Незамеченная революция воздушного боя

56


Одной из основных и малоосвещенных революций воздушного боя стало наличие более мощных и надежных на шлемных дисплеев и прицелов. Это позволяет пилоту "смотреть и стрелять", а также придает больше уверенности в себе и позволяет быстрее принимать решения в воздушном бою. Причиной того, что столь драматические изменения не получили широкой огласки является то, что за последние несколько десятилетий практически не было воздушных боев. Однако в учебных воздушных боях это не осталось не замеченным, так как, начиная с 1970-х годов, в США все движения самолета и действия пилота даже в тренировочных полетах детально фиксируются (и засекречиваются). Это обеспечивает специалистов всеми видами информации о развитии действий пилотов и характеристик самолетов на протяжении многих десятилетий. Новые шлемы оказались самым крупным нововведением в воздушных боях.



Одним из лучших примеров этого является новая (представленная в прошлом году) версия американского съёмной нашлемной системы обнаружения JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System). JHMCS II позволяет пилоту стрелять туда куда направлен его взгляд независимо от направления шлема. Эта новая версия использует лучшее оборудование и программное обеспечение для отслеживания движения глаз пилота. Новый шлем JHMCS лучше сбалансирован и его гораздо более удобно носить и использовать. Новая версия является более надежной, а также более дешевой. Тем не менее, JHMCS II стоит около миллиона долларов. Это дорогой головной убор. Стоимость JHMCS включает дополнительное оборудование, установленное в кабине самолета, обучение и техническую поддержку.



JHMCS также позволяет пилоту видеть необходимую пилотажно-навигационную информацию, отображаемую на щитке шлема. Это что-то вроде прозрачного компьютернего монитора или индикатора с отображением информации на фоне лобового стекла самолета. Это позволяет пилоту чаще осматриваться вокруг без необходимости смотреть вниз на дисплеи кабины или прямо на индикатор на фоне лобового стекла. Такая свобода дает опытным пилотом дополнительные преимущества в поиске вражеских самолетов или целей, а также в маневрировании, чтобы занять более выгодное положение для атаки. JHMCS также полезны для воздушных ударов по наземным целям.

Незамеченная революция воздушного боя


Такие системы как JHMCS были очень эффективны, однако JHMCS II легче по весу, и её более удобно носить (вес был серьезной проблемой в прошлом), она проще в использовании и надежнее (если вы не стукнитесь в фонарь кабины самолёта). Израильская фирма Elbit взяла на себя инициативу в развитии этой технологии и сделала много технических прорывов на их прежних системах DASH (Display and Sight Helmet). Elbit совместно с американскими фирмами разработала и занимается маркетингом JHMCS, которая в значительной степени представляет из себя усовершенствованную систему DASH.



Первые прицельные устройства, установленные на шлемах, были разработаны в Южной Африке в 1970-х годах. Советские специалисты сразу отметили эту разработку, когда они потеряли несколько реактивных истребителей в Анголе сбитых южноафриканскими пилотами использовавших эти шлемы. СССР занялся разработкой и пять лет спустя обладал собственным шлемом с прицелом. Он оказался очень эффективным и напугал ВВС НАТО, когда советский шлем был продемонстрирован немецкими пилотами из бывшей Восточной Германии (до объединения Германии в 1991-ом году) против опытных американских пилотов F-16. Израильские ВВС стали первыми на Западе создавшими один из этих шлемов и до сих пор лидируют в этой области.



За последние три десятилетия эти шлемы научились обрабатывать большее количество информации и выполнять больше операций, их также стало удобнее носить. Тем не менее, эти шлемы по-прежнему тяжелые. Вот почему лучшее балансирование JHMCS II имеет важное значение. Тем не менее, шесть лет назад ВВС США представили новый тренажер для укрепления мышц шеи которым оснастили атлетические залы посещаемые летчиками-истребителями ВВС. Причина этому заключается в том, что новые шлемы весят 2 кг, что приблизительно на пятьдесят процентов больше, чем простой старый шлем. Этот дополнительный вес может показаться не таким значительным, но когда самолет выполняет крутой вираж перегрузка (или "G") делает шлем таким словно он весит 17.3 кг. Летчику необходимы сильные мышцы шеи, чтобы с этим справиться. В течение многих десятилетий летчики-истребители были вынуждены тратить много времени укрепление верхней части своего тела в тренажерных залах, для того, чтобы быть в состоянии справиться с перегрузками. В противном случае пилоты могут получить головокружение и даже потерять сознание в полете, а также приземлиться с перенапряженными мышцами.



До того как появились нашлемные дисплеи и прицельные приспособления, пилотам приходилось постоянно контролировать приборы в кабине и использовать фиксированные прицельные системы. Отсутствие необходимости следить за приборами кабины сохраняет драгоценные секунды в воздушном реактивном бою, который сам часто заканчивается менее чем за десять секунд. Многократные учебные бои (и реальных боевые действия) между пилотами оснащенными такими шлемами и без них сделали эту разницу однозначной. Это стало революционным развитием воздушного боя.

Боевое авиационное сообщество по достоинству оценило эту инновацию, а те кто не в состоянии её использовать, рассматривают это как смертельный недостаток. Чтобы максимально использовать преимущества подобных технологий, необходимо позволить пилотам проводить сотни часов в воздухе для тренировок со шлемами. Это одна из причин, почему в течение последних нескольких десятилетий Китай и Россия адаптировали более дорогую западную систему подготовки пилотов.
56 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 июля 2013 09:30
    Как, интересно, сейчас обстоят дела с подобными шлемами в отечественных ВВС?
    Впервые узнал о такой системе из х/ф "Чёрная акула"
    1. Атаман
      +1
      4 июля 2013 10:07
      JHMCS II позволяет пилоту стрелять туда куда направлен его взгляд
    2. +3
      4 июля 2013 11:46
      Мы ещё много не знаем из разработок Советской науки. Те же кассетные видеомагнитофоны вначале появились у нас, но использовались чисто в военных целях.
    3. +3
      4 июля 2013 12:24
      Так вроде на Миг-29 штатно ставились же?
    4. Башкаус
      +8
      4 июля 2013 13:02
      Как, интересно, сейчас обстоят дела с подобными шлемами в отечественных ВВС
      Ответ: дела с подобными нашлемными системами целеуказания и индикации в отечественных ВВС "ОБСТОЯТ НОРМАЛЬНО". На рязанском приборостроительном заводе стараются на совесть.
      Единственное, бе пафоса и помпы. В этому мы всегда отстовали от наших так сказать "партнеров"
      1. White
        +7
        4 июля 2013 15:56
        Если ваше НОРМАЛЬНО на картинке то, это совсем не нормально
        -Периферическое зрение полностью перекрыто.
        -Информация проецируется не на визор, а на маленькие экраны, крепление этих экранов еще более сужают область видения
        -И масса сего явно не маленькая.

        Сразу оговорюсь я в этой теме не специалист, но то что я читал о шлемах для Ф-35, это просто из области фантастики - когда можо смотреть через самолет или ночное видение на всю площадь визора и т.д.
        1. +1
          4 июля 2013 18:20
          Ещё один вариант шлема
        2. +3
          4 июля 2013 19:33
          Посмотрите внимательно на JHMCS II.
          Это просто немного более отдизайнереннная конструкция нашего шлема.
          Проблема в том что лучшего нашего дизайна(скорее всего ЮАРовского) не было.
          В чем проблема этих шлемов?
          Большая масса размещена близко к макушке.
          Тогда как современные новые технологии позволяют сместить ЦТ к шее и плечам. Что точно значительно снизит нагрузку на шею пилота при эволюциях даже без особого снижения массы.
          1. 0
            4 июля 2013 21:40
            Чем отдизайненная, если нафиг не похожа, и это четко видно?
        3. Башкаус
          +4
          4 июля 2013 21:12
          Ну так простите, что вы ходите от протатипа, установленного на ЗШ-7, которому на смену идут ЗШ-10 и ЗШ-17? Я сам не профессионал, для меня это смежная область. Но на войне важно не толкьо качество, но и соотношение цены, ведь это не еденичный экземпляр... Вот и вопрос оно надо? Раптер тоже хороший самолет, да только все над ним трясутся на столько, что даже в бою не используют - боятся потерять. А вот еще вопрос, что если какая то падла ЭМИ в зоне воздушного боя организует?
          1. -1
            4 июля 2013 21:42
            Раптор не используют, потому что он истребитель завоевания превосходства в воздухе. Той авиации, что есть, в последних конфликтах хватало за глаза и за уши. А с учетом того, что Раптор чистый истребитель, и не мог паралельно ударные функции выполнять, нафига ему участие в этих конфликтах было?
            1. +1
              4 июля 2013 23:30
              Раптор не используют по одной простой причине - много бабла в него вбухали. При той тактике, которую используют военные Америки, у них просто все это бабло взрывается и ломается на каждом шагу. Даю пример - "БРЕДли". Это БМП, не в состоянии возить десант. Это Разведчик, который заметен любому, даже солдату невооруженным глазом. И это Танк, у которого броня из алюминия. Смешно, но это вот...новаторство... стоит очень и очень много, а при условии, что разрабатывалась эта фигня с 1968 года... Вы понимаете, сколько было бабла в эту технику вбухано.
              Или ситуация с техникой в Афганистане. Просто превратили в металлолом очень и очень денег. Денег американских налогоплательщиков. Прикольно? Вот они и решили хотя бы это не отправлять в воздух - чтобы не дай бог не взорвался.
              1. +1
                5 июля 2013 09:53
                Чушь говорите, уж простите.
                1. 0
                  6 июля 2013 20:51
                  Аргументируйте.
              2. +1
                24 сентября 2013 20:50
                Какое Ваше дело до их бабла. Они то хоть вбухали (по Вашемулексикону), а российские только воруют. С так называемого "Танкового Биатлона" украли 40 тонн горючего для танков. Дело уже в суде. Экс-глава "Воентелекома" заподозрен в хищении 700 млн руб у Минобороны http://boltai.com/g/arm/topics/43697050830/Eks-glava-Voentelekoma-zapodozren-v-h
                ischenii-700-mln-rub-u-Mino/?from=mail&l=bnq_bn&bp_id_click=43575076799&bpid=435
                75076799 Как Ваши налогоплательщики на это смотрят?
        4. 0
          24 сентября 2013 09:16
          Фантастика и есть, амеры давно и со вкусом рекламируют не то есть, то чего хочется hi
      2. +4
        4 июля 2013 21:34
        Цитата: Башкаус
        На рязанском приборостроительном заводе стараются на совесть. Единственное, бе пафоса и помпы. В этому мы всегда отстовали от наших так сказать "партнеров"

        это не наше отстатвание, а наше качественное, духовно-нравственное отличие от них! И почему это стало принято на Руси считать, что выпендрёж, хвастаство и прочее "Г" есть "приемущество" и надо неприменно развивать эти качества, тем более на национальном уровне?! request
        1. +2
          4 июля 2013 21:53
          Вы так шутите глупо? В любом репортаже и интервью "аналогов не имеет". Насчет любого винтика. Это без пафоса и помпы????
          1. 0
            5 июля 2013 00:55
            Вы, пупырчатый, видимо уже читать по русски совсем разучились, в Изергиле своём!:( lol
            1. 0
              5 июля 2013 09:54
              Я в России, мил человек.
      3. Axel
        0
        5 июля 2013 10:56
        Как, интересно, сейчас обстоят дела с подобными шлемами в отечественных ВВС
        С такой массой шлема у летчика перелом шеи обеспечен на критических перегрузках , да и обзора явно не хватает .
        1. +1
          5 июля 2013 12:03
          "...... Учения и специальные исследования, проведенные НАТО, а также ЮАР, рядом других стран, показали, что в ближнем маневренном воздушном бою российский истребитель МИГ-29 имеет значительное преимущество перед другими машинами этого класса. Обусловлено это преимущество, по мнению специалистов, не только и даже не столько высокой маневренностью самолета, сколько уникальными характеристиками системы управления вооружением и применяемым оружием.

          На МИГ-29 реализован специальный режим «ближний бой», обеспечивающий автоматический захват радиолокационным или оптико-электронным комплексами цели, вошедшей в специальную зону, высвечиваемую на индикаторе на лобовом стекле (ИЛС). Однако наибольшее преимущество дает использование нашлемной системы целеуказания (НСЦ) «Щель-ЗУМ» и ракеты ближнего боя Р-73 с широкоугольной головкой самонаведения. Самолет несет до 6 ракет. Эти средства позволяют атаковать цели при больших углах визирования, что и характерно для маневренного боя по принципу «вижу-бью», без доворота атакующего самолета на цель.

          В декабрьском 1995 года журнале «Military technology» в статье «Учиться трудно» отмечается, что НСЦ, интегрированной с системой управления вооружением самолета, будут оснащены самолеты F-22, RAFALE и EF-2000, но это будет на 15-20 лет позже, чем МИГ-29......"
          http://www.soldiering.ru/avia/airplane/29boy.php- «Красная звезда», 24 февраля 1996 г
          1. +1
            5 июля 2013 12:23
            Не слишком ли сложные шлемы сейчас создаются?
            Прицел ракет на шлеме в ближнем бою - вещь нужная, так как экономит время на прицеливание, повышает шансы выжить. Это понятно.

            Но много лишней информации прямо перед глазами - совсем не плюс, её должно быть там минимум, только жизненоважная в этот момент времени. Всё остальное можно и на приборной панели посмотреть.
          2. 0
            6 июля 2013 18:14
            Ерунду говорите уважаемый, израильская фирма Elta System уже более 15 лет поставляет многим армиям шлем, как Вы называете "НСЦ".
            1. 0
              6 июля 2013 20:17
              Цитата: Витольд
              Ерунду говорите уважаемый, израильская фирма Elta System уже более 15 лет поставляет многим армиям шлем, как Вы называете "НСЦ".

              Вы это кому говорите про 15 лет на рынке?
              У нас шлем с целеуказанием поставляется лётчикам с семидесятых годов (да и в статье об этом написано).
  2. +5
    4 июля 2013 09:37


    Скоро наши морские пилоты тоже получат шлемаки от Французской THALES
    24 единиц нашлемной системы целеуказания и индикации Thales TopSight для комплектации корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, планируемых к поставке авиации ВМФ России.

    «Данная система выбрана для установки на палубные истребители МиГ-29К/КУБ, предназначенные для ВМФ РФ, поскольку она успешно прошла обкатку на поставляемых Индии самолетах этого типа,наша Щель рядом не стояла!
  3. -2
    4 июля 2013 10:04
    Снова израиль родина слонов)?
    А так - молодцы, конечно, жаль что израильские солдаты как солдаты никакущие - иначе бы уже со своими шлемами весь мир покорили.. laughing
    1. 0
      4 июля 2013 11:25
      Троллинг - это замечательно. А обоснование?
    2. +6
      4 июля 2013 11:57
      Минус вам. Армия обороны Израиля одна из самых воюющих в мире, причём успешно воюющая. Как бы кто не относился к ней, но вот так тупо гнать пургу - себя не уважать. ребята воевать умеют - отдайте им должное и с ВПК у них тоже очень неплохо всё.
      1. +1
        4 июля 2013 12:49
        Не смешите.) Безуспешно бомбят папуасов уже 50 лет. Как только начинается крупная операция против папуасов, но с танками - сразу идёт большой обсёр.
        1. -1
          4 июля 2013 12:52
          И еще раз - пример
          1. +2
            4 июля 2013 12:57
            Цитата: Пупырчатый
            И еще раз - пример

            Откройте вики почитайте за все военные операции израиля за последние лет 20. laughing Ни в одной поставленные цели небыли достигнуты. Из самых последних - литой свинец. Шалит вернулся или ещё кукует у Хамаса?
            1. +2
              4 июля 2013 13:51
              Шалит вернулся, если Вы не в курсе, причем уже как несколько лет. Целью операции было давление на ХАМАС с целью снижения количества обстрелов и уничтожения инфраструктуры. Возвращение Шалита не было главной целью, все прекрасно понимали, что это малореально. Цель была ослабить группировки в Газе. Цель выполнили.

              То же самое со Второй Ливанской. Цель была отвод Хизбаллы от северных границ Израиля и прекращение обстрелов. На данный момент за 7 лет, прошедших с войны, количество обстрелов севера Израиля стремится к нулю. За операцию безвозвратно потеряно 5 танков, остальные вернулись в строй.

              Итак, какие цели не были достигнуты?
              1. +4
                4 июля 2013 21:31
                Цитата: Пупырчатый
                Итак, какие цели не были достигнуты?

                Он или троллит или "набивает" плюсы ,последнее время это модно. Странно что ни слова про евреев инженеров, которые увезли не имеющие аналоги в мире разработки в Израиль, украв технологии и тем самым превратили Израиль в лидера в данной области...
    3. +1
      5 июля 2013 01:05
      Цитата: report4
      Снова израиль родина слонов)?
      А так - молодцы, конечно, жаль что израильские солдаты как солдаты никакущие - иначе бы уже со своими шлемами весь мир покорили.. laughing



      Прежде, чем говорить, убедитесь, что Ваш язык соединён с мозгом!
  4. +8
    4 июля 2013 10:25
    Впервые подобная система была применена на МИГ-29 еще в СССР. Там была сделана нашлемная система целеуказания зависимая от положения головы пилота.
    1. +4
      4 июля 2013 11:26
      ага, вроде в спарке с ракетой р-27 воздух-воздух если не ошибаюсь...отличная система была!думаю на ПАК ФА что-то подобное точно применят. говорили, что будет адаптирована система искусственного интеллекта практически))
      1. +3
        4 июля 2013 12:11
        "Щель"заточенна под ОЛС может делать"захват"только ракетам с ИК ГСН в зоне визуального пуска,и разрабатывалась под Р-73.
  5. могус
    +5
    4 июля 2013 10:57
    http://topwar.ru/23674-problemy-samoleta-f-35-lightning-ii.html
    Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота. Дело в том, что в соответствии с требованиями военных и измышлениями авторов общего облика F-35, пилоты перспективных истребителей должны работать со специальным шлемом, стекло которого оснащено системой вывода информации. На нашлемном экране планируется выводить все данные, необходимые для навигации, поиска целей и атаки. Первоначально разработкой шлема занималась компания Vision Systems International, но в течение нескольких лет ей так и не удалось довести его до ума. Так, даже в конце 2011 года отмечались задержки в отображении информации на нашлемном экране. Кроме того, электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации. Из-за этих неполадок шлема от VSI и непонятных сроков их исправления компания Lockheed Martin была вынуждена заказать фирме BAE Systems разработку альтернативного варианта пилотского шлема. Уже существуют его прототипы, но принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего.
    1. +2
      4 июля 2013 12:31
      Речь идет о шлемах третьего поколения которые несколько совершенней(примерно как"Айпод"против телефона с сэнсорным экраном)относиельно описываемых-втрого поколения,не следует обольщаться,если для них это вопрос соответствия ТТХ,то для нас,недавно начатая разработка,с учетом отсутствия собственной элементной базы,гораздо более сложная и затратная.Будем надеяться,ведь дорогу осилит идущий.
      1. могус
        +2
        4 июля 2013 13:03
        JHMCS II позволяет пилоту стрелять туда куда направлен его взгляд независимо от направления шлема.
        - так они не планируют ближние бои. Селекцией целей занимается бортовой комп,х.з.,но какая разница куда будет выведено инфо - монитор или шлем?
        Читал жалобы на головные боли и пр. сопутствующее вызванное перегруженностью инфой на дисплее шлема (мозгу не привычно такое восприятие). Это надо пилотов спрашивать.
        1. -1
          4 июля 2013 22:50
          Не стоит их не дооценивать,планируют не планируют-разговор не серьезный.В часности должен демонстрировать все летящие в поле зрения РЛС ракеты,"убирать"кокпит кабины как таковой(делать его прозрачным на ограниченное время)и много еще чего.Считается,что современный бой на средней дистанции будет проходить при 5-7G,судите сами.Дело не в перегруженности,а в самой индикации она должна подаваться в аналоге системы"стерио",ну или можно сказать"3D"(хотя это в принципе разные стандарты),поскольку"стекло-индикатор"шлема находится ближе фокуса зрения человека.Отсюда нагрузки на зрение и головные боли.Пробовали проэцировать непосредственно на глаз но зрение очень быстро портилось.
          1. могус
            +2
            5 июля 2013 03:20
            самолет пошел в серию. Подождем. Всё равно появятся отзывы пилотов - более-менее узнаем о настоящих возможностях и проблемах drinks
  6. +1
    4 июля 2013 11:49
    До конца 40-х Мы тырили у запада. Потом наоборот
    1. +2
      4 июля 2013 12:32
      Ну да, ну да. Сайдвиндер например...
      Копировали как только могли получить.
      Собственно мы у них.
      Мы технологически (для самых умных повторю - технологически, т.е. по возможностям оборудования и процессов производства) отставали в большинстве областей наверное до начала-середины 197Х.
      С этих пор уже пошли реальные опережающие разработки, которые благополучно вместе с людьми в 199Х и утекли. Наверное отдельно стоит Космическая гонка, ну это вообще фактически противоборство двух-трех мужиков wink wink
      1. +2
        4 июля 2013 19:52
        Проблема Сайдуиндеров в мозгах генералов от МО и электронной промышленности была.
        Одни твердили - "нам это не надо" пока потери не стали разгромными.
        Другие до развала СССР твердили - наши микросхемы самые микросхемы в мире по объему их производства.
        Да наши просто копировали их. Но именно скопировали - с использованием и выдумыванием своих технологий и доступной элементной базы, а не стырили.
        Так что это все же подвиг наших оружейников. Китайцы повторить его не смогли. Им просто поставили наши заводы по их выпуску с нашей технологией.

        Та же ерундень с кодовой передачей информации - пока наши танки, артиллерия, авиация и пехотные части обменивались друг с другом по голосовому каналу и изредка (на учениях) по кодовому со скоростью 1200 бод - в армиях вероятного союзника внедрялись ГСМ и ЦДМА.
        С ЦДМА вообще анекдот - всю математику и теорию шумоподобных сигналов в мире, кроме СССР, никто не прорабатывал - ее считали бессмысленной при наличии хороших незашумленных каналов связи. Зато после развала СССР все микрочипы сразу можно стало купить в Тайване.
        Теперь Россия закупает технологию ЛТЕ.

        А военные наши все еще воюют с аналоговыми средствами связи.
  7. aleshka1987
    +3
    4 июля 2013 12:15
    Статья прозападная, нинечего не написано о системе Щель-Зум, разработаной в СССР - она проста, надежна и очень эфективна. Именно она была частю превосходства наших летчиков в ближнем воздушном бою. Сейчас к сожалению наши противники пошли вперед и наверстали упущеное.
    1. +1
      4 июля 2013 12:20
      Статья переводная, а не прозападная
    2. +1
      4 июля 2013 12:36
      Цитата: aleshka1987
      Статья прозападная, нинечего не написано о системе Щель-Зум, разработаной в СССР

      Прозападная? Хмм... Ни слова про неимеющиханалоговвмире и лучшихвмире... request

      Вот здесь подробнее и на русском.
      Электромагнитная система позиционирования для нашлемной системы целеуказания и индикации

      ПС
      А вот вообще для чайников.
      Нашлемные системы индикации
    3. +3
      4 июля 2013 17:47
      Цитата: aleshka1987
      Статья прозападная, нинечего не написано о системе Щель-Зум, разработаной в СССР - она проста, надежна и очень эфективна.

      Что-то я Вас не очень понял.А это что-"СССР занялся разработкой и пять лет спустя обладал собственным шлемом с прицелом. Он оказался очень эффективным и напугал ВВС НАТО " smile
    4. 0
      4 июля 2013 19:57
      Просто объективная статья.
      Без слюней, соплей и рекламы.
  8. ed65b
    +1
    4 июля 2013 12:28
    Респект профессор, хорошая статья. думаю наши что то подобное сделают или уже делают. А что на фото девчонки, модели или летчики?
    1. +2
      4 июля 2013 19:56
      Среди генералов людей нетрадиционной ориентации большая редкость.
      Поэтому там и модели во первых девушки, во вторых - фигуристые.
  9. aleshka1987
    +2
    4 июля 2013 13:44
    Цитата: профессор
    Цитата: aleshka1987
    Статья прозападная, нинечего не написано о системе Щель-Зум, разработаной в СССР

    Прозападная? Хмм... Ни слова про неимеющиханалоговвмире и лучшихвмире... request


    Из приведеных вами источников цитата:

    Первая в мире серийно выпускаемая нашлемная система целеуказания "Щель" ("Арсенал", Киев) с оптико-электронной СП появилась на советских истребителях МиГ-29 и Су-27.
    1. +2
      4 июля 2013 16:53
      Первая в мире серийно выпускаемая нашлемная система целеуказания "Щель"
      ___________

      НИ ЭТА ЛИ wink так и шейный позвонки сломать может и посмотрите выше мое фото что получат наши корабельные летчики от THALES
  10. aleshka1987
    +4
    4 июля 2013 13:54
    Цитата: Пупырчатый
    Статья переводная, а не прозападная


    Со всем уважением, не вижу здесь никакого противоречия. :)
  11. ed65b
    +3
    4 июля 2013 15:49
    А сегодня вычитал что наши заказали снайперские прицелы на миги.
  12. +1
    4 июля 2013 21:24
    Что-ж, интересная информация, но слишком много общих слов и фраз, мало конкретики и точных ТТХ таких шлемов, пускай даже и первых, предсерийных образцов шлемов на западе! Но за интересную информация поставил "+", хотя и переводчик этой статьи мне глубоко атипатичен!
    перевёл: профессор

    Израильские ВВС стали первыми на Западе создавшими один из этих шлемов и до сих пор лидируют в этой области.

    как прочитал эту строчку, то прямо сразу, ОТВЕЧАЮ, был уже почти уверен, что это его рук дело, этот перевод! wassat И не ошибся ...
    Да уж, человек с упрямством достойным ишака продолжает восхвалять на ВО достижения ВПК "своей исторической Родины", Израиля, при это не гнушается жить в Сибири и "сосать титьку" своей Родины-мачехи (каковой он наверное считает Россию). Ни когда не пойму таких!!!
    Что-то мне подсказывает, что у нашего, российского ВПК есть наработки в этой области, и может даже не хуже западных, и уж точно, как водиться, более дешёвые. Почему в ВВС их нет? Извечный вопрос и недоразумения последних 20 лет!
    1. +1
      4 июля 2013 21:45
      Цитата: старик54
      Что-то мне подсказывает, что у нашего, российского ВПК есть наработки в этой области
      Наработки - не серия.
  13. +2
    4 июля 2013 22:05
    Надеюсь, российская разведка и хакеры не хуже китайских? lol
  14. Cyber7
    +3
    4 июля 2013 22:45
    Вопрос.
    Распознаванием и наведением на цель занимается многопроцессорная система. Человек - не многопроцессорная система. Он обычно способен концентрироваться на одной цели.
    И не вспоминайте греков. Это легенда, и нет ей подтверждения, кроме пафосных записок подданных этого самого человека. А если и правда - это легенда только об одном человеке, а в ВВС пилотов - тысячи. Таких ли?
    Так вот вопрос.
    Сколько целей способен сопровождать пилот, насколько эффективно он способен это делать и сколько времени нужно на его обучение?
    И ещё вопрос.
    Какое у него должно быть базовое образование и научная степень?
    Неполное среднее? Высшее?
    Он должен быть МНС? Кандидат Каких-тоТамНаук? Доктор?
    Профессор?
    1. 0
      5 июля 2013 01:03
      Цитата: Cyber7
      И ещё вопрос.
      Какое у него должно быть базовое образование и научная степень?
      Неполное среднее? Высшее?
      Он должен быть МНС? Кандидат Каких-тоТамНаук? Доктор?
      Профессор?

      Ваш намёк понял, посмеялся! laughing Но только не этот, что с ВО, иначе ВВС как род войск лучше вообще упразднять!:))
  15. 0
    5 июля 2013 00:38
    Ну,что ж-TCPсоединение с ELBIT-даешь данные!Господа патриоты!Поможем стране?!
  16. +1
    5 июля 2013 01:26
    [quote=старик54]quote]
    как прочитал эту строчку, то прямо сразу, ОТВЕЧАЮ, был уже почти уверен, что это его рук дело, этот перевод! wassat И не ошибся ...
    Да уж, человек с упрямством достойным ишака продолжает восхвалять на ВО достижения ВПК "своей исторической Родины", Израиля, при это не гнушается жить в Сибири и "сосать титьку" своей Родины-мачехи (каковой он наверное считает Россию). Ни когда не пойму таких!!!



    Судя по этому перлу, для тебя объктивная информация - это антипатриотично, это массонский заговор против России,это красная тряпка(упоминание слова Израиль). Самое время вспомнить о "безродных космополитах." Ещё раз подтвердилась правило: если нет аргументов, то лучший аргумент - нелюбовь к евреям.
  17. +3
    5 июля 2013 04:11
    Цитата: Kram
    Цитата: report4
    Снова израиль родина слонов)?
    А так - молодцы, конечно, жаль что израильские солдаты как солдаты никакущие - иначе бы уже со своими шлемами весь мир покорили.. laughing


    Прежде, чем говорить, убедитесь, что Ваш язык соединён с мозгом!

    А ему это не обязательно. У него язык вполне самостоятельный, да и пальцы на руках с мозгом не советуются. wassat
  18. 0
    7 июля 2013 06:22
    Хех. А мы пойдем другим путем. Заглушим нафиг их шлемы, что бы вместо целеуказания на экране показывало "Ну погоди!".)) Думаю что разрешение уже вполне позволяет. Вообще надо думать не о том, как превзойти (хотя и это не помешает), а о том как сломать их навороченную технику.