Первый отечественный ЗРК С-25

11


Послевоенный переход в авиации на использование реактивных двигателей привел к качественным изменениям в противостоянии средств воздушного нападения и средств противовоздушной обороны. Резкий рост скорости и максимальной высоты полета самолетов-разведчиков и бомбардировщиков свели практически к нулю эффективность зенитной артиллерии. В конце 40-х годов XX века Советскому Союзу потребовалась комплексная защита Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так, в стране началось осуществление одного из наиболее сложных и дорогостоящих на то время проектов по созданию ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети. Решение о создании этой системы было принято в августе 1950 года.

Организация работ по системе «Беркут» была возложена на Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. Её курировал Л. П. Берия.
Задача по разработке системы была возложена на московское КБ-1 во главе с заместителем министра вооружений К. М. Герасимововым и главными конструкторами С. Л. Берия (сын Л. П. Берия) и П. Н. Куксенко. Заместителем главного конструктора был А.Расплетин. В то же время ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка одноступенчатых ракет В-300, и уже в июне 1951 года были проведены испытательные пуски ракет В-300.

Радиолокационной станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200 в конструкторской документации получил название ЦРН (центральный радиолокатор наведения), в войсковой документации — РТЦ (радиотехнический центр). Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет.

Первый отечественный ЗРК С-25

ЦРН Б-200


20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300. 25 мая 1953года управляемой ракетой был впервые сбит самолет-мишень Ту-4.


Советский дальний бомбардировщик Ту-4-копия, американского Б-29


В 1953 году по настоянию группы военных, указывавших на чрезмерную сложность эксплуатации системы и ее низкую эффективность, были проведены сравнительные испытания зенитной артиллерии и системы «Беркут». Лишь после этих сравнительных стрельб у артиллеристов отпали последние сомнения в эффективности зенитного управляемого ракетного оружия.


100-мм зенитное орудие КС-19, составлявшие вместе с 85-мм зенитными орудиями основу ПВО в 50-е годы


В соответствии с указанием Сталина, система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налёта авиации противника с участием до 1200 самолетов. Расчеты показали, что для этого потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещенных на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 километров от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 километров, — 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 километров друг от друга, так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения.


Схема расположения позиций ЗРК С-25 вокруг Москвы


Такие военные части представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава. Основным видом маскировки военных частей С-25 было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали от посторонних глаз целые улицы военных частей.

ТТХ ЗРК С-25 образца 1955 года:
Скорость целей 1500 км/ч
Высота поражения 500м-20000м
Дальность 35 км
Количество поражаемых целей 20
Количество ЗУР 60
Возможность поражения цели в помехах нет
Срок хранения ракеты
На ПУ 0,5 года
На складе 2,5 года
Модернизация 1966 года:
Скорость целей 4200 км/ч
Высота поражения 1500м-30000м
Дальность 43 км
Количество поражаемых целей 20
Количество ЗУР 60
Возможность поражения цели в помехах есть
Срок хранения ракеты
На ПУ 5 лет
На складе 15 лет

Позже зоны ответственности всех полков С-25 были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали корпус.
Четыре корпуса составили 1-ю армию ПВО особого назначения.



Серийные образцы ракет были испытаны в 1954 году, был произведён одновременный перехват 20 целей.
7 мая 1955 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР система С-25 была принята на вооружение. Став, таким образом, первой принятой на вооружение в СССР и первой оперативно-стратегической ЗРК в мире, первой многоканальной ЗРК с вертикально стартующими ракетами.
Во многом благодаря именно строительству капитальных бетонных сооружений комплексов С-25, появилась Московская кольцевая автодорога.

Ракета В-300, использовавшаяся в ЗРК С-25, одноступенчатая, с ЖРД, вертикального старта. Выполнена по схеме "утка", рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, впереди двух крыльев. Стартовая масса ракеты составила около 3500 кг. Тяга ЖРД – 9000кг. БЧ осколочно-фугасного типа, подрывалась автоматически по команде РВ и поражала самолет противника с расстояния до 75 м. Сопровождение ракеты осуществлялось по сигналу бортового радиоответчика. Использовался командный метод наведения ракеты на цель.



Стартовой (пусковой) стол – металлическая рама с коническим пламярассекателем и приспособлением для горизонтирования, устанавливался на бетонном основании. Ракета крепилась на стартовом столе в вертикальном положении с помощью четырех фиксаторов, расположенных на донном срезе вокруг сопла ЖРД. Электропитание на борт ракеты при проведении проверок и предстартовой подготовки - подавалось по кабелю через быстросбрасываемый бортовой разъем. До начала 60-х годов ракета В-300 многократно модернизировалась. Изменения в основном касались двигателя с системой топливопитания и боевой части. В ОКБ-301 был проделан большой объем работ по обеспечению длительного хранения ракет в заправленном состоянии, включая средства защиты от агрессивных компонентов топлива, благодаря чему ракеты могли оставаться на боевом дежурстве длительное время. В ходе многолетней эксплуатации в системы С-25 и ее модификаций были созданы и использовались ракеты "205", "207", "217","219" различных вариантов, разработанные ОКБ-301 и МКБ "Буревестник".



Сравнительные ТТХ ракет:
--------------------------------------------------------------------------------------
"205" "207А" "217"
--------------------------------------------------------------------------------------
Длина общая с газовыми рулями, мм. 11816 12125 12333
Длина общая без газовых рулей, мм. 11425 11925 -
Диаметр, мм. 650 650 650
Площадь крыла, кв.м. 4,65 4,65 -
Площадь воздушных рулей, кв.м. 0,895 0,899 -
Масса стартовая, кг. 3582,5 3404,5 3700,0
Масса пустого изделия, кг. 1518,0 1470,0 -
Масса топлива, кг. 1932,0 1882,3 2384 (*)
Масса БЧ, кг. 235,0 320,0 300 (285)
Масса газовых рулей, кг. 61,5 10,4 -
Высоты поражения целей, км. до 25 3-25 20-25
Дальность пуска, км. до 30 до 30 до 30
Дальность действия БЧ, м. 30 50-75
Скорость полета
максимальная, м/с 1080 1020
средняя на Н=30км, м/с 545 515 700-750
Перегрузка макс. (Н=3-25км.) 4-2 6-3

В середине 60-x годов система ПВО Москвы С-25 была модернизирована и получила обозначение С-25М. Аппаратура наведения ракет на цели и счетно-решающие приборы модифицированного варианта станции Б-200 выполнялись чисто электронными без применения электромеханических элементов.
Для модернизированной С-25М были разработаны ракеты "217М".
В связи с ростом тяги ЖРД (до 16-20 тонн) было необходимо усилить стартовые столы и наземные устройства обеспечения пуска.



Компоновочно ЗУР "217М" сильно отличалась от своих предшественников. Корпус стал несколько длиннее, аэродинамическая схема "утка" переродилась в "триплан": в хвостовой части появилось дополнительное крестообразное оперение, крылья и передние рули видоизменились.

В конце 50-х годов рассматривалась возможность применения в качестве альтернативы обычным БЧ специальных (ядерных) боевых частей.
Надо отметить, что в те годы подобное пытались реализовать чуть ли не во всех классах управляемых и неуправляемых ракет от баллистических ракет до ракет "воздух-воздух". Не обошлось без таких экспериментов и с ЗУР семейства В-300. В качестве возможных целей рассматривались групповые цели и высотные самолеты, летящие на "потолках" более 23 км. Ракета состояла на вооружении.
На рубеже 50-х и 60-х годов на полигоне Капустин Яр проведены реальные испытания ЗРК С-25 с ЗУР, оснащенной ядерной БЧ. Во время пуска были уничтожены две радиоуправляемые мишени, летящие на расстоянии 2 км. друг от друга на высоте около 10 км.


Система С-25 простояла на обороне г. Москвы более 30 лет, и, к счастью, в боевых действиях не участвовала.

Комплексы системы С-25М сняты с боевого дежурства в 1982 году с заменой комплексами системы C-300П. Часть бывших позиций комплексов С-25, используется до сих пор, для базирования комплексов ПВО семейства С-300 и системы противоракетной обороны Москвы А-135.Значительная часть снятых с вооружения ЗУР комплекса С-25, были переоборудованы и использовались в качестве радиоуправляемых мишеней. Для обеспечения боевой подготовки в войсках ПВО.

По материалам:
http://geimint.blogspot.ru/search?updated-min=2012-01-01T00
http://www.dogswar.ru/artilleriia/raketnoe-oryjie/4468-zenitnyi-raketnyi-ko.html
http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/c-25.php
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. OTAKE
    -20
    7 июня 2013 08:51
    Американский Аналог MIM-3 Nike Ajax на 4 года раньше выпущен, попроще и намного дешевле
    1. +10
      7 июня 2013 14:32
      Однако MIM-3 Nike Ajax не был многоканальным, прослужил не долго, до середины 60-х, после чего был заменён MIM-14 Nike-Hercules.
    2. nok01
      -6
      7 июня 2013 15:39
      Ну кто бы сомневался, что этот коментарий минуснут... smile
      1. +8
        12 июня 2013 03:03
        Цитата: nok01
        Ну кто бы сомневался, что этот коментарий минуснут... smile

        а я его "минусанул" не за то, что американца восхвалял, а за то, что мысль и сравнение в нём впринципе неправильна. "Bongo" уже всё написал по этому, повторяться не буду, с нми согласен полностью!
    3. reichsmarshal
      +3
      7 июня 2013 20:45
      Он проще, но не факт, что эффективнее. Он же одноканальный: его можно обойти по азимуту, забить помехами. Найк Аякс мог быть прорван, а С-25 - вряд ли на 1955-1960 г.
      1. +4
        12 июня 2013 03:05
        да и на 70-й С-25 тоже вредли бы прорвали. Тем более, если учесть наличие ИА ПВО.
  2. Kovrovsky
    +11
    7 июня 2013 09:46
    Цитата: OTAKE
    Американский Аналог MIM-3 Nike Ajax на 4 года раньше выпущен, попроще и намного дешевле

    Если бы у нас был почти весь "цвет" немецких ракетчиков и страна не восстанавливалась из разрухи, то могли и мы бы пораньше сделать и подешевле!
    1. OTAKE
      +4
      7 июня 2013 09:59
      Кто ж спорит) в любом случае С-25 достойный ответ
    2. +3
      12 июня 2013 03:07
      согласен! Амерам ракеты немцы делали, основываясь на свои предыдущие разработки
  3. Dima190579
    +7
    7 июня 2013 10:09
    С - 25 это начала славного семейства ЗРК.
  4. +3
    7 июня 2013 10:17
    Для НАТОвсих летчиков думай они бомбить Москву этот рейс все равно был бы рейсом в один конец,после чего НАТО оказалось бы без бомбордировачной авиации.
    1. +5
      7 июня 2013 14:25
      В то время бомбардировачная авиация была только у США и отчасти у Великобритании.
      1. 0
        12 июня 2013 03:08
        не понял??? А СССР Вы что со счетов списываете тогда что-ли?
  5. +4
    7 июня 2013 11:44
    Цитата: OTAKE
    Американский Аналог MIM-3 Nike Ajax на 4 года раньше выпущен, попроще и намного дешевле

    Веревка с привязанным камнем (праща) выпущена 2000 лет назад, намного дешевле MIM-3 Nike Ajax !
    Систему судят не по стоимости, а по эффективности.
  6. tverskoi77
    +5
    7 июня 2013 14:11
    А, какие кольцевые и радиальные бетонки были построены! С-25 это еще и огромный транспортный проект, а по тем временам просто колоссальный. Московская область была бы очень убогой в транспортном отношении без инфраструктуры ПВО.
  7. +6
    12 июня 2013 03:10
    Хорошая статья, мне понравилась! Хоть и читал ранее много про этот ЗРК, но было интересно почитать, тем более есть то, что ранее не читал.
  8. +6
    20 декабря 2013 13:08
    Судя по всему, имелось ввиду что угрозу Москве могли представлять только американские и английские бомбардировщики.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»