Развитие и перспективы ВВС НОАК

20
Современные вооруженные силы обязаны располагать развитой боевой авиацией. Опыт конфликтов последнего времени показал, что именно военно-воздушные силы способны оказать значительное влияние на ход боев, а в некоторых ситуациях даже стать единственным активным участником конфликта. Ведущие страны мира понимают это и поэтому развивают свои ВВС. США, Россия и Китай активно работают над строительством самолетов имеющихся моделей, а также ведут собственные проекты с заделом на будущее. К примеру, Китай в настоящее время занимается доводкой сразу двух истребителей пятого поколения, которые в течение следующих десятилетий будут основой его ВВС. Стоит отметить темпы развития китайской военной авиации: за последние несколько лет авиастроители КНР сделали очень много для обновления военно-воздушных сил в количественном и качественном аспекте.

Ранее и сейчас

Всего полтора десятка лет назад ВВС Народно-освободительной армии Китая являли собой специфическое зрелище. Во второй половине девяностых годов в частях имелось достаточно большое количество заведомо устаревшей техники. В 1996-98 годах, по разным оценкам, в китайских ВВС было несколько сотен истребителей Shenyang J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19). Кроме того, на хранении находилось некоторое количество еще более старых Shenyang J-5 (МиГ-17). В такой ситуации несколько сотен истребителей Chengdu J-7 (копия МиГ-21) смотрелись как последняя надежда Китая в случае полномасштабного конфликта.

Shenyang J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19)

Shenyang J-5 (МиГ-17)

Chengdu J-7 (копия МиГ-21)


Тогда же, во второй половине девяностых начались некоторые программы, реализация которых привела ВВС Китая к современному состоянию. Прежде всего необходимо отметить истребитель Shenyang J-11. За несколько лет до появления этого самолета Пекин договорился с Россией относительно сборки самолетов Су-27СК на китайских производственных мощностях. В дальнейшем произошло несколько неоднозначных событий, после которых компания Shenyang Aircraft Corporation продемонстрировала самолет J-11, якобы разработанный ей самостоятельно на базе российской конструкции. В крупносерийное производство пошел именно J-11.

Shenyang J-11

Chengdu J-10


Почти одновременно с китайским Су-27СК под индексом J-11 в воздух поднялся другой истребитель – Chengdu J-10. Существует мнение, согласно которому J-10 проектировался с использованием информации, полученной от израильских инженеров из компании IAI, и поэтому в некоторой мере повторяет истребитель Lavi, так и не дошедший до серийного производства. Тем не менее, и на этот раз китайские авиастроители отрицают какую-либо связь с зарубежными конструкторами и продолжают позиционировать самолет J-10 исключительно как самостоятельную разработку за авторством компании Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG).

Рассматривая развитие истребительной составляющей ВВС Китая, нельзя не упомянуть закупленные у России самолеты. В настоящее время китайские военные летчики используют машины сразу нескольких типов: Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2. По своей численности эти самолеты проигрывают истребителям любого другого современного типа, производимого в Китае. Так, по данным на начало прошлого 2012 года, в ВВС НОАК имелось около 170-180 самолетов марки «Су». Самым массовым истребителем китайского производства при этом был Chengdu J-10 (не менее 200-220 единиц). На втором месте по численности оставались истребители Shenyang J-8 (разработка на основе МиГ-21 и МиГ-23) – около 220-230 самолетов. От них незначительно отставали копии Су-27СК – Shenyang J-11, коих к началу прошлого года собрали более 160-170.

Точное количество имеющихся в войсках и на хранении истребителей устаревших моделей остается неизвестным. По разным оценкам, их число колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч. Точно так же нет достоверной информации относительно их будущего. Командование Китая не делится своими планами и поэтому одновременно существуют разные версии, согласно которым устаревшую технику постепенно спишут и утилизируют; оставят, что называется, на черный день; или же переоборудуют в самолеты-мишени или беспилотные летательные аппараты других типов.

На фоне активного обновления материальной части истребительных подразделений китайских ВВС достаточно интересно смотрится состояние бомбардировочной авиации. В настоящее время Китай располагает лишь одним типом дальних бомбардировщиков – Xian H-6. Эти самолеты являются лицензионной копией советских Ту-16 и служат с конца пятидесятых годов. Стоит отметить, H-6 эксплуатировались не только в Китае, но и в Ираке и Египте, причем последняя из этих машин была списана еще в 2000 году. В ВВС НОАК имеется порядка 120-130 бомбардировщиков H-6 и около десятка заправщиков HY-6, построенных на их базе. Информация о создании нового самолета аналогичного назначения отсутствует, в связи с чем будущее H-6 с каждым годом смотрится все хуже и хуже, а стратегия развития дальней авиации Китая в целом оставляет массу вопросов.

Xian H-6 (копия Ту-16)

Nanchang Q-5


Чуть лучше ситуация со специализированной штурмовой авиацией. В частях находится более двух сотен штурмовиков Nanchang Q-5, созданных более сорока лет назад. Они постоянно модернизировались, но к настоящему времени считаются устаревшими. Кроме того, не так давно от Q-5 отказался один из зарубежных эксплуатантов. Весной 2011 года Пакистан закончил списание своих штурмовиков, купленных у Китая. Несколько десятков таких самолетов до сих пор служат в некоторых азиатских странах.

Нынешние проекты

В течение следующих лет старая техника будет списываться, а вместо нее строевые части получат самолеты новых моделей. Так, в последнее время ходит много разговоров об истребителе Shenyang J-11B, являющемся глубокой модернизацией J-11/Су-27СК. Согласно некоторым источникам, серийное производство J-11B началось еще во второй половине двухтысячных годов и к настоящему времени произведено несколько десятков таких самолетов. Также приводятся сведения о переоборудовании оригинальных J-11 в модернизированный вариант с литерой «B».

Второй китайский проект, на который возлагаются большие надежды – палубный истребитель Shenyang J-15. Согласно официальным китайским данным, этот самолет является развитием предыдущего «сухопутного» J-11, но в околоавиационных кругах основой для него (и не без оснований на то) считается советский самолет Т-10К (прототип Су-33). В настоящее время J-15 проходит испытания, в том числе и на авианосце «Ляонин». Начало серийного производства первого китайского палубного истребителя запланировано на 2015 год. С учетом имеющейся сейчас информации можно предположить, что будет собрано несколько десятков таких самолетов для оснащения первого китайского авианосца. После этого, если Китай начнет строительство своих авианосцев, производство J-15 может продолжиться.

Shenyang J-15

J-20


В течение последних лет Китай начал два проекта по созданию истребителя пятого поколения. В начале 2011 года компания CAIG подняла в воздух первый прототип истребителя J-20. За прошедшее время было построено не менее трех или четырех опытных самолета, которые совершили в общей сложности несколько десятков полетов. Характеристики J-20 до сих пор засекречены, а все имеющиеся данные носят сугубо оценочный характер. Единственная достоверная информация касается сроков начала производства и эксплуатации. Первые J-20 уйдут в войска не ранее 2016-17 годов.

Осенью прошлого 2012 года состоялся первый полет другого перспективного истребителя пятого поколения – Shenyang J-31. Ранее на одной из китайских авиационных выставок демонстрировалась модель самолета F-60, очертания которой сильно напоминали новый J-31. В результате появилось предположение, что J-31 представляет собой доработанный вариант F-60. Из материалов, показанных на выставке, также были сделаны выводы о примерных характеристиках перспективного истребителя. Тем не менее, официальных данных по J-31 пока нет. Имеются сведения о существовании двух самолетов-прототипов и возможном строительстве еще, как минимум, одного. Информация о сроках завершения разработки и доводки, а также начала серийного производства до сих пор не стали достоянием общественности.

Shenyang J-31


Нетрудно заметить, что военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая переходят к современному способу оснащения техникой. В войсках эксплуатируется несколько типов самолетов, причем численность каждого из них не превышает пары сотен. Те времена, когда военные летчики одновременно использовали несколько тысяч однотипных машин, для Китая прошли. Этот факт может служить свидетельством в пользу версии о развитии качественной составляющей ВВС, а не количественной. И действительно, имеющиеся сведения о характеристиках современных китайских самолетах прямо говорят об их значительном превосходстве над техникой прежних лет.

Кроме того, не стоит забывать вертолетную технику и вспомогательную авиацию. Так, в течение последнего времени ВВС НОАК получили 60 ударных вертолетов WZ-10. Их нельзя считать в полной мере китайскими (в разработке проекта ведущую роль играла российская компания «Камов»), но при этом именно эти машины в ближайшее время станут основой ударных вертолетных подразделений и придут на смену предыдущим моделям того же назначения. Примечательно, что общее количество имеющихся в войсках ударных вертолетов (Harbin Z-9 и Changhe Z-11) незначительно превышает число заказанных WZ-10 и составляет не более 70-80 единиц.

WZ-10


Вспомогательная авиация ВВС Китая имеет в своем составе несколько сотен самолетов различных моделей, собранных на китайских предприятиях и заказанных за рубежом. Так, парк транспортных самолетов позволяет перевозить широкий спектр грузов различного веса и конфигурации. Самым массовым транспортником при этом является легкий самолет Shijiazhuang Y-5 (копия советского Ан-2), а самым современным – последние модификации машины Shaanxi Y-8. Большие надежды Китай возлагает на новый проект Xian Y-20. Военно-воздушные силы НОАК имеют опыт эксплуатации советских и российских самолетов Ил-76, из-за чего выказали желание получить аналогичную машину отечественного производства. В конце января текущего 2013 года Y-20 впервые поднялся в воздух. Начало эксплуатации запланировано на 2017-18 годы. После начала службы Xian Y-20 станет самым грузоподъемным самолетом китайских ВВС – он сможет перевозить до 60-65 тонн.

Shijiazhuang Y-5 (копия советского Ан-2)

Xian Y-20

KJ-200


Нужно отметить еще одно важное направление, свойственное современным военно-воздушным силам и развиваемое Китаем в настоящее время. В начале двухтысячных годов с перерывом в несколько лет были построены в небольшой серии три типа самолетов дальнего радиолокационного обнаружения: KJ-200, Y-8X и Y-8J. Характерной особенностью этих самолетов стал выбор базовых машин. В качестве основы для KJ-200 китайские инженеры взяли российский Ил-76, для остальных – очередную модификацию самолета Y-8, созданного на основе советского Ан-12. Таким образом, в обозримом будущем Китай сохранит возможность строительства самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, а машины, похожие на KJ-200, получат новую базу в виде Y-20 собственной китайской постройки. В свете этих данных интересно смотрятся регулярные, но пока не подтвержденные слухи последнего времени, согласно которым некий новый самолет радиолокационного обнаружения уже проектируется и скоро начнется его строительство.

Будущее

Из нынешнего состояния ВВС НОАК можно сделать соответствующие выводы. Всего 15-20 лет назад этот род войск вооруженных сил Китая нельзя было назвать современным даже с большой натяжкой. Китайская авиационная промышленность разумно распорядилась имеющимся временем и сейчас военная авиация Китая представляет собой, как минимум, одну из самых крупных сил в восточноазиатском регионе. Сейчас же все действия официального Пекина и промышленности говорят о том, что в дальнейшем наметившийся рост количества и качества продолжится. Результатом этого может стать выход Китая в мировые лидеры в сфере военной авиации.

Однако при рассуждениях о перспективах Китая не стоит забывать тот факт, что другие страны тоже не стоят на месте и всячески пытаются с умом распорядиться имеющимися преимуществами. Поэтому пока можно с уверенностью говорить лишь о выходе китайских авиастроителей на мировой уровень и о будущих попытках посоревноваться с признанными лидерами отрасли. Вряд ли это будет просто, ведь последние разработки китайского авиапрома нередко основываются на зарубежных проектах, скопированных и доработанных соответствующим образом. Это позволяет строить рассуждения на тему возможности или невозможности самостоятельного создания Китаем авиационной техники, и эти рассуждения не выглядят чересчур позитивными.

Если судить только по состоянию военно-воздушных сил, то Китай вряд ли сможет стать мировым лидером в ближайшие годы или даже десятилетия. Однако ему вполне по силам окончательно закрепиться на «посту» авиационного лидера своего региона. Из всех стран Восточной Азии лишь Китай располагает в достаточной мере развитой авиационной промышленностью, способной самостоятельно разрабатывать новую технику, пусть даже и на базе имеющейся зарубежной. Этот факт можно считать хорошим преимуществом перед конкурентами. Поэтому прочим странам восточноазиатского региона стоит уделять большое внимание развитию своих ВВС и ПВО, дабы не отстать от растущего и крепнущего соседа.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
http://sinodefence.com/
http://china-defense.blogspot.hu/
http://flightglobal.com/
http://asianmilitaryreview.com/
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 мая 2013 08:49
    В целом стате "+", но вызывает удивление отсутсвие в ней лёгкого китайско-пакистанского JF-17 и ударного JH-7.
    1. +8
      28 мая 2013 12:08
      Очевидно потому,что он позиционируется как экспортный и на вооружение ВВС НОАК не принят.По поводу Y-20,можно сколь угодно говорить о Ил-76(как в статье)но то,что перед нами нелицензионная копия"Глоубмастера"по моему очевидно.Думаю в сегменте ВТА появится еще машина класса Ан-26,Ан-72.По поводу дальней авиации,врядли стоит ждать появления стратегического "бобра",если бы он был нужен он бы уже был,а вот противокорабельная составляющая,очень интересует китайцев,здесь можно говорить о некоем "тризубце" самый многочисленный будет J-11 или J-15 со сверхзвуковой ПКР вроде нашего"москита".Эта тема активно прорабатывалась у нас,но реализованна не была,не удивлюсь если у китая окажется даже лецензия по этим работам.Следующим следует рассмотреть,средство первого удара-J-20,по мнению большинства аналитиков его предназначение подавление ПВО корабельной группировки в оперативно-тактической зоне.И добивать все,что шевелится но не огрызается будут Н-6К.Разумеется следует ожидать появления новых образцов АуСП точнее ПКР.Скорей всего задачи машин класса Q вазьмет на себя платформа J-11,точнее ее специализированная модификация,не исключаю,что определенный спектр задачь будет возложен на многофункциональные модификации J-10.В общем уже в настоящее время китай имеет возможности по коренной модернизации ВВС и скорость ее реализации зависит только от экономического потенциала,который на данный момент высок как никогда.
      1. +5
        28 мая 2013 14:08
        Цитата: Argon
        Очевидно потому,что он позиционируется как экспортный и на вооружение ВВС НОАК не приня

        Но это Китайская разработка.А вот JH-7 тоже исчезнувший из обзора находиться на вооружении.
        Цитата: Argon
        По поводу дальней авиации,врядли стоит ждать появления стратегического "бобра",если бы он был нужен он бы уже был

        Вероятно самолет типа B-1 считают неперспективным,а стелс-бомбер типа B-2 сделать пока не могут.Хотя я согласен.что он им не очень и нужен.
        Цитата: Argon
        Следующим следует рассмотреть,средство первого удара-J-20,по мнению большинства аналитиков его предназначение подавление ПВО корабельной группировки в оперативно-тактической зоне

        Здесь все упирается в двигатели.
        Цитата: Argon
        В общем уже в настоящее время китай имеет возможности по коренной модернизации ВВС и скорость ее реализации зависит только от экономического потенциала,который на данный момент высок как никогда.

        Согласен.
      2. 0
        31 мая 2013 14:08
        Статья грамотно построена, приятно читать.
  2. +5
    28 мая 2013 09:35
    Автор не упомянул Xian H-6K принятый на вооружение в 2011г., последняя модификация китайского Ту-16, также не затронул вопрос беспилотной авиации которую Китай развивает. Также как то не особо упомянули то,что авиационная промышленность Китая на подъёме, что сейчас готовятся кадры как для неё, так и для авиационных КБ в многочисленных новых ВУЗах, результат увидим уже в ближайшее время. На счёт малочисленности новых машин вопрос спорный, т.к. никто в мире не знает реальную численность ВВС Китая...
    1. Akim
      +3
      28 мая 2013 18:42
      Цитата: Nayhas
      кже не затронул вопрос беспилотной авиации которую Китай развивает.

      Это точно.
      1. 0
        30 мая 2013 19:18
        Развивает и летает, в отличии от некоторых.
  3. Skiff
    -2
    28 мая 2013 09:37
    Копия, копия, копия копии скопированной копии с копии, а Китай копия чего?Появилось чувство уверенности в том, что копируя чужое,хрен когда создашь свое, ведь творческий потенциал народа должен развиваться своим путем.Я не оспариваю трудолюбивость и находчивость китайского народа,но где потенциал собственных идей, где генератор научных мыслей??
    1. Guun
      0
      29 мая 2013 21:20
      Так зачем им тратить много денег на разработку которую можно купить, украсть или скопировать. Они разрабатывают свое, но на весь мир не трубят - все деньги у них уходит на развитие ракет которые донесут привет амерам и не только, плюс модернизируют и штопаю войска немалые. Копия копией но свое они туда ложат.
  4. ПВОшник
    +2
    28 мая 2013 10:12
    Сейчас закупят СУ-35 "ограниченную партию",С-400 несколько комплексов,"отксерят" и ВВС Китая и ПВО будут самыми мощными в регионе.Вооружим Китай на свою голову.Сиюминутные денежные интересы важнее будущих кровавых перспектив.
  5. Ролм
    +3
    28 мая 2013 10:18
    drinks Хорошая статья, вообще об армии Китая трудно судить,слишком она закрытая, то что Китай копирует это правильно для нормального развития страны, но вот джи 20 и джи 31 уже на чисто копии не тянут. А вообще джи 31 разработан в рекордные 13 месяцев, и проект делался исключительно на компьютерах, что свидетельствает о мировом уровне. На джи 20 применена очень оригинальная система запуска ракет воздух воздух из закрытых отсеков. А вообще джи 20 это истребитель бомбардировщик типа су 30. И насчет количества непонятки, судя по количеству закупленных у нас двигателей у Китая должно быть значительно больше сомалетов.Еще интересны разработки стелс истребителей на базе джи 11б по мотивам стелсистребителя амеров ф 15.
  6. Kovrovsky
    0
    28 мая 2013 10:38
    Палубный J-31 очень похож на F-35. У китайцев почти все самолеты или "похожи" или "очень похожи"!
    1. Ролм
      +3
      28 мая 2013 10:44
      fellow Если специально искать похожесть то и су 27 похож на ф15 и много чего. При желании и в скульптуре рабочий и колхозница можно профиль Троцкого разгледеть. У джи 31 два двигателя у ф 35 один и так далее. отличий тоже предостаточно.
  7. 0
    28 мая 2013 11:08
    Китай медленно, но уверенно, методом проб и ошибок, нащупывает нужный типаж самолетов. Уже можно сказать, что Китай как военно-воздушная держава состоялся. И его имеют в виду практически все страны мира. Не получается у них только со стратегической авиацией. Мы им не продали (и правильно сделали) Ту-22М3. Иначе пошли бы клоны, только с новым радио электронным оборудованием и с системой дозаправки в воздухе. А так ударные возможности ВВС Китая ограничены радиусом около 1000 км.
    1. Ролм
      +3
      28 мая 2013 11:19
      laughing Ну во первых у Китая есть нормальная военная концепция и и долгосрочные планы построения ВВС. Вообще типы самолетов определяются военной концепцией, с Россией китай воевать не собирается, базы амеров все расположенны достаточно близко, да и пво у амеров на уровне, поэтому стратеги Китаю не очень нужны. А разгромить армии Казахстана,Монголии и Тайваня,ну вьетнама ещё ему и этих сил за глаза хватит.
  8. Комментарий был удален.
  9. +7
    28 мая 2013 13:55
    Интересный обзор,но в него к сожалению вкралось немало неточностей.
    1)Миг-19(J-6)было намного больше чем пара сотен.
    2) Соглашение о лицензионной сборке J-11 было достигнуто в 1996 и они были в производстве и собирались до середины 2000-х из наших комплектов.Китайский же J-11A это уже модернизированный Су-27СК.
    3)Число J-8,J-11(всех модификаций)явно больше чем указанно в статье.
    4)H-6 эксплуатировался не с конца 50-х ,а с 70-х. Последняя модификация и вовсе 2011 года.
    5)JH-7 вообще странным образом исчезли из обзора.
    6) J-15 уже производиться.А главная современная программа ВВС КНР это J-10B.
    7) Самолет ДРЛО на основе Ил-76 это не KJ-200,а KJ-2000.А вот KJ-200 это как раз самолет на основе Y-8.
    8) Армейская авиация вообще не входит в состав ВВС,число же Z-10 и других ударных вертолетов входящих в состав сухопутных сил явно занижено.Камов действительно играл роль в создании Z-10,но далеко не ведущую.
    Ну и.т.д.
    В целом же в статье просматривается тенденция на занижение возможностей и перспектив развития ВВС КНР.
    Но все равно-спасибо за обзор.
    1. vaf
      vaf
      +5
      28 мая 2013 16:19
      Цитата: Одиссей
      Интересный обзор,но в него к сожалению вкралось немало неточностей.


      Одиссей приветствую и АБСОЛЮТНО согласен с твоими доводами!+!
      А вот выступления наших уважаемых форумчан...мягко сказать удивили или что...стыдно признаться?

      Возьмите(это не тебе Одиссей) просто количественный состав наш и китайцев и вот она...ж..па!

      ИБА нет-это у нас, штурмовая- ну очень мягко сказано будет....с очень ограниченным радиусом действия, ФБА чуть больше полусотни летающих Су-24М и два десятка Су-34,около сотни летающих су-27п(ПД)+СМ и столько же Миг-31-х.
      И специально "пропускаю" вопрос качества!

      Так что,други мои...клоны.не клоны, а вот если что..просто количеством задавят на раз!
      1. +4
        29 мая 2013 06:20
        Насчёт 2-х десятков Су-34 вы сильно погорячились, может в Новосибирске их столько и сделали, но не факт, что они приняты на вооружение и боеготовы. По моеё информации практически на всех машинах поставленных в войска имееют место массовые отказы БРЭО.
        Отсутвует единый стандарт монтажа электроборудования и проводки.
        1. -1
          29 мая 2013 18:27
          Цитата: Bongo
          Насчёт 2-х десятков Су-34 вы сильно погорячились, может в Новосибирске их столько и сделали, но не факт, что они приняты на вооружение и боеготовы. По моеё информации практически на всех машинах поставленных в войска имееют место массовые отказы БРЭО

          Да нет,вроде бы vaf прав.20 в Балтиморе,6 в Липецке.
          Над отказами работали... Что поделать-проблемы с утратой культуры производства и постоянной доводкой самолета...
        2. OTAKE
          +1
          7 июня 2013 16:52
          и то с косяками Су-34 инфа стопроц.
      2. +1
        29 мая 2013 18:20
        Цитата: vaf

        Одиссей приветствую и АБСОЛЮТНО согласен с твоими доводами!+!
        А вот выступления наших уважаемых форумчан...мягко сказать удивили или что...стыдно признаться?

        Взаимно drinks
        Действительно,у многих товарищей наметилась странная тенденция к недооценке возможностей КНР.
        Меня это крайне удивляет.Достаточно сравнить нынешний производственный потенциал 2 стран.....
        Цитата: vaf
        ИБА нет-это у нас, штурмовая- ну очень мягко сказано будет....с очень ограниченным радиусом действия, ФБА чуть больше полусотни летающих Су-24М и два десятка Су-34,около сотни летающих су-27п(ПД)+СМ и столько же Миг-31-х

        Согласен,к сожалению в сухопутных войсках соотношение сил еще хуже.
        Если говорить реально-кроме ЯО останавливать КНР нам нечем crying
        Нужно постараться удержать их политическими методами.
        Вот только для этого скорее подойдет социалистическая Россия....
  10. Constantine
    -1
    28 мая 2013 18:22
    Хороший обзор. Спасибо. По части Китая согласен с вышесказанным о том, что пока Китай находиться в роли догоняющего, что всегда является заведомо проигрышной позицией. За все время китайского "бума" я, к сожалению, не увидел в китайцах потенциала именно своих прорывных/перспективных разработок. Копируют хорошо, по большей части, но вот с фантазией и полетом инженерной мысли у них не очень как-то. От J-20 остается ощущение, что они его из картона склеили, особенно сопла. Ну да ладно.

    Для них, судя по всему, не так критично находиться на гребне волны. Достаточно вспомнить советский опыт времен ВОВ. Менее технологичный, но более простой и надежный, а в связи со своей простотой еще и массовый, Т-34 сломал хребет танковым частям вермахта. Не скажу, что при современном высокоточном оружии, а особенно в авиации, это сработает, но возможно у них свой расчет.
  11. 0
    29 мая 2013 00:23
    Все правильно, колличественное соотношени далеко не в нашу пользу. В случае чего 3 миг-21 по любому задавят одного миг-29 какой бы он качественный не был. А чем сильнее армия страны, тем увереннее говорят ее политики. Об этом нужно помнить.
    1. +4
      29 мая 2013 06:22
      МиГ-21 в КНР-вчерашний день, на данный момент их используют для учебно-тренировочных целей и частях "второй" линии. В основном на вооружении гораздо более современные и боеспособные машины.
      1. +2
        29 мая 2013 18:32
        Цитата: Bongo
        МиГ-21 в КНР-вчерашний день, на данный момент их используют для учебно-тренировочных целей и частях "второй" линии. В основном на вооружении гораздо более современные и боеспособные машины.

        Согласен,но J-7G в целом еще вполне боеспособен.
        1. OTAKE
          0
          7 июня 2013 16:51
          по JF-17 занятная диаграмма, слепили из того что было