и против них, поэтому основная цель - не дать качественно перевооружиться, а сланцевый газ с пиаром вокруг него один из множества механизмов для этого.
    1. +3
      18 апреля 2013 10:29
      Цитата: velikoros-88
      каковая невозможна без участия ключевых игроков России и Китая

      Русские на удивление европейцам, разворачиваются на восток:
      В отношениях России и Китая нефть и газ постепенно вытеснят Маркса и Ленина.
  33. +5
    18 апреля 2013 10:26
    Вся эта "сланцевая революция" очень уж напоминает мне проект СОИ если кто помнит.... Так же нас пугали "звёздными войнами", на деле всё оказалось грандиозной аферой с целью развести СССР на бабки...
    1. Akatsubasa
      +1
      18 апреля 2013 10:34
      Именно, товарищ! Точно такая же мысль пришла в голову!
  34. +2
    18 апреля 2013 10:26
    Автору + за статью и вообще за публикацию систематического качественного материала
  35. +2
    18 апреля 2013 10:26
    Очередная амерская бутофория.
  36. +1
    18 апреля 2013 10:36
    опять разговоры про сырьевую иглу.ну и что?чем богаты то и продаем.все так делают.даже амеры и то хотят сесть на эту иглу только у них плохо получается . хорошо получается только ядом брызгать и советы бесполезные давать.а еще прогнозы строить о том как нам без них плохо будет.странно - пол мира вообще ничего не производит и никто по этому поводу не парится одни США беспокоятся о нашем будущем.
    1. Akatsubasa
      +1
      18 апреля 2013 10:38
      Заботиться об ослаблении позиций конкурента и поддержании их на таком стабильном уровне в течение максимально долгого времени - отличительная черта рыночной экономики)
  37. +2
    18 апреля 2013 10:42
    Цитата: ИНТЕР
    Недавно смотрел видео репортаж о сланцевом газе, всё раздуто и разрекламированно, экологии причиняет невосполнимый ущерб, компании добытчики нерентабельны. Так что ерунда всё это.

    На мой, пусть и не опытный, взгляд - сланцевая революция это величайшая из мистификаций нашего времени с далеко идущими целями.
    И еще.
    Почва превращается в выжженную землю. Похоже на лунный пейзаж. Мало кто согласится на такое

    Вы это Януковичу скажите.
  38. lubin
    +1
    18 апреля 2013 10:42
    Цитата: Smoke
    Цитата: darksoul
    уже давно пора слазить с нефтяной и газовой иглы.....а лозунг США сланцевый прорыв похож на вторые звездные войны как с рейганом в свое время....уж больно много там подводных камней...но на рынок подобные заявления конешно будут влиять...нефть вон как в цене уже упала....вот только почему то я подъезжаю к заправке а бензин все дороже и дороже, господа чиновники наоборот все должно быть, хочу как раньше 17руб за литр laughing


    вот тут плюсану, в стране добывающей столько нефти цены на бензин должны быть априори самыми низкими

    Для начала надо с НКО разабратся,а потом можно будет и поговорить о снижении цен на энергоносители внутри РОССИИ .НУ вот не верю я англосаксам,матрасникам пострадавшим от добычи сланцегова газа верю,а им нет.С меня хватило звёздных войн и развала СССР.И не надо сюда к нам никаких зарубежных горе специалистов,хватит наелись,детям стыдно в глаза смотреть. hi
  39. +1
    18 апреля 2013 10:43
    Очередные "звездные войны". Американцы известные пиарщики. Убьют экологию и будут воду покупать - флаг в руки , камаз навстречу. А скорее всего они под эту тему других подопытных подпишут - Украину, например. А России лишний повод озаботится своей экономикой - ведь не газом единым.
  40. +1
    18 апреля 2013 11:09
    Дмитрий Менделеев, российский ученый, химик:
    Сжигать нефть все равно что топить печку ассигнациями.
    А солнечная энергетика развивается слабо, потому что Солнце не принадлежит нефтяным компаниям.
    what
  41. +2
    18 апреля 2013 11:09
    Продавать газ по прежним ценам вряд ли удастся. Единственный выход —

    сжигать его и вырабатывать энергию и поставлять её по низким ценам населению и предприятиям. это возможно так как запасы газа огромны и себестоимость добычи невысока.
  42. pantech15
    0
    18 апреля 2013 11:11
    я считаю что американцы просто начинают биться в конвульсии хотя наверно я преувеличил чуть чуть просто стабильность США держалась на финансовой составляющей гос. обязательств как мы увидели что обязательства эти в большинстве своём оказались пустышками и инвесторы стали больше смотреть на материальные составляющие именно поэтому сейчас ажиотаж на рынке драг.металлов на доллар уже не смотрят как на гарант стабильности потому как он откравенно ни чем кроме вс сша не обеспечен (про интеллектуальную собственность не говорю т.к. она в руках частников) вот американцы с помощью СМИ и пытаются заверить мир что у них есть и газ и нефть да ещё и в гигантских количествах и всплыл этот факт почему то именно после больших проблем с американскими фин. институтами а не во времена когда нефть и газ стоили гораздо дороже нынешних цен хотя технология добычи из сланца далеко не нова
    1. 0
      18 апреля 2013 22:23
      Мое мнение, что американцы начинаю паниковать из-за наступающего энергетического голода, начинают метаться из угла в угол. Начиная добывать сланцевый газ им даже наплевать на экологию своей страны. Когда они отравят природу в своей стране, там будет невозможно жить.
  43. +1
    18 апреля 2013 11:31
    Цитата: Smoke
    да ради бога, пусть свою землю взврывают сколька хотят)) у меня так лично 15га есть - картошку на крайняк посажу с голоду не сдохну

    Если че пару соток около забора выделишь? А я уж помогу чем смогу.
  44. +2
    18 апреля 2013 11:48
    Цитата: Сухов
    Не так труба кормит, как ее ответвления...

    Во время инспекции газопровода в Казахстане была обнаружена несанкционированная врезка в МГ. Приехавшие охранники сделали о-О-очень удивленные лица. Сказали накажут всех. Но попросили побыстрее уехать. Ну и промолчать на всякий случай.
  45. Prinse
    +1
    18 апреля 2013 11:54
    Какой к черту сланцевый газ ели его добыча не окупается даже, плюс огромный вред окружающей среде и много других факторов.У нас запасы огромны и даже если мы их добудем меньше,то нашим детям достанется хоть что то и внукам, а в нашей доблестной америке даже природа будет загажена.По сведениям директора Института проблем нефти и газа РАН академика Анатолия Дмитриевского, себестоимость добычи сланцевого газа в США на 2012 год — не менее 150 долларов за тысячу кубометров. По мнению большинства экспертов, себестоимость добычи сланцевого газа в таких странах, как Украина, Польша и Китай, будет в несколько раз выше, чем в США.

    Себестоимость сланцевого газа выше, чем традиционного. Так, в России себестоимость природного газа со старых газовых месторождений, с учётом транспортных расходов, составляет около $50 за тыс. куб. м
  46. 0
    18 апреля 2013 11:55
    Мы слишком много продаём газа и нефти в ЕС. Это приводит нас (производителя энергоресурсов) к ЗАВИСИМОСТИ от них (потребителя энергоресурсов). Надо уменьшать эту зависимость, сокращать поставки в эуропу, за счёт поставок по другим направлениям, прежде всего - тихоокеанскому.
    1. 0
      18 апреля 2013 14:21
      Цитата: Tektor
      Надо уменьшать эту зависимость, сокращать поставки в эуропу, за счёт поставок по другим направлениям, прежде всего - тихоокеанскому.

      Русские на удивление европейцам, разворачиваются на восток:
      В отношениях России и Китая нефть и газ постепенно вытеснят Маркса и Ленина.
      hi
  47. +3
    18 апреля 2013 12:09
    Наши трубопроводы уже построены и окупаются.
    Прибыли чуть больше, чуть меньше - но она будет!!!
    Система, обеспеченная ВС РФ работает.
    Для этого и затевалось перевооружение армии.
    На чём делать доход решим по ходу.
  48. -2
    18 апреля 2013 12:45
    Я рад сланцевым возможностям Америки.
    Это не враз, у нас еще есть время. нефтяная игла сгубила СССР, сгубит и Россию,
    а тут есть угроза потери рынка, может потихоньку слезем с халявы.
  49. +1
    18 апреля 2013 12:53
    Проект "Сланцевые углеводороды" позволяет Америке решать несколько задач:
    • Обеспечение относительно краткосрочной энергетической безопасности. В это же время, разрушив инфраструктуры "углеводородных" государств, создать на их месте потенциальных заемщиков "легкопечатаемых" долларов.
    • Поддержка собственной экономики за счет государственного субсидирования проекта.
    • Дать надежду Европе и Китаю на возможность "соскочить с российской иглы" и втянуть их в затраты на тупиковую технологию.

    Ну, а то что "команду" Миллера надо приводить в порядок — это очевидно. Нефтянка должна работать на Россию, а не себя.
    1. Akatsubasa
      0
      18 апреля 2013 13:02
      Цитата: GrBear

      • Поддержка собственной экономики за счет государственного субсидирования проекта.

      Прости, но как страна с таким большим внутренним долгом может себе позволить брать на себя обязательства по таким огромным по масштабам проектам? Нет само собой можно вспомнить про пресловутый станок и что удешевление валюты самое выгодное обстоятельство для выплаты долга... Но меня терзают смутные сомнения, а дальше то что?) Ну уж слишком спекулятивная информация какая то.
  50. +2
    18 апреля 2013 13:00
    Очень похоже на хорошо спланированную дезу, мол, мы нефтью зальем весь мир, бойтесь и трепещите. Хотя и нашим нефтяным олигархам не мешало бы подумать, не все же футбольные клубы да яхты покупать, надо бы и в производство вложиться.
  51. Rogue
    +1
    18 апреля 2013 13:39
    Цитата: Xtra1l
    Вот как выглядит пейзаж после сланца

    Наши кустовые площадки нефтянки примерно так же выглядят сверху
  52. 0
    18 апреля 2013 13:48
    "В случае реализации технологического «прорывного» сценария у России появится шанс с иглы соскочить. Нет худа без добра. Не дадим Америке нас прищемить, а, ребята?"
    Вот в чем суть данной статьи.Сохраним свои ресурсы на долгосрочные планы,поумерим аппетит некоторых олигархов,сохраним свою экологию и увидим планету Марс на территории США и им подобным,наконец увидим расцвет нашей промышленности и науки. good
  53. Genoezec
    0
    18 апреля 2013 13:52
    ерунда этот сланец! laughing
  54. 0
    18 апреля 2013 14:18
    главным решением будет являться развитие наукоёмких технологий и новых источников энергии. Для этого "всего-то" надо поскрести по закрытым научным городам и НИИ, в которых ещё в 80-х годах уже были наработки в этих сферах.
    И вот когда мы "свои" газо- и нефтедоллары начнём усиленно вкладывать в развитие этих технологий, тогда действительно можно будет утверждать, что жизнь в стране улучшается
  55. 0
    18 апреля 2013 14:23
    Янки всегда относились к своему населению как к скату, они по любому будут добывать сланцевый газ, ради
    мирового господства. России только и остается что ждать, или на деньги от придонного природного газа создать альтернативный источник бесплатной энергии, что создаст равновесие в мире, и избавит мир от янков.
  56. 0
    18 апреля 2013 14:43
    Доброго времени суток! Я, отчасти связан с нефтедобычей вверху есть ряд дельных коментов по данному вопросу. Сланцевый газ можно обсуждать с разных сторон есть + и - чего больше покажет время. В статье есть очень важный момент - обсуждение технологии добычи, далее коменты участников!
    Цитата: Папакико
    При класическом способе не сильно отличаются внешне.
    А Гидроразрывы нефтеносных и газоносных пластов практикуются практически на всех месторождениях ХМАО, ЯНАО.

    Лично не знаком, но абсолютно согласен с мнением товарища. В гидроразрыве нет ничего нового, да и химию при традиционном способе добычи тоже применяют. Но и не это главное, одна из причин сотрудничества с западными НК, это именно передовые технологии. Я "не знаю", что от нас хочет ВР но нам нужны технологии шельфового бурения и добычи собственных нет, а Чубайс не хочет (не может) придумывать!!! На мой взгляд в будущем, в ТЭК будет лидировать тот у кого более совершенные и как сейчас любят говорить "энергоэффективные" технологии.
  57. Vtel
    +1
    18 апреля 2013 15:35
    Если Янки будут заниматься добычей сланцев - он скоро превратятся в засра...цев. Извините за каламбур.
  58. 0
    18 апреля 2013 15:46
    Тоже видел на ютубе ролик как в США это сланцевый газ добывают.Заливают в скважину химикаты и происходит разрыв пластов.Отравляют всю воду в округе, болеют люди,животные.Короче будет у них не сланцевая революция а закат ихней цивилизации. hi
  59. +3
    18 апреля 2013 16:20
    В цивилизованной Явропе, где вопрос об экологии один из самых острых, уже сворачивают проекты по "сланцу".
    А тем странам, которые "во главу угла" ставят энергетическую безопасность, придётся выбирать между экологией и экономикой.
    Учитывая "всплывшие" данные о нерентабельности проекта, невольно вспоминаешь фильм "Волга-Волга": "Америка России подарила пароход...".
    Так как, "Сланцевый бесплатный пароход" может нанести непоправимый ущерб в густонаселённых территориях, вопрос явно перешёл из экономического в политический.
    hi
  60. Rainger
    +2
    18 апреля 2013 17:49
    Атомную энергетику американе просрали теперь пытаются добывать сланцевый газ их проблемы в общем-то... А нашим надо развивать мирный и не очень атом и идти дальше в будущее точка...
  61. shpuntik
    +2
    18 апреля 2013 17:57
    Агонизируют звёздо-полосатые. Спишут их в утиль, весь инвестор в Китай уйдёт. Пример: Детройт. Не выгодно стало авто "клепать", технологии ушли к конкурентам. Поборолись с японцами в 80-х, теперь тот же Китай научился делать. Бросили целый город. Легко. У топ-менеджеров запасной аэродром завсегда есть. Что касается этих, пресловутых гидроразрывов, то они без воды питьевой останутся и без рыбы. И будет у них: Голый Вуд.
  62. 0
    18 апреля 2013 18:04
    Я так понял, что когда запад развернёт масштабную добычу сланцевого газа, нашему Газпрому каюк. Однако, учитывая, что у них из за этой самой добычи сократятся запасы питьевой воды, будем гнать по трубопроводам воду из Байкала по спекулятивной цене am
    1. shpuntik
      +2
      18 апреля 2013 23:16
      cumastra1 Сегодня, 18:04 "... будем гнать по трубопроводам воду из Байкала по спекулятивной цене."
      Из Байкала - жирновато будет :-) Вот айсберги с севера сплавлять-в самый раз. Лёд то, сам намораживается.
  63. LAO
    LAO
    -4
    18 апреля 2013 18:15
    Непонятно почему на военном сайте начали решать вопросы геологии?
    Я работаю в горной промышленности и имел отношение к добыче сланцевого газа - там больше вопросов чем ответов.Всё неоднозначно, и в одних случаях это выгодно, а в других - нет.
    Вряд - ли писавший статью геолог, а так-же геологи и горняки те кто оставил свои комментарии.
    Да они не только не геологи, но и не военные. Военные всегда уважительно относились к своим противникам (исключение составляют фашисты и работники нквд), а здесь только и читаеш "гейропа,явропа,укры,амеры,ж...ы"
    По вашим статьям и коментариям создаётся впечатление о всей стране!
    Отсутствие знаний компенсируется избытком эмоций.
    В статье затрагиваются вопросы экономики, а это десытый уровень знаний, геология первый уровень.Не имея первого уровня все лезут на 10.Соберите всю научно - техническую информацию, а потом оставляйте резюмэ.
    1. 0
      18 апреля 2013 19:14
      Россия официально признала сланцевый газ стратегической угрозой своим интересам
      Александр Новак 16:48 4.02.2013Рубрика: Экономика

      http://warfiles.ru/show-23321-rossiya-oficialno-priznala-slancevyy-gaz-strategic
      heskoy-ugrozoy-svoim-interesam.html
      1. LAO
        LAO
        +1
        18 апреля 2013 21:39
        Россия официально признала сланцевый газ стратегической угрозой своим интересам
        Александр Новак 16:48 4.02.2013Рубрика: Экономика

        Позтому и пугает всех страстями по сланцевому газу?
        "Не ходите дети в Африку гулять!!!"
    2. +2
      19 апреля 2013 04:45
      Цитата: LAO
      Я работаю в горной промышленности и имел отношение к добыче сланцевого газа - там больше вопросов чем ответов.Всё неоднозначно, и в одних случаях это выгодно, а в других - нет.

      Не нужно быть геологом чтоб понять что одна труба работающая 30 лет дешевле чем десять труб, работающих три года.
      Цитата: LAO
      а они не только не геологи, но и не военные. Военные всегда уважительно относились к своим противникам (исключение составляют фашисты и работники нквд), а здесь только и читаеш "гейропа,явропа,укры,амеры,ж...ы"

      Они наши враги, что их теперь, в десны целовать? Вот пусть их профессионалы и уважают, если они того заслуживают.
      Цитата: LAO
      В статье затрагиваются вопросы экономики, а это десытый уровень знаний, геология первый уровень.Не имея первого уровня все лезут на 10.Соберите всю научно - техническую информацию, а потом оставляйте резюмэ.

      Прям высшая математика, чтоб понять что десять труб дешевле одной. Я понимаю что для Вас это высшая математика, но у нас это в садике проходят.

      Упреждая Ваши возражения добавлю, чем глубже копаешь (в смысле изучаешь вопрос, а не копаешь скважину smile ), тем недостатки сланцевого газа усугубляются, а преимущества природного газа ростут.
      1. LAO
        LAO
        0
        19 апреля 2013 22:34
        30лет лежит - пора отрезать и на металлолом!

        Похоже из детского садика вы ещё не вышли.

        Когда с помощю этой трубы нас хотят затянуть в старый омут - пусть сланцевый газ плохой, но свой!

        300 лет совмесной жизни никчему хорошему не привели. Опять хотите Украину заграбастать? Разве России мало земли?
        Почему Россия до сих пор продаёт сырьё? Даже Китай и Ю.Корея завалили мир своей продукцией. А Россия?..
        Небыло бы вопроса если бы производили что-то путное. Да! Как поживает ваш Ё-мобиль или уже забросили?Хотелось бы увидеть образец, точитать ТТХ...
        В России только президент путный, а экономика как была 300 лет распутной так и осталась.
        1. 0
          23 апреля 2013 14:22
          Цитата: LAO
          300 лет совмесной жизни никчему хорошему не привели. Опять хотите Украину заграбастать? Разве России мало земли?

          А вы чужую землю не считайте, со своей разберитесь.
          Цитата: LAO
          Как поживает ваш Ё-мобиль или уже забросили?Хотелось бы увидеть образец, точитать ТТХ...

          Я езжу на продукции АвтоВАЗа, нужны ТТХ?
          Цитата: LAO
          В России только президент путный, а экономика как была 300 лет распутной так и осталась.

          Конечно, а как же иначе, мы же не грабим весь мир, как ваши хозяева из Госдепа.
  64. НАПОЛЕОН
    0
    18 апреля 2013 18:34
    наступаем на теже грабли что и ссср в союзе эпоха (благоденствия) закончилась олимпиадой и у нас видимо тоже. soldier
  65. +1
    18 апреля 2013 21:14
    Флаг им в руки, изгадят страну, пусть потом не вякают! Ещё на Украине зашевелились сторонники добычи сланцевого газа, тоже весь Юго-Восток страны испоганят к чёрту, как быть?
  66. санек1912
    0
    18 апреля 2013 21:25
    Землятресения - это что то загнул.
    1. Akatsubasa
      0
      20 апреля 2013 10:22
      Возможность землетрясений именно на восточной Украине при таких разработках существует. Там достаточно большие меловые пласты, а значит, скорее всего карст. Я очень надеюсь на профессионализм тех кто может быть (не дай им боги начать) забудет о поведение карста после взрывных работ и самое главное, после изменения ph грунтовых вод (в любую сторону!)... Перспективка пугает
  67. 0
    18 апреля 2013 22:06
    Цитата: пенсионер
    Цитата: Smoke
    да ради бога, пусть свою землю взврывают сколька хотят)) у меня так лично 15га есть - картошку на крайняк посажу с голоду не сдохну

    Если че пару соток около забора выделишь? А я уж помогу чем смогу.

    да не вопрос)) все равно не занимаюсь пока....так достался пай в наследство от деда с бабулей
  68. SEM
    SEM
    +1
    18 апреля 2013 22:19
    НУ ЧТО ВЕСТИСЬ НА НОВЫЙ АМЕРСКИЙ ФУФЛОМИЦИН(выдумку) который раз они всех пытаются развести весь честный мир,ИХ враньё настолько очевидно что Я незнаю на что оно расчитано . Можно предположить только одно что им скоро настанет закономерный конец.... вот и мучают всем мозги своими новыми выдумками .......
  69. stranik72
    0
    18 апреля 2013 22:39
    "Можно предположить только одно что им скоро настанет закономерный конец.... вот и мучают всем мозги своими новыми выдумками ....."
    Для такого заявления нет ни каких оснований, у нас в экономике проблем больше, цена на нефть упадёт ниже 80 дол, за баррель устойчива продержится около года и все завтра все мы будем с кастрюлями пустыми на улице. У нас реально проблемы в промышленном секторе экономики, мы практически ничего не производим сами, у нас большая зависимость в продовольственном секторе от запада, нам нужно думать (а лучше работать) о собственной стране, а не мечтать о крахе полосатых.
    1. SEM
      SEM
      +1
      19 апреля 2013 22:46
      И снова обратимся к истории и вспомним сколько раз Амеры всех обманывали,вводя в заблуждения а потом выезжали на дивидентах от своего вранья!!! ПРИМЕР Ирак с оружием массового поражения,ПРИМЕР СОИ в 80х годах ну покопаитесь в истории и всё встаёт на место ,а сейчас что происходит ну снова непонемаете?????
  70. _Forgiven_
    +2
    19 апреля 2013 01:18
    Эти скоты своим сланцевым газом на Украине только людей переполошили. Все начинают кипиш, у кого есть недвижимость начинают ее продавать за копейки ссылаясь на добычу сланца. А тут вдруг откуда не возьмись нарисовываются немцы которые скупают землю гектарами. А на самом деле, в Донецком краю сланец добыть просто невозможно из-за того что почва вся в трещинах. Нет просто гарантий что газ пойдет туда куда нужно, а не выйдет из какой-нибудь трещины в земле. Скоты одним словом со своим сланцем
  71. AndreyAB
    +1
    19 апреля 2013 07:34
    А вообще то наивные размышления о сланцевом газе и т.д., прорывом и заменителем нефти и газа могут стать только альтернативные источники энергии, всё остальное простая порча воздуха. Мало того, те усилия которые в своё время были затрачены нефтеными магнатами на устранение конкурентов в альтернативных источниках, способных заменить нефть и газ, и усилия затрачиваемые сейчас, то не скоро сланец заменит природные энергоносители.
  72. +2
    19 апреля 2013 09:45
    Есть такое личное подозрение,что вся эта шумиха есть попытка сбить цены.Как я на рынке делаю,скока-скока.Озверел что ли!Счаз на соседнем ряду дешевле видел,там куплю.Старый,очень старый трюк,тысяч этак 15 ему лет.Но работает.Правда иногда продавец кидается искать того кто дешевле торгует,набить лицо гаду,чтоб торговлю не перебивал.
    1. Akatsubasa
      0
      20 апреля 2013 10:26
      Спекулятивный момент безусловно имеет место быть, но нужно же учесть и вариант, что если они у них все получится и будет произведено достаточное количество кубометров газа, и лишний газ они захотят толкнуть на мировой рынок, хочешь не хочешь цены упадут и так. Усмешка Миллера в этом смысле очень пугает, не стоит снова превращать страну в колосса на глиняных ногах)
  73. 0
    19 апреля 2013 11:31
    sdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdfsdf